Виды административных наказаний
Содержание
Введение
1.
Мера
административного наказания и их система
Заключение
Список литературы
Введение
Вступивший в силу с 1
июля 2002 г. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ закрепил единые для всей России принципы и общие
параметры административной ответственности в целях единообразного осуществления
всеми субъектами административно-юрисдикционной деятельности производства по
делам об административных правонарушениях. По-новому была представлена и сама
структура мер административной ответственности. Предваряя содержание каждой из
них, административно-деликтный закон прибегает к характеристике
административного наказания как комплексного, собирательного в
категориально-понятийном смысле правового явления.
Сама же совокупность
административных наказаний уже не может быть представлена хаотичной, но
принимает качества системной категории. Для административного наказания как
явления социально-правовой действительности системное представление его
компонентов, элементов и взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое
значение. От того, что понимается под системой административных наказаний,
какие и в каком порядке включаются в нее карательные меры, как они соотносятся
между собой и приводятся в действие, зависит почти все, что ассоциируется с
административным наказанием.
1.
Мера административного наказания и их система
Система определяется
Кодексом РФ об административных правонарушениях; включает в себя различные по
характеру, тяжести и последствиям меры, позволяющие учесть при назначении
наказания личность нарушителя, его имущественное положение, значимость
общественных отношений, которые являются объектом правонарушения,
обстоятельства совершения деяния, степень вредности правонарушения.
Административное
наказание - это мера ответственности, применяемая за совершение
административного правонарушения. Новый КоАП РФ ввел новый термин
"административные наказания" взамен ранее существовавшего -
"административные взыскания". Теперь наименованием
"административные наказания" охватываются все установленные КоАП РФ
меры административной ответственности. Смена терминов была обусловлена тем, что
любая мера ответственности обязательно содержит в себе какие-то ограничения или
лишение прав и свобод субъекта, привлекаемого к ответственности. Эти
ограничения прав составляют содержание наказания как адекватной реакции
государства на совершенное правонарушение.
В статье 3.1. КоАП РФ
подчеркивается государственный характер принудительных мер, являющихся мерами
административной ответственности. Во-первых, эти меры могут быть установлены
только законом - актом высшей юридической силы, принимаемым законодательным
(представительным) органом государственной власти. Во-вторых, именно через
применение административных наказаний дается публично-правовая отрицательная
оценка государством совершенного административного правонарушения.
Предписания статьи 3.1.
КоАП РФ обращены как к законодателю, так и к правоприменителю. Устанавливая
ответственность за конкретное административное правонарушение, законодатель
обязан исходить из определенных КоАП РФ целей административного наказания. В
свою очередь, судья, орган, должностное лицо, полномочные рассматривать дела об
административных правонарушениях и обращать к исполнению наложенные наказания,
при назначении и исполнении административных наказаний должны руководствоваться
установками Кодекса о природе административного наказания и его целях.
По своей правовой
природе административными наказаниями являются лишь те меры административного
принуждения, которые предусмотрены в ст. 3.2-3.12 главы 3 раздела I КоАП РФ.
Зафиксированные в других разделах Кодекса иные меры административного
принуждения, применяемые в связи с административными правонарушениями,
административными наказаниями не являются (например, административное
задержание (ст. 27.3), личный досмотр и досмотр вещей (ст. 27.7), изъятие вещей
и документов (ст. 27.10), отстранение от управления транспортным средством (ст.
27.12), задержание и запрещение эксплуатации транспортного средства (ст. 27.13)
и другие меры обеспечения производства по делу об административном
правонарушении, предусмотренные главой 27 КоАП РФ).
Содержанием целей
административных наказаний является соблюдение установленного правопорядка и
обеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц. С помощью
административных наказаний осуществляются цели общего и специального
предупреждения правонарушений (общая и частная превенция).
В ч. 2 статьи 3.1. КоАП
РФ находит свое проявление принцип гуманизма законодательства об
административных правонарушениях. Административное наказание к физическому лицу
должно применяться в пределах цивилизованных стандартов, не должно иметь целью
унижение человеческого достоинства и причинение человеку физических страданий.
