Система прокурорского надзора в России в первой половине ХIХ в
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. История создания прокуратуры в
дореформенный (петровский) период и зарубежный опыт
2. История развития прокуратуры и
фискальная служба
3. Основные тенденции развития
прокуратуры в дореформенный период
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
История создания,
формирования какого-либо государственного органа помогает лучше понять:
во-первых, историческое предназначение этого органа, его место в системе иных
государственных органов; во-вторых, историческую необходимость, выполнения
функций, возложенных на этот орган; в-третьих, изучая историю того или иного
государственного органа, мы сможем в современных условиях принять меры
законодательного и организационного характера, направленные на повышение
эффективности деятельности этого органа.
Сказанное в полной мере
относится и к органам прокуратуры, деятельность которых никогда, ни в одном
государстве не оценивалась однозначно. Вырабатывались различные концепции
прокурорского надзора, многие положения которых не находили применения в
практике и, наоборот, практика выдвигала определенные требования к органам
прокуратуры, которые не находили закрепления в законах о прокуратуре и научного
обоснования в теории прокурорского надзора.
В настоящее время, когда
осуществляется судебная реформа и закладываются основы правового государства,
особенно важно глубоко изучить историю возникновения прокуратуры как
государственного органа, создания прокуратуры в Российской Империи, перенесение
на почву России принципов организации и деятельности прокуратуры западных
стран, создание прокуратуры в Советской России, а затем в СССР и в Российской
Федерации.
В истории общественной
жизни мы порой встречаемся с уникальными, неповторимыми явлениями, которым
судьба уготовила многовековое признание. Такое явление, несомненно, —
российская прокуратура, рожденная почти три века назад провидческим гением
державного реформатора Петра I.На переломном этапе нынешних радикальных
преобразований, когда кризисное российское общество находится в поиске
подходящих моделей государственных структур, часто с оглядкой на западный мир,
юристы с все большим интересом обращают внимание на многовековую историю петровского
творения — прокуратуру. При этом они отмечают поразительное сходство
противоречивой ситуации времен петровских и нынешних. Как и в тот переломный
для Отечества период, прокуратура сейчас подвергается суровому испытанию — от
попыток растворения ее независимой централизованной сущности в
контрольно-ведомственных паллиативах, до прямого демонтажа державного «ока
государева».
Чтобы понять истоки
противостояния надо уяснить изначальный петровский замысел создания на Руси
сильного эффективно управляемого государства в тогдашних условиях
боярско-княжеской вольницы и косности чиновного управления в России.
1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
ПРОКУРАТУРЫ В ДОРЕФОРМЕННЫЙ (ПЕТРОВСКИЙ) ПЕРИОД И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
В настоящее время, когда
в Российской Федерации активно осуществляется правовая реформа и закладываются
основы правового государства, особенно важно глубоко изучить историю
возникновения прокуратуры как государственного органа, принесения на российскую
почву сложившихся в западных странах принципов ее организации и деятельности,
создания органов прокуратуры в Советской России, а затем в СССР и в Российской
Федерации.
Следует отметить, что в
отличие от судопроизводства, зародившегося в далеком прошлом, прокуратура в
механизме государственности возникла сравнительно недавно. Считается, что
впервые прокуратура была образована во Франции в ХIV в. в период
инквизиционного процесса. Король Филипп IV Ордонансом от 25 марта 1302 года
учредил прокуратуру как орган представительства интересов монарха.
С первых лет
существования это был сугубо обвинительный, карательный орган. Прокуратура
Франции была предназначена для исполнения воли короля, влияние которого на
формирование ее органов и определение направлений в ее деятельности было весьма
сильным. (Не без причины прокуроры вплоть до ликвидации монархии во Франции
именовались «людьми короля».). Сфера деятельности королевских прокуроров
постоянно расширялась. При этом функции прокуратуры с момента ее возникновения
отнюдь не сводились к сфере чисто правовой. Прокурор, как утверждал русский
историк В.И. Веретенников, «является в точном и полном смысле глазами короля,
через посредничество которых король может следить за правильностью хода всего
государственного механизма».1
Во исполнение этих
обязанностей генерал-прокурор «всегда и во всем» защищал интересы королевской
короны, вплоть до того, что следил, чтобы кто-либо из вельмож самостоятельно не
присваивал себе титулы, не вмешивался в проблемы промыслов и торговли,
учреждения университетов. Прокурор наблюдал за назначениями королевских
чиновников, оценивая, насколько они удовлетворяют предъявленным им требованиям,
чтобы и здесь не нарушались интересы короля.
