Информационные ресурсы в сфере образования
Федеральное
агентство по образованию
Филиал ГОУ
ВПО «Омский государственный педагогический университет» в г. Таре
Историко-филологический
факультет
РЕФЕРАТ
Информационные
ресурсы в сфере образования
Студента 1
курса, направления
Социально-экономическое
образование,
профиля
«Юриспруденция» Васильева
Александра
Проверил:
доктор
педагогических
наук,
профессор Удалов Сергей Робертович
г. Тара
2009 г.
План
1. Комплексная система обеспечения качества и
сертификации информационно-программных средств в сфере образования
1.1
Научно-методические основы управления качеством в жизненном цикле
информационно-программных средств
1.2
Отраслевая система сертификации информационно-программных средств в сфере
образования
1.3 Разработка нормативно-технических основ для
обеспечения качества и сертификации информационно-программных средств
2.
Внедрение и использование результатов в сфере многоуровневого образования
3. Информатизация вузов и пути решения
этой задачи
Заключение
Список литературы
Цель и задачи работы: Цель работы
состоит в обобщении создания и внедрения в сфере образования отраслевой
инфраструктуры, нормативно-правовой и методической базы для эффективной
разработки, сертификации и обеспечения качества информационно-программных
средств.
Основными
задачами работы являются:
1.
Обобщение разработки научных и учебно-методических основ для обеспечения
качества в жизненном цикле ИПС учебного назначения в соответствии с
требованиями базовых международных стандартов к системам менеджмента качества
(ISO 9000) и к информационным технологиям (ISO 12207, ISO 15504, ISO 9126, ISO
12119 и др.);
2.
Обобщение разработки комплекса нормативно-правовых и организационных
документов для создания в системе Минобразования России подсистемы сертификации
средств информационных технологий учебного назначения (в составе Системы сертификации
средств и систем в сфере информатизации «РОСИНФОСЕРТ» Минсвязи), включая
аккредитацию отраслевого Органа по сертификации и региональной сети
испытательных лабораторий.
3.
Обобщение разработки, согласования и утверждения в Системе «РОСИНФОСЕРТ»
технических условий для системной разработки и сертификации наиболее
перспективных групп ИПС учебного назначения, в т.ч. ориентированных на
поддержку открытого и дистанционного обучения.
4.
Обоснование выбора характеристик для комплексной оценки качества ИПС учебного
назначения и разработки методик сертификационных испытаний.
Методы
исследования:
1.
Ознакомление с работами учёных
2.
Обобщение прочитанного
3.
Выявление наиболее значимых аспектов в работах учёных
Проблема
данной работа на данный момент является очень актуальной, т. к. информатизация
образования это одно из приоритетных направлений политики правительства РФ.
1. Комплексная система
обеспечения качества и сертификации информационно-программных средств в сфере
образования
1.1
Научно-методические основы управления качеством в жизненном цикле
информационно-программных средств
Разработка
научно-методических основ управления качеством в жизненном цикле
информационно-программных средств учебного назначения базировалась на системном
анализе требований международных стандартов в области систем менеджмента
качества и средств информационных технологий. В результате этой
целенаправленной работы в течение последних десяти лет подготовлен, издан и
широко внедрен в сфере образования комплекс монографий, учебных пособий и
методических руководств, в которых изложены научно-методические основы
управления качеством на всех этапах жизненного цикла ИПС учебного назначения.
Стратегической
задачей в
жизненном цикле современных информационных систем (ИС) является обеспечение
требуемого качества ИПС. Системная эффективность целевого
применения программных средств определяется степенью удовлетворения
потребностей – заказчиков и/или пользователей. Все требования к качеству, кроме
функциональной пригодности, должны быть систематизированы и представлены
конструктивными характеристиками качества ИПС.
Доступные ресурсы
разработки и всего жизненного цикла ИПС включают реальные финансовые, временные, кадровые и
аппаратные ограничения, в условиях которых происходит создание и совершенствование
комплексов программ. Эти факторы проявляются как дополнительные характеристики
процессов и продуктов, а также их рентабельности, которые следует учитывать и
оптимизировать в жизненном цикле ИПС.
