Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов
Организационное и материально-техническое обеспечение
деятельности судов
Понятие и значение организационного и материально-технического
обеспечения деятельности судов
суд организационный технический юстиция министерство
Для нормального функционирования
органов судебной власти – судов, кроме правового обеспечения, необходимо решение
целого комплекса организационно-кадровых, материально-технических, финансовых, информационных
и иных вопросов. Иначе говоря, необходимо организовать судебную систему, укомплектовать
ее кадрами, определить оптимальную численность судей и вспомогательно-технического
персонала, обеспечить повышение их квалификации, финансирование, помещениями, оборудованием,
нормативными материалами, оргтехникой и т.п.
Вся эта исполнительно-распорядительная
деятельность охватывается понятием организационного и материально-технического обеспечения
деятельности судов. Она включает кадровое, организационное, ресурсное и информационное
обеспечение органов судебной власти в целях создания надлежащих условий для нормального
отправления правосудия, выполнения задач суда при строгом соблюдении его независимости
и самостоятельности.
Органы, осуществляющие
организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Основные
этапы их развития
История свидетельствует о
том, что организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов
(в прошлом – судебное управление) в разные периоды осуществляли суды и органы юстиции,
однако преимущественно этой деятельностью занималось последние, развитие которых
и будет прослежено ниже.
С первых дней установления
Советской власти вопросы управления в области юстиции, в том числе и судами, входили
в компетенцию: в центре Наркомата РСФСР, на местах – юридических отделов и секций
исполкомов Советов и военно-революционных комитетов, а также губернских комиссаров
юстиции.
Наркомат юстиции осуществлял
руководство всем советским строительством в области юстиции: организацией новых
судов, революционных трибуналов, органов обвинения и защиты, следственных комиссий
и т.д. Он ведал местами заключения, разрабатывал и редактировал проекты декретов
и постановлений, разрешал вопросы, связанные с отделением церкви от государства
и школы и т.п.
В Беларуси большую работу
по организации нового судебного аппарата, органов следствия, обвинения, защиты,
нотариата и других юридических учреждений провел Комиссариат юстиции Западной области,
деятельность которого направлялась Наркоматом юстиции РСФСР. После образования БССР
5 января 1919 г. был основан Народный комиссариат юстиции БССР. Проводниками организационно-административных
мероприятий Наркомата юстиции на местах являлись уездные совещания судей и уездные
бюро юстиции.
По Положению о Наркомюсте
БССР от 3 ноября 1924 г. на последний возлагались такие задачи, как: организация,
руководство и инструктирование судов, прокуратуры, а также других органов юстиции;
надзор за законностью действий государственных органов, учреждений, предприятий,
отдельных лиц; наблюдение за деятельностью арбитражной и земельных комиссий, комиссий
по делам несовершеннолетних, коллегий защитников; надзор за законностью в местах
лишения свободы.
Все эти годы параллельно с
Наркоматом юстиции некоторые функции судебного управления осуществляли вышестоящие
суды. Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик 1938 г. освободил
от функции судебного управления все суды, начиная с областного и заканчивая Верховным
Судом Союза ССР. Вся их деятельность была сосредоточена на осуществлении правосудия.
Надо отметить, что по существу это было правильное решение, так как ставилось задача
укрепить независимость судей и улучшить качество отправления правосудия. Однако
на практике многие демократические принципы организации и деятельности в те годы
в условиях тоталитарного государства попирались и не претворялись в жизнь.
Управление в области юстиции
стало исключительной компетенцией Наркомата юстиции СССР, учрежденного 20 июля 1936
г., наркоматов юстиции союзных республик (в том числе БССР) и их управлений на местах,
образованных в 1939 г. Система органов управления в области юстиции, установленная
в конце 30-х годов, просуществовала без изменений до 1956 г. В том году в целях
ликвидации излишней централизации в руководстве судами и расширения прав союзных
республик, а также сокращения государственного аппарата Министерство юстиции СССР
было упразднено. Ликвидированы также Управления юстиции на местах. Позднее упразднены
и Министерства юстиции союзных республик. 20 февраля 1960 г. – Министерство юстиции
БССР. В связи с этим руководство народными и областными судами, государственными
нотариальными конторами и ведение судебной статистики вновь стали входить в компетенцию
соответственно областных судов и Верховного суда БССР. Для работы по кодификации
и систематизации законодательства была образована Юридическая комиссия при Правительстве
республики. Эта комиссия, кроме того, осуществляла руководство адвокатурой, органами
ЗАГСа и Институтом судебной экспертизы.
