Проблема организации и проведения PR- кампании на примере НПФ 'Урал ФД'

  • Вид работы:
    Тип работы
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    53,69 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема организации и проведения PR- кампании на примере НПФ 'Урал ФД'

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….……….....2

ГЛАВА 1. Исследование теоретических аспектов поставленной проблемы………………………………………………………………….…..……3

1.1.Определение PR……………………………………………………….….........3

1.2.Направление деятельности PR………………………………………..…..…...6

1.3. Понятие и виды PR-кампаний……………………………………….…..……8

1.4.  Этапы PR-кампании……………………….……………………………11

ГЛАВА 2. Анализ решения поставленной проблемы

в  НПФ «Урал ФД»………………………………..………………………..….…20

2.1. Анализ ситуации на пенсионном рынке

2.2. Краткая характеристика НПФ «Урал ФД» и описание продукта…..….…20

2.3. Определение целевой аудитории НПФ «Урал ФД»………………………..23

2.4. Цели и задачи PR-деятельности НПФ «Урал ФД»……………….…...…...26

2.5. Преимущества и недостатки НПФ «Урал ФД»…………………………….26

ГЛАВА 3. Рекомендации по совершенствованию и проведению PR-кампании в НПФ «Урал ФД»……...………………………………………………..……….…29

3.1. Перечень мероприятий по совершенствованию продвижения услуг НПФ «Урал ФД»……………………………………………………………..…….....….30

3.2 Каналы продвижения для совершенствования проведения PR-кампании...32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…….37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..…….38

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном мире перед любой организацией  стоит сложная задача - выработать свой стратегический курс на будущее в быстро меняющемся мире. Компания должна уметь прогнозировать сценарии развития ситуации в обществе, выбирать адекватные им стратегии развития, гибко и эффективно реагировать на изменения окружающей среды, повышая шансы реализации своих планов. Для достижения стратегических целей, стоящих перед организацией, наиболее действенным методом является эффективное использование технологий связей с общественностью – public relations.

Деятельность public relations (сокращенно PR) в современном мире чрезвычайно многообразна. Коммуникационный менеджмент сегодня в моде, ибо доказал свою эффективность  с силовыми, чисто административными способами разрешения противоречий и достижения целей.

Мероприятия public relations необходимы для формирования управляемого имиджа организации, его услуг, представляющих его личностей и т.п. Благодаря продуманным и спланированным мероприятиям PR  в сознании общественности закрепляется положительный имидж учреждения, повышаются продажи.

Формы и методы PR, традиционно используемые компанией, могут быть интегрированы в единую систему организации взаимодействия с обществом, т.е. должны образовывать целостную структуру, способную решать задачи и достигать социальные цели, поставленные перед организацией. 

В данной курсовой работе рассматривается ныне существующая организация – НПФ «Урал ФД». На примере которой будет рассмотрена проблема, которая так часто встает перед многими компаниями – как увеличить продажи, т.е. как повысить эффективность. Перед руководством фонда стоит реальная цельувеличить количество клиентов НПФ «Урал ФД» как минимум в 2 раза. Совокупность задач можно условно разделить на две группы: задачи, решение которых обеспечивает достижение определенных количественных результатов, и задачи, ориентированные на улучшение качественных показателей деятельности компании. Задачами PR деятельности НПФ «Урал ФД» являются:

в сфере количественных параметров:

·   увеличение осведомленности основных целевых аудиторий о фонде и его деятельности;

·   привлечение потока клиентов в офисы НПФ «Урал ФД».

в сфере качественных показателей:

·   отстройка от конкурентов;

·   внедрение узнаваемого позиционирования («Достойное пенсионное обеспечение»);

·   формирование положительного образа НПФ «Урал ФД» в восприятии целевых аудиторий.

 Но для того чтобы реализовать поставленную цель перед компанией, решить стоящие задачи и увеличить показатели необходимо исследовать саму проблему организации и проведения PR-кампании. Автор данной исследовательской работы ставит перед собой цель – совершенствовать методы организации и проведения PR-компании на примере НПФ «Урал ФД». Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: исследовать алгоритм организации и проведения PR-кампании и определить методы, исследовать теоретические аспекты поставленной проблемы; проанализировать решение поставленной проблемы в НПФ «Урал ФД» и по результатам проведенного анализа предложить пути решения проблемы и дать рекомендации.

ГЛАВА 1. Исследование теоретических аспектов поставленной проблемы.

1.1. Определение PR.

 Довольно актуален в настоящее время вопрос о том, является ли PR частью рекламы или наоборот. По мнению многих исследователей, и PR, и реклама принадлежат к инструментам маркетинга и координируются с помощью методов корпоративной культуры, не выходя за рамки ведущей стратегии. Объединяет рекламу и PR их общая коммуникационная природа – жесткая нацеленность на результат. Различий между ними, конечно, гораздо больше. Реклама дает короткий эффект, который «смывается» очередной рекламной волной (другого товара или продукции конкурента), а PR имеет продолжительный эффект, менее интенсивный, но более долго работающий, чем рекламный. Но по сути оба этих направления служат одной цели – продвижению продукта (организации, личности).

Во всех областях человеческой деятельности PR приобрел колоссальное значение.  Каждая отрасль по-своему определяет важность этого инструмента для себя. В большей или меньшей степени он используется практически везде: политике, бизнесе, благотворительности и т. д. Существуют и разные определения PR:

1) Паблик рилейшнз – это содействие установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью, организацией и другими людьми, группами людей или обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, развития обмена (информацией) и оценки общественной реакции[1] (словарь Уэбстера).

2) Паблик рилейшнз – это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия, а также на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот[2] (Эдвард Бернейз).

3) Паблик рилейшнз – система связей с общественностью, предполагающая многократную деятельность по улучшению взаимоотношений между организацией (фирмой) и общественностью, а также с теми, кто вступает с ней в деловой контакт как внутри, так и за ее пределами[3].

4) Паблик рилейшнз – это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности[4] (Сэм Блэк). 

И это далеко не полный перечень определений PR, суммируя все вышесказанное и можно вывести следующее определение, наиболее полно раскрывающее суть и подходящее для данного исследования: итак, PR (оговоримся, что рассматриваются связи с общественностью в рамках какой либо организации) можно определить как комплекс организационных, экономических, финансовых, технических и иных мероприятий, согласованных между собой по срокам и способам поведения и направленных на улучшение узнаваемости образа организации или повышения ее имиджа в глазах общества.

