Алаш-Орда
Министерство
образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский
государственный технический университет
Кафедра
«СГД»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По
дисциплине: «История Казахстана»
Караганда
2007г
алашординское движение казахстан
Первая
буржуазно-демократическая революция в России дала толчок политическому
пробуждению трудящихся Казахстана, развитию в крае
национально-освободительного, рабочего, аграрного и других форм движения против
колониального, социального и других видов угнетения. Отношение различных слоев
населения края к событиям 1905—1907 гг. в России было неоднозначным. Из-за
низкого уровня экономического, социального и политического развития края по
сравнению с другими несколько шире развивалось рабочее движение поднявшееся в
годы революции на качественно новую ступень. В нем принимали активное участие
промышленные и городские рабочие. Аграрное движение было представлено в
основном трудовыми слоями казахского аула, переселенческой деревни и казачьих
станиц.
Особо важно отметить значение казахской
интеллигенции в национально-освободительном движении, которое тесно переплеталось
с борьбой казахского населения за справедливое решение аграрного вопроса в
крае. Ряды местных интеллигентов различались по своим воззрениям и действиям.
Некоторые из них, в основном выходцы из низов, придерживались социалистических
идей, сотрудничали с социал-демократами, эсерами.
Другая, более значительная не только по
численности, но и по влиянию, часть казахской интеллигенции стояла на
либерально-демократических позициях. Это были в основном представители
феодально-аристократической верхушки степи — А. Бокейханов, Б. Каратаев и др.,
хотя среди них были и выходцы из средних и низших слоев аула (А. Байтурсынов и
др.). Они в декабре 1905 г. в Уральске провели съезд делегатов казахского
населения пяти областей и пытались создать свою партию — филиал
конституционно-демократической партии России, которая должна была отстаивать
национальные интересы казахов.
После поражения первой российской
революции в стране наступил период реакции. Были запрещены демонстрации, митинги
и собрания, разгромлены Уральская, Петропавловская, Семипалатинская,
Верненская, Перовская и другие социал-демократические организации и
профессиональные союзы. По закону от 3 июня 1907 г. о роспуске II Государственной думы и введении новой системы выборов, казахи и другие
народности, населявшие край, лишались избирательных прав. Усилился полицейский
надзор за служащими, рабочими и крестьянами. Владельцы промышленных предприятий
Перовска, Акмолинска, Уральска, промыслов “Эмба”, “Доссор” и др. увольняли с
работы “неблагонадежных рабочих, вносили в “черные списки” активистов,
организаторов выступлений, волнений масс”. На предприятиях были увеличены нормы
выработки, продолжительность рабочего дня, снижены расценки, широкий размах
получили штрафы. Черносотенные организации “Союза русского народа”, “Союза
Михаила Архангела” и др. устраивали погромы, разжигали национальную вражду.
Усиление национально-колониального
гнета, аграрная политика царизма, проникновение капиталистических отношений в
социально-экономическую жизнь края привели к росту национального самосознания
казахского народа. Национальное движение в казахском обществе было
неоднородным, существовали различные идейно-политические течения, ядром которых
выступали национальная интеллигенция, выпускники университетов и училищ
Петербурга, Москвы, Казани, Томска, Омска, и Оренбурга. Наиболее выражавшими
мнение различных идейно-политических течений национальной интеллигенции были
журнал “Айкап” и газета “Казах”.
Газета “Казах”, выходившая с 1913 по
1918 гг., выражала идеи либерально-демократического направления. В ней
сотрудничал и лидер казахской конституционно-демократической партии и
общенационального движения казахского народа, ученый-экономист А. Бокейханов,
А. Байтурсынов, М. Дулатов и др. В главном, аграрном вопросе они выступали с
требованием отмены государственной собственности на землю и передачи ее в
собственность казахам, запрета продажи земли. В области развития
общественно-политической жизни края либерально-демократическое направление
ратовало за эволюционное развитие общества. В целом, несмотря на различные
взгляды о развитии социально-экономической и общественно-политической жизни
края, журнал “Айкап” и газета “Казах” на своих страницах сумели выразить
общенациональные идеи и интересы казахского народа в условиях колониальной
окраины империи.
