Межорганизационные информационные системы
Межорганизационные
информационные системы
Многие специалисты считают, что в настоящее время
происходит поворот от индустриальной к информационной экономике. Хотя ИТ
развиваются уже в течение 30—40 лет, только сейчас назрели радикальные
изменения в форме кумулятивного срастания технологических, социальных и
экономических факторов, что определяет появление принципиально новых моделей
бизнеса. Многие из этих изменений происходят в пределах предприятий, но в
равной мере они выходят и за их рамки, поэтому предприятия стремятся выработать
новые правила конкуренции и иной взгляд на саму суть коммерции в глобальном
масштабе.
За последние три десятилетия скорость развития и
функциональная направленность использования ИТ возросли, заставляя
переосмыслить ценность информации. Из побочного фактора производства, какой
была информация еще недавно, она сама стала продуктом, который можно купить и
продать на рынке. Сейчас информация — критически важный элемент в деятельности
компании, предопределяющий развитие, координацию, контроль и распределение
других ресурсов. Кроме того, по мере роста ценности информации, возрастает
экономическое вознаграждение тех, кто имеет к ней доступ, умеет ее обрабатывать
и использовать.
Глобализация экономики, интеграция мировых
рынков, исчезновение торговых и инвестиционных барьеров вызвали бурный рост
электронного бизнеса и электронной коммерции. Однако, само понятие электронной
коммерции не является новым.
В 1966 г. Феликс Кауфман (Felix Kaufman) в статье
в Harvard Business Review призывал управляющих научиться выходить за рамки
своих организаций, используя возможности межорганизационных систем (МОС),
основанных на сети компьютеров, установленных в разных организациях и
позволяющих компаниям осуществлять совместную обработку общей информации. Это
предвидение стало реальностью. Так, управляющий по продажам в корпорации
American Hospital Supply Corporation (AHSC) одним из первых создал систему,
предоставляющую компании возможность обмениваться информацией о заказах со
своими потребителями. Другой управляющий в компании American Airlines предложил
крупным транспортным агентствам установить терминалы по предварительному заказу
билетов. Из этих предпринимательских идей выросли два стратегических приложения
ИТ, которые изменили лицо сразу двух отраслей.
В 1965 году Ларри Робертс, исследователь из
лаборатории Линкольна в Массачусетском технологическом институте впервые
организовал обмен пакетами данных между двумя компьютерами. Четырьмя годами
позднее появилась сеть с коммутацией пакетов Arpanet. За короткое время были
разработаны средства для передачи файлов данных, электронной почты и
дистанционного входа в систему. В 1973 году Винтон Серф предложил объединить
Arpanet с двумя другими государственными сетями. Так родилась сеть Internet.
Сегодня МОС позволяют предприятиям включать в
схемы важнейших процессов своего бизнеса покупателей, поставщиков и партнеров,
и, тем самым, повышать качество продукции, скорость и гибкость обслуживания
потребителей. При этом могут создаваться различные каналы распределения и
производиться новые продукты и услуги, базирующиеся на информации. Кроме того,
многие МОС радикально меняют баланс власти в отношениях покупателей и
поставщиков, увеличивают барьеры на вход/выход в отрасль и часто влияют на
конкурентные позиции ее участников.
Электронные сетевые технологии изменяют способы
ведения бизнеса. Благодаря бурному развитию и широкомасштабному распространению
современных электронных способов обмена информацией, ИТ стали основным
направлением повышения эффективности бизнес-процессов на предприятии (сбыта
продукции, поставки ресурсов, обмена документами, маркетинговой деятельности,
отношений с клиентами, управления производственными и транспортно-складскими
ресурсами и т.д.). Происходит становление нового способа, новой стратегии
ведения бизнеса, который получил название «электронный бизнес».
Электронным бизнесом называется любая
коммерческая деятельность компании, осуществляемая с помощью современных
информационных сетевых технологий и использующая те возможности рынка, которые
возникают в результате появления новых правил сетевой экономики.
