Правоспособность и дееспособность в римском праве
Дисциплина: Римское право
Тема: Правоспособность
и дееспособность в римском праве
Выполнила: студентка 3 курса
гр.Ю-910з
Вишневская А.А.
Проверила: Иванова М.Е.
Содержание
правоспособность
дееспособность римское право
Введение
1. Правоспособность и дееспособность:
общая характеристика
2. Особенности ограничения
правоспособности и дееспособности
Заключение
Литература
Введение
Римское право является
придельным выражением индивидуализма и наибольшей свободы правового
самоуправления имущих слоёв свободного населения. К началу нашей эры уже давно
исчезли пережитки первобытного - общинного строя, проявления семейной общности
имущества. В центре частного права стоит единоличный субъект собственности,
самостоятельно выступающий в борьбе и единолично несущий ответственность за
свои действия. Индивидуализм в римском праве – это индивидуализм домохозяина,
рабовладельца, ведущего хозяйство и сталкивающегося на рынке с другими такими
же хозяевами.
Правовые институты
правоспособности и дееспособности вызвали в Риме подробную регламентацию,
имевшую особое значение для хозяйственного оборота в Риме, для закрепления и
усилия эксплуатации рабов и малоимущих свободных, производившейся верхушкой рабовладельческого
общества. Эти институты возникли из необходимости установить в возможно широком
объёме права рабовладельцев на землю, обеспечить полную свободу эксплуатацию
рабов и предоставить купцам действительную возможность распоряжаться товарами.
Объект исследования
– правоспособность и дееспособность в римском праве.
Предметом исследования
– институт право– и дееспособность как структурный элемент всей правовой
системы этого общества.
Цель исследования
– анализ закономерностей развития этого института в древнеримском обществе,
структурное рассмотрение указанной категории и выявление общих закономерностей
присущих этому понятию.
1. Правоспособность и
дееспособность: общая характеристика
Так, субъект права
именовался в римском праве persona.
Правоспособность
обозначалась словом caput. Быть
правоспособным означалось caput
habere.
Отдельный человек,
обладавший полной правоспособностью во всех областях политических, семейных и
имущественных отношений должен был удовлетворять трояким требованиям:
а)
в отношении свободы: быть свободным, а не рабом;
б)
в отношении гражданства: принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев;
в)
в семейном положении: не быть подчиненным власти главы семьи.
Таким образом,
правоспособность определяется трояким состоянием:
а) состояние свободы – status
libertatis;
б) состоянием
гражданства- status
civitatis;
лицо не подчинялось
власти домовладыки.
Отпадение или изменение
одного из этих состояний, влекло за собою прекращение либо изменение объёма
содержания правоспособности.
Полная правоспособность
человека в области частноправовых отношений, в свою очередь, складывалась из
двух элементов:
а) ius
conubii-право вступать в регулируемый
римским правом брак, создать римскую семью;
б) ius
commercii – право быть субъектом
всех имущественных правоотношений и участником соответствующих сделок.
Правоспособность
признавалась возникшей в момент рождения человека, удовлетворявшего указанным
выше требованиям, и прекращалась со смертью его.
