Этнографические объекты Крымского полуострова
Реферат по теме:
Этнографические объекты Крымского
полуострова
Этническая история Крыма
очень сложна и драматична. Можно сказать одно: никогда национальный состав полуострова
не был однообразным, особенно в его горной части и приморских районах. Говоря о
населении Таврических гор еще во II в. до н.э., римский историк Плиний Старший
замечает, что там живет 30 народов. Горы и острова нередко служили убежищем для
реликтовых народов, когда-то великих, а затем сошедших с исторической арены.
Так было с воинственными готами, покорившими почти всю Европу и затем
растворившимися в ее просторах уже в начале средних веков. А в Крыму поселения
готов сохранялись до XV в. Последнее напоминание о них – село Кок-Козы (сейчас
Голубинка), то есть Голубые глаза.
Сегодня в Крыму более 30
национально-культурных объединений, 24 из которых официально зарегистрированы.
Национальная палитра представлена семьюдесятью этносами и этническими группами,
многие из которых сохранили свою традиционно-бытовую культуру.
Самый многочисленный
этнос в Крыму, конечно же, русские. Надо заметить, что в Крыму они появляются
задолго до татар, по крайней мере со времени похода киевского князя Владимира
на Херсонес. Уже тогда наравне с византийцами здесь торгуют и русские купцы и
часть из них оседает в Херсонесе всерьез и надолго. Однако только после
присоединения Крыма к России возникает численный перевес русских над другими
народами, населяющими полуостров. За сравнительно короткое время русские
составляют уже более половины населения. Это выходцы, в основном, из
центрально-черноземных губерний России: Курской, Орловской, Тамбовской и
других.
Издревле Крым был
полиэтнической территорией. На протяжении длительного времени на полуострове
формировалось богатое, интересное и имеющее мировое значение историческое и
культурное наследие. С конца XVIII - начала XIX вв. в силу ряда исторических
событий на полуострове стали появляться представители различных народов, сыгравшие
определенную роль в экономической, социально-политической и культурной
(архитектура, религия, традиционно-бытовая культура, музыка, изобразительное
искусство и пр.) жизни.
Этносы и этнические
группы внесли свой вклад в культурное наследие Крыма, что в совокупности
составляет богатый и интересный турпродукт, объединяющийся в этнографический и
этнический туризм. В настоящее время в Автономной Республике Крым действует
более 30 национально-культурных объединений, 24 из которых официально
зарегистрированы. Национальная палитра представлена семьюдесятью этносами и
этническими группами, многие из которых сохранили свою традиционно-бытовую
культуру и активно популяризуют свое историко-культурное наследие.
Это, во-первых, этносы,
сформировавшиеся на полуострове или имеющие этническую историю, тесно связанную
с Крымом - крымские татары, крымчаки, караимы, армяне, греки и крымские цыгане
- чингине.
Во-вторых, народы
(этнические группы), массово появившиеся на полуострове 150 и более - 200 лет
назад, имеющие своеобразную историю и культуру. Их традиционно-бытовая культура
в той или иной мере подвергалась этнической ассимиляции, взаимовлиянию: в ней
появились региональные особенности, а некоторые стороны материальной и духовной
культуры сохранились и стали активно возрождаться с конца 80-х - начала 90-х
гг. XX столетия. Среди них - болгары, немцы, русские, украинцы, белорусы,
евреи, чехи, поляки, ассирийцы, эстонцы, французы и итальянцы. Представители
двух последних народов на территории Украины компактно проживают в Крыму.
Армянская и греческая общины в XIX веке стали формироваться переселенцами из
других регионов.
И, в-третьих, после 1945
года в Крым стали приезжать и постепенно образовывать диаспоры азербайджанцы,
корейцы, поволжские татары, мордва, чуваши, цыгане, а также русские, украинцы и
белорусы из различных регионов, пополнившие восточнославянское население Крыма.
На данной страничке описаны этнографические объекты, характеризующие культуру
16 этнических общностей.
