Для обеспечения
нормальной работы система ТКС должна получить информацию от других приборов:
об истинном или
ортодромическом курсе – от дистанционных астрокомпасов типа ДАК-ДБ-5В или
звездно-солнечных ориентаторов (ЗСО);
о заданном путевом угле
(ЗПУ) и синуса широты места (при автоматической широтной коррекции) – от
навигационного вычислителя (НВ).
В случае отсутствия
датчиков ЗПУ и синуса широты указанные величины вводятся вручную.
Функциональная схема
курсовой системы ТКС-П представлена на рис. 5.29.
Условия эксплуатации.
Курсовая система может эксплуатироваться на высотах до 30 км в диапазоне температур окружающего воздуха от –60 до +50°C. Агрегаты системы виброустойчивы и вибропрочны в диапазоне
частот вибраций и ускорений, возникающих на современных самолетах, выдерживают
ударные перегрузки до 4g с частотой 40-100 ударов в 1 мин.
Допустимый уход
гироскопов в режиме ГПК в нормальных условиях полета в широтах, отличающихся от
широты последней балансировки гироузлов:
дополнительный уход
гироскопов в режиме ГПК при действиях линейных или виражных ускорений и при
изменении
мощность обогрева (кратковременно)………………….
|
не более 6000 Вт
|
масса ТКС-П (ТКС-П2) …………………………………
|
не более 44 кг (36кг)
|
По принципу действия
ТКС-П во многом сходна с курсовой системой типа КС, содержащей два
гироагрегата. Отметим некоторые особенности конструкции и функционирования
ТКС-П.
Гироскопические агрегаты
ГА-3 отличаются высокой точностью измерения курса благодаря применению
вращающихся опор в подвесе внутренней рамки гироскопа. В подшипниках используются
два ряда шариков и три кольца; среднее кольцо принудительно вращается.
Уменьшение момента трения достигается за счет вращения средних колец двух
подшипников в противоположные стороны и реверсирования через 50-60с. Благодаря
такому режиму опор на гироскоп действует только разностный момент трения, не
превосходящий 10-20% от номинального значения момента трения.
Карданная погрешность
ГПК, как и в ГА-1, устраняется с помощью дополнительной следящей рамы,
отрабатывающей углы крена самолета.
Горизонтальное положение оси ротора гироскопа поддерживается системой
коррекции, обеспечивающей перпендикулярность наружной и наружной рам подвеса. В
качестве чувствительного элемента этой следящей системы используется емкостной
датчик. Движения дополнительной рамы ограничены по углу крена в пределах 50-60° с помощью пружинных упоров. Если
рама касается упоров, то включаются микровключатели, подающие сигнал на пульт
управления (сигнализация красной лампочкой).
Стабильность работы
гироагрегатов в условиях низких температур поддерживается с помощью обогрева,
контролируемого терморегуляторами.
Индукционный датчик ИД-3,
дающий на выходе сигнал магнитного курса , имеет некоторые конструктивные отличия от датчика
ИД-2. Коррекционных механизм КМ-5 также учитывает условное магнитное склонение и по своей кинематике аналогичен
механизму КМ-3. Однако электронная часть следящих систем выполнена на
транзисторах и встроена внутрь механизма.
Указатель штурмана УШ-3
позволяет отсчитывать относительно неподвижной шкалы следующие параметры:
по стрелке 1 (см. рис.
5.29) – ортодромический курс (режим
ГПК), гиромагнитный курс (режим магнитной коррекции) и астрокурс (режим астрокоррекции);
по стрелке 2 – текущий
путевой угол, равный сумме двух углов – курса и угла сноса , который выдается от доплеровского измерителя ДИСС;
по треугольному
подвижному индексу 3 – заданный путевой угол (ЗПУ), получаемый из навигационного
вычислителя (НВ).
Угол ЗПУ может
устанавливаться и вручную с помощью кремальеры, выведенный на лицевую сторону
указателя.
