Межбиблиотечный абонемент и доставка документов. Обслуживание удалённых пользователей

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,39 kb
  • Опубликовано:
    2010-11-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Межбиблиотечный абонемент и доставка документов. Обслуживание удалённых пользователей

МБА и доставка документов. Обслуживание удалённых пользователей

Межбиблиотечный абонемент и доставка документов входит в число важнейших средств функционирования информационного пространства и обеспечение всеобщей доступности информации, являясь системой обслуживания пользователей, предоставляющей равные возможности в использовании информационных ресурсов для всех читателей независимо от места жительства, профессиональной и социальной принадлежности. В то же время – это одна из наиболее развитых и апробированных форм социального партнёрства, основанная на принципе взаимоиспользования ресурсов библиотек и органов информации. Следует отметить, что это такой вид обслуживания пользователей, который постоянно на всём пути своего развития и трансформации был на границе между двумя находящимися в противоречии функционирования библиотек: обеспечением сохранности, с одной стороны, и всеобщей доступности – с другой. Это значительно ограничивало возможности обслуживания удалённых пользователей. Только в последние годы, в период активного развития электронных ресурсов и создания крупных электронных коллекций, библиотеки близко подошли к возможности разрешения этого противоречия. Теперь вопросы доступности и сохранности всё более часто решаются в едином блоке. Кроме того, это одна из сфер библиотечной деятельности, в небольшой степени подверженная переменам в условиях электронной революции.

За последние 15 лет система МБА и доставки документов претерпела значительные изменения, отмеченные как периодами глубокой депрессии, так и периодами высокой активности библиотек, связанной со стремлением к возражению одного из самых востребованных в наше время видов библиотечно-информационного обслуживания. Сейчас ясно видно, что наступило время стабильного развития межбиблиотечного абонемента и доставки документов, прошло время метаний между различными способами представления документов, казавшимися альтернативой межбиблиотечному абонементу. Комплексная система обслуживания удалённых пользователей на базе межбиблиотечного абонемента прочно заняла свою нишу в библиотечно-информационном обслуживании и органично вписалась в развивающуюся электронную среду. Функция обслуживания удалённых пользователей была и остаётся одной из основных функций библиотек во всём мире. Активное восстановление взаимодействия библиотек ведёт к возрастанию роли стандартов. Глобализация информационного общества требует от библиотек создание интегрированных сетей, способных действовать в отношении пользователя как единая система. Стандарты призваны обеспечить совместимость и взаимодействие сетей, способствовать повышению качества и надёжности информационных продуктов и их распространение по разумным ценам.

С проблемой стандартизации технологий тесно переплетена проблема стандартизации терминологии. Развитие новых форм обслуживания удалённых пользователей и внедрение современных технологий ведёт к изменению терминологии. Наиболее распространённые сейчас термины «МБА» и «Доставка документов (ДД)» часто путают. МБА – предоставление документов, подлежащих возврату. Доставка документов – предоставление копий, то есть материалов, не подлежащих возврату. Всё чаще встречается термин «электронная доставка документов (ЭДД)», означающий предоставление в электронной форме не подлежащих возврату копий, большей частью статей и фрагментов изданий, по электронным каналам связи. Английские библиотекари, являющиеся «законодателями моды» в области МБА, в последние годы всё чаще употребляют термин (удалённая доставка документов», предложенный М. Лайном в 2003 году. Отметив, что термины «МБА» и «доставка документов» в настоящее время утратили своё первоначальное значение и потому неверны, он предложил принять в качестве стандарта для всего библиотечного и информационного мира термин «удалённая доставка документов». По его мнению, это точный и краткий термин, охватывающий все виды доставки: коммерческую и некоммерческую; материалов, подлежащих и не подлежащих возврату; на бумажных и электронных носителях; доставку организациям и отдельным лицам. Организация электронных каталогов и получение доступа к Интернету явились предпосылкой для модернизации межбиблиотечного абонемента и его оптимизации с помощью автоматизированной и электронной доставки документов. Пользователю предоставляется возможность самостоятельно осуществить поиск в режиме онлайн по электронным каталогам и открытым базам данных и, в зависимости от его статуса (абонент МБА или индивидуальный пользователь), заказать оригинал или копию первоисточника в удобном для него виде. Использование автоматизированных технологий позволяет значительно облегчить работу библиотекаря и сократить время выполнения заказов пользователей.

При этом возникает необходимость в постоянном совершенствовании технологий обслуживания, которое диктуется требованиями времени. Развитие рынка информационных услуг ведёт к расширению информационных функций библиотек и внедрению информационных технологий в их деятельность. Рост числа пользователей Интернет способствует появлению и расширению возможности «дистанционного» информационно-библиотечного обслуживания.

Цель библиотечной деятельности заключается в том, чтобы максимально удовлетворить информационные потребности пользователей.

