Сравнительный анализ творчества А.П. Чехова и И.И. Левитана
Муниципальное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №74 имени Ю.А. Гагарина
"Сравнительный анализ творчества А.П. Чехова и И.И. Левитана"
Работу выполнил:
ученик 9к класса
Вышинский Т.И.
руководитель:
учитель русского языка и
литературы
Суханова О.В.
Ярославль 2009 год
Оглавление
Введение
1. Дружба
И.И. Левитана с А.П. Чеховым
1.1 Общие
темы творчества
2.
Олицетворение человека в рассказах А.П. Чехова и картинах И.И. Левитана
3.
Импрессионизм в творчестве И.И. Левитана и А.П. Чехова
Заключение
Список литературы
На рубеже 19 и 20 веков жили и
творили два великих человека - писатель Антон Павлович Чехов и художник Исаак
Ильич Левитан. Этих двух людей связывала душевная дружба, которая, бесспорно, наложила
определенный отпечаток на их творчество.
Цель данной работы: Сравнить
творчество писателя А.П. Чехова и художника И.И. Левитана, и проследить влияние
их дружбы на творчество каждого из них. В данной работе мы изучим литературу о
жизни и творчестве А.П. Чехова и И.И. Левитана, познакомимся с перепиской двух
друзей, попытаемся найти общие темы творчества.
Левитан и Чехов были ровесниками
и познакомились еще в конце 1870-х годов, когда оба были бедными студентами. Как-то
зимою Левитан заболел, и его друг - Михаил Чехов - привел своего брата Антона
проведать больного. После этого они постоянно встречались в Москве ив
Звенигороде, где некоторое время работал в больнице Антон Павлович. В это же
время Чехов начинал писать свои небольшие юмористические рассказы (еще под
псевдонимом Антоша Чехонте). Но особенно душевной стала дружба писателя и
живописца с 1885 года, когда Левитан вместе с семьей Чеховых провел лето в
подмосковной усадьбе Киселевых Бабкино близ Нового Иерусалима (туда же он
приезжал на отдых и в два последующих года). Только что переживший тяжелый
душевный кризис, доведший его до попытки самоубийства (к счастью, неудачной),
Левитан нашел в семье Чеховых теплое, родственное отношение и искреннюю
дружескую помощь. Сохранилось немало воспоминаний о царившей в Бабкино
целительной атмосфере любви к природе, живому слову и искусству, о совместных
чтениях стихов Пушкина и сатиры Салтыкова-Щедрина, музыкальных вечерах,
прогулках на природе, о веселых играх, организатором которых был неистощимый в
своем остроумии Антон Павлович. Брат писателя, Михаил, описал одну из таких игр
в своих воспоминаниях "Вокруг Чехова": "Бывало, в летние вечера
он надевал с Левитаном бухарские халаты, мазал себе лицо сажей и в чалме, с
ружьем выходил в поле по ту сторону реки. Левитан выезжал туда же на осле,
слезал на землю, расстилал ковер и, как мусульманин, начинал молиться на восток.
Вдруг из-за кустов к нему подкрадывался бедуин Антон и палил в него из ружья
холостым зарядом. Левитан падал навзничь. Получалась совсем восточная картина"[1].
Очень близки были друг другу
Левитан и Чехов.
Эта близость заметна в их
переписке, которая сохранилась до наших дней. Письма эти, иногда
весело-ироничные (Левитан - Чехову: "Ах ты, полосатая гиена, крокодил
окаянный, леший без спины с одной ноздрей, квазимодо сплошной, уж не
знаю, как тебя еще и обругать!"[2]), а иногда исполненные глухой
мрачной тоски (Левитан - Чехову: "Ради бога, если только возможно,
приезжай ко мне хоть на несколько дней. Мне ужасно тяжело, как никогда"[3]), позволяют
ощутить и важность душевной поддержки Левитана Чеховым, и левитановское
восхищение творчеством писателя как пейзажиста - отдельные описания природы у
которого он считал верхом совершенства.