Контрольный указатель
штурмана КУШ-1 выполняет следующие функции:
по стрелке 5
осуществляется отсчет курсов (в соответствии с режимами “ГПК”, “АК” и “МК”);
по стрелке 4 – отсчет
гиромагнитного или астрономического курсов, а также пеленг радиостанции, в
зависимости от положения переключателя, установленного на указателе.
Пульт управления ПУ-11
содержит:
переключатель В1 (индекс ) для включения азимутальной
коррекции уходов гироскопов, обусловленных вертикальной составляющей вращения
Земли;
переключатель В2 для
перехода на режим работы ГПК, МК и АК;
переключатель В3 (индекс
“задатчик курса”), предназначенный для введения заданного курса в режиме ГПК;
переключатель В4 (индекс
“коррекция”), осуществляющий перевод основного или контрольного гироагрегата в
режим коррекции;
переключатель В5 (индекс
“потребители”), производящий подключение потребителей к основному и
контрольному гироагрегатам.
Задатчик курса ЗК-4 –
предназначен для точной дистанционной начальной выставки гироагрегатов по
внешней информации (геодезической или иной) о стояночном угле курса самолета.
При этом переключатель В1 на лицевой стороне прибора может быть установлен либо
в положение АК, либо – в ЗК. В положении АК задатчик курса отключен от системы
и коррекция производится от астродатчика; в положении ЗК курс задается с
помощью задатчика курса по внешней информации.
Блок пеленгов БП-5,
подключаемый переключателем В6, предназначен для формирования сигналов пеленга
радиостанции (РП) на основе сигналов магнитного курса и курсового угла
радиостанции (КУР), получаемых от указателя КУШ-1 и радиокомпаса АРК
соответственно.
Основным режимом работы
ТКС-П является режим гирополукомпаса. Режим магнитной и астрономической
коррекции являются вспомогательными.
Сравнение показаний
различных видов курсов, получаемых с обоих гироагрегатов, позволяет определить
уходы гироскопов и осуществить их корректировку.
Курсовая система типа ГМК
представляет собой централизованное устройство, объединяющее гироскопические,
магнитные и астрономические средства определения курса. Система устанавливается
на пассажирских, транспортных самолетах и вертолетах.
Существует несколько
комплектаций курсовых систем типа ГМК: ГМК-1А, ГМК-1Г, ГМК-1Э, ГМК-1АЭ,
ГМК-1АС. Основными комплектациями считаются ГМК-1А и ГМК-1Г, составы которых
приведены в таблице 2.
Таблица 2 Комплектации
основных курсовых систем типа ГМК
Наименование приборов
|
Количество приборов в системе
|
ГМК-1А
|
ГМК-1Г
|
индикационный датчик ИД-3
|
1
|
1
|
коррекционный механизм КМ-8
|
1
|
1
|
автомат согласования АС-1
|
1
|
1
|
гироагрегат ГА-6
|
1
|
2
|
1
|
–
|
пульт управления ПУ-27
|
–
|
1
|
блок связи БС-1
|
–
|
1
|
указатель УГР-4УК
|
1
|
–
|
Схемное отличие остальных
курсовых систем от ГМК-1А и ГМК-1Г заключается в отсутствии режима
астрокоррекции, поэтому на их пультах управления переключатели режимов имеют
только два положения “МК” и “ГПК”. В связи с этим остановимся на системах
основной комплектации.
Курсовые системы ГМК-1А и
ГМК-1Г служат:
для определения и
индикации ортодромического (ОК), истинного (ИК) или гиромагнитного (ГМК) курса
самолета;
для выдачи потребителям
сигналов курса и углов отклонения курса.
Курсовые системы могут
работать в одном из следующих режимов:
в режиме гирополукомпаса
(ГПК);
в режиме магнитной коррекции
(МК);
в режиме астрокоррекции
(АК).
Основным режимом работы
курсовых систем является режим ГПК, обеспечивающий определение ортодромического
курса в любых условиях полета самолета.