Административное
наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства
физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение
ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации
юридического лица.
В статье 3.2. КоАП РФ
систематизированы виды административных наказаний, которые могут
устанавливаться и применяться к лицам, совершившим административное
правонарушение.
Статья 3.2.
Виды административных наказаний
1. За совершение
административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие
административные наказания:
2) административный
штраф ;
3) возмездное изъятие
орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия
совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального
права , предоставленного физическому лицу;
6) административный
арест;
7) административное
выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без
гражданства;
8) дисквалификация;
9) административное
приостановление деятельности .
2. В отношении
юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в
пунктах 1 - 4, 9 части 1 настоящей статьи.
3. Административные
наказания, перечисленные в пунктах 3 - 9 части 1 настоящей статьи,
устанавливаются только настоящим Кодексом.
Основными являются
такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к
другим видам административных наказаний. Предупреждение, административный
штраф, лишение специального права, дисквалификация и административное
приостановление деятельности могут применяться только в качестве основных.
Остальные
административные наказания, перечень которых дан в ст. 3.2 КоАП РФ, могут
применяться и как основные, и как дополнительные наказания, усиливая потенциал
воздействия основного наказания.
Дополнительное
наказание может быть назначено судьей, органом, должностным лицом,
рассматривающим дело, только в том случае, если это наказание предусмотрено в
санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса.
Статья 3.3.
Основные и дополнительные административные наказания
1. Предупреждение,
административный штраф, лишение специального права, предоставленного
физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное
приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в
качестве основных административных наказаний.
2. Возмездное изъятие
орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация
орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также
административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного
гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в
качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.
3. За одно
административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и
дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции
применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта
Российской Федерации об административной ответственности.
Система
административных наказаний включает разные по характеру и правовым последствиям
санкции, что позволяет учесть при назначении наказания личность нарушителя и
обстоятельства правонарушения.
Заключение
В заключении можно
сделать следующие выводы:
2. Понятие
административного наказания содержится в ст. 3.1 КоАП РФ и предполагает
установленную государством меру ответственности за совершение административного
правонарушения, применяемую в целях предупреждения совершения новых
правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
3. Административное
наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства
физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение
ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации
юридического лица.
4. В соответствии со
ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут
устанавливаться и применяться следующие административные наказания: 1)
предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия
совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия
совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение
специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный
арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации
иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9)
административное приостановление деятельности.
5. Административные
наказания как элементы единой системы характеризуются общностью оснований их
применения: юридического, фактического, процессуального.
Список
литературы
1.
Конституция
Российской Федерации от 12.12.1993. // Российская газета. №237. 1993. 25
января.
2.
Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (Ч. 1). – Ст. 1.
3.
Борисов
А.Н. Административные правонарушения. – М., 2005.
4.
Веремеенко
И.И. Административно-правовые санкции. – М., 1999.
5.
Дугенец
А.С. Административно-юрисдикционный процесс. – М., 2003.
6.
Комментарий
к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ.
ред. А.А. Николаева. В 2-х т. Т. 1. – М., 2003.
7.
Комментарий
к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. (5-е изд.,
перераб. и доп.) / Под общ. ред. Е.Н. Сидоренко – М., 2006.
8.
Комментарий
к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред.
Ю.М. Козлова. – М, 2002.
9.
Комментарий
к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ.
ред. Э.Н. Ренова. – М., 2002.
10.
Лапач
В.А. Система объектов гражданских прав: Теория и судебная практика. – СПб.,
2002.
11.
Лукьянов
В., Борисова Н. Угроза причинения вреда как последствие правонарушения //
Российская юстиция. 2002. № 8.
12.
Максимов
И.В. Система административных наказаний по законодательству РФ. – Саратов,
2004.