Сюда включены памятники
архитектуры, оставленные в средневековье итальянцами (венецианцы и генуэзцы) и
раннехристианские памятники культуры, которые считаются полиэтническими
объектами, поскольку не всегда возможно определить этническую принадлежность
создателей культовых сооружений, либо же в комплексы входят объекты, созданные
представителями различных этносов, длительное время соседствующих на территории
Крыма.
Армяне
Для характеристики
объектов по традиционной культуре армян необходимо обратиться к истории их
переселения из древней столицы Армении Ани. Ядром первых армянских поселений
были древний Солхат (Старый Крым), и Кафа (Феодосия), о чем свидетельствуют
многочисленные летописные источники. Лучшие памятники армянского зодчества
сосредоточены в восточной и юго-восточной части Крыма и относятся к XIV - XV
векам. Прекрасные образцы городского жилища более позднего времени сохранились
в Феодосии, Судаке, Старом Крыму и небольших селах.
Особый экскурсионный
интерес представляет монастырский комплекс Сурб-Хач ("Святой Крест"),
дата сооружения - 1338 г. Расположен в трех километрах к юго-западу от города
Старый Крым. Ансамбль монастыря Сурб-Хач - одно из лучших произведений
армянских зодчих не только в Крыму, но и в Украине. В нем проявились основные
черты армяно-малоазиатской архитектуры. В настоящее время монастырь находится в
ведении Государственного комитета АРК по охране и использованию памятников
истории и культуры.
Заслуживают внимания и
бывший монастырь Сурб-Стефаноса (6,5 км к югу от г. Старый Крым), и миниатюрная
церковь Двенадцати апостолов, входящая в комплекс средневековой крепости в г.
Судаке. Из 40 армянских церквей Кафы до настоящего времени сохранились
немногие. Среди них - церковь Георгия-Победоносца - крохотное базиликальное
сооружение, более значительные по размерам храмы Иоанна Предтечи и Архангелов
Михаила и Гавриила с резной башенкой, украшенной тончайшей резьбой по камню. В
Феодосии, Судаке и Старом Крыму и их окрестностях сохранились хачкары - древние
надгробные плиты с изображением креста.
В Старом Крыму один раз в
год на праздник Воздвижения Креста собираются члены армянской общины Крыма,
гости из Армении и дальнего зарубежья - до 500 человек. На празднике ведется
служба в храмах, исполняются традиционные обряды, готовятся национальные блюда.
Белорусы
История появления
белорусов в Крыму относится к концу XVIII века. Переселенцы их Белоруссии
прибывали на полуостров и в XIX - XX столетиях. В настоящее время местами
компактного проживания белорусов являются село Широкое Симферопольского района
и село Марьяновка Красногвардейского района. В селе Широком работает народный
музей, располагающий этнографической экспозицией по традиционно-бытовой
культуре белорусов, существуют детский и взрослый фольклорные коллективы. Стали
традиционными дни культуры Республики Беларусь, в которых активно участвуют не
только белорусы Крыма, но и профессиональные исполнители из Беларуси.
Болгары
Представляет интерес
культура болгар, появление которых в Крыму относится к началу XIX века. По
традиционной бытовой культуре болгар выявлено 5 этнографических объектов,
заслуживающих внимания. Ими могут служить сохранившиеся дома постройки 80-х гг.
XIX в. - начала XX в. в традиционном архитектурном стиле и с традиционной
планировкой в селе Курское Белогорского района (бывшая колония Кишлав) и пгт.
Кокткбель, игравшие значительную роль в экономической, социально- политической,
религиозной и культурной жизни вплоть до 1944 г. Богатое фольклорное наследие
сохраняется в селе Желябовка Нижнегорского района, организуются народные
праздники, обыгрываются обычаи и обряды.
В поле зрения
исследований Крымского этнографического музея, Института востоковедения, Центра
греческих исследований попадает этническая группа греков Крыма (новое время).