Базовые стандарты
жизненного цикла ИПС тесно связаны с методами и технологией их разработки. Каждый стандарт
для последующего длительного использования в проекте должен пройти стадию
формирования, адаптации и параметризации применительно к
характеристикам стандартизируемых объектов или процессов создания ИПС (в том
числе для сферы образования).
1.2 Отраслевая система сертификации информационно-программных средств в
сфере образования
На базе образовательных
учреждений Минобразования России аккредитованы Органы по сертификации (ОС)
средств и систем информатизации и Испытательные лаборатории (ИЛ) (в Системе
сертификации средств и систем в сфере информатизации «РОСИНФОСЕРТ»). В сфере
образования функционируют 2 из 13 аккредитованных в системе «РОСИНФОСЕРТ»
органов по сертификации, и 8 из 33 аккредитованных испытательных лабораторий.
Указанные органы по сертификации и испытательные лаборатории функционируют в
качестве отраслевой подсистемы сертификации информационно-программных средств
учебного назначения.
Созданию отраслевой
подсистемы сертификации предшествовала большая подготовительная
организационно-методическая работа, проведенная в 1995-96 г.г. руководством и
сотрудниками Центра информатизации высшего образования «Информика» (в настоящее
время ГНИИ ИТТ «Информика»), МГТУ «Станкин», РосНИИ ИС, Института
информатизации образования, Института системного проектирования РАН и ряда
других научных и образовательных учреждений. В 1996 г. на базе
Специализированного центра МГТУ «Станкин» была аккредитована независимая
технически компетентная Испытательная лаборатория в системе «РОСИНФОСЕРТ»
(Аттестат аккредитации RINC.RU.EOOK.210004 от 24.06.1996 г.)
- Московский государственный
технологический университет «Станкин» (Московский СЦ НИТ) — Аттестат
аккредитации Системы «РОСИНФОСЕРТ» № РОСИ.А115.22008;
- Российский государственный
университет нефти и газа им. И.М. Губкина (Лаборатория компьютерных технологий
обучения) — Аттестат аккредитации Системы «РОСИНФОСЕРТ» № РОСИ.А115.22007;
- Тамбовский государственный
технический университет (Областной ЦНИТ) — Аттестат аккредитации Системы
«РОСИНФОСЕРТ» № РОСИ.А115.21007;
- Петрозаводский государственный
университет (Региональный ЦНИТ) — Аттестат аккредитации Системы «РОСИНФОСЕРТ» №
РОСИ.А115.21005;
- Воронежский государственный
технический университет (Областной ЦНИТ) — Аттестат аккредитации Системы
«РОСИНФОСЕРТ» № РОСИ.А115.21001;
- Уфимский государственный авиационный
технический университет (Башкирский РЦ НИТ) — Аттестат аккредитации Системы
«РОСИНФОСЕРТ» № РОСИ.А115.21002;
- Государственного координационного
центра информационных технологий Министерства образования Российской Федерации
— Аттестат аккредитации Системы «РОСИНФОСЕРТ» № РОСИ.А115.643.22017;
- Российская академия образования
(Центр тестирования средств вычислительной техники учебного назначения) —
Аттестат аккредитации Системы «РОСИНФОСЕРТ» № РОСИ.А115.643.21008.
Для обеспечения организационного взаимодействия 10
декабря 1997 г. между Министерством РФ по связи и информатизации (в то время
Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации) и
Министерством образования РФ подписано бессрочное соглашение о совместной
деятельности и координации работ в области сертификации информационных и
программных средств учебного назначения.
1.3 Разработка
нормативно-технических основ для обеспечения качества и сертификации
информационно-программных средств
В
рамках данной работы разработан и внедрен комплекс нормативно-технических
документов для обеспечения качества и сертификации ИПС учебного назначения.
Комплекс включает следующие основные группы нормативно-технических документов:
1. Нормативно-технические документы
Системы «РОСИНФОСЕРТ», утвержденные Министерством Российской Федерации по связи
и информатизации и зарегистрированные в Государственном реестре Госстандарта
России.
