Методика и технология разработки web-сайта образовательного учреждения (на примере сайта социально-гуманитарного факультета БГПУ им. М. Акмуллы)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    63,87 kb
  • Опубликовано:
    2010-06-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика и технология разработки web-сайта образовательного учреждения (на примере сайта социально-гуманитарного факультета БГПУ им. М. Акмуллы)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.АКМУЛЛЫ

ФАКУЛЬТЕТ: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Информационные технологии»

Методика и технология РАЗРАБОТКи ВЕБ-САЙТА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (на примере сайта социально-гуманитарного факультета БГПУ им. М. Акмуллы)

Выполнила: студентка 35 группы

Вострикова А.В.




Уфа 2009

Содержание

Введение

Глава 1. Web-сайт образовательного учреждения: понятие, классификация, структура

1.1 Характеристика типового web-сайта, его роль в работе образовательного учреждения

1.2 Виды web-сайтов образовательных учреждений

1.3 Типовая структура web-сайта образовательного учреждения

Глава 2. Проектирование web-сайта образовательного учреждения и размещение его в сети Интернет

2.1 Разработка web-сайта

2.2 Реализация и размещение web-сайта

2.3 Дальнейшее продвижение и поддержка web-сайта

Заключение

Список литературы

Введение

Влияние глобальной компьютерной сети Интернет на современный мир не имеет исторических аналогов. Его сегодняшний день – это начало эпохи электронного проникновения во все сферы человеческой жизни, это нечто большее, чем просто маркетинговая кампания, это основа новой философии и новой деловой стратегии.

Интернет и WWW прочно вошли в нашу жизнь, и нам уже трудно представить свою деятельность без них. WWW – это огромный набор гипертекстовых документов, которые благодаря Интернет доступны в любой точке мира.

Создание Web- сайтов является одной из важнейших технологий разработки ресурсов Интернет. Web-сайт - это информационный ресурс, состоящий из связанных между собой гипертекстовых документов (Web-страниц), размещенный на Web-сервере и имеющий индивидуальный адрес. Web-страница представляет собой текстовый файл с расширением *.htm, который содержит текстовую информацию и специальные команды - HTML-коды, определяющие в каком виде эта информация будет отображаться в окне браузера. Вся графическая, аудио- и видео информация непосредственно в Web-страницу не входит и представляет собой отдельные файлы с расширениями *.gif, *.jpg (графика), *.mid, *.mp3 (звук), *.avi (видео). Хороший сайт, вбирая в себя всю полезную информацию, является лучшей визитной карточкой и коммерческой фирмы и образовательного учреждения, работая на них в любое время суток [8].

Создание электронного представительства предприятия в сети Интернет - Web-сайта, является действенным средством реализации коммуникационной политики предприятия является. Wеb-cайт - это информационный продукт, представляющий собой совокупность страниц, объединенных по смыслу и расположенных на одном Web-сервере. Задача Web-Сайта предприятия – бесперебойное предоставление разнообразных информационных продуктов и услуг целевой аудитории в on-line режиме.

Для показа своей деятельности научно-исследовательские, проектные организации, промышленные предприятия, образовательные учреждения могут использовать различные виды сайтов: сайт-визитку, витрину, электронный магазин (Интернет-магазин), информационный сайт, корпоративное представительство, портал.

Помимо решения коммерческих задач, формирования имиджа предприятия и рекламирования его продукции, Web-сайты позволяют:

-изучать потребности, мнение и предпочтения покупателей, уровень их осведомленности об определенных товарах и фирмах;

-осуществлять совместные проекты с удаленными исполнителями;

-проводить внутрифирменное или внутрикорпоративное обучение сотрудников;

-формировать общие ценности и нормы поведения, разъяснять политику, проводимую предприятием, облегчать общение руководства и персонала. [13, 445]

Задачи, решению которых может способствовать Web-сайт, условно разделяют на три группы:

·имиджевые и рекламные;

·коммерческие;

·организационного развития, мотивации сотрудников, образования команды.

Следует отметить, что все эти задачи решаются предприятиями с использованием многих других средств: распространения печатной рекламы, подготовки имиджевых публикаций, участия в выставках, издания внутрифирменных газет и журналов. Однако электронная среда обладает целым рядом несомненных преимуществ и возможностей, среди которых:

Ø   интерактивный характер коммуникации;

Ø   доступность информации в течение 24 часов пользователям Всего мира;

Ø   оперативное обновление информации, в том числе ее дополнение с учетом вопросов или предложений посетителей сайта;

Ø   предоставление неограниченного объема информации, причем помимо текстовой и графической, еще звуковой и видеоинформации;

Ø   формирование привлекательного образа предприятия за счет суммарного воздействия сведений о его истории, современном состоянии, финансовых возможностях, научно-техническом потенциале, участии в реализации крупномасштабных проектах и т. д.;

Ø   персонализация информации, предназначенной для различных целевых групп;

Ø   многоаспектный и быстрый поиск необходимых сведений в больших массивах информации;

Ø   получение сведений о посещаемости сайта, т. е. его результативности как средства коммуникации;

Ø   создание сайтов, посвященных отдельным товарам или услугам, или ориентированным на различные целевые аудитории. [справ инф раб, 446]

Однако перечисленные достоинства приобретаются Web-сайтами не автоматически, а появляются лишь в результате обдуманного, обоснованного подхода к их созданию.