Это потомки переселенцев различных периодов из материковой Греции и островов
архипелага конца XVIII - начала XIX вв.
Одним из сел, сохранивших
памятники традиционной культуры греков, прибывших в Крым после русско-турецкой
войны (1828-1829) из Румелии (Восточная Фракия), является село Чернополье
(бывшее Карачоль) Белогорского района. Здесь сохранились жилища постройки
начала XX века. В настоящее время восстановлена церковь во имя Святых
Константина и Елены (построена в 1913 г.), действует источник Св. Константина -
"Святая криница", куда греки приходят после литургии для омовения и
питья. Пользуются известностью у греков Крыма и Донецкой области святой
праздник Панаир, проводимый ежегодно чернопольской общиной 3-4 июня. Народные
обряды, традиции и обычаи, богатый песенный фольклор сохраняются не только в
семьях, но и в фольклорном коллективе. В январе 2000 г. в селе Чернополье
открылся этнографический дом-музей.
Помимо так называемых
"новогреческих", в Крыму сохранилось немало памятников,
характеризующих различные периоды греческой культуры в Крыму. В Бахчисарайском
районе обнаружены и исследованы христианские и мусульманские некрополи XVI-XVII
вв. Среди старожилов греческого населения были греки-христиане (румеи) и
тюркоязычные - урумы, поэтому надписи на надгробиях встречаются на двух языках.
Эти бесценные памятники истории и культуры, многие из которых датированы и
сохранили орнаментацию, вызывают колоссальный интерес у жителей полуострова и
исследователей. Таким образом, села Бахчисарайского района Высокое, Богатое,
Ущелье, Баштановка, Многоречье, Зеленое с христианскими и мусульманскими
некрополями, сохранившимися жилищами XIX в. могут выделяться как
этнографические объекты, характеризующие духовную и материальную культуру
позднесредневекового населения Крыма - греков.
На протяжении длительного
проживания с представителями других этносов (русские, украинцы) произошло
взаимовлияние культур не только в области материальной, но и духовной. Известно
самоназвание людей одной из ветвей в греческой линии - бузмаки, появившееся
вследствие длительного совместного проживания нескольких этносов. Такое
смешение и напластование культур известно в селе Алексеевка Белогорского района
(бывшее село Сартана). Данные объекты требуют дальнейшего изучения и
специального обустройства.
Многие культовые
памятники христианства периода средневековья и нового времени связаны с
культурой греков. Одним из интересных памятников культуры греков-христиан
является Успенский монастырь в скалах под Бахчисараем, основание которого
относится к VII в. нашей эры. Значение монастыря, как покровителя христиан, привлекало
многих местных жителей на поселение вокруг него. В средневековье возле
монастыря располагалось греческое поселение, где, по преданию, жителям явилась
икона Божьей Матери Панагии. В наши дни данный объект привлекает многих
паломников, в нем проходят богослужения.
Общее количество
выделяемых объектов по культуре греков - 13, географически они расположены в
Бахчисарайском и Белогорском районах и г. Симферополе (греческие торговые ряды,
бывшая церковь Константина и Елены, фонтан А. Совопуло).
Евреи
История различных народов
Крыма изучена неравномерно. В настоящее время наибольший интерес ученых
привлекает история иудейских общин на полуострове, появившихся здесь с первых
веков нашей эры, а также история караимов и крымчаков, вышедших из средневековых
иудейских общин и считающих себя самостоятельными этносами.
После 1783 г. в Крым
стали переселяться многочисленные еврейские семьи ашкеназского толка
(евреи-ашкеназы составляли около 95% от числа евреев бывшего СССР, т. е.
являлись потомками так называемых немецких евреев). Появление многочисленных
евреев-ашкеназов на полуострове было связано с его включением в 1804 г. в черту
оседлости, т.е. районы, где разрешалось селиться евреям. На протяжении XIX в.
