Причины и значение введения христианства на Руси
Тема
«Причины и
значение введения христианства на Руси»
Севастополь
2010г.
Введение
В черноморских греческих
городах, так же как и на Подунавье, христианство начало распространяться уже в
первые века по Р.Х., а оттуда заноситься в наши края купцами и странствующим
людом. Несомненно, уже в IХ веке христианская религия стала довольно обычным
явлением в важнейших городах Украины, где много было такого подвижного
населения, и захватила высшие слои общества. Известно, что в 860х годах
посланные на Русь греческие духовники окрестили многих людей, так что на Русь
прислан был потом особый епископ для здешних христиан. В первой половине Х века
упоминается церковь св. Илии в Киеве на Подоле – в трактате Игоря с греками, и
среди Игоревой дружины в том же трактате различается Русь христианская и Русь
языческая. На княжеском дворе и в боярских кругах было довольно много христиан,
и неудивительно, что и жена Игоря, княгиня Ольга, также крестилась.
1 Княгиня Ольга
Княгиня Ольга стала первым
правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила
принятие христианства всем древнерусским народом.
Дата и обстоятельства
крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в
Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин с патриархом
(Феофилакт до 956 г.): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней
царице — матери Константина Великого». ПВЛ и Житие украшают обстоятельства
крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот,
подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу замуж, но княгиня отвергла
притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься.
Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться
княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю.
Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.
Из византийских
источников известно только об одном визите Ольги в Константинополь. Константин
Багрянородный описал его подробно в сочинении «Церемонии», не указав года
события. Зато он указал даты официальных приёмов: среда 9 сентября (по случаю
прибытия Ольги) и воскресенье 18 октября. Такое сочетание соответствует 957 и
946 годам. Обращает на себя внимание длительное пребывание Ольги в
Константинополе. При описании приёма называются василевс (сам Константин) и
Роман — багрянородный василевс. Известно, что Роман, сын Константина, стал
формальным соправителем отца в 945 году. По версии историка Г. Г. Литаврина
визит, описанный Константином, состоялся на самом деле в 946 году, а крещение
состоялось во время 2-го визита в Константинополь в 954 или 955 годах[ Литаврин
Г. Г., К вопросу об обстоятельствах, месте и времени крещения княгини Ольги].
Упоминание на приёме детей Романа свидетельствует в пользу 957 года, который
считается общепринятой датой визита Ольги и её крещения.
Однако Константин нигде
не упомянул о крещении Ольги (как и о целях её визита), и более того, в свите
княгини был назван некий священник Григорий [Историки считают Григория выходцем
из Болгарии. Как правило, в свите людей, принявших решение о крещении,
присутствовало духовное лицо, которое способствовало принятию такого решения],
на основании чего некоторые историки предполагают, что Ольга посетила Константинополь
уже крещённой. В таком случае возникает вопрос, почему Константин именует
княгиню её языческим именем, а не Еленой, как это делал Продолжатель Регинона.
Другой, более поздний византийский источник (XI века) сообщает о крещении
именно в Константинополе в 950-х годах:
«И жена некогда
отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда
умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещеная и открыто сделавшая выбор в
пользу истинной веры, она, удостоившись великой чести по этому выбору,
вернулась домой».
О крещении в
Константинополе говорит и процитированный выше Продолжатель Регинона, причём
упоминание имени императора Романа свидетельствует в пользу крещения именно в
957 году. Свидетельство Продолжателя Регинона может считаться достоверным,
поскольку под этим именем, как полагают историки, писал епископ Адальберт,
возглавивший неудачную миссию в Киев в 961 году и имевший сведения из первых
рук.
Согласно большинству
источников княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957 года, и
крестили её, вероятно, Роман II (сын и соправитель императора Константина), и
патриарх Полиевкт. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя
летописная легенда представляет это как спонтанное решение. Ничего не известно
о тех людях, кто распространял христианство на Руси. Скорее всего, это были
болгарские славяне (Болгария приняла крещение в 865 году), так как в ранних
древнерусских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики. О
проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной
церкви Св. Ильи в Киеве в русско-византийском договоре 944 года.[W о]
Как свидетельствуют
германские хроники, в 959г Ольга – королева руссов, направила послов к
императору Оттону I во Франкфурт-на-Майне с просьбой прислать на Русь епископа
и священника. Но на пути в Киев епископ Либуций умер, поэтому в конце 961г к
Ольге прибыл монах из Трира Адальберт. Однако киевляне-язычники встретили его
враждебно, поэтому в 962г Адальберт вернулся в Германию.[1 с.43]
В 969 году Ольга была
похоронена в земле по христианскому обряду. В 1007 году её внук князь Владимир
Креститель перенес мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой
Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось
от тлена. Её «светящееся яко солнце» тело можно было наблюдать через окошко в
каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего
христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.
