Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии
Практическая
работа №2
Вариант – 2
Тема: Изобразительно
– выразительные возможности лексики и фразеологии.
Цель
Знать лексические и фразеологические единицы языка;
владеть нормами словоупотребления; уметь пользоваться фразеологическими,
толковыми, этимологическими словарями, словарями синонимов; находить и
исправлять в тексте ошибки в употреблении фразеологизмов; уметь определять
функционально – стилевую принадлежность слова.
Ход работы
1. Что вы знаете о фразеологизмах?
Фразеологизм – это свободно воспроизводимый в речи
оборот, построенный по образцу сочинительных и подчинительных словосочетаний и
обладающий целостным (или реже частично целостным) значением. Например: ни
рыба, ни мясо; и так и сяк; водить за нос и т.д.
2) Какие слова необходимо исключить из синонимического
ряда?
а) Учитель, педагог, историк, преподаватель, математик -
историк, математик.
б) Хирург, врач, лекарь, фельдшер, эскулап, терапевт -
хирург, терапевт.
в) Опять, снова, вновь, обратно – обратно.
г) Примерно, около, где-то, в районе, приблизительно –
около, в районе.
д) Бежать, идти, лететь, мчаться, нестись, шагать -
лететь.
е) Буря, снегопад, ураган – снегопад.
3) Подберите синонимы к словам:
Огонь – пламя, пламень, костер, пожар; прекрасный –
превосходный, отменный, отличный, великолепный, прелестный, неповторимый,
очаровательный, красивый.
4) Распределите приведенные ниже синонимы в таблицу,
учитывая их стилистическую окраску.
Шествовать, идти, плестись; упрямиться, упираться,
упорствовать; учить, штудировать, зубрить.
книжное
|
разговорное
|
шествовать
|
идти
|
плестись
|
упорствовать
|
упрямиться
|
упираться
|
штудировать
|
учить
|
зубрить
|
5) Объясните значения фразеологизмов.
Молоко на губах не обсохло – кто-либо еще молод и
неопытен; мастер на все руки – на все способен, все умеет делать, мастерить;
ветер в голове - тот, кто крайне несерьезен, легкомыслен; ума палата – кто-либо
очень умен; подсадная утка – подставное лицо; не робкого десятка – храбрый
человек; одного поля ягода – совершенно похожи друг на друга (по своему
поведению, положению, духу и т.д.).
6) Подберите по 5 фразеологизмов с общим для них словом:
нос.
Нос не дорос – еще молод, недостаточно опытен, чтобы
заниматься чем-либо; нос воротить – с пренебрежением отвертываться, не
замечать, отказываться, не соглашаться; водить за нос – вводить в заблуждение,
поступать недобросовестно, обманывать; вешать нос – впадать в сильное уныние,
отчаиваться, расстраиваться; утереть нос – подчеркнуть, показать, доказать свое
превосходство в чем-либо перед кем-либо.
7) Как говорят: о болтливом человеке – трещит как
трещотка; о бесследном исчезновении кого-либо – как сквозь землю провалился; о
человеке маленького роста – метр «в кепке»; о человеке, от которого ожидают
успеха в какой-либо деятельности – ему улыбается фортуна.
8) Укажите речевые ошибки в употреблении фразеологизмов
(неоправданная замена компонентов фразеологизма(1), немотивированное расширение
или сокращение его состава(2), изменение грамматической формы слов во
фразеологизме(3)), отредактируйте текст.
а) Хотя был он и не из робкой десятки, но тут он не мог
не испугаться(3). - Хотя был он и не из робкого десятка, но тут он не мог не
испугаться.
б) Золотая лихорадка, вот что помутило мозги
завоевателям. Из-за этого они кровь лили, а кое-кто и кости сложил(1). -
Золотая лихорадка, вот что помутило рассудок завоевателей. Из-за этого они
пролили много крови, а кое-кто сложил голову.
в) Майская редиска как пресловутая ложка к обеду, как
малый, да дорогой золотник(1 и 2). - Майская редиска как пресловутая ложка к
обеду, как говорится: мал золотник да дорог.
9) Прочитайте текст. Найдите эпитеты. Что вы можете
сказать: а) о количестве эпитетов в тексте; б) об их качестве.
а) В тексте использовано 14 эпитетов.
б) Эпитеты в тексте оживают, благодаря чему текст
преображается в прекрасную картину человека.