Понятие законности и правопорядка. Государственная власть Российской Федерации

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Гражданское право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    74,41 kb
  • Опубликовано:
    2011-03-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие законности и правопорядка. Государственная власть Российской Федерации

Содержание

1. Понятие законности и правопорядка

2. Органы государственной власти в РФ

1. Понятие законности и правопорядка

Законность – одна из категорий всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

Законность связана с действительностью закона, с его способностью эффективно влиять на регулируемые общественные отношения. Она выражает общий принцип отношения общества к праву в целом. Поэтому ее содержание рассматривают в трех аспектах:

-   в плане «правового» характера общественной жизни;

-   с позиции требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами;

-   под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола. Следовательно, содержание законности связано как с поведением субъектов, реализующих право, так и с деятельностью государственных органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту.

Законность есть комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства.

Законность неотделима от общеобязательности права и выражается в требовании неукоснительного претворения в жизнь законов и базирующихся на них нормативных актов. Следовательно, законность требует соответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм, т.е. обеспечения реального правомерного поведения всех их участников.

Законность трактуется и как принцип права, который концентрированно выражает основные особенности последнего, его свойства, рассматриваемые в действии, в действии, в процессе реализации.

Законность трактуется и как принцип права, который концентрированно выражает основные особенности последнего, его свойства, рассматриваемые в действии, в процессе реализации.

Законность, понимаемая как метод государственного руководства обществом, предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами. В таком государстве недопустим произвол в деятельности должностных лиц, исключаются принятие субъективных, волюнтаристских решений, решение политических вопросов силовыми методами. Особое место в деятельности государства отводится законодательным и судебным органам.

Благодаря законности в обществе внедряются идей справедливости, гуманизма, личной и общественной свободы. Поэтому в широком социально-политическом смысле законность можно считать режимом общественно-политической жизни. Это режим, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права. Гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами. Режим законности – такая морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи права, гуманизма, справедливости, когда точное и неуклонное соблюдение законов. Реальность и незыблемость прав граждан являются основой жизни общества, его граждан.

Следовательно, законность – это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти. Людей – от анархии, общество в целом – от насилия, хаоса, беспорядка.

Законность предполагает в своей реализации ряд принципов. Прежде всего – верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам. Данный принцип получил конституционное закрепление. Всякое издание норм права, противоречащих конституции и закону, есть нарушение законности. Верховенство закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные акты должны приниматься в строго установленных законом порядке и форме.

Равенство всех перед законом и судом является следующим принципом законности. Данный принцип также возведен на конституционный уровень. В этом принципе выражается требование претворять заключенную в праве идею справедливости, гарантии личности от злоупотреблений со стороны других субъектов, в том числе представителей власти.

Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права также является принципом законности. Данное требование диктует необходимость реализации государственно-властных предписаний (обязанностей и запретов), их безусловную обязательность для всех субъектов права.

Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод в качестве принципа законности обращено не к управомоченному субъекту (который может реализовать или не реализовать государственно-властных предписаний (обязанностей и запретов), их безусловную обязательность для всех субъектов права. Важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер, гарантирующих их защиту. Конституция РФ предоставила гражданам весьма широкий круг прав и свобод. Однако многие из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реализации, другие не подкреплены экономически. Результатом здесь может стать ущербность конституционной законности.

Надлежащее правильное и эффективное применение права как принцип адресовано государственным органам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм. Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективных правоприменительных актов.

Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности. В этом выражается принцип последовательной борьбы с правонарушениями.

Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц означает, что должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться конкретными правовыми предписаниями и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным. Но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и коллизии в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.

Нужно различать законность как систему формальных требований и реальную законность. На практике требований законности в той или иной степени нарушаются, часто наблюдаются отступления от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе.

Несмотря на сою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т.е. гарантии законности.

Гарантии законности – это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Общие гарантии – это объективные (экономические, политические, социальные, правовые, идеологические) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают среду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.

Гарантиями законности являются также соответствующие субъективные факторы. Среди них можно отметить состояние правовой науки. Полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций.

Уровень законности определяется и эффективной деятельностью политического руководства, правильным избранием лидерами приоритетов при принятии политических решений, готовностью и умением соответствующих органов вести борьбу за укрепление законности.

Специальные средства обеспечения законности – это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Важнейшей гарантией законности является деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности, т.е. осуществление правосудия.

Только целенаправленная работа по совершенствованию объективных (общих) условий, эффективное применение специальных средств, постоянное развитие законодательства позволяет обеспечить стабильную законность и устойчивый правопорядок – основу нормальной жизни общества.

С законностью тесно связано другое правовое явление – правопорядок (правовой порядок). Правопорядок – это порядок в общественной жизни, которая создается в результате строгого и неуклонного соблюдения норм права всеми государственными и муниципальными органами, общественными и хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами.

В формировании правопорядка законность выступает как основополагающий принцип деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан.

Правопорядок характеризует степень упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности. Далее, правопорядок – это правовой порядок, состояние общественных отношений, запрограммированное правом. Правовой порядок можно рассматривать как цель правового регулирования, каковой является создание с помощью права и правовых средств такового порядка и такой урегулированности общественных отношений, которые служат сохранению и упрочнению существующего строя.

Исходя из сказанного, правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

Правопорядок – не должностное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений, а потому с известной долей условности его можно охарактеризовать как систему правовых отношений.

