Торговля людьми
Торговля людьми
Торговля людьми является крупнейшим международным
бизнесом, в котором важную роль играет организованная преступность. По данным
ООН, объем мировой торговли женщинами как товаром оценивается примерно в 12
млрд. долларов в год, получателями прибыли являются транснациональные
организации торговцев и сутенеров» Прибыль, получаемая преступными синдикатами,
составляет, по данным международных экспертов, 5–7 млрд. долларов США. Это
соответствует общему доходу от мировой торговли основными товарами потребления.
Состояние
борьбы с преступлениями данного вида остается неудовлетворительным. По данным
ГИАЦ МВД России, с момента введения в действие по декабрь 2009 года в
Российской Федерации по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 127/1
УК РФ было возбуждено всего 145 уголовных дел. Из них 17 окончено производством
и направлено в суд. При этом по 8 уголовным делам подсудимые по ст. 127/1
УК РФ были оправданы.
Подобные
негативные показатели обусловлены рядом причин, к числу которых в первую
очередь относится – новизна преступления и редакционное несовершенство ст. 127/1
УК РФ, что зачастую приводит к неверной квалификации деяния, неоднозначной
оценке собранной по делу доказательственной информации на этапе
предварительного расследования и, как следствие, прекращению уголовного
преследования, либо вынесению оправдательных приговоров в части обвинения лица
по ст. 127/1 УК РФ в судах.
Типовой
следственной ситуации первоначально этапа расследования автор выделяет три
группы информационных элементов (компонентов):
1-я группа
включает в себя информационные элементы о пострадавшем. В ней выделяются
следующие следственные ситуации: а) место нахождения пострадавшего (страна,
регион, точный адрес) известно; б) место нахождения пострадавшего не известно;
в) известны ли все пострадавшие.
2-я группа
объединяет информационные элементы о расследуемом событии. Сюда автором
включены такие элементы, как: а) носит ли расследуемое преступление единичный
характер или является элементом канала торговли людьми; б) если преступление
входит в к.т.л., то является ли он действующим или прекратил свое
существование; типичен ли для него гласный или негласный способ совершения
отдельных преступлений; является ли он структурированным или
неструктурированным, транснациональным или региональным, предполагает ли
типичный для данного к.т.л. способ совершения единичных составляющих его
преступлений применение в отношении жертв насилия, опасного для жизни или
здоровья в целях обеспечения их повиновения; известны ли: его субъектный
состав, маршрут, способы вовлечения, перевозки жертв, сокрытия преступлений,
направления движения денежных средств, распределения прибыли, используемой
торговцами людьми техники для связи, вид эксплуатации и иные элементы, имеются
ли у кого-либо из участников канала торговли людьми связи с представителями
органов государственной власти, местного самоуправления; в) если расследуемое
событие носит характер единичного преступления, на каком этапе реализации
преступного умысла оно находится: подготовки, совершения, уже совершено.
В 3-ю группу
включаются информационные элементы о причастных к расследуемому событию лицах,
в частности: а) известны ли все лица, преступные формирования или действующие
внешне легально компании, а также должностные лица, причастные к совершению
расследуемого преступления; б) известны ли функции и роли каждого из
соучастников в расследуемом событии; в) известно ли место их нахождения в
настоящее время; г) задержан ли кто-либо из них «с поличным» в ходе проведенных
ОРМ; д) осведомлен ли кто-либо из них о проводимой проверке на предмет их причастности
к расследуемому событию; е) имеются ли данные об организации ими иных к.т.л[1].
Отмечается,
что розыскные версии о месте нахождения пропавшего без вести могут быть
выдвинуты на основе анализа данных: о месте проживания (стране, регионе) лиц, с
которыми разыскиваемый познакомился незадолго до исчезновения; типичных для
региона происхождения маршрутах торговли людьми; типичном для данного к.т.л.
маршруте перемещения жертв; месте нахождения абонента в момент производства
телефонных звонков с аппарата, принадлежащего разыскиваемому; фактах
безвестного исчезновения в данном регионе иных лиц при аналогичных обстоятельствах,
а также, когда имеются основания полагать, что к ним могут быть причастны одни
и те же лица или преступные формирования; о морфологических, анатомических,
социально-психологических и иных свойствах и признаках личности разыскиваемого.
Если место
нахождения пострадавшего известно, с его участием по мере возможности могут
быть произведены следующие следственные и иные процессуальные действия:
признание потерпевшим, допрос; применение мер безопасности; выемки у него
предметов и документов, с помощью которых возможна идентификация личности
подозреваемых; изъятие у него образцов для сравнительного исследования;
освидетельствование, назначение судебно-медицинской, психолого-психиатрической
экспертиз; направление письменного поручения органу дознания о составлении
субъективных композиционных портретов лиц, причастных к расследуемому
преступлению, а также проведении с его участием оперативно-розыскных
мероприятий, направленных на изобличение причастных к торговле людьми лиц[2].
Обосновывается
вывод, что одной из наиболее эффективных форм смешанного взаимодействия
является сотрудничество, реализуемое в рамках тактических комбинаций, с учетом
чего разрабатываются рекомендации по совместному планированию тактических
комбинаций:
1) основанных
на рефлексивном управлении, предполагающем целенаправленное сообщение лицам,
представляющим оперативный интерес, мотивов для осуществления действий,
свидетельствующих об их причастности к совершению преступления (например,
противодействия расследованию), в целях оперативного документирования таких
действий и использования результатов ОРД в доказывании;
2)
предполагающих легендированное пресечение или предупреждение нежелательных
действий отдельных участников к.т.л. в условиях, исключающих осведомление этих
лиц о проводимой оперативно-розыскной работе;
3)
направленных на задержание торговцев людьми с поличным, основанных на
проведении оперативно-розыскных мероприятий «оперативный эксперимент» и
«оперативное внедрение». Отмечается, что при проведении указанных комбинаций
возникает тактический риск, который выражается в повышенной вероятности
наступления таких неблагоприятных для следствия последствий, как разоблачение
торговцами людьми легендированное внедренных лиц и причинение им вреда, либо
принудительном перемещении их в неизвестное место, а также принятие мер по
сокрытию или уничтожению следов совершенных преступлений, предупреждению
соучастников, бегству, ликвидации действующих каналов торговли людьми.
В итоге
необходимо отметить, что при расследовании и раскрытии преступлений связанных с
торговлей людьми, роль ОРД сложно не до оценивать. По нашему мнению только
благодаря ОРД и проводимых в ее рамках ОРМ достигается конечная цель – своевременное
раскрытие преступлений связанных с торговлей людьми.
[1] Смирнов Г.К. Методологические основы формирования
методик расследования преступлений новых видов // Вестник криминалистики.
№3(23). 2007. С.66-74.
[2]
Журавлев С.Ю. Взаимодействие государственных органов и негосударственных организаций
в сфере борьбы с торговлей людьми и использованием рабского труда // Они тоже
хотели счастья: Научно-методический сборник. Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской
академии государственной службы, 2006. С. 49—59.