В 1916 г. рост классового и национального угнетения, ненависти к войне становился повсеместным. Война ускорила процесс
вызревания общенационального кризиса в стране, одним из ярких проявлений
которого ста-то национально-освободительное восстание 1916г. охватившее почти
все регионы Казахстана и Средней Азии.
Главными причинами восстания явились
факторы социально-экономического и политического характера: усиление
колониального гнета, изъятие земель, рост налогов и поборов, эксплуатация
трудящихся, политика русификации, проводимая царизмом в отношении казахского и
других коренных народов региона, резкое ухудшение положения широких масс в
связи с войной.
Непосредственным поводом к восстанию был
царский указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации в армию на тыловые работы
“инородческого” мужского населения Казахстана, Средней Азии и частично Сибири в
возрасте от 19 до 43 лет, реквизированных планировалось использовать для работ
по устройству оборонительных сооружений и путей военных сообщении в районе
действующей армии. Из Казахстана и Средней Азии должны быть реквизированы 400
тыс. человек, в том числе из степных областей Казахстана — более 100 тыс., из
Семиречья — 87 тыс. человек.
В начале июля почти во всех регионах
Казахстана начались стихийные выступления, вскоре переросшие в вооруженное
восстание. Первыми удар народного гнева приняли на себя волостные управители,
аульные старшины и прочие низовые агенты царской администрации, непосредственно
составляющие списки на тыловые работы. Пользуясь отсутствием у казахов
метрических свидетельств, они произвольно включали бедняков в списки независимо
от возраста, а байских сыновей за взятки освобождали от призыва. На практике
система составления списков породила массовое взяточничество и злоупотребления.
К тому же царские власти освободили от
набора должностных лиц, волостных, сельских и аульных управителей, низших
полицейских чинов из коренных жителей, имамов, мулл и мударисов, счетоводов и
бухгалтеров в учреждениях мелкого кредита, учащихся высших и средних учебных
заведений, чиновников правительственных учреждений и лиц, пользующихся правами
дворян и почетных граждан.
Постепенно стихийное движение стало
принимать организованный характер: появились его крупные очаги в Тургае и
Семиречье во главе с признанными лидерами А. Имановым. А. Джангильдиным, Т.
Бокиным, Б. Ашекеевым, У. Саурыковым. Ж. Мам6етовым и др.
Восстание охватило весь Казахстан и
переросло в национально-освободительное движение, направленное против
военно-колонизаторской и широкомасштабной русификаторской политики царизма и в
определенной степени — против феодально-байской верхушки аула. Вместе с тем
выступление было направлено против империалистической войны, приведшей к
кризису народного хозяйства и крайней степени обнищания народа. В этом оно
смыкалось с революционной борьбой рабочего класса и крестьянства России.
Главной целью восстания 1916г. являлось национальное и политическое
освобождение, подводящее итог всей предшествующей борьбе казахского народа за
свободу и независимость.
В казахском обществе отношение к указу
царя и восстанию было неоднозначным: определенная часть феодально-байской
верхушки, а также чиновники так называемой туземной администрации безоговорочно
поддерживали царский указ и стали его главными проводниками в жизнь;
радикальные представители казахской интеллигенции (Бокин, Ниязосков, Жунусов)
резко выступили против него и призывали народ к вооруженному сопротивлению, а
лидеры либерально-демократической интеллигенции, объединенные вокруг газеты
“Казах” (А. Байтурсынов, А. Бокейханов, М. Дулатов), занимали нерешительную
позицию. Они неоднократно пытались убедить царскую администрацию не спешить с
мобилизацией, провести подготовительные мероприятия, вместе с тем призывали не
оказывать сопротивления выполнению указа, не без основания полагая, что
безоружный народ станет жертвой жестоких репрессий царизма.