Со временем в круг
обязанностей прокурора был включен даже контроль за работой сеньориальных и
церковных судов. Велика была роль прокуроров и при производстве дознания.
В 1586 году был принят
Закон об организации и деятельности прокуратуры во Франции, который определил
место прокуратуры в системе государственных органов. В сферу полномочий
прокурорского надзора закон включил: деятельность прокурора административно-политического
характера; надзор за производством следствия; судебно-правовую деятельность.
В дальнейшем прокуратура
Франции претерпевала различные преобразования, наиболее интенсивно проходившие
в период 1789-1810 годов. Тем не менее, ее основное предназначение оставалось
неизменным: выполнение так называемых карательных функций, обеспечение
незыблемости держателя верховной власти в государстве. Эти функции прокуратуры
были особенно важны в связи с распространением казнокрадства, взяточничества,
бороться с которыми представлялось возможным лишь с помощью специальной государственной
службы. Не случайно именно прокуратура Франции послужила образцом для создания
аналогичных правовых институтов в других странах, в том числе в России.
Основателем прокуратуры
как органа надзора за соблюдением законности в России по праву считается Петр
I, который проводил в период своего нахождения на престоле активное
реформирование всей структуры государственного управления, целенаправленную деятельность
по созданию единого централизованного государства. Конец XVII и начало XVIII
веков характеризовались значительным ростом должностных злоупотреблений,
казнокрадства и взяточничества, неисполнением царских указов со стороны органов
государственного управления, всемерным возрастанием всякого рода поборов и
усилением бесправия населения. Известный русский историк В.О. Ключевский
состояние работы государственного аппарата того времени оценивал так:
"Непослушание чиновников предписаниям высшего начальства и даже царским
указам стало при Петре I настоящей язвой управления, превосходящей даже
смелость старых московских дьяков, которые, бывало, на 15-м указе непременно
послать подьячего по делу стойко отвечали: «И по тому его Великого государя
указу подьячий не послан».3 Не помогали ни штрафы, ни угрозы лишить
чина и «весьма отставить», ни даже сослать на каторгу. Император понимал, что
чиновничий бюрократизм являлся силой, которая становилась опасной для
государства и общества, серьезной помехой в достижении его целей.
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
ПРОКУРАТУРЫ И ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА
Указом Петра I от 2 марта
1711 года в России для возбуждения дел «гласа о себе неимущих» учреждается
фискальная служба, назначение которой состояло в том, чтобы «над всеми делами
тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего».
В задачу фискалов также входило «обличение преступлений, направленных против
указов, обнаружение взяточничества и всяких нарушений казенных интересов, преследование
преступлений, по которым нет челобитчиков, и донесение о медленности в
производстве дел в присутственных местах». За образец указанной службы Петр I
взял государственные органы Германии.
В 1713 году в России
вводится должность генерал-фискала. Полномочия фискалов, процессуальные
средства их деятельности были определены в Указе от 17 марта 1714 года «О
фискалах и о их должности и действии». В Указе получила четкое разграничение
компетенция оберфискалов, провинциал-фискалов, городских и низших (рядовых)
фискалов. Фискальная служба являлась службой сугубо тайной, поэтому она была
весьма непопулярной в общественном мнении, слабо влияла на создание обстановки
законности и правопорядка. К тому же фискалы всех рангов не получали
материального обеспечения от казны, существовали за счет «собственных
кормовых», а это вело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям. В результате
за взяточничество был казнен обер-фискал Нестеров.
Подчинение фискалата
Юстиц-коллегии знаменует начало новых форм надзора, в том числе надзора за
самим Сенатом. Для этих целей в 1715 г. была введена должность генерал-ревизора
(для надзора за исполнением указов Сената). Дежурившие в Сенате гвардейские
офицеры унаследовали некоторые функции сенатского обер-секретаря: надзор за
порядком производства и законностью при решении дел Сенатом и право доносить
царю о злоупотреблениях и упущениях сенаторов.