Однако юристы
установили правило, в силу которого зачатый, но ещё не родившейся ребёнок
признавался субъектом прав во всех случаях, когда это соответствовало его
интересам. Зачатый ребёнок охраняется наравне с уже существующими во всех
случаях, когда вопрос идёт о выгодах зачатого - говорили они. В интересах детей
ещё в древности была сформулирована правовая функция: «Posthumus
pro nato
habetur» - «Ребенок,
родившийся после смерти отца, считается родившимся до его смерти». В частности
исходя, из постановлений законов XII
таблиц, за зачатым, но ещё не родившимся ребёнком признавали право наследия в
имуществе отца, умершего во время беременности матери. С другой стороны,
открытое, но ещё не наследником наследство рассматривается как «продолжение
личности умершего» - лежачее наследство продолжает личность умершего. Поэтому и
рабы не являлись полностью дееспособным, были вправе в интересах наследственной
массы совершать юридические действия, как бы продолжая осуществлять
правоспособность умершего. Так, оставаясь на всех стадиях своего развития
правом рабовладельческого общества, римское право признавало правоспособными
только свободных людей. Рабы были не субъектами, а объектами прав. Их правовое
продолжение в принципе не отличалось от положения вещей. В тоже время рабы
всегда занимали особое положение в ряду объектов прав: неуклонное поведение
принципа «рабы суть вещи» оказывалась иногда, особенно с развитием гражданского
отбора, не согласным с интересами рабовладельцев, нередко стремившихся
использовать не только физические силы, но и умственную энергию, и личную
предприимчивость рабов. Поэтому допускались некоторые отступления от этого
принципа. В период республики за несколькими сделками рабов стали признаваться
юридические последствия в связи с практиковавшимся выделением рабу господином
имущества в непосредственное управление. Идеологическим обоснованием
отступлений от общего принципа «рабы суть вещи» служило учение юристов периода
империи о том, что рабство, институт и т.е. известный всем народам древнего
мира, чуждо, началам естественного права. Следующей категорией были чужеземцы,
которые в римском праве противопоставлялись гражданам и соответственно не
обладали всей плотной правоспособности, которая была присуща римским гражданам.
Не каждый свободный человек был в Риме правоспособным, некоторые свободные люди
были в известные периоды римской истории вовсе не правоспособны. В древнейшие
времена полная правоспособность во всех областях отношений политических, семейных
и имущественных признавались только за римскими гражданами. Свободный чужеземец
не имел не только политических прав, но правоспособности в сфере частного
права: он не признавался субъектом ни семейных, ни имущественных прав и
обязанностей. Более того, чужеземец рассматривался в принципе как враг,
имущество которого могло быть в любой момент захвачено римским гражданином, а
сам он обращён в рабство. Но полное бесправие чужеземцев рано пришло в
противоречие с интересами развивавшегося гражданского оборота, особенно с
развитием внешней торговли Рима. В сфере внешней торговли римскому гражданину
приходилось в договоры с чужеземцами, искать способы разрешения споров, которые
возникали из таких договоров и т.д. и в первоначальный принцип бесправия
чужеземцев был внесён ряд изъятий. По мере развития гражданского оборота,
особенно международной торговли, свободные чужеземцы, не принадлежащие к лицу latini,
также постепенно переходят из положения hostes
в положение peregrini, т.е. лиц за
которыми признаётся правоспособность, но правоспособность отличная по
содержанию и объёму от римской правоспособности. Не имея политических прав, peregrinus
может быть участком семейных и разнообразных имущественных правоотношений, но
специфически римские правовые институты, как римский брак, mancipatio
и т.д., ему закрыты. Не подведомственны и частноправовые споры переговоров. Для
разрешения этих споров учреждён особый магистрат – praetor
peregrinus. Выработанные им
правовые положения, развитые и дополненные юристами, постепенно и образовали ius
gentium как систему
частноправовых норм, регулировавших отношения перегринов между собой и римскими
гражданами. Первоначальное положение peregrini
было присвоено населению civitates
foederatatae, т.е. жителям тех из
чужеземцев общин, с которыми Рим состоял (после войны или не зависимо от неё) в
договорных отношения. В дальнейшем в такое же положение были поставлены и peregrini
dediticii, жители общин,
сдававшихся на милость Рима победителя в войне. После названых выше законов Julia
и Platia Papiria
категория перегринов утратила прежнее значение для Италии, а после изданного в
212 г. эдикта о гражданстве для всей империи в целом: перегринами стали
считаться только пребывающие на территорию римского государства наподданные
Рима, варвары, славяне, германцы и т.д. Кроме того, в положение переговоров
ставились и подданные Рима, совершившие определенные преступления, а так же до VI
в. До н.э. отпущенные на волю рабы, наказанные клеймением во время пребывания в
рабстве. Потребности международного торгового отбора обусловили глубокое
проникновение начал iuris
gentium в систему римского
частного права. Став, по существу, гражданским правом международного торгового
оборота античного мира, римское право вынуждено было постепенно признать
равноправие товаровладельцев, не зависимо от их национальности и подданства. На
смену национальной исключительности, которым было пропитано право древнейшего
Рима, в период империи пришёл окончательно закрепленный кодификацией Юстиниана
принцип равенства гражданской правоспособности всех свободных людей. Оставаясь
условием политической правоспособности, которая не играет, однако,
сколько-нибудь важной роли в период доминанта, status
civitatis перестал быть условием
правоспособности в сфере частного права.