Общая характеристика работы

Цель и задачи

Цель данной работы – проанализировать принципы создания web-сайтов образовательных учреждений и на их основе разработать сайт социально-гуманитарного факультета БГПУ им. М. Акмуллы.

Задачи:

1. Изучить основные свойства и характеристики сайтов образовательных учреждений, определить их задачи и функции;

2. Обозначить аудиторию сайта социально-гуманитарного факультета, функции, которые он будет выполнять; определить информационную составляющую;

3. Проанализировать и охарактеризовать существующие web-сайты образовательных учреждений; на основе анализа выбрать и разработать оптимальную структуру сайта;

4. Выбрать программные средства для реализации и размещения сайта в сети Интернет;

5. Изучить средства продвижения и раскрутки сайтов для дальнейшего использования.

Практическое значение исследования

Материал может быть использован для дисциплин «Информационные ресурсы», «Информационные технологии» и при разработке и реализации сайта социально-гуманитарного факультета БГПУ им. М. Акмуллы.

Объем и структура работы

Объем работы составляет 44 листа. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы из 20 источников.

Глава 1. Web-сайт образовательного учреждения: понятие, классификация, структура

1.1 Характеристика типового web-сайта, его роль в работе образовательного учреждения

Сайт, представляющий некоторую организацию, называется корпоративным или официальным сайтом организации. К официальному сайту предъявляются более жесткие требования в части информационного содержимого, графического дизайна, навигации, хостинга.

Официальный сайт обычно имеет следующие разделы:

Новостная информация.

Нормативные документы, положения.

Направления деятельности.

Кадровый состав.

Контактная информация (список ответственных лиц, их должности, координаты и часы приема).

Сайты образовательных учреждений относятся к группе образовательных сайтов. Под образовательным веб-сайтом понимается совокупность веб-страниц с повторяющимся дизайном, несущих в себе целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, объединенных по смыслу, навигационно и физически находящихся на одном сервере, использование которых может сопровождаться аттестацией обучающихся [16].

Создание веб-сайта - событие, повышающее имидж образовательного учреждения. Хороший сайт, вбирая в себя всю полезную информацию, является лучшей визитной карточкой и коммерческой фирмы, и образовательного учреждения, работая на них в любое время суток. Безусловно, это современно и престижно. Это прекрасная возможность продемонстрировать всем свои достижения, разместить актуальную информацию для заинтересованных лиц (студентов, абитуриентов, преподавателей, коллег из других учебных заведений). Это способ рассказать о своих успехах, поблагодарить спонсоров и т.д.

На сайте можно размещать тексты статей, отчеты о проведенных мероприятиях (в том числе фото и видеоматериалы). Все это будет доступно миллионам пользователей Интернета.

Регулярно проводимые социологические исследования показывают, что первое представление об учебном заведении момлодежь получает через Интернет-сайт. В ходе профориентационной работы абитуриент на ярмарке или в справочнике получает общее представление об учебном заведении, а дополнительную информацию, как правило, хочет посмотреть на сайте, считая, что именно там содержатся наиболее актуальные и полные сведения и предоставляется возможность спокойно пообщаться с сотрудниками. Кроме того, Интернет-сайт учебного заведения играет важную роль в организации образовательной деятельности (в том числе дистанционного и заочного обучения), обеспечении информационной поддержки студентов (особенно заочного отделения), методической помощи коллегам родственных учебных заведений и специальностей, обмен опытом и информировании профессионального сообщества [14, 42].

Для преподавателей сайт это - площадка для обмена опытом, завязывания контактов со своими коллегами из других городов и даже стран, участие в партнерских программах в рамках российских и зарубежных образовательных программ по обмену методическими материалами, готовыми уроками и педагогическим опытом.

Для абитуриентов и их родителей сайт - это прежде всего информационный ресурс. Используя сайты различных образовательных учреждений, абитуриенты могут сравнивать их и делать выбор в пользу лучших.

К основным характеристикам образовательных сайтов относятся:

Содержание образовательного интернет-сайта - единство всех основных элементов (текстовых и графических) образовательной информации, существующей и выраженной в виде веб-сайтов, а также единство связей этих основных элементов;

дизайн образовательного интернет-сайта - процесс выбора и организации графических компонентов с целью достижения определенной цели, которая может быть либо эстетической, либо иметь функциональную подоплеку, а зачастую преследовать обе эти цели;

Техническая реализация образовательного интернет-сайта - выбор компонентов, интегрирование технологий, программных продуктов и технических средств для донесения образовательной информации до пользователя;

Эксплуатационность образовательных интернет-сайтов - характеристики, информирующие об использовании образовательных сайтов пользователями.

