Языки обучения и языки изучения
Министерство образования
Республики Башкортостан
Башкирский
государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
«Языки обучения и языки
изучения»
Уфа
2009
Оглавление
1. Языки обучения в РБ
2. Языки изучения в РБ
Список использованной
литературы
1. Языки
обучения в Республике Башкортостан
В Республике
Башкортостан вопрос о необходимости выработки новых принципов языкового
строительства был поставлен на повестку дня в конце 80-х годов. В то время и на
федеральном уровне начала формироваться соответствующая нормативно-правовая
база. В октябре 1991 года был принят Федеральный закон "О языках народов
РСФСР", в июне 1992 года Совет Национальностей Верховного Совета
Российской Федерации одобрил Концепцию государственной программы по сохранению
и развитию языков народов Российской Федерации. Аналогичные законы о языках
были приняты в субъектах Российской Федерации. Закон Республики Башкортостан от
15 февраля 1999 года № 216-з "О языках народов Республики
Башкортостан" в своих принципиальных положениях опирался на обновляющееся
российское законодательство.
Этот закон
прежде всего учитывал положения федерального закона о праве на сохранение
родного языка, свободу выбора и использования языка общения, о закреплении на
территории Российской Федерации статуса государственного за русским языком, а
также положение о праве республик в составе Российской Федерации устанавливать
статус государственного языка при государственных гарантиях сохранения языков
всех народов и прав граждан РСФСР.
Закон,
принятый в республике в соответствии с Законом Российской Федерации и
Декларацией о государственном суверенитете Республики Башкортостан, определил,
что государственными языками в Республике Башкортостан являются башкирский и
русский. Этот статус двух языков был закреплен в Конституции Республики
Башкортостан. Во исполнение Закона Республики Башкортостан "О языках
народов Республики Башкортостан" Постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан от 31 декабря 1999 года № 413 была утверждена Государственная
программа сохранения, изучения и развития языков народов Республики
Башкортостан на 2000 - 2005 годы. Данная Программа была направлена на поддержку
и развитие социальной, экономической, духовной, культурной жизни и языковой
культуры народов Республики Башкортостан.
В ходе
реализации мероприятий указанной Программы удалось осуществить следующее:
обеспечить
функционирование родных языков, прежде всего башкирского. Сегодня в республике
преподаются 14 родных языков, на шести из них ведется обучение: башкирском, русском,
татарском, марийском, чувашском и удмуртском. Ежегодно увеличивается количество
детей, изучающих родной язык: в настоящее время около 70% учащихся нерусской
национальности изучают свой родной язык, что на 15% больше, чем в 1994 - 1995
годах. В образовательных учреждениях республики изучают родной язык 91%
учащихся башкирской национальности, 60% учащихся татарской национальности,
53,4% учащихся чувашской национальности, 61,2% учащихся марийской
национальности, 64,6% учащихся удмуртской национальности, 21% учащихся
мордовской национальности;
решить задачи
обеспечения общеобразовательных учреждений учебно-методической литературой по
родным языкам, предметам национально-регионального компонента, укомплектования
штатов квалифицированными педагогическими кадрами по родным языкам, создания
обучающих компьютерных программ по башкирскому языку для 1 - 9 классов;
увеличить
количество школ с обучением на башкирском и других родных языках народов
Башкортостана, национальных гимназий и лицеев (сегодня из 119 гимназий
республики 47 являются национальными);
увеличить
количество факультетов (отделений) по подготовке специалистов широкого профиля
по специальностям "Родной язык и литература и иностранные языки",
"Башкирский язык и литература, история и культура Башкортостана" в
учреждениях среднего и высшего профессионального образования (в республике 5
вузов и 12 педагогических колледжей готовят преподавателей по башкирскому,
русскому, татарскому, чувашскому, марийскому, украинскому, удмуртскому и
иностранным языкам);
активизировать
изучение родных языков в воскресных школах (организовано 19 воскресных школ);
содействовать
увеличению количества образовательных учреждений с изучением башкирского языка
в субъектах Российской Федерации, где компактно проживает башкирское население;
расширить
область функционирования башкирского языка в сфере деятельности органов
государственной власти;
обеспечить
использование башкирского языка в сферах промышленности, связи и транспорта
(при оформлении вывесок, бланков, печатей (штампов), названий географических
объектов, дорожных указателей, товарных этикеток (ярлыков) продукции,
выпускаемой в республике);
увеличить
количество печатных и электронных средств массовой информации, использующих
башкирский и другие родные языки народов, компактно проживающих в Республике
Башкортостан (за пять лет общий тираж газет и журналов, выходящих на
государственных и родных языках народов Башкортостана, вырос на 19,5%,
количество литературы, изданной на родных языках, в том числе башкирско-русских
и русско-башкирских словарей-справочников, увеличилось на 300 тысяч
экземпляров);
увеличить
объем теле- и радиовещания, посвященного вопросам сохранения, изучения и
развития языков, культуры и традиций народов Республики Башкортостан;
провести
работу по включению Республики Башкортостан в мировой интеграционный процесс в
области информационных технологий, а также по созданию условий для базовой
национальной локализации компьютерных систем, решению задач компьютерной
лингвистики;
продолжить
изучение проблем двуязычия и взаимодействия государственных языков и родных
языков народов Республики Башкортостан на всероссийских, межрегиональных и
республиканских научно-практических конференциях.