Главным своеобразием Февральской
революции было то, что в стране образовалось двоевластие, буржуазное Временное
правительство и Советы рабочих и солдатских депутатов. Реальной основой для
создания органов политической власти буржуазии в центре и на местах явились
Государственная дума, городские думы и различные комитеты. Временное
правительство от власти устранило военных губернаторов, генерал-губернаторов и
чиновников колониальной администрации. Вместо них появились областные
комиссары, гражданский исполнительный комитет, коалиционный комитет и др. В
волостях, аулах и селах оставались те же волостные и аульные управители,
сельские старосты и станичные атаманы.
Временное правительство во главе
областей поставило бывших царских чиновников-колонизаторов, а также
представителей казахской национальной интеллигенции. Так, А. Бокейханов был
назначен комиссаром Временного правительства Тургайской области, а М. Тынышпаев
— комиссаром Семиреченской области.
Продолжая, по существу, политику
царского самодержавия, Временное правительство в Казахстане не могло решить
национальный вопрос и не стремилось к решению аграрного вопроса. Вопрос о
самоопределении, или автономии казахов, как и других угнетенных народов, оно
даже не пыталось ставить. Это послужило причиной того, что в газете
"Казах" А. Бокейханов публично заявил о своем выходе из партии
кадетов. Он подчеркивал три момента: "Партия кадетов стоит за передачу
земли в частную собственность. Передача земли в частные руки в наших условиях
приведет к тому, что через некоторое время, как это случилось в Башкирии,
участки земли перейдут к соседнему мужику, а казахи превратятся в нищих. Партия
кадетов выступает против национальной автономии. Мы, подняв знамя Алаша,
стремимся образовать национальную автономию… Партия кадетов выступает против
отделения церкви от государства, а я поддерживаю отделение церкви от
государства. Разногласия по этим трем позициям … отчетливо выявились. Я решил
выйти из партии кадетов и организовать партию "Алаш".
В этих условиях лидеры казахского
либерального движения, учитывая быстро меняющуюся ситуацию и ускоренный процесс
поляризации политических сил, приняли решение ускорить проведение
общеказахского съезда.
Первый всеказахский съезд, в котором
участвовали представители почти из всех областей Казахстана, состоялся в г.
Оренбурге 21-26 июля 1917 г. В повестке дня было 14 вопросов.
Главное внимание делегаты уделили
проблеме национальной автономии, решению земельного вопроса, подготовке к
Учредительному собранию и образованию казахской политической партии.
Еще за месяц до начала съезда на
страницах газеты "Казах" была опубликована серия статей, в которых
высказывались различные точки зрения по вопросу автономии.
А. Байтурсынов и М. Дулатов высказались
за создание независимого автономного Казахского государства. Бокейханов отдал
предпочтение казахской национально-территориальной автономии "в
публике". Эту точку зрения поддержало большинство.
Центральным пунктом в работе съезда был
земельный вопрос.
Съезд обсудил вопрос о подготовке к
Учредительному собранию, в список кандидатов в депутаты был внесен 81 человек –
представители всех регионов Казахстана, а также казахских общин Бухары, Ферганы
и Хивы.
На решения съезда оказала сильное
влияние казахская интеллигенция, объединившая вокруг газеты "Казах".
Благодаря этому суживались возможности влияния мусульманского духовенства на
казахское население: устранялись клерикальные суды, на смену им должны были
вводиться правовые структуры; женщины должны были обладать равными с мужчинами
правами, запрещался калым. Образование должно было стать обязательным и
подчиняющимся гражданским властям.
Вместе с тем решения съезда
предусматривали создание независимого муфтиата в Оренбурге для управления
Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской областями и казахскими
районами Закаспийской области.