При развитии обслуживания удалённых пользователей дополнительные преимущества получают как пользователи, так и библиотеки. Пользователи получают возможность заказа документов из фондов различных библиотек и получения необходимой информации на дом или на рабочее место, экономя при этом время и средства. Библиотеки получают возможность регулирования потоков заказов и их перераспределения, особенно в тех случаях, когда велик поток посещений читальных залов, а также привлечение внебюджетных средств от выполнения платных услуг. Библиотеки активно и успешно борются за сохранение своего места в системе информационных услуг, выступая в роли организатора дистанционного доступа к информации на разных носителях – от традиционных бумажных до крупных электронных баз данных. В век Интернета существенно меняется поведение и требования пользователей. Изменились представления о скорости обслуживания, всё чаще она измеряется не днями, а часами. Именно благодаря МБА оказывается возможным использовать совокупные фонды библиотек региона и страны, а не ограничиваться только возможностями данной библиотеки. Межбиблиотечный абонемент основан на использовании документов из фондов других библиотек при их отсутствии в данном фонде. Основанием для получения литературы является заполненный бланк-заказ, подписанный лицом, ответственным, а работу МБА и заверенный печатью библиотеки-абонента. Для контроля за возвратом литературы на обратной стороне листка-требования отмечается дата получения документа и название выславшей её библиотеки. Материальную ответственность за сохранность изданий, полученных по МБА, несёт абонент, запросивший данную литературу. Служба межбиблиотечного абонемента организована в библиотеке в 1930 году. Являясь национальным центром межбиблиотечного абонемента и доставки документов (МБА и ДД), Национальная библиотека Беларуси (НББ) возглавляет и координирует научную, исследовательскую и методическую работу в сфере МБА и ДД в Республике Беларусь. Ежегодно отдел МБА и ДД получает более 10 тыс. заказов от 1000 белорусских и зарубежных библиотек. НББ сотрудничает по МБА со 100 библиотеками в 14 странах мира. Наиболее продуктивные партнерские отношения связывают НББ с библиотеками России, стран Балтии, Украины, Польши, Германии.

Основные функции отдела:

- выполнение заказов абонентов Беларуси и зарубежных стран путем выдачи документов из фондов НББ во временное пользование;

- предоставление в постоянное пользование ксерокопий отдельных статей и фрагментов книг, журналов, газет, находящихся в фондах НББ;

- электронная доставка документов (ЭДД);

- библиографическая поддержка заказов по МБА и ДД;

- осуществление заказов по МБА для читателей НББ в других библиотеках;

- выдача читателям НББ, имеющим ученую степень кандидата или доктора наук, и сотрудникам НББ документов из ее фондов по индивидуальному абонементу.

В составе сектора межбиблиотечного абонемента работают следующие группы:

- обслуживания абонентов г. Минска;

- обслуживания иногородних абонентов;

- международного абонемента;

- электронной доставки документов.

Одним из направлений деятельности отдела является выполнение платных услуг:

 - заказ документов по электронному каталогу НББ пользователю в случае его отказа от самостоятельной работы;

 - копирование текстовой информации, помещенной в "блокнот пользователя", на электронный носитель пользователя;

 - копирование графической информации с автоматизированного рабочего места библиотекаря на электронный носитель пользователя;

 - выдача документов по индивидуальному абонементу пользователям, имеющим научную степень;

 - электронная доставка документов: поиск и заказ документов из отдела фондодержателя, изготовление электронной копии фрагментов документа без распознавания символов, изготовление электронной копии фрагментов документа с распознаванием символов, предоставление информации пользователю из базы данных;

 - сканирование фрагментов документа из фондов НББ: текста без распознавания символов (формат А3, А4), текста с распознаванием символов (формат А3, А4), текста с распознаванием символов и сохранением сплошного текста (формат А3, А4), черно-белого графического изображения (формат А3, А4), цветного изображения (300 dpi) (формат А3, А4), цветного изображения (600 dpi) (формат А3, А4);

 - ксерокопия черно-белая фрагментов документа из фондов НББ: односторонняя (формат А3, А4), двухсторонняя (формат А3, А4);

- распечатка электронной информации из "блокнота пользователя":односторонняя и двухсторонняя черно-белая (А4);

 - распечатка электронной графической и отсканированной информации с автоматизированного рабочего места библиотекаря: односторонняя и двухсторонняя черно-белая (формат А3 и А4).

Развитие системы межбиблиотечного абонемента и доставки документов (МБА и ДД) рассматривается в историческом, системно-функциональном и синергетическом аспектах. Представлены основные элементы системы в традиционной и электронной средах. Обобщены перспективные тенденции в деятельности МБА и ДД.

Излагаются перспективы развития электронной доставки документов для целей МБА. Анализируется опыт по использованию электронной почты с помощью Интернет. Перечислен ряд мероприятий по разработке целевой программы электронной доставки документов для МБА.