Условия эксплуатации.
Системы могут эксплуатироваться на высотах до 25000 м в диапазоне температур окружающего воздуха от –60 до +50°C и при относительной влажности воздуха до 98%.
Агрегаты систем
виброустойчивы и вибропрочны в диапазонах частот вибрации и ускорений,
возникающих на современных самолетах. Агрегаты выдерживают ударные нагрузки до
4g с частотой 40…100 ударов в минуту.
Основные технические
данные погрешности:
выдачи сигналов
магнитного курса без учета собственных
погрешностей указателей …………………………………
|
не более ±1,5°
|
от уходов гироскопа за 1ч
работы в режиме ГПК не более:
в нормальных условиях ……………………………..……
|
±2,5°
|
при температурах от –60 до +50°C
..…………………….
|
±3,5°
|
дистанционной выдачи
углов отклонения в азимуте с
сельсин-датчика гироагрегата ГА-6………………………
|
не более ±0,6°
|
определение курсовых
углов радиостанций по указателю
УГР-4УК ……………………………..……………………
|
не более 2,5°
|
количество внешних потребителей (сельсины 573 МБ) …..
|
не более 5
|
скорость согласования:
нормальная (малая) …………..……….………………
|
1,5 … 7°/мин
|
большая (режим ГПК, МК, АК)..…….………………
|
не менее 6°/с
|
большая от курсозадатчика …………..………………
|
не менее 2°/с
|
время готовности не
более:
в режиме МК, АК …….…………..……….………………
|
3 мин
|
в режиме ГПК, ……………...…….……………………….
|
5 мин
|
источники питания:
трехфазного тока ……….………..……………
|
36В±5% 400Гц±2%
|
однофазного тока (при наличии указателя УГР-4УК)
|
45В±10% 400Гц±2%
|
постоянного тока …………...………………...
|
27В±10%
|
потребляемая мощность:
постоянного тока…………………..…..…………..
|
25 Вт (ГМК-1А)
50 Вт (ГМК-1Г)
|
переменного тока…………………….……..………
|
60 ВА (ГМК-1А)
130ВА (ГМК-1Г)
|
масса:
ГМК-1А …………………………..…….………………
|
не более 10 кг
|
ГМК-1Г ……………………..…………..………………
|
не более 13 кг
Блок-схема курсовой
системы типа ГМК-1А приведена на рис. 5.30.
Примененный в курсовых
системах гироагрегат ГА-6 отличается упрощенной конструкцией и не содержит
дополнительных следящих рам, вследствие чего при кренах летательного аппарата
возможны карданные погрешности ГПК. Применение вращающихся опор в кардановом
подвесе обеспечивает малые уходы гироскопа (не более 2,5° в час), вызванные моментами трения.
Уходы гироскопа из-за вращения Земли компенсируются сигналами с пульта
управления, подаваемыми на двигатель азимутальной коррекции. Вращающие моменты
этого двигателя вызывают скорость прецессии гироскопа, соответствующую (знак меняется при переходе из
северного полушария в южное).
Горизонтальная коррекция
гироскопа производится от маятникового жидкостного переключателя.
Коррекционный механизм
КМ-8 предназначен для связи магнитного индукционного датчика курса ИД-3 с
гироагрегатом ГА-6, а также для устранения девиаций и инструментальных погрешностей,
ввода поправок на магнитное склонение, контроля работоспособности курсовой
системы и индикации магнитного курса. Введение в магнитный курс поправки на
величину магнитного склонения или
условного магнитного склонения позволяет получить истинный или ортодромический
курсы соответственно.
Автомат согласования АС-1
обеспечивает режим пуска курсовой системы, включение и отключение быстрой
скорости согласования при различных режимах работы, усиление сигналов в
следящей системе, связывающей сельсин-датчик гироагрегата с сельсин-приемником
коррекционного механизма или переходного блока астрокорректора.