Первый всеказахский съезд, по существу,
конституировался в казахскую национальную политическую партию “Алаш”. Лидерами
партии “Алаш” стали Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов и другие представители
казахской интеллигенции буржуазно-демократического направления.
В партию “Алаш” вошли также
представители научной и творческой интеллигенции: М. Тынышпаев, М. Жумабаев, Ш.
Кудайбердиев, Г. Карашев, С. Торайгыров, Х. Габбасов, А. Ермеков, Ж. и Х. Досмухаммедовы
и др.
2. Алаш-Орда и
Советская власть
Установление советской власти в
Казахстане растянулось на четыре месяца – с конца 1917 г. до марта 1918 г. Решающую роль в победе советской власти в крае сыграли солдаты местных гарнизонах,
объединенные в Советы солдатских депутат, и бывшие фронтовики, возвратившиеся в
Казахстан после Февральской революции и настроенные максималистски, лично
заинтересованные во власти, которая обещала им мир, а крестьянству – землю.
В большинстве
районов Сырдарьинской, Акмолинской областей и Букеевской Орды, где силы,
возглавляемые большевиками, имели решающий перевес, и сторонники Временного
правительства не смогли оказать вооруженное сопротивление, советская власть
победила мирным путем.
Иначе обстояло дело в Тургайской,
Уральской, Семипалатинской и частично в Семиреченской областях, где сторонники
Временного правительства имели значительные силы. Во многих районах, в
частности в областных центрах и уездных городах, советская власть была
установлена силами красногвардейских отрядов и пробольшевистских солдат местных
гарнизонов путем вооруженного восстания.
С конца октября 1917 г. до марта 1918 г. советская власть была установлена главным образом в городах и других крупных
населенных пунктах Казахстана. В основной массе аулов и сел Казахстана процесс
установления советской власти продолжался вплоть до начала гражданской войны.
Вместе с установлением советской власти
принимались меры по преобразованию экономики и культуры: вводился контроль на
промышленных предприятиях, был национализирован ряд промышленных предприятий и
банков. Были осуществлены первые шаги по претворению в жизнь Декрета о земле,
принятого на II Всероссийском съезде Советов.
В постановлениях советских органов,
областных и уездных съездов Советов Декрет о земле дополнялся и развивался с
учетом местных условий и инициативы самих крестьян.
С победой Октябрьской революции острее
стали обсуждаться национальные проблемы, в первую очередь вопросы
национально-государственного строительства.
В принятой III Всероссийским съездом
Советов (январь 1918 г.) “Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого
народа”, написанной Лениным, нашла свое концентрированное выражение
принципиальная позиция Коммунистической партии на советскую федерацию как на
форму государственного устройства советских республик.
Вслед за образованием РСФСР началась
работа по подготовке к созданию новых автономных республик на Востоке страны.
Большевистские организации, Советы Казахстана и Туркестана начали подготовку к
созыву Всеказахского и всетуркестанского съездов Советов. Подготовительные
работы к созыву Всеказахстанского съезда Советов шли одновременно с процессом
упрочения советской власти. Практически это означало, что борьба за ее
укрепление была в то же время борьбой за формирование советской
государственности. С таким оборотом событий не могли согласиться национальная
партия “Алаш” и ее лидеры, не принявшие Октябрьскую революцию и идею образования
Казахской государственности на советской основе.
Еще задолго до Октябрьского переворота
лидеры казахского либерально-демократического движения широко пропагандировали
свои программные взгляды на социально-экономическое и политическое развитие Казахстана,
а сразу же после революции в Петрограде в газете “Казах” от 21 ноября
опубликовали проект программы партии “Алаш”.
Программа обеспечила партии “Алаш”
большой успех на выборах в Учредительное собрание и объединила представителей
различных слоев казахского народа на Втором всеказахском съезде, состоявшемся
5-12 декабря 1917 г. в Оренбурге.