появляются общины в Керчи, Феодосии, Симферополе, Евпатории, Севастополе, а
также в сельской местности. 1923-1924 гг. отмечены стихийным переселением
евреев в Крым, главным образом из Белоруссии и созданием еврейских
земледельческих колоний, в основном в степной части полуострова. Интерес могут
представлять сохранившиеся в степном Крыму типовые дома для
евреев-переселенцев, построенные по программе Американской еврейской
объединенной агрономической корпорации (Аgrojoined), как база для создания
этнографического музея под открытым небом или этнографической деревни.
В настоящее время интерес
туристов и экскурсантов может вызывать традиционная деятельность еврейского
городского населения в области ремесленничества (портные, художники, ювелиры и
т.д.), а также религиозная и духовная жизнь общины. По степени сохранившихся
объектов (синагоги, жилые дома, школы) следует выделить города Симферополь,
Феодосию, Керчь, где к началу XX в. проживала многочисленная община.
В Керчи сохранились
здания нескольких синагог, дом семьи Гинзбург, в неплохом состоянии и бывшая
еврейская улица (ныне улица Володи Дубинина), находящаяся в исторической части
города.
Итальянцы
Интерес у туристов может
вызывать и этническая группа итальянцев, которая на протяжении I половины XIX
в. формировалась в Феодосии и Керчи. Керченская группа итальянцев была одной из
многочисленных на юге Украины, после итальянцев г. Одессы, сохранялась в
значительной степени и в 30-е - 40-е гг. XX в., а потомки их проживают в городе
и в наши дни. Керченская "колония" не представляла собой сплошного
поселка, занятого одними итальянцами. Они обосновались в предместье Керчи, а в
настоящее время улицы, где они проживали, составляют часть города. Одним из
сохранившихся объектов является римско- католический собор, построенный в
середине XIX в. и ныне действующий. Расположен он в исторической части города.
Интересен тот факт, что при католической церкви монахини, по происхождению
итальянки, занимались вязанием изящных кружев.
Караимы
Большой интерес у
туристов взывает культура караимов. В XIX в. центр общественной и культурной
жизни караимов из Чуфут-Кале переместился в Евпаторию, существовали общины и в
других городах полуострова - в Бахчисарае, Керчи, Феодосии, Симферополе.
Этнографическими
объектами могут служить сохранившиеся памятники в Евпатории - комплекс кенасс: большая
кенасса (постройки 1807 г.), малая кенасса (1815 г.) и дворики с аркадами
(XVIII - XIX вв.), ряд жилых домов с традиционной архитектурой и планировкой
(например, дом М. Шишмана, бывшая дача Бобовича, дом с армечелем С. 3. Дувана и
др.), дувановская караимская богадельня, а также уникальный караимский
некрополь, не избежавший утрат в предыдущие годы.
К этому перечню следует
добавить и объекты в Феодосии: бывшая дача Соломонова Крыма (постройка 1914 г.)
и здание бывшей дачи Стамболи (1909-1914 гг.). В первом здании сейчас находится
санаторий "Восход", а во втором - Феодосийский горисполком. Кроме
этого, в экспозиции Феодосийского краеведческого музея экспонируется постоянная
выставка по культуре караимов.
В Симферополе сохранилось
здание кенассы (1896 г., перестройка 1934/1935 гг.), где в настоящее время
находится редакция радиовещания ГТРК "Крым", а также дома,
принадлежащие караимам в исторической части Симферополя, т.н. "старый
город".
Одним из шедевров
средневековой архитектуры является крепость и пещерный город
"Чуфут-Кале", где сохранилось немало памятников по истории и культуре
караимов (крепость, "пещерный город", кенассы, дом А. Фирковича,
караимское кладбище Банта-Тиймэз). Данный комплекс по культуре караимов
является одним из перспективных этнографических объектов. У караимского
общества существует план его развития. В Бахчисарайском историко-культурном
заповеднике хранится и экспонируется коллекция по культуре караимских общин
Чуфут-Кале и Бахчисарая. Количество объектов по культуре более 10, главный из
которых - "Чуфут-Кале", уже используется в туристско-экскурсионном
обслуживании.