Итак, появлению
прокуратуры в России предшествовало несколько различных форм надзорной власти:
фискалы, генерал-ревизоры, обер-секретарь Сената, дежурные гвардейские офицеры
в Сенате, не считая того, что надзорные функции в той или иной мере осуществляли
и сам царь, и Сенат. В 1722 году Петр I ввел новый государственный институт,
доселе не существовавший в России, - прокуратуру. Цель, поставленная перед
прокуратурой, - проведение в жизнь экономических, социальных и политических реформ
царя вопреки скрытому, а нередко и открытому сопротивлению местных органов
власти. Средства, используемые прокурорами, носили уже тогда чисто надзорный
характер. По замыслу императора прокурорский надзор был сформулирован как
институт контроля за деятельностью государственного аппарата и в первую очередь
- за Сенатом, ставшим по Указу «О должности Сената» от 27 апреля 1722 года
законодательным и высшим органом подзаконной исполнительной власти».
Прокуратура была
учреждена тремя петровскими указами: «Быть при Сенате Генерал-прокурору и
обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут
рапортовать Генерал-прокурору» от 12 января 1722 года; «Об установлении
должности прокуроров в надворных судах и в пределах компетенции надворных судов
в делах по доносам фискальных и прочих людей» от 18 января 1722 года; «О
должности Генерал-прокурора» от 27 апреля 1722 года. Последний указ поставил
прокурора над Сенатом и в прямое подчинение императору. «Генерал-прокурор
должен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и
во всех делах: истинно, ревностно и порядочно без потери времени по регламентам
и указам отправлял», «также должны накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании
праведно и нелицемерно поступал». Надзор имел важный отличительный признак,
позволяющий выделить его из иных видов государственной деятельности. Этот
признак заключался в том, что прокурор не пользовался решающим голосом ни по
одному административному вопросу. «Органы управления производят и решают дела,
а прокуроры наблюдают за этим производством и решением, охраняют их
закономерность, но не принимают другого ближайшего участия в самом существе
дела, в их возбуждении, постановлении и направлении". Таким образом,
средства прокурора носили чисто надзорный характер, и основным среди них
являлась так называемая протестанция, то есть принесение протеста в орган,
нарушивший закон, или в вышестоящий орган. Генерал-прокурор непосредственно
надзирал за тем, чтобы высший государственный орган - Сенат - рассматривал все
относящиеся к его компетенции дела, действовал в строгом соответствии с Регламентом
и императорскими указами. Генерал-прокурор наделялся полномочиями и в сфере
правотворчества: предлагал Сенату принимать решения по вопросам, не
урегулированным правом. Ему подчинялись обер-прокурор, прокуроры коллегий Сената,
провинций. Он же был подотчетен только императору. «Генерал-прокурор, - писал
русский политолог А.Д. Градовский, - по старшинству последнее, по значению
первое место в Сенате; он заседает в Сенате, именем императора контролирует
все, что там происходит, имеет единственное и решительное влияние на мнение
сенаторов».4 Надзирала прокуратура за законностью
деятельности и других государственных органов и структур. Так, она вела
наблюдение за интересами казны, вела надзор по арестантским делам, за местами
содержания заключенных под стражей. Подчеркивая это обстоятельство, видный
российский государственный деятель, бывший министр юстиции, генерал-прокурор
Н.В. Муравьев свидетельствовал, что в России «прокуратура с момента ее создания
(1722 г.) и до судебных реформ Александра II (1860-е гг.) была преимущественно
органом общего (административного) надзора, а собственно судебная,
обвинительная или исковая деятельность: составляла лишь одно из частных
дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное
на практике».
3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОКУРАТУРЫ В
ДОРЕФОРМЕННЫЙ ППЕРИОД
По утверждению В.О.
Ключевского, Петр I долго размышлял над учреждением прокуратуры и работал над
законопроектами непосредственно. Устройство надзора за высшим учреждением,
которое само надзирало за всем управлением, было, по мнению известного историка,
мудреным делом, его надо было согласовывать с формами ответственности. Указ «О
должности Генерал-прокурора» поставил прокурора над Сенатом и в прямое
подчинение императору. В Табели о рангах прокурорам были присвоены высокие
классы: генерал-прокурору - третий, соответствующий генерал-лейтенанту; обер-прокурору
- четвертый; коллежским прокурорам - шестой, прокурорам надворных судов -
седьмой наравне с оберфискалами. Тем временем продолжается тщательная
проработка законопроектов, определивших статус прокуратуры: о Сенате, о
Генерал-прокуроре, о прокурорах коллегий. 5 апреля 1722 года Регламент
Адмиралтейств-коллегии был дополнен указом о должности прокурора коллегии.
