А.С. Пушкин и Нижегородский край
Предмет:
Краеведение
Тема:
«А.С. Пушкин и Нижегородский край»
Содержание
Введение
Болдинская
осень
А.С.
Пушкин и Нижегородский край
Заключение
Список
литературы
Введение
А.С. Пушкин не только русский писатель, но и
мировой. Он оставил после себя современным читателям огромное литературное
наследие. Поэт занимает особое место в культурной жизни России. Он создал такие
произведения, которые стали символом русской духовной жизни. А. Григорьев
пророчески заметил: «Пушкин - наше все: пока единственный полный очерк нашей
народной личности». Никто так точно не смог подметить тонкости русской души и
национальной культуры, как Александр Сергеевич.
Творчество поэта - это стремительное движение,
развитие, тесно связанное с его судьбой, с литературной жизнью России. В своих
произведениях он запечатлел красоту русской природы, особенности крестьянского
быта, широту и многогранность человеческой души. Его творения полны красок,
эмоций, переживаний.
Произведения А.С Пушкина восхищали, и будут
восхищать еще ни одну сотню лет. Его творения пользуются популярностью даже за
пределами нашей страны. Школьники не только читают сказки, повести и романы, но
и из года в год заучивают стихотворения, открывая разнообразный творческий мир
поэта.
Достаточно большая часть литературных
произведений написана им в Нижегородском крае. Удивительной красоты природа,
исторические места не могли не оставить в памяти поэта неизгладимых
впечатлений. Поэтому целью данной работы является изучение влияния
Нижегородской земли на творчество А.С. Пушкина.
Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждают
свое понимание поэта, писателя, видит в нем современника, его изучают, о нем
спорят, его боготворят или отвергают. Но неизменно каждый видит в нем своего
Пушкина.
Болдинская осень
Имя Александра Сергеевича Пушкина неразрывно
связано с Нижегородской стороной и селом Болдино. В имении он провел 3
осени. Первую свою поездку Александр Сергеевич совершил осенью 1830 года
с целью заложить кистеневскую собственность в опекунский совет для получения
денег, необходимых для предстоящей свадьбы на Наталье Гончаровой.
Древний предок А С Пушкина, Евстафий Михайлович
Пушкин, посол при дворе Ивана Грозного, получил Болдино в поместье - земельное
владение, дававшееся дворянам на время службы.
Деду А.С. Пушкина принадлежали довольно крупные
земельные владения вокруг Болдина. После его смерти земля была поделена между
многочисленными наследниками, и в результате раздробления началось разорение
старинного рода. Болдино досталось дяде Пушкина, Василию Львовичу, и отцу,
Сергею Львовичу. После смерти Василия Львовича северо-западная часть села со
старой барской усадьбой была продана. Отцу Пушкина принадлежала юго-восточная
часть Болдина (с барским домом и другими постройками) - 140 крестьянских
дворов, более 1000 душ, и село Кистенево.
Отправляясь в родовое имение, Александр
Сергеевич не испытывал особого счастья. Он писал Плетневу в Петербург: «Еду в
деревню, бог весть, буду ли иметь там время заниматься и душевное спокойствие,
без которого ничего не произведешь..» . Но А.С. Пушкин ошибался. Приехав в
Болдино, утром же писатель занялся делами. С приказчиком поехали в Кистенево. В
Кистенево жили умельцы, изготовлявшие сани и телеги, крестьянки ткали холсты и
сукна. Вечером Пушкин разобрал свои бумаги, представил болдинского народного
батюшку. Сами собой заиграли озорные строки:
С первого щелка
Со второго шелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика;
Осмотревшись в Болдине, поэт написал другу:
«Теперь мрачные мысли мои порассеялись; приехал в деревню и отдыхаю… Соседей ни
души, ездий верхом, сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается…» После
напряжения последних лет, литературных схваток, придирок Бенкендорфа,
следившего за каждым его шагом, после московских переживаний и размолвок с
будущей тёщей, требовавшей от него денег, «положения в обществе», он мог,
наконец, вздохнуть свободно: скакал по окрестностям верхом, писал, читал дома в
тишине. Он не собирался задерживаться здесь надолго - передоверил свои
имущественные хлопоты писарю Петру Кирееву, подписал несколько бумаг -
торопился в Москву. Но выехать из Болдина не удалось: надвигалась эпидемия
холеры. Вокруг устанавливались карантины.
Поэт задержался здесь на все три осенних месяца.
Связи с внешним миром у него почти не было (получил не более 14 писем). Однако
вынужденное затворничество способствовало плодотворной работе, что удивляло и
самого Пушкина, написавшего П.А. Плетневу: «Скажу тебе (за тайну), что я в
Болдине писал, как давно уже не писал…».
«Болдинская осень» открылась стихотворениями
«Бесы» и «Элегия» - ужасом заблудившегося и надеждой на будущее, трудное, но
дарящее радости творчества и любви. Три месяца были отданы подведению итогов
молодости и поискам новых путей.
В болдинском уединении Пушкин передумывал прошедшее.