1.2 Виды web-сайтов образовательных учреждений

Сайт образовательного учреждения в зависимости от своего содержания может относиться к разным типам. Это относится к многофункциональным сайтам. Также в результате своего наращивания на разных этапах существования сайт может менять свои задачи, свое содержание и функциональное назначение. Можно выделить несколько видов образовательных сайтов: сайты учебных заведений, сайты научных исследований, сайты справочного характера, сайты соревновательных и информационных Интернет-проектов, сайты дистанционного образования, сайты для распространения культурной и образовательной информации, сайты типа виртуальных методических объединений, консультативные сайты, образовательные порталы [16].

Сайты учебных заведений

Сайты учебных заведений условно можно разделить на сайты учреждений общего среднего образования (начальных школ, школ, гимназий, лицеев), сайты факультетов и кафедр вузов, сайты высших учебных заведений, сайты учреждений профессионального образования (колледжей, техникумов).

Подобные сайты обеспечивают информационную поддержку, коммуникацию с внешним миром, способствуют в проведении различных конкурсов. Некоторые учреждения общего среднего образования даже организуют с помощью web-сайтов дистанционные родительские собрания.

Сайты научных исследований

Подобные сайты делятся на несколько подвидов в зависимости от выполняемых ими функций. Это могут быть сайты исследовательских работ учащихся, студентов, учителей, преподавателей, научных работников; сайты "научные лаборатории" (например, www.nsu.ru/materials/ssl/ - научная физическая лаборатория школьников); сайты "творческие мастерские" (например, users.omskreg.ru/~kolosov/school/programs/ - дистанционная школа творчества). Также можно выделить особый подвид - сайты научно-исследовательских и учебных центров, которые могут объединять в себе три выше перечисленных подтипа. К ним можно отнести такие web-сайты, как www.physicon.ru - сайт компании ФИЗИКОН, российского разработчика учебных компакт-дисков по естественным наукам и систем дистанционного обучения для Интернет; iccc.botik.ru/ICCC/ - Международный детский компьютерный центр; www.citmgu.ru/ - центр информационных технологий.

Сайты справочного характера

К сайтам справочного характера относятся электронные энциклопедии, словари, каталоги, базы данных и т.д.

Примерами электронных энциклопедий могут служить: www.encyclopedia.ru/ - мир энциклопелий; niac.natm.ru/graphinfo - энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР; mega.km.ru/pc/ - энциклопедия персонального компьютера; www.viruslist.com/ru/ - самая большая в мире энциклопедия компьютерных вирусов.

Сайты-словари позволяют в он-лайн режиме узнать значение слова, узкоспециализированного термина, фразеологизма; правильно образовать другую форму какого-либо слова. Как правило, подобные словари организуют поисковые системы (например, Рамблер), но существуют и самостоятельные сайты: www.primavista.ru/dictionary/ - каталог словарей, www.glossary.ru - служба тематических толковых словарей и т.д.

Сайты-каталоги содержат перечень ссылок по определенной тематике, например, www.codenet.ru - каталог ссылок по информатике и информационным технологиям.

Базы данных (например, www.gpntb.ru/win/search/alg.html - фонд алгоритмов и программ, www.nlr.ru – база данных авторефератов диссертаций по библиотековедению, библиографоведению и книговедению).

Сайты, содержащие справочную информацию о проводимых конференциях, конкурсах, семинарах научного и образовательного направления, о предоставляемых грантах. В некоторых случаях создаются сайты, посвященные конкретному мероприятию (как правило, это относится к масштабным проектам: международным семинарам, форумам и т.п.), но существуют и сайты, которые включают в себя информацию по мероприятиям схожей направленности, например, ito.edu.ru - конгресс конференций "Информационные технологии в образовании", olympiads.mccme.ru - "Олимпиады для школьников" - информация об олимпиадах и других мероприятиях для школьников. На подобных сайтах размещается информация о предстоящих мероприятиях, условия, решения задач, результаты участников состоявшихся олимпиад, материалы конференций.

Сайты соревновательных и информационных Интернет-проектов

К сайтам этого вида относятся те, что посвящены олимпиадам и конкурсам, проводимым в Сети. Это сайты телекоммуникационных олимпиад и викторин (например, www.vspu.ac.ru/de - Воронежские телекоммуникационные олимпиады и викторины, olympiads.ru - Олимпиадная информатика);

Сайты для проведения образовательных конкурсов (например, www.thinkquest.ru/ - международный конкурс ThinkQuest для школьников, студентов и их наставников по созданию веб-сайтов образовательной тематики, www.samlit.samara.ru/clnew/reg.htm - ежегодный открытый очно-дистанционный фестиваль «Компьютерная страна»);

Сайты информационно-развлекательных проектов образовательной тематики (например, school-sector.relarn.ru/ - "Школьный сектор"- информационно-развлекательный проект для школьников и их учителей, school.holm.ru – «Школьный мир»);

Сайты для формирования связей между студентами и преподавателями, школьниками и учителями, школьниками и родителями (например, www.college.ru - "Открытый колледж").

Сайты дистанционного образования

Сайты дистанционного образования позволяют получать и оценивать знания, не выходя из дома. Это различные электронные задачники, учебники, практикумы, самоучители, центры тестирования и дистанционного обучения.