Правда, впоследствии, в 1892
году, был в истории дружбы Левитана и Чехова эпизод, ненадолго омрачивший их отношения
и связанный с чеховским рассказом "Попрыгунья" (другое название -
"Великий человек"). В сюжете этого рассказа Чехов использовал
некоторые моменты взаимоотношений Левитана, его ученицы Софьи Кувшинниковой и
ее мужа, врача Дмитрия Кувшинникова.
Чехов напечатал рассказ, и
Левитан нашел в нем обидные намеки на себя, своих близких, возмутился, вспылил,
даже собирался вызвать Чехова на дуэль. Лишь в 1895 году друзья вновь сошлись. Дружба
их стала еще крепче. Чехов подарил живописцу свою книгу с надписью: "Величайшему
художнику от величайшего писателя. Милому Левиташе "Остров Сахалин" на
случай, если он совершит убийство из ревности и попадет на оный остров". Их
самые сердечные отношения сохранились до конца дней художника.
В 1900 году Левитан умер. Чехов потерял
близкого друга и родного человека. Примечательно, что несмотря на то, что
Чехов, как никто другой, знал Левитана, он так и не оставил о нем никаких
воспоминаний... Когда С.П. Дягилев попросил написать о Левитане, Чехов ответил:
"Вы хотите, чтобы я сказал несколько слов о Левитане, но мне хочется
сказать не несколько слов, а много. Я не тороплюсь, потому что про Левитана
написать никогда не поздно" [4]. Но написать о Левитане Чехов
не успел.
1.1 Общие
темы творчества
Тема природы.
"Природа... Вот
вечно и призывно звучащий зов красоты, свежести, чистоты, который связывает
человека с миром жизни Земли, не ведущей счета годам, ибо нет машин, могущих
подсчитать с точностью количество зорь и закатов, поцелуев и вздохов, меру горя
и счастья. Проснись!... И тогда душе твоей, иногда замороченной суетой, станут
особенно дороги художники, а их не так много, которые открывают немеркнущий,
лучезарный, а порою трагический облик купели нашей - Родины. И среди мастеров,
сумевших в своих полотнах остановить само время и дать нам возможность
вглядеться в диво, которое нам дадено, был Левитан". [5]
Левитан любил природу до
восторженного поклонения ей, он как никто другой глубоко чувствовал, понимал
ее, умел настроиться на ее состояния. Свое восхищение перед солнечным светом и
любование многообразной игрой красок в природе лучше всего художнику удалось
запечатлеть в своих небольших, простых по мотиву, но прелестнейших
произведениях: "Первая зелень. Май" (1888) и "Мостик. Саввинская
слобода" (1884). Не столько рассказ о жизни природы, сколько естественное
впечатление от увиденного и поразившего чуткую к красоте душу художника
передано в картине "Березовая роща" (1885-1889). Излюбленными местами
Левитана для летней работы на этюдах и отдыха в это время были Саввинская
слобода под Звенигородом или усадьба Киселевых "Бабкино", на реке
Истре, недалеко от Нового Иерусалима, где он провел не одно лето вместе с семьей
Чеховых.
Дружба с Левитаном, восхищение
его работами, видимо, многое дали и Чехову как писателю и мыслителю. Как и
Левитан, он готов был "душу отдать за удовольствие поглядеть на теплое
вечернее небо, на речки, лужицы, отражающие в себе томный, грустный закат"[6]. Подмосковную
природу он стал называть левитанистой и писал в одном из писем их общему
товарищу - архитектору Федору Шехтелю: "Стыдно сидеть в душной Москве,
когда есть Бабкино... Птицы поют, трава пахнет. В природе столько воздуха и
экспрессии, что нет сил описать... Каждый сучок кричит и просится, чтобы его
написал Левитан"[7].
Перекликаются с творчеством
Левитана произведения 1880-х годов: повесть "Степь", рассказы о детях
и животных, в которых важнейшую роль играют образы природы и выражены
представления писателя о норме, истинно человечном образе мыслей и чувств.
