Школьный (сельский, поселковый) краеведческий музей
Министерство образования и науки РФ
Департамент образования и науки Архангельской
области
ГОУ СПО «Архангельский педагогический
колледж»
Контрольная работа: «Основы краеведения»
«ШКОЛЬНЫЙ (СЕЛЬСКИЙ, ПОСЕЛКОВЫЙ)
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ
МУЗЕЙ»
Студентки
5 курса 52(1) группы
Новицкой
Татьяны Александровны
Преподаватель:
Г.А. Попова
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.
Школьный краеведческий музей
1.1
Теоретические
аспекты образовательной деятельности музея
1.2
Школьный
музей
1.3
Музей
в образовании
Глава 2. Образовательная
программа по краеведческой направленности: «Школьный краеведческий музей»
Литература
Приложение
ГЛАВА
1.
ШКОЛЬНЫЙ (СЕЛЬСКИЙ, ПОСЕЛКОВЫЙ) КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Музей
(от греч. museion
– дом муз) – учреждение, занимающееся собиранием, хранением, изучением,
реставрацией и экспонированием свидетельств развития природы и материализованных
ценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека.
1.1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ
Образовательную
деятельность современного музея следует рассматривать в трех аспектах –
познавательном, творческом, социальном. Каждый из них, будучи в тесной взаимосвязи
с другими, отражает определенное содержание музейной работы по данному направлению.
Познавательный
аспект. В основе понятия «познавательный» лежит понятие «знание», определение содержания
которого является фундаментальной проблемой для философии и науки с глубокой древности.
В качестве примера сошлемся на античных философов. Так, Платон характеризовал знание
через его противоположность «мнение», а Аристотель представлял его как «умение»,
то есть знание ремесла, языка, обряда и т.д., являющееся непременным условием пользования
им.
Последовавшие
за античностью эпохи обогатили понятие новым содержанием, в результате чего знание
стало рассматриваться в двух аспектах – практическом и теоретическом. Каждый из
названных аспектов включает в себя науку, технику, религию, культуру, то есть является
элементом целостного культурно-исторического комплекса, важное место в котором занимает
музей, ибо он принадлежит среде, формирующей практический опыт и теоретическое знание,
ориентированное на формирование и развитие профессиональных музейных дисциплин.
Здесь исследуются такие формы специфической деятельности человека, как собирание,
хранение, изучение и популяризация памятников культуры, техники и природы.
Творческий
аспект. Творчество является важнейшей составляющей любой деятельности человека.
Знание тоже можно рассматривать как результат творческой деятельности человека,
ибо оно помогает ему определить отношение к природе, обществу, и наконец, к самому
себе. В условиях формирующегося информационного общества установка на ценность творческого
развития личности не теряет своей актуальности.
Социальный
аспект. Музей является частью среды и активно участвует в социализации человека
с самого раннего его возраста, расширяя его восприятие окружающего мира. Приобщение
к окружающему миру и обществу происходит в его среде в процессе передачи чувственного
опыта, знаний, умений и ценностей от одного поколения к другому. Этот процесс вписывается
в концепцию непрерывного образования (Г.И. Ильин), ибо его образовательным результатом
является преобразование социокультурного опыта в собственные установки, ценности,
ориентации, усвоение социальных норм, ролей и т.д.
Опыт
развития образовательной деятельности музея в ХIХ
и первой половине ХХ в. Условно позволяет выделить две группы музеев –
профессиональные и собственно образовательные. К первой группе относятся музеи технического,
естественнонаучного, этнографического, историко-краеведческого и искусствоведческого
профилей. Ко второй – непрофессиональные музеи: педагогические, школьные и детские.
Данная группа музеев имеет не только свою историю развития, но и занимает видное
место в системе образовательных и социально-досуговых учреждений.
1.2
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
Школьные
музеи – относятся к группе музеев учебных заведений и музеев
педагогического профиля. Создаются и функционируют в общеобразовательных школах
всех типов и внешкольных учреждениях с целью повышения эффективности учебно-воспитательного
процесса, развития познавательной и творческой активности учащихся, формирования
у них навыков ценностно-ориентированного отношения к культурно-историческому наследию
и приобщения к нему.
