Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛИАЛ в г. Минске
Кафедра социальной работы
Контрольная работа
по учебной дисциплине "Антропология"
на тему: "Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи
символов"
Студента СОЛОВЬЁВА А.А,
I курса
заочного отделения.
Проверила: к. ф. н.,
доц. ГАФАРОВА Ю.Ю.
Минск 2009
План
Ведение
1.
Коммуникация как составляющая культуры. Механизм коммуникации. Особенности
невербальной коммуникации
2. Символ
как информационная единица коммуникации. Основные группы символов
3. Эволюция
символов и логика их взаимосвязи
Заключение
Список
использованной литературы
Каждая культура в процессе своего развития создает различные
системы символов и знаков, которые являются своеобразными ее носителями. Для
человека владение этими знаками и знаковыми системами означает его включение в
отношения с другими людьми и в культуру. На протяжении истории человечеством
было создано огромное количество знаков и символов, регулирующих поведение индивидуумов
в социуме и помогающих осуществлять их совместную деятельность.
Культура по своей сути - это характеристика человека и
общества, связанная его способностью целенаправленного преобразования
окружающего мира, в ходе которого создается искусственный мир вещей, символов,
а также связей и отношений между людьми. Все, что сделано человеком или имеет к
нему отношение, является частью культуры.
Поскольку коммуникация является важнейшей частью
человеческой жизни, она составляет также и часть культуры. Только через
коммуникацию человек может соотносить свое поведение с действиями других людей,
образуя вместе с ними единый общественный организм - социум.
Целью данной работы является рассмотрение понятий
коммуникации и символа как её информационной единицы, их роли в структуре
культуры, а также механизма дешифровки основных символов невербальных способов
коммуникации и логики их взаимосвязи на конкретных примерах.
На протяжении своей жизни люди входят в состав тех или иных
социокультурных групп. Каждая такая группа обладает своей микрокультурой. Эти субкультуры
основываются на взаимном восприятии своих членов, определяемом их расовой,
религиозной, географической, языковой, возрастной, половой, трудовой и семейной
принадлежностью. И в зависимости от такого рода принадлежности они
придерживаются той или иной модели поведения, выражающейся передаче и
восприятии определённой информации в ходе коммуникативного процесса.
Термин "коммуникация", появившийся в научной
литературе в начале XX века, обозначает средства связи любых объектов
материального и духовного мира, а также процесс передачи информации от человека
к человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами
и т.д.) Коммуникация, в отличие от простого общения, включает также обмен
информацией между личностью и обществом для воздействия на социальные процессы.
Коммуникативный акт осуществляется при наличии по меньшей
мере двух участников. "Отправитель" зашифровывает свои мысли,
чувства, эмоции и другую информацию с помощью кода или знаковой системы в
форму, узнаваемую другими, и передаёт её получателю. Для этого он использует
набор всевозможных сигналов, знаков и символов. Его сообщение затем
декодируется получателем, который воспринимает переданную ему информацию,
расшифровывая и интерпретируя символы, составляющие данное сообщение.
Взаимопонимание между участниками коммуникации может быть
достигнуто только тогда, когда между ними заранее было установлено содержание и
значение используемых кодов и знаков. Успех коммуникации достигается лишь в том
случае, когда обоими её участниками заранее было установлено содержание и
значение используемых кодов, символов и знаков.
Способы кодирования и декодирования сообщений формируются
под влиянием личного, индивидуального опыта человека, опыта группы, к которой
принадлежит человек, а также опыта той культуры, представителем которой этот
человек является.
Коммуникация подразделяется на вербальную (речь) и
невербальную (осуществляемую с помощью органов чувств). Сообщение
воспринимается не только в виде высказывания или текста, но и в виде
изображения (дорожный знак, герб, логотип, пиктограмма и т.д.), предмета (архитектурное
сооружение как сообщение о его предназначении, подарок как знак признательности
или черная метка как знак приговора), звуков (звуковые сигналы и музыка) и
многого другого: "Все разнообразные невербальные параметры культуры,
такие, как стиль одежды, планировка деревни, архитектура, мебель, пища,
приготовление еды, музыка, физические жесты, позы, - организованы в модельные
конфигурации так, чтобы включать закодированную информацию по аналогии со
звуками, словами и предложениями обычного языка" [3; 17]. К примеру,
одежда поведение и внешний вид коммуниканта (прическа, украшения, косметика и т.п.)
говорит о более общих вещах, таких, как его личность, социальный статус, роль в
коллективе, работа, характер, предпочтения.