Он размышлял о том, что сильнее: законы ужасного века или высокие порывы души
человеческой. И одна за другой рождались трагедии, которые он назвал
«маленькими» и которым суждено было стать великими. Это «Скупой рыцарь»,
«Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», и т.д. Эти четыре пьесы
помогают нам лучше понять те чувства и мысли, которые владели Пушкиным,
оказавшимся на три месяца "в глуши, во мраке заточения".
В Болдино он вспоминал свою молодость и былые
увлечения, прощался с ними навсегда. Свидетельство тому в его бумагах: листки
со строчками стихов "прощанья", "заклинанья", "для
берегов отчизны дальной". В этих стихотворения, как и в других, писавшихся
в Болдине, Пушкин выразил настроение человека, который с печалью, с душевной
мукой вспоминает о прошлом и расстается с ним.
Количество написанного А.С. Пушкиным за три
месяца вынужденного затворничества сопоставимо с результатами творческого труда
за предшествующее десятилетие. Он создал в Болдине совершенно разноплановые
произведения - и по содержанию и по форме. Одними из первых были прозаические
«Повести Белкина», параллельно шла работа над шуточно-пародийной поэмой «Домик
в Коломне» и последними главами «Евгения Онегина». Болдинская осень принесла
«Сказку о попе и работнике его Балде», «Историю села Горюхина». Фон пушкинского
воображения - лирическая поэзия: около 30 стихотворений, среди которых такие
шедевры, как «Элегия», «Бесы», «Моя родословная», «Заклинание», «Стихи,
сочиненные ночью во время бессонницы», «Герой» и т.д.
В мире не было спокойствия. Только что произошла
революция во Франции, окончательно скинувшая с трона Бурбонов. Бельгия восстала
и отделилась от Голландии. Чуть позже, за несколько дней до отъезда Пушкина из
Болдина, начнётся восстание в Варшаве. Обо всех этих событиях думал Пушкин в
деревенской тишине. Мысли эти тревожили воображение, заставляли сопоставлять,
искать внутренний смысл происходящего. Ночью, во время бессонницы, Пушкин
обратился со стихами к самой жизни:
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу
Во второй раз Пушкин посетил Болдино в
октябре 1833, возвращаясь из поездки по Уралу, где собирал материал по
истории пугачевского восстания. В Болдине он надеялся привести в порядок
собранные материалы и поработать над новыми произведениями. Именно во время
второй Болдинской осени Пушкин написал множество стихотворений, «Медного
всадника», «Анджело», «Сказку о рыбаке и рыбке» и другие произведения. Именно
во время второй Болдинской осени Пушкин написал всем известное стихотворение
«Осень»:
«И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим
волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во
сне,
Излиться, наконец, свободным
проявленьем -
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к
бумаге,
Минута - и стихи свободно
потекут...».
Последний раз Пушкин приехал в Болдино через
год, в 1834, в связи со вступлением во владение имением и провел здесь
около трех недель. В этот приезд Пушкину пришлось много заниматься
хозяйственными делами, что, однако, не помешало ему написать «Сказку о золотом
петушке» и подготовить к изданию другие сказки, написанные здесь годом ранее.
Значение Болдинской осени в творчестве Пушкина
определятся тем, что большинство написанных произведений - реализация более
ранних замыслов поэта и в то же время своеобразный пролог к его творчеству
1830-х гг. Окончание многолетнего труда - романа «Евгений Онегин» -
символический итог пушкинского художественного развития 1820-х гг. в творческом
поле романа находились многие произведения - стихотворения, поэмы, первые
прозаические опыты. «Повести Белкина», в которых А.С.Пушкин попрощался с
сюжетами и героями сентиментальной и романтической литературы, стали началом
нового, прозаического периода творчества.
Действительно, Болдинская осень оказала
существенное влияние на творческий потенциал А.С. Пушкина, заставила многое
переосмыслить, реализовать давно задуманное.
А.С. Пушкин и Нижегородский край
Исследователей издавна интересовали места,
связанные с пребыванием А.С. Пушкина в Нижегородской губернии. Александр
Сергеевич посещал Нижний Новгород, несколько раз побывал в Арзамасе, приезжал в
родовое имение Болдино, находящееся на юге Нижегородской области в 39 км от
станции Ужовка.
По мнению большинства краеведов, приезжая в
Болдино, А. С. Пушкин никак не мог миновать Арзамас. Он побывал в этом
городе проездом еще в 1830г как минимум 6 раз, считает пушкинист А. Звенигородский.
(на пути из Москвы в Болдино - раз, четыре раза, когда дважды пытался
прорваться к невесте сквозь холерные карантины, и, наконец, когда уже
окончательно выехал в Москву). Хорошо известно, что в 1833 году Пушкин попал в
Болдино окольным путем, возвращаясь из Оренбурга через Симбирск. Но обратно он,
несомненно, ехал опять через Арзамас. К этим 7 проездам через город можно
добавить еще два, когда А С Пушкин посетил Болдино в 1834г.
