Информационная культура, как способ вхождения в информационное общество
Содержание
Введение
1.
Понятие информационной культуры
2. История информационной
культуры
3. Информационная культура
и информационная грамотность
Список использованной литературы
Введение
Постиндустриальное
состояние человеческой цивилизации правомерно связывают с развитием
информационного общества – общества, уровень которого в решающей степени
определяется количеством и качеством накопленной информации, ее свободой и
доступностью. Возникновение информационного общества неразрывно связано с
осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии,
рассмотрением в широком социокультурном контексте таких феноменов, как
информационные ресурсы, новые информационные технологии, информатизация.
Становление
информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования
динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей
человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых
информационных технологий. Особое значение в информационном обществе
приобретает организация информационного образования и повышение информационной
культуры личности.
Сегодня есть
все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая
может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об
информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в
информационных потоках. Информационная культура пока еще является показателем
не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным
фактором развития каждой личности.
В данной
работе я бы хотел более подробно рассмотреть информационную культуру как способ
вхождения в информационное общество.
1. Понятие информационной культуры
Термин
«информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в 70-х
годах XX века; инициаторами развития и популяризации соответствующей концепции
стали работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовался этот
термин, были статьи библиографов К.М. Войханской и Б.А. Смирновой «Библиотекари
и читатели об информационной культуре» («Библиотека и информация», 1974 г.) и Э.Л. Шапиро «О путях уменьшения неопределенности информационных запросов» (журнал
«Научно-технические библиотеки СССР», 1975 г.).[1]
Появившись в
сфере библиотечного и книжного дела, концепция информационной культуры по мере
своего развития вбирала в себя знания из целого ряда наук: теории информации,
кибернетики, информатики, семиотики, документалистики, философии, логики,
культурологии, лингвистики и др.
В настоящее
время информационную культуру все чаще трактуют как особый феномен
информационного общества. В зависимости от объекта рассмотрения стали выделять
информационную культуру общества, информационную культуру отдельных категорий
потребителей информации (например, детей или юристов) и информационную культуру
личности.
Понятие
"информационная культура" характеризует одну из граней культуры,
связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в
информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность
информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и
разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения
ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет
адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных
структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в
сфере информационной деятельности и услуг.
В настоящее
время существует множество определений информационной культуры. Рассмотрим
некоторые из них.
В широком
смысле под информационной культурой понимают совокупность
принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие
этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.[2]
В узком
смысле – оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и
представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и
практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства,
хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека
к эффективному использованию информационных средств и информации.
Один из
ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюк под информационной
культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в
целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе
информационных процессов и существующих информационных отношений.[3]
Информационная
культура личности – одна из составляющих общей культуры человека, совокупность
информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих
целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению
индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных,
так и новых информационных технологий.
·
умение адекватно
формулировать свою потребность в информации;
·
эффективно
осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;
·
перерабатывать
информацию и создавать качественно новую;
·
вести
индивидуальные информационно-поисковые системы;
·
адекватно
отбирать и оценивать информацию;
·
способность к
информационному общению и компьютерную грамотность.[4]
Всё выше
перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе,
знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении
новыми информационными технологиями.
При этом
информационная культура личности реализуется по уровням:
1.
когнитивный уровень – знания и умения;
2.
эмоционально-ценностный – установки, оценки, отношения;
3.
поведенческий – реальное и потенциальное поведение.
2. История информационной культуры
Точкой отсчета логично
признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, которое было
свойственно животному миру, на содержательное, свойственное исключительно
человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. До
появления письменности становление языка вызвало к жизни обширную гамму
вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом.
Письменный этап концентрировался вокруг текста, вобравшего в себя все многообразие
устной информационной культуры.
Информационную культуру
человечества в разное время потрясали информационные кризисы. Один из наиболее
значительных количественных информационных кризисов привел к появлению
письменности. Устные методики сохранения знания не обеспечивали полной
сохранности растущих объемов информации и фиксации информации на материальном
носителе, что породило новый период информационной культуры – документный. В ее
состав вошла культура общения с документами: извлечения фиксированного знания,
кодирования и фиксации информации; документографического поиска. Оперирование
информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы
информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились
системой взаимосвязей с письменными.
Очередной
информационный кризис вызвал к жизни компьютерные технологии, модифицировавшие
носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы.