К принципам правопорядка отнесена определенность, которая означает, что правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений.

Правопорядок – не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений, а система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов, в чем проявляется принцип организованности. Поскольку одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка. То можно говорить о принципе государственной гарантированности.

Возникающей на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами. В это проявляется принцип устойчивости.

В силу указанных особенностей правопорядка можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений. Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию самой политической власти, т.е. государство.

Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит также всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата, при строгом и неуклонном соблюдении закона.

законность правопорядок государственный власть

2. Органы государственной власти в РФ

Государство можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле – это население, которое живет на определенной территории независимо от других государств и имеет публичную власть, осуществляемую государственными органами. В узком – это государственные органы и государственные учреждения.

Система государственных органов, соподчинено связанных, осуществляющих государственную власть, решающих задачи и реализующих функции государства составляют механизм государства.

Государственный аппарат состоит из государственных органов и государственных учреждений, предприятий и других организаций.

Органы государства делятся на орган общей компетенции, которые руководят в целом всей жизнедеятельностью граждан, и органы специальной компетенции, например министерства. Кроме того, есть деление на органы выборные и назначаемые, а также на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Глава государства в нашей стране обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти.

Ветви власти в государстве могут взаимодействовать тремя способами:

·   сосредоточение власти в руках одного лица;

·   разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (однако поскольку такое разделение полностью не обеспечивает эффективного функционирования государства, предлагают введение еще других ветвей власти, например, контрольной власти народа в виде комитетов народного контроля и т.д.);

·   организация органов власти, основанная на принципе демократического централизма.

Президенты республик и губернаторы областей (в Москве – мэр; в Санкт-Петербурге – губернатор) избираются народом федерального субъекта.

Несмотря на тот факт, что исполнительную власть возглавляют два лица, действует принцип монизма исполнительной власти.

По одному представителю исполнительной и законодательной власти от каждого федерального субъекта.



Органы государства функционируют, руководствуясь определенными принципами. К ним относятся:

1) законность. Т.е. строгое и неуклонное исполнение в первую очередь Конституции, законов и соответствующих им нормативных правовых актов;

2) приоритет прав и свобод. А также законных интересов личности, соблюдать и защищать которые призваны все органы государства и должностные лица;

3) разделение властей;

4) гласность, предполагающая информирование населения, объединений граждан и других организаций о практической деятельности конкретного государственного органа (кроме государственной и коммерческой тайны);

5) профессионализм деятельности органов государства.

Также для органов государства характерны следующие признаки, которые позволяют отличать их от других органов, например общественных, профсоюзных:

1) правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции, задачи, цели, компетенция государственных органов устанавливаются действующим законодательством;

2) наличие властных полномочий, в том числе возможность применения в необходимых случаях принуждения;

3) действие от имени государства;

4) издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых и правоприменительных) в пределах закрепленной за ними компетенции;

5) профессиональная основа деятельности государственных служащих.

Разделение единой государственной власти на три ветви относится к важнейшим принципам организации и деятельности государственных органов. Он получил конституционное закрепление во многих странах. Истоки его разработки уходят в далекое прошлое. Еще Аристотель в работе «Политика» высказывал мысли о разделении властей как препятствии тирании.

Согласно учению Ш. Монтескье, основной целью разделения власти является устранение злоупотребления государственной властью. Он полагал, что следует не только четко очертить круг полномочий и сферы деятельности каждой из ветвей власти – законодательной, исполнительской и судебной, но и предусмотреть юридические средства взаимного сдерживания ветвей власти. Таким образом, разделение власти на ветви и их взаимное сдерживание служат главным условием политической свободы в обществе.

Принцип разделения властей исходит из того, что сама государственная власть неделима, а должны различаться ее ветви, что выражается в дифференциации полномочий ветвей власти.

Конституцией РФ также закреплен принцип разделения властей (ст. 10) и провозглашено, что органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны.

Федеральное Собрание – парламент, представительный и законодательный орган России. Оно состоит из двух палат.

Федеральное собрание

Палата

Совет Федерации (СФ)

Государственная Дума (ГД)

- состоит из 178 депутатов – по два представителя от каждого субъекта РФ: один – от представительного органа государственной власти, другой – от исполнительного органа власти;

- Члены СФ обладают неприкосновенностью;

- членом СФ может быть гражданин не моложе 30 лет.

- состоит из 450 депутатов;

- избирается на срок года;

- депутатом может быть гражданин, достигший 21 года;

- депутат не может находиться на государственной службе, выполнять обязанности на профессиональной постоянной основе;

- депутаты обладают неприкосновенностью.


К ведению Совета Федерации относятся:

·  утверждение изменения границ между субъектами РФ;

·  утверждение указов Президента РФ о введении военного положения, о введении чрезвычайного положения;

·  решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

·  назначение выборов Президента РФ;

·  отрешение Президента РФ от должности;

·  назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

·  назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

·  назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной думы относятся:

·  дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

·  решение вопроса о доверии Правительству РФ;

·  назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

·  назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

·  объявление амнистии;

·  выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Важнейшей задачей Федерального Собрания является принятие законов.

Правительство России осуществляет исполнительную власть.

 

Похожие работы на - Понятие законности и правопорядка. Государственная власть Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!