Следующим пунктом в путешествии А.С. Пушкина в
Болдино был Лукоянов. Поэт не раз посещал этот уездный город. К
сожалению, здания, где гостил поэт, не сохранились до наших дней. В 20-х числах
октября 1830 года А.С. Пушкин приехал в Лукоянов за разрешением на выезд в
Москву, куда он не мог отправиться в связи с эпидемией холеры и холерными
карантинами на дорогах. Уездный предводитель дворянства В.В. Ульянин отказал
ему в выдаче такого разрешения. Получив отказ, Пушкин написал письмо
губернатору и предпринял попытку прорваться сквозь холерные карантины без
официального разрешения.
Из писем поэта Наталье Гончаровой доподлинно
известно, что в знаменитую первую Болдинскую осень в октябре-ноябре 1830 года
Пушкин дважды приезжал в Лукоянов. Поэт посещал несколько Лукояновских домов и
семей. Это, прежде всего номера И.Т. Агеева. Здание номеров сохранилось до сих
пор (улица Пушкина, 326). По преданию, бывал Пушкин и в доме Сыромятниковых, с
хозяином которого был хорошо знаком. Дом не сохранился. Зато дожил до наших
дней дом Ольги Калашниковой-Ключаревой, дочери болдинского управляющего, с которой
связан крепостной роман Пушкина в бытность его в Михайловском.
Болдино заняло исключительное место в мире
духовно-нравственных ценностей А.С. Пушкина и как “животворящая святыня” его
фамильной истории, и как место его вдохновенных творческих трудов. Здесь
создана основная часть пушкинских произведений тридцатых годов.
Кроме того, писатель посетил в период с 2 по 3
сентября 1833г Нижний Новгород. Город встретил поэта полосатым
шлагбаумом, деревянной некрашеной пирамидой с двумя губернскими гербами и рядом
стоящим мышиного цвета верстовым столбом с надписью на дощечке: «Граница
Нижегородского уезда». А. С. Пушкин ехал в Нижний Новгород к губернатору М.П.
Бутурлину и задержался в городе, имея определенную цель: ознакомиться с
содержанием «пугачевских» дел местного архива.
Для писателя город всегда оставался «отчизной
Минина», и потому можно полагать, что поэт задержался в кремле, чтоб осмотреть
обелиск - памятник в честь великого гражданина России, о котором так много
говорили в столице. Разговоры эти велись потому, что скульптурная группа «Минин
и Пожарский», выполненная академиком И.П. Мартосом для Нижнего Новгорода, так и
не была установлена на родине героя, а куплена казной, увезена в Москву и там
заняла место в центре Красной площади, напротив гостиных рядов.
В Нижнем же Новгороде старанием А. И.Мельникова
и И. П. Мартоса был открыт обелиск. Кроме того, А. С. Пушкин восхищался
Нижегородской ярмаркой, которая создала в его воображении впечатление «бального
разъезда».
Таким образом, Александр Сергеевич был в
Нижегородской губернии ни один раз. Многое его здесь восхищало, заставляло
задуматься. Не только свои переживания, но и минуты радости, он воплотил в
произведениях, которые стали мировыми шедеврами литературы.
Заключение
Хотя А.С. Пушкин за всю свою короткую жизнь
провел в Нижегородской губернии не так много времени, но этого было достаточно,
чтобы написать здесь столько замечательных произведений, наполненных добротой и
душевной теплотой. Каждое произведение, написанное здесь, по-своему уникально. Удивительной
красоты природа, исторические места не могли не оставить в памяти поэта
неизгладимых впечатлений. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что А.С.
Пушкин запечатлел в своих произведениях душевные порывы и эмоции, которые
возникли под влиянием его пребывания в Нижегородском крае. Именно здесь он
реализовал свои ранние замыслы, переосмыслил свой творческий путь.
Список
литературы
1.
Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим…М.: Просвещение, 2003, с. 410
2.
Золотарева И.В, Беломестных О.Б. Методический материал по литературе. М.: ВАКО,
2004, с. 46.
3.
Коровина В.Я. Збарский И.С. Литература 9 класс. Методические советы. М.:
Просвещение, 2002, с. 320.
4.
Куприянова Н И. Записки краеведов. Горький: Волго-Вятское, 1977. с 159.
5.
Куприянова Н И. Записки краеведов. Горький: Волго-Вятское, 1979. с 192.
6.
Ниякий В В. История Нижегородского края в словаре Брокгауза и Ефрона.- Н
Новгород: Нижегородский институт, 1993. с 224
7.
Рогачевская Е. книга для чтения. 5-9 класс. М.: Школа-ПРЕСС, 1993, с. 289
8.
Русова Н Ю, Шевцов В А. Читаем Русскую лирику. Н Новгород: Деком, 1996, с. 249
9.
Тихонова О С, Муза Е В. Жизнь и творчество А С Пушкина. - М.: Детская
литература, 1989. с 56
10.
Тюрина А И, Федоров В И. История Горьковской области. 3-е изд.- Горький:
Волго-Вятское, 1989, с 191.