2 Особенности
ограничения правоспособности и дееспособности
Утрата одного из трёх
состояния правоспособности влекла за собою и утрату правоспособности – caritis
deminutio. Первоначально caritis
deminutio рассматривалась как
гражданская смерть. Однако в дальнейшем стали считать, что за гражданской
смертью следовало то, что некоторые историки римского права называют
возрождением: умерший как бы возрождался в качестве новой с точки зрения права
личности. С утратой свободы его можно было считать возродившимся iure
naturali, поскольку юристы
периода империи признавали всех людей равными перед лицом естественного права.
С утратой римского гражданства capite
minutus с
того времени, как перегрины стали признаваться правоспособными, рассматривался
как возрождавшийся iure
gentium. Наконец с утратой
прежнего status
familiae лицо, не утратившее
при этом ни свободы, ни гражданства, возрождалось iure
civili, ибо оно приобретало
новое семейное состояние.
Таким образом, с
течением времени capitis
deminutio стала признаваться
изменением состояния лица, permutatio
status. От сюда и различая в
степенях capitis
deminutio: утрата свободы
рассматривалась как capitiо
deminutio maxima,
утрата гражданства составляла capitis
deminutio media,
утрата или точнее, изменение семейного состояния признавалось capitis
deminutio minima.
Основание для утраты правоспособности были различны для её степеней. Сapitis
deminutio maxima
(утрата свободы) была следствием всех указанных выше оснований возникновение
рабства. Следует, однако помнить, что этот принцип устранял действие Сapitis
deminutio maxima
в случая, когда взятый в плен римлянин возвращался на территорию Римского
государства. В тех же случаях, когда он умирал в плену, его считали в силу
функции, ведения lex
Cornelia, умерший в самый
момент пленения и наследование после него регулировалось общими правилами
римского права.
В соответствии с
цивильным правом правоспособностью обладало, только лицо, имеющий статус
гражданина Рима. Взятый в плен римлянин становился рабом и при этом он терял не
только свободу, но и правоспособность, и римское гражданство. Именно по этому
если лицо умерло в плену, то его имущество не могло быть наследуемо ни по
закону, ни по завещанию (завещание прекращало своё действие с момента попадания
лица в плен). Конечно это было несправедливо в отношении наследников пленного и
поэтому закон Корнелия введена фикция, в соответствии с которой умерший в плену
считался умершим в момент попадания в плен, т.е. в тот момент, когда он был ещё
свободен и являлся гражданином Рима. Основаниями capitis
deminutio media
(утрата гражданства) были все указанные выше основания утраты римского
гражданства. Основаниями capitis
deminutio minima
(изменения семейного состояния) были обстоятельства , привившие старые и
устанавливавшие новые семейные связи. Сюда относились обстоятельства,
вследствие которых persona
sui iuris
становилась persona
alieni iuris:
вступление женщины sui
iuris в брак cum
manu arrogatio
узаконенные.
