Парламент и президент в конституциях зарубежных стран
Юридический
факультет
Кафедра
гуманитарных и социальных наук
Доклад
По дисциплине ”
Конституционное право зарубежных стран “
Тема: «Парламент
и президент в конституциях зарубежных стран»
Парламент и президент в
конституциях зарубежных стран
Парламент - общегосударственное
представительное учреждение, демократического общества, главная функция
которого в системе разделения властей, заключается в осуществлении
законодательной власти. Исторически парламент выполнял роль амортизатора между
властью и обществом, являлся формой представления общества во власти.
Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между
властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший
государственный орган. В настоящее время существует более 150 зарубежных
парламентов, каждый из которых обладает своими особенностями. В основе их
классификации лежат структура парламента и объем компетенции.
Существуют две
разновидности парламентов: двухпалатные и однопалатные.
Исторически
двухпалатная система построения парламентов существовала для того, чтобы
обеспечить представительство различных слоев общества. Верхняя палата была
введена для представительства аристократии, нижняя - для представительства
широких слоев населения.
В современных условиях
двухпалатная система имеет место обычно в федеративных государствах, где
верхняя палата представляет субъектов федерации. (США, Германия, Бразилия,
Мексика, Австралия и др.). В унитарных государствах с двухпалатным парламентом
его верхняя палата также обычно формируется по политико-административным
территориальным единицам (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и др.).
Примерно в половине
государств Европы существуют однопалатные парламенты, составляющие в настоящее
время большинство (Финляндия, Венгрия, Болгария, Швеция, Дания и др.).
Порядок формирования
парламентов часто находится в прямой зависимости от их структуры. Нижние палаты
парламентов, как и однопалатные парламенты, почти всегда формируются
посредством прямых выборов. Что касается формирования верхних палат, то здесь
можно выделить следующие основные способы:
- формирование посредством
непрямых (многостепенных или косвенных) выборов (Индия, Норвегия, Дания);
- формирование посредством
прямых выборов, хотя и с некоторыми отличиями от той системы, которая
применяется в соответствующих странах при формировании нижних палат (США,
Италия, Япония);
- формирование верхней
палаты посредством назначения (ФРГ);
- формирование верхних
палат смешанным путем, при котором сочетаются элементы выборности, назначения и
наследственности (Бельгия, Ирландия).
Полномочия
парламента.
Из конституционного
статуса парламента и его функций вытекает и компетенция парламента, т.е.
совокупность его полномочий. В конституциях стран мира компетенция парламента
определяется по-разному: в одних странах она формулируется очень четко и
определенно (например, в США, Испании, Франции, Сенегале, Габоне, Мадагаскаре и
др.); в других — она частично определена достаточно четко, но в той или иной
мере содержит и положения, делающие пределы полномочий парламента достаточно
неопределенными, подвижными (например, в Швейцарии); в третьих — компетенция
парламента остается совершенно неопределенной и ничем не ограниченной,
поскольку в своей законодательной деятельности в любом вопросе он не связан
никаким конституционным актом (Великобритания, Япония, Италия, Новая Зеландия,
Ирландия и др.). В отдельных монархических мусульманских странах (Саудовская
Аравия, ОАЭ) полномочия парламента носят в основном консультативный характер.
В полномочия парламента
входит:
1. Законодательная
деятельность.
3. Контроль над деятельностью
правительства, который присущ лишь демократическому политическому режиму.
4. Полномочия по
ратификации и денонсации международных договоров
5. Назначение
референдумов.
6. Формирование
государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц
или участие в этих процедурах.
7. Полномочия в области
обороны и безопасности.
8. Есть и Судебные
полномочия, но они являются ограниченными и их реализация не занимает заметного
места в обычной парламентской деятельности.
По демократическим
конституциям парламент является верховным законодательным органом государства,
однако в действительности его реальные полномочия иные. В парламентарных
странах парламент подвержен эффективному воздействию со стороны правительства.
В президентских республиках парламент более независим, но и здесь президенты
располагают богатым арсеналом средств воздействия на него.
Президент.
