Понятие – Показатель – Индикатор –
Источник информации – Инструмент
|
Построение модели - это
системное описание существенных сторон предмета исследования, охватывающее
факторы, влияющие на его функцию. Основанием для построения модели являются
теоретические представления, выводы ранее проведённых исследований. Отдельные
элементы вводятся в модель в форме гипотез или предположений, которые могут
быть объяснительными, описательными или детерминирующими. Гипотезы должны быть
преемственными (не противоречить фактам науки) и проверяющимися средствами
данного исследования.
На основе теоретической
модели разрабатывается рабочая модель, при этом исключаются факторы, не
характерные для данного конкретного объекта; факторы, которые не могут быть
измерены в связи с конкретными условиями данного исследования; факторы, не
являющиеся управляемыми со стороны субъекта, для которого проводится
исследование.
Второй,
процедурно-методический раздел программы, включает выбор методов получения
информации и проектирование инструментов выборки.
Метод – это система
правил изучения объекта на основе закономерностей его функционирования.
Инструмент – специально
разработанные документы, с помощью которых обеспечивается сбор и фиксация
информации об объекте (анкета, бланк интервью, карта наблюдения, таблица).
Методика – система
операций, обеспечивающих получение валидной (соответствующей измеренного
показателя тому, что измерялось), релевантной (отражающей различия) и
репрезентативной социологической информации.
Репрезентативность
(представительность) – свойство (выборки) отражать характеристики генеральной
совокупности.
После того, как
определены объект и предмет социологического исследования, установлены те их
стороны и черты, которые требуют особого внимания, встаёт задача выявления
количественных параметров этих сторон и черт. Для этого необходимо пройти через
полевой этап исследования.
В ходе полевого этапа
исследования для сбора социологической информации могут применяться разного
рода методы. Каждый из них имеет свои особенности, предполагает определённые
требования.
Специфика наиболее
распространённого при прикладных социологических, экономических и др.
исследованиях метода-опроса состоит, прежде всего, в том, что при его
использовании источником первичной социологической информации является человек
(респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и
явлений. Существуют следующие разновидности опроса: анкетирование,
интервьюирование, экспертный опрос, социометрический опрос и социологическое
тестирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемым
вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.
Метод опроса, опирающийся
на достаточное число обученных анкетёров или интервьюеров, позволяет в
максимально короткие сроки опрашивать довольно большое количество респондентов
и получать различную по своей природе информацию.
По форме вопросы делят на
контактные, почтовые, телефонные или прессовые.
Наиболее распространённый
в практике прикладной социологии вид опроса – анкетирование. Оно может быть
групповым или индивидуальным.
Групповым анкетированием
называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и
т.д.).
При индивидуальном
анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту
жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил
единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, e-mail).
Социологическая анкета, –
объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленная
на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета
анализа. Её предназначение – дать достоверную информацию. Для этого надо знать
и соблюдать ряд правил и принципов её конструирования, а также особенности
различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос
должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам
респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).
Все вопросы можно
классифицировать:
·
По
содержанию (вопросы о фактах и событиях, либо о мотивах, оценках и мнениях
респондента);
·
По форме
(прямые и косвенные);
·
По
структуре (открытые и закрытые);
·
По
функциям (основные, фильтрующие и контрольные).
Вопросы о
фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий,
планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия,
результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его
личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).
Закрытым вопрос называется в том
случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов.
Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением.
Закрытые вопросы могут быть альтернативные и не альтернативные: альтернативные
предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а не
альтернативные – нескольких вариантов ответов.
Открытые ответы
не содержат подсказок и не «навязывают» респонденту вариант ответа. Они дают
возможность выразить своё мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей,
поэтому они дают более глубокую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.
Иногда вопросы
анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям,
оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде
случаев или остаются без ответов или содержат неточную информацию. В подобных
случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной
форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его
личных качеств или обстоятельств его деятельности.
Основные вопросы
анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления.
Неосновные – на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры),
проверку искренности ответов (контрольные вопросы).
Почтовый опрос –
разновидность анкетирования и правомерно рассматривается как эффективный приём
сбора первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке
анкет и получении на них ответов по почте.
Интервьюирование
как метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование,
но вместе с тем повышается надёжность собираемых данных за счёт уменьшения
числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.
Особенности
интервью по-разному проявляются в различных его организационных формах. В
прикладной социологии различают три вида интервью:
·
Формализованное
интервью – самая распространённая разновидность интревьюирования. В этом случае
общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально
разработанным вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера.
·
Фокусированное
интервью – следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения
интервьюера и опрашиваемого, имеющая своей целью сбор мнений, оценок по поводу
конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Перечень вопросов для
интервьюера обязателен, однако он может менять их последовательность и
формулировки.
·
Свободное
интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера и
применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению
проблемы исследования. Заранее определяется только тема интервью.