Сюда же относились обстоятельства, в силу которых лицо alieni
iuris переходило из- под
одной семейной власти под другую: вступление дочери в брак, так же переходило
(в кабалу). Capitis
deminutio minima
имела место и тогда, когда сын становился persona
sui iuris
с освобождением его от mancipium
после третьей его продажи, а ровно в тех случаях, когда становился persona
sui iuris
дочь или внук, освобожденные из mancipium
после первой продажи их. Очевидно, что в трёх последних случаях, когда Capitis
deminutio не только не была
гражданской смертью, но и не означала умаления гражданской личности, наоборот
она была расширением правоспособности сыны, внука дочери. Тем не менее,
первоначальная концепция сapitis
deminutio как гражданской смерти
проявлялась всегда в регулировании последствий сapitis
deminutio, в том числе и Capitis
deminutio minima.
В сфере личных правоотношений всякая сapitis
deminutio (утрата
правоотношений) влекла за собою прекращение для сapitе
minutes агнатического
родства с его прежними агнатами. Наоборот, когнатическое родство оставалось в
силе. Manus отпадала, но брак
продолжал существовать в качестве брака sine
manu, по крайней мере, в случаях сapitus
deminutio minima,
ибо ни рабы, не прегрины не могли состоять в римском браке. Понятно, что
вытеснением агнатического родства, родством когнатическим и брака cum
manu браком sine
manu практическое значение сapitis
deminutio в сфере личных
отношений почти отпало. Постепенно изменилось первоначальное значение сapitis
deminutio для сферы отношений
имущественных. По первоначальной концепции сapitis
deminutio означало утрату лицом
всего имущества: право входившие в состав этого имущества, переходили к тому,
по почину кого происходила сapitis
deminutio: к кредиторам, которые
продавали должника в рабство trans
Tiberim, к государству,
которое продавало рабство или лишало римского гражданства в наказание за
определенные деяния, к усыновителю или мужу при arrogation
или совершении брака cum
manu. «Обязанности же лица sui
iuris, подвергавшегося сapitis
deminutio, считались
прекратившимися. Тоже происходило и с обязанностями лица alieni
iuris, которое, как уже
указано, приобретало имущественные права только для paterfamilias,
но постепенно тало признаваться в некоторых пределах субъектом имущественных
обязанностей. Многочисленные исключения из этого общего правила:
ответственность усыновителя или мужа по долга, входившим в состав наследств,
открывшихся для усыновленного или для жены, ответственность самого capite
minutus по
деликатным обязательствам не удовлетворяли потребностей гражданского оборота - сapitis
deminutio должника всегда могла
тяжело отразиться на интересах кредиторов, требования которых возникали из
договоров. Поэтому претору пришлось разными правовыми способами обеспечить
покрытие долгов capite
minutus 'а. В случаях, когда сapitis
deminutio была следствием arrogation
претор предоставил кредиторам усыновленного action
de peculio
против усыновления, как если бы последний выделил имущество усыновленному в
качестве пекулия. В остальных случаях сapitis
deminutio minima
претор предоставлял кредиторам in
integrum restitution,
в силу которой они были вправе предъявить иск к capite
minutus, причём долги
последнего, если он стал alieni
iuris, должен был покрыть
новый носитель власти над ним под страхом утраты его имущества. В случаях сapitis
deminutio media
или maxima претор, не
прибегая к in
integrum restitution,
давал кредитором иск против лица, к которому перешло имущество capite
minutus 'а, а если это лицо
уклонялось от ответственности, разрешал арестовать и продать это имущество.
Наряду с сapitis
deminutio римское право знало
ограничения правоспособности вследствие умаления гражданской чести. Важнейшими
случаями того ограничениями правоспособности были:
а) intestabilitas;
б) infamia
;
в) turpitude.₄
Intestabilitas
поражало лицо, которое было свидетелем или весовщиком при совершении
соответствующих гражданских сделок, а потом отказывалось подтверждать
совершение такой сделки или её содержание. В более позднее время intestabilitas
поражала так же лиц, виновных в составлении и распространении пасквилей (carmen
famosum).