Наряду
с педагогическими широкое распространение имели школьные музеи. Появившись в большом
количестве на рубеже ХIХ – ХХ вв., они были вызваны к жизни потребностью научить
детей извлекать знания как из непосредственного наблюдения окружающей жизни, так
и из предметов, собранных в школьном музее, представлявшем собой «необходимое собрание
коллекций, приборов, картин и вообще всего того, что повседневно употребляется в
школе, где введено наглядное преподавание…»(7;25). Такие
музеи
были принадлежностью школ низшей ступени, ориентировавших своих воспитанников на
трудовую деятельность, и главным принципом их комплектования была полезность предмета
для знакомства с действительностью. Не случайно предпочтение в школьных музеях отдавалось
краеведческой тематике, а в собирании экспонатов принимала участие вся школа, что
позволяло не только знакомить учащихся со спецификой жизни конкретной местности
во всех ее проявлениях, но и наладить в школе творческие взаимоотношения между учителем
и учащимися. Интерес к школьным музеям проявляли не только учителя, но и крупные
ученые, деятели народного образования, создавшие пособия и руководства по организации
таких музеев и ратовавшие за организацию методических центров на базе лучших музеев.
В целях лучшего использования в учебном процессе наглядного материала они рекомендовали
распределять коллекцию музея по разделам гуманитарного и естественнонаучного знания(5;52).
Тем
самым школьный музей, во многом являясь сферой детского творческого труда, не только
воспитывал у учащихся интерес к окружающему миру, но и формировал полезные навыки.
В
советское время школьные музеи, утратив в основной своей массе былое назначение,
превратились в формальное отражение истории школы и достижений ее руководства, хотя
именно школьный музей должен быть отражением содержания и качества жизни коллектива,
центром интегрированной в учебно-воспитательный процесс музейно-педагогической и
краеведческой работы.
1.3
МУЗЕЙ
В ОБРАЗОВАНИИ
Историческое
развитие музеев позволяет проследить их постоянную связь с наукой. В
определенные исторические периоды музейные собрания становились основой для
фундаментальных и прикладных исследований целого ряда областей науки, в музеях
работали крупные ученые, делались важные для науки открытия, создавались
фундаментальные труды. Использование музеев в целях образования и воспитания
привело к возникновению музейной педагогики, которая объединяет в себе элементы
и музееведения, и педагогики и дополняется социологическими и психологическими
исследованиями. В 1982 году немецкий музеолог (музеевед) Клаус Шрейнер дал
следующее определение понятию «музейная педагогика»: «Это общественно-научная
специальная дисциплина, которая изучает содержание и принципы, а также методы
специфического для музея процесса воспитания и образования». Безусловно,
музейная педагогика — смежная научная дисциплина, исследующая музейные формы
коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии
информации с точки зрения педагогики. В современных исследованиях музейная
педагогика — это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и
психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. В связи с
этим музейная педагогика позволяет:
—
изучать закономерности музейно-педагогического процесса и использование их в
практике, возможности совершенствования педагогического руководства;
—
определять специфику педагогического воздействия музеев на разные социальные и
возрастные группы музейной аудитории, обосновывающую необходимость
дифференцированного подхода к посетителям музея;
—
обобщать опыт воспитательной работы музеев и на этой основе вырабатывать и
совершенствовать научно-методические рекомендации;
—
выявлять наиболее рациональные формы и методы совместной работы музеев с
разными типами образовательных учреждений;
—
прогнозировать развитие музеев в плане реализации их педагогических
возможностей.
В
числе других проблем музейная педагогика занимается изучением
психолого-педагогических проблем восприятия музейной формы коммуникации,
специальные разделы музейной педагогики исследуют формы и методы работы с
музейной аудиторией, определяют наиболее предпочтительное месторасположение
музеев, их возможности в учебно-воспитательном процессе на всех уровнях
образования, изучают проблемы музейной социологии. Таким образом,
музейно-педагогические исследования носят интердисциплинарный характер и
обогащают и музееведение, и педагогику, и психологию.