Крымчаки
Крымские татары
К этнографическим
объектам по крымско-татарской культуре нужно отнести, прежде всего, культовые
объекты. По вероисповеданию крымские татары - мусульмане, исповедуют ислам; их
культовые сооружения - мечети.
Влиянием турецкого
зодчества на архитектуру Крыма можно считать сооружения знаменитого турецкого
архитектора Хаджи-Синана (конец XV - XVI вв.). Это мечети Джума-Джами в
Евпатории, мечеть и бани в Феодосии. Мечеть Джума-Джами хорошо сохранилась.
Могучей громадой возвышается она над одноэтажными городскими кварталами старой
части города. Мечеть хана Узбека в г. Старый Крым.
Интересными постройками
являются надгробные мавзолеи-дюрбе. Они восьмигранные или квадратные в плане с
купольным перекрытием и склепом. В качестве этнографических объектов такие
дюрбе выделены в Бахчисарайском районе.
Шедевром мусульманского
зодчества называют ханский дворец в Бахчисарае. В 1740-43 гг. во дворце была
построена большая ханская мечеть Хан-Джами. Сохранились два минарета, которые
представляют собой высокие тонкие башни с винтовыми лестницами внутри и
балкончиками наверху. Западная стена мечети была расписана иранским мастером
Омером. Сейчас это экспозиционное помещение Бахчисарайского
историко-культурного музея. Малая дворцовая мечеть - одно из ранних сооружений
дворца (XVI в.), построена по типу христианских храмов. Последними
реставрационными работами восстановлена роспись XVI - XVIII вв.
Мечеть Эски-Сарае в
Симферопольском районе была построена в XV веке. Существует предположение, что
здесь был ханский монетный двор. Мечеть представляет собой квадратное здание,
над которым на восьмиугольном основании воздвигнут купол. Здание мечети
передано мусульманской общине г. Симферополя.
В 1989 г. передана
мусульманской общине мечеть Кебир-Джами в Симферополе. Время постройки -
1508г., построена в традиционном для мусульманского зодчества стиле,
неоднократно возобновлялась. При мечети находилось учебное заведение - медресе,
здание которого также сохранилось в городе.
Большой интерес представляет
Зинджирли-медресе, находящееся в предместье Бахчисарая - Староселье (бывш.
Салачик). Медресе было построено в 1500 году ханом Менгли-гиреем. Это -
произведение ранней крымскотатарской архитектуры. Представляет собой
уменьшенный и упрощённый вариант сельджукских медресе в Малой Азии. Медресе -
единственно уцелевшее сооружение такого рода в Крыму.
К этнографическим
объектам по культуре крымских татар могут быть отнесены также старые татарские
кладбища с захоронениями XVIII - XIX вв., сохранившие традиционные надгробия с
надписями и орнаментику. Местоположение - сёла и межселенные территории
Бахчисарайского района.
Интерес для туристов
представляет традиционная (сельская) крымскотатарская архитектура. Примеры
жилища, а также общественных и хозяйственных построек сохранились практически
во всех районах Крыма, имея региональные особенности (степная часть, предгорная
и Южный берег Крыма). Наибольшая сконцентрированность таких этнографических
объектов приходится на г. Бахчисарай, Бахчисарайский, Симферопольский и
Белогорский районы, а также села Алуштинского и Судакского горсоветов и г.
Старый Крым. Ряд сельских мест и города в настоящее время являются местом
встреч односельчан и проведения народных праздников.
Возрождение определённой
специфики объектов, которая интересовала туристов и путешественников уже в XIX
в., возможно и в настоящее время. Например, музыка и танцы, где будут
задействованы профессиональные и народные коллективы. Они же могут быть
использованы и в инсценировке традиций, обрядов, показе праздников. В конце XIX
и начале XX вв. внимание отдыхающих привлекали и широко использовались в
экскурсионном обслуживании проводники и пастухи, которые отличались от других
слоев крымских татар жизненным укладом и даже традиционной одеждой.
