Советская культура в 1917-1940 гг.
Советская
культура в 1917–1940 гг.
Составной
частью проходивших в послеоктябрьские годы преобразований являлись перемены в
сфере культуры («культурная революция»). Они затронули образование, науку,
технику, литературу, искусство, всю духовную жизнь общества. Направление и
характер начавшихся в культурной сфере изменений определялись установками на
формирование новой, социалистической художественной культуры. С ее созданием
партийно-государственное руководство страны связывало построение
социалистического общества.
Культура
в первое послеоктябрьское десятилетие
Культура
в период гражданской войны. Одну из важнейших задач в области культуры
советское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения.
Была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной
жизнью общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Его возглавлял А.В. Луначарский
видный деятель РКП(б), литературный критик и публицист. При местных Советах
создавались отделы народного образования. Позднее был организован
агитационно-пропагандистский отдел при ЦК РКП(б). В его обязанность входило
партийное руководство развитием культуры.
С
первых дней существования Наркомпроса одним из направлений его деятельности
стала работа по охране художественных и исторических ценностей. К ней были
привлечены многие известные деятели искусства, в частности, художники А.Н. Бенуа,
А.М. Васнецов и В.Д. Поленов, архитекторы Р.И. Клейн и В.А. Щуко.
При их участии проводилась национализация частных художественных собраний,
театров, предприятий фотокинопромышленности. Государственными музеями
объявлялись Зимний дворец (Эрмитаж), Третьяковская галерея, Музей изящных
искусств. Были закрыты частные издательства и создано государственное
издательство.
Революционные
события 1917 г. и гражданская война не остановили процессы художественного
развития. Они оказали глубокое и неоднозначное воздействие на все сферы
творческой деятельности. В области культуры появились новые тенденции. Ранее
возникшие группы футуристов и имажинистов объявили себя представителями
революционного искусства. Со страниц газеты «Искусство коммуны» поэты-имахинисты
призывали к разрушению литературного «старья», к диктатуре «левого искусства».
Во многих городах получило распространение пролеткультовское движение.
Пролеткульт (пролетарская культура) представлю собой культурно-просветительную
и литературно-художественную организацию, возникшую осенью 1917 г.
Руководители Пролеткульта (А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев и др.) видели
главную цель его деятельности в создании пролетарской культуры,
противопоставляя ее всей художественной культуре. Кружки и студии Пролеткульта
приобщали к литературе, театральному и изобразительному искусству широкие массы
трудящихся, выявляли среди них будущих поэтов, писателей, художников, актеров.
Пролеткультовцы издавали свои журналы «Гудки», «Пролетарская культура» и др.
Публиковались сборники стихов пролетарских поэтов; например, были изданы книги А.К. Гастева
«Поэзия рабочего удара» и В.Т. Кириллова «Зори грядущего». В 1920 г.
в пролеткультовском движении участвовали около 400 тыс. человек.
Создавались
и довольно быстро распадались другие литературные группировки. Так, например, в
течение 1917–1918 гг. действовала группа «Скифы», в рядах которой
находились М.М. Пришвин, Н.А. Клюев, С.А. Есенин. Осмыслить
происшедшие события пытались в своем творчестве поэты А.А. Блок (поэма «Двенадцать»)
и В.В. Маяковский (поэма «Мистерия-буфф»), художники К.С. Петров-Водкин
(картина «1918 год в Петрограде») и К.Ф. Юон («Новая планета»).
Заметным
явлением в художественной жизни первых послереволюционных лет была
монументальная пропаганда. Принятый в 1918 г. декрет о монументальной пропаганде
предусматривал уничтожение сооруженных до 1917 г. памятников «в честь
царей и их слуг» и возведение памятников революционерам, деятелям русской и
мировой культуры. Авторами новых монументов были известные скульпторы Н.А. Андреев
(Обелиск советской Конституции в Москве), С.Д. Меркуров (памятники К.А. Тимирязеву
и Ф.М. Достоевскому), Л.В. Шервуд (памятник А.Н. Радищеву).
Представители
российской интеллигенции по-разному восприняли революционные события 1917 г.