В 1890 году Левитан представил
широкой публике свою знаменитую картину "Тихая обитель", и ее успех
по-своему отразился и в творчестве Чехова. В его повести "Три года" есть
эпизод, где героиня на художественной выставке рассматривает полюбившуюся ей
картину: "На первом плане - речка, через нее бревенчатый мостик, на том
берегу тропинка, исчезающая в темной траве... А вдали догорает вечерняя заря. И
почему-то стало казаться, что эти самые облачка, и лес, и поле, она видела уже
давно и много раз, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке, и там, где
была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного, океана
чистой радости и ни чем не омраченного блаженства... "[8]
В конце 1890-х годов для
Левитана особенно характерным стало обращение к сумеречным пейзажам,
изображению спящих деревень, лунных тихих ночей. В таких работах (Лунная ночь в
деревне, 1897, Восход луны. Деревня, 1898; пейзаж на камине в доме А.П. Чехова
в Ялте; Сумерки. Стога, 1899) он достиг небывалого лаконизма изображения. В
этих работах отражена философская глубина взгляда позднего Левитана на мир, они
сопоставимы с образами Чехова в рассказах конца 1890-х годов часто выражавшего
свои сокровенные мысли и чувства через пейзажи, близкие левитановским. Так, в
рассказе Человек в футляре (1898) пошлости и мелочам обывательского быта
противостоит красота, бесконечность природы и вызываемых ею чувств и мыслей:
"Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее избами, стогами,
уснувшими ивами, то на душе становится тихо; в этом своем покое, укрывшись в
ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, и
кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на
земле и все благополучно"[9].
Оба художника были не только
авторами "печального пейзажа", но умели передавать восторг перед
красотой природы. Их работы пронизаны чувством горячей любви к своей Родине. Тяжело
больной Левитан пишет из Италии художнику А.М. Васнецову: "Воображаю, какая
прелесть теперь у нас на Руси, - реки разлились, оживает все... Нет лучше
страны, чем Россия!"[10]
А.П. Чехов известен как мастер
реалистического рассказа. Правда жизни - вот что привлекало его прежде всего. И
этой правде Чехов не изменял нигде и ни в чем. Главное средство, которое Чехов использует
для достижения той четкости, ясности, жизненной правдивости, которая отличает
все его рассказы, - краткость. Но, оставляя только самое важное, самое
необходимое, избегая пространных описаний, великий художник создает полную и
яркую картину, вызывает у читателя богатейшую гамму чувств. Никто ни до него,
ни после не умел писать так ярко и лаконично, на нескольких страничках умещая
целую человеческую жизнь. В своих небольших рассказах Чехов ставил большие
проблемы современности, глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины
социального неустройства.
Необходимо обратить внимание на
роль пейзажа в произведениях Чехова. Постоянным принципом писателя стало
соотнесение природы и человеческих чувств. Например, в рассказе "Ионыч"
только две пейзажные зарисовки. Обе они связаны с духовным миром героя. Первая
- описание лунной ночи, которое соответствует душевному настрою влюбленного
Старцева. Вторая зарисовка - всего несколько предложений, в которых говорится о
наступлении осени. Такая осень и в душе героя.
Творчество Левитана тоже было
посвящено теме отражения "внутренней духовности", только красками природы.
Очевидно, что внутренний мир человека отражается в его делах, поступках, в
истории, даже в его внешнем виде, но человек живёт "в природе" и природа
также может отражать такие же настроения, которые свойственны людям. Можно ли,
рисуя только природу и посвящая своё творчество только ей, отобразить
человеческую душу? Своим творчеством Исаак Левитан доказал, что это вполне
возможно. Природа на полотнах Левитана - это живой человек, который переживает,
грустит, радуется и это можно вполне ясно ощутить на его картинах. Левитан не
населял свой пейзаж людьми. Достаточно вспомнить, что фигуру женщины в картине
"Осенний день. Сокольники" написал Николай Чехов, брат писателя. И
тем не менее картины Левитана самым тесным образом связаны с переживаниями
человека, они всегда воздействуют на чувства людей. Своего апогея достигает
философская мысль Левитана в картине "Над вечным покоем" (1894). Грандиозность
водной и небесной стихий, безграничность пространства - и здесь же открытый
всем ветрам маленький островок земли с заброшенным кладбищем и часовней, в окне
которой едва теплится огонек... Все рождает мысли о жизни и смерти, о
ничтожности человека и его бренной судьбе перед лицом извечной величественной
природы.
