Сравнительная характеристика художников-романтистов в Украине и Англии
Сравнительная
характеристика художников романтистов в Украине и Англии
Романтизм ( от итал.-Roma–Рим)- тенденция художественного
мышления, основанная на преклонении перед итальянским искусством использовании
тем,с южетов, художественных форм и техники искусства Италии, главным образом
живописи римской школы. Романтизм является результатом сильного воздействия
достижений искусства итальянского возрождения на художников других стран и
пронизывает собой европейский классицизм и академизм ХVI-XIX вв.. В
конкретно-историческом смысле как определённое художественное течение романтизм
оформился в нидерландском искусстве XVI в., представители которого ориентировались в своём творчестве на
современное им искусство Италии. Особое влияние на художников - романтистов
оказал идеальный стиль Рафаэля и его школы. Романтисты по нескольку лет жили и
работали в Италии, а вернувшись на родину, продолжили, вернувшись на родину,
продолжили развивать «итальянский стиль». Среди них Ян Госсарт «был первым,
принесшим из Италии искусство писать истории и пейзажи с обнаженными фигурами».
В основе романтизма лежит,
безусловно, романтика. Романтика – это смутное ощущение бесконечности мира,
времени и пространства. Романтическое сознание – непременное свойство всякого
духовно развитого человека. Вместе с тем это глубоко личное субъективное
религиозное, интимное переживание непознанного неизвестного на протяжении жизни
человека романтика как определённая мечтательная тенденция умонастроения ищет
своего выражения в различных действиях, в том числе и в художественной
деятельности.
Благодаря всепоглощающему
романтическому началу художественного творчества, Романтизм не только противостоит
Классицизму, но и связан с ним. Многие художники были подлинными романтиками
классицизма: А. Мантенья, Н. Пуссен, К. Лоррен, Дж-Б. Пиранези, П. Гонзага и
многие другие. Романтиками были Рембрандт и апологет академического классицизма
Энгр. Поэтому существует даже такой термин «романтический классицизм».
Романтизм и классицизм всё время «шли рядом» и только во Франции в начале XIX в. их пути стали расходиться.
Поэтому в более узком, конкретно-историческом смысле, под Романтизмом часто
понимают определенное художественное направление конца XVII-начала XIX
вв. Многие считают, что Романтизм как художественное направление оформился
впервые в английской живописи ещё в середине XVIII ст. отчасти под влиянием эстетики классицизма и пейзажного
стиля английских садов. В 1790-х гг. новаторство живописной техники Т. Гейнборо
положило начало течению «питтюреск», или «пиктуреск». Этим термином обозначали
живопись романтиков К. Лоррента, Н. Пуссена, С. Роза, а затем и своих
пейзажистов таких как
У. Тёрнер. Английский
пейзаж, как и английский пейзажный стиль в парковом искусстве,- типичный
Романтизм, отражавший стремление к естественному, стихийному ощущению красоты в
природе.
Условия развития искусства
Период от Хогарта до
Констебля и Тернера, т.е. столетие, заключенное между 30-ми годами XVIII и XIX веков, по праву считается «золотым веком» английской
живописи. Никогда в другое время не работало здесь бок о бок столько
первоклассных мастеров, ни в какую другую эпоху Англия не внесла такого
богатого вклада в историю мирового искусства. Этот рассвет английской живописи
не был случайным. Именно в эту эпоху Англия вступила на путь бурного
капиталистического развития, ознаменовавшегося небывалым ростом её этаном
могущества и всеобщим подъемом национальной культуры и искусства. Захват
многочисленных колоний и ограблений Индии, неуклонное расширение торговли и
возрастание промышленного производства - обусловила накопление огромных
материальных богатств. Стремительный рост городов и новой городской цивилизации
в корне менял лицо старой сельской Англии с ёё однообразным и неподвижным
патриархальным укладом. Столица страны - Лондон с начала XVIII столетия постепенно превращалась в
главный культурный центр, где быстро расцветала богатая художественная жизнь.
Специфические черты развития английского общества и своеобразие английского
искусства того времени.
Что касается Украины: в XVIII-XIX веке она находилась под властью двух империй –
Российской и Австрийской. Именно поэтому художники романтисты появлялись на арене
украинской живописи в разные десятилетия и под влиянием самых разнообразных
жанров и направлений искусства . Развитие украинской культуры имело определённую
особенность. Она продолжала развиваться в условиях иностранного господства. На
Левобережии она развивалась в условиях русификации. Продолжался отток
украинской культурной элиты в Россию. Выходцы из Украины достигли в русских
культурных учреждениях выдающихся успехов.