Одно из значительных мест по доставке необходимых документов из различных библиотечно-информационных учреждений и организаций всегда отводилось МБА. Сегодня резко возрос спрос на оперативную информацию. Использование традиционных методов доставки, которыми пользуются в службах МБА России сегодня, не позволяет говорить об оперативности. Несоответствие между доступностью информации и длительным ожиданием доставки можно преодолеть с помощью использования новейших электронных технологий, программных продуктов, соответствующего оборудования. Для этого необходимо модернизировать службы МБА путем оснащения их вычислительной и телекоммуникационной техникой, полиграфическим оборудованием и обучением персонала. В ряде зарубежных стран МБА уже превратился в отрасль доставки документов. В России это еще предстоит сделать.

Для того, чтобы трансформировать МБА и превратить его в отрасль электронной доставки документов необходимо предпринять ряд мер, которые помогут объединить усилия в решении первоочередных организационных вопросов по координации и сотрудничеству, по определению функций МБА в новых условиях, по разработке целевой программы " МБА и электронная доставка документов", определению типового набора программно-прикладных продуктов и технических средств для российских библиотек.

Система МБА и ДД призвана сокращать количество отказов читателям на первичные документы, которых нет в фондах отдельных библиотек, осуществлять их доставку и способствовать более полному получению научной информации. Приоритетом в данном направлении обслуживания читателей является предоставление документов в научных целях для создания новейших разработок и продукции, способных конкурировать с западными образцами.

Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что развитие системы МБА и ДД обусловлено использованием ресурсов Интернета, поскольку существенно расширяется сфера общего информационного и научно-технического пространства. Это позволяет применять электронные способы доставки и оперативно предоставлять ученым и специалистам РАН электронные документы.

Однако следует отметить, что система МБА и ДД еще не до конца отлажена, что приводит к дублированию усилий ученых, к излишним трудозатратам по нахождению информации и препятствует успешному проведению научных исследований. Поэтому существенным в инфраструктуре рынка современных информационных услуг является внедрение в практику работы МБА новых информационных технологий (НИТ), организация деятельности в условиях интеграционных процессов, обеспечение оперативной доставки документов для научных работников академических учреждений в любом виде – оригиналы, фотопленки, бумажные, электронные копии документов независимо от места хранения первичного документа. На первый план выдвигаются задачи внедрения вычислительной техники (ВТ); телекоммуникационных средств связи; обеспечения доступа к распределенным фондам по компьютерным сетям; электронной доставки документов (ЭДД); взаимодействия между библиотечно-информационными учреждениями в рамках корпоративных систем; предоставления услуг традиционным и виртуальным абонентам.

На сегодня в областных библиотеках уже накоплено достаточно компьютерной и телекоммуникационной техники, программного обеспечения для того, чтобы оптимизировать все функциональные направления библиотечной деятельности. Ряд областных библиотек успешно представили свои информационные ресурсы в Интернет. Отрабатываются современные технологии оцифровки печатных материалов, которые позволяют библиотекам создавать полнотекстовые базы данных. Началась активная работа по созданию региональных корпоративных библиотечных систем и систем корпоративной каталогизации. Ряд библиотек Украины имеют доступ к полнотекстовым базам данных EBSCO, Springer, ProQuest. На повестке дня, перед областными библиотеками, стоит вопрос создания действенной системы взаимообмена информационными ресурсами.

Электронный МБА и ЭДД позволят оперативно выполнять информационные запросы пользователей и качественно повысить уровень библиотечных услуг. В особенности это важно в данное время, так как почти все библиотеки Украины страдают от недофинансирования комплектования библиотечных фондов. Электронный МБА и ЭДД позволят библиотекам обмениваться на взаимовыгодных условиях полнотекстовой информацией из разных областей знаний. В этом направлении работы будет очень полезным использование информационного менеджмента. Информационный менеджмент в данном контексте будет выступать как новый тип управления организацией будущих документопотоков в единой системе электронного МБА, которая будет объединять все большие библиотеки Украины.

В особенности полезной будет система электронного МБА для работников сферы государственного управления, научных работников, просвещенцев, студенческой и учащейся молодежи. Эти категории пользователей библиотеки смогут оперативно получать необходимую им информацию в электронном виде. Это направление работы позволит областным библиотекам комплексно использовать все имеющиеся информационные ресурсы, как на традиционных носителях, так и электронных. В системе электронного МБА и ЭДД информационные ресурсы, размещенные в Интернет, станут ее важной составляющей, а сама сеть Интернет станет связующим звеном.

Ни одна библиотека, каким бы совершенным фондом она не располагала, не в состоянии удовлетворить в полной мере информационные запросы своих пользователей без межбиблиотечного абонемента (МБА).

Литература

1. Ерохина. Н. МБА и доставка документов сегодня и завтра // Библиотечный свет. – № 2. – 2008.

2. Курилина. Л. Технология обслуживания удалённых пользователей в Национальной библиотеке Беларуси // Библиотечный свет. - № 3. – 2008.

3. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2004. – 448 с.

Похожие работы на - Межбиблиотечный абонемент и доставка документов. Обслуживание удалённых пользователей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!