Скорее всего, в княжение Владимира княгиня Ольга начала почитаться как святая.
Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное
монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал
отмечаться 11 июля, по крайней мере, в самой Десятинной церкви. Однако
официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла, видимо, позднее
— до середины XIII века[17]. Её имя рано становится крестильным, в частности, у
чехов.
В 1547 году Ольга
причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5
святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла,
мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).
Память равноапостольной
Ольги празднуется православными церквами русской традиции 11 июля по юлианскому
календарю; католическими и др. западными церквами — 24 июля по григорианскому.
Почитается как
покровительница вдов и новообращённых христиан.
2 Князь Владимир
К 972г Русская земля
фактически распалась на уделы. Правивший в Киеве Ярополк был тайно окрещен и
принял христианство римского обряда. Он установил тесные связи со странами
Западной Европы. В конце марта 973г он направил посольство в Кведлинбург к
императору Германии Оттону I с богатыми дарами, приурочив их к Пасхе. Он также
заключил союз с печенегами, предварительно нанеся им серьезное поражение.[1
с.46]
2.1 Первая религиозная реформа
Владимир сокращает
количество богов до 6 во главе Перун.
Чтобы подчеркнуть победу
язычников против христианина Ярополка, Владимир велел воздвигнуть на холме
капище с фигурами богов: Перуна, Даждьбога, Стрибога, Хорса, Семергла, Макоши.
(Археологами найдено на месте Владимирова пантеона остатки каменного строения
со следами фресковой живописи — по всей видимости, существовавшей при Ярополке
церкви. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников
на Руси — варяги Фёдор и Иоанн.[ В])
Население продолжало
приносить жертву богам птиц, рыб, свиней и других животных, возле капищ
происходили ритуальные гадания. 12июля 983г в честь победы над племенем ятвягов
имели место человеческие жертвоприношения. В этот день толпа убила некоего
Федора и его сына – оба являлись христианами.[1 с.47].
2.2 Выбор веры
Летописное повествование
о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко
двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского»
христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на
православии. Несмотря на агиографический трафарет, в повествовании есть
историческое зерно. Так, Владимир говорит «немцам»: «Иде́те опять, яко
отцы наши сего не прияли суть» (то есть ступайте назад, ибо наши отцы этого не
приняли). В этом можно видеть отзвуки событий 962 года, когда германский
император присылал в Киев епископа и священников по просьбе княгини Ольги. Не
принятые на Руси, они «еле спаслись». [ Сведения
о западной миссии в Киев в 962 содержатся в хронике Продолжателя Регинона. Историки
предполагают, что неудача миссии была вызвана антихристианскими убеждениями
Святослава, только приступившего к самостоятельному правлению.]
Согласно летописи в 987
году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому».
Владимир решает
креститься, но не хочет просить греков, чтобы прислали ему для этого духовных
лиц, а ведет дело иначе: отправляется с войском в Корсунь и, принудив его к
сдаче, обращается обращается с требованием к византийскому императору Василию и
его брату Константину правившим совместно, чтобы они выдали за него замуж
сестру, иначе он пойдет на самый Цареград. . Императоры отвечают, что не могут
выдать сестру за язычника. Владимир заявляет, что он готов креститься, так как
знает уже христианскую веру и она пришлась ему по сердцу. Тогда императоры
посылают сестру свою Анну к Владимиру в Корсунь. Владимир, однако, начинает
оттягивать свое крещение; но тут он заболел глазами, и царевна Анна уговаривает
его креститься скорее, чтобы выздороветь. Крестившись он действительно
выздоровел, обвенчался с царевной и забрав греческих духовных из Корсуня,
отправился в Киев – крестить киевлян и всю землю.