2. Языки
изучения в Республике Башкортостан
Язык -
основной элемент самобытности народа, от сохранения которого зависит
существование и развитие этноса.
Современная
этнолингвистическая ситуация в Республике Башкортостан складывается под
воздействием ряда факторов, важнейшим из которых является многонациональный
состав населения республики. В Республике Башкортостан национальная политика
направлена на защиту прав лиц, принадлежащих к коренным народам и национальным
группам, на базе двух основополагающих норм международного права:
равноправие
народов и искоренение дискриминации, благодаря чему все этнические группы
обладают правом пользоваться родным языком и культурой;
право этноса
на сохранение своей национальной и культурной идентичности.
В настоящее
время в Республике Башкортостан созданы благоприятные условия для свободного
развития всех ее народов, развития национального самосознания, сохранения
культуры и письменности, а также удовлетворения культурно-языковых запросов
диаспор (татарского, чувашского, марийского, удмуртского и других народов).
Однако,
несмотря на провозглашение равноправия башкирского и русского языков как
государственных, на практике сферы и объем функционирования башкирского языка
остаются ограниченными. В настоящее время еще не сложилась практика применения
башкирского языка в процессе законотворчества и государственного управления, не
определены принципы организации документооборота в условиях двуязычия в органах
власти и государственных учреждениях. Остается актуальной проблема изучения
башкирского языка в северо-западных районах республики, а также проблема
воспитания детей на родном башкирском языке в дошкольных образовательных
учреждениях в условиях города. Недостаточен уровень преподавания русского языка
в национальных школах.
Реализация
Государственной программы сохранения, изучения и развития языков народов
Республики Башкортостан на 2000 - 2005 годы также позволила определить факторы,
препятствующие достижению поставленных целей:
отсутствие
целевых федеральных программ по сохранению, изучению и развитию языков народов
Российской Федерации, в связи с чем, в частности, осложнено функционирование
башкирского языка в местах компактного проживания башкир на территории России;
пробелы в
правовом регулировании языковой политики, а именно: описательно-декларативный
характер отдельных статей Закона Республики Башкортостан "О языках народов
Республики Башкортостан", несовершенство механизмов реализации положений
этого Закона и соответствующей программы, недостаток нормативных правовых
актов, регулирующих отношения в сфере языкового общения, и отсутствие санкций
за нарушение законодательства в области языковой политики;
отсутствие
системы непрерывного образования на родном языке, начиная с дошкольного и
заканчивая высшим профессиональным образованием.
Настоящая
Программа разработана в соответствии с федеральным и республиканским
законодательством, основными принципами государственной политики в области
языкового строительства, предполагающими развитие и гармоничное взаимодействие
языков, поддержание устойчивого баланса национально-языковых интересов многонационального
народа Республики Башкортостан.
Программа
рассчитана на очередной этап языкового строительства в республике и составлена
с учетом недостатков, отмеченных в механизме реализации прежней аналогичной
программы.