На
сегодняшний день, безусловно, необходимо чётко различать понятия «музейная
педагогика» и «культурно-образовательная деятельность в музее», поскольку
первое обозначает новую научную дисциплину, тогда как второе — традиционное для
музея направление, которое входит в его компетенцию.
Говоря
о возможностях музейной педагогики в процессе воспитания, кратко рассмотрим
историю «взаимоотношений» школы и музея. Тесное и гармоничное взаимодействие
музеев и образовательных учреждений началось в середине XIX века. С этого
времени сменилось несколько моделей взаимоотношений между школой и музеем: «омузеивание
школы» (ХIХ век), «школоцентристкая» модель (начало ХХ века), появление
школьных краеведческих музеев и их ориентация на государственные музеи (50—60-е
годы ХХ века), формирование сети школьных музеев разного профиля и модификация
взаимоотношений школы с музеями государственными (60—90-е годы ХХ века).
Сейчас,
говоря о музейной педагогике, о её возможностях в образовательном,
воспитательном процессах, в первую очередь необходимо рассмотреть модель
взаимодействия «школа — школьный музей», поскольку целесообразнее использовать
потенциал этого уникального учреждения (тем более что, как правило, он
территориально выгодно расположен по отношению ко всем участникам образовательно-воспитательного
процесса). Зарождение и развитие взаимоотношений «школа — школьный музей»
началось на рубеже XIX и XX веков и проходило в общеисторическом контексте.
Можно
выделить следующие основные этапы истории создания и развития школьного музея:
1.
С начала своего возникновения на рубеже XIX—XX веков и до конца 1920-х годов
школьный музей создается исходя из потребностей школы в наглядном преподавании,
он активно включен в учебный процесс для осуществления наглядного метода,
знакомства с действительностью, с требованиями окружающей жизни. Он является
плодом общих усилий, совместного творчества учащего и учащегося, которые вместе
занимаются собиранием или изготовлением пособий.
2.
В 1930-х и 1940-х годах, в связи с развитием школьного краеведения и
ориентированием школы на реализацию идей политехнизации, музей наглядных
пособий превращался в краеведческий. В результате чего в школе конца 1930-х —
начала 1940-х годов стали открываться комплексные музеи краеведения. С 1950-х
годов начинается процесс формирования сети школьных музеев, давший импульс
созданию школьных музеев практически всех профилей.
3.
К середине 1980-х годов в России сформировалась весьма обширная сеть школьных
музеев — четыре с половиной тысячи. В количественном отношении они стали
преобладать над всеми другими группами музеев, образующих структуру музейной
сети страны. В среде школьных музеев появляются музеи-лидеры, которые формируют
облик школьного музея этого времени и оказывают влияние на остальные.
4.
Однако в 1990-х годах школьные музеи переживают известный кризис и подвергаются
модификациям, связанным с коренными изменениями в общественной и экономической
жизни страны. Часть музеев приходит в упадок либо закрывается, что объясняется
сменой идеологических приоритетов (вследствие чего некоторые музеи, прежде
всего военно-исторического профиля, теряют актуальность), слабой
преемственностью в работе руководителей (на смену энтузиастам 1970—1980-х годов
не всегда приходят новые кадры), материальными трудностями и отсутствием правового
статуса у школьного музея.
Но
некоторым школьным музеям тогда удалось не только «выжить» в условиях нового
времени, отразить его требования и тенденции, но и продолжить активную
деятельность, сохраниться именно как школьный музей.
Это
стало возможным во многом благодаря следующим основополагающим принципам:
—
школьный музей служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (актив,
учащиеся и педагоги школы, совет содействия и прочие), являются и его основными
«потребителями» или «пользователями». Это отличает его от многих других музеев,
которые создаются одной группой лиц (специалисты-музеологи ) для другой
(аудитория);
—
школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через
различные собрания и другие формы деятельности он связан с преподаванием
конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием учащихся. Подобная
связь также существует между школой и музеями других типов, но она не является
столь тесной и интенсивной;
—
школьный музей более чем какой-либо другой включен в жизнь местного
сообщества. «Качество жизни» школьного музея непосредственным образом
зависит от местной администрации (включая учебный округ района и методический
центр руководства работой музея), а так же близлежащих предприятий и
учреждений, местных средств массовой информации и, наконец, жителей района (в
том числе и родителей учащихся, проживающих на данной территории).