Невербальная коммуникация является более древней. Её
составляющие могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от неё. Она
может осуществляться только при личном контакте. И большей частью мы пользуемся
именно невербальными средствами коммуникации: "Все виды человеческой
деятельности (а не только речь) служат для передачи информации. Такие способы
коммуникации включают: письменность, исполнение музыки, танец, живопись, пение,
строительство, актерскую игру, лечение, отправление религиозного культа и т.д."
[3; 24]. Таким образом, невербальная коммуникация представляют собой, по сути, группы
символов, объединённых для выражения тех или иных понятий, подобно тому, как из
слов, объединённых в предложения, складывается речь.
Символ несёт в себе сложную, многоплановую,
сконцентрированную информацию для тех, кто в состоянии ее прочитать, но, в
отличие от знака, замещающего собой предмет, он представляет собой также трактовку,
интерпретацию данного знака. В качестве символов используются слова (осёл -
символ глупости), невербальные приемы (пожатия рук, поклоны, приветствия, позы,
мимика, жесты и т.д.), материальные предметы (одежда, украшения, татуировки,
ритуальные блюда и т.д.), изображения (пиктограммы, иероглифы, руны, гербы,
логотипы, цвета), звуки (сирена, гимн, гудок и т.д.)
Любая культура создает свою собственную систему символов и
придает каждому символу соответствующие значения. Поэтому в процессе
коммуникации всегда важно помнить, что символы являются таковыми только потому,
что определенная группа людей соглашается принять их.
Символ несёт в себе обычно не один, а несколько пластов
информации. Рассмотрим, к примеру, символы некоторых мировых религий:
(1); (2); (3); (4); (5); (6); (7)
1) Символ бахаи - девятиконечная звезда. Она символизирует
девять божьих даров и девять плодов Святого Духа и соотносится с
нумерологическим значением числа 9 - завершения, самопожертвования, гуманности
и любви к людям.
2) Символ буддизма - колесо закона. Центр колеса символизирует
сознание, излучающее душевный свет. Восемь спиц символизируют суть буддийского
учения, заключающуюся в следовании восьми "благородным принципам", выражающим
нормы правильной жизни.
3) Символ даосизма означает противоположность и единство
мужского (ян) и женского (инь) начал, силы и духовности, света и тьмы.
4) Символом
индуизма является слово "Аум" - универсальное
имя Бога, три буквенных знака которого олицетворяют трех главных индуистских
богов и сферу их действия - Создание, Поддержание и Разрушение, а также три
состояния сознания - пробуждение, медитацию и сон.5) Символ ислама - полумесяц и пятиконечная
звезда, символизируют приверженность мусульман лунному календарю и пяти столпам
Ислама, или пяти ежедневным молитвам.6) Символ иудаизма - шестиконечная звезда. Она
символизирует пять основных чувств человека (пятью концов, кроме верхнего),
которые должны подчиняться шестому, важнейшему чувству - стремлению к
послушанию Богу Живому.
7) Русский православный крест верхней перекладиной
символизирует табличку на кресте Христа с надписью "Иисус назарянин, царь
иудейский", а нижней, косой - "мерило праведное", взвешивающее грехи и добродетели всех
людей. Сам же крест символизирует единение мирского и духовного в человеке.
Символы схематически можно подразделить на группы в
зависимости от области их проявления: цветовая символика; символика одежды,
украшений; символика телесных повреждений; пищевая и звуковая символика и т.д.
Поскольку окружающий нас мир окрашен в различные цвета, цветовая
символика получила очень большое распространение. Так, красный цвет ассоциируется
с кровью и огнём и, соответственно, символизирует страсть, энергию, жизненную
силу, но также опасность и агрессию. Желтый цвет олицетворяет солнечный
свет и символизирует тепло, радость, великодушие, достаток и благоденствие. Зеленый
цвет ассоциируется с весной и природой, он является символом надежд,
возрождения, молодости и безопасности. Голубой цвет ассоциируется с небом и
морем, это - символ постоянства, чистоты, веры, спокойствия и благородства. Пурпурный
цвет был монополией цезарей, сенаторов и полководцев-триумфаторов потому он олицетворяет
власть, царственность, роскошь. Розовый цвет напоминает о цветке розы и символизирует
нежность, женственность и ласку. Коричневый цвет ассоциируется с землей,
камином и домом, поэтому он служит символом комфорта, порядка и уюта. Серый
цвет вызывает в памяти небоскребы, церкви и кладбища, поэтому символизирует
формализм, консервативность и достоинство. Белый цвет ассоциируется с воздухом,
снегом и дневным светом, он символизирует чистоту, невинность, истину,
справедливость, добродетель и неэмоциональность. Его часто используют для
выражения стерильности и безопасности. Но в Индии, Китае и Японии он символизирует
смерть, поскольку отождествляется с ангелами и небесами. Черный цвет ассоциируется
с тьмой и владычицей-ночью. Это символ смерти, тайны, а также власти и скрытой
угрозы. Поэтому его предпочитают охранники, телохранители и спецагенты, а также
высокопоставленные персоны.
