Роль юридической профессии в политике государства
Роль юридической
профессии в политике государства
Роль Министерства
юстиции в осуществлении правовой политики государства
Правовая политика
государства – система правовых принципов, теорий, концепций, идей, положенных в
основание правовой деятельности государства в целях обеспечения нормального
функционирования гражданского общества, его политической системы, и
определяющих степень взаимных обязанностей и ответственности государства и
личности.
Правовая политика
государства – это разновидность и составная часть единой политики государства
наряду с экономической, внешнеэкономической, бюджетной, налоговой, таможенной,
валютной, налоговой и др. Без правовой политика государства невозможно
реализовать его многообразные задачи и функции.
Правовая политика
государства находит выражение в программно-правовых документах (напр.,
программа проведения правовой реформы), проектах (напр., проекты Конституции),
концепциях (напр., концепции гражданского, уголовного, административного и
других кодексов), заявлениях, в законодательных актах, в том числе, тех,
которые касаются правоприменительной сферы - сферы приложения труда
юриста-специалиста (суд, прокуратура, милиция, нотариат и др.)
Правовая политика
государства зиждется на конкретном понимании права и закона, правовых
принципах. В Украине основополагающим непререкаемым требованием правовой
политики является принцип верховенства права, закрепленный в ст. 8 Конституции
страны. Это означает, что правовая политика Украины имеет гуманистическую
направленность – общегосударственную целевую установку на охрану и защиту прав
и свобод человека, на ответственность не только личности перед государством, но
и государства перед личностью. Как писал украинский юрист начала ХХ века Б.
Кистяковский, "право только там, где есть свобода личности". Эта
целевая установка, соответствующая международным документам о правах и свободах
человека, призвана пронизать все правовое поле государства, прежде всего такие
формы его деятельности, как создание законов и иных нормативно-правовых актов,
применение законов, охрана права и др.
Определив ориентацию
своего развития - построение демократического, социального, правового
государства и став членом Совета Европы, Украина призвана проводить правовую
политику внутри страны и за ее пределами в соответствии со своим правовым
статусом. Немалую роль в формировании государственной правовой политики, прежде
всего в сфере защиты прав и законных интересов граждан и их объединений, и ее
реализации играет Министерство юстиции Украины.
Министерство юстиции
Украины является центральным органом исполнительной власти, который создает
Президент Украины с целью организации осуществления государственной правовой
политики. Сегодня в Украине Министерство юстиции действует на основе Положения
о Министерстве юстиции Украины, утвержденного Указом Президента Украины
18.09.1996 года (к сожалению, до сих пор не принят закон о Министерстве
юстиции).
Задачи Министерства
юстиции состоят в:
разработке проектов
законов, их изменений и дополнений к ним; в проведении работы по систематизации
законодательства и подготовке предложений по его кодификации;
обеспечении
организационной деятельности судов без вмешательства в судебную деятельность
(проведение переподготовки и повышения квалификации судебных работников и др.);
руководстве нотариатом,
судебно-экспертными учреждениями, в общем руководстве органов записи актов
гражданского состояния и адвокатуры;
организации правового
обучения населения;
регистрации политических
партий, других объединений гражданина территории Украины, в контроле за
соблюдением ими своих уставов;
государственной
регистрации нормативных актов других министерств и центральных ведомств
государственной исполнительной власти, органов государственного управления и
контроля, которые касаются прав и интересов граждан;
осуществлении (в
установленном порядке) международных связей по правовым вопросам и др.
Эта деятельность
сосредоточена в 5департаментах:
1. правовой политики.
Отделы этого департамента:
-разработки программ и
концепций;
-аналитический;
-внедрения
законодательства соответственно стандартам Совета Европы;
2. проектирования
нормативных актов.
Управления этого
департамента:
- конституционного и
административного права;
- гражданского права;
финансового права;
- трудового, социального
и экологического права;
- права на правосудие,
охрану правопорядка и оборону.
3. юридических услуг.