Основой системы коммуникации связей с общественностью являются  организация и общественность. Организация – это любой субъект социальной деятельности, который стремится воздействовать на общественность (банк, коммерческий киоск, кандидат в президенты и пр.). Общественность – это объект, на который направлено социальное действие организации. Общественность при этом активна, она имеет все возможности, чтобы осуществлять «обратное влияние» на организацию. Организация в свою очередь должна стремиться к налаживанию постоянного взаимодействия с общественностью. В конечном итоге цель организации – сформировать свою общественность, т.е. целевую группу потребителей своей продукции и/или услуг, полностью лояльную по отношению к организации. А общественность должна проникнуться к организации уважением и доверием. Добиться этого непросто. Но этого можно достичь путем сложных коммуникационных ходов, выработки и осуществления на практике особой, во многом уникальной для каждого случая стратегии. Исходя из вышесказанного, мы можем дать такое рабочее определение PR, во многом синтезирующее все приведенные ранее. PR – это способ управления с помощью коммуникации отношениями между организацией и ее аудиториями (организацией и общественностью, организацией и сотрудниками и т.п.) или, говоря несколько иначе, это искусство создания и продажи образа организации, необходимое аудитории.

1.2.Направление  PR

Деятельность PR в современном мире чрезвычайно многообразна. Чтобы не запутаться во всем этом многообразии, следует вычленить некие общие направления деятельности PR. Их несколько. Для наглядности все данные были сведены в небольшую таблицу[5], за основу была взята деятельность организации – субъекта социального действия, заказчика PR-услуг.

Таблица №1

Общие направления деятельности PR

Направление

Основная миссия

Задача

Типовые мероприятия

Организация – общественность

Установление прочных и долговременных доверительных отношений с реальными и потенциальными потребителями с целью побуждения их к предпочтению продукции и услуг (в самом широком смысле) именно данной организации

Формирование «своей общественности» - группы постоянных потребителей, предпочитающих организацию всем реальным конкурентам

Максимально широкий круг мероприятий как напрямую для потребителей (дни открытых дверей, спонсирование массовых акций, благотворительность и т.п.), так и через средства массовой информации

Организация – сотрудники

Формирование коммуникативной среды, благоприятной для тактических и стратегических направлений деятельности внутри организации как по вертикали (начальство -подчиненные), так и по горизонтали (между работниками равного статуса)

Формирование коллектива, полностью адекватного тактическим и стратегическим задачам развития организации

Разного рода корпоративные мероприятия: формальные (обучающие семинары, отчеты руководства перед коллективом и т.п.), неформальные (празднования дня фирмы, корпоративны пикники и т.п.)

Организация – организация

Установление благожелательных коммуникационных контактов как между потенциальными деловыми партнерами, так и между конкурентами (на основании общности их стратегических целей, так как цивилизованное развитие бизнес- или политических структур)

Формирование «прозрачной» для сотрудничества и честной конкуренции бизнес-среды

Организация общественно значимой работы профессиональных ассоциаций, совместные заявления по различным поводам, участие в открытых рейтингах и конкурсах, подчеркивающих «прозрачность» конкуренции

Организация – властные структуры

Установление благожелательных коммуникационных контактов между субъектами социального действия и контролирующими развитие социума в целом структурами

Формирование среды сотрудничества и взаимопомощи между организацией и властью

Участие в благотворительных местных программах, призванное ослабить груз социальных проблем, за которые отвечают власти

На практике можно видеть, что наиболее популярным направлением деятельности PR-специалистов является «Организация - общественность». Многие компании именно на это делают упор и ставят цели для своих PR-служб. Хотя немаловажным является и взаимоотношения внутри организации как по вертикали, так и по горизонтали, потому что благодаря сплоченности коллектива, положительному климату в организации можно достичь поставленных целей. Без выполнения второго направления (при разрозненности коллектива, низкой производительности труда) невозможно полноценное выполнение задач.

Для данного исследования за основу было взято направление «организация-общественность». 

Прежде чем подойти к разработке PR-кампании, нужно определиться с понятием PR-кампания и ее видами.

PR-кампания — это нерегулярная акция. В отличие от постоянной коммуникационной работы кампания обяза­тельно должна иметь конкретный повод (как правило, проблему, нуж­дающуюся в решении) и конкретный результат. Поэтому можно согласиться с Д. Шишкиным, Д. Гаврой, С. Бортко, которые в своей книге «PR-кампании: методология и технологии» говорят вот о чем.

«PR-кампания — это целенаправленная, системно организованная и за­вершенная совокупность PR-операций и обеспечивающих их меропри­ятий, объединенных общим стратегическим замыслом, направленная на решение конкретной проблемы организации и осуществляемая... на определенном этапе деятельности организации».

Как будет видно дальше, очень важно правильно провести анализ, вычленить именно насущную, актуальную на данный момент пробле­му организации. Возможно, она не осознается как самая главная, стра­тегическая, но без ее решения просто не обойтись.

В зависимости от типов решаемых проблем можно выделить следу­ющие типы PR-кампаний.

1. Плановые кампании — спланированные заранее, увязанные за­ранее с теми или иными поводами, этапами в жизни организа­ции. Эти заранее известные поводы могут быть как внешними начало/окончание сезона, праздники и т. п., так и внутренними — достижение фирмой определенных показателей (миллионный потребитель, десятый магазин и т. п.). То же относится и к изби­рательным технологиям — можно считать предвыборную кампанию плановой.

2.   Внеплановые кампании — решение об их проведении принимается исходя из ситуации, которая складывается на рынке, во взаимоотношениях с конкурентами, потребителями и т. п. Такие кампании разрабатываются на уровне среднесрочного и краткосрочного планирования. Более того, в планировании более перспективном желательно закладывать резервную возможность и даже необходимость таких кампаний. Поэтому «внеплановыми» их, собственно, можно называть лишь условно.

3. Антикризисные кампании — их главная особенность — именно внезапность повода и жесточайший времен­ной график.

Необходимо также заранее определить тип кампании, которую намерена проводить организация, по продолжительности. Принято выделять кампании краткосрочные (полный цикл — до 1 месяца), среднесрочные (1-3 месяца), долгосрочные (до 1 года), сверхдол­госрочные (до 5 лет) и стратегические (более 5 лет). Понятно, что продол­жительность кампании целиком и полностью зависит от степени глубины и сложности проблемы. Одно дело — празднование юби­лея фирмы, другое — захват лидерства на рынке, ну а проблема тя­желых заболеваний или социальных бед, кажется, просто не решае­ма в доступном нам временном масштабе.