Она заключалась в
лишении права быть свидетелем и прибегать к помощи свидетелей при совершении
гражданских сделок, права весьма важного в древнейшие времена, когда совершение
большей части важнейших сделок требовало участия свидетелей. С постепенным
исчезновением старых формальных сделок intestabilitas
утратила своё значение.
Infamia
заключалась в том, что римские магитраты не допускали к осуществлению тех или
иных публичных функций лиц с сомнительной репутацией. Цензор был в праве
вычеркнуть то или иное лицо из списка сенаторов, из всаднических центурий и
т.д. Консул руководил выборами в магистраты, мог отказать в выставлении
кандидатуры лица, опорочившего себя, по мнению консула. Претор мог не допускать
то или иное лицо к выступлению в суде. В то время как контроль цензоров и
консулов отпал с падения республики, преторская infamia
стала прочным институтом гражданского прав. Она либо наступала непосредственно infamia
immediata, в связи с
определенными обстоятельствами (удаление из состава легионов за достойное
поведение, достойное обручение и т.д.), либо являлась результатом обвинения
лица в некоторых процессах, в которых обвинение показывало преступность или
недобросовестность этого лица. Сюда относятся:
iudicia publica по
actio furti, vi bonorum, doli, mandati. Все существующие иски
назывались actiones
famosae a
infamia была в этих случаях mediatа.
Как infamia
immediatа, так infamia
mediatа влекли за собою
лишение права выступать в суде в качестве председателя за других (procurator),
а так же права быть опекуном, быть избранным на общественные должности. Таким
образом, в Древнем Риме существовало большое количество возможностей потерять
свою правоспособность и самые большие из них были конечно же свобода,
гражданская честь, вероисповедование, пол, возраст, состояние здоровья,
родство, семейное положение.
Заключение
Полная правоспособность
человека в области частноправовых отношений, в свою очередь, складывались из
двух элементов: право вступать в регулируемый римским правом брак, создать
римскую семью, а также право быть субъектом всех имущественных правоотношений и
участником соответствующих сделок. Правоспособность признавалась возникшей в
момент рождения человека, удовлетворявшего указанным выше требованиям и прекращалось
с его смертью. Но, с точки зрения своего правового положения даже римские
граждане делились на две большие группы: свободнорожденные и освобожденные из
рабства римским гражданином, вольноотпущенники, подвергавшиеся и в качестве
римских граждан некоторым ограничением в правах. Свободнорожденные римские
граждане были носителями полной правоспособности, политической, семейной и
имущественной. Основными политическими правами граждан были: право нести службу
в регулярных римских войсках, право участвовать и голосовать в народных
собраниях, а так же право быть избираемым в магистры. Женщины же, не имея
политических прав, не имели и официального имени, они носили имя которое
присваивалась им в быту, с присвоением в родительском падеже имени отца, мужа,
под властью которого женщина состояла , в родительском падеже. Основания для
утраты правоспособности были различны для разных ее степеней. Утрата свободы
была следствием всех указанных выше оснований возникновения рабства.
Основаниями утраты гражданства были все указанные выше основания утраты
римского гражданства. Основаниями изменения семейного состояния были
обстоятельства, порывавшие старые и устанавливавшие новые семейные связи. Так
же на ряду с утратой дееспособности римское право знало ограничения правоспособности
и дееспособности и оперировало единым понятием правоспособность. Правоспособным
признавалось лицо, обладающие свободой, гражданством и семейной
самостоятельностью. Полностью правоспособными являлись только свободные,
самостоятельные римские граждане. Также на её полноту оказывали огромное
влияние гражданская часть, вероисповедование, пол, возраст, состояние здоровья,
родство, место жительства и иные обстоятельства, периодически имевшие место.
Литература
1. Бартошек
М. Римское право. Понятия. Термины. Определения.
2. Латинские
юридические изречения / сост. Е.И. Темнов. М.1996.
3. Покровский
И.А. История римского права. Спб., 1997.
4. Римское
частное право. Под ред. Новицкого И.Б., Перетерского И.С. М. Юристъ.2004.
/