Для
выполнения Программы в сфере образования, совершенствования преподавания
государственных языков и родных языков народов Республики Башкортостан
предусматриваются:
изучение
государственных языков Республики Башкортостан в образовательных учреждениях
республики;
обеспечение
преемственности в преподавании государственных языков и родных языков народов
Республики Башкортостан;
расширение
сети образовательных учреждений, в которых воспитание и обучение ведутся на
родных языках, а также увеличение количества классов с углубленным изучением
башкирского языка;
совершенствование
программ дошкольного образования, программ по предметам
национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов
общего среднего и профессионального образования;
ориентация на
формирование двуязычия в системе профессионального образования для подготовки
конкурентоспособных специалистов высокой степени языковой адаптации;
совершенствование
структуры и содержания обучения башкирскому языку как родному в целях развития
коммуникативной компетенции учащихся и максимального усвоения ими норм
современного башкирского литературного языка;
качественное
обновление содержания и методов преподавания башкирского языка как неродного,
укрепление учебно-методической и материально-технической базы его преподавания
в образовательных учреждениях Республики Башкортостан;
повышение
уровня преподавания русского языка в национальных образовательных учреждениях;
совершенствование
работы по подготовке и изданию адаптированных к современным
социально-культурным условиям учебников русского языка для башкирских школ;
координация
деятельности образовательных учреждений в организации обучения государственным
языкам Республики Башкортостан;
содействие
совместно с соответствующими органами и организациями субъектов Российской
Федерации обновлению содержания и методов обучения, укреплению материально-технической
базы образовательных учреждений, где преподавание ведется на языках народов,
компактно проживающих в Республике Башкортостан;
содействие
укреплению учебно-методической и материально-технической базы преподавания
башкирского языка за пределами Республики Башкортостан;
совершенствование
в учреждениях профессионального образования системы подготовки и повышения
квалификации преподавательских кадров - учителей башкирского языка и
литературы, истории и культуры Башкортостана - для образовательных учреждений с
башкирским языком обучения в Республике Башкортостан и за ее пределами;
реализация
башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан в
деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в
Республике Башкортостан, а также в общественной и политической жизни Республики
Башкортостан;
создание сети
бесплатных курсов обучения государственным языкам Республики Башкортостан.
В свете
сказанного приоритетными направлениями развития системы образования республики
должны стать создание учебных программ и планов, а также учебных пособий нового
поколения, поиск и разработка новых методов преподавания, оригинального
иллюстративного материала и наглядных пособий, применение современных
образовательных технологий.
Семья
является ведущим институтом сохранения и развития родного языка. Но этот
социальный институт способствует конструктивному решению национально-языковых
проблем только в той мере, в какой семья оказывается взаимодействующей с
образовательной системой.
На
современном этапе необходимо разработать программу мероприятий по усилению роли
семьи в приобщении детей к ценностям родного языка и культуры, в которой
необходимо сформулировать принципы национально-языкового семейного воспитания,
определить соответствующие координирующие органы.
Языковое
регулирование посредством формирования общественного мнения предполагает
регулярное изучение общественного мнения по вопросам языковой политики.
В
образовательных учреждениях ведётся большая работа по реализации Закона «О
языках народов РБ», организовано изучение русского, башкирского, татарского,
чувашского и марийского языков. Во многих школах ведётся изучение нескольких
родных языков в рамках одного класса. В соответствии с утверждённой новой
редакцией статьи 7 Закона РБ «Об образовании» в этом учебном году в
общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего
профессионального образования введено изучение башкирского языка как
государственного. Кроме этого, с детьми старших и подготовительных к школе
групп в 39 детских садах ведется изучение башкирского языка как
государственного по двухчасовой программе «Оскон» (БИРО).
1.
Закон
Республики Башкортостан о языках народов Республики Башкортостан.
2.
Лингвокраеведение:
программа учебной дисциплины/ сост. д.ф.н., проф. Т.М. Гарипов, к. ф.н., ст.
преп. Е.Е. Хазимуллина. – Уфа: издательство БГПУ, 2006.
3.
Постановление
Правительства РБ «О государственной программе сохранения, изучения и развития
языков народов Республики Башкортостан на 2006-2010 годы».