Современная
информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и
соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она
выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности,
отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат
деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и
потребления объектов культуры.
В настоящее
время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов,
информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий
и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией
индивидов, информационная культура которых определяется традиционными
подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и
времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением
возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.
3. Информационная культура и
информационная грамотность
В 90-х годах
XX века в США и странах Западной Европы появился ряд концепций информационной
грамотности, под которой понимается способность человека идентифицировать
потребность в информации, умение ее эффективно искать, оценивать и
использовать.
В развитие
концепции информационной грамотности внесли большой вклад Американская
библиотечная ассоциация (ALA) и Международная федерация библиотечных ассоциаций
и учреждений (IFLA).
В 2002 году в
ходе 68-й сессии Генеральной конференции и Совета ИФЛА было объявлено о
создании Секции по информационной грамотности, задачей которой стало выявление
стандартов информационной грамотности, сформировавшихся в разных библиотеках и
странах, и создание международного стандарта по информационной грамотности.
В 2006 году в
рамках Всемирного библиотечного и информационного конгресса – 72-й сессии
Генеральной конференции и Совета ИФЛА – прошел Открытый форум ЮНЕСКО, на
котором было объявлено о создании стратегического альянса между ИФЛА и ЮНЕСКО
для реализации решений Всемирного саммита по информационному обществу (WSIS), в
том числе – решения проблем информационной грамотности.
Существуют и
широко используются в популярной и специализированной литературе ряд
родственных, но не синонимичных информационной грамотности понятий, среди
которых «компьютерная грамотность» (computer literacy), медиаграмотность (media literacy) и
«информационная компетентность» (information competence).
В популярной
литературе часто ставится знак равенства между компьютерной и информационной
грамотностью, что не соответствует действительности. Компьютерная грамотность,
то есть умение работать с компьютером, безусловно, является важным умением для
современного человека, желающего стать информационно грамотным, но, по сути,
даже не является частью информационной грамотности, которая подразумевает
умение работать с информацией вне зависимости от используемых средств доступа к
ней, ее обработки и распространения.
В России
обучение навыкам работы с информацией имеет большую историю; накоплены богатые
традиции и опыт работы школ, вузов и библиотек по подготовке граждан к жизни в
информационном обществе; хорошо известен в России и международный опыт. Вместе
с тем в России получила распространение концепция информационной культуры.
Сопоставление
понятий «информационная грамотность» и «информационная культура личности»
свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный,
многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В
составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести
поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники
информации, до их творческого использования в целях решения многообразных
задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности.
Вместе с тем,
концепция информационной культуры личности шире, чем концепция информационной
грамотности. В отличие от информационной грамотности, она включает такой
компонент, как информационное мировоззрение, предполагающее обязательную
мотивацию личности на необходимость специальной информационной подготовки.
Концепция
информационной культуры позволяет отнести информационную подготовку личности к
сфере культуры, что дает возможность обеспечить синтез и целостность
традиционной книжной (библиотечной) и новой (компьютерной) информационных
культур, избежать в информационном обществе конфронтации двух полярных культур
– технократической и гуманитарной.
В целом,
различия между развиваемой в России концепцией формирования информационной
культуры личности и международной концепцией информационной грамотности не
носят принципиального характера; они лишь отражают стремление российских ученых
и практиков сочетать достижения международной теории и практики с традициями
национальной культуры и образования, имеющимся опытом российских библиотек и
учреждений образования.
Заключение
Большое
значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно
формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего
следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой
информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и
использовать ее.
В информационном
обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно
повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в
программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации
образования как направления, связанного с приобретением и развитием
информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в
положение "объекта" информации, где требуется так изменить содержание
подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные
и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной
культуры.
В целом же,
овладение информационной культурой – путь универсализации качеств человека,
способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей
роли, а что самое значимое – способ вхождения в информационное общество.
Список
использованной литературы
1.
Информационная
культура [Электронный ресурс]: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Информационная культура,
информационная грамотность и компьютерная компетентность [Электронный ресурс]: #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Кравец В.А., Кухаренко
В.Н. Вопросы формирования информационной культуры [Электронный ресурс]:
#"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Информационная культура [Электронный
ресурс]: #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Об информационной
культуре [Электронный ресурс]: http://synopsis.kubsu.ru/informatic/master/lecture/themes1_3.htm