Сайты типа "учебно-методическое пособие" или "электронный курс лекций" (например, www.burenina.narod.ru - школьный курс экологии для учащихся старших классов; club-edu.tambov.ru/methodic/mm/index.html - учебно-методическое пособие «Основы педагогического дизайна и создания мультимедийных обучающих аудио/видео материалов»; thl.narod.ru/tehnologia/informatika/ - курс лекций «Основы информатики»).

Сайты типа "лабораторный практикум" (например, лабораторные работы: www.apto.tstu.ru/win-1251/lab/sreda/ope/ob_ecol_html/lab-rab.html - лабораторные работы по курсу «Оборудование промышленной экологии»; khpi-iip.mipk.kharkiv.edu/library/tv/lab/index.html - лабораторные работы по курсу «Теория вероятностей и математическая статистика», khpi-iip.mipk.kharkiv.edu/library/pgm/lab/index.html - лабораторная работа по курсу «Основы программирования и алгоритмические языки»).

Сайты типа "электронный задачник". В настоящее время их в Интернете не так уж и много, а если и есть, то находятся на закрытых разделах, например, mschool.kubsu.ru/ingtr/tipovoy.htm - задачник по теории вероятностей и математической статистике; tiukanov.boom.ru/teach/pp/index.htm - практикум по программированию.

Сайты типа "электронный учебник" предусматривают различные формы сочетания очного и дистанционного обучения, например, khpi-iip.mipk.kharkiv.edu/library/datastr/book/index.html - учебное пособие «Модели и структуры данных», www.nmarket.ru/program/delphi/lessons-2/ - электронный учебник по Delphi.

Сайты для тестирования, оценки знаний. Могут быть как универсальными, т.е. содержать тесты по различным дисциплинам и по различным специальностям, (например, feppo.ru), так и посвященными определенному предмету (например, altnet.ru/~mcsmall/cat_inf.htm - тестирование по информатике и информационным технологиям; tests.specialist.ru - тесты по программному обеспечению).

Сайты центров дистанционного обучения и центров тестирования. Сайты этого вида могут содержать на своих страницах все четыре вышеперечисленных подтипа, например, www.eidos.ru - Центр дистанционного образования "Эйдос", dlc.miem.edu.ru- образовательный портал центра дистанционного обучения МИЭМ.

Сайты для распространения культурной и образовательной информации

Это, как правило, виртуальные библиотеки, музеи, кафе, электронные образовательные газеты и журналы, а также непосредственно сайты учреждений культуры.

Виртуальные библиотеки: www.lib.ru - библиотека Максима Мошкова, www.litportal.ru - электронная библиотека, www.rusdoc.ru - компьютерная электронная библиотека: документация, программные руководства, операционные системы и языки программирования, книги, публикации.

Сайты библиотек: www.gpntb.ru - Государственная публичная научно-техническая библиотека России, www.rsl.ru - Российская государственная библиотека.

Виртуальные журналы и газеты образовательной тематики: www.informika.ru/text/magaz - раздел «Газеты и журналы» сайта ФГУ ГНИИ информационных технологий и телекоммуникаций, www.iis.ru/el-bib/ - научный электронный журнал «Электронные библиотеки», vio.fio.ru – «Вопросы Интернет-образования».

Сайты образовательных газет и журналов содержат электронную версию определенного печатного периодического издания, например, www.vimi.ru – электронная версия журнала «Вопросы защиты информации», www.iis.ru/infocos - «Информационное общество, www.rir.csti.ru – «Информационные ресурсы России, www.ug.ru - «Учительская газета».

Виртуальные музеи: schools.keldysh.ru/sch444/MUSEUM/ - виртуальный музей информатики (на этом сайте также имеется каталог виртуальных музеев всего мира по информатике), www.computer-museum.ru/index.php - виртуальный компьютерный музей.

Сайты музеев: например, dual.deol.ru/culture/museum/politeh.htm - политехнический музей.

Виртуальные клубы (кафе): сlub-edu.tambov.ru - Тамбовский педагогический клуб работников образования; www.child.ru - Московский детский клуб «Компьютер»).

Сайты типа виртуальных методических объединений

Сайты методического объединения учителей по школьным предметам (например, www.pedsovet.org - Виртуальное методическое объединение учителей «Всероссийский интернет-педсовет».

Сайты для тематических телеконференций и чатов в online-режиме по вопросам образования: forum.citforum.ru - форумы по информатике и информационным технологиям; alglib.chat.ru - форум по алгоритмам; www.edu.yar.ru/russian/org/suppl-ed/dlc/teleconf.html - сервер телеконференций; www.edu.nsu.ru/ites/ - телеконференции «Информационные технологии в образовании»; forum.ru-board.com - компьютерный форум.

Сайты творческого взаимодействия учителей, преподавателей в сети способствуют отработке методических приемов использования в учебном процессе существующих телекоммуникационных проектов, обмену опытом. Например, school-sector.relarn.ru - еженедельник «Педсовет по средам» на сайте "Школьный сектор"; club-edu.tambov.ru/main/methodic/ - хранилище методических материалов Интернет-клуба работников образования Тамбовской области; teacher.fio.ru/index.php?c=44 - педагогическая мастерская - копилка методических идей и находок лучших учителей и методистов страны, разработки уроков и сценариев внеклассных мероприятий.