Следует, однако, помнить, что цветовая символика может различаться
у разных народов, поэтому "Даже когда очевидно, что цвет имеет
символическое значение, мы никогда не можем быть уверены, каково оно. Каждый
случай должен быть исследован в его специфическом контексте" [3; 72].
Украшения и татуировки также многое говорят о социальном
статусе, групповой принадлежности и иерархии их обладателя. Основные функции
этих символов невербальной коммуникации связаны с объединением людей в группы и
дифференциацией их социального статуса (Изящные дорогие украшения выдают
принадлежность к элите, обилие металлических клёпок и цепей выделяет рокеров,
многочисленные амулеты и талисманы выдают приверженцев оккультизма). Есть
украшения, которые и в обыденной жизни называются символами: знаки различия в
армии, политические знаки или значки (красная гвоздика, синяя гвоздика, яблоко),
медали. Всё это - своеобразные знаки культурного кода, как явные (корона у
короля или обручальное кольцо у супруга), так и неявные (предпочтение того или
иного рода украшений). Роль украшений зачастую выполняют татуировки. Однако в
отличие от украшений, которые можно заменить, сигнализируя тем самым изменения
своей личности, татуировка навсегда остаются на коже, окончательно и
бесповоротно связывая человека с определёнными событиями и социальной ролью. Так,
татуировки в уголовной среде являются своеобразным жизнеописанием и
характеристикой их обладателя, его криминальной "автобиографией"; они
определяют также его рейтинг и место в данной среде.
Помимо татуировок встречаются и другие телесные повреждения,
показывающие социальный статус человека: бритьё волос (тонзура монаха),
обрезание крайней плоти (принадлежность ко взрослым иудеям), прокалывание ушей
(только справа - принадлежность к социальным меньшинствам), нанесение шрамов в
определённых местах (у примитивных народов - символы взрослости и власти).
Пища также несёт информацию о событии, к которому она
готовится. К примеру, в России и Белоруссии салат "оливье" и шампанское
- символ праздника; грецкие орехи, шоколадные конфеты и мандарины - символ
Нового года; ярко раскрашенные яйца и куличи - символ Пасхи; именинный торт со
свечами - символ дня рождения, а вегетарианская пища - символ поста.
Звуки и тишина также выступают в качестве символов торжественного,
священного, либо наоборот, обыденного, повседневного, разнясь по значению в
различных микрокультурах.
Таким образом, символы присутствуют почти в каждом поле
человеческой деятельности. Благодаря их портативности появляется возможность
передавать от поколения к поколению огромное количество знаний и информации.
Однако символы сами по себе, без знаковой и культурной
среды, без сообщества, использующего их по условленным негласным законам,
ничего не значат: "…символы существуют в конфигурациях, и значение
отдельных символов следует искать в их противопоставлении другим символам, а не
в самом символе как таковом" [3; 72]. Отсюда можно вывести определение
символа как предметного или словесного знака, условно выражающего сущность
явления с определенной точки зрения, имеющего в своей основе переносное
значение и скрытое сравнение, связь с явлениями быта, историческим опытом,
сказаниями, верованиями и т.п.
Символы могут менять свои значения от поколения к поколению,
от региона к региону. В разных культурах одни и те же символы могут принимать
различные виды и значение. К примеру, рассмотрим эволюцию и значение в разных
культурах одного из древнейших символов, креста.
Изначально крест ,
называемый теперь Греческим, символизировал древние представления человека об
окружающем его пространстве, мире: 4 стороны света, 4 элементов стихий, 4
времени года, точки солнцестояний (вертикаль) и равноденствий (горизонталь) и т.д.
Форма Тау-креста появилась в
древней Халдее и
соседнем Египте как символ бога Таммуза, плодородия и жизни. В Египте он
эволюционировал в Анкх , символ бессмертия,
соединяющий крест (жизнь) и круг (вечность). Крест, названный Латинским , обозначал в
Греции посох Аполлона,
но в первые века нашей эры стал символом христианства. Он олицетворяет
искупление грехов человечества распятием Христа и веру в его учение, воскрешение,
возрождение, спасение после смерти. Свастика , "вращающийся"
крест - древний символ круговорота жизни и солнца, движения, света,
благополучия. Но после второй мировой войны он устойчиво ассоциировался с НСДАП и фашизмом, а потому
приобрёл строго негативное значение, без внимания к направлению его вращения. Красный
крест, международный символ, логически расшифровывается как кровь, жизнь (красный
цвет) и защита, спасение (крест).