Съезд обсуждал различные аспекты тактики
партии в условиях быстро меняющейся политической обстановки, обращая при этом
внимание на вопросы об образовании казахской автономии и формировании ее
правительства.
Съезд разработал план создания казахской
милиции. Предусматривалось ее определенное количество на каждую область,
обучение и снабжение по уездам. Обеспечение милиции оружием должно было
осуществляться центральной администрацией на средства, полученные через
налогообложение.
В период установления советской власти
взаимоотношения партии “Алаш” с новыми властями не перешли от контактов к
компромиссам. В ряде городов - Петропавловске, Перовске (ныне Кзыл-Орда), Аулие
–Ате (ныне Жамбыл), где в местных Советах власть была в руках радикальных
элементов РСДРП(б), активисты “Алаша” подвергались репрессиям, лишь в
Семипалатинске, Верном (Алматы) и внекоторых других местах удалось наладить
хрупкое, недолговременное сотрудничестиво. При этом стороны не доверяли друг
другу, ибо каждая преследовала свои политические цели: Советы хотели через
лидеров и активистов партии “Алаш”, привлеченных к структурам власти, усилить
влияние среди казахского населения, а лидеры “Алаш”, формально поддерживая
советскую власть, через своих представителей в Советах вели политику “размывания”
новой власти изнутри.
Алихан Букейханов
1866-1937
Высшее образование получил в Петрограде, окончил Лесной
институт, один из самых престижных в то время. Избирался депутатом
Государственной думы России. Находясь в гуще политических событий переломного
для Российской империи периода - в преддверии Февральской революции 1917 года,
прекрасно понимал обстановку в России и ее место и роль в мире. Приветствовал
Февральскую революцию как начало демократических преобразований в России и
считал, что новое правительство России перейдет к федеративному ее устройству,
предоставив автономию многочисленным народам национальных окраин, в том числе и
казахскому.
А. Букейханов
поддерживал политику Временного правительства в отношении ведения войны с
Германией до победного конца, считал, что после вступления в войну США на
стороне Великобритании и Франции поражение Германии в войне будет неизбежным.
Букейханов понимал, что стремление большевиков во главе с Лениным к развалу
российской армии под лозунгом «Мир хижинам, война дворцам» только затягивает
войну, ослабляя Восточный фронт Антанты, и увеличивает число жертв.
Вооруженного
переворота в России, организованного Лениным, как и многие другие политические
деятели, не ожидал, но программу большевиков по захвату власти в России знал
хорошо и всячески ей противодействовал.
Ахмет Байтурсынов
1873-1937
Один из идеологов и руководителей Алаш Орды, издатель
и редактор главного печатного органа партии «Алаш» и правительства Алаш Орды -
газеты «Казах». О жизни и творчестве А. Байтурсынова имеется достаточно много
исследований, которые, однако, не дают полного представления об этой
неординарной личности. В 1998 году отмечалось 125-летие со дня его рождения.
Произведения А. Байтурсынова были опубликованы в 1989 году издательством
«Жазушы», Алма-Ата. Однако в сборник не вошли основные его труды.
Трагичен
был путь Ахмета Байтурсынова, великого патриота казахского народа, отдавшего
жизнь за его будущее.
Миржакып Дулатов
1885-1935
Стремительно, как ураган, он ворвался
в историю своей книгой «Оян, казак», созданной в 1909 году. Революционный дух,
желание посвятить свою жизнь Отечеству привели его в партию «Алаш», а затем в
правительство Алаш Орды, где он вместе с А. Байтурсыновым издавал главный
печатный орган Алаш Орды — газету «Казах». Газета «Казах» вела огромную работу
по формированию самосознания казахского народа, звала народ к оседлости,
образованию, сохранению духовных ценностей, единству, объединению вокруг Алаш
Орды для получения автономии в составе России. Причем автономия рассматривалась
как первый этап на пути» к полной независимости. Книга «Оян, казак»,
переизданная издательством «Алтын Орда» в 1991 году, в свое время явилась
крупным событием в жизни казахского народа. Книга призывала народ воспрянуть,
одуматься, посмотреть на мир, оценить собственное положение в нем, идти по пути
просвещения, отказаться от кочевничества, перейти к оседлости и освоить
современный образ жизни. В стихотворении «Казак, жерлер!» («Земли казахов») М.
