Социальное обслуживание престарелых, инвалидов и детей

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Гражданское право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,54 kb
  • Опубликовано:
    2010-12-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальное обслуживание престарелых, инвалидов и детей

Социальное обслуживание престарелых, инвалидов и детей

План:

1. Социальное обслуживание в домах-интернатах

2. Порядок определения и обслуживания в них проживающих

3. Социальные службы, структура и порядок их работы

4. Трудоустройство инвалидов

1. Социальное обслуживание в домах-интернатах

Государство в республике берет на себя полную заботу о содержании граждан, лишенных возможности жить в семье и нуждающихся в постоянной посторонней помощи. Такие граждане помещаются в стационарные учреждения социальной защиты – дома-интернаты для престарелых и инвалидов, где им предоставляются не только материальное обеспечение, но и медицинское, бытовое и культурное обслуживание.

Дом-интернат является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного и временного проживания на полном государственном обеспечении либо за плату, одиноких престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.

В зависимости от контингента проживающих, дома – интернаты подразделяются на:

- дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа;

- дома-интернаты для инвалидов в возрасте от 18 до 40 лет;

- детские дома-интернаты;

- специальные дома-интернаты;

- Республиканский интернат ветеранов войны и труда.

Дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа создается, реорганизуется и ликвидируется решением местных исполнительных и распорядительных органов, постановлением Совета Министров.

Дом-интернат именуется по названию местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого он расположен. Министерство труда социальной защиты Республики Беларусь, отделы управления социальной защиты местных органов осуществляют координацию деятельности домов-интернатов.

Дом-интернат может состоять на бюджете области, городского района, имеет годовую смету расходов, пользуется правами юридического лица, имеет печать и штамп со своим наименованием, а также штатное расписание. Кроме бюджетных средств дом-интернат может иметь специальные средства от подсобного сельского хозяйства, лечебно-производственных мастерских, отчислений от предприятий, кооперативов и других организаций, которые расходуются на улучшение культурно-бытового обслуживания проживающих в домах-интернатах.

Дом-интернат организуется в специально построенном или приспособленном здании, которые должны соответствовать санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности и располагать всеми видами коммунального хозяйства.

В своей деятельности дома-интернаты руководствуются действующим законодательством Республики Беларусь: постановлениями и распоряжениями Правительства, приказами, указаниями, инструктивными письмами, постановлениями коллегии Министерство труда и социальной защиты, отделов и управлений труда и социальной защиты, а также Положением о домах-интернатах, утвержденным Приказом Министра социальной защиты от 20.02.95 г. № 9.

Дом-интернат возглавляет директор, который назначается и освобождается от должности областным и Минским городским управлениями социальной защиты и утверждаются Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь из лиц, имеющих высшее и в первую очередь медицинское, педагогическое, экономическое, юридическое образование и опыт административно-хозяйственной работы.

Директор организует всю работу дома-интерната и несет полную ответственность за его состояние и деятельность.

Общественные организации и коллектив дома-интерната принимает широкое участие в подготовке и обсуждении хозяйственной деятельности, в разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению выполнения плана работы по развитию и совершенствованию форм и методов обслуживания престарелых и инвалидов, улучшению условий труда и быта работников дома-интерната.

Директор без доверенности действует от имени дома-интерната, представляет его во всех учреждениях и организациях, распоряжается в установленном порядке имуществом и средствами дома-интерната, заключает договора, выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает в банках расчетные счета дома-интерната. В пределах своей компетенции издает приказы по дому-интернату, принимает и увольняет работников, принимает меры поощрения и налагает взыскания на работников дома-интерната и проживающих в нем. Производит премирование работников за достижение лучших результатов работы. Премирование руководителя дома-интерната производится вышестоящим органом социальной защиты.

Администрация совместно с профсоюзным комитетом устанавливает правила внутреннего трудового распорядка, распределяет жилую площадь у себя и в других жилых домах.

Администрация организует бытовое и культурное обслуживание проживающих в домах-интернатах с помощью культурно-бытовой комиссии, общественного совета…, образуемых на общественных началах престарелыми и инвалидами. Указанные организации действуют на основании положений, утвержденных вышестоящей организацией. Проверка работы, ревизия финансово-хозяйственной деятельности домов-интернатов производится вышестоящей и другими организациями в установленном порядке.