Однако проведенная реформа
себя не оправдала, и в 1970 г. в целях повышения уровня государственного руководства
судами и другими учреждениями юстиции, улучшения правовой работы в народном хозяйстве,
совершенствования законодательства и укрепления законности были восстановлены Министерства
юстиции СССР, министерства юстиции союзных республик и созданы отделы юстиции исполкомов
областных Советов. В БССР Министерство юстиции и отделы исполкомов областных Советов
воссозданы Указом Президиума Верховного Совета БССР от 5 ноября 1970 г..
В связи с образованием союзно-республиканского
Министерства юстиции СССР Основы законодательства о судоустройстве 1958 г. были
дополнены ст. 38 (1), специально посвященной вопросам организационного руководства
судами. В ней указывалось, что организационное руководство судами в пределах и порядке,
предусмотренных законом, осуществляется: Министерством юстиции СССР – в отношении
судов союзных республик и военных трибуналов; министерствами юстиции союзных республик
– в отношении Верховных судов автономных республик, областных, краевых, городских
судов, судов автономных областей и национальных округов, районных (городских) народных
судов; министерствами юстиции автономных республик, отделами юстиции исполкомов
областных, краевых, городских Советов – в отношении районных (городских) народных
судов.
В 1972 г. были утверждены
положения об органах юстиции, в том числе и Положение о Министерстве юстиции БССР.
Основы законодательства о
судоустройстве 1989 г. (ст. 22) предусмотрели значительное сужение полномочий органов
юстиции в отношении судов, возложив на них лишь организационное обеспечение их деятельности.
Статья 15 Закона о судоустройстве
и статусе судей в Республике Беларусь, регламентируя взаимоотношения органов юстиции
с судами, уточнила функции Министерства юстиции Республики Беларусь в отношении
общих и военных судов, назвав их организационным и материально-техническим обеспечением
деятельности судов. Еще более конкретизируются они в Положениях о Министерстве юстиции
от 25 ноября 1992 г. и от 1 декабря 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями.
Полномочия Министерства
юстиции и его органов на местах по организационному и материально-техническому обеспечению
деятельности судов. Другие их функции
Согласно ст. 15 Закона о судоустройстве
и статусе судей организационное и материально-техническое обеспечение деятельности
судов в Республике Беларусь осуществляется:
n управлениями юстиции исполнительных комитетов
областей, города Минска – в отношении районных (городских) судов;
n Высшим Хозяйственным Судом Республики
Беларусь – в отношении хозяйственных судов.
Перечисленные органы в соответствии
со своей компетенцией: разрабатывают и вносят предложения по вопросам организации
судов; осуществляют с участием соответствующих судов подбор и подготовку кандидатов
в судьи, повышение квалификации судей и работников судов; организуют работу по материально-техническому
обеспечению и созданию надлежащих условий для их деятельности, ведению судебной
статистики, исполнению судебных решений; разрабатывают и осуществляют меры, направленные
на укрепление независимости судей; осуществляют иные полномочия по организационному
и материально-техническому обеспечению деятельности судов в соответствии с действующим
законодательством.
Проводятся совместные заседания
Верховного Суда и коллегии Министерства юстиции по итогам работы судов, органов
и учреждений юстиции, определяются задачи по дальнейшему совершенствованию совместной
деятельности, улучшению качества и эффективности правосудия, повышению культуры
судопроизводства, укреплению материально-технической базы учреждений юстиции и судов.
Никакими условиями не ограничено
участие Министерства юстиции и его заместителей в заседаниях Пленумов Верховного
Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Они могут участвовать в
заседаниях Пленумов как связанных, так и не связанных с рассмотрением судебных дел.