      Более важной, однако, является содержательная типология PR-кампаний. Очевидно, что в разных организациях и в разных сферах конк­ретные задачи могут очень различаться, но в содержательном напол­нении кампаний, безусловно, можно отыскать много общего.

Итак, в содержательном плане кампания может быть позитивной, негативной или негативно-позитивной.

1. Позитивная кампания направлена на усиление конкурентных позиций организации, завоевание нового сегмента потребительс­кой общественности и т. д. К примеру, организация, представляющая на региональном рынке компьютерную технику, решила заняться еще и системами безопасности для дома или офиса. Очевидно, что нужно еще раз напомнить потребителям, каких успехов компания добилась на прежнем сегмен­те, — и добиться перенесения этого позитивного отношения на вашу работу в новом сегменте.

2.   Негативная кампания направлена против конкурентов, содер­жит элементы разоблачений, антирекламы и т. п. Как правило, проводится «чужими руками», без широкого оповещения о заказчике. Конечно, сразу же встает вопрос профессиональной этики. Предельным выражением такого рода кампаний стали многочисленные «войны компромата» в политической и  экономической жизни России 1990-х гг.

3.  Негативно-позитивная кампания содержит в качестве главного посыла сравнение нашей организации и организаций-конкурен­тов. Здесь также уместно задаться вопросом этической допус­тимости аргументации в свою пользу. По­требители могут просто отвернуться от организации, которая пытается очернить конкурентов, чтобы лучше выглядеть на их фоне. Поэтому «негативность» кампании должна быть затуше­вана, дескать, вот какие молодцы мы — а каковы «они», наши конкуренты, догадайтесь сами... При этом конкурентов нередко обозначают довольно уничижительным словом «все». Напри­мер, такой слоган: «Все только говорят о скидках — а мы делаем их реальностью!» Тут и без всякого негатива понятно, кто имеется  в виду — основные конкуренты.

В нашем исследовании будет рассмотрен следующий тип кампании - плановая долгосрочная позитивная.

1.4. Этапы PR-кампании.

Осуществление  PR-программы состоит в реализации одной или цикла (системы) PR-кампаний, в ходе которой проводятся специальные акции и мероприятия.

Общепринятый план кампании, как правило, содержит следующие разделы (этапы): аналитическая работа, планирование, реализация и оценка эффективности.

1)Аналитическая работа.

Сущность аналитического этапа может быть определена как сбор, обработка, анализ всей информации, необходимой для проведения данной PR-кампании.

Начинается этот этап с оценки ситуации и определения оснований для проведения столь масштабного мероприятия. Первая группа оснований — это проблемы, стоящие перед организацией. Например, несоответствие существующего имиджа стратегическим планам учреждения или кризисная ситуация, негативно влияющая на отношения с целевыми группами общественности. Проблема не всегда является очевидной. Иногда для того, чтобы понять истинную причину создавшейся ситуации, необходимо провести дополнительные исследования. Итак, начинать лучше всего со следующего плана:

•   Анализ ситуации (Situation Analysis) — где мы сейчас? (или так сказать нулевая точка)

•   Цели (Objectives) — куда хотим идти?

•   Стратегия (Strategy) — как мы пойдем туда?

•   Тактика (Tactics) — спецификация конкретных действий.

•   Действие (Action) — осуществление конкретных коммуника­тивных действий.

•   Контроль (Control) — оценка и мониторинг.

Действительно, уже на уровне базиса, фундамента кампании необходимо самым тщательным образом проанализировать исходную ситуацию и положение организации в целом. Для этого часто используется методика SWOT-анализа. В его рамках необходимо понять следующие аспекты жизни организации в настоящий момент.

1. Сила. Что хорошего имеет организация, какая у нее репутация,
какова позиция на рынке?

2. Слабость. Где, в чем организация слаба или уязвима?

3. Возможности. Существуют ли новые возможности по занятию
более выгодной позиции?

4. Угрозы. Какая деятельность или планы конкурентов могут по­
влиять на планы организации?

Отметим, что ответы на данные вопросы нужно искать на путях как внутреннего аудита (полное, «абсолютное» знание об организации), так и аудита внешнего (знание об организации относительно ее основных конкурентов, владение ситуацией на рынке в целом). Однако все эти знания могут лежать мертвым грузом без актуализации, т.е. применения к необходимым областям, использования для анализа предстоящей деятельности. Поэтому необходим «мозговой штурм», и не один, чтобы знания заработали, информация стала приносить пользу.

Исходя из первоначального анализа, мы должны решить самую главную задачу кампании: определить во всей полноте и подробностях актуальную проблему, стоящую перед организацией.

Вслед за определением и формулировкой проблемы мы должны про­извести анализ возможностей организации в решении данной проблемы.

Речь идет как о возможностях, связанных с собственно деловой де­ятельностью организации (может ли она расширить ассортимент, из­менить ценовую политику и т. п. — чтобы мы смогли оповестить об этом аудиторию), так и возможностях коммуникационных.

Основанием для проведения PR-кампании являются не только проблемные ситуации, но и возможности, которые открываются перед организацией: увеличение потенциала (финансового, кадрового, производственного), создание новых отличительных преимуществ, выход на новые целевые аудитории, рост уровня доходов — все это можно многократно усилить при помощи эффективной PR-кампании.

После того, как определена и сформулирована проблема или возможность, можно переходить к постановке целей и задач PR-кампании. Цель это то, чего мы хотим добиться. Задачи это те шаги, которые нужно выполнить на пути к цели.

Следующий шаг аналитического этапа — это исследование всех элементов процесса коммуникации: источников сообщений, целевых аудиторий, самих сообщений и каналов их распространения.

       Суть изучения источников — определение тех субъектов в организации (в случае данного исследования – НПФ «Урал ФД»), которые будут наиболее эффективными коммуникаторами для решения целей конкретной PR-кампании. Это могут быть первые лица организации: директор (президент в данном случае) и его заместители, руководители наиболее важных для целевых аудиторий служб и отделов; ключевые информационные фигуры организации: руководитель и сотрудники отдела по связям с общественностью, пресс-секретарь.

