Понятие и виды средств массовой информации
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
Контрольная работа
по Информационному
праву
тема: Понятие и
виды средств массовой информации
План.
1. Понятие
средств массовой информации
2. Виды
средств массовой информации
Литература
1. Понятие средств массовой информации
Средств массовой информации рассматривают в последнее
время не столько в качестве средств общения, с помощью которых происходит
передача сведений от человека к человеку или массам людей, сколько в облике
института демократии, охраняющего интересы личности, общества и государства.
Подобный акцент обусловлен, прежде всего, необходимостью дополнительной
поддержки таких социальных ценностей, как свобода выражения мнений и убеждений,
политический и идеологический плюрализм, свобода мысли и слова и т.п., которые
гарантированны Конституцией РФ.
Подход к средствам массовой информации как своеобразным
выразителям мнений и инструментам получения и распространения общественно
значимых сведений нашел свое отражение в Законе РФ «О средствах массовой
информации», который развивает и конкретизирует принцип свободы массовой
информации, закрепленный в части 5 ст. 29 Конституции РФ. Этот Закон является
базовым в сфере правового регулирования отношений, возникающих по поводу
организации деятельности средств массовой информации, их отношений с гражданами
и организациями, порядка распространения массовой информации.
Под средством массовой информации понимается
периодическое печатное издание, радио-, теле- или видеопрограмма,
кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой
информации.
Средства массовой информации должны соответствовать
следующим критериям:
массовость получателя (в отличие от различного рода
изданий, предназначенных для конкретного лица или группы лиц);
периодичность – для признания издания средством массовой
информации необходим его неоднократный выход через определенные промежутки
времени;
форма изложения материала – печатное издание, радио-,
теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма.
В основу использования средств массовой информации
положен принцип свободы массовой информации, который получил правовое
закрепление в ст. 1 Закона «О средствах массовой информации». Согласно данной
статье в РФ не подлежат ограничениям, за исключениями случаев, установленных
законодательством о средствах массовой информации:
поиск, получение, производство и распространение массовой
информации;
учреждение средств массовой информации, владение,
пользование и распоряжение ими;
Важнейшей гарантией свободы массовой информации выступает
законодательно установленное правило о недопустимости цензуры массовой
информации. Согласно ст. 3 Закона «О средствах массовой информации» цензура
массовой информации понимается как требование от редакции средства массовой
информации, выдвигаемое со стороны должностных лиц, государственных органов,
организаций, предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев,
когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение
запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Не
допускается и создание, а равно финансирование организаций, органов или
должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой
информации.
Широко используя свободу массовой информации, не следует
забывать о ст. 4 Закона «О средствах массовой информации», которая закрепляет
тезис о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Данная
статья запрещает использовать средства массовой информации в целях совершения
уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих
государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления
экстремистской деятельности, а также для распространения передач,
пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещено использование
в телевидеокинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также
информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных
текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых
вставок, воздействующих на подсознание людей и оказывающих вредное влияние на
их здоровье.
Исходя из анализа понятия средств массовой информации и
давая краткую характеристику их разновидностям, становиться ясно, что не
законодателю, не разработчикам Закона «О средствах массовой информации» не
удалось в полной мере и недвусмысленно определиться с таким важным вопросом,
как вопрос об отнесении средства массовой информации к объекту права либо к его
субъекту.[1]
Говоря иными словами, реализован популярный в последнее
время метод обозначения «как бы», согласно которому средство массовой
информации «как бы объект права» и в то же время «как бы субъект права».
К объекту права средство массовой информации причислить
весьма не просто, поскольку:
ему придана способность продуцировать отдельные издания,
выпуски, тиражи и программы;[2]
ему придана способность к осуществлению деятельности;[3]
средство массовой информации, как и юридическое лицо,
должно быть учреждено[4],
его деятельность может быть прекращена или приостановлена[5].
Указанные признаки жизнедеятельности больше подходят к
субъекту права нежели к его объекту. Но в числе поименованных юридических лиц,
точнее их организационно-правовых форм, средства массовой информации не
значатся. Поэтому оно не юридическая личность. Роль последней играет редакция
зарегистрированного средства массовой информации.