Но факты свидетельствуют
в пользу менее романтичных событий. Владимир как раз заканчивал свои труды над
восстановлением единого государства. Он задумывался над упрочнением своей
власти и государства и очевидно решил средства для этой цели поискать у
Византии. Византия и ее столица, Константинополь или Новый Рим, как его
называли, был в то время в глазах современного мира венцом блеска, культуры,
славы и могущества. Разные творцы и создатели новых государств возникавших в то
время всячески пытались приобщить себя к этому величаю. Так было и с
Владимиром. Но повод к этому подали сами императоры. В это время один из первых
сановников империи, Варда Склир, поднял восстание и приступил с войском к
самому Константинополю. Императоры не видя другого выхода обратились к
Владимиру за помощью. Он согласился, но попросил, что б императоры выдали за
него свою сестру и, кроме того, вероятно, прислали также корону и императорские
регалии. Владимир выполнил свою часть договора, послал 6000 войска, но
императоры не спешили с выполнением своей части. Тогда Владимир захватил
Корсунь (перекрыв подачу воды в город), чтобы вернуть себе эти владения,
императоры должны были выполнить данное Владимиру обещание: отправить царевну
Анну в Корсунь. Там состоялась их свадьба.
Среди этих событий
незаметно прошло само крещение Владимира; неизвестно даже, где оно произошло, в
Корсуне или в Киеве; говорили еще, что Владимир крестился в Васильеве,
теперешнем Василькове, около Киева. По одному известию, поход Владимира на
Корсунь имел место на третий год после его крещения; и действительно , вполне
вероятно, что крестился он еще до похода(согласно монаху Иакову[«Память и
похвала князю Владимиру», XI век], более раннему источнику, чем «Повесть
временных лет», князь Владимир крестился в 988 году, взял Корсунь на 3-й год
после крещения с целью захвата христианских святынь и только потом вытребовал
себе жену от византийских императоров[3]). При крещении он принял имя Василия –
по имени своего шурина императора Василия.[3 с.80]
В Киеве крещение народа
прошло сравнительно мирно (1августа 989г. Влвдимир предупредил жителей: кто
откажется от обряда крещения, будет личным врагом князя. Сама процедура
проходила, видимо, у слияния рек Почайны с Днепром; крестились и все 12
законных сыновей Владимира[1 с.49], в то время как в Новгороде, где крещением
руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой.
В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена
сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались
меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у
вятичей).
Крещение сопровождалось
учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской)
Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по
некоторым данным — в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом),
Переяславле и Чернигове. Не препятствовал Владимир и деятельности западных
проповедников. Когда его сын Святополк взял жену из Польши, вместе с ней в ок. 1000 г. прибыл Рейнберн, епископ Кольберга (Колобжега), позднее окончивший жизнь в темнице. [ Титмар Мерзебургский, Хроника. ч.7] При помощи немецкого
миссионера Бруно Кверфуртского, лично встречавшегося с Владимиром, в 1007 году
была учреждена епархия у печенегов, по-видимому недолговечная.
Вместе с православными
миссионерами на Русь рано проникали сторонники различных византийских ересей, в
частности, богомильства. Из найденного в 2000 году Новгородского кодекса
следует, что в 999 году некий монах Исаакий был поставлен попом в богомильской
(или околобогомильской) церкви святого Александра-армянина, в таком отдалённом
уголке Руси, как Суздаль.
крещение
христианство русь
3 Значение принятия
христианства
После крещения населения
в Киеве, Владимир приказал тянуть статую Перуна к воде, а 12 киевлян избивали
ее цепями, чтобы дух идола не влиял на людей. Брошенная в Днепр статуя главного
языческого бога выплыла около того места, где позднее построили Выдубецкий
монастырь. Статую Перуна язычники установили в лесу и долго молились здесь. До
второй половины ХIIIв. языческие капища сохранялись у реки Збруч, в Смоленской
и Полтавской землях, где совершались человеческие жертвоприношения.
Если в 981г. На Волыни
Владимир приказывал разрушать христианские храмы, то теперь ликвидируются
капища идолов, вырубаются священные рощи. Однако язычество еще долго оставалось
не только особенностью жизненного уклада, но и второй верой – чтили
одновременно христианских и «домашних» богов.
Вообще крещение регионов
Руси проходило несколько столетий, ибо население упорно не желало расставаться
с привычной верой предков. В 991г. Митрополит Михаил и четыре епископа пытались
крестить жителей Ростова и Суздаля, но встретили такое сопротивление, что
вынуждены были, спасая свои жизни, бежать. На рубеже Х-ХIв. Христианство
закрепилось больше в Северном Поднепровье, где находились центры епархий –
города Чернигов, Белгород. Но сельское население восприняло христианские догмы
только в ХII-XIIIв., а трупосожжение как рецидив язычества существовало до
ХIХв.
До середины ХII столетия
язычниками оставались тиверцы, уличи, вятичи, радимичи, а в Ростово-Суздальской
земле еще 200лет после крещения изгоняли епископов, разоряли церкви, бунтовали
против новой религии, причем восстания чаще всего инициировались жрецами.