В
настоящий момент актуализация школьного музея как открытой системы связана с
четким осознанием следующих позиций:
1)
термин «школьный» должен определять не местонахождение, а специфику музея. Он
нужен школе в той степени, в какой оказывается не церемониальным залом, куда
приглашают почетных гостей или где проводят торжественные линейки, а
побудителем творческой активности детей, способом улучшения и углубления их
контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса. Так было в
период зарождения школьного музея в России, таковыми должны остаться критерии
оценки его деятельности и сегодня;
2)
школьный музей актуален тогда, когда он не стремится походить на классическое
музейное учреждение. В этом музее ценность музейного предмета определяется его
образовательным назначением;
3)
школьный музей призван оставаться по преимуществу музеем детского творчества и
детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности должны
быть слова «поиск», «открытие», «творчество». Это музей, который создается
детьми и одновременно для детей;
4)
его специфика в том, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям,
а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного
музея определяются, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той
или иной школы (по возможности — всех учащихся, а не только членов актива
музея) и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном
процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).
Говоря
о потенциале музейной педагогики в воспитательном процессе, необходимо
вспомнить, что процесс воспитания — обоюдный. И чаще всего его эффективность и
результативность прямо пропорционально зависят от уровня профессионализма
педагога, воспитателя. В связи с этим необходимо отметить, что одной из задач
музейной педагогики является подготовка и повышение квалификации как
непосредственно музейных педагогов и педагогического состава, привлекаемого к
работе в музее, так и всего педагогического коллектива.
Кроме
этого, школьный музей должен выполнять свои основные функции —
научно-документальную, охранную, исследовательскую, образовательную, и должен
являться центром научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности
всего коллектива образовательного учреждения.
Прежде
всего, музей образовательного учреждения — это школьный центр повышения
квалификации и даже в некоторых случаях переподготовки, где педагоги разных
специальностей в процессе повышения квалификации и переподготовки смогут
оглянуться на «старое», чтобы увидеть перспективы своего роста. Во-первых,
практически во всех школьных музеях существует раздел «История школы», где,
естественно, хранится (или экспонируется) информация о лучших учителях, об их
достижениях и педагогических находках. А что лучше «хорошо забытого старого»?
Во-вторых, в школьном музее хранятся материалы, которые будут полезны учителю
при подготовке анализа и самоанализа учебного занятия и заполнении, например,
таких строк, как «Задачи урока» (среди которых обязательно должна быть и
воспитательная), «Оборудование урока», «Система работы учителя». В-третьих,
именно школьный музей, его экспозиция, архивы будут полезны молодым
специалистам в повышении их уровня профессиональной компетенции и этики, а
также помогут больше узнать об образовательном учреждении, его традициях и так
далее.
Отдельно
нужно сказать о потенциале школьного музея как возможного центра регионально-ориентированной
воспитательной системы образовательного учреждения. Положительный опыт
подобного режима работы образовательного учреждения есть и в городе
Новосибирске, и в Новосибирской области. В этом смысле полезно обратить
внимание на следующее: к сожалению, уровень профессионализма классных
руководителей, педагогов в школах зачастую таков, что они рассматривают
школьный музей как возможность проведения или «дежурного», или традиционного
мероприятия (к 9 Мая, 23 февраля и так далее). Это неверно, потому что,
во-первых, в свете последних государственных, региональных нормативно-правовых
актов в области воспитания и образования, социально-экономические изменения,
происходящие в стране, и обусловленная ими модернизация общего среднего
образования требуют существенных изменений в содержании и структуре
воспитательных задач, которые стоят и перед общеобразовательной школой в
частности, и перед системой общего и дополнительного образования в целом и
которые, безусловно, необходимо ставить перед каждым конкретным уроком,
мероприятием, внеурочным занятием. Во-вторых, при проектировании музея как
центра воспитательной системы необходимо продумывать и преломлять работу всех
предметно-цикловых комиссий, всех методических объединений, всех направлений
деятельности учреждения именно через музей, что в свою очередь требует
определённого рода переподготовки педагогов либо повышения их квалификации. На
начальной ступени повышения квалификации и переподготовки эту проблему может
решить и решает музей образовательного учреждения.