и последовавшие вслед за тем политические и социально-экономические изменения.
Интеллигенция, составлявшая 2,2% общего состава населения страны, была
неоднородна по своему социальному положению и общественно-политическим
воззрениям. Вопрос о сущности революции, о судьбах культурного наследия, об
отношении к новой власти рассматривался в ее кругах по-разному. Разгон
Учредительного собрания, система чрезвычаек оттолкнули от большевиков многих
представителей культуры. Не выдержали лишений либо не приняли нового режима и
покинули Россию писатели И.А. Бунин и Д.С. Мережковский,
авиаконструктор И.И. Сикорский и академик Петербургской Академии наук
химик П.И. Вальден. В то же время часть леворадикальной интеллигенции
поддержала новую власть, встала на путь профессионального сотрудничества с ней
(естествоиспытатель К.А. Тимирязев, поэты В.В. Маяковский и В.Я. Брюсов).
Руководители страны понимали необходимость совместной работы с деятелями науки
и искусства и принимали меры по вовлечению их в органы государственной власти.
Условия
развития культуры в годы НЭПа. С завершением гражданской войны и переходом к
нэпу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации
общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные
диспуты по вопросам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России.
Оживилась деятельность ранее созданных научных обществ (философских,
исторических). Возникали новые общественные объединения – научные, творческие,
культурно-просветительные. Тысячи людей участвовали, например, в работе Международной
организации помощи борцам революции (МОПР), в шефских рабочих организациях,
обществе друзей радио и т.п.
В
крупных городах действовали частные и кооперативные издательства (в 1924 г.
их насчитывалось 28). В них печатались философские и экономические журналы,
литературные альманахи и сборники, книги для детей и учебная литература. Была
денационализирована часть зрелищных предприятий. Коллективам и частным лицам
были переданы около 30% общего числа действующих кинотеатров, театров,
художественных школ.
Процесс
либерализации общественной жизни был непоследовательным и противоречивым.
Руководители страны опасались, что свобода мнений может привести к расширению
деятельности противников советского режима. С целью противостояния буржуазной
идеологии были организованы политшколы, совпартшколы, комуниверситеты. Для
пропаганды марксистской философии и борьбы с философским идеализмом было
создано общество воинствующих материалистов (1924 г.). С середины 20-х
годов работа частных издательств, так же как и общественных организаций, стала
ограничиваться. Был установлен контроль над печатью, деятельностью издательств,
репертуаром кино и театров.
Образование
и наука. Одним из центральных направлений политики в области культуры была
работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 г.
примерно три четверти всего взрослого населения России не умели ни читать, ни
писать. Особенно много неграмотных было в сельской местности и национальных
районах.
С
конца 1918 г. началась реорганизация системы народного образования.
Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковноприходские и земские школы.
На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней
(со сроком обучения пять лет и четыре года). Плата за обучение отменялась.
В
конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности
среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет,
не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке.
Уклоняющиеся от этой обязанности могли быть привлечены к уголовной
ответственности.
Была
создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.
Вместе с Наркомпросом она возглавила развернувшуюся в стране работу по обучению
грамоте населения. В городах и сельской местности создавались пункты ликбеза
для обучения неграмотных чтению и письму. Однако эта работа осложнялась
недостатком финансовых средств, слабостью материальной базы, нехваткой
педагогических кадров. В этих условиях большую помощь в борьбе с неграмотностью
оказали общественные организации. В 1923 г. возникло общество «Долой
неграмотность». Свыше 1,2 млн. человек объединяли городские шефские
организации, призванные помогать деревне в подъеме культуры.
В
условиях нэпа были увеличены ассигнования на развитие образования и на работу
по ликвидации неграмотности. В 1925 г. правительство приняло закон,
предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширение
сети школ. Проведенная в 1926 г. Всесоюзная перепись населения
зафиксировала значительное увеличение числа лиц, умеющих читать и писать.
Численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1% (в 1897 г.
24%). Несколько сократился разрыв в уровне грамотности между жителями города и
деревни.
Преобразования
коснулись высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление
студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании.
Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и
крестьян. В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки для
поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшей
школы должна была способствовать созданию новой, рабочекрестьянской
интеллигенции.
Уделялось
внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые
научно-исследовательские институты. Среди них – действующие поныне
Физико-химический, Физико-технический (сейчас имени А.Ф. Иоффе),
Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. Участие в организации новых
исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области
авиации Н.Б. Жуковский, физик А.Ф. Иоффе и др. Создавалась библиотека
Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в
Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт
научной информации по общественным наукам ИНИОН). В условиях гражданской войны,
голода и нехватки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов была
невелика. Правительство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем
введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны и
не могли изменить тяжелого положения научных кадров. Лишь после окончания
гражданской войны появились условия для становления науки. Были основаны новые
институты в системе Российской Академии наук. которая с 1925 г. стала
именоваться Академией наук СССР.
Литература
и искусство. Художественная жизнь 20-х годов развивалась сложно, в борьбе
художественных взглядов и систем. Со своими декларациями выступили литературные
группировки футуристов, лефовцев, конструктивистов. Общим для них был взгляд на
искусство как на средство преобразования мира. Порвавшие с Пролеткультом
писатели и поэты (М.П. Герасимов, В.В. Казин, И.Н. Садофьев и
др.) организовали литературное объединение «Кузница» (по названию одноименного
журнала). Группа объявила себя единственной организацией, выражающей интересы
революционного рабочего класса.
Идентичные
процессы происходили в сфере музыкальной жизни. За отражение в творчестве
композиторов тем, связанных с созданием нового общества, выступала Российская
ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Ассоциации проявляли нетерпимость в
отношении так называемых непролетарских писателей и композиторов. Борьбу за «чистоту»
пролетарского искусства вела Российская ассоциация пролетарских художников
(РАПХ).
Входившие
в состав пролетарских творческих групп музыканты, литераторы, художники
стремились отразить в своем творчестве современную им действительность. На
художественных выставках демонстрировались картины «Тяжелая индустрия» Ю.И. Пименова
и «Тачанка» М.Б. Грекова. В театрах ставилась политическая оперетта «Белые
и черные» В. Шмидтгофа и С. Тимошенко; «Мистерия-буфф» В. Маяковского.
Деятели искусства стремились к утверждению агитационнопропагандистских форм на
театральной сцене. Поиски нового зрелищного театра отразились наиболее полно в
постановках режиссера В.Э. Мейерхольда.
Многие
писатели и драматурги 20-х годов обращались к историческому прошлому страны
(романы А.П. Чапыгина «Разин Степан» и О.Д. Форш «Одеты камнем»).
Тема минувшей гражданской войны заняла большое место в творчестве писателя М.А. Булгакова
(роман «Белая гвардия», пьеса «Бег») и драматурга К.А. Тренева (пьеса «Любовь
Яровая»).
Внутренняя
перестройка произошла в поэзии С.А. Есенина и Н.Н. Асеева. В их
произведения прочно вошла тема повседневной жизни.
К
концу 20-х годов в творчестве подавляющей части художественной интеллигенции
твердо определилась новая тематика. Наметился отход от прежнего негативного
отношения ко всему предшествующему искусству.
Культурная
жизнь в конце 20-х 30-е годы
Идеологизация
культуры. С конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов
государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли
изменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее
отраслями передавалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по
радиофикации и радиовещанию и т.д.). Новым наркомом просвещения был назначен А.С. Бубнов,
находившийся ранее на руководящей работе в системе РККА. Перспективы развития
культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами.
Обсуждение вопросов культурного! строительства проходило на съездах и пленумах
ЦК партии. В деятельности партийно-государственных органов большое место
занимала работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утверждение
марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся
общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати,
литературе и искусству.
В
постановлениях ЦК партии «О журнале «Под знаменем марксизма» и «О работе
Комакадемии» (1931 г.) были намечены задачи и основные направления
развития общественных наук. От них требовалось преодолеть отставание науки от
практики социалистического строительства. В постановлениях был сформулирован
тезис об «обострении классовой борьбы на теоретическом фронте». Вслед за тем
начались поиски «классовых врагов» на «историческом фронте», на музыкальном и
литературных «фронтах». В «контрреволюционном вредительстве» были обвинены
историки Е.В. Тарле и С.Ф. Платонов, литературовед Д.С. Лихачев.