Туристам всегда интересны
традиционные ремёсла и декоративно- прикладное искусство того или иного народа.
Среди крымско-татарских мастеров выделяется ряд людей, работающих в этом
направлении - художники декоративно-прикладного искусства (ювелиры, керамисты,
специалисты по традиционной вышивке, ткачеству и орнаменту). Датским советом по
делам беженцев в Крыму был поддержан ряд программ - курсы по золотому шитью и
ювелирному искусству, а также ковроткачество (последняя программа получила
наибольшее развитие, впоследствии мастера объединились в творческое объединение
"Усталар"). В развитии этого направления существует ряд проблем:
учёба мастеров, доступность в цене и рынок сбыта, а для туристов из дальнего и
ближнего зарубежья - получение разрешения на вывоз за пределы Украины.
Всего по Крыму, как
наиболее сохранившиеся в местах хорошей транспортной доступности, с базой для
дальнейшего развития в настоящий момент можно выделить более 30 объектов по
традиционной крымскотатарской культуре.
Немцы
Внимание туристов может привлекать
и культура немцев, которая сохранилась в Крыму в виде архитектурных объектов -
общественные и культовые постройки, а также традиционная сельская архитектура.
Наиболее оптимальный путь знакомства с материальной и духовной культурой немцев
- это непосредственные поездки в бывшие немецкие колонии, основанные в
1804-1805 гг. и на протяжении всего XIX в. на полуострове. Число немецких
колоний было многочисленно, сконцентрированы они в основном в степной части
Крыма.
В настоящее время выявлен
ряд сёл (бывших колоний), игравших значительную роль в экономической,
социально-политической, религиозной и культурной жизни немцев вплоть до 1941 г.
В первую очередь - это бывшие колонии Нейзац, Фриденталь и Розенталь (ныне с.
Красногорье, Курортное и Ароматное Белогорского района), находящиеся на
небольшом расстоянии друг от друга и выступающие как комплексные
этнографические объекты, характеризующие традиционную планировку селений,
архитектуру (дома, усадьбы, хозяйственные постройки).
Предоставляется
возможность ознакомиться с культовыми сооружениями - зданием католического
храма (построено в 1867 г.), в с. Ароматное - в настоящее время отдано в
ведение Русской Православной церкви Крымской Епархии. Знакомство с разрушенной
кирхой в с. Красногорье может быть осуществлено по материалам Государственного
архива АР Крым. Здание было построено в 1825 г., перестроено в 1914 г., кирха
названа в честь Императора Николая II, но в 60-е г. полностью разрушена.
Среди сохранившихся
объектов - здание начальной школы и центрального училища (построено в 1876 г.),
а также старые немецкие кладбища (XIX-ХХ вв.). Данные объекты имеют хорошую
транспортную доступность, степень сохранности памятников, но требуют
дальнейшего обустройства, постановки памятников на учёт и интереса со стороны
немецких обществ, т. к. в настоящее время в сёлах немцы не проживают. Среди
объектов в сельской местности можно выделить и ряд других сёл, например,
Александровку и Ленинское (бывшая колония Бютень) Красногвардейского района,
Золотое Поле (колония Цюрихталь) Кировского района и Кольчугино (колония
Кроненталь) Симферопольского района. В объекты по культуре немцев Крыма
необходимо также включать культовые сооружения, здания общественного значения в
городах, например, Симферополь, Ялта, Судак, (в последнем месте сохранились
объекты в с. Уютное Судакского горсовета, т. е. территория бывшей колонии
Судак, являвшаяся по своей специализации винодельческой).
В настоящее время
количество этнографических (в сельской местности) и архитектурных объектов,
выделенных по культуре немцев, более 20.