Надо отметить, что
элементы язычества сохранились и сегодня: недобрый знак – появление черного
кота, переход дороги перед путником с пустым водром и т.п. Церковь вынуждена
была примириться с существованием таких языческих праздников и обрядов, как
колядки, праздник цветов, урожая на Макавея, Масленица и др. в то же время в
язычестве и христианстве существовало много однопорядковых символов: добрые и
злые духи у язычнеков – ангелы и черти у христиан; пантеон богов единый Бог;
обряды – молитвы. Это облегчало введение новой веры.
Именно от Византии
восточное славянство восприняло идею государственности, но в ущерб правам
личности, увлечение административной опекой за счет индивидуального почина,
горделивое представление о своем историческом мессианизме
В следующем 988 году он
захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских
императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае
пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь
крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие
Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну с попами. Отправившись в
Константинополь, Владимир вместе со своей дружиной прошел обряд крещения, после
чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев.
Сирийский историк XI века
Яхъя Антиохийский излагает историю крещения по-другому. Против византийского
императора Василия взбунтовался его военачальник Варда Фока, который одержал
несколько побед «… и побудила его [императора Василия] нужда послать к царю
русов а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его
положениии. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о
свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он
поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ
великий […] И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов
и они окрестили царя […] И когда было решено между ними дело о браке, прибыли
войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя
Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей».
По Яхъю соединённые силы
русов и греков разгромили войска Фоки под Хрисополем[Город на малоазийском
побережье Босфора напротив Константинополя] в конце 988 года, а в апреле 989
года союзники в сражении под Абидосом[Город на малоазийском побережье пролива
Геллеспонт] покончили с Вардой Фокой. Арабский историк начала XIII века Ибн
аль-Асир также сообщил о крещении русов в версии, близкой к Яхъю Антиохийскому,
но отнеся событие к 986 году, причём царь русов в его изложении сначала
крестился, потом женился и тогда пошёл воевать с Вардой Фокой.
О размере русской военной
помощи Византии и крещении сообщает также армянский историк Стефан Таронский,
современник князя Владимира:
«Тогда весь народ Рузов
[русов], бывший там [в Армении, ок. 1000 г.] поднялся на бой; их было 6 000 человек — пеших, вооружённых копьями и щитами, — которых просил царь Василий у
царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. В это же
самое время рузы уверовали в Христа.»[ М.
Брайчевский, Утверждение христианства на Руси, гл. IV]
Детали хронологии — на каком
этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве, в
городе Василиве или Корсуне были утеряны в Руси ещё в начале XII века, во
времена составления «Повести временных лет», о чём летописец прямо сообщает.
Тем более дискуссионен этот вопрос в современной историографии. Датой Крещения
Руси традиционно считается летописный 988 год, хотя исторические свидетельства
указывают на 987 как год крещения самого князя Владимира и 989 как год Крещения
Руси.
В крещении Владимир
принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II,
согласно практике политических крещений того времени.
Историческое значение
введения христианства в Киевском государстве.
Введение христианства
сыграло огромную роль в последующей исторической судьбе украинского народа.
Находясь на распутье между христианским Западом и мусульманским Востоком,
Киевская Русь окончательно связала себя с Европой. Христианство ввело Русь в
круг европейских государств, а правящую киевскую династию - в среду христианских
королевских семей.
Христианская церковь,
насчитывавшая уже в те времена почти тысячелетнюю историю, принесла на Русь
свою систему внутреннего порядка (церковную иерархию), которая повлияла на
формирование феодальной и государственной иерархии Руси.
Христианство уничтожило
языческое племенное многобожие, способствовало политическому и культурному
объединению восточнославянских племен, а, следовательно, и формированию
украинского этноса. С христианством в Киевскую Русь пришла письменность,
книжное искусство (изготовление пергамента и бумаги, переписывание и оформление
книг), церковное хоровое пение, развились ■ архитектура, каменное
строительство, художественные ремесла мозаики И изготовление стекла, фрески,
иконопись и пр.
Церковное богослужение предполагало
наличие грамотных людей, поэтому начинают появляться школы, а монастыри
становятся центрами образования и летописания. В них создаются, наряду с
княжескими, первые библиотеки.
Христианская мораль
оказала влияние на формирование писаного права Руси, смягчая наказание за
преступление, проповедуя смирение и покорность.
В то же время утверждение
христианства на Руси в его восточном, православно-византийском варианте,
обусловило будущее противостояние и конфликты между православными украинцами и
их западными соседями католиками: поляками и литовцами.
Размещено
на