Музей
и с точки зрения методического сопровождения целостного воспитательного
процесса в образовательном учреждении должен выполнять функции
системно-комплексного методического центра, лаборатории, своего рода «копилки».
Где, как не в музее, хранить, экспонировать, использовать лучшие методические
разработки и опыт воспитательной деятельности классных руководителей и
учителей-предметников, хранить обобщённый опыт передовых педагогов и так далее?
Именно музей даёт возможность обеспечивать информационное сопровождение
опытно-поисковой деятельности в области воспитания, развития учащихся в школе.
Любое
вовлечение педагога в исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность
значительно повышает уровень его профессиональной квалификации. Что касается
школьного музея, то он по определению должен вести (и ведёт) работу в
инновационном, опытно-экспериментальном режиме.
К
числу особо значимых проблем, решаемых музейной педагогикой, относится
активизация различных процессов формирования личности учащегося — развития её
творческих способностей, выработки активной жизненной позиции и так далее.
Поэтому одна из задач музейной педагогики заключается в создании условий для
активизации деятельности учащихся в музее. Поиски ведутся в области
экскурсионной методики, методики проведения музейных уроков, факультативов,
организации самостоятельной научно-исследовательской работы учащихся на базе
фондов и архива музея. Привлечение ребят к музейной деятельности происходит и
посредством организации проблемных, творческих лабораторий и так далее.
Трудно
переоценить потенциал школьного музея в решения вопросов воспитательной
деятельности учащихся, поскольку музей относится к тому уникальному типу
учреждений, который позволяет осуществить следующее:
—
в процессе воспитательной деятельности сформировать и развить все структурные
компоненты содержания патриотизма как качества личности: эмоционального,
интеллектуального, деятельностного, потребностно-мотивационного, волевого;
—
проводить деятельность по пропаганде здорового образа жизни.
Кроме
того, музей является центром сохранения ценностных ориентиров всего коллектива
учащих и учащихся образовательного учреждения и одним из центров формирования
опыта социальных отношений у учащихся.
Формы
и методы, уже используемые для решения воспитательных задач на базе музея и
возможные, — разнообразны. Кроме традиционных форм (экскурсия, встреча с
интересными людьми и так далее), это могут быть: интерактивный музей на сайте
учреждения; интерактивная экскурсия в режиме мультимедиа либо особая форма
школьного музей — детский музей; занятия, вне зависимости от профиля музея,
археологические, художественные и так далее, но проводимые на основе материалов
музея.
ГЛАВА
2.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ «ШКОЛЬНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
Школьный
музей сегодня все в большей степени становится тем институтом, который позволяет
транслировать и укоренять в жизни базовые ценности общества. Через приобщение к
отечественной истории и культуре происходит осознание ребенком собственной личности.
Музей вызывает интерес к прошлому народа, к памятникам старины. Школьный музей может
и должен соединить разорванную связь между поколениями, эпохами.
Школьный
музей – это эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского
воспитания детей и молодежи.
Цель
программы:
1.
Обеспечение
условий для формирования мотивации личности к познанию истории родного края.
2.
Развитие
творческих и интеллектуальн6ых способностей в различных видах музейной деятельности.
Задачи:
Воспитывающие:
-
воспитание личности, умеющей наблюдать себя и анализировать окружающую действительность,
замечать необычное в обычном, осознающей свое место в историко-культурных процессах;
-
воспитывать патриотические чувства через изучение русской народной культуры;
Образовательные:
-
приобщение к историческому и культурному наследию своей Родины;
-
познакомить с бытом, нравами и обычаями;
Развивающие:
-
развивать фантазию и художественный вкус.