В переводе с латыни
«президент» означает «сидящий впереди». Становление и развитие этого
политического института начинается в конце XVIII в. Сегодня институт
президентства стал атрибутом республиканской формы правления и одним из
признаков демократического строя. В наше время президенты возглавляют многие
государства мира. В зависимости от того, является ли республика президентской
или парламентской, президент обладает, соответственно, более широкими или более
узкими полномочиями.
Глава государства - это
конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства,
представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности
народа. В разных странах глава государства, в соответствии с их конституциями,
рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е.
законодательной власти, поскольку без его подписи закон недействителен, либо
как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (США), либо
как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь
власти (Италия). Также президент может быть и символом государственности, как
монарх в Японии.
Президент, в отличие от
монарха, должностное лицо, избираемое гражданами, парламентом или избирательной
коллегией с участием парламента на срок обычно от 4 до 7 лет. Им может стать
любой гражданин страны, достигший определенного возраста (как правило, 35-40
лет, в Италии - 50 лет). В конституциях указываются и другие обязательные
требования: определенный срок проживания на территории данной страны, наличие
высшего образования, возрастной "потолок" и др.
Конституции
предусматривают обязанности президента и содержат определенные запреты.
Президенту запрещается любое совмещение должностей и мандатов, иные виды работ,
участие в руководстве акционерных компаний, приобретение государственного
имущества иногда не разрешается получать вознаграждение также за научную,
художественную или литературную деятельность, если он занимается ею. В
некоторых странах президенты на период избрания прекращают членство в
политической партии, другие продолжают партийную деятельность. Нередко
президент может покидать страну лишь с разрешения парламента.
Особенности правового
статуса президента: всегда избирается, за исключением случаев, когда пост
занимается в результате государственного переворота; власть президента
производна - он получает мандат либо от парламента, либо от избирательного
корпуса; роль президента в осуществлении государственного управления обществом
тем больше, чем больше парламент отстранен от его избрания ; увеличение
реальных полномочий президента парламентарной республики всегда происходит за
счет ущемления полномочий премьер-министра; в случае государственной измены или
другого тяжкого преступления президент может быть освобожден от своей
должности.
Компетенция главы
государства
Главы государств в
зарубежных странах, в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой
стране имеются свои особенности. Выделим наиболее общие.
1. В области
государственного управления:
право участия в
формировании правительства (носит номинальный характер), часто - в решении
вопроса о его отставке. Участвует он и в формировании органов судебной власти.
Почетная прерогатива
верховного главнокомандующего; право объявления чрезвычайного положения на всей
территории страны или ее части.
2. В законодательной
области:
созыв парламента на
очередные и чрезвычайные сессии, возможность прерывания при определенных
условиях сессии; право роспуска нижней палаты (очень редко обеих палат);
назначение внеочередных или очередных выборов; право законодательной
инициативы; право санкционировать и опубликовывать законы, возможность
обращения в орган конституционного контроля в случае сомнения в
конституционности представленного на подпись закона.
3. Во
внешнеполитической области:
высший представитель
страны в сфере внешних сношений;
назначение послов,
посланников и иных дипломатических агентов;
право ведения
международных переговоров, заключение и ратификация (иногда с согласия
парламента) международных договоров и соглашений;
право объявления войны
и заключения мира (на практике осуществляется правительством);
4. Во
внутриполитической деятельности:
право предоставления,
восстановления гражданства и дачи разрешения на выход из него, право
предоставления убежища иностранцам;
право помилования,
смягчения или замены наказания, изменения приговора;
право награждения
орденами, медалями и иными знаками отличий;
право присвоения
почетных званий и титулов;
участие в церемониях и
празднествах (военные парады, открытие школ и университетов).
Оценку подлинной роли
главы государства по букве конституции дать нельзя, т.к. между тем, что
записано в конституции, и действительностью - дистанция огромного размера.
Юридически глава государства почти всемогущ и всесилен. Практически он низведен
до некоего символа, ибо реальных возможностей воздействия на государственную
политику он лишен (особенно в парламентарных странах). А если же глава
государства выйдет из повиновения правящей элиты, есть различные средства -
конституционные ( импичмент ) и неконституционные (свержение), с помощью которых
можно обуздать непокорного либо удалить неугодного президента или монарха.
парламент
президент конституция
/