Основными задачами домов-интернатов являются:

- осуществление социальной защиты престарелых и инвалидов путем предоставления материально-бытового обеспечения, создания для них благоприятных условий проживания, приближенных к домашним в обстановке уважительного отношения к проживающим;

- уход за проживающими, оказание им медицинской помощи и проведение культурно-массовой работы;

- осуществление мероприятий, направленных на социально-трудовую реабилитацию инвалидов.

Наряду с основными задачами дом-интернат:

- предоставляет проживающим согласно нормам благоустроенное жилье с мебелью и инвентарем, постельные принадлежности, одежду, обувь. Организует рациональное, диетическое, в том числе индивидуальное питание с учетом возраста и состояния здоровья проживающих.

- проводит диспансеризацию и лечение престарелых и инвалидов, организует консультативную медицинскую помощь специалистов, а также госпитализацию нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения.

- проводит санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. Обеспечивает нуждающихся инвалидов и престарелых слуховыми аппаратами, очками, зубными протезами, протезно-ортопедическими изделиями, немоторными средствами передвижения.

- совместно с отделом культуры и образования организует культурно-массовую работу, общеобразовательное и производственное обучение. Согласно медицинским рекомендациям организует активизирующую терапию, проводит комплекс реабилитационных мероприятий по восстановлению их личного и социального статуса.

- повышает качество обслуживания, содержания и ухода, внедряет в практику передовые формы работы и методы обслуживания.

Финансово-хозяйственная деятельность дома-интерната направлена на обеспечение его материалами, оборудованием, инвентарем, топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, моющими и дезинфицирующими средствами и их рациональное использование; на реконструкцию и капитальный ремонт (текущий) зданий, сооружений и коммуникаций.

Стационарное социальное обслуживание ветеранов войны и труда, нуждающихся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи, осуществляется Республиканским интернатом ветеранов войны и труда, который создается, реорганизуется и ликвидируется Советом Министров Республики Беларусь.

Специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов созданы в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 210 от 11 февраля 1998 г.

Специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов являются медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания потерявших социальные связи инвалидов 1 и 2 групп, престарелых граждан из числа освобождаемых из мест лишения свободы (особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен превентивный надзор), а также направляемых из приемников-распределителей лиц из числа указанных инвалидов и престарелых, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, систематическом и целенаправленном воспитательном воздействии. В специальных домах-интернатах для осуществления лечебно-трудовой и активизирующей терапии создаются лечебно-производственные мастерские, подсобное сельское хозяйство с необходимым инвентарем, оборудованием, транспортом.

Основными задачами специальных домов-интернатов являются:

- материально-бытовое обеспечение проживающих, создание для них нормальных условий жизни;

- организация ухода (надзора) за проживающими лицами, оказание им медицинской помощи, проведение систематической и целенаправленной воспитательной работы;

- осуществление мероприятий, направленных на социально-трудовую реабилитацию инвалидов.

Специальный дом-интернат осуществляет:

- прием престарелых и инвалидов из числа лиц, освобожденных из мест лишения свободы, направленных из приемников-распределителей;

- активное содействие их адаптации в новой обстановке и жизни коллектива;

- бытовое обслуживание, предоставлением согласно нормам благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельными принадлежностями, одеждой, обувью;

- организация рационального и диетического питания с учетом возраста и состояния здоровья;

- уход (надзор) за престарелыми и инвалидами, создание благоприятного микроклимата и показанных режимов обслуживания.

2. Порядок определения и обслуживания в них проживающих

В дома-интернаты принимаются одинокие граждане, достигшие мужчины 60 лет, женщины – 55 лет и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет, в дома для инвалидов только инвалиды 1 и 2 групп в возрасте от 18 до 40 лет, не имеющих трудоспособных родственников, обязанных по закону их содержать, либо чьи родственники проживают за пределами Республики Беларусь. Принимаются и на платное содержание. Деньги вносятся в дом-интернат. Прием в дома-интернаты производится по путевке управления социальной защиты и на основании заявления о приеме в дом-интернат, медицинской карты, оформляемых райгоротделами социальной защиты и лечебно-профилактическим учреждением, справки МРЭК (для мужчин моложе 60 лет, женщин 55 лет).