Импрессионизм (франц. impressionnisme,
от impression - впечатление), направление в искусстве последней трети 19 - начале
20 вв. Импрессионизм продолжает начатое реалистическим искусством 1840-60-х гг.
освобождение от условности классицизма, романтизма и академизма и утверждает
красоту повседневной действительности, простых, демократичных мотивов,
добивается живой достоверности изображения. И. делает эстетически значимой
подлинную, современную жизнь в её естественности, во всём богатстве и сверкании
её красок, запечатлевая видимый мир в присущей ему постоянной изменчивости,
воссоздавая единство человека и окружающей его среды. Акцентируя как бы
случайно пойманный взглядом преходящий момент непрерывного течения жизни,
импрессионисты отказываются от повествования, от фабулы.
В соответствии с этим
определением и Левитан, и Чехов были импрессионистами. Чехов вошел в историю
русской литературы как художник-новатор. Передовые современники ценили в Чехове
его изумительное знание разнообразных сторон русской действительности, его
любовь к родной стране, к ее природе, ее народу, его веру в грядущее торжество
правды и справедливости. Восхищаясь силой чеховского реализма, способностью
Чехова понимать сложность жизни, видеть жизнь такою, какова она есть - М. Горький,
прямой наследник Чехова, уже в конце XIX столетия ясно почувствовал
долговечность созданных им ценностей.
Творчество Чехова, отразившее с
исключительной широтой русскую жизнь его времени, имеет непреходящую
познавательную и эстетическую ценность. Оно ценно глубокой верой в неизбежность
победы всех лучших человеческих стремлений, верой в неизбежность наступления
новой, счастливой жизни.
И Левитан упорно ищет "новые
формы", приходя к предельной, подлинно чеховской простоте изобразительных
средств. Опуская ненужные детали, он сосредотачивает внимание на самом
существенном, и лаконичной, острой композицией, верно взятым общим тоном,
обобщенной трактовкой форм природы добивается замечательной силы выражения того
или иного мотива русской природы. Так, в картине "Летний вечер" (1899-1900)
широко, без каких-либо подробностей, пишет Левитан погруженный, ушедший уже в
прохладную вечернюю тень первый план картины с широкой проселочной дорогой и
неказистой изгородью, густыми, сочными мазками лепит раскрытые ворота
деревенской околицы, освещенные заходящим солнцем, золотящийся в его лучах
дальний лесок. С необыкновенной простотой и поэтичностью Левитан передает
очарование летнего вечера где-то на задворках деревни, а в нашем восприятии
возникает вся старая крестьянская Русь. Это, в сущности, тот же "подтекст"
и то же умение через характерную частность выразить общее, типическое, каким
отличалось новаторское мастерство А.П. Чехова.
1.
Большой энциклопедический словарь. М. 1994.
2.
Переписка А.П. Чехова. В двух томах. Том первый. М. Художественная
литература. 1984.
3.
Русская живопись. Левитан Исаак Ильич. [1] Чехов М.П. Вокруг Чехова. М.
Московский рабочий. 1964. с. 156.
[2] Переписка А.П.Чехова. В двух
томах. Том первый. М. Художественная литература. 1984. с. 83.
[3] Там же. с. 53.
[4] Переписка А.П.Чехова. В двух
томах. Том первый. М. Художественная литература. 1984. с. 136.
[5] Тайна Левитана. Очерк
неизвестного автора. [6] Чуковский К.И. Современники.
М.: Мол. гвардия. 1967. с. 112.
[7] Чехов А.П. Полное собрание
сочинений и писем в тридцати томах. Письма в двенадцати томах. М. Наука. 1974.
86, V1, 8.
[8] Чехов А.П. Три года. [9] Чехов А.П. Человек в футляре. [10] Русская живопись. Левитан
Исаак Ильич. http://www.artsait.ru/art/l/levitan/main.htm