Вскоре были приняты
(одновременно - 27 апреля 1722 года) указы о должности Сената и о должности
Генерал-прокурора. «Должность Генерал-прокурора» оставалась основным
законодательным актом о прокуратуре на протяжении всего XVIII столетия. Главное
отличие апрельской редакции Указа от последней январской состоит в пункте об
ответственности прокуроров. Так же, как и прокурор коллегии, генерал-прокурор
освобождался от ответственности за не подтвердившееся доношение или протест,
но, как указал Петр, «ежели то часто будет употреблять, то не без вины будет».
Петр I полагал, что
прокуратура должна стоять на страже интересов государя, государства, церкви и всех
граждан. Создавая прокуратуру, возлагая на генерал-прокурора надзор за
соблюдением интересов государства и исполнением законов, Петр говорит и о
защите интересов граждан, об охране их прав, предоставленных законом. Поэтому
не случайно уже 17 апреля 1722 года он издает Указ «О хранении прав
гражданских», в котором, в частности, говорилось: «Понеже ничто так по
управлению государством есть, как крепкое хранение прав гражданских, понеже
всуе законы писать, когда их не хранить, или ими играть как в карты, прибирая
масть к масти: кто сей наш Указ преступит под какой отговоркою: тот, яко
нарушитель прав государственных и противник власти, казнен будет смерти, без
всякие пощады. И чтоб никто не надеялся ни на какие свои заслуги, ежели в вину
попадет».
Защищая и охраняя права
гражданские, Петр I, наряду с другими задачами, возлагал решение этой проблемы
на прокуратуру как орган надзора.
По мнению С.М. Казанцева, в России, таким образом, возникает институт надзора,
который, хотя и получил французское название, однако был создан не по образу и
подобию французской прокуратуры, а явился результатом творчества Петра I и
включал элементы французской прокуратуры, шведских омбудсменов и немецких
фискалов и чисто русские изобретения. Из Франции, помимо названия, была заимствована
главная функция - надзор за точным исполнением закона тем органом, при котором
находится прокурор (но французские прокуроры были при судебных органах, а
русские - главным образом при административных).
По своему назначению
русский генерал-прокурор был ближе шведскому омбудсмену, основной задачей
которого была защита прав и свобод населения от нарушений со стороны властей.
По-другому объясняют возникновение должности генерал-прокурора теоретики
прокурорского надзора дореволюционной России А.Д. Градовский и Н.В. Муравьев.
Первый рассматривал возникновение прокуратуры как одно из проявлений борьбы
двух начал в государственном строительстве Петра I - коллегиальности и
единоначалия: «Должность Генерал-прокурора воплотила и резюмировала личное
начало, подобно тому, как Сенат начало коллегиальное». Н.В. Муравьев усматривал
причины учреждения прокуратуры главным образом в недостатках фискальной формы
надзора: «Недостаточность, а вместе крайняя непопулярность фискального надзора,
естественно приводили к мысли о другой, иначе организованной форме его, которая
могла бы действовать совокупно с фискальством, так как это последнее в
известной степени все-таки приносило свою долю пользы и правительство не
находило еще возможным совсем отказаться от него в делах местного управления».
А вот С.А. Петровский главную причину возникновения и развития органов надзора
вообще и прокуратуры в частности в период петровских реформ видел в «крайнем
упадке нравственности в обществе».
Первым генерал-прокурором
Петр I назначил Павла Ивановича Ягужинского. Способный от природы, энергичный и
честный, Ягужинский пользовался полным доверием Петра I, сказавшего про него
однажды: «Что осмотрит Павел, так верно, как будто я сам видел». Это доверие
Ягужинский оправдывал всегда. В то время как многие крупные, даже приближенные
к императору вельможи нередко погрязали в лихоимстве и других злоупотреблениях,
на генерал-прокурора даже не падала тень такого подозрения. Никаких особых
личных требований для службы в прокуратуре в тот период не определялось: велено
было избирать «их из всяких чина», но «лучших».5 Прокуроры назначались на
должности Сенатом по предложению генерал-прокурора. За те или иные проступки
они могли быть наказаны только Сенатом. Сам же генерал-прокурор или
обер-прокурор несли ответственность только перед императором. В то время
существовал такой порядок действий прокуроров. Заметив нарушение, прокурор
вначале устно предлагал устранить его, а если его обращение не помогало, он
приносил протест. Письменный протест поступал в тот орган, который нарушил
закон и от которого зависело на том «протесте утвердиться», то есть принять его
или же «остаться при своих мнениях». В последнем случае руководитель учреждения
обязан был направить в вышестоящую инстанцию или Сенат вместе с протестом
прокурора свои объяснения о причинах несогласия с прокурором. Принесение
прокурором протеста приостанавливало действие того постановления, которое опротестовывалось.
