Основы финансового права
Российская
федерация
Министерство
образования и науки
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Тюменский
государственный университет"
Институт
дистанционного образования
Специальность
"Юриспруденция"
Контрольная работа
По предмету: Финансовое право
1. В
чём выражается административный порядок защиты прав субъектов
финансово-правовых отношений?
Меры
государственного принуждения являются неотъемлемым элементом механизма правового
регулирования финансовых отношений, как и в соответствующих случаях — восстановление
нарушенных прав. Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых
правоотношениях, производится в административном или судебном порядке, что в настоящее время является общим
правовым правилом и касается всех субъектов финансового права. При этом разрешение дела в административном порядке не
исключает возможности обращаться при неудовлетворяющем исходе в суд общей
юрисдикции или арбитражный суд.
В различных финансовых
отношениях административный порядок защиты прав имеет свои особенности, но
везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения. В свою
очередь, субъекты, к которым применены меры, вытекающие из рассмотренного
порядка, в целях защиты своих прав и законных интересов вправе, во-первых,
обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административном
порядке по подчиненности и, во-вторых, обратиться в суд общей юрисдикции или
арбитражный суд. Оба способа защиты прав указанных субъектов в области финансовых
отношений могут быть использованы и в других случаях их нарушения. В финансовых
правоотношениях государства с участием граждан также действуют как
административный, так и судебный порядок защиты прав и законных интересов обеих
сторон.
При
этом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеет
конституционную основу (ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органов
государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут
быть обжалованы в суд. Эти нормы конкретизированы в отраслевом законодательстве,
например в НК РФ и других нормативных актах. Если исчерпаны все имеющиеся
внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в
соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные
органы по защите прав. Вступление России в Совет Европы расширяет такие
возможности граждан РФ. Однако граждане по своему выбору могут обратиться за
защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, т. е.
использовать административный порядок защиты.
Важной стороной защиты
нарушенных прав в финансовых отношениях с государством является установление в
законодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам,
причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных
лиц. Так, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные
государственными налоговыми органами, подлежат возврату, а причиненный
налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб —
возмещению. Эта норма имеет конституционную основу (ст. 52
Конституции РФ).
Особое место в защите
прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит
Конституционному Суду РФ. Согласно Конституции России (ст. 125) и Федеральному
конституционному закону от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде
Российской Федерации"1 в его полномочия входит: разрешение вопросов о
соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов, а также
разрешение споров о компетенции между государственными органами (без решения
вопросов о конституционности правоприменительной практики и деятельности
государственных органов); проверка по жалобам граждан и запросам судов конституционности
закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Все это
относится и к сфере финансовых отношений.
Важная роль в обеспечении
соблюдения прав субъектов финансовых правоотношений принадлежит прокуратуре РФ,
которая призвана осуществлять надзор за исполнением законов министерствами,
ведомствами, в том числе органами государственной власти субъектов РФ, органами
местного самоуправления, их должностными лицами; за соблюдением прав человека и
гражданина, в том числе органами финансового контроля. Прокурор приносит
протест на противоречащий закону правовой акт (лицу, издавшему его) и вносит
представление в орган (или должностному лицу), который уполномочен устранить
эти нарушения.
Таким образом, установленный
порядок защиты финансовых прав и законных интересов исходит из необходимости соблюдения
требований законодательства всеми участниками финансовых правоотношений,
включая государство и его органы.
2. Составьте схему
классификации финансового контроля по формам, видам, методам
3. В бюджетном
учреждении, возглавляемом Евсеевым И.И., произошла задержка финансирования из
бюджета на 4 месяца. Какие меры может предпринять руководитель учреждения?
Согласно ст. 237. Бюджетного
Кодекса РФ бюджетное учреждение, возглавляемое Евсеевым И. И., финансируемое на
основе сметы доходов и расходов, в случае задержки финансирования из бюджета
более чем на два месяца вправе самостоятельно определить направление кассового
расхода со своих счетов в органах федерального казначейства в пределах
доведенных вышестоящим распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных
обязательств и объемов финансирования.
4. Для получения лицензии
на осуществление банковской деятельности АКБ "Север" направил в ЦБ РФ
пакет необходимых документов. Устав банка среди видов деятельности
предусматривал осуществление операций с недвижимостью и купля-продажа ценных
бумаг. Каков будет ответ Центрального Банка?
5. Завод по контракту
поставляет готовую продукцию иностранному партнёру. Завод несёт все расходы по
транспортировке готовой продукции до пункта поставки, а оплачивает
транспортировку до пункта поставки иностранный партнёр (с последующей
компенсацией). Можно ли иностранному партнёру возместить свои расходы на
перевозку путём удержания части валютной выручки, причитающейся заводу?
Подпункт 4 пункта 2 ст.
19 Федерального Закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
от 10.12.2003. № 173 ФЗ разрешает зачет встречных требований резидентам при
сделках с нерезидентами лишь транспортным организациям и организациям осуществляющими рыбный промысел за
пределами таможенной территории Российской Федерации, а также резидентами и
нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской
Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам
(соглашениям).
Завод в данную категорию
резидентов не входит, следовательно, иностранный партер не может возместить свои расходы на перевозку
путём удержания части валютной выручки, причитающейся заводу.