Общие тенденции развития стран и народов Центральной и Восточной Европы в межвоенный период
Общие тенденции развития стран и народов Центральной и
Восточной Европы в межвоенный период
План
1. Политическое
положение и социально-экономическое развитие стран и народов ЦВЕ после
окончания I мировой войны
2. Формирование
территорий государств ЦВЕ после окончания I мировой войны. Проблема границ
3. Общие
тенденции развития стран и народов ЦВЕ в межвоенный период
война граница европа народ
1. Политическое положение и социально-экономическое развитие
стран и народов ЦВЕ после окончания I мировой войны
К 1914 г. на территории ЦВЕ уже существовало несколько самостоятельных
малых государств – Албания, Греция, Сербия, Черногория, Болгария, Румыния. Они
имели опыт относительно длительного или недавнего независимого развития. В их
политической структуре присутствовали парламенты, имелись конституции. Как
правило, эти конституции были составлены по образцу старых европейских
государств – например, Франции или Бельгии. Все эти малые страны по своему
политическому устройству являлись монархиями. В Болгарии (княжество с 1879 г,
царство с 1908 г.) в 1918 – 1943 гг. правил царь Борис III из династии
Саксен-Кобургов. В Румынии (княжество Молдова + Валахия с 1859 г., королевство
с 1881 г.) в 1914 – 1927 гг. правил король Фердинанд I из династии
Гогенцоллернов – Зигмарингенов. В Сербии (автономное княжество с 1808 г., окончательно
с 1815 г., полная независимость с 1878 г., королевство с 1882 г.) в 1903 – 1921
гг. правил король Пётр I из династии Карагеоргиевичей. В Черногории
(самостоятельное княжество с 1852 г., признано независимым в 1878 г.,
королевство с 1910 г.) в 1860 – 1918 гг. правил князь, а с 1910 г. – король
Николай I из династии Петровичей-Негошей. Венгрия являлась королевством в
рамках двуединой (дуалистической) монархии – Австро-Венгрии. Венгерским королём
являлся австрийский император из династии Габсбургов (в 1916 – 1918 гг. это был
Карл IV, как император – I). Венгрия обладала разветвлённой административной
системой.
Другие земли ЦВЕ находились в составе трёх империй – Романовых
(Российской), Габсбургов (Австро-Венгрии) и Гогенцоллернов (Германской). В этих
землях национальные политические структуры лишь начинали формироваться.
Автономией обладали Хорватия и Славония в составе Венгрии и Галиция в составе
Австрии. Они имели местные законосовещательные органы (сеймы и саборы),
посылали своих депутатов в австрийский рейхсрат и венгерский парламент. С
начала XX в. своих депутатов в Государственную Думу Российской империи посылало
также Царство Польское. Однако нигде не было введено всеобщее избирательное
право, существовали многочисленные цензовые ограничения и т.д. Важным
компонентом государственно-политических структур становились национальные
партийные системы. Они имели особенности: существовало много партий, среди них
были крестьянские партии, рабочие и буржуазные партии образовались приблизительно
в одно и то же время, а кое-где (в Польше) рабочие партии возникли раньше
буржуазных (а не наоборот, как в странах Западной Европы).
После окончания I мировой войны в 1918 г. на развалинах трёх империй
возникли новые малые государства – Чехословацкая республика, Польская
республика, Венгерская республика и Королевство СХС (сербов, хорватов,
словенцев). Основу их политических систем составили уже существовавшие
политические институты и национальные партии.
В социально-экономическом отношении страны ЦВЕ в начале новейшего времени
представляли собой пёструю картину. Разные страны и территории отличались
неравномерностью и разноуровневостью экономического развития. Тяжёлая
промышленность практически повсеместно была развита очень слабо либо
отсутствовала вообще. Промышленные зоны существовали лишь в Чехии, в некоторых
областях Венгрии и Польши (в Царстве Польском и юго-западных польских землях).
Там уже шёл процесс концентрации промышленного и банковского капитала, но, в
отличие от западных стран, не на национальной основе, а за счёт иностранного
капитала. В экономике ЦВЕ большую роль играла тесная связь с
западноевропейскими рынками.
В большинстве стран всё ещё существовало помещичье землевладение,
обеспечивавшее производство товарной с/х продукции. Ликвидация помещичьего
землевладения в предшествующий период произошла лишь в Сербии и Болгарии (с
избавлением от османского ига и с изгнанием турецких землевладельцев, которым
принадлежала большая часть земель). Специализация большинства стран ЦВЕ была в
основном аграрной.