Электронный бизнес выступает как результат новых
качественных изменений, связанных с внедрением информационных технологий в
традиционно существующий бизнес. По своей сути идея электронного бизнеса
является логичным развитием идеи автоматизации и компьютеризации. Системы
электронного бизнеса расширяют область применимости компьютерных систем:
автоматизируются не только внутренние процессы компании, но и внешние процессы
(отношения с партнерами, сбыт продукции и другие).
Как и традиционный, электронный бизнес требует
комплексного подхода, включающего планирование и управление. Ядро электронного
бизнеса составляет программное и аппаратное обеспечение, сети и каналы связи.
Полнофункциональная система электронного бизнеса
— это сложный интегрированный комплекс, включающий широкий спектр различных по
своей природе компонентов.
В систему поддержки электронного бизнеса входят:
• подсистемы обмена информацией (например,
электронная почта, приложения мгновенной передачи сообщений и др.);
• подсистемы электронного документооборота;
• подсистемы управления ресурсами компании
(материальными, финансовыми, трудовыми);
• подсистемы глобального поиска данных, сбора и
совместного использования знаний;
• подсистемы электронной коммерции (e-commerce)
для организации продаж и закупок;
• подсистемы взаимодействия с клиентами и
партнерами и др.
Электронный бизнес обладает радом несомненных
преимуществ, помогающих решить многие проблемы современного бизнеса:
• обмен информацией с любой точкой мира, где
имеются средства современной связи;
• автоматизацию бизнес-процессов компании;
• оптимизацию взаимоотношений с поставщиками,
дилерами, партнерами;
• возможность осуществления платежей через
Интернет;
• реализацию платежей по бартерным и клиринговым
схемам;
• возможность передачи без ущерба бизнесу части
бизнес-процессов на аутсорсинг и др.
Составной частью электронного бизнеса выступает
электронная коммерция (е‑commerce), осуществляющая операции по реализации
товаров и услуг предприятия через компьютерную сеть.
На сегодняшний день наиболее распространенной
формой электронной коммерции является организация торговли и обслуживания через
Интернет. Говоря иными словами, электронная коммерция по своей сути есть
торговля, основанная на современных компьютерных технологиях.
Электронная торговля, как и классическая торговля
имеет как минимум три уровня:
• В2С (Business-to-Customers) — модель
бизнес-потребитель, соответствующая уровню розничной торговли. На этом уровне
сторонами сделки являются торгующая организация и конечный потребитель (как
правило, частное лицо). Таким образом, под В2С понимают Интернет-проекты,
адресованные конечным потребителям.
• В2В (Business-to-Business) — модель
бизнес-бизнес, соответствующая уровню оптовой торговли. Здесь сторонами сделки
всегда являются две организации. В2В включает в себя все уровни электронного
взаимодействия на уровне компаний с использованием специальных технологий и
стандартов электронного обмена данными. Через виртуальные площадки В2В
предприятия и компании получают возможность обмениваться информацией, находить
новых партнеров и поставщиков и проводить торговые операции.
• В2А (Business-to-administration) — модель
бизнес-администрация (имеются в виду отношения предприятия с государственными и
правительственными организациями).
Аналитики предсказывают быстрый рост рынка
электронных торгов. К 2010 году доля электронной торговли возрастет до 70%
объема мировой торговли. Лидирующее положение в экономике займут страны и
фирмы, активно внедряющие и использующие уже сегодня системы электронной
коммерции и преимущества, связанные с этим направлением развития
внешнеэкономической деятельности.
Компании США и стремящиеся сократить разрыв
компании Западной Европы активно используют электронную коммерцию и получают
экономию в затратах на реализацию и приобретение сырья, продукции,
комплектующих изделий, технологического оборудования. Например, компания Форд в
1998 году сэкономила 26% затрат на материально-техническом обеспечении,
используя систему электронной торговли, Бритиш Петролеум — 22%. По прогнозу
исследовательской фирмы Gartner Group (Стэнфорд, шт. Коннектикут), к 2004 году
мировой оборот системы В2В в этой сфере должен составить 7,29 трлн. долларов
США.