Такие формы сбора
первичной социологической информации, как анкетирование, интервьюирование,
почтовый вопрос, телефонное интервью, безличностный опрос с помощью
возможностей Internet или e-mail предназначены, прежде всего, для массовых опросов. Их особенность
заключается в том, что они направлены на выявление информации, которая отражает
знания, мнения, ценностные ориентации и установки резидентов, их отношения к
каким-либо явлениям действительности.
Менее
распространённым, чем массовый социологический опрос, является экспертный
опрос, направленный на выявление наиболее существенных аспектов изучаемой
проблемы и повышение надёжности, достоверности и обоснованности информации. Его
недостатками являются сложность и большие затраты на организацию, связанные с необходимостью
тщательного подбора и оценки компетентности экспертов (шкальной или совокупного
индекса).
В
данном документе мною были приведены и обоснованы по возможности все термины и
понятия, употребляемые мною при написании работы. Спасибо, что потратили время
на их чтение.
Прикладное социологическое исследование.
При проведении
данного исследования автор не счёл нужным останавливаться на каком-то одном
конкретном методе, так как в этом случае картина, складывающаяся в конце
исследования, будет носить чрезмерно узкий профиль и её объективное
рассмотрение Уважаемым преподавателем и читателями будет затруднено. Для более
расширенного исследования автором было выбрано два метода, которые он считает
наиболее эффективными применимо именно к данному, индивидуальному случаю. Эти
методы – анкетирование и интервьюирование. Таким образом, автору удалось
опросить максимальное количество респондентов (всего их было 20), а также
установить возможные и желаемые приоритеты основного ядра организации «НРК».
Проблема
исследования
заключалась в малом количестве потенциальных респондентов, так как в
организации, заказавшей и субсидирующей исследование сотрудников пока что всего
лишь 20 человек. Так же было сложно объяснить респондентам цель проводимого
исследования, из-за того, что они имели довольно-таки смутное представление о
деятельности специалиста по связям с общественностью. Автор был даже вынужден
провести на эту тему отдельный семинар.
Цель
исследования
на первых порах была поставлена, в некотором смысле размыто, так как у автора
имелось великое множество альтернатив (никаких исследований, PR или рекламных акций, пресс
конференций до этого в издательстве не проводилось). Но он остановился на том,
чтобы благодаря проведённому исследованию выявить приоритеты развития имиджа и
основные направления этого развития. А также выявить особенности внутреннего PR, который, как известно, во всех
организациях присутствует, просто не все знают, что это так называется.
Задачи
исследования
были поставлены и согласованы с руководством фирмы на общем собрании,
трактуются они в наиболее удобной для понимания респондентов форме:
·
Выявление
заинтересованности сотрудников фирмы в проводимой ими работе.
·
Оценка
известности издательства «НРК» на городском книгопечатном рынке.
·
Выявление
основных тенденций по улучшению имиджа фирмы.
·
Прогнозирование
дальнейшего делового развития издательства в соответствии с имеющимися на
сегодняшний день показателями.
·
Составление
рейтинга ознакомленности работников организации с профессией PR.
Объектом исследования в данном случае являются
работники приведённой выше организации «издательство НРК», так как автор
считает, что лишь их ответы и мнения способны составить наиболее подробную
схему пока что теоретического решения поставленных задач.
Предмет исследования автор определяет, как
основные тенденции и закономерности в требованиях сотрудников фирмы к изменению
и улучшению имиджа фирмы.
Гипотезы
исследования, сформировавшиеся как до, так и в течение его проведения можно
сформулировать следующим образом:
·
Большинство
сотрудников фирмы, считает, что её имидж нуждается в доработке.
·
Решающими
словами в определении дальнейшего курса развития является мнение одного
человека (главного редактора).
·
Работники
фирмы, хоть и ознакомлены с тем, что такое PR, имеют смутное представление о его функциях.
Характеристика инструментария
и процедура организации исследования.
Инструментарием
данного исследования являются прилагаемые к нему анкета (пример заполненного
бланка) и интервью, направленные на выявление основных тенденций и
закономерностей в требованиях и пожеланиях сотрудников издательства к улучшению
и изменению имиджа организации.
Все
вопросы прилагаемой анкеты были составлены и обусловлены с главным редактором
издательства и ориентированы на целенаправленное получение интересующей
исследователя информации. В соответствии с их анализом к работе прилагается
набор график, построенных с учётом всех высказанных мнений и дающих
довольно-таки полную картину состояния фирмы по нескольким аспектам на
сегодняшний день. Проведённое анкетирование проходило в индивидуальном порядке,
без наводящих подсказок или вопросов со стороны исследователя, дабы избежать
одинаковых и «нужных» ответов. Хоть на вопросы анкеты ответило всего лишь 20
человек (таков полный состав издательства), это не помешало исследователю
составить довольно-таки полную картину происходящего, так как все полученные
ответы были максимально развёрнутые и давали полный аспект мнений и
противоречий вплоть до мельчайших деталей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Результаты
проведённого анкетирования были обработаны на персональном компьютере и
позволили обнаружить если не процентные отношения (из-за малого количества
отвечающих), то хотя бы основные закономерности и приоритеты относительно
поставленных задач исследования.