Сайты для повышения квалификации педагогических кадров: www.ipkro.isu.ru - проект «Информационно - методическая INTERNET - поддержка учителей», www.botik.ru/robot/ - «Роботландия» - дистанционное обучение для учителей и учеников, www.9151394.ru - курсовая система повышения квалификации учителей «Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении».

Сайты консультативного назначения

Консультативные сайты для учителей и учеников, студентов и преподавателей по общеобразовательным предметам: www.nsu.ru/materials/ssl/distance/about.html - дистанционный консультационный пункт для старшеклассников и преподавателей; www.abiturcenter.ru - учебный центр довузовского образования; www.exponenta.ru - консультативный сайт по математике и информатике; www.junior.ru/wwwexam/ - Сайт для подготовки к экзаменам по информатике и информационным технологиям.

Сайты для консультационной помощи научно-методическим центрам (например, www.ege.ru - Информационная поддержка Единого экзамена, www.rfbr.ru - Российский фонд фундаментальных исследований, www.edu.ru - Российское образование - федеральный портал, www.fio.ru/ - Федерация Интернет-образования)

В настоящее время стали появляться так называемые образовательные порталы - большие по объему образовательной информации сайты, в которых совмещены разнообразные функции и типы образовательных сайтов. Например: www.abitu.ru - образовательный интернет-портал "Абитуриент", www.relib.com - информационный портал для программистов, www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование».

К этому же виду относится, например, web-сайт «Школьный сектор» (#"1.files/image001.gif">  

Иерархическая структура

Чаще всего структура Web-сайта представляет собой иерархию. При этом сначала создают категории высшего уровня, а затем материал в логическом порядке размещают в категории, которые находятся ниже. Иерархические структуры бывают двух видов: узкая глубокая и широкая неглубокая.

Узкая глубокая иерархия характеризуется тем, что на верхнем уровне она имеет мало категорий. Для получения нужной информации пользователь вынужден переходить на несколько уровней вниз.




Широкая неглубокая иерархия.




Характеризуется большим количеством категорий как на верхнем, так и на последующих уровнях. Сразу дает полное представление об информации, размещенной на сайте, но затрудняет поиск на нижних уровнях структуры

Ни первый, ни второй способ организации информации не является оптимальным. Лучше, когда иерархическая структура состоит из 3-4 уровней.

Нелинейная структура. Позволяет обеспечить переход к нужной информации сразу с нескольких страниц, что гарантированно ведет к ее получению пользователем. В подобной структуре акцент лучше сделать на одну-две страницы, в противном случае это приведет к путанице.


Смешанная структура





Существуют ситуации, когда представить информацию одним из описанных выше методов не представляется возможным. В этом случае применяют несколько схем одновременно. Однако такой подход имеет недостаток – он требует от пользователя концентрации внимания и дополнительных усилий. Чтобы помочь пользователю, составляют карту Web-сайта (site-map). На данной карте схематически представляют структуру размещения информации на Web-сайте.

Наш сайт будет представлять собой широкую иерархию с элементами нелинейной структуры. Первый уровень иерархии составляют 3 основные рубрики («О СГФ», «Студенту», «Абитуриенту») и 3 дополнительные («Байрам», «Время читать!», «Твой досуг»).

Сбор материалов и разработка учебных курсов

Здесь необходимо грамотно подобрать материал, отвечающий требованиям достоверности, информативности, доступности, понятности. Материал должен быть структурирован соответствующим образом с учетом дидактических принципов построения. При сборе материала нужно руководствоваться принципами педагогического дизайна. Этот этап также включает работы по эффективной организации учебного процесса, подготовку дополнительных материалов (указаний, инструкций, подсказок и т.д.).

Разработка дизайна, функциональности страниц и программных решений образовательного сайта.

Этот этап не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Особенно, если анализ ситуации в Интернете показал наличие жёсткой конкуренции в борьбе за целевую аудиторию. Кроме решений задач по достижению имиджевой индивидуальности сайта, необходимо учитывать множество дополнительных (иногда, чисто технических) требований - usability (практичность) сайта, «прозрачность» (понятность) навигации, применение различных технологий оформления, скорость загрузки страниц, качество графики, а также требования эргономики.

Под веб-дизайном понимается оформление сайта. Прежде всего, в графическом редакторе осуществляется разработка внешнего вида сайта (главной страницы и ключевых страниц), создание индивидуальной графики, выбор цветового и шрифтового решения. Очень хорошо представить, как будет смотреться страница в готовом виде, и сделать несколько набросков на бумаге. Конечно, при профессиональном подходе к созданию сайта эти работы должен выполнять художник или человек с художественными способностями. Результатами этих работ должны быть файлы эскизов страниц или макет сайта. На этом же этапе производится оптимизация графики для веб-страниц, с учетом которой максимальное качество изображения должно сохраняться при минимальном размере файла.

