Управление в сфере здравоохранения
Факультет государственного и муниципального управления
Реферат
по дисциплине: "Административное право"
на тему: "Управление в сфере здравоохранения "
Челябинск, 2009 г.
Содержание
Введение
1. Структура здравоохранения РФ
2. Задачи законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан
3. Функции в сфере здравоохранения
4. Организация управления в сфере
здравоохранения на федеральном уровне
5. Организация управления в сфере
здравоохранения субъектов РФ
6. Организация управления в сфере
здравоохранения органов местного самоуправления
Заключение
Список используемых источников и
литературы
Введение
Охрана
здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического,
правового, социального, культурного, научного, медицинского,
санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на
сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека,
поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской
помощи в случае утраты здоровья.
Государство
гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации,
Конституциями и иными законодательными актами республик в составе Российской
Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и
международными договорами Российской Федерации.
Органом
управления в сфере здравоохранения выступает Министерство здравоохранения и
социального развития РФ, соответствующие министерства здравоохранения субъектов
РФ.
Как и все российское
общество в целом система здравоохранения переживает значительные
организационно-правовые и содержательные преобразования: создана
законодательная база для реформы здравоохранения, позволившая осуществить
децентрализацию государственной системы медицинского обслуживания и управления
здравоохранением, реализуется система обязательного медицинского страхования,
проводится структурная перестройка отрасли, развивается частный сектор
здравоохранения.
1. Структура здравоохранения РФ
Структура
здравоохранения РФ:
1.
Государственная
2. Муниципальная
3. Частная
Государственная система здравоохранения
К
государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения
Российской Федерации, министерства здравоохранения республик в составе
Российской Федерации, органы управления здравоохранением автономной области,
автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
Российская академия медицинских наук, Государственный комитет
санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, которые в пределах
своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной
политики Российской Федерации, выполнению программ в области здравоохранения и
по развитию медицинской науки. К государственной системе здравоохранения также
относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам
управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и
научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения,
фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические
учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы
материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских
препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.
В
государственную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические
учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения,
создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями,
учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства
здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в
составе Российской Федерации.
Предприятия,
учреждения и организации государственной системы здравоохранения независимо от
их ведомственной подчиненности являются юридическими лицами и осуществляют свою
деятельность в соответствии с настоящими Основами, другими актами
законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской
Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства
здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в
составе Российской Федерации, органов управления здравоохранением автономной
области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга.
Муниципальная система здравоохранения
К муниципальной системе
здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и
находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и
научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и
организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы,
образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют
свою деятельность в соответствии с настоящими Основами, другими актами
законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской
Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства
здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в
составе Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Муниципальные органы
управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое
образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного
объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения
на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания
медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и
организациями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а
также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.
Финансирование
деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы
здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых
фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не
запрещенных законодательством Российской Федерации.
Частная система здравоохранения
К частной
системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные
учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица,
занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической
деятельностью.
В частную
систему здравоохранения входят лечебно-профилактические, аптечные,
научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и
финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями,
общественными объединениями, а также физическими лицами. Деятельность
учреждений частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с
настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации,
республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области,
автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации,
министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации и органов
местного самоуправления.
2. Задачи законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан
Задачами
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются:
1)
определение ответственности и компетенции Российской Федерации, республик в
составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам охраны здоровья граждан
в соответствии с Федеративным договором, а также определение ответственности и
компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья
граждан;
2) правовое
регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий,
учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также
государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;
3)
определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и
установление гарантий их соблюдения;
4)
определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и
фармацевтических работников, установление гарантий их социальной защиты.
3. Функции в сфере
здравоохранения
В сфере здравоохранения
Министерство здравоохранения и социального развития РФ выполняет функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию по
вопросам организации медицинской профилактики и медицинской помощи,
фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности
лекарственных средств, курортного дела, санитарно-эпидемиологического
благополучия.