Эффективность коммуникаторов определяется, исходя из следующей формулы: умение вызывать доверие плюс привлекательность плюс влияние.
Доверие — это оценка получателем сообщения источника как истинного или правдоподобного. Источники, заслуживающие высокой степени доверия, способны привести к немедленному изменению отношения.
Привлекательность — целый ряд характеристик, позволяющих аудитории «упростить» процесс коммуникации, сделать его более ожидаемым и комфортным. Самые главные характеристики — подобие (сходство) коммуникатора с представителями целевой аудитории, узнаваемость (известность), симпатия, пространственная близость, физическая привлекательность. Влиятельность же зависит от понимания целевой аудиторией того, что источник способен изменить ситуацию и облечен властью принимать решения.

Наверное один из наиболее важных пунктов анализа – это анализ целевой аудитории. Именно на формирование или изменение сознания и поведения этих аудиторий, собственно, и направлена PR-кампания.

Вот что советует относительно планирования работы с аудиторией известный специалист в области PR профессор Р. Келли.

1. Классифицируйте вашу аудиторию по приоритетности. Начать следует с ранжирования по приоритетности аудитории, в кото­рой ваша организация заинтересована. Кто они, «главные» для вас люди: потребители, потенциальные клиенты, работники вашей организации, СМИ, деловое сообщество, власти и т. п.?

2.   Узнайте, что они о вас думают. Если есть возможность, для планирования кампании нужно узнать мнение аудитории о вашей организации, особенно о тех сферах, в которых могут  назревать проблемы. Сделайте предположения о возможном негативном поведении или отношении к вашей организации.

3.   Решите, в какой степени необходимо изменить образ действия организации. Определив возможные сценарии негативного по­ ведения, запланируйте действия, которые предотвратят эти сценарии и, наоборот, вызовут реакции позитивные. Для этого нуж­но решить, формировать, изменять или усиливать сложившееся мнение.

Исследование сообщений — это изучение содержания и формы тех PR-материалов, которые в ходе кампании НПФ «Урал ФД» адресует целевым аудиториям. При анализе сообщений выявляются их сильные и слабые стороны, жанровые особенности, усиливающие или ослабляющие воздействие, соответствие лексики культурно-образовательному уровню целевых аудиторий, сила и действенность используемых выразительных средств. Основными методами анализа сообщений являются опрос экспертов, фокус-группы, лабораторный эксперимент.

Исследование каналов заключается в выборе средств, с помощью которых сообщения доставляются до целевых аудиторий. К числу возможных каналов относятся средства массовой информации, визуальные средства (например, наружная реклама), интернет, специальные мероприятия (круглые столы, конференции, презентации, праздничные акции), распространение информации через предмет (например, сувениры с фирменной символикой).

Возможно и необходимо использовать такое средство коммуникации, как личный канал (например, слухи, личные встречи). Значимость каждого из каналов для данной PR-кампании определяется ее целями и спецификой целевой аудитории. Основные методы, применяемые при исследовании каналов, — анализ документов, наблюдение, массовый опрос, фокус-группы.

2) Этап планирования.

После того, как определены цели PR-кампании и целевые аудитории, выбраны источники коммуникаций и каналы, можно переходить к этапу планирования, и к дальнейшей конкретизации предстоящих действий. Вот что необходимо в этой связи, по мнению специалистов известной Лондон­ской школы PR:

•   Установить ключевые цели и сроки для их достижения.

•   Выбрать правильную стратегию для достижения поставленных целей.

•   Выбрать средства и тактику для достижения целей и поддержки
стратегии.

Планирование позволяет увидеть ситуацию в целом, оптимизировать ресурсы и бюджеты. На этом этапе закладываются критерии для оценки эффективности PR-кампании. Поэтому необходимо максимально точно определить качественные и количественные цели для каждого мероприятия и действия, включенного в план.

Календарное планирование

Можно использовать различные виды планирования. Чаще всего используется календарный план, где все мероприятия и действия расположены в хронологическом порядке. Если PR-кампания направлена на несколько групп общественности, то имеет смысл составить план для каждой из целевых аудиторий.

Самый простой тип календарного планирования — это обыкновенная таблица, в одной графе которой излагаются этапы кампании (чем подробнее они расписаны, тем лучше), в другой — формы отчетности. И конечно, все это привязано к четкому хронологическому порядку.

Например, фрагмент календарного плана может выглядеть так:

Таблица №2

Пример календарного планирования

№ этапа

Наименование  этапа

Мероприятия этапа

Сроки проведения

Отчетность

1

Информирование аудитории о переименовании НПФ «Парма» в НПФ «Урал ФД» и продвижение продукта фонда – обязательное пенсионное страхование.

Пресс-конференция для СМИ «Как заработать за счет средств работодателя»

1 сентября 2007 г.

Публикации в газетах (не менее трех), выход в свет сюжетов в теленовостях (не менее трех)

2 сентября-30 сентября 2007 г.

Отчет о проведенных встречах и количество заключаемых договоров на местах

Организация продаж услуг фонда в отделениях и филиалах банка «Урал ФД»

С 1 сентября

Отчет о количестве заключаемых договоров и потоке потребителей,  поведении потребителей, их мнениях и высказываниях. Дифференциация поведения в  зависимости от точки продаж

В случае если кампания очень обширна и продолжительна, а мероп­риятия проходят одновременно и рассчитаны на разные аудитории, могут применяться другие формы представления календарного пла­на: специальные графики, диаграммы и т. п.

Аудиторное планирование

Здесь расписываются мероприятия по взаимодействию с основны­ми целевыми аудиториями. Данное планирование очень важно, осо­бенно если вспомнить, какое большое внимание уделяется работе с целевыми аудиториями в принципе.

Медиапланирование

Для реализации медиа-мероприятий, подкрепляющих план, необходим определенный бюджет. Если в рекламе положительный ответ о наличии данного бюджета очевиден, то в PR ситуация далеко не так проста. В идеале большинство PR-материалов, распространяемых через СМИ, могут быть бесплатными. Однако в рамках PR-кампании используются и имиджевые статьи и интервью, собственно рекламная поддержка, поэтому, если оплачиваемые или частично оплачиваемые материалы вероятны, необходимо предусмотреть определенный бюджет на них. К основным видам затрат на PR-кампанию относят затраты на предварительный анализ и исследование; затраты на организацию событий; затраты на рекламную поддержку.