Значительная роль Министерства
юстиции в формировании судейского корпуса, укомплектовании судов профессиональными,
нравственно достойными судейскими кадрами, повышении их квалификации, поддержании
надлежащих стандартов среди судей, усилении гарантий судейской независимости и высокого
престижа судейского труда. Вся эта деятельность осуществляется органами юстиции
в тесном взаимодействии с органами судейского самоуправления, в том числе с квалификационными
коллегиями судей и председателями судов.
Представители органов юстиции
с правом решающего голоса включаются в состав квалификационных коллегий судей, участвуют
в утверждении персональных составов экзаменационных комиссий по приему квалификационного
экзамена у лиц, претендующих на должность судьи, в определении порядка подготовки
и проведения этого экзамена, в даче заключения о рекомендации на судебную должность
или об отказе в этом, в проведении квалификационной аттестации судей и принятии
решения о присвоении им квалификационного класса и т.д. Совместно с председателем
Верховного Суда Министр юстиции вносит представления Президенту республики об организации
районных (городских) судов, их количественном составе, кандидатурах председателей,
их заместителей и судей этих судов, а также о количественном составе областных и
Минского городского судов, составе президиумов (совместно с председателем областного,
Минского городского судов), кандидатурах председателей и заместителей председателей
данных судов.
Министр юстиции совместно
с Председателем Верховного Суда и Председателем Высшего Хозяйственного Суда вносят
представления Президенту Республики Беларусь о присвоении квалификационных классов,
понижении в классе и лишении квалификационного класса соответственно – в отношении
судей Верховного Суда и других общих судов, а также судей хозяйственных судов.
Министру юстиции принадлежит
право возбуждения дисциплинарного производства в отношении всех судей общих и хозяйственных
судов, за исключением Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного
Суда и судей этих судов. Руководитель местного органа юстиции вправе возбудить такое
производство в отношении судей районных (городских) судов.
Немаловажное значение для
правильной организации работы судов имеют издаваемые Министерством юстиции инструкции,
приказы, разъяснения по общим и конкретным вопросам организации судебной деятельности.
Например, инструкции по делопроизводству, по статистической отчетности, об исполнительном
производстве, о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств,
денег, ценностей, документов и иного имущества по уголовным делам, о стажировке
молодых специалистов и др.
Министром юстиции утверждены
Положения о помощнике председателя районного (городского) суда, совместно с Председателем
Верховного Суда – Временное Положение о полномочиях судей по административным делам
и исполнительным производствам районных (городских) судов. Рекомендации по формированию
и работе с резервом кадров в органах, учреждениях юстиции и судах и многие другие.
В 1997 г. Министерством юстиции Республики Беларусь был подготовлен и издан Сборник
нормативно-правовых документов для использования в работе судов.
В связи с включением военных
судов в систему общих судов республики на указанные органы возлагается обязанность
заниматься вопросами организации военных судов, вносить соответствующие предложения
(совместно с Председателем Белорусского военного Суда) Президенту Республики Беларусь.
К ведению органов юстиции относится организация переподготовки и повышение квалификации
не только судей, но и судебных исполнителей, консультантов, секретарей судебных
заседаний и других работников аппарата судов.
Большую работу проводит Министерство
юстиции и его Управление на местах по формированию резерва кадров в органах, учреждениях
юстиции и судах, а также подготовке его к предстоящей работе.
Органы юстиции организуют
работу по исполнению решений, определений и постановлений судов по гражданским делам,
постановлений по делам об административных правонарушениях, приговоров, определений
и постановлений и решений других органов, исполнение которых возложено на судебных
исполнителей.
Сложная и многогранная функция
Министерства юстиции по организационно-правовому обеспечению судебно-правовой реформы
осуществляется разнообразными формами и методами. Началом этой работы явилось активное
и самое непосредственное участие Минюста в разработке Концепции судебно-правовой
реформы, а затем ее претворении в жизнь. В последующем оно принимало участие во
внесении необходимых изменений и дополнений в этот документ.