Дулатов с болью пишет о вытеснении казахов с плодородных земель, о большом
сужении территории проживания казахов. К сожалению, творческое наследие,
политическая и государственная деятельность М. Дулатова также по-настоящему не
исследованы. Вся его жизнь вплоть до его ареста и казни колониальными властями
— крупное событие в истории Казахстана.
Алимхан
Ермеков
Выпускник Томского технологического
(политехнического) института, построенного на личные средства царя Николая II, являвшегося одним
из самых престижных вузов, который окончили К. Сатпаев и многие другие
специалисты-казахи, занимавшие крупные должности в промышленности и
строительстве. А. Ермеков, крупный деятель Алаш Орды, работал в правительстве
Киргизской автономии в составе РСФСР и подготовил предложения для доклада В. И.
Ленина в июле 1920 года о ее границах. А. Ермеков предложил образовать
Киргизскую (Казахскую) автономную республику в составе Оренбургской,
Астраханской областей, Алтайского края современной Российской Федерации и
территории современного Казахстана. Свое предложение он аргументировал тем, что
с древнейших времен на территории Астраханской области проживали и проживают
казахские роды Алшын, Кыпшак и находилась Букеевская орда, в долинах рек Катунь
и Бии (казахские названия Катын и Би) — роды Аргын, Найман, Кереш. Кроме того,
казахи проживают в Кулундинской степи (казахское название - Кульшды). Несмотря
на это в состав Киргизской автономной республики Астраханская область и Алтайский
край не были включены, и она была образована в составе Оренбургской, Каракалпакской
областей и территории современной Республики Казахстан.
В дальнейшем профессор А. Ермеков
стал признанным в СССР математиком. Арестован в 1937 году, но не казнен. Умер
после второй мировой войны через некоторое время после освобождения из
сталинских лагерей.
Мустафа Шокаев
1890-1941
Окончил Петроградский университет. Учился с главой
Временного правительства России Александром Федоровичем Керенским, который
назначил его официальным представителем Временного правительства в
Туркестанском крае. С мандатом Временного правительства прибыл в Оренбург, где
его власть признали все официальные органы Оренбургской, Омской, Туркестанской
губерний. За короткий срок М. Шокаевым была достигнута принципиальная
договоренность с губернаторами Оренбургской, Астраханской, Омской,
Туркестанской губерний о создании на территории Туркестанского края
Туркестанской автономии, в правительство которой должны были войти
представители всех народов, населяющих Туркестанский край, в том числе русского
и казачества пропорционально их численности. Однако позже планы М. Шокаева
несколько изменились, и он согласовал с Временным правительством создание
вместо одной автономии двух: Киргизской — во главе с правительством Алаш Орды и
Кокандской — во главе с Мухамеджаном Тынышбаевым.
Правительство Алаш Орды было создано в июле 1917 года,
а кокандское — несколько позже. В середине ноября 1917 года должны были
состояться учредительные съезды По официальному образованию указанных автономий
в составе России.
Таким образом А. Керенский собирался решить
национальное устройство в Туркестанском крае, демократические принципы которого
гарантировали национальное примирение и обеспечивали стабильность в этом
обширном регионе России. Однако произошел переворот 7-8 ноября 1917 года,
организованный Лениным.