Важную роль в организации
управления в сфере здравоохранения призваны играть Федеральные агентства и
службы. К функциям Федерального агентства по здравоохранению и социальному
развитию отнесены:
-оказание медицинской
помощи;
- предоставление услуг в
области курортного дела;
-организация
судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз;
- оказание
протезно-ортопедической помощи;
- реабилитация инвалидов;
- ведение реестров и
регистров в сфере здравоохранения.
Медико-биологическое
агентство осуществляет медико-санитарное обеспечение работников отдельных
отраслей промышленности с особо опасными условиями труда. Контроль и надзор в
сфере здравоохранения осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере
здравоохранения. К её компетенции, в частности отнесены:
- контроль и надзор за
медицинской деятельностью в сфере лекарственных средств и по оказанию
протезно-ортопедической помощи;
- контроль качества
лекарственных средств, медицинской и реабилитационной техники и изделий
медицинского назначения, а также контроль за оказанием медико-социальной помощи
населению и медико-социальной реабилитации инвалидов;
- осуществление
лицензирования некоторых видов деятельности в установленной сфере;
- осуществление
государственной регистрации лекарственных средств, медицинской и
реабилитационной техники и изделий медицинского назначения;
- аккредитация
медицинских учреждений, санаторно-курортных организаций.
4. Организация управления
в сфере здравоохранения на федеральном уровне
К ведению
Российской Федерации в вопросах охраны здоровья граждан относятся:
1) принятие и
изменение федеральных законов в области охраны здоровья граждан и контроль за
их исполнением;
2) защита
прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
4)
установление структуры федеральных органов управления государственной системы
здравоохранения, порядка их организации и деятельности;
5)
определение доли расходов на здравоохранение при формировании республиканского
бюджета Российской Федерации, формирование целевых фондов, предназначенных для
охраны здоровья граждан, определение налоговой политики (в том числе льгот по
налогам, сборам и иным платежам в бюджет) в области охраны здоровья граждан;
6) управление
федеральной государственной собственностью, используемой в области охраны здоровья
граждан;
7)
природопользование, охрана окружающей природной среды, обеспечение
экологической безопасности;
8)
организация государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской
Федерации, разработка и утверждение федеральных санитарных правил, норм и
гигиенических нормативов, обеспечение государственного
санитарно-эпидемиологического надзора;
9)
организация системы санитарной охраны территории Российской Федерации;
10)
реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при
чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне
чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;
11)
обеспечение единой технической политики в области фармацевтической и
медицинской промышленности, утверждение государственных стандартов Российской
Федерации, технических условий на продукцию медицинского назначения,
организация надзора за их соблюдением:
12)
сертификация (регистрация, испытание и разрешение применения) лекарственных и
дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского
назначения, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических, психотропных
средств, выдача лицензий на их производство, контроль за их производством,
оборотом и порядком их использования; сертификация продукции, работ и услуг; выдача
разрешений на применение новых медицинских технологий;
13)
установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в
области охраны здоровья граждан;
14)
разработка единых критериев и федеральных программ подготовки медицинских и фармацевтических
работников, определение номенклатуры специальностей в здравоохранении;
установление основных льгот медицинским и фармацевтическим работникам;
15)
установление стандартов качества медицинской помощи и контроль за их
соблюдением; разработка и утверждение базовой программы обязательного
медицинского страхования граждан Российской Федерации; установление страхового
тарифа взносов на обязательное медицинское страхование граждан Российской
Федерации; установление льгот отдельным группам населения в оказании
медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении;
16)
координация деятельности органов государственной власти и управления,
хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной
систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; охрана семьи,
материнства, отцовства и детства;
17)
установление порядка производства медицинской экспертизы;
18)
установление порядка лицензирования медицинской и фармацевтической
деятельности;
19)
установление порядка создания и деятельности комитетов (комиссий) по вопросам
этики в области охраны здоровья граждан;
20)
координация научных исследований, финансирование федеральных программ научных
исследований в области охраны здоровья граждан;
21)
международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных
договоров Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.