На основе созданной структуры сайта в ходе разработки дизайна особое внимание стоит уделить оформлению навигации сайта на основании принципов простоты, удобства, читабельности. Пользователи должны быстро и легко перейти на любую страницу веб-сайта, в том числе на начальную. Следует учитывать, что дизайн в смысле разумного устройства сайта значительно важнее, чем его «красивость».

2.2 Реализация и размещение web-сайта

На этапе реализации обычно производят наполнение сайта материалами на основе файлов, созданных в процессе верстки, и с учетом программ управления сайтом, если таковые имеются. Тут же производится оптимизация текстов. Следует обратить особое внимание на отсутствие орфографических и грамматических ошибок в текстах сайта. Чтобы ошибок и описок было меньше или их совсем не было, рекомендуется набивать текст в редакторах с проверкой орфографии и перечитывать то, что написано перед выставлением сайта на всемирное обозрение.

Материал разбивается по файлам и папкам в соответствии со структурой сайта. Организуются ссылки между файлами сайта. Необходимо также помнить, что посетитель может попасть прямо из поисковой системы на любую из страниц сайта - и в этом случае важно показать ему, что она является частью целого сайта, дать ему возможность перейти по ссылке на главную страницу и просмотреть остальные разделы.

На этапе реализации сайта обязательно производят просмотр в разных веб-браузерах и при разных разрешениях экрана. При необходимости устраняют ошибки.

Также в данный этап входят: размещение сайта на Интернет-сервере, запуск и отладка необходимых программных решений, установка и запуск программ управления сайтом. Процесс размещения сайта также называют иногда публикацией сайта. Этот процесс неразрывно связан с понятием «хостинг».

Как известно, в Интернете существует три основных вида хостинга:

платный хостинг, который продается за деньги;

бесплатный хостниг;

бонусный хостинг, который предоставляется бесплатно, т.е. в качестве бонуса (поощрения) в случае покупки контрактного dial-up доступа в Интернет. К примеру, можно купить карточку для доступа в Интернет, на которой четко и ясно написано, что ее владелец может бесплатно получить на сервере провайдера почтовый ящик размером 10 МБ и место под веб-сайт, также объемом 10 МБ. Тем не менее, последний вид хостинга является наименее распространенным, так как понятно, что смена провайдера Dial-Up доступа автоматически означает потерю сайта. Поэтому мало кто рискует сайты на таких хостингах заводить.

На самом деле, веб-хостинг, это не только «место на диске», но еще и:

трафик, который стоит денег;

дорогостоящее программное обеспечение, в том числе и то, которое разрабатывается специалистами фирмы - хостинг-провайдера;

оплата труда высококвалифицированных специалистов, системных администраторов, присматривающих за работой серверов и п/о, налаживающего их, а при необходимости - самостоятельно разрабатывающих п/о.

Рассмотрим, чем отличается платный хостинг от бесплатного:

Ø   Ответственность за сохранность размещенной информации. На бесплатных серверах нередки случат пропажи сайтов;

Ø   Отсутствие баннеров на страницах размещенного сайта и в почтовом ящике;

Ø   Присутствие полноценного FTP- доступа;

Ø   Наличие веб-интерфейса FTP, который можно использовать с любого компьютера, подключенного к Интернету;

Ø   Круглосуточная техническая поддержка;

Ø   Наличие возможности установки программных скриптов (php, perl и др.);

Ø   Доступ к базам данных (например MySQL), что очень важно при использовании скриптов;

Ø   Предоставление быстрого счетчика и подробной статистики веб-сайта;

Ø   Льготный интернет-доступ к веб-сайту, в раз 5 дешевле, чем обычный интернет;

Ø   Веб-аналог почты, который можно использовать с любой точки Интернета;

Ø   Библиотека бесплатных скриптов (программ, в результате которых формируются динамические веб-страницы или выполняются какие-то функции сайта ) и возможность пользоваться ими;

Ø   Резервное ежедневное копирование веб-сайта на случай чего-то чрезвычайного. Иногда бывает такое, что информация утеряна, а с сервера стерли на время версию веб-сайта. Из резервных копий бывает возможно восстановить то, что было потеряно.

Из-за многочисленных особенностей бесплатного хостинга использование его для размещения официального сайта организации (каким и является наш сайт) не представляется возможным.

Помимо определения хостинга, на этом этапе производится выбор инструментальных средств для размещения сайта в сети Интернет (в нашем случае это CuteFTP 7.0).

Тестирование

На этом этапе проводится тестирование образовательного сайта на предмет обнаружения возможных ошибок, связанных с обычным «человеческим фактором» в процессе разработки и интеграции программных решений в функциональность сайта. Наряду с тестированием в разных веб-браузерах и при разных разрешениях экрана очень неплохо посмотреть, как просматривается сайт в других операционных системах.

При тестировании следует обратить внимание на время загрузки страниц и при недостаточном быстродействии продолжить оптимизацию графических элементов и текста страниц и программ. Для тестирования на удобство пользования интерфейсом крупные компании приглашают специальные группы людей.