При наличии свободных мест в домах-интернатах, престарелые и инвалиды могут приниматься на временное проживание сроком от 2 до 6 месяцев на общих основаниях. В доме-интернате могут открываться отделения дневного, недельного содержания престарелых и инвалидов, платное отделение. Контроль за качеством медобслуживания осуществляют органы социальной защиты и здравоохранения.

На каждого поступившего заводится личное дело, в котором хранятся путевка, заявление, пенсионное удостоверение, справка МРЭК, медицинская карта. Паспорт хранится в канцелярии и выдается по первому требованию проживающего.

В соответствии со ст.143 КоБС администрация дома-интерната в необходимых случаях выполняет обязанности опекунов и попечителей в отношении проживающих и нуждающихся в этом.

Проживающие размещаются по отделениям и комнатам. Им выплачивается пенсия в размере предусмотренном ст.84 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» - 10% назначенной пенсии, но не менее 20% минимальной пенсии по возрасту в месяц, а инвалидам Отечественной войны и участникам Отечественной войны – 25% назначенной пенсии и не менее 20% минимальной пенсии по возрасту.

Проживающие могут пользоваться своими вещами (приемники, телевизоры и др.). В домах-интернатах организуется трудовая терапия.

За работу в мастерских и на подсобном хозяйстве проживающим выплачивается 100% стоимости выполненных работ.

Они могут работать в доме-интернате с неполным рабочим днем. Могут предоставляться платные услуги (уход за лежачим индивидуально и др.) за счет собственных средств или других (благотворительных).

Проживающим разрешается временное выбытие из дома-интерната по их желанию до 3 месяцев в году. Если проживающий выбыл из дома-интерната на срок свыше месяца, назначенная ему пенсия сохраняется полностью.

Проживающие, не вернувшиеся без уважительных причин в течение 2-х недель – подлежат снятию с государственного обеспечения.

При установлении проживающему 3 группы инвалидности, за систематическое нарушение правил внутреннего распорядка и за нарушение общественного порядка, проживающие отчисляются из дома-интерната, независимо от наличия жилой площади и средств к существованию.

При выписке, проживающим выдается закрепленная одежда, обувь, белье по сезону, личные вещи и ценности.

В случае смерти проживающего, если его погребение производит дом-интернат, то пособие на погребение родственникам не выплачивается. Если желают родственники хоронить, то им выдается справка о смерти и погребальная одежда с обувью. Остальные расходы несут родственники.

Прием в интернат ветеранов войны и труда производится по путевкам Министерства труда и социальной защиты, которые выдаются на основании следующих документов:

- заявления о приеме в интернат;

- медицинской карты;

- акта обследования материально-бытового положения;

- ходатайства отдела социальной защиты рай (гор) исполкома;

- справки о размере получаемой пенсии с установленными надбавками.

В специальные дома могут направляться лица, проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа, допускающие нарушения общественного порядка, систематически и грубо нарушающие правила внутреннего распорядка, к которым неоднократно принимались меры административного и общественного воздействия, с учетом мнения трудовых коллективов дома и проживающих в них престарелых граждан и инвалидов.

Прием производится по путевке управления социальной защиты облисполкомов на основании представления местных исполнительных и распорядительных органов.

Временное выбытие допускается по личным мотивам с согласия директора дома-интерната на срок не более 1 месяца с учетом заключения врача, органов внутренних дел (при выбытии лиц, над которыми установлен превентивный надзор).

Выписка из дома-интерната производится по заявлению престарелого, инвалида с разрешения управления труда и социальной защиты, при наличии жилой площади, средств к существованию и возможности самообслуживания или при наличии родственников, которые могут и согласны его содержать, в случае установления инвалиду 1 и 2 групп при очередном освидетельствовании – третьей группы инвалидности.

3. Социальные службы, структура и порядок их работы

Порядок предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам полустационарного и срочного социального обслуживания, а также социальной помощи на дому регулируется Примерным положением о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденным приказом Министерства социальной защиты от 24 августа 1999 г. № 73.