Отдельные
полномочия в вопросах охраны здоровья граждан, отнесенные к ведению Российской
Федерации, могут быть переданы республикам в составе Российской Федерации,
автономной области, автономным округам, краям, областям, городам Москве и
Санкт-Петербургу в порядке, установленном Федеративным договором о
разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами
государственной власти и органами власти суверенных республик в составе
Российской Федерации, автономной области, автономных округов в составе
Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
5. Организация управления
в сфере здравоохранения субъектов РФ
К ведению
автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга в вопросах охраны здоровья граждан относятся:
1) принятие
правовых актов, контроль за соблюдением федерального законодательства,
законодательная инициатива в области охраны здоровья граждан;
2) защита
прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
3)
осуществление государственной политики Российской Федерации в области охраны
здоровья граждан; реализация федеральных программ по развитию здравоохранения;
разработка и реализация региональных программ по развитию здравоохранения,
профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию
населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;
4)
формирование органов управления государственной системы здравоохранения
автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга, развитие сети учреждений государственной и муниципальной
систем здравоохранения, а также учреждений системы социальной защиты населения;
материально-техническое обеспечение предприятий, учреждений и организаций
государственной системы здравоохранения; контроль за соблюдением стандартов
качества медицинской помощи;
5)
определение доли расходов на здравоохранение при формировании собственного
бюджета, формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья
граждан; финансирование и обеспечение развития первичной медико-санитарной
помощи, других видов медицинской и лекарственной помощи; осуществление мер по
медицинскому страхованию граждан; установление дополнительных льгот отдельным
группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном
обеспечении;
6)
предоставление льгот по налогам, сборам и иным платежам в бюджет в
установленном порядке для предприятий, учреждений и организаций, деятельность
которых направлена на охрану здоровья граждан;
7)
координация деятельности органов государственной власти и управления,
хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной
систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан;
8) защита
исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических
общностей;
9)
природопользование, охрана окружающей природной среды, обеспечение
экологической безопасности;
10)
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и условий для
осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на
подведомственной территории; выявление факторов, неблагоприятно влияющих на
здоровье граждан, информирование о них населения и проведение мероприятий по их
устранению, осуществление профилактических, санитарно-гигиенических,
противоэпидемических и природоохранных мер;
11) охрана
семьи, материнства, отцовства и детства; санитарно-гигиеническое образование
населения;
12)
реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при
чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне
чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;
13)
лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности, контроль за деятельностью
муниципальных лицензионных комиссий;
14)
организация и координация деятельности по подготовке кадров в области охраны
здоровья граждан;
15)
регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой
информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний,
представляющих опасность для окружающих;
16)
международное сотрудничество в области охраны здоровья граждан;
17) другие
вопросы в области охраны здоровья граждан, не относящиеся к компетенции
Российской Федерации.
Органы
государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга по соглашению с федеральными органами
государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление
части своих полномочий в вопросах охраны здоровья граждан.
6. Организация
управления в сфере здравоохранения органов
местного самоуправления
К ведению
органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан относятся:
1) контроль
за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан;
2) защита
прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
3)
формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения; развитие
сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и
объема их деятельности; создание условий для развития частной системы
здравоохранения; организация первичной медико-санитарной, других видов
медико-социальной помощи, обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением
стандартов качества медицинской помощи, обеспечение граждан лекарственными
средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории;
4)
формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение;
5)
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и условий для
осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на
подведомственной территории; выявление факторов, неблагоприятно влияющих на
здоровье граждан, информирование о них населения и проведение мероприятий по их
устранению, осуществление профилактических, санитарно-гигиенических,
противоэпидемических и природоохранных мер;
6)
координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций
государственной и муниципальной систем здравоохранения в пределах своих
полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в
частной системе здравоохранения;
7)
формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;
осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан;
8)
лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на подведомственной
территории по поручению органа государственного управления соответствующего
субъекта Российской Федерации;
9) охрана
окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности; ликвидация
последствий катастроф и стихийных бедствий;
10) создание
и обеспечение деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и
лиц, страдающих психическими расстройствами, организация их обучения,
профессиональной переподготовки и трудового устройства, создание
специализированных предприятий, цехов и иных форм организации производства для
этих групп населения, а также специальных учреждений для неизлечимо больных
пациентов;
11)
регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой
информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний,
представляющих опасность для окружающих;
12)
реализация мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства;
санитарно-гигиеническое образование населения.