Состояние экономики стран ЦВЕ предопределяло ситуацию в их социальной
структуре. Преобладающим слоем по-прежнему оставалось крестьянство. Крестьяне
составляли 70-80% населения. Новые социальные слои – буржуазия, рабочий класс и
интеллигенция – ещё только формировались. Важное место в структуре общества они
занимали лишь в Чехии и некоторых других землях.
2. Формирование территорий государств ЦВЕ после окончания I мировой
войны. Проблема границ
В I мировой войне страны и народы ЦВЕ находились по разные стороны
фронта. Болгария поддержала Германию и Австро-Венгрию. Венгры, чехи, словаки,
часть поляков и южных славян также воевали на их стороне. Румыния же и Сербия
поддержали Антанту.
Границы государств ЦВЕ формировались в соответствии с итогами I мировой
войны и на основе системы мирных договоров, подписанных на Парижской мирной
конференции 1919 – 1920 гг. Представители всех стран ЦВЕ участвовали в работе
конференции. Каждое государство стремилось расширить свою территорию за счёт
соседей или распавшихся империй. Франция также выступала за территориальное
расширение Польши, Чехословакии, Румынии и Сербии, стремясь превратить эти
страны в своих союзников и проводников своего влияния в Восточной Европе.
Наиболее решительно против этого выступала Великобритания. Всего на конференции
было подписано 5 договоров. 28 июня 1919 г. был подписан Версальский мирный
договор с Германией. 10 сентября 1919 г. был подписан Сен-Жерменский мирный
договор с Австрией. 27 ноября 1919 г. был подписан Нейиский мирный договор с
Болгарией. 4 июня 1920 г. был подписан Трианонский мирный договор с Венгрией.
Наконец, последним 10 августа 1920 г. был подписан Севрский договор с
султанским правительством Турции. Они закрепили границы малых стран ЦВЕ,
сохранявшиеся в основных чертах вплоть до конца 1930-х гг.
Польша была среди новообразовавшихся государств. По Версальскому договору
Германия признавала её независимым государством и передавала ей Познань, часть
Западной Пруссии и часть Поморья, которая обеспечила ей выход к Балтийскому
морю («Польский коридор» шириной в 70 км). Этот коридор вызвал противоречия с
Германией, т. к. Восточная Пруссия оказалась отделённой от основной территории
Германии. Данциг (Гданьск) был объявлен вольным городом и перешёл под
управление Лиги Наций. К Польше также должны были отойти несколько районов
Верхней Силезии и Восточной Пруссии. В 1920 г. прошёл плебисцит по поводу
принадлежности части округов на юге и юго-западе Восточной Пруссии (в т.н.
Мазурах), и население высказалось за принадлежность к Германии. В марте 1921 г.
состоялся плебисцит в Верхней Силезии. Там большинство составляло немецкое
население, и оно решило оставаться в составе Германии. Однако силезские поляки
в 1919-21 гг. подняли 3 вооружённых восстания, и часть Верхней Силезии (около трети
всей территории) перешла под управление Польши. Тем не менее, в составе
Германии остались многие исконно польские земли – низовье Вислы, Поморье,
Мазуры, значительная часть Силезии.
Сен-Жерменский договор с Австрией определил южную границу Польши. Австрия
передавала ей провинцию Галиция. Вопрос о восточной границе Польши решён не
был. На создании «большой Польши» настаивала Франция, видя в ней свою будущую
союзницу, но против этого выступили США и Великобритания, боявшиеся усиления
Франции в Европе. В качестве возможной восточной границы Польши министр
иностранных дел Великобритании лорд Керзон предложил линию, получившую название
«линии Керзона». Она была утверждена Антантой в декабре 1919 г. и проходила
через Гродно – Яловку – Немиров – Брест-Литовск – Дорогуск – Устилуг –
восточнее Грубешова – через Крылов – западнее Равы-Русской – восточнее
Перемышля – до Карпат. Однако граница по этой линии установлена не была. Позже
по Рижскому мирному договору 18 марта 1921 г. Польша присоединила западные
районы Беларуси и Украины.