Управления этого
департамента:
- правовой экспертизы
ведомственных нормативных актов с двумя отделами:
а) правовой экспертизы
ведомственных нормативных актов по вопросам гражданского законодательства;
б) правовой экспертизы
ведомственных нормативных актов по социальным вопросам, обороны и правопорядка;
- правовой экспертизы
уставных документов объединений граждан;
- лицензирования правовой
деятельности;
- по вопросам
гражданского состояния граждан;
- инспекционная служба с
двумя отделами:
а) методологического
руководства юридическими службами;
б) контроля за
осуществлением правовой и уставной деятельностью.
4. судебного.
Управления этого
департамента:
- выполнения судебных
решений в составе двух отделов:
а) исполнения решений;
б) исполнения решений
иностранных судов и арбитражей.
- организационного
обеспечения деятельности судов в составе двух отделов:
а) по организации
осуществления административных функций председателями судов;
б) судебной статистики.
- кадрового обеспечение
судов общей юрисдикции;
- экспертного обеспечения
правосудия;
- международного права и
международного сотрудничества.
Управления этого
департамента:
- международно-правовой
помощи и сотрудничества в составедвух отделов:
а) международных
договоров о правовой помощи;
б) программ двустороннего
сотрудничества.
- правового
сотрудничества с международными организациями в составе двух отделов:
а) многосторонних
договоров и гуманитарных вопросов;
б) программ
многостороннего сотрудничества.
- международно-правовой
экспертизы в составе двух отделов:
а) первый отдел
международно-правовых вопросов;
б) второй отдел
международно-правовых вопросов.
В областях при
государственной администрации имеются управления юстиции, которые выполняют
свои задачи на местном уровне и подчиняются непосредственно Министерству
юстиции. Главное управление юстиции Крыма также подчиняется непосредственно
Министерству юстиции Украины.
Для рассмотрения научных
рекомендаций и других предложений о главных направлениях развития правовой
системы Украины в Министерстве создаются научный, научно-консультативный советы
и другие органы совещательного и координационного характера. Так, с 1994 года
при Министерстве юстиции действует Центр правовой реформы и законопроектных
работ.
Министерство юстиции
(Минюст) в пределах своей компетенции на основе и во исполнение действующего
законодательства издает приказы, организует и проверяет их исполнение.
Министерство юстиции в необходимых случаях принимает вместе с другими органами
государственного управления и общественными объединениями совместные акты по
межотраслевому управлению.
Как видим, Министерство
юстиции является главным органом, который разрабатывает концепции
государственной правовой политики и правовых реформ; организует и координирует
деятельность по подготовке проектов законов, кодексов; производит их экспертизу
на предмет соответствия Конституции Украины и требованиям законопроектной
технике; осуществляет экспертизу нормативных актов областных Советов народных
депутатов, а также Киевского и Севастопольского городских Советов, касающихся
прав, свобод и законных интересов граждан; обеспечивает реализацию
государственной политики относительно государственной тайны, контроль за ее
сохранением в центральном аппарате Министерства и подчиненных ему органах,
учреждениях, организациях; обобщает практику применения законодательства,
разрабатывает предложения по усовершенствованию законодательства;
организовывает исполнение актов законодательства и др.
За время построения
независимого Украинского государства Министерство юстиции сыграло и продолжает
играть большую и эффективную роль в осуществлении правовой политики
государства.
Кадровая политика
государства в сфере практической юриспруденции
Кадровая политика
государства в сфере практической юриспруденции (кадры - от фр.
"cadre" - рамка, которое возникло от лат. - четырехугольник - кадр,
куда вносился список работников государственных учреждений) - это система,
связанных между собой процессов профессионально-правовой ориентации:
прогнозирования и планирования кадровых потребностей, отбора, подготовки,
переподготовки, расстановки, воспитания юристов - специалистов. Кадровая
политика в правовом государстве является важным условием эффективности
юридической практики (сферы практической юриспруденции), т.е. работы суда,
прокуратуры, милиции, нотариата, адвокатуры и т.п., которая должна проводиться
в соответствии с четким и однозначным положением Конституции Украины:
"Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и
безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью" (ст.3).
Общеизвестно, что успех
любого дела в значительной степени зависит от людей, которые его выполняют, -
от их профессиональной и психологической подготовки, преданности делу и
понимания своей роли и места в коллективных действиях, уровня личной дисциплинированности,
ответственности за порученный участок работы. Выработка этих необходимых качеств
возможна при условии правильной организации и осуществления подбора,
подготовки, расстановки и воспитания кадров – важнейших функций кадровых
аппаратов министерств.