Финансовое (бюджетное) планирование

В небольших компаниях его, как правило, совмещают с календар­ным планированием, просто добавляя еще одну колонку в таблицу, чтобы понять, во что обойдутся то или иное мероприятие, этап кампа­нии и кампания в целом.

Однако важно четко представлять себе, каковы обычные статьи рас­ходов на проведение кампании. Как правило, это:

•   затраты собственно на проект;

•   затраты на оплату труда исполнителей проекта.

По этим двум статьям раскладываются расходы на все этапы осу­ществления кампании — от предварительного анализа и планирова­ния до оценки эффективности (включая, конечно, в первую очередь затраты на сами мероприятия).

Главная цель бюджетного планирования PR-кампании — сделать ее наименее финансово рискованной, то есть с большой вероятностью добиться с помощью вкладываемых средств реализации промежуточных и главных целей.

Важной фазой этапа планирования является сведение всех составляющих в единый документ, являющийся официальным и легитимным планом PR-кампании. Обязательно проведение предварительных встреч и совещаний с максимальным участием привлекаемых сторон (исследователи, аналитики, юристы, представители профильных подразделений), поскольку вовлечение рождает сопричастность.

Завершающей операцией всего этапа планирования является одобрение данного плана. Оно может быть в виде неформального устного одобрения (этот вариант должен не очень устраивать авторов проекта) или в виде формального одобрения, визирования соответствующими службами, подписания руководителем или заказчиком соответствующих документов (при этом достигается эффект «разделения ответственности» за судьбу PR-кампании).

3) Этап реализации.

С момента одобрения общего плана PR-кампании появляется возможность приступить к следующему ее этапу — реализации. «PR - это на девять десятых предвидение и лишь на одну десятую – исполнение».

Эта стадия представляет собой практическое воплощение разработок, сделанных на первых двух этапах. Основой реализации кампании выступает то, что принято называть «акциями и мероприятиями». Даны методические рекомендации по проведению специальных мероприятий, таких как презентации, конференции, круглые столы, Дни открытых дверей, выставки, приемы, промоушн-акции.

4) Завершающий этап -  оценка эффективности PR-кампании. На этапе оценки эффективности PR-кампании проводится анализ соответствия достигнутых результатов тем задачам, которые были разработаны на этапе планирования.

ГЛАВА 2. Анализ решения поставленной проблемы в  НПФ «Урал ФД»

2.1. Анализ ситуации на пенсионном рынке и краткая характеристика НПФ «Урал ФД», описание продукта.

Введение в ситуацию

    Реализация пенсионной реформы в России приводит к повышению общественного интереса к проблемам пенсионного обеспечения. Наиболее удобным механизмом для формирования дополнительных пенсий сегодня являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Считается, что для того, чтобы при выходе на пенсию человек не сталкивался с резким провалом в уровне жизни, коэффициент замещения должен составлять 60-70 %, то есть вдвое больше, чем обеспечивает в настоящее время российская пенсионная система.

Недостающие до этого уровня 30-40 % могут появиться только из двух источников: либо из федерального бюджета в виде дополнительных государственных пенсий, либо из добровольных накоплений будущих пенсионеров.

Российские граждане получили возможность ознакомиться с деятельностью негосударственных пенсионных фондов. Государство подключило НПФ к работе с пенсионными накоплениями, и теперь каждый россиянин, формирующий эти накопления, вправе заключить соответствующий договор с одним из фондов, допущенных к обязательному пенсионному страхованию (ОПС).

По мнению ряда экспертов, ближайшие перспективы развития российских НПФ в большей степени связаны с обслуживанием корпоративных пенсионных программ, а не с резким ростом розницы. Данная позиция обосновывается низкой готовностью целевой клиентской аудитории к самостоятельному инвестированию в НПФ.

Основные преимущества НПФ

1. Выбирает несколько управляющих компаний, а не одну, в результате чего риск минусового процента минимален.

2. Индивидуальный подход к каждому клиенту.

3. Возможность предоставления застрахованному лицу большего объема информации и с большей частотой по сравнению с пенсионным фондом России.

4. Большая «клиентоориентированность»: наличие опыта работы с физическими лицами, соответствующая подготовка клиентских служб, организация филиальных сетей.

Ситуация на рынке Пермского края. Конкуренты.

Конкурентами для НПФ «Урал ФД» являются:

- управляющие компании, занимающиеся размещением пенсионных средств (УК «Ермак»)

- негосударственные пенсионные фонды

На территории Пермского края работает более 13 негосударственных пенсионных фондов, из них только 2 фонда региональные (т.е. были созданы непосредственно в Перми и все высшее руководство находится здесь же – это НПФ «Стратегия» и НПФ «Урал ФД»). Среди целого ряда пенсионных фондов можно выделить открытые и закрытые фонды. Открытые – это те фонды, которые сделали ставку на физических лиц (так сказать на людей с улицы), но помимо этого, конечно же работают с юридическими лицами. Пример: НПФ «Стратегия», НПФ «Урал ФД», НПФ «Урал-Аил», НПФ «Благосостояние».  Закрытые – это фонды, которые были созданы для обслуживания какой либо крупной компании (например «Газпром», «Лукойл») и называются корпоративными, и обслуживают другие компании (чаще всего дочерние предприятия своей основной компании, либо компании-партнеров). Пример НПФ «Газфонд», НПФ «Лукойл Гарант», НПФ «Норильский никель», НПФ «Сбербанк» (последний становится уже в какой то мере открытым фондом и также начал работать с физическими лицами, предлагая пенсионные услуги в отделениях банка, как один из видов услуг Сбербанка. Но, так как, они не делают ставки на продвижение НПФа и это, все же, дополнительная услуга для банка, то мы не будем рассматривать этот фонд среди открытых).

Главным конкурентом для НПФ «Урал ФД» является НПФ «Стратегия».

2.2. Краткая характеристика НПФ «Урал ФД» и описание продукта

НПФ «Урал ФД» имеет тринадцатилетнюю историю и  входит в состав холдинга «ПФП-группа» (Пермская финансовая производственная группа), так же как и банк «Урал ФД». До августа 2007 года НПФ «Урал ФД» носил название НПФ «Парма». Вследствие ребрендинга планируется значительно повысить узнаваемость пенсионного фонда и начать продажу продуктов НПФ через инфраструктуру банка «Урал ФД», которая включает в себя 8 офисов в Перми, 5 офисов в Березниках и 6 офисов в других городах Пермского края (ранее же продажи осуществлялись через единственный офис НПФ «Парма»). Услуги негосударственного пенсионного фонда будут предоставляться в полном объеме в каждом офисе банка.