В условиях образовательного учреждения можно привлечь студентов и преподавателей к просмотру сайта и, не давая им никаких инструкций, посмотреть, как они будут пользоваться веб-сайтом. Следует понаблюдать, как они перемещаются по веб-сайту. Где возникают паузы? Когда пользователи испытывают трудности? И при этом не стоит подсказывать им и давать указания! Такие наблюдения могут дать много ценной информации. На основании результатов тестирования обычно принимаются решения об исправлении ошибок и неточностей, возможно о доработке сайта.

Поддержка

Содержимое веб-сайта может подвергаться неоднократным изменениям. Важно, чтобы предоставляемая на веб-сайте информация всегда была актуальной, поэтому надо как можно чаще обновлять информацию на своем веб-сайте, по возможности расширять материал, улучшать дизайн.

Обязательное правило для функционирования веб-сайта гласит, что обновления на сайте должны появляться не реже одного раза в месяц. В противном случае постоянных посетителей на сайте просто не будет, и сайт может потерять не только потенциальных, но и уже состоявшихся посетителей.

2.3 Дальнейшее продвижение и поддержка web-сайта

Объём работ, связанных с продвижением, может быть различным - от простой регистрации в поисковых системах, до целого комплекса мер, рассчитанного на длительное время. В нашем случае нелишним будет обратить на это особое внимание, чтобы сделать сайт наиболее конкурентоспособным в Сети.

Поисковые системы

Посещаемость сайта, обеспеченная баннерной или другими видами рекламы, резко падает с окончанием рекламной кампании. В сравнении с этим возможность зайти на раскручиваемый сайт с помощью поисковых систем обладает несомненным преимуществом - наличие регистрации в каталогах и индексация страниц сайта поисковыми машинами дает стабильный поток новых посетителей в течение всего времени существования сайта. Поэтому усилия, направленные на раскрутку сайта в поисковых системах, окупаются очень быстро.

Под поисковыми системами понимаются системы двух типов - поисковые каталоги и поисковые машины.

Поисковые машины (их еще называют индексы) - огромные склады слов, постоянно пополняемые путем периодического автоматического сканирования виртуального информационного пространства и индексирования его содержания (Рамблер, Гугл). Все это добро с указанием ссылок на «полки» - хост-серверы, сайты, отдельные страницы, строки и предложения бережно хранится в виде огромных индекс-файлов, к которым пользователь обращается при каждом запросе в поисковой машине.

Поисковые машины используют для индексирования сайтов так называемых «поисковых роботов», спайдеров (от английского слова «spider», что значит «паук»). Робот - это небольшая программа, которая ходит по ссылкам на сайте и индексирует (собирает и запоминает) встреченную на пути информацию. [16]

Принцип работы поисковых роботов приблизительно следующий: пользователь предоставляет поисковой системе точный адрес страницы, которую нужно зарегистрировать. Поисковая система проверяет, существует ли по этому адресу страница, и если да, то страничка вносится в «график посещения». Между временем, когда пользователь зарегистрировал страницу в поисковой системе и временем, когда страничку посетит поисковый робот может пройти от нескольких минут до нескольких недель. Так что не стоит спешить сразу же проверять наличие зарегистрированной страницы или сайта в поисковой системе.

При посещении поисковым роботом происходит следующее: робот ищет файл robots.txt; робот читает страницу, для индексирования которой он был послан (глубина индексирования, то есть чтения страницы меняется от робота к роботу. Некоторые останавливаются только на чтении заглавия страницы и содержимого мета-тегов, другие могут прочитать, скажем первые 6000 символов на странице, а некоторые индексируют все содержание веб-страницы); затем робот может либо удалиться либо продолжить индексирование сайта; через какое-то время робот снова может посетить эту страничку, если существует тег «revisit» или в соответствии с политикой, проводимой поисковой системой.

Каталоги представляют собой совокупность сайтов, собранных в тематические рубрики (Апорт). Эти рубрики в свою очередь могут быть разбиты на подрубрики, которые тоже могут иметь еще более мелкие подкаталоги и т.д.

Отличие каталогов от поисковых машин заключается в том, что каталоги не посылают никаких роботов, чтобы индексировать страницу или веб-сайт. Наиболее известным каталогом является Yahoo.com. Заполняются каталоги людьми, которых обычно называют модераторами каталогов. Желающим добавить свой ресурс в каталог предлагается заполнить форму регистрации с заданием основных характеристик сайта: наименования; ключевых слов; аннотации; названия рубрики, предполагаемой для размещения; URL ...

Для поиска в каталоге посетитель использует два способа:

Просто переходя по ссылкам вглубь: рубрика >> подрубрика >> подрубрика >> ... пользуясь поисковой программой каталога, которая похожа на программу выдачи результатов поиска поисковой машины, но поиск здесь происходит по ключевым словам и описанию, которое введено при регистрации, а не по содержимому страниц. Результат поиска также будет построен в порядке убывания релевантности.

Существует еще один вид поисковых систем – гибридный, сочетающий в себе возможности вышеназванных систем (например, поисковая система Яндекс) [14, 42].