Чехословакия также была среди новообразовавшихся государств. Её
независимость и границы были закреплены в 1919-20 гг. Версальским,
Сен-Жерменским и Трианонским договорами. Германия передавала Чехословакии часть
Верхней Силезии (Гульчинский округ). В состав Чехословакии Австрия передала
Богемию и Моравию (т.е. собственно Чехию), а Венгрия – Словакию и Закарпатскую
Украину (Прикарпатскую Русь). Сразу же возникла спорная территория – Тешинский
округ в Верхней Силезии, принадлежавший Чехословакии, но служивший объектом
притязаний Польши.
Румыния числилась среди стран-победительниц в войне и поэтому получила
крупные территориальные приращения, увеличившие её территорию в 2 раза. Австрия
передала ей Буковину. Венгрия отказалась в пользу Румынии от Восточного Баната
и Трансильвании. На этих землях, особенно в Западной Трансильвании и Буковине,
проживало много венгров и немцев. Румыния также присоединила бывшее российской
владение – Бессарабию. По Нейискому договору Болгария признавала за Румынией территорию
Южной Добруджи, захваченную у неё Румынией ещё в 1913 г. в ходе II Балканской
войны.
Болгария и Венгрия считались государствами, проигравшими войну, и поэтому
понесли существенные территориальные потери. Так, территория Венгрии после уступок
Чехословакии, Румынии и королевству СХС земель, ранее принадлежавших венгерской
короне, сократилась больше чем в три раза, население – в 2,5 раза. Территория
Болгарии сократилась на 10% из-за утраты земель, отошедших Румынии и
королевству СХС. Кроме них, Болгария передала Греции Западную Фракию и т.о.
лишилась выхода к Эгейскому морю, хотя он и был ей обещан державами Антанты
(ст. 48 договора в Нейи).
Итак, все народы ЦВЕ после войны обрели свою национальную
государственность. Их новые границы были чётко определены в соответствующих
мирных договорах, однако не соответствовали этнической и исторической карте и
поэтому привели к образованию многочисленных противоречий.
Это были в первую очередь территориальные противоречия. Появились спорные
территории – Тешинская область (или Тешинская Силезия, между Чехословакией и
Польшей), Судетская область (между Чехословакией и Германией), Словакия (между
Чехословакией и Венгрией), Трансильвания (между Венгрией и Румынией), Далмация
(между Югославией и Италией), Македония (между Югославией, Грецией и
Болгарией), Добруджа (между Румынией и Болгарией).
Из-за перекройки карты Европы возникла проблема национальных меньшинств,
т.е. этнических или языковых групп, оказавшихся вне территории своих
национальных государств. Всего после окончания I мировой войны до 30 млн. чел.
стали национальными меньшинствами. Например, из 27 млн. чел. населения Польши в
1921 г. треть (10,5 млн. чел.) составляли национальные меньшинства – немцы,
белорусы, украинцы, литовцы, евреи. В то же время 6,5 млн. поляков жили за
пределами Польши – в Чехословакии и Германии. В Чехословакии свыше трети
населения (всё население – 13,5 млн. чел.) составили национальные меньшинства –
немцы (23% всего населения страны; компактно проживали в Судетской области),
венгры, поляки, русины. В королевстве СХС на долю национальных меньшинств
приходилось 15% населения. Господствующей нацией там стали сербы (39%
населения), что вызвало рост национализма у других народов. Кроме того, в
королевстве СХС обострились религиозные противоречия между православными (48%
населения – сербы, черногорцы, македонцы), католиками (37% населения – хорваты,
словенцы) и мусульманами (11% населения – мусульмане-боснийцы и албанцы,
последние составили третий по численности этнос в СХС).
Мирные договоры обязали все страны предоставить всем жителям равные
политические и гражданские права, возможность говорить на родном языке и
получать на нём образование. Гарантом этого выступала Лига Наций.
Соответствующие положения были включены и в конституции всех государств ЦВЕ.
Однако в полной мере они не выполнялись.
3. Общие тенденции развития стран и народов ЦВЕ в межвоенный период
Окончание I мировой войны привело к краху Российской, Германской и
Австро-Венгерской империй. Многолетняя национально-освободительная борьба
покорённых ими народов ЦВЕ завершилась образованием на их руинах молодых
независимых государств. Были факторы, ускорившие этот процесс: признание
советским правительством права поляков на создание независимого государства;
благоприятная позиция Антанты и особенно Франции, желавшей сориентировать
страны ЦВЕ на себя; заявление США (пункт 13 в «14 пунктах Вильсона») о
необходимости создания независимой Польши; исторические традиции
государственности в Польше, Чехии, Венгрии, южнославянских землях.