В результате активной деятельности и реализации успешной маркетинговой стратегии НПФ «Урал ФД» является одним из ведущих игроков на региональном рынке НПФ.

Благодаря грамотному управлению и взвешенной инвестиционной политике инвестиционная доходность за последние несколько лет превышает инфляцию.  По итогам 2007 года доходность  по договорам НПО составила 17% годовых, по договорам ОПС – 14,6% годовых. Количество клиентов НПФ «Урал ФД» на конец 2007 года составляет 27 000 человек по договорам НПО и 52 000 человек по договорам ОПС. Управляющей компанией НПФ «Урал ФД» является ООО Управляющая компания «Парма-Менеджмент».

В течение прошедшего года НПФ «Урал ФД» являлся активным участником мероприятий, направленных на привлечение внимания к деятельности пенсионных фондов, создание благоприятного имиджа системы дополнительных пенсионных накоплений, продвижение услуг негосударственного пенсионного обеспечения. Фонд принимает участие в пресс-конференциях, брифингах, семинарах, создает разъяснительные тематические программы на радио и телевидении, тесно сотрудничает с прессой.

Описание продукта

НПФ «Урал ФД» предлагает два вида продуктов: обязательное пенсионное страхование (ОПС) и негосударственное пенсионное обеспечение (НПО).

ОПС – каждый гражданин в возрасте до 49 лет имеет право перевести в НПФ «Урал ФД» накопительную часть своей пенсии. Эти средства фонд инвестирует и начисляет на них доход. При выходе на трудовую пенсию клиент может оформить себе вторую пенсию.

НПО – возможность для граждан сформировать себе вторую дополнительную пенсию за счет регулярных взносов. Эти средства инвестируются и на них начисляется ежегодный доход. В течение периода накопления вкладчик вносит деньги на свой счет и сам определяет размер регулярного взноса. Когда вкладчик выходит на пенсию, он может оформить выплату в НПФ «Урал ФД» второй, накопленной им самим пенсии.

НПФ «Урал ФД» предлагает три пенсионных плана: «Моя накопительная программа» (ОПС), «Мое будущее» (НПО), «Мои родители» (НПО).

2.3. Определение целевой аудитории НПФ «Урал ФД»

Сегментация рынка и определение целевых аудиторий воздействия – один из важнейших этапов разработки рекламной кампании.

Критерии для выделения сегментов целевой клиентской аудитории могут быть различными: социально-демографические характеристики (пол, возраст, образование, род занятий, состав семьи, доход и т.п.), поведенческие характеристики (статус пользователей, степень потребления продуктов/услуг, повод и регулярность потребления), психографические (стиль жизни, индивидуальные ценности, потребительские привычки) и т.д.

Для наглядности вся информация по целевой аудитории НПФ «Урал ФД» сведена в таблицу.

Сегмент

Проблема

Эмоциональные рычаги

Описание сегмента

Каналы коммуникации

Продукты для сегмента

Серые

Очень маленькие пенсионные отчисления

Страх перед старостью (пример неустроенности своих родителей), страх зависимости от детей, от государства

·  25-40 лет

·  + «черная» зарплата

·  1-2 детей, женат/замужем, работает на предприятиях малого и среднего бизнеса, ИП

·  Редко – поездки на море

·  Смотрит телевизор, в основном развлекательные каналы

НПО

Активные

Все хорошо, но так будет не всегда

Недоверие к государству, удовольствие от разумного и самостоятельного распоряжения своими деньгами

·  25-40 лет

·  «белая» зарплата, высокая

·  Отдых: ночные клубы, кино, пикники с друзьями, за границей

Интернет, спец. СМИ (РБК, спец.пресса)

ОПС (доп. НПО)

Старшие

Очень маленькие пенсионные отчисления + мало времени на накопления.

Забота о детях и внуках

Страх перед старостью, желание помочь детям и внукам

·  40-55 + любая зарплата

·  Взрослые дети, возможно внуки

Телевидение, директ-мейл, «ортодоксальные» газеты – Комсомольская правда, Звезда, Новости года

НПО

Гос. служащие

Свободные деньги от неофициальных доходов, управлять ими нет времени. Маленькая государственная пенсия (по сравнению с привычными расходами)

Выгодное и профессиональное управление деньгами, обеспечение «тылов».

·  30-55 лет

·  Небольшая государственная зарплата

·  Отдых: охота, рыбалка, отдых за границей, часто в экзотических странах

Директ-мейл, личные контакты

НПО

Домохозяйки

Зависимость от мужа, нет работы = нет з/п = нет отчислений в ПФР

Страх перед старостью, зависимости от детей, от государства

· 25-40 лет

· Занимается семьей, бытом, детьми, собой

· Отдых с детьми, на детских площадках, в ТРЦ, на море

· Часто посещает магазины (как супермаркеты, так и одежды)

· Смотрят телевизор

Телевидение, супермаркеты, детские учреждения, детские поликлиники

НПО

          Таблица №3

Анализ целевой аудитории НПФ «Урал ФД»

2.4. Цели и задачи PR-деятельности НПФ «Урал ФД»

В НПФ «Урал ФД» сформулирована следующая цель – увеличить количество клиентов к концу года в 2 раза.

Задачами PR деятельности НПФ «Урал ФД» являются:

1. в сфере количественных параметров:

· увеличение осведомленности основных целевых аудиторий о фонде и его деятельности;

· привлечение потока клиентов в НПФ «Урал ФД».

2. в сфере качественных показателей:

· отстройка от конкурентов;

· внедрение узнаваемого позиционирования («Достойное пенсионное обеспечение»);

· формирование положительного образа НПФ «Урал ФД» в восприятии целевых аудиторий (так называемое «возвышение имиджа»).