Внедрение аналогичных систем на российский рынок
в настоящее время сталкивается с большими трудностями. Предприятия отказываются
принимать участие в электронных торгах даже на самых выгодных условиях или
пользуются услугами такого рода в самой примитивной форме. Например, сегодня в
России около тысячи организаций, связанных с производством и торговлей
продукцией металлургии, разместили информацию о себе в Интернете. Однако,
большинство этих сайтов находится в неудовлетворительном состоянии — информация
не обновляется в течение многих месяцев. Лишь 8% предприятий имеют Прайс-листы,
давность которых не превышает неделю. Сайты выполнены на низком
профессиональном уровне. Многие компании воспринимают Интернет просто как
рекламную площадку. В результате, процент покупателей (реальных заказчиков)
очень мал. КПД сайта, в среднем, не превышает 0,15%, т.е. из 700 человек,
посетивших сайт, лишь один становится клиентом.
В России сегодня наиболее активно внедряется
электронная торговая система Word Wide Net {WWN, Лондон}, базирующаяся на
ведущих технологиях в области электронной коммерции, отлично зарекомендовавших
себя на наиболее «электронизированном» американском рынке. Использование
ведущих мировых технологий позволяет обеспечивать системе необходимую гибкость
и возможность предоставления широкого круга услуг в сочетании с максимальной
степенью надежности и защиты.
Система WWN адаптирована к условиям
Восточно-европейского рынка и рынка стран СНГ по торговле черными и цветными
металлами, нефтепродуктами и газовым конденсатом, а также нефтехимическими и
химическими продуктами. Деловыми партнерами WWN являются Price Water House
Coopers, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Сити-банк, страховая
компания «Альянс». Пользователями данной системы выступают многие ведущие
компании мира — Бритиш Стил, Бритиш Петролеум, Шелл и другие.
В систему вводятся на контрактной основе в
качестве пользователей все участники внешнеторговых сделок, а именно
производители, торговые компании, покупатели, транспортные и страховые
компании, а также банки. Системой WWN предусматривается полный цикл торговой
сделки, начиная от поиска торгового партнера через электронный рынок, включая
электронный обмен документацией в процессе проведения сделки и заканчивая
предоставлением услуг по электронному аккредитиву. Кроме того, система дает
возможность решать весь комплекс проблем, связанных с поставкой на предприятие
сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих изделий и пр.
Существуют три основные модели использования
предприятиями МОС для поддержания деловых взаимодействий.
Одно предприятие с одним. В этой простейшей форме
МОС устанавливает электронную связь между двумя сторонами. Как правило, МОС
«одно предприятие с одним» создается для поддержки отношений с основным потребителем,
поставщиком или продавцом (т.е. МОС «продавец — покупатель»). Но МОС может
использоваться и стратегическими партнерами, не связанными отношениями продажа
— покупка. МОС «покупатель — продавец» часто эволюционирует в более сложные
системы поддержки определенных отношений в отрасли.
Многие предприятия со многими. МОС можно также
использовать для связи одновременно с последующими и предыдущими участниками
производственных процессов предприятия, тем самым создавая рыночное
пространство для покупателей и продавцов услуг и распределения информации. В
последние десять лет число электронных рыночных платформ, управляемых и
контролируемых одним участником, сокращалось. Вместо этого инициатива в этой
области перешла к коалициям игроков или к нейтральной третьей стороне.
Для оценки возможностей и риска электронной
коммерции и электронного бизнеса необходимо вернуться к общим принципам,
которые лежат в основе традиционных коммерческих сделок, и к влиянию МОС на
природу и структуру рыночных операций.