В большинстве стран ЦВЕ к власти пришли буржуазно-демократические партии.
Начался процесс демократизации общественно-политической сферы, хотя он во
многом был непрочным и недостаточно глубоким. В 1919-21 гг. были приняты
конституции, вводившие республиканский или конституционно-монархический строй,
гарантировавшие основные права и свободы граждан. Этим закреплялись важные
демократические приобретения в жизни народов ЦВЕ. Наиболее глубоко
демократизация коснулась Чехословакии и Польши.
Процесс демократизации привёл к важным прогрессивным изменениям в жизни
стран ЦВЕ. Однако в течение 1920-х – 30-х гг. в большинстве этих стран
разразился кризис парламентской демократии, итогом которого стала замена
демократических режимов авторитарными диктатурами военного или
военно-монархического плана. Это не были фашистские диктатуры (мнение советской
историографии), хотя в некоторых странах (Венгрия, Болгария) эти режимы были
схожи с фашистскими по духу и социальной базе. Причины кризиса демократических
систем в странах ЦВЕ:
·
Закрепление в конституциях многопартийности, парламентаризма,
комплекса гражданских прав и свобод не могло ликвидировать многовековую
авторитарную политическую культуру в обществах ЦВЕ, отсутствие исторических и
во многом – ментальных демократических традиций. Сказывалось собственное
средневековое прошлое этих земель и долгое пребывание в составе абсолютистских
монархий Габсбургов, Романовых и Гогенцоллернов;
·
Буржуазно-демократические партии не смогли добиться широкой
массовой поддержки своей политики. Отсутствовала прочная социальная база
демократического режима (т.е. сложившийся и многочисленный средний класс).
Реформы проводились узким слоем буржуазно-демократической элиты, которая
ощущала сильное давление слева, со стороны коммунистических партий, и справа,
со стороны консервативных сил, противодействовавших демократизации, – монархии,
военных, финансовой олигархии, националистического движения;
·
Прогрессивные политические нововведения опирались на слабую
экономическую базу. В большинстве стран ЦВЕ все межвоенные годы сохранялась
нестабильная экономическая ситуация, которая снижала эффективность реформ,
усиливая социальную напряжённость в обществе;
·
Существовали острые национальные и конфессиональные противоречия,
которые не получили должного решения. Наоборот, для стран ЦВЕ были характерны
жёсткие унитарные тенденции – в условиях многонациональности и
поликонфессиональности (например, преобладание во всех сферах чехов в
Чехословакии, православных сербов – в Королевстве СХС). Налицо были ущемление
прав национальных меньшинств и рост национализма, причём как у господствовавшей
национальности, так и в среде национальных меньшинств;
·
парламенты часто превращались в говорильню и место ожесточённой
межпартийной борьбы. Это по мере нарастания комплекса проблем пробуждало
желание масс видеть «твёрдую руку» у власти, способную быстро и жёстко навести
порядок и установить «прямые взаимоотношения» власти и народа – без
посредничества партий и политиков. В то же время, недемократические методы правления
зачастую использовала и правящая элита, стремясь подавить оппозиционные и
революционные настроения.
Все эти причины привели к нарастанию авторитарных тенденций в странах
ЦВЕ. Установление авторитарных диктатур привело к сворачиванию реформ и откату
назад в области политического развития. Это проявилось в демонтаже или
ослаблении многопартийных парламентских систем. Главными политическими идеями
стали национализм, народность, социальный компромисс, патриархальные
нравственные ценности. Социальная поддержка авторитарных режимов была
достаточно широкой, хотя участие народа в реальной политической жизни
сокращалось. Опорой авторитарных диктатур являлись военные и монархические
круги, церковь, бюрократия, а не массовые партии, как в фашистских государствах.
Весомую, хотя не всегда определяющую, роль играл личностный фактор (как в
Польше, Венгрии, Югославии). В других странах складывались «диктатуры без
диктаторов», где за власть боролись несколько враждовавших консервативных
группировок. Единственной страной, которая, несмотря на некоторый рост
авторитарных тенденций в политической жизни, сумела избежать установления
диктаторского режима, стала Чехословакия.
/