В то же время прокурор, чей протест был отклонен, направлял специальное «доношение»
генерал-прокурору, от которого зависело, поддержать своего подчиненного или
нет. Непосредственное уголовное преследование лежало вне компетенции прокурора.
Он только наблюдал за ходом расследования дела и имел «попечение» о
«колоднических», то есть арестантских делах. В круг ведения прокуроров входил
также надзор за фискалами, за которыми они должны были «иметь крепкое
смотрение». Фискалы в коллегиях и надворных судах доносили о всех замеченных
ими злоупотреблениях прокурорам. Прокуроры на местах наблюдали также за
правильным «собиранием» казенных доходов, за безубыточным для казны
производством по подрядам и откупам, за правильностью финансовой отчетности и
др. По мнению академика О.Е. Кутафина, прокуратура создавалась в России как
представительный орган, прежде всего императорской власти, осуществляющий от ее
имени и по ее поручению повсеместный и постоянный надзор и контроль за
действиями и решениями Правительствующего сената, других центральных и местных
учреждений. Суть самой должности прокурора Петр I выразил такими словами: «Сей
чин яко око наше». Функции прокуратуры были довольно широки, хотя и
видоизменялись».
Смерть Петра и возведение
на престол Екатерины I привели постепенно к сосредоточению фактической власти в
руках аристократии. Это не могло не сказаться на положении генерал-прокурора, а
затем и всей прокуратуры. Генерал-прокурор нужен был Петру для надзора за
вельможами, а в условиях, когда монарх находился во власти вельмож, должность
генерал-прокурора была излишней. При Екатерине I отмечается значительный отход
от установленного Петром I порядка осуществления высшего надзора прокуратуры за
соблюдением законов в государстве; сужается государственное значение
прокуратуры и возглавляющего ее генерал-прокурора. Во главе правительства был
установлен Верховный тайный совет, а затем Кабинет, что привело к существенному
ограничению полномочий Сената. Устремления «верховников» и «временщиков» к
захвату верховной власти в государстве, их олигархические и своекорыстные
намерения не могли найти совмещения с осуществляемым прокурорами надзором за
состоянием режима законности. В этой связи в некоторых сферах деятельности
государственных органов возрождается фискальная служба. В октябре 1730 года
императорским указом восстанавливалась должность генерал-прокурора и прокуроров
в коллегиях и надворных судах. Указ констатировал, что состояние законности в
стране ниже всякого уровня: «в государственных делах слабое чинится управление
и челобитчики по делам своим справедливого и скорого решения так, как указы
повелевают, получить не могут, и бедные от сильных утесняемы, обиды и разорения
претерпевают». Возрожденным органам прокуратуры вверялся надзор за тем, «чтобы
челобитчики правым и нелицемерным судом удовольствованы, а в государственных
делах рассмотрение и решение чинимы были со всякою ревностию и добрым
порядком». Таким образом, прокуратура восстанавливалась во имя тех же
благородных целей, что и создаваемая Петром I.
Вторично прокуратура была
отменена в регентство Анны Леопольдовны. 17 ноября 1740 года генерал-прокурор
князь Н.Ю. Трубецкой был неожиданно отстранен от должности и направлен в Ригу.
Встал вопрос о существовании прокуратуры как государственного органа. 15 декабря
последовал Указ об утверждении обер-прокуроров в Сенате и Святейшем Синоде, который
повелевал «о произведении в коллегии, канцелярии и губернии прокуроров по прошлому
указу исполнения не чинить, понеже об оных иметь будет рассмотрение вновь»,
упразднив, таким образом, должность генерал-прокурора, а обер-прокурора оставив
без подчиненных. Роль прокурора возрастает при Екатерине II. С разделением