Рынок можно рассматривать в виде транзакций и
личностных отношений между покупателями и продавцами. В любом обмене главные
лица — это производитель и потребитель, но в их отношения замешаны многие
посредники, облегчающие движение продукта от производителя к потребителю (реклама,
розничные торговцы, банкиры, брокеры и т. д.). Все они вместе работают в
рыночной сети, реализуя действия, необходимые для проектирования, производства,
распределения, продажи и использования продукта или услуги. Помимо операционных
задач, «производственная сеть» должна осуществлять координацию, контроль,
управление ресурсами, чтобы эти операции были эффективны внутренне и внешне.
Производство продукта или услуги можно
организовать тремя способами (рис. 1).
Во-первых, эта деятельность может быть заключена
в рамках одной вертикально интегрированной фирмы.
Во-вторых, один или несколько видов деятельности,
связанных с производством, могут осуществляться вне предприятия.
В-третьих, может создаваться «виртуальная
корпорация», когда предприятие обеспечивает координацию, контроль и управление
ресурсами и заключает внешние контракты, касающиеся всех или почти всех иных
видов деятельности, связанных с производством продукта/услуги.
Вертикально-интегрированные предприятия возникают
объективно тогда, когда рынок не может гарантировать своевременную поставку
необходимых им ресурсов или обеспечить нужное их качество. В таких случаях даже
более низкая цена ресурсов на рынке по сравнению с себестоимостью собственного
их производства не останавливает предприятия перед созданием дополнительных, в
том числе непрофильных, производств, обеспечивающих ему своевременное
обеспечение ресурсами нужного качества.
Рис. 1. Модели организации деятельности
предприятия
Однако, если межорганизационные структуры и
системы можно эффективно внедрить, целесообразно выбрать внешние источники
поддержки производственной деятельности, экономя на ее масштабе. Традиционно
используются внешние источники товаров и услуг, поставки которых связаны с
относительно небольшим риском для предприятия, поскольку затраты на координацию
и управление при больших рисках слишком высоки. В 80-е и 90-е годы все большее
число фирм на Западе обращались к внешним источникам ресурсов, что позволило им
снизить издержки, более быстро реагировать на изменения в среде и
сосредоточиться на том, в чем они компетентны.
Использование ИТ для контроля и координации
производственной деятельности за пределами предприятий стало главным фактором в
переходе от вертикальной интеграции к поставкам ресурсов и комплектующих извне,
что закрепилось в качестве доминирующей модели 90-х годов. Помимо традиционных
отношений с поставщиками, обеспечивающими низкий риск срыва поставок, все
большее число предприятий начинает применять ИТ для координации и контроля тех
видов деятельности, которые традиционно относятся к категории высоко
рискованных.
Наконец, многие фирмы в 90-е годы определяли
межорганизационные структуры ИТ так, чтобы максимально упростить отношения с
внешней средой. Действуя в обход посредников, они заключали многочисленные
контракты, стремясь избавиться от «лишних» производств, и оставляли себе
небольшое число видов деятельности, в которых они компетентны, и систему
управления, необходимую для координации внешних связей.
МОС помогает предприятиям изменить правила,
которые лежали в основе управления рыночными операциями. Новые возможности
информационных и коммуникационных технологий, разработка международных
стандартов, управляющих коммуникациями и информационным обменом, позволили
компаниям создать технологические платформы, необходимые для интеграции,
рационализации и управления межорганизационными процессами.
Отслеживая в реальном масштабе времени
информацию, касающуюся динамики межорганизационных процессов, МОС помогают
реализовать выгодное партнерство, несмотря на высокий уровень неопределенности
среды и ее быстрое изменение. По мере снижения издержек на МОС, увеличения их
гибкости и эффективности, по мере того как глобальные сети облегчают
межорганизационные связи и контроль, ведущая тенденция заключается в движении
от вертикальной интеграции к виртуальной организации, ориентированной на
внешних партнеров. Еще одна тенденция — устранение посредников из каналов
поставки ресурсов и распределения продукции, что позволяет производителям и
потребителям взаимодействовать в сети купли-продажи, напоминающей открытые
рынки в ранней фазе их существования.