В 30-е годы были репрессированы многие талантливые писатели, поэты, художники (П.Н. Васильев,
О.Э. Мандельштам и др.).
Перенесение
в сферу культуры форм и методов классовой борьбы оказывало негативное
воздействие на духовную жизнь общества.
Образование
и наука. В годы предвоенных пятилеток продолжалась работа по ликвидации
неграмотности и малограмотности, по повышению культурного уровня советских
людей. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого
неграмотного населения.
1930
год явился важной вехой в работе, направленной на превращение СССР в грамотную
страну. Было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное)
образование. Значительные средства были выделены на школьное строительство.
Только в годы второй пятилетки в городах и рабочих поселках открылись свыше 3,6
тыс. новых школ. Более 15 тыс. школ начали действовать в сельской местности.
Задачи
индустриального развития страны требовали все большего числа грамотных и
квалифицированных кадров. Вместе с.тем образовательный уровень рабочих был
невысок: средняя продолжительность их школьного обучения составляла 3,5 года.
Процент неграмотных рабочих достигал почти 14%. Сложился разрыв между
общеобразовательной подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры и
потребностями народного хозяйства. Для улучшения подготовки кадров была создана
сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению
технической грамотности.
Принимались
меры по развитию системы среднего специального и высшего образования. Были
отменены ограничения для «классово чуждых элементов» при поступлении в вузы.
Ликвидировались рабфаки. Расширилась сеть высших учебных заведений. К началу 40-х
годов в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Осуществление планов
народнохозяйственного развития потребовало увеличения подготовки специалистов
для всех отраслей экономики. За период с 1928 по 1940 г. численность
специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до 909 тыс., со средним
специальным с 288 тыс. до 1,5 млн.
Одной
из черт общественного сознания 30-х годов, отражавшейся на развитии высшей и
средней школы, было осмысление своего времени как определенного этапа в
отечественной истории. СНК СССР и ЦК ВКЩб) приняли постановление о преподавании
гражданской истории в школах (1934 г.). На его основании восстанавливались
исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Другое
постановление касалось подготовки учебников по истории.
Продолжалась
работа по созданию' научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая
наука. В Москве открылись Институты органической химии, геофизики. Всесоюзная
академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились
исследования по проблемам микрофизики (П-Л. Капица), физики
полупроводников (А.Ф. Иоффе), атомного ядра (И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров,
А.И. Алиханов и др.). Работы К.Э. Циолковского в области
ракетной техники стали научной основой для создания первых опытных ракет.
Исследования ученого-химика С.В. Лебедева позволили организовать
промышленный способ получения синтетического каучука. Незадолго до начала
Великой Отечественной войны были созданы под руководством А.П. Александрова
способы зашиты кораблей от магнитных мин.
В
регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения Академии наук СССР,
научно-исследовательские институты. Во второй половине 30-х годов в стране
работали свыше 850 НИИ и их филиалов.
Художественная
жизнь. Начиная со второй половины 20-х годов литература и искусство
рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания
масс. Именно этим объяснялось усиление борьбы с «контрреволюционными» идеями и «буржуазными
теориями» в сфере художественной жизни.
На
рубеже 20-х 30-х годов увеличилось число литературных объединений. Действовали
группы «Перевал», «Леф» (Левый фронт искусства), Всероссийский союз писателей.
Союз крестьянских писателей. Литературный центр конструктивистов (ЛЦК) и
другие. Они проводили свои съезды, имели печатные органы.
В
1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке
литературно-художественных организаций». В соответствии с ним были упразднены
все литературные группировки. Писатели и поэты объединялись в единый творческий
союз (он насчитывал 2,5 тыс. человек). В августе 1934 г. состоялся I
Всесоюзный съезд советских писателей. На нем с докладом о задачах литературы
выступил A.M. Горький. Вслед за общесоюзным прошли писательские съезды и были
созданы союзы писателей в некоторых союзных республиках. В числе руководителей
СП СССР в 30-е годы находились A.M. Горький и А.А. Фадеев. Был создан Союз
советских композиторов. С возникновением творческих союзов ликвидировалась
относительная свобода художественного творчества. Вопросы литературы и
искусства обсуждались на страницах газет как дело принципиальной важности.