2. Виды средств массовой информации
Из определения, указанного в статье 2 Закона РФ «О
средствах массовой информации», следует, что средство массовой информации в его
легальной интерпретации есть не что иное, как одна из форм распространения
информации. Таких форм может существовать сколько угодно много, но наиболее
значимые и известные из них законодатель выделил в отдельный перечень.[6]
К наиболее значимым средствам массовой информации
относятся:
периодическое печатное издание;
радиопрограмма;
телепрограмма;
видео- и кинохроникальные программы;
специализированные средства массовой информации.
Периодическое печатное издание – издание, имеющее
постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в
год, т.е. своего рода материальный носитель с зафиксированной на нём
информацией с определенными реквизитами. К периодическим печатным изданиям
относятся:
газета – периодическое газетное издание, выходящее через
краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную
информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным,
производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и
рекламу.
журнал – периодическое журнальное издание, содержащее
статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным,
производственным и другим вопросам, литературно-художественные произведения,
имеющее постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида
издания.
бюллетень – периодическое или продолжающееся издание,
выпускаемое оперативно, содержащее краткие официальные материалы по вопросам,
входящим в круг ведения выпускающей его организации.
К печатным изданиям также могут относиться иные издания.
Радиопрограмма – совокупность периодических
аудиосообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в радиоэфир
не реже одного раза в год. Радиопрограмма также является своеобразным материальным
носителем, существующим в виде физического электромагнитного поля,
отображающего то либо иное аудиосообщение в форме сигналов определенного
частотного спектра.
Телепрограмма, представляет собой совокупность
периодических аудиовизуальных сообщений[7] и
передач, имеющих постоянное название и выходящих в телеэфир не реже одного раза
в год. Как и радиопрограмма, телепрограмма существует в виде физического
электромагнитного поля, отображающего аудиовизуальное сообщение в форме
сигналов определенного частотного спектра.
Видео- и кинохроникальные программы – совокупность
периодических аудиовизуальных сообщений и материалов, имеющих постоянное
название и выходящих в свет в свет не реже одного раза в год. Видео и
кинохроникальные программы существуют в виде кинопленок, видеокассет (иных
материальных носителей), на которых по определенной технологии зафиксированы
видео- и звуковые сигналы.
Специализированные средства массовой информации – это та
часть средств массовой информации, в отношении которых законом установлены
специальные правила их регистрации или распространения продукции этих средств.
Специальные правила регистрации определены для:
средств массовой информации, учреждаемых органами
законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания
официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
периодические печатные издания тиражом менее 1000
экземпляров;
радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным
сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения,
учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти
абонентов;
аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом
не более 10 экземпляров.
Вышеуказанные средства освобождены от регистрации.
К специализированным средствам массовой информации, по
основанию особенностей распространения их продукции, причислены эротические
издания, представляющие собой периодические издания или программы, которые в
целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.
Кроме периодических печатных изданий радио-, теле-,
видеопрограмм, кинохроникальных программ, иных форм периодического
распространения массовой информации существуют так же иные средства массовой
информации. Специфика данных средств массовой информации заключается в специфической
форме внешнего выражения.
В первую очередь, к таким средствам массовой информации
относятся: тексты, созданные с помощью компьютеров, нераспечатанные тексты,
хранящиеся в информационных банках данных компьютеров, средства массовой
информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений,
материалов, изображений. При этом под базами данных понимается объективная
форма представления и организации совокупности данных, систематизированных
таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью
электронной вычислительной машины.
Специфические формы выражения информации представлены в
законе системами телетекста, видеотекста и иных телекоммуникационных сетей –
Internet, Fidonet и других сетей, обеспечивающих доступ неограниченному кругу
лиц.
Литература
1.
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой
информации» // «Российская газета» от 8 февраля 1992 г. № 32
2.
Городов О.А. Информационное право: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2007.
3.
Тимошенко В.А., Смушкин А.Б. Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г.
№ 2124-I «О средствах массовой информации». – М.: ООО «Новая правовая культура»,
2006.
[2] Абз. 6 ст. 2 Закона «О
средствах массовой информации»
[3] Гл. II там же
[4] Ст. 7 там же
[5] Ст. 16 там же
[6] Городов О.А. Информационное
право: учебник – М., 2007. С. 109
[7] Аудиовизуальное сообщение
– это информация, представляющая собой серию связанных между собой кадров (с
сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенная для
зрительного и слухового восприятия помощью соответствующих технических
устройств.