2.5. Преимущества и недостатки НПФ «Урал ФД»

1. Сильные стороны:

·   Местный (= «свой») пенсионный фонд

·   Известное имя (ссылка на имя банка =  дополнительное доверие)

·   Продажа продуктов Фонда через развитую инфраструктуру банка (офисы во всех районах города Перми и многих городах Пермского края)

·   Большое количество клиентов

·   Высокий стабильный доход

2.Слабые стороны:

·   Небольшая известность НПФ «Урал ФД»

3.Возможности

·   Привлечение новых клиентов

·   Возможности развития агентской сети

·   Возможность привлекать клиентов банка

4.Угрозы

·   Со стороны потенциальных клиентов – не будут приходить

·   Со стороны настоящих клиентов – расторгнут договоры

·   Со стороны конкурентов – будут активно противодействовать















ГЛАВА 3. Рекомендации по совершенствованию и проведению PR-кампании в НПФ «Урал ФД»

       Одна из основных маркетинговых целей, стоящих перед компанией, – это адекватное позиционирование торговой марки.

       Позиционирование компании или торговой марки – это размещение ее в желаемом месте в сознании потребителей. Позиционирование эффективно, когда при упоминании компании или марки потребители четко представляют себе, о ком/о чем идет речь, какими ключевыми компетенциями обладает компания или какие выгоды несет новый продукт. Позиции компании/марки должны отличаться от позиций конкурентов и быть ценными для потребителей.

Наиболее подходящая позиционирующая идея для НПФ «Урал ФД»:

активная забота о достойном пенсионном обеспечении, которая выражается в выборе надежного оператора для инвестиций в собственное будущее – НПФ «Урал ФД».

Акцент делается на следующих элементах:

Концепция

В рамках PR-кампании ключевая идея:  НПФ «Урал ФД» - это активное формирование пенсионного капитала и обеспечение гарантированной комфортной безбедной жизни клиентам фонда после прекращения трудовой деятельности.

Предлагается следующий вариант вербализации этой идеи.

«Урал ФД» - фонд накоплений на достойную жизнь»

       Предлагаемый вариант содержит ключевые термины, важные для клиентов, принимающих решение о формировании дополнительной накопительной части пенсии или о переводе своих пенсионных взносов в негосударственный пенсионный фонд:

- фонд накоплений;

- достойная жизнь (обеспеченность).

Видеоряд  «Алгоритм действий»

       Сюжет выстраивается поэтапно.

       Герой ролика – сотрудник компании. Костюм, очки, энергичный. Стоит около плазменного экрана.

1. Пенсионный фонд «Урал ФД» представляет: «Фонд накоплений на достойную жизнь». Что это такое?

2. Вы (показывает на телезрителей) систематически делаете свои пенсионные взносы или переводите накопительную часть вашей пенсии в Пенсионный фонд «Урал ФД».

3. Мы надежно размещаем ваши средства сюда (показывает на экран – картинка объекта недвижимости), сюда (показывает на экран – картинка со схемой паев), сюда (показывает на экран – акции ОАО «Газпром», НК «Лукойл» и т.д.).

4. Результат? Вы получаете обеспеченность в тот момент, когда вам это особенно необходимо!

«Урал ФД» - фонд накоплений на достойную жизнь»

3.1. Перечень мероприятий по продвижению услуг НПФ «Урал ФД»

Необходимо  сделать акцент на работу с целевой аудиторией (подробно целевая аудитория рассмотрена во второй главе данной работы), при чем для каждой целевой аудитории должны проходить «свои» мероприятия и подаваться «своя» информация на «своем» языке.

Таблица №4

Перечень мероприятий по продвижению услуг

Целевая аудитория

Мероприятия

1

Существующие клиенты банка «Урал ФД» - физические лица

- презентации для держателей карт банка «Урал ФД» на предприятиях

- прямая адресная рассылка клиентам банка

2

Потенциальные клиенты – физические лица

- информация на сайте банка и НПФ

- информация в офисах банка и  НПФ

- информация на банкоматах банка

- информация на «зарплатных» предприятиях банка

- информация через Call-центр банка

- образовательные публикации в печатных СМИ

- рекламные модули в печатных СМИ

- информация на популярных Интернет-порталах Перми

- совместные с банком рекламные акции

- размещение видеороликов на ТВ

3

Существующие клиенты банка – юридические лица

- презентации для руководства предприятия

- прямая адресная рассылка руководителям предприятий – клиентам банка

4

Потенциальные клиенты – юридические лица

- информация на сайте банка и НПФ

- информация в офисах банка

- публикации в деловых СМИ

- продажи совместно с департаментом розничного бизнеса банка (новые зарплатные проекты)

- продажа услуг через управление по работе с клиентами банка

3.2. Каналы продвижения для совершенствования проведения PR-кампании

СМИ

       Телевидение – основной канал, обеспечивающий максимальный охват широкой аудитории и позволяющий позиционировать фонд на массовом рынке. ТВ-реклама является приоритетным рекламным носителем для услуг массового спроса, поскольку позволяет обеспечить большое число контактов с аудиторией, закрепляет название и позицию компании, визуальные константы рекламной кампании в сознании потребителей.

       Для продвижения фонда предлагается использовать несколько вариантов видеоматериалов:

·   имиджевый видеоролик продолжительностью 30 сек. с рациональным объяснением преимуществ негосударственного пенсионного обеспечения и разъяснением инвестиционной привлекательности НПФ «Урал ФД» (каналы ОРТ, РТР, НТВ, РБК);

·   рекламные видеоролики с активной пропагандой преимуществ сотрудничества НПФ «Урал ФД» (каналы ОРТ, РТР, СТС, НТВ, ТНТ)

·   новостные сюжеты (каналы Рифей Пермь, Вести 24, Т7)

       Печатные средства массовой информации также являются одним из основных медиаресурсов, отвечающим задачам рекламной кампании и соответствующим целевым аудиториям.

       Для решения поставленных задач будут интересовать прежде всего массовые издания («Местное время», «Комсомольская правда», «Пятница», «Телесемь»), а также бизнес-пресса (газеты «Новый компаньон», «Бизнес-класс»).

       В печатных СМИ планируется:

·   размещение рекламных модулей;

·   информационные материалы о деятельности фонда;

·   ежеквартальные отчеты о структуре пенсионных накоплений и пенсионных резервов фонда.

       Радио, также как и телевидение, является каналом коммуникации, обеспечивающим значительный охват массовой аудитории. Однако в данном случае представляется целесообразным не постоянное, а периодическое его использование, в частности при анонсировании предстоящих событий.

Интернет

       Поскольку ПФ «Урал ФД» имеет функционирующий корпоративный сайт, рекомендуется только более активное его продвижение.