Пульт управления ПУ-26
используется для задания режимов работы курсовой системы, ввода широтной
коррекции, установки шкал указателя на заданный курс, включения быстрой скорости
согласования в режимах “АК” и “МК”, а также для контроля работы системы в
наземных и летных условиях с учетом завалов гироскопа гироагрегата.
Указатель летчика УГР-4УК
воспроизводит курсы, углы разворота, пеленги и курсовые углы радиостанций.
В комплектации ГМК-1Г
собственного указателя курса нет. Для индикации курса используются
пилотажно-навигационные приборы (НПП) командной системы “Привод”. На этих же
приборах индицируются курсовые углы и пеленги радиостанции, сигналы которых
поступают с АРК через систему “Привод”.
Функциональная схема
курсовой системы ГМК-1Г с установкой переключателей по основному каналу и для
режима ГПК показана на рис. 5.31. В отличие от ГИК-1А система основана на
автономной независимой работе двух гироагрегатов, работающих в различных
режимах. Два гироагрегата ГА-6, один из которых основной, а другой запасный,
образуют два канала того же направления.
При работе курсовой
системы по основному каналу (переключатель В5 в положении “Осн.”) основные
потребители (например, автопилот) и навигационно-пилотажные приборы подключены
к основному гироагрегату ГА-6; запасный гироагрегат в это время работает в
одном из двух свободных режимов (ГПК или МК) и выдает курс вспомогательным
потребителям.
Кроме того, к курсовой
системе в режимах МК и ГПК (исключая режим АК) постоянно подключены и получают
сигналы потребители гиромагнитного курса.
Если переключатель В5
установлен в положение “Зап.”, то основные потребители подключаются к
запасному, а вспомогательные – к основному гироагрегату.
Переключателем режимов В1
на пульте ПУ-27 задаются режимы работы только тому гироагрегату, к которому
подключены основные потребители. Параллельная работа гироагрегатов в режимах МК
и АК невозможна. Если по основному каналу для основного гироагрегата
переключателем В1 устанавливать режимы работы в последовательности МК-ГПК-АК,
то запасный гироагрегат соответственно будет переключаться на режимы
ГПК-МК-ГПК. По запасному каналу функции гироагрегатов поменяються.
Курсовая система ГМК-1Г
отличается от других курсовых систем следующими четырьмя главными
особенностями:
В системе ГМК-1Г
предусмотрен режим пускового согласования основного гироагрегата по магнитному
курсу большой скоростью независимо от положения переключателя каналов (В5) и
переключателя режимов (В1) пульта управления. Это исключает необходимость
предварительного выставления курса на основной агрегат.
Эту функцию выполняет
автомат согласования АС-1 с помощью реле времени (РВ).
Аналогичного режима для
согласования запасного гироагрегата в курсовой системе нет.
В системе ГМК-1Г
предусмотрено автоматическое согласование гироагрегатов с
компасами-корректорами при любых режимах. Согласование осуществляется с
автоматическим переключением скоростей: большой скоростью – при
рассогласованиях больше 2° и
малой скоростью – при рассогласованиях меньше 2°.
В системе ГМК-1Г для
согласования гироагрегатов с компасами-корректорами малой скоростью
используется коррекционный двигатель широтной коррекции, т.е. используется
прецессионный метод согласования. Двигатель узла согласования включается только
для ускоренного согласования.
В системе ГМК-1Г имеется
встроенная система контроля работоспособности основных следящих систем. Для
этого на пульте управления ПУ-27 предусмотрен переключатель В3, который подает
через коррекционный механизм КМ-8 в датчик ИД-3 стимулирующие сигналы фиктивных
курсов “0°” и “300°”.
Переключатель В4
задатчика курса используется в режиме ГПК (по обоим каналам) для выставления
курса гироагрегата, к которому подключены основные потребители, а в остальных
режимах – как кнопка быстрого согласования.
Похожие работы на - Точные курсовые системы ТКС И ГМК
|