Политика государства
включает комплексный подход к решению кадровых проблем при комплектовании и при
морально-психологической подготовке к юридической практической деятельности. Она
должна учитывать:
интересы различных
государственных служб на высшем и региональном уровне в обеспечении
юридическими кадрами;
условия, в которых будет
осуществляться их юридическая деятельность;
приоритетность задач,
стоящих перед тем или иным правоохранительным органом - прокуратурой, судом,
милицией, службой безопасности, а также перед гражданским обществом, нуждающемся
в обслуживании гражданина, в охране и защите прав и свобод личности (нотариат,
адвокатура и др.).
Правильно организованная
кадровая политика в сфере практической юриспруденции является гарантией
дальнейшей эффективной деятельности правоприменительных и правоохранительных
органов государства.
Основные направления
кадровой политики государства в сфере практической юриспруденции:
полнота охвата всех
правовых услуг, которые необходимы обществу (в том числе в сфере правового
обслуживания экономики, где профессиональная деятельность юристов еще
недостаточно эффективна вследствие неразвитой предшествующей ей деятельности);
взаимодействие и
взаимоподдержка различных направлений юридической деятельности, их оптимальное
соотношение в достижении необходимого уровня профессионализма;
создание инфраструктуры,
единой для всех видов юридической деятельности (нельзя изменить работу суда или
прокуратуры, не проводя изменений в работе милиции, и наоборот).
Инфраструктура
юридической деятельности включает такие элементы:
1. материальные
(сооружения, дороги, средства связи и др.);
2. институциональные
(нормы, принципы, способы управления и др.);
3. персональные
(количество и качество профессионализма людей, занятых юридической
деятельностью).
Следует учесть, что
эффективность юридической деятельности в значительной степени определяется
состоянием инфраструктуры. Ее совершенствование, прежде всего ее
информатизация, - одно из важных направлений правовой политики Украины. В этой
связи можно приветствовать создание Совещательного совета по вопросам
информатизации при Верховной Раде Украины, целью которого является содействие
Верховной Раде в разработке политики в сфере информатизации, при подготовке и
утверждении задач Национальной программы информатизации с учетом новейших достижений
и технологических решений (См. Постановление Верховной Рады № 77/98-ВР от
4.02.1998г.).
Развитие инфраструктуры
требует от каждого юриста совершенствования навыков ее использования. От
качества работы юристов-практиков зависит правопорядок в государстве. А
правопорядок - показатель престижа юридической профессии.
Задачи кадровой политики
государства в области практической юриспруденции (персональные элементы
инфраструктуры):
подбор и расстановка
кадров в центре и на местах;
контроль за их деятельностью,
что выражается в переаттестации работников юридического труда в установленном
законом порядке (созданы квалификационные комиссии прокуратуры, суда,
работников органов внутренних дел и др.);
3. повышение их
квалификации (созданы и успешно функционируют соответствующие учреждения, в
которых повышают свой профессиональный уровень прокуроры, адвокаты и другие
работники юридического труда; проводятся мероприятия по изучению и обмену
положительным опытом внутри страны и за рубежом).
Одной из важных проблем кадровой
политики государства в области юридической службы, организации юридической
практики, повышения ее эффективности, является подбор и расстановка кадров в
соответствии с деонтологическими принципами профессиональной ориентации и
отбора, цель которых - проведение мероприятий, направленных на оказание помощи
человеку в правильном научно обоснованном выборе профессии, укомплектование
сферы приложения юридического труда.
Осуществление подготовки
и воспитания нового поколения юристов-практиков должно основываться на
общечеловеческих ценностях, принципах гуманизма и демократизма, осознания
свободы и прав человека как важнейшего достижения общества.
Подход государства к
деятельности юриста определяется такими основными факторами:
1. обеспечение интересов
каждого юриста - его права на свободный выбор юридической деятельности, на
возможность ее смены, перехода из государственной службы на работу в частный
сектор экономики либо в состав лиц свободной профессии;
2. обеспечение интересов
отдельных граждан (клиентов), а также их общественных объединений -
коммерческих и некоммерческих - в получении необходимых услуг, проведении
различного рода профессиональной юридической деятельности: расследовании
преступлений, рассмотрении дел в судах, оформлении сделок с недвижимостью,
правовом обеспечении предпринимательской деятельности (регистрация и др.).