Актуальность
темы:
-
воспитание патриотов своей страны;
-
ознакомление с жизнью и деятельностью людей, живших на Малой Родине.
Место
программы в системе дополнительного образования школы.
Данная
программа является не только источником знаний, но она и расширяет базовый уровень
знаний по краеведению. Программа рассчитана на 39 часов и предусматривает занятия
с учащимися среднего возраста (5-9 классы). Отдельные темы программы могут быть
использованы для экскурсий по области. Занятия проходят во внеурочное время.
Ожидаемые
результаты:
-
умение вести себя;
-
воспитание чувства патриотизма, гордости за традиции;
-
знакомство со своей Малой Родиной;
-
овладение теоретическим материалом программы.
Учебно-тематический
план
Раздел
|
Количество
часов всего
|
Теория
|
Практика
|
1.
«Милости просим, гости дорогие»
|
6
|
6
|
-
|
2.
Мой край
|
9
|
7
|
2
|
3.Традиции
и обряды края
|
13
|
5
|
8
|
4.
«Забытые странички»
|
7
|
6
|
1
|
5.
Презентация проекта: «Школьный краеведческий музей»
|
4
|
4
|
-
|
Полугодовая
программа, рассчитанная на 39 часов.
Содержание
программы
Этапы
|
Воспитательные
задачи
|
Основные
формы и содержание
|
1.
«Милости просим, гости дорогие»
|
|
Первое
посещение детьми музея. Знакомство с убранством.
|
2.
Мой край
|
Развитие
у детей и подростков семейных ценностей
|
Посещение
местного архива, экскурсия по городу, фотовыставка «Памятные места», встречи с
интересными людьми.
|
3.
Традиции и обряды края
|
Уважение
к родной истории, традициям земляков
|
Беседа
с детьми: «Наши традиции», создание коллекции народного женского костюма, показ-выставка:
«Наряды моей бабушки», посиделки: «Крещенский вечерок».
|
4.
«Забытые странички»
|
Развитие
у детей и подростков патриотизма
|
Исследования
детей по истории быта: рассказывание по слайдам, просмотр видеофильма о труде,
стенгазета с сочинениями детей: «Труд в прошлом и настоящем».
|
5.
Презентация проекта: «Школьный краеведческий музей»
|
|
Показ
и защита проекта: «Школьный краеведческий музей»
|
Методическое
обеспечение
Дидактико-методические
особенности программы:
-
осуществление работы детей в работе с вещественными источниками;
-
развитие умения работать с людьми разного возраста.
Основные
методы обучения:
-
исследовательский;
-
поисковый;
-
наглядный;
-
словесный.
Формы
работы:
-
практические занятия с архивным материалом;
-
встречи;
-
стенгазеты;
-
фотовыставки и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горшкова Г.И.
Музей образовательного учреждения. Документы, рекомендации, библиография. –
Арх-ск, изд-во Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации
работников образования, 2004. – 94с.
2. Ланкова Н.М.
Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.-метод, пособие.
– М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.
3. Медведева
Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: культурно-образовательная
деятельность музеев. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 85с.
4. Панкратова
Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших
школьников: Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. пособие. – М.:Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2000. – 160с.
5.Столяров Б.А. Музейная
педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004.
– 216с.
6. Хитьков Н.А. Школьный
музей, его назначение и организация. – Киев, 1915.
7. Юхневич М.Ю. Педагогические,
школьные, детские музеи дореволюционной России: Метод. Пособие. – М.,1990.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Словарь
основных терминов
Аудитория
музейная – группа людей, объединенных познавательным интересом к музею,
характеризующаяся по следующим основным признакам: возраст, образовательный уровень,
профессиональная принадлежность и место жительства.
Коллекция
музейная – совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или
нескольких признаков и представляющих научный, познавательный или
художественный интерес.