Русские
Алупкинский дворец
построен по проекту английского архитектора Э.Блэра, но воплотил в себе черты
как классицизма, так и романтические и готические формы, а также приемы
мавританской архитектуры. Это сооружение можно было бы отнести к полиэтничным
памятникам культуры, но не всегда этническая принадлежность определяется по
манере исполнения, используемым стилям, приемам и даже принадлежности
архитектора. Главным признак, выделяющий этот объект - русская среда бытования.
По такому же принципу к
памятникам русской культуры отнесен Ливадийский дворец, построенный в 1911г. по
проекту ялтинского архитектора Н. Краснова, на месте сгоревшего в 1882г.
дворца. Здание построено по последнему слову техники: здесь и центральное отопление,
и лифт, и электрическое освещение. Камины, установленные в залах, служат не
только декоративным убранством, но и могут отапливать залы дворца. Традиционные
для русской архитектуры ХVII в. формы определяют облик Александровской церкви в
Ялте, также построенной архитектором Красновым (1881г.).
В Севастополе сохранилось
много строений, выполненных в традиции русско-византийского стиля. Яркое
воплощение этого направления - Владимирский собор - усыпальница адмиралов М.П.
Лазарева, В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова (построен в 1881 г.
архитектором К.А. Тоном). С использованием форм и приемов класики построены в
50-е гг. ХХ в. ансамбли жилых домов на проспекте Нахимова. В стиле русского
классицизма выполнены ряд зданий в Симферополе - бывшая загородная усадьба
врача Мюльгаузена (1811г.), странноприимный дом Таранова-Белозерова (1825г.),
загородный дом Воронцова в парке "Салгирка". Все эти здания
охраняются законом и постановлениями республиканских властей об охране, могут
быть включены в список этнографических объектов по русской культуре.
Шедевры традиционной
сельской русской культуры были выявлены в процессе исследования
Симферопольского района. Это сами села, основанные в конце XVIII в. отставными
солдатами русской армии - Мазанка, Курцы (Украинка), Каменка (Богурча). В числе
первых русских поселений - также пос. Зуя, Белогорского района, с. Прохладное
(быв. Мангуши), Бахчисарайского района, Грушевка (быв. Салы) Судакского
горсовета. В этих населенных пунктах сохранились жилища конца XVIII - начала
XIX вв. (Мазанка, Грушевка). Некоторые из них заброшены, но сохранили элементы
традиционной архитектуры, внутреннюю планировку. В некоторых местах сохранились
землянки, предшествующие жилищам-мазанкам русских солдат.
Вдали от с. Мазанка
сохранилось старое русское кладбище с захоронениями начала XIX в., в хорошей
сохранности каменные надгробия в виде георгиевского креста, местами
просматриваются надписи, орнаментика.
В селах Петрово,
Барабаново сохранились "святые источники", которые можно отнести к
общекрымской традиции. На протяжении десятилетий здесь сложились династии,
потомки которых и в настоящее время являются носителями традиций и обрядов.
К культовым сооружениям
традиционного зодчества следует отнести действующие Никольские церкви: в Мазанке,
Зуе, Белогорске, закладка которых относится к началу - середине XIX в.
К наиболее значительным
объектам можно отнести Петропавловский православный собор, кафедральный
Свято-Троицкий собор, церковь Трех Святителей в Симферополе. Все эти культовые
объекты действующие. Ряд православных соборов, церквей, часовен выделен в
качестве этографических объектов в районах Большой Ялты и Большой Алушты. На
восточной оконечности нашего полуострова можно выделить такой этнографический
объект, как старообрядческое село Курортное, Ленинского района (бывш. Мама
русская). Здесь сохранился молитвенный дом, традиционный уклад старообрядцев,
исполняются обычаи и обряды. Всего по этнографическим объектам, отражающим
русскую материальную и духовную культуру в Крыму, выделено 54, в том числе
некоторые объекты отмечены как "восточнославянские". Это объясняется
тем, что многие т.н. русско-украинские, русско-белорусские семьи определялись в
разряд русского населения.