Взят курс на омоложение
всех служебных звеньев. На ответственные посты выдвигаются грамотные, честные,
преданные делу работники. Это делается особенно там, где происходит ослабление
служебной деятельности, причиной которого являются устаревшие формы и методы
работы. Процесс омоложения руководящих кадров является прогрессивным и
необходимым, но он не должен происходить за счет ломки высокопрофессионального
ядра. Образованные и опытные кадры важно не только выращивать, но и сохранять, поскольку
без преемственности поколений невозможно овладеть профессиональным мастерством.
Основные требования,
предъявляемые государством к юристам при подборе и расстановке кадров:
иметь определенный
уровень профессионального образования и твердые гражданские установки, т.е.
честно исполнять свой профессиональный и моральный долг - отстаивать истину;
иметь необходимый уровень
знаний Конституции Украины, законов и осознавать свое социальное назначение -
стоять на страже законности и правопорядка, защищать социальную справедливость;
иметь не только
гражданство Украины, а быть гражданином своего Отечества, обладать
самостоятельностью, способностью взять ответственность на себя и довести
начатое дело до конца.
Правильный подбор кадров
по специальностям и соответствующее определение их функциональных особенностей
имеют ведущее значение в кадровой политике государства.
Квалификационный
паспорт юриста и его структурная характеристика
Квалификационный паспорт
юриста представляет собой необходимую классификационную характеристику
(профессиограмму) требований, которые предъявляются выпускнику юридической
высшей школы. Это своеобразная типичная модель специалиста, служащая для вузов
определенным ориентиром в подготовке кадров. Она включает определения, каким
параметрам должен отвечать юрист, какими личными и профессиональными качествами
он должен обладать (образование, опыт, возраст, состояние здоровья, психические
качества, морально-этические установки и др.)
Выпускник, получая высшее
юридическое образование, должен обладать такими качествами
юриста-профессионала:
руководствоваться
принципом верховенства права, знать и уважать законы;
уметь организовать свою
деятельность и самокритичнооценивать ее результаты, быть убежденным в
необходимости постоянного профессионального самосовершенствования, уметь
постоянно аккумулировать новую информацию;
быть справедливым и
гуманным, уважать нравственные ценности, способным нести ответственность за
судьбу людей;
уважать чужое мнение и
уметь отстаивать собственное в случае глубокой убежденности в правоте,
проявлять твердость и независимость в отстаивании своего суждения, не бояться
смелых идей;
обладать способностью
поставить себя на место другого человека (клиента) и оценить ситуацию с этой
позиции, быть способным к сопереживанию и милосердию;
быть политически активным
и психологически стойким, проявлять твердость моральных и идейных убеждений,
культивировать в коллективе плюрализм мнений, дискуссию, инициативу;
обладать чувством долга и
ответственности за порученное дело, уметь создать команду единомышленников;
быть собранным и
уравновешенным, способным концентрировать и быстро переключать внимание.
Общая структурная
характеристика квалификационного паспорта юриста включает в себя:
общие требования;
систему знаний;
систему умений.
Разработка
квалификационного паспорта юриста- специалиста в нашем Отечестве имеет
небольшую историю. Каждому историческому периоду соответствовали свои
представления о "моделях"юриста-профессионала.
В 20-х годах н. ст.
Народный Комиссариат Юстиции УССР разработал схему аттестации судебных
работников. В ней обобщённо были представлены группы качеств, которым должны соответствовать
претенденты на судебные должности.
Схема включала:
идейно - политические качества
(знание основ марксизма, основ советского строя, знания в области права,
жизненный опыт);
умственные качества,
связанные с характером и темпераментом (общее развитие, память, способность
критически относится к материалам следствия, умение оценивать доказательства,
судебно - следственное чутье, объективность суждений);
моральные качества -
честность, неподкупность, доброжелательность во взаимоотношениях с гражданами,
способность сознавать собственные ошибки и просчеты, не поддаваться
постороннему влиянию;
административно -
организаторские качества (умение планировать работу, умение руководить
участниками судебного разбирательства).