Структурными подразделениями Центра являются отделения социальной помощи на дому, дневного пребывания и срочного социального обслуживания. Они создаются и действуют на основании Положения об отделении социальной помощи на дому (утверждено Министерством социальной защиты 01.08.94 г.).

В соответствии с названными положениями на территории района, города, городского поселка, села создается одно отделение социального обслуживания в надомных условиях пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию.

Основные направления деятельности центра и отделения это:

- выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании на дому;

- оказание социально-бытовой помощи пенсионерам и инвалидам на дому;

- предоставление необходимой информации и консультаций по вопросам социальной помощи;

- организация сбора и хранения одежды, обуви и других предметов первой необходимости;

- организация работы по оказанию материальной помощи;

- содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством;

- организация социального бытового обслуживания пенсионеров и инвалидов предприятиями торговли, общественного питания, бытового и коммунального хозяйства, учреждениями здравоохранения, нотариальными учреждениями, шефствующими предприятиями…

- установление и поддержание связи с трудовыми коллективами, где ранее работали подопечные;

- направление граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного разрешения вопросов;

- участие в обследовании жилищно-бытовых условий жизни граждан, нуждающихся в уходе;

- проведение организационной работы по их оформлению на надомное обслуживание…

Отделение осуществляет выполнение следующих услуг:

- доставку на дом продуктов питания, обедов, промышленных товаров первой необходимости, медикаментов, благотворительной и других видов натуральной помощи;

- оплата за жилую площадь, коммунальные и другие услуги;

- сдача и доставка вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт, сдача стеклотары;

- содействие в получении необходимой медицинской и протезно-ортопедической помощи, посещение обслуживаемых лиц в стационарных лечебных учреждениях, вызов врача на дом, сопровождение в необходимых случаях больного в поликлинику;

- оформление заказов на доставку угля, дров, растопка печей, доставка воды;

- заготовка овощей на зиму;

- содействие в организации ремонта жилья, уборки квартиры, обработки приусадебного участка, заготовке кормов;

- помощь в написании писем, оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмене, приватизации жилья, помещении в стационарные учреждения органов социального обеспечения;

- содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших.

Социально-бытовое обслуживание граждан на дому производится как бесплатно, так и за плату. Социально-бытовые услуги на дому бесплатно предоставляются:

- одиноким престарелым гражданам, достигших возраста (женщины 55, мужчины 60 лет);

- инвалиды 1 и 2 групп;

- престарелым гражданам и инвалидам, не имеющим трудоспособных родственников, обязанных содержать их по закону, в населенном пункте проживания, в городах, имеющих районное деление, в районе проживания.

Частично надомные услуги оплачивают престарелые граждане и инвалиды, имеющие родственников, обязанных по закону их содержать, и проживающие с ними в одном населенном пункте, в одном районе города, имеющем районное деление.

Оплата за надомное обслуживание взимается в размере 25% минимального размера пенсии.

Оплата надомных услуг в полном объеме взимается с престарелых граждан и инвалидов, проживающих в семьях, трудоспособные члены которых обязаны содержать их по закону и со всех категорий граждан при оказании социально-бытовых услуг, не входящих в перечень, предусмотренных настоящим положением.

Плата на надомное обслуживание взимается по прейскуранту стоимости социально-бытовых услуг, утвержденному в установленном порядке.

Зачисление на обслуживание осуществляется на основании:

- личного заявления граждан или их законных представителей о предоставлении им социальных услуг;

- документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорт, справка об освобождении – для лиц, освободившихся из мест лишения свободы; иные выдаваемые в установленном порядке документы, удостоверяющие личность гражданина);

- заключения лечебно-профилактического учреждения об отсутствии медицинских противопоказаний к принятию на обслуживание;

- акта материально-бытового положения граждан;

- удостоверения, справки, свидетельства или другого документа установленного образца о праве на льготы в соответствии с действующим законодательством;

- справки с места жительства о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений;

- справки о размере пенсии, в том числе с учетом надбавок.

Документы могут быть представлены в подлинниках или копиях, заверенных в установленном порядке.