Все более значимой становится
роль Министерства юстиции в реализации правовой политики государства. На Министерство
юстиции возложено правовое обеспечение нормотворческой деятельности Президента Республики
Беларусь, Национального собрания и Совета Министров республики, разработке по поручению
Президента, Парламента и Правительства и по собственной инициативе, а также совместно
с другими государственными органами проектов законодательных и иных нормативных
актов. Им даются заключения о проектах законодательных актов, декретов, указов,
постановлений и иных нормативных актов, осуществляется систематизация и кодификация
законодательства, ведется банк нормативных актов. Вместе с тем в соответствии с
Указами Президента Республики Беларусь от 28 июня 1997 г. № 407 и от 10 мая 1999
г. № 257 центральным государственным учреждением, обеспечивающим подготовку проектов
правовых актов является теперь Национальный центр законопроектной деятельности.
В целях защиты интересов граждан
и субъектов хозяйствования различных форм собственности в условиях активной нормотворческой
деятельности государственных органов в стране с 1993 г. введен институт правовой
государственной регистрации нормативных актов министерств и других республиканских
органов государственного управления. Выполнение этой ответственной задачи возложено
на Минюст Республики Беларусь. В журнале “Юстиция Беларуси”, учредителем которого
является указанное министерство, публикуются зарегистрированные нормативные акты,
что обеспечивает заинтересованных физических и юридических лиц достоверной информацией
об изменениях в налоговом, банковском, таможенном законодательстве, а также в различных
отраслях права.
С декабря 1990 г. у Минюста
появилась такая функция как регистрация политических партий, профессиональных союзов
и других общественных объединений, а также осуществление контроля за соблюдением
соответствия их деятельности законодательству и их уставам.
Порядок создания, регистрации
и деятельности общественных объединений (политических партий, профсоюзов и иных
объединений граждан) определен Законами Республики Беларусь “Об общественных объединениях”,
“О политических партиях”, “О профсоюзах” и другими нормативными актами.
Министерство юстиции осуществляет
общее и методическое руководство адвокатурой. В соответствии со ст. 31 Закона об
адвокатуре (в новой редакции) оно: издает нормативные акты, регулирующие ее деятельность;
приостанавливает не соответствующие законодательству решения руководящих органов
коллегий адвокатов и вносит в эти органы представления об отмене этих решений; контролирует
соблюдение законодательства всеми лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность;
имеет право получать от адвокатов сведения, связанные с соблюдением законодательства
об адвокатской деятельности, при условии соблюдения адвокатской тайны; регистрирует
уставы коллегий адвокатов; вносит представления в коллегии адвокатов о привлечении
адвокатов к дисциплинарной ответственности; выдает и аннулирует лицензии на право
занятия адвокатской деятельностью; оказывает содействие в материально-техническом,
информационно-правовом обеспечении деятельности коллегии адвокатов.
В компетенцию Министерства
юстиции входит также оказание методической помощи органам загса, разработка соответствующих
инструкций, регламентирующих их деятельность, обобщение опыта их работы в целях
повышения уровня обслуживания ими населения. На него же возлагается изучение состояния
правовой работы в министерствах, ведомствах, на предприятиях и в организациях, оказание
методической помощи правовым структурам государственных органов управления и предприятий,
принятие мер по совершенствованию квалификации работников указанных служб. Министерство
юстиции и его органы на местах организует исполнение судебных и иных решений, исполнение
которых возложено на судебных исполнителей.
В установленном порядке это
правовое ведомство (Министерство юстиции) осуществляет лицензирование отдельных
видов юридической деятельности (адвокатской, нотариальной, оказание правовых услуг
субъектами хозяйствования), в том числе с апреля 1998 г. выдачу лицензий на осуществление
деятельности по распространению правовой информации. Оно реализует государственную
политику в области охраны авторского права и смежных прав, обеспечивает единство
правовой охраны названных прав на всей территории страны.
Ответственным направлением
деятельности Министерства юстиции является правовое обеспечение внешних связей и
правовая защита интересов Республики Беларусь, ее граждан и организаций за рубежом.
Им организуется научно-исследовательская работа в области криминологии, криминалистики
и судебной экспертизы, принимает участие в правовом просвещении населения, в том
числе и с использованием средств массовой информации; рассматривает, как и все государственные
органы, предложения, заявления и жалобы граждан и выполняет некоторые другие обязанности.