Заключение
Управление в
сфере здравоохранения диктует необходимость как количественного, так и
качественного формирования инфраструктурного комплекса, включающего в себя не
только основу становления рынка медицинских услуг, но и развитие, и расширение
деятельности предпринимательских диагностических центров в составе медицинских
учреждений. Основными государственными интересами в сфере здравоохранения
должны быть направленность на создание более развитых рынков медицинских услуг
на территории административно-территориальных образований Российской Федерации
и переход от традиционных рынков услуг здравоохранения к рынкам, предлагающим
разнообразные виды лечебно-оздоровительных услуг, отличающиеся лишь набором и
формой оказания услуг на всех этапах лечения. Это обстоятельство, в свою
очередь, предопределяет необходимость эффективного управления развитием сферы
здравоохранения и усиления контроля качества медицинских услуг. Актуальность
решения данных задач и проблем особенно возрастает в условиях необходимости
осуществления прямых государственных и опосредованных нормативно-правовых и
экономических управляющих воздействий на деятельность организационно-правовых
структур (объектов) сферы услуг здравоохранения, которые должны быть направлены
не на жесткую регламентацию и детализацию форм и видов функционирования
взаимодействующих объектов сферы здравоохранения, нередко приобретающих
изощренные формы в попытках установить доминирующую роль государства в контроле
и регулировании, например, налогообложение учреждений здравоохранения, а на
подведение фундаментальной правовой базы для рационализации взаимодействия
объектов сферы здравоохранения при действенном контроле за исполнением
важнейших решений.
В целях
упорядочения управляющих воздействий различной направленности со стороны
государства, а также процессов саморегулирования движения объектов рынка
медицинских услуг к конечной цели своего функционирования необходим
организационно-экономический механизм, объединяющий все виды управляющих
воздействий и приводящий их к рационализации влияния на процессы становления и
эффективного развития сферы услуг здравоохранения.
В этой связи,
актуальным является решение проблемы эффективного управления сферой услуг
здравоохранения и последующей реализации управляющих воздействий. При этом на
процесс управления развитием сферы услуг здравоохранения большое влияние
оказывают социальные отношения, складывающиеся в обществе, где государство
действует как субъект отношений, определяющий механизм управления, и как
социальный институт, способствующий обеспечению прав на получение медицинских
услуг гражданами России.
Список
использованных источников и литературы:
1.
Бахрах Д.Н.,
Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Админ .право: Учебник для вузов. М.: Норма,
2005.
2.
Закон "О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
3.
Концепция реформы
сферы здравоохранения в Российской Федерации.
4.
Найговзина Н.Б.,
Ковалевский М.А. Система здравоохранения в Российской Федерации:
организационно-правовые аспекты. М., 2003.
5.
Новоселов В. П.
Административно-правовые проблемы управления здравоохранением в субъектах
федерации.- Екатеринбург, 2002.
6.
Основы
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
7.
Положение о
Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Утверждено Постановлением правительства РФ от 30 июня 2004 г. №321.
8.
Постановление
Правительства Российской Федерации "О государственной поддержке развития
медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений
здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
9.
Сатышев В.Е.
Административное право России: курс лекций. – М: Омега-Л, 2006.
10.
Федеральный закон
"Об охране здоровья граждан".