Коммуникация
музейная – процесс общения посетителя с музейными памятниками, условиями
успешности которого являются: 1) его способность понимать «язык» музейных
предметов; 2) способность музейных сотрудников создать условия для этого
понимания.
Методика
– 1. Совокупность методов и приемов практического выполнения чего-либо
(например, научного исследования). 2. Раздел педагогики, рассматривающий методы
преподавания учебных предметов либо воспитания человека.
Музееведение
(музеология) – формирующаяся научная дисциплина, изучающая специфическое
музейное отношение человека к действительности и порожденный им феномен музея,
исследующая процессы сохранения и передачи информации посредством музейных
предметов, а так же развития музейного дела и направления музейной
деятельности.
Музеефикация
памятников – направление музейной деятельности и охраны памятников, посвященное
преобразованию недвижимых памятников истории и культуры или природных объектов
в объекты музейного показа с целью максимального их сохранения, выявления их
историко-культурной, научной, эстетической ценности и включения в современную
культуру.
Музей-квартира
– мемориальный музей – памятник, посвященный выдающемуся деятелю истории,
науки, культуры и т.д.
Музей-памятник
– музей, возникший в результате музеефикации единичных памятников (например,
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге).
Музейный
предмет – понятие музееведения, служащая для обозначения предметов –
результатов человеческой деятельности или движимых памятников естественной
истории, которые стали объектами познавательного и ценностного отношения и
включены в состав музейного собрания.
Музейно-педагогическая
программа – научно и методически выверенная последовательность педагогических
действий, учитывающих специфику музея и возрастные особенности аудитории.
Музейно-педагогические программы имеют комплексный характер и могут включать в
себя блоки учебных курсов, обеспечивающих поэтапное и последовательное
развитие, воспитание и обучение личности музейными средствами.
Музейно-педагогический
процесс – системно организованное и четко направленное взаимодействие музейного
педагога и учащихся, обеспечивающее единство развития, воспитания и обучения в
условиях музейной среды на основе целостности и общности всех элементов его
структуры (музейный предмет, музейный педагог и музейный зритель).
Музейный
педагог – специалист, осуществляющий педагогическую (образовательную)
деятельность музея. Он организовывает музейно-педагогический процесс и, на
основе субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений, обеспечивает в
рамках заданной этим процессом программы непосредственное общение зрителя с
музейным памятником.
Музейный
предмет – предмет реальной действительности, являющийся носителем
социокультурной и естественнонаучной информацией, включенный в музейное
собрание.
Музейный
фонд – совокупность всех принадлежащих музею музейных предметов с относящимися
к ним научно-вспомогательными материалами. Входящие в музейный фонд предметы
могут находиться в хранилищах (фондах), на временном хранении, в экспозиционном
пространстве и т.д.
Музейный
фонд Российской Федерации – совокупность постоянно находящихся на территории РФ
движимых памятников истории и культуры, имеющих научную, художественную,
историческую или иную культурную ценность и являющихся предметами музейного
значения.
Музеография
– 1. Отрасль музееведения, решающая информационные, рекламные и
популяризаторские задачи. Одна из важнейших источников музееведения, содержанием
которой является описание среды, недвижимых памятников и музейных предметов.
2.Совокупность изданий по истории музея, его экспозиций и коллекций.
Образовательная
деятельность музея – специфическая форма музейной активности, характеризующаяся
педагогической направленностью на развитие, воспитание и обучение личности
музейными средствами.
Педагогика
музейная – отрасль педагогической науки и построенная на ее основе
научно-практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта
в условиях музейной среды.
Профиль
музея – категория классификации музея, его специализация, определяющая состав
музейного собрания, принципы комплектования музейных фондов, тематику
экспозиционной и просветительско-образовательной деятельности.
Собрание
музейное – научно-организованная совокупность музейных предметов,
научно-вспомогательных материалов и хранящихся в музее средств
научно-информационного обеспечения. Включает фонды (основной,
научно-вспомогательный, обменный и дублетный), библиотеку и архив музея.
Хранение
музейных фондов – направление работы, осуществляемое на основе режима и системы
хранения музейных экспонатов(5;204).