Регистрация в каталогах

Для регистрации в каталоге автору сайта необходимо найти раздел, в который он желает поместить свою страницу (сайт), послать в веб-форме краткое описание сайта и список ключевых слов (не во всех каталогах) для поиска страницы (сайта) в каталоге. Затем эта информация просматривается и оценивается людьми (модераторами), которые решают, стоит ли включать ваш информацию в каталог или нет.

Так как регистрация производится человеком, а не программой, то поиск по каталогам дает более релевантные результаты, нежели поиск по поисковым системам. Коренным отличием каталогов от поисковиков также является то, что поиск в них производится не по текстовой составляющей всех страниц сайта, а только по краткому описанию сервера и выбранным при регистрации ключевым словам.

Даже когда на сайт происходит один переход в день из какого-либо каталога, наличие ссылки на сайт в нем поднимает "вес" в поисковых системах (ссылочную популярность, в Яндексе - индекс цитирования), что в конечном счете влияет на позиционирование сайта. Для достижения популярности рекомендуется регистрировать сайт во всех общих каталогах, а также в специализированных.

При регистрации используется составленное автором описание сайта в двух-трех предложениях и заголовок, в некоторых каталогах необходимо внести список ключевых слов сайта.

Работа по регистрации в каталогах должна быть постоянной по мере появления новых каталогов.

Наиболее популярными общими каталогами Рунета являются: yandex.ru, mail.ru, aport.ru, onru.ru, www.ulitka.ru, pautina.net, weblist.ru и др.

В качестве специализированных образовательных каталогов можно рассматривать такие веб-ресурсы как rubook.ru - каталог образовательных ресурсов, catalog.iot.ru - каталог образовательных ресурсов сети Интернет.

Не стоит забывать также о региональных каталогах, чтобы привлечь местного пользователя, например

Подготовка сайта к регистрации в поисковых машинах

Смысл подготовки сайта к регистрации в поисковых системах заключается в оптимизации содержимого страниц, чтобы, во-первых, значительно расширить круг поисковых запросов, по которым ссылки на страницы сайта будут показаны на лучших позициях. И, во-вторых, придать своим ссылкам в поисковиках достойный, привлекательный внешний вид, вызывающий желание щелкнуть по ним.

Оптимизация сайта для поисковых машин начинается с выбора ключевых слов для веб-сайта, т.е. слов, по которым пользователи будут находить сайт, или слов, из которых состоит поисковый запрос (для регистрации в некоторых каталогах тоже требуется ввести ключевые слова).

После того, как выбраны ключевые слова для сайта, желательно включать их в заглавие страницы (title), в описание ключевых слов каждой конкретной страницы (keywords), в каждое описание самой страницы (description) и конечно же в само содержание страницы. Рассмотрим подробнее эти моменты.

Подбор ключевых слов

Первоначально ключевыми назывались слова, внесенные в особое поле страницы, помеченное тегом <meta name="keywords" ...>. Но сегодня многие поисковые системы (Rambler, Mail, Google) игнорируют содержание этого поля. Результаты поиска определяются прежде всего поисковым запросом.

Прежде всего надо определить по каким словам пользователи обычно ищут представляемую сайтом тему. Для этой цели существуют специальные сайты, где можно посмотреть, какие запросы обычно набирают пользователи на определенную тему. Например:

http://web-book.narod.ru/

13.   Справочник информационного работника [Текст] / Науч. ред. Р.С. Гиляревский, В.А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2005. – 552 с. – (Серия «Библиотека»)

14.   Панкова, Е.В. Интернет-сайт среднего профессионального учебного заведения: эффективность поиска в Интернете [Текст] / Панкова Е.В., Косинова С. А. // Научные и технические библиотеки. – 2008. – №3. – С. 41-44

15.   Принципы качества веб-сайтов по культуре / ред. М.Т.Н. Темпера, А. Темпера. – М., 2006. – 61 с.

16.   Пунина, Т.Г. Проектирование и размещение в сети Интернет административных сайтов образовательных учреждений: Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Т. Г. Пунина // Режим доступа: http:// club-edu.tambov.ru/methodic/2007/ppsite/content.html

17.   Режепп, А. Типичные ошибки при создании корпоративных web-сайтов [Текст] / А. Режепп, Ю. Степанов, О. Павлова // Мир Internet. – 2001. – №2. – С. 70-73

18.   Рогачева, Г.И. Современные информационные образовательные ресурсы [Текст] / Г.И. Рогачева // Информатизация школьного образования: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 17-18 сентября 2002 г. – Барнаул, 2003. – С. 34-36

19.   Тлеукеева, Р. Традиционные и электронные ресурсы: состояние, проблемы. эффективность использования [Текст]/Роза Тлеукеева//Библиотека. – 2008. – №1. – С. 15-19

20.   Шрайберг, Я.Л. Библиотека, электронная информация и меняющееся общество в информационном веке [Текст] / Я.Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. – 2007. – №1. – С. 25-55

Похожие работы на - Методика и технология разработки web-сайта образовательного учреждения (на примере сайта социально-гуманитарного факультета БГПУ им. М. Акмуллы)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!