Система и структура Министерства
юстиции Республики Беларусь
Министерство юстиции – республиканский
орган государственного управления, подчиненный Совету Министров Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 2 Положения
о Министерстве юстиции Республики Беларусь в систему Минюста входят:
n Управление юстиции облисполкомов и Мингорисполкома;
n Государственные нотариальные конторы;
n НИИ проблем криминологии, криминалистики
и судебной экспертизы;
n Комитет по авторским и смежным правам.
Структура Министерства юстиции
строится соответственно конкретным направлениям его деятельности. В аппарате Министерства
имеются следующие структурные подразделения: Управление законодательства о государственном
и социальном строительстве; Управление хозяйственного законодательства; Управление
организационного обеспечения деятельности судов; Управление общественных объединений;
Управление нотариата, ЗАГС, правового просвещения и лицензирования юридической деятельности;
Управление правовой экспертизы правовых актов Национального банка и органов государственного
управления; Управление правового обеспечения внешних связей, включающее международно-правовой
отдел и отдел по исполнению международных договоров о правовой помощи; Отдел организационного
обеспечения деятельности адвокатуры; Отдел кадров; отделы бухгалтерского учета,
отчетности и ревизионной работы; планово-финансовый и общий.
Следует заметить, что в составе
некоторых управлений имеются также отделы. Так, в Управление законодательства о
государственном и социальном строительстве действуют три отдела: 1) Отдел законодательства
о государственном строительстве; 2) отдел законодательства о социальном и культурном
строительстве; 3) отдел учета и правовой информации.
Управление правового обеспечения
внешних связей включает международно-правовой отдел и отдел по исполнению международных
договоров о правовой помощи и т.д.
Возглавляет Министерство юстиции
и руководит его деятельностью Министр юстиции, назначаемый на должность и освобождаемый
от должности Президентом Республики Беларусь. Им же определяется численность заместителей
Министра юстиции по представлению Правительства.
Министр юстиции несет персональную
ответственность за выполнение возложенных на Министерство юстиции задач и функций.
Вносит в Совет Министров республики проекты актов законодательства по вопросам,
входящим в компетенцию Министерства. Распределяет обязанности между своими заместителями,
руководителями структурных подразделений центрального аппарата Министерства по руководству
отдельными направлениями его деятельности, утверждает структуру и штатное расписание
аппарата в пределах численности и расходов на его содержание, положения о структурных
подразделениях, а также положения (уставы) о подведомственных ему учреждениях и
организациях.
Министр юстиции согласовывает
с областными и Минским городским исполкомами предложения о кандидатурах на должности
начальников управлений юстиции этих исполкомов. Как указывалось выше совместно с
Председателем Верховного Суда вносит представления Президенту Республики Беларусь
об организации районных (городских) судов, их количественном составе, кандидатурах
председателей, их заместителей и судей этих судов, а также о количественном составе
областных и Минского городского судов, составе президиумов (совместно с председателем
областного, Минского городского судов), кандидатурах председателей и заместителей
председателей этих судов и осуществляет другие права в соответствии с действующим
законодательством.
Министр юстиции в пределах
своей компетенции издает приказы и инструкции и дает указания, обязательные для
исполнения работниками судов и других органов юстиции, учреждений и организаций
системы Министерства и иных республиканских органов государственного управления,
а также должностными лицами и гражданами, на которых они распространяются.
В Минюсте образуется коллегия,
в состав которой входят Министр (председатель коллегии), его заместители (по должности),
а также другие руководящие работники и ведущие специалисты системы Министерства.
Численность и персональный состав коллегии утверждаются Правительством.
Коллегия рассматривает основные
вопросы деятельности Министерства, в том числе подведомственных ему учреждений и
организаций. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами министра. В случае разногласий
между Министром и коллегией при обсуждении вопросов и принятии решений Министр проводит
в жизнь свое решение и уведомляет об этом Совет Министров, а члены коллегии, в свою
очередь, имеют право информировать о своей позиции Правительство.
Для рассмотрения научных рекомендаций
и предложений по вопросам совершенствования деятельности подведомственных Минюсту
учреждений и организаций при Министерстве может быть создан научно-консультативный
совет из ученых и высококвалифицированных специалистов. Состав совета и положение
о нем утверждаются Министром.