2. Пакет нормативно-технических
документов для функционирования Подсистемы сертификации средств информатизации
учебного назначения.
3. Комплекс временных технических условий,
содержащий требования к наиболее распространенным группам ИПС учебного
назначения.
4. Методические рекомендации и
регламенты по проведению сертификационных испытаний и тестирования ИПС учебного
назначения.
Первые
две группы нормативно-технических документов имеют основополагающее значение
для Системы «РОСИНФОСЕРТ». В рамках третьей группы нормативно-технических
документов акцентируется внимание на комплексе технических условий, включающем
5 технических условий (ВТУ 115.41 0036-98, ВТУ 115.002-1998, СТУ 115.005-2000,
СТУ 115.003-2000, СТУ 115.005-2001).
В четвертой группе
нормативно-технических документов представлены методические рекомендации и
регламенты, разработанные для использования экспертами Органа по сертификации и
испытательных лабораторий при проведении сертификационных испытаний и
тестирования ИПС учебного назначения. В разработанных технических условиях
сформулирован комплекс требований к объекту испытаний, условиям испытаний,
методам испытаний к порядку и объему проведения испытаний и представлению
результатов испытаний.
В методических
руководствах определены основные методы испытаний ИПС учебного назначения
каждого класса, определены метрики для оценивания качественных и количественных
характеристик по каждой декларированной характеристике. Например, для испытаний
функциональных возможностей ИПС учебного назначения в качестве основного метода
испытаний определен экспертный метод.
В разработанных методических
руководствах представлены следующие оригинальные методики:
-
Методика оценки показателей
эффективности информационно-программных средств.
-
Методика оценки функциональной
пригодности, надежности и коэффициента использования ресурсов вычислительной
системы.
-
Методика оценки функциональной
пригодности, надежности, эффективность, и применимости.
-
Универсальные методики оценки
базовых показателей качества информационно-программных средств.
2. Внедрение и
использование результатов в сфере многоуровневого образования
Практическим
результатом представленной комплексной работы является создание и развитие
отраслевой инфраструктуры сертификации информационно-программных средств
учебного назначения:
- Аккредитована
Отраслевая подсистема сертификации средств информатизации учебного назначения в
составе Системы «РОСИНФОСЕРТ»;
- Образован
Головной научно-методический центр по сертификации средств информатизации в
сфере образования;
- Организована
и внедрена региональная сеть испытательных лабораторий (8 испытательных
лабораторий на базе ряда ведущих университетов);
Основными
результатами являются:
- Проведен
полный цикл сертификации ряда широко распространенных в сфере образования ИПС –
«Цифровой конструктор», «КОМПАС», «ОРОКС», «Прометей» и др.;
- Выполнено
более 50 проектов, связанных с обеспечением качества и развитием системы
сертификации ИПС учебного назначения в рамках межвузовских научно-технических
проектов Минобразования России;
- Результаты
разработок демонстрировались на международных и российских выставках, отмечены
дипломами и медалями;
- Результаты
разработок внедрены в сфере многоуровневого образования.
Один из
практических результатов настоящей комплексной работы состоит в разработке,
апробации и реализации в системе непрерывного образования метода, модели и
методик создания и применения в дидактических технологиях универсальных
многомодульных информационных систем (ИС), отвечающих требованиям
международных, российских стандартов и сертификационным испытаниям.
Указанный практический
результат апробирован и реализован в качестве типового примера в рамках
вузовского профессионального обучения по специальности «Информационные системы
(в образовании)» и дополнительного образования на пилотной педагогической
площадке Московского городского специализированного по информатизации
школьно-студенческого творчества Центра НИТ МИРЭА в Московском городском Дворце
творчества детей и юношества (МГДД(Ю)Т). Все категории учащихся на этом пилотном педагогическом полигоне в ходе непрерывного сквозного
курсового\дипломного проектирования принимают непосредственное участие в
моделировании, создании, сопровождении и наполнении корпоративных многоцелевых
многомодульных ИС.
Разработка и внедрение в
сфере образования методологии проектирования и сопровождения многомодульных ИС
позволяет поддерживать на комплексной системной основе апробацию, внедренческую
сторону и закрепление основных результатов и усилий коллектива разработчиков
(МГТУ «Станкин», ГНИИ ИТТ, МИРЭА, РАО и др.).