После переворота Ленина М. Шокаев лишился мандата на
управление Туркестанским краем, но организовал обращение к Ленину от
правительств Алаш Орды и Кокандской автономии с просьбой признать их. Просьбы
были отклонены. Тогда М. Шо-каев выехал в Коканд и заменил на посту
премьер-министра Кокандской автономии М. Тынышбаева. В планы М. Шокаева входила
организация с участием русского населения вооруженного сопротивления большевикам.
Однако русское население Средней Азии отказалась сотрудничать с Кокандской
автономией и призвало в Коканд Красную Армию. В отличие от остальных
руководителей Алаш Орды, надеявшихся найти общий язык с большевиками-коммунистами,
он покинул страну и выехал в Грузию. М. Шокаев, единственный из правительства Алаш
Орды, вел политическую борьбу против коммунистов. О его заграничной
деятельности есть труд Хасена Оралтая, опубликованный в турецкой печати. В
августе 1991-г. этот труд был частично переведен на казахский язык Фадли
Алиевым и опубликован в газете «Азат» 31 августа 1991 года:
«После падения Кокандской автономии Мустафа Шокаев прибыл
в Тифлис, где сотрудничал с грузинскими газетами «Вольные горцы» и другими. В
них М. Шокаев опубликовал ряд статей по Туркестану под псевдонимами. М. Жанай,
М. Жалил. В северокавказском журнале «Жана элем», выпускавшемся с его участием,
он также опубликовал ряд работ по Туркестану. В Тифлисе под редакцией М.
Шокаева стала издаваться газета «Тан»- Затем М. Шокаев выехал в Стамбул, где
издавал журнал «Жан,а Туркгстан». Журнал регулярно выходил до 1931 года, и в
нем было опубликовано большое количество статей об истории и судьбах
Туркестана. Дальнейшая жизнь М. Шокаева протекала в Париже и Берлине. С 1929 по
1939 год М. Шокаев издает журнал «Жас Туркістан», который выходил в Берлине. В 1937 году М. Шокаев издает
книгу «Из памяти о 1917 годе».
Далее о жизни М. Шокаева узнаем из книги «Падение
большого Туркестана», которая, по сведениям Хасена Оралтая, написана с
использованием архивов гестапо. Хасен Оралтай многие годы работает на
радиостанции «Голос Америки», профессор и обладает знаниями о деятельности М.
Шокаева. Дальнейшие сведения о М. Шокаеве взяты из книги «Падение большого
Туркестана»:
«Германская армия по плану «Барбаросса» должна была
дойти до Волги и остановиться, чтобы отгородиться от остальной Азии для
освобождения Туркестана от власти коммунистов М. Шокаев предлагает создать
Туркестанское правительство и Туркестанский легион из военнопленных, жителей
Туркестана: казахов, узбеков, киргизов, туркмен, каракалпаков, таджиков.
Правительство большого Туркестана возглавит М. Шокаев. Предложение М. Шокаева
было принято руководством Германии. Так начал создаваться «Туркестанский
легион», что позволило вызволить из концлагерей многие тысячи военнопленных и
спасти их жизни».
«М. Шокаев был отравлен его помощником Вали Каюмом,
бывшим жителем Ташкента, который стремился сам возглавить организованное М.
Шокаевым правительство «Большого Туркестана» в апреле 1942 г.».
В Берлине, на одном из центральных кладбищ, есть
могила М. Шокаева с надгробным памятником из гранита. За могилой ухаживает
казахская диаспора. В настоящее время с правительствами Германии и Турции, чьим
гражданином в последние годы был М. Шокаев, согласовано решение о переносе его
останков в г. Туркестан.
1.
История Казахской ССР. В 5-ти томах. Алма-Ата, 1977.
2.
История Казахстан: белые пятна. Сборник статей. Алма-Ата, 1991.'
3. Каратаев М. Дни и ночи нашей эпохи.
На каз. языке. Алматы, 1993.
4.
Алаш-Орда. Сборник документов. Алма-Ата, 1994.
5. Абдакимов А. История Казахстана.
Алматы, 1994.