Также
к работе прикладывается интервью с коммерческим директором и главным
редактором, анализ которого в большой мере повлиял на составление анкетных
вопросов, и показал, как лидеры и основные инноваторы организации НРК относятся
к поставленным исследователем задачам. Далее представлена таблица, дающая
возможность привести сравнительные характеристики результатов исследования:
Количество людей, узнавших об издательстве через
рекламу.
|
11
|
Количество людей, узнавших об издательстве через своих
знакомых.
|
8
|
Люди, которых издательство нашло само.
|
1
|
Количество людей, сотрудничающих с издательством <
3 месяцев.
|
12
|
Количество людей, сотрудничающих с издательством >
3 месяцев.
|
8
|
Процент сотрудников, ознакомленных с полным составом
фирмы.
|
4
|
Процент сотрудников, знающих только непосредственное
начальство.
|
16
|
Процент людей, бывающих в издательстве каждый день.
|
6
|
Процент людей, бывающих в издательстве около 3х раз в
неделю.
|
8
|
Процент людей, редко бывающих в Издательстве.
|
6
|
Люди, считающие, что имидж издательства нуждается в
доработке.
|
10
|
Люди, полностью удовлетворённые имиджем издательства.
|
3
|
Люди, которых имидж издательства не волнует.
|
7
|
Люди, голосующие за новое название.
|
5
|
Люди, голосующие за раскрутку рекламы на городском
рынке.
|
6
|
Люди, считающие, что нужно улучшить внешний вид офиса.
|
3
|
Люди, голосующие за увеличение благотворительности.
|
6
|
Люди, имеющие в издательстве рабочее место.
|
5
|
Люди, которые имеют временное рабочее место.
|
7
|
Люди, приходящие для контроля деятельности.
|
8
|
Люди, работающие полный рабочий день.
|
5
|
Люди, ознакомленные с деятельностью специалиста PR
|
17
|
Люди, не знающие о профессии "Связи с
общественностью".
|
3
|
|
|
Наглядно
данная таблица представлена в диаграммах приложения.
РЕЗУЛЬТАТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1.
В
основном, сотрудники организации узнали об её существовании через объявление в
сфере internet и проявили инициативу в
устройстве на работу.
2.
Превалирующее
количество сотрудников работает в издательстве менее трёх месяцев и имеет малое
отношение к ведению линии его развития.
3.
В
издательстве только непосредственное начальство, работающее на полный рабочий
день, ознакомлено с полным составом сотрудников в силу своего непосредственного
контакта.
4.
Около
половины сотрудников издательства (несмотря на то, что некоторые из них на
прямую не задействованы в его жизни), считают, что имидж издательства нуждается
в доработке.
5.
Ознакомление
со сферами рекламы и PR у сотрудников происходило через
удалённые источники, а больше понаслышке, в фирме им такой информации не
предоставляли.
Рекомендации исследователя по
улучшению ситуации:
·
Устраивать
конкурсный набор сотрудника по заранее обдуманным характеристикам, которыми они
должны обладать.
·
На первые
три месяца брать сотрудников на испытательный срок, во избежание текучки
кадров.
·
Проводить
как можно больше совещаний в полном составе организации, чтобы все сотрудники
фирмы были знакомы между собой и работали более согласовано.
·
Выслушивать
все конструктивные предложения и пожелания по улучшению имиджа организации и
обсуждать их на общем собрании.
Спасибо большое за внимание!
Заключение.
Автор полагает, что успех любой
организации на экономическом или рекламном поприще зависит от внешних факторов,
и её взаимодействия с окружающей средой. Из этого он осмеливается сделать
вывод, что приведённое выше социологическое исследование принесло в понятных
рамках пользу исследуемой организации и показало ей основные тенденции и пути
дальнейшего развития, а также оказало неоценимое воздействие на самого
исследователя, приобретшего в результате работы скромный опыт по проведению
исследования.
В конце работы автор хотел бы
поблагодарить преподавателей Шишкина и Кострицкую Татьяну Борисовну за оказание
помощи в проведении исследования и изъявить своё горячее желание в дальнейшем с
ними сотрудничестве. Также он благодарит сотрудников издательства НРК, где теперь
работает специалистом по связям с общественностью.
With best regards, Евгения Медюшко.
Список использованной литературы:
1. Баева «Искусство делового
общения».
2. Уткин, Кочеткова «Рекламное
дело»
3. Елисеева «Общая теория
статистики»
4. Котлер «Основы маркетинга»
5. Ворошилов «Пособие по
журналистике»
6. Волков «Социология»
Бюджет
исследования:
·
Каждый
день работы – 100 рублей.
·
Проведение
анкетирования (за каждую анкету 50 рублей) – 1000 рублей.
·
Объезд
фирм конкурентов – 200 рублей.
·
Проведение
семинара по рекламе и PR – 200 рублей.
Итого: 1500
рублей.