3. Информатизация вузов
и пути решения этой задачи
Учитывая, что
информатизация образования в целом является одним из важнейших элементов
информатизации России, одним из ключевых условий, определяющих последующее
ускоренное развитие экономики, науки и культуры, информатизация ВУЗа становится
также одной из основных его задач, успешное решение которой будет
способствовать выживаемости института в новых условиях, обеспечит подготовку
специалистов мирового уровня.
При этом очевидно, что
без комплексного подхода к данной проблеме решить ее в кратчайшие сроки и с
минимальными затратами практически невозможно. В соответствии с этим в Бийском
технологическом институте разработана и находится в стадии реализации программа
информатизации, предусматривающая проведение работ в данном направлении в рамках
концепции информатизации АлтГТУ, решение задач которой может быть достигнуто
при оснащении вуза современными лицензионными программными средствами; наличии
кадров, способных осуществить решение поставленной масштабной задачи с
использованием перспективных информационных технологий; решении вопросов
финансирования создания и последующего развития единой системы информационного
обеспечения вуза; формировании организационной инфраструктуры, способной
осуществить решение сложной многокритериальной задачи информатизации.
Основным направлением
работ по информатизации института можно выделить информатизацию процесса
обучения, научных исследований и системы управления вузом; создание современной
информационной среды для образования и науки и организационной инфраструктуры
обеспечения процесса информатизации института; оснащение вуза необходимыми
техническими средствами информатизации; информационную интеграцию вуза в
мировую систему.
В настоящее время создана
основа единой компьютерной сети института, в стадии разработки находится
комплексная информационная сеть, в составе которой реализованы и
эксплуатируются системы электронных реферативных журналов и нормативных
документов высшей школы, базы данных института, содержащая информацию о
профессорско-преподавательском составе, факультетах, кафедрах, специальностях,
условиях приема и обучения, образовательные стандарты, учебные программы и
рабочие планы преподавателей, комплекс электронных учебных пособий. В процессе
создания информационной сети особое внимание уделяется геоинформационным
системам, средствами которых решаются задачи автоматизированного управления на
основе анализа геопространственных данных. Доступ к информации осуществляется с
рабочих мест, установленных в центре коллективного пользования сетевыми
ресурсами, в учебных аудиториях, в деканатах, на кафедрах, в кабинетах ректора
и проректоров.
Заключение
На основе
выполненной работы можно утверждать, что решены следующие основные проблемы в
сфере образования:
1. Повышено качество многоуровневого
образования путем создания и применения комплекса учебно-методических,
нормативно-технических и организационных методов и руководств для
индустриальной разработки, испытаний и сертификации информационно-программных
средств.
2. Аккредитована Отраслевая подсистема
сертификации средств информатизации учебного назначения в составе Системы
«РОСИНФОСЕРТ».
3. На основе нормативно-правовых актов
Минобразования и Минсвязи обеспечена комплексная информационно-технологическая,
организационная, методическая и педагогическая поддержка отраслевой
инфраструктуры сертификации, включающей Головной научно-методический центр,
Орган по сертификации средств информатизации в сфере образования и восемь
региональных испытательных лабораторий.
4. Разработаны требования к
характеристикам качества ИПС учебного назначения и методики сертификационных
испытаний с учетом требований государственных и международных стандартов.
5. Разработаны, апробированы и внедрены
в системе непрерывного образования универсальные многомодульные информационные
системы, отвечающие требованиям международных стандартов, государственных
стандартов и технических условий.
6. Создана специализированная
многомодульная информационная система с доступом по Интернет для поддержки
отраслевой инфраструктуры сертификации ИПС в сфере образования.
Список литературы
1. Работа ректора Московского
технологического университета «Станкин», чл.-корр. РАН, д.т.н., профессора Ю.М.
Соломенцева «Создание и внедрение в сфере образования системы обеспечения
качества и сертификации информационно-програмных средств».
2. Работа В.В.Токарева «Основные задачи
информатизации вузов и пути их разрешения».