       Для продвижения сайта в сети интернет необходима рекламная кампания, включающая следующие инструменты:

- индексирование в поисковых системах и каталогах интернет-ресурсов;

- регистрация на отраслевых торговых площадках;

- банерная реклама;

- контекстная реклама в поисковых системах.

 
Наружная реклама

       Наружная реклама является вторым по эффективности после телевидения визуальным рекламным носителем. Размещение рекламы на магистральных щитах (формат 6 м х 3 м) позволяет обеспечить эффект «постоянного присутствия» торговой марки на рынке.

       Минимально необходимое количество поверхностей для достаточно заметной рекламной кампании в г. Перми (а также в других городах-«миллионниках») составляет 5-10 поверхностей. При этом обязательна ежемесячная ротация поверхностей с целью «снятия» новых транспортных и пешеходных потоков.

       Фирменный транспорт должен функционировать как бесплатный рекламный носитель. Для этого необходимо разработать макет оформления фирменного транспорта.

 
Рекламная полиграфия

Предлагается разработать:

·   презентационный буклет фонда;

·   корпоративную открытку (темы: Новый год, 23 февраля, 8 марта, День рождения, общее поздравление);

·   корпоративный календарь.

 
Корпоративный информационный бюллетень

      Печатные корпоративные СМИ до сих пор, не смотря на активное развитие интернета, являются актуальным способом информирования как собственного персонала компании, так и партнеров и клиентов компании о событиях, происходящих в компании и вокруг нее. Выпуск корпоративного бюллетеня имеет следующие цели:

·   поддержка информированности клиентов фонда об основных направлениях бизнеса, ориентирах и целях компании;

·   предоставление клиентам фонда информации о структуре пенсионных накоплений, а также других новостей, которые могут быть интересны клиентам;

·   признание успехов и достижений фонда.

       Корпоративный бюллетень должен выпускаться ежеквартально и рассылаться по адресам, содержащимся в клиентской базе ПФ «Урал ФД».

       По ряду причин бюллетень является более предпочтительным источником информации, чем рассылка писем: во-первых, читать бюллетень интереснее, чем простое письмо; во-вторых, он содержит интересные материалы для чтения на профессиональные темы, элементы учебного пособия и профессионального справочника; в-третьих, позволяет достаточно подробно рассказывать о продуктах и услугах фонда; в-четвертых, потребители оценивают то внимание, которое им уделено.

 
Выставки

       Участие фонда в профильных выставках, ежегодно проходящих в г. Перми, а в других городах Пермской области и за ее пределами (в гг. Березники, Чайковский, Екатеринбург) обязательно как с точки зрения повышения узнаваемости, так и для формирования имиджа фонда. Стенд НПФ «Урал ФД» может быть небольшим, но заметным, а работа стендистов должна сопровождаться круглыми столами, небольшими семинарами для посетителей.

       Современный технологичный подход к выставке выходит за границы выставочного павильона. Например, использование возможностей интернета до, во время и после выставки может значительно усилить эффект от мероприятия. Современные посетители часто используют интернет для планирования своего визита на выставку – они выбирают стенды и компании, которые хотят посетить (особенно это касается крупных выставок, проходящих в Москве, С.-Петербурге и Екатеринбурге). На собственном сайте НПФ «Урал ФД» следует разместить номер стенда, карту павильона и информацию о предстоящем событии.

Партнерские программы

       Партнерские программы эффективны в первую очередь благодаря тому, что расширяют круг контактов с потенциальной аудиторией банка «Урал ФД».

       В качестве партнеров могут выступать:

- клиенты банка;

- городская администрация;

- высшие учебные заведения (проведение лекций, семинаров).

 
Сувенирная продукция

       Качественные и функциональные бизнес-сувениры с фирменной символикой компании являются не просто приятным подарком для завязывания или укрепления отношений, но и инструментом для продвижения собственной торговой марки.

       Предпочтительно активное использование массовой (тиражи от нескольких сотен) и недорогой (стоимостью в среднем до ста рублей) сувенирной продукции:

- ручки,

- фирменные блокноты,

- брелоки. 

Выездные семинары на предприятиях

Проведение семинаров с сотрудниками предприятий (в первое время клиентов банка «Урал ФД») и заключение договоров на месте.

   


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги нужно отметить, что в сегодняшнем мире коммуникативных технологий маркетинг, а в том числе и PR играют значительную роль. И именно благодаря грамотному продвижению у многих организаций улучшается имидж в глазах потребителей, повышаются продажи, и как следствие, растет прибыль. Чтобы достичь нужного результата, подходить к продвижению своей организации необходимо основательно. Для этого проводят углубленный анализ ситуаций в конкретном регионе, непосредственно самой организации, предоставляемых ей товаров или услуг, условий обслуживания и прочее. При выборе средств коммуникации также нужен аналитический подход, иначе деньги потраченные на размещение публикаций могут быть потрачены впустую. Немаловажным моментом также является подробный анализ целевой аудитории, а также подбор средств коммуникации, исходя из интересов аудитории.

 В данной курсовой работе были исследованы теоретические аспекты поставленной проблемы, проанализирована ситуация на пенсионном рынке Пермского края, проанализирована работа НПФ «Урал ФД» и даны практические рекомендации.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блэкуэлл Д., Миниард. П. Поведение потребителей. СПб.: Питерб 2005

2. Демин Ю.М. Бизнес PR. Москва.:Бератор-Пресс, 2003

3. Гундарин М. Книга руководителя отдела PR. СПб.: Питер, 2006

4. Мейтленд Я. Рабочая книга PR-менеджера. СПб.: Питер, 2005

5. Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. Москва.: Юнити, 2000

6. Чумиков А. Н. Связи с общественностью. Москва.: Дело, 2000

7. www.sostav.ru

8. [1] Чумиков А. Н. Связи с общественностью. Москва.: Дело, 2000.-с.12

[2] Чумиков А. Н. Связи с общественностью. Москва.: Дело, 2000.-с.12

[3] Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. Москва.: Юнити, 2000.-с.3

[4] Чумиков А. Н. Связи с общественностью. Москва.: Дело, 2000.-с.12

[5] Гундарин М. Книга руководителя отдела PR. СПб.: Питер, 2006.-с.21-22

Похожие работы на - Проблема организации и проведения PR- кампании на примере НПФ 'Урал ФД'

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!