Противопоказанием к зачислению на обслуживание является наличие у этих граждан психического заболевания, хронического алкоголизма, венерических, карантинных инфекционных заболеваний, бактерионосительства, активных форм туберкулеза, а также иных тяжелых заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

Лица, принимаемые на надомное обслуживание за плату заключают с отделением договор, определяющий характер и объем оказываемых услуг, порядок и размер оплаты за них. Договор может заключаться как с лицом, принимаемым на обслуживание, так и с его родственниками, обязанными по закону его содержать, или с каждым из них при оплате на долевых условиях и с трудовыми коллективами, оплачивающими обслуживание.

Денежные средства зачисляются на расчетный счет отделения и направляются на текущее содержание и развитие отделения.

По ходатайству местных исполнительных органов в порядке исключения отдельные граждане, подлежащие платному обслуживанию, могут быть взяты на надомное обслуживание бесплатно, если родственники по каким-либо причинам не могут их обслужить и не имеют достаточных средств для оплаты надомных услуг.

Снятие с обслуживания пенсионера или инвалида производится по их личному заявлению.

Снятие с обслуживания может быть произведено без заявления в случае:

- выявления медицинских противопоказаний;

- скрытия факта проживания в одном населенном пункте трудоспособных родственников, обязанных содержать их по закону;

- нарушение договорных условий оплаты за обслуживание;

- антиобщественного поведения обслуживаемого лица;

- смерти престарелого или инвалида.

Решение о снятии может быть обжаловано в районный отдел социальной защиты, в рай(гор) исполком или в суд.

Обслуживание осуществляется социальными работниками, состоящими в штате отделения. Могут привлекаться рабочие и служащие в порядке совместительства, на условиях неполного рабочего времени, пенсионеры, женщины, занятые в домашнем хозяйстве, студенты с оплатой данной работы пропорционально должностному окладу и установленной нагрузке социального работника. Должности вводятся из расчета обслуживания одним работником 8-10 пенсионеров и инвалидов, проживающих в городе, 4-8 – в сельской местности или в городском частном секторе. Обслуживание на дому производится не реже 2 раз в неделю.

Социальным работникам выдаются удостоверения, предоставляющие право на внеочередное обслуживание предприятиями торговли, общественного питания, связи и т.д. Социальные работники обеспечиваются специальной одеждой, обувью, инвентарем. Вместо специальной одежды может выплачиваться ежегодно компенсация. Производится оплата расходов по проезду.

Отделение социальной помощи создается и ликвидируется решением соответствующего исполкома.

4. Трудоустройство инвалидов

Под трудовым устройством инвалида понимается осуществление комплекса организационно-правовых мер помощи лицам, частично утратившим трудоспособность, в устройстве на работу, оказываемом уполномоченными на это государственными органами и общественными организациями.

Действующее законодательство обязывает нанимателей предприятий, учреждений, организаций, колхозов, совхозов обеспечивать работой в соответствии с трудовыми рекомендациями МРЭК, рабочих и служащих, колхозников, получивших инвалидность во время работы на этих предприятиях, а также тех инвалидов, которые в порядке трудоустройства направляются к ним отделами по труду и социальной защиты и центрами занятости населения.

Трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов – слепых и глухих осуществляют Белорусское общество слепых (БелОС) и Белорусское общество глухих (БелОГ).

Законодательство о труде предусматривает для инвалидов сокращенный рабочий день, неполную рабочую неделю, другие льготные условия труда. Этому вопросу посвящена глава 21 Трудового кодекса Республики Беларусь «Особенности регулирования труда инвалидов».

В законе Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» от 11 ноября 1991 г. (в редакции Закона Республики Беларусь от 14.07.2000 № 418-З) записано в статье 23 – трудоустройство инвалидов обеспечивается государственной службой занятости и обществами инвалидов. Направление отделов по трудоустройству о приеме на работу инвалидов на специально созданное рабочее место или бронируемое обязательно для предприятий, организаций независимо от форм собственности и хозяйствования. Предусматривается бронирование рабочих мест не менее 5% от численности работающих на предприятии (если число работающих не менее 20 человек).

В случае несоздания нового рабочего места для потерявшего трудоспособность и признанного инвалидом на данном предприятии, при его увольнении предприятие должно внести в государственный фонд содействия занятости взнос равный 10-кратной годовой заработной платы данного работника.

Для инвалидов организуется и надомный труд.

Похожие работы на - Социальное обслуживание престарелых, инвалидов и детей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!