В XVIII веке начало ослабевать религиозное
влияние на науку и искусство. Развивалась медицина, физика, химия, астрономия
.На более высокий уровень поднялась украинская философия, самым известным
представителем которой был Г.Сковорода. Под влиянием устного народного
творчества, российской и мировой литературы развивалась украинская литература с
её разнообразной тематикой. Начала хорошо развиваться система образования. Выросло
профессиональное мастерство деятелей искусства. Всемирно известными были
выходцы из Украины – художники Д. Левицкий, В. Боровиковский, которые были
мастерами портретной живописи. В архитектуре дальнейшего развития достиг стиль барокко.
В отличие от
благоприятных условий для развития английской живописи, Украина лишь начала
делать первые шаги в развитие искусства в целом, и именно это сказывается на
неравных достижениях обоих стран в изобразительном искусстве.
Первые фундаменты
художественного образования в Киеве были заложены деятельностью Киевской
рисувальной школы М.И.Мурашка (1875 1901) и Киевского художественного училища
(1901-1917).
Нормальное развитие
искусства и художественное образование на Украине стали возможными лишь после
победы Великой Октябрьской социалистической революции, которая открыла перед
украинским искусством огромные горизонты, поставила перед ним первоочерёдное задание
– служение народу, удовлетворение его эстетических запросов и духовных потреб.
До революции на Украине не было высшего художественного учебного заведения.
Было лишь художественное училище «рисовальная школа Одесского общества» в
Одессе (1865), которое возникло во второй половине XIX века, и частная художественная школа Раевской-Ивановой в
Харькове (1869).
Художники, которые сыграли
большую роль в истории украинского изобразительного искусства были выпускниками
Петербургской Академии Искусств(XVIII-XXвв..). В Академии развили талант:
Лосенка, Левицкого, Боровиковского, Бловачевского, Мартоса, и других выходцев
из Украины. В основном украинские художники получали образование закордонном и
приезжали в Украину перестраивать искусство.
Констебль и Труш
Живописне картины украинских художников разительно отличаются от английских, но всё же есть
в ни что-то общее что объединяет и тех и других.
Возьмем, к примеру, Ивана
Труша и Джона Констебля.
Художником, как бы
обобщившем в своём искусстве все прогрессивные устремления свого времени явился
Джон Констебль( 1776-1837),которого по праву называют отцом реалистического
пейзажа XIX века. Отбрасывая традиционные нормы и
образы, Констебль с первых шагов выступает как последовательный реализм,
стремящийся сочетать живость непосредственного впечатления с глубоким изучением
природы. «Первое, что я стараюсь делать, берясь за кисть, - писал он, - это
забыть, что я когда-либо видел какую-нибудь картину». И действительно, в своей
живописи Констебль является подлинным революционером, давшим и новое понимание
природы и новый художественный язык для его выражения. Утверждая всем своим творчеством
ценность живого реального мира, окружающего человека, Констебль стремился воссоздать
этот мир во всём его красочном богатстве, в трепетной динамике постоянного
становления и изменения. Отказываясь от условного коричневого колорита, он
полностью обновляет свою палитру, бесконечно разнообразя её цветовые оттенки и
вводя чистые несмешанные тона, что придаёт его живописи свежесть и яркость
красок природы. Подобную же выразительность обретает и живописная техника
Констебля с ёё смелыми сочными мазками, сменившими прежнюю заглаженность
фактуры. Так по своей живописной манере Констебль больше чем на полстолетия опережает
своих современников, предвосхищая не только достижения «барбизонцев», но и
художников второй половины XIX века. Постоянно разнообразя свои приёмы, Констебль с одинаковой силой передаёт и тончайшие эффекты
освещения, и материальную плотность изображённых предметов. Облака в его
картинах как бы движутся по небу, а листва деревьев, словно колышется у нас на
глазах. Констебль сумел в самой простой деревенской природе увидеть
неиссякаемый источник красоты и поэзии. Впервые в истории пейзажной живописи
художник выносит свой мольберт под открытое небо. Полотна, которые художник
скромно называл этюдами, в действительности являются настоящими картинами, в
которых удивительно объединяются непосредственная свежесть восприятия с
подлинной тектоничностью построения и завершённым чувством целого. Ранние вещи
Констебля, подобные его «Флетвордский мельнице», отличаются ещё некоторой
дробностью в их попытке воспроизвести всё подающее в поле зрения художника. Но
уже в 20-х годах он достигает полного гармонического единства, которым дышит
такие монументальные полотна, как «Телега для сена» и «Прыжок лошади».
Констебль не был оценен консервативной буржуазной публикой Англии. Критика
обрушивалась на него за «низменность» сюжетов, упрекала в «неряшливости» и
«грубости» письма. Его картины раскупались слабо, и даже при избрании в
Академию он прошел большинством лишь одного голоса. Только в Парижском салоне
1824 года, куда было послано несколько его картин, Констебль нашел себе
достойную оценку у лучших представителей передовой романтической школы. На
родине же значение творчества Констебля было полностью признано лишь полвека
спустя после его смерти.