Надо отдать должное
первым попыткам выделить основное в деятельности юриста. К сожалению, данная
схема квалификации юриста (судебного работника) осталась на бумаге и не
получила воплощения в практику подбора юридических кадров. На практике при
подборе судей предпочтение отдавалось лицам, обладающим, главным образом,
идейно – политическими качествами, что объясняется господством тоталитарного
мышления, для которого высшей ценностью выступала власть и ее идеология, а не
человек.
Немалый вклад в
разработку "Модели специалиста - выпускника школы..." был внесен
Киевской высшей школой МВД(1981). Предложенная структура качеств выпускника
включала:
1. общие качества -
знание, умение и навыки, свойства специалиста;
2. конкретные аспекты их
проявления:
а) идейно - политические;
б) профессиональные;
в) организационно -
управленческие;
г) нравственно -
этические;
д) социально - психологические.
Определенным переломным
моментом в разработке профессионального паспорта юриста стало утверждение
Министерством высшего образования СССР "Квалификационной характеристики
юриста" по специальности 1801 "Правоведение" (9.12.1982 г.).
Ценность его состоит в том, что здесь чётко было определено значение
квалификационной характеристики для профессионального назначения юриста и дан
перечень квалификационных требований (что должен знать и уметь юрист),
предъявляемых к нему при осуществлении кадровой политики в сфере юридической
практики. Не менее важное значение этого документа состоит в определении
четырех специализаций:
1.государственно -
правовой;
2.хозяйственно -
правовой;
3.судебной и
прокурорско-следственной;
4.следственно-криминалистической.
В соответствии с этими
специализациями были построены типовые учебные планы всех юридических вузов
страны.
Новый важный шаг в
разработке модели квалификационного паспорта юриста был сделан Харьковским
юридическим институтом (ныне Национальная юридическая академия Украины). В
квалификационной характеристике выпускника юридического вуза по специальности "Правоведение"
(1989) было выделено две части:
общая - содержит исходные
положения о профессии юриста;
особенная - содержит
социальную характеристику деятельности юриста-профессионала по таким
специальностям: юрисконсульт, судья, прокурор, помощник прокурора, следователь,
адвокат.
Университетом внутренних
дел МВД Украины (г. Харьков) в 1994 - 1997 годах была утверждена
квалификационная характеристика специалиста - выпускника таких специальностей -
следственно-криминалистическая (следствие в органах внутренних дел),
информационно-аналитическая (обеспечение деятельности Органов внутренних дел),
оперативно- экономическая - финансы и кредит, бухгалтерский учет и аудит,
административный менеджмент, информационные системы в менеджменте, практическая
психология, социальная работа, правоохранительная деятельность.
Как правило,
квалификационная характеристика излагается по трем пунктам:
Должен знать: законы,
правовые дисциплины и дисциплины специализации, принципы и функции
профессионально - правовой деятельности, ее методику и тактику, свои
полномочия, государственный язык, национальный язык региона и его национальные
традиции;
Должен уметь: применять
на практике знания права, принимать решения и организовывать их выполнение,
организовывать свою деятельность, заниматься самообразованием с целью повышения
своей квалификации, владеть табельным оружием, пользоваться вычислительной
техникой, автотранспортом и машинописью и др.
Позитивная значимость
этой квалификационной характеристики заключается в конкретизации применительно
к каждой специальности объема знаний и практических навыков (умений)
выпускника.
Выпускнику юридического
вуза должны быть созданы условия для формирования профессионализма по таким
видам культуры:
- психологическая
культура предполагает знание психического состава личности, умение пользоваться
психодиагностикой в процессе общения при рассмотрении юридического дела;
- политическая культура
означает знание политической стратегии и тактики государства, ведущих
политических партий и движений, умение пользоваться всеми способами
политической деятельности и быть политически активным;
- профессионально-правовая
культура предполагает глубокое знание системы права и законодательства, умение
пользоваться всей совокупностью правовых средств при разборе любого
юридического дела;
- этическая культура
означает усвоение гуманистических принципов морали, умение ими
руководствоваться в процессе профессиональной деятельности;
- эстетическая культура
выражается в служебном этикете, языке общения, внешнем облике юриста,
эстетическом виде оформляемых им документов и др.