Украинцы
Для изучения культуры
украинского этноса в Крыму в качестве комплексного этнографического объекта
можно выделить село Новониколаевку Ленинского района, располагающее музеем
этнографии, в котором также представлена экспозиция как восточнославянской
традиционной материальной и духовной культуры, так и включен предметный ряд по
украинцам Крыма, поселенцам XIX - начала ХХ вв. В селе сохранились также жилища
конца XIX в., одно из них оборудовано под музей "Укранська хата"
(инициатива и этнографический материал местного жителя Ю.А. Клименко). Выдержан
традиционный интерьер, представлены предметы быта, мебель, собрано много
фольклорных зарисовок.
Одним из первых
украинских сел является село Партизанское Симферопольского района (бывшая
усадьба "Саблы"). В селе сохранилась часовня конца XIX в. В черте
села располагается кладбище с чередующимися современными и прошлого века
захоронениями, интересными по форме крестов, надписи на каменных плитах,
орнаментация.
В плане проведения
народных праздников, исполнения украинских обрядов и ритуалов интересны
переселенческие села 50-х гг. XX в. Среди них - Пожарское и Водное
Симферопольского района (фольклорные ансамбли в традиционных костюмах
устраивают костюмированные представления на темы верований и традиций). Местом
проведения праздников выбрана "Плачущая скала" - памятник природы
невдалеке от с. Водное.
Интересна своей историей
Николаевка Симферопольского района, основание которой относится ко времени
окончания Крымской войны 1855-58 гг. Отставному матросу и его сыну юнге
Черноморского флота за заслуги были отведены земли в районе Николина ключа, где
и было положено начало селению, основатели же села были выходцами из Полтавской
губернии. Заслуживает внимания мемориальная доска, поставленная основателям
села на местном кладбище (по легенде, почти все коренные жители села - потомки
первых поселенцев). Всего по традиционной культуре украинцев Крыма выделены к
настоящему времени 6 объектов.
Среди этнографических
объектов, выявленных в ходе научно- исследовательской работы сотрудников
Крымского этнографического музея, являются и объекты по традиционной культуре
таких небольших этнических групп, как французы, крымские цыгане, чехи и
эстонцы.
Французы
Культура французов
связана с целым рядом мест на полуострове. Несомненно выявление объектов и
дальнейшее их использование будет интересно для туристов.
Крымские цыгане
В культуре крымских цыган
можно выявить ряд интересных моментов, например, одна из групп чингине (так
называли цыган крымские татары) по своему роду занятий была музыкантами,
которые в XIX в. играли на крымско-татарских свадьбах. В настоящее время
чингине проживают компактно в пгт. Октябрьском и пгт. Советском.
Чехи и эстонцы
Местами компактного
проживания чехов и эстонцев является степная часть полуострова: чехов - с.
Лобаново (бывшее с. Богемка) Джанкойского района и с. Александровка
Красногвардейского района, а эстонцев - села Новоэстония, Краснодарка (бывшее
с. Кочее-Шавва) Красногвардейского района и с. Береговое (с. Зашрук)
Бахчисарайского района. Во всех селах сохранились традиционные жилища с
характерной планировкой и элементами убранства конца XIX - начала XX вв.,
хозяйственные постройки. Например, в Богемке в результате исследования
выделяется несколько типов домов. В с. Алексанровка сохранился католический
костел, который посещали чехи и немцы.
На данном этапе
исследования выявлен ряд этнографических объектов по культурам 16 этносов и
этнических групп, связанных с полуостровом не менее 140 лет, оставившим и сохраняющим
культурное наследие. В настоящее время начата работа по вовлечению
этнографических объектов в рекреационный оборот Крыма, посредством включения их
в маршруты целевого, этнографического, "зеленого", спортивного,
школьного, религиозного туризма.