Основным творческим методом литературы и искусства становился социалистический
реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность.
Регламентация
художественного творчества сдерживала, но не остановила развития литературы,
живописи, театрального и музыкального искусства. Музыкальная культура этих лет
была представлена произведениями Д.Д. Шостаковича (оперы «Нос» и «Катерина
Измайлова»), С.С. Прокофьева (опера «Семен Котко») и др.
Повысился
интерес к культурному и историческому прошлому страны. В 1937 г. было
торжественно отмечено столетие со дня гибели А.С. Пушкина. Большой
популярностью пользовались фильмы на исторические темы («Александр Невский» режиссера
С.М. Эйзенштейна, «Петр Первый» В.М. Петрова, «Суворов» В.И. Пудовкина
и др.). Значительных успехов достигло театральное искусство. В репертуаре
театров прочно утвердились произведения отечественной и зарубежной классики,
пьесы советских драматургов (Н.Ф. Погодина, Н.Р. Эрдмана и др.).
Бессмертные творения были созданы художниками П.Д. Кориным и М.В. Нестеровым,
P.P. Фальком и П.Н. Филоновым.
Индустриализация
конца 20-х начала 30-х годов способствовала развиваю массового
градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов
сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами
и детскими учреждениями. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и
здравницы. В проектировании их участвовали архитекторы И.В. Жолтовский, И.А. Фомин,
А.В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых
архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового
общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные
здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню – Дом культуры
имени Русакова в Москве (архитектор К.С. Мельников), то пятиконечную
звезду театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К.С. Алабян
и В.Н. Симбирпев).
Широкий
размах приобрели работы по реконструкции Москвы столицы СССР и других
промышленных центров. Стремление к созданию городов нового быта, городов-садов
приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ
уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и
Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т.д.).
Русское
зарубежье. Составной частью отечественной культуры 20-х 30-х годов является
творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшихся
за рубежом. К концу гражданской войны численность эмигрантов из Советской
России достигла 1,5 млн. человек. В последующие годы эмиграция продолжалась.
Почти две трети от общего числа покинувших Россию лиц обосновались во Франции,
Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах Северной и Южной
Америки, в Австралии. Оторванные от родины, они стремились сохранить свои
культурные традиции. За рубежом были основаны несколько русских издательств. В
Париже, Берлине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналы
на русском языке. Выходили в свет книги И.А. Бунина, М.И. Цветаевой, В.Ф. Ходасевича,
И.В. Одоевцевой, Г.В. Иванова.
В
эмиграции оказались многие крупные ученые-философы. Находясь далеко от родины,
они пытались осмыслить место и роль России в истории и культуре человечества. Н.С. Трубецкой,
Л.П. Карсавин и другие стали основоположниками евразийского движения. В
программном документе евразийцев «Исход к Востоку» говорилось о принадлежности
России двум культурам и двум мирам Европе и Азии. В силу особого
геополитического положения, считали они, Россия (Евразия) представляла особую
историческую и культурную общность, отличную и от Востока, и от Запада. Одним
из научных центров российской эмиграции был Экономический кабинет С.Н. Прокоповича.
Объединившиеся вокруг него ученые-экономисты занимались анализом
социально-экономических процессов в Советской России 20-х годов, публиковали
научные труды по этой теме.
Многие
представители эмиграции вернулись в конце 30-х годов на родину. Другие остались
за рубежом, и творчество их стало известным в России лишь спустя несколько
десятилетий.
Итоги
коренных преобразований в культурной сфере были неоднозначны. В результате этих
преобразований были созданы непреходящие ценности в области духовной и
материальной культуры. Повысилась грамотность населения, увеличилась
численность специалистов. И в то же время идеологический нажим на общественную
жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отражались на развитии
всех сфер культуры.