Многие современные награды имеют форму креста не случайно. Можно
построить ассоциативную цепочку: Крест (спасение через страдания) - Храм,
увенчанный крестом (вера, молитва, очищение души) - Рыцарь (долг, верность,
честь, защита) - Меч с рукоятью в форме креста (оружие, сражение, подвиг) -
Орден в форме креста (награда за доблесть и заслуги).
Особое значение приобрела взаимосвязь символов в гербах, где
каждая деталь наполнена аллегорией и несёт определённую смысловую и
информационную нагрузку (фигура входящая или выходящая, того или иного цвета и
размера, наклон линий вправо или влево, стоящее или сидящее животное и т.д.)
Упрощённый герб - логотип фирмы - изощрённее кодирует
информацию, во многом влияя на подсознание, но так же, как и герб, использует
несколько логически связанных символов для маркировки производимого товара.
Символы складываются и разрушаются с течением времени,
приобретают противоположное значение, эволюционируют с развитием общества,
объединяются в группы для создания определённого культа (поклонения чему-либо
или почитания чего-либо). Так, например, в советские времена создался культ
власти. Он непременно сопровождался комплексом определённых атрибутов, которые
стали одновременно его символами. Это служебная машина преимущественно чёрного
цвета, с личным шофёром, мигалкой и спецномерами; отдельный кабинет,
оборудованный средствами спецсвязи, телохранители, особые пропуска для
посещения закрытых для обычных граждан мест и территорий, наличие
государственной символики на предметах обихода и т.д.
Религиозный культ предполагает наличие особого,
символическим образом оформленного архитектурного сооружения, специфического
музыкального или вокального сопровождения, строго определённую одежду
проводящих его священнослужителей, комплект ритуальных предметов-символов,
осуществление специфических действий, составляющих определённый ритуал и т.д. Всё
вышеперечисленное и является символами данного культа. Их взаимосвязь и
порождает конкретный религиозный акт, основу вышеуказанного культа.
Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что нет символа
без культа, и нет культа без символа. Даже отрицательный символ непременно
породит культ, ибо он будет положительным для другой культуры или субкультуры (змея
- символ хитрости и коварства на Западе, и мудрости и терпеливости - на Востоке).
Поэтому логика дешифровки и взаимосвязи символов также предполагает непременный
учёт времени и места их появления: например, свастика, изображённая на мавзолее
Эль-Регистан в Самарканде, отнюдь не свидетельствует о профашистских
настроениях и культе Гитлера в среде его создателей.
Человеческая культура является по своей сути посредником
между природой, обществом и индивидом, система, регулирующая жизнь, выживание,
поведение и совместную деятельность. Это происходит в процессе коммуникации,
цели которой обслуживают те или иные потребности человека: выживание, получение
и сообщение информации, поддержание соответствующих отношений с остальными
членами социума, убеждение других людей действовать или думать каким-либо
образом, т.е. осуществление власти над ними (сюда относится и пропаганда),
объединение обществ и организаций в одно целое, осознание мира и нашего опыта в
нем (во что мы верим, что думаем о себе, об отношениях с другими людьми и т.д.)
Необходимость в согласованном поведении людей, закреплении и
сохранении полученных знаний, их передаче от поколения к поколению привела к
возникновению различного рода символов: "Мы общаемся друг с другом при
помощи кодированных условных форм невербального поведения и невербальных знаков
и символов" [3; 17]. Процесс общения в этом отношении можно рассматривать
как обмен символами, с помощью которых происходит передача нужной информации.
Символ же всегда выступал и выступает необходимым условием
формирования и воспроизводства человеческой культуры. Он является средством
развития мировоззренческих форм сознания, открывающих человеку масштаб его
соизмеримости с окружающим миром и космосом. И только во взаимосвязи символов,
зачастую принадлежащих к разным группам, рождается узнаваемое членами
определённых групп и культур понятие, информация, передаваемая и читаемая ими
от поколения к поколению. Так символ служит основой культурного наследия
прошлого будущему.
1. Грушевицкая Т.Г. Основы
межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков,
А.П. Садохин; под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. - 352с. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: Символическая репрезентация власти: атрибутика / Т.Б. Щепанская
// Антропология власти. Хрестоматия по политической антропологии. Т.1.
Власть в антропологическом дискурсе. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2006. - С.313-326. [Электронный
ресурс: "Поехали"]. - Режим доступа: http://www.poehaly. narod.ru/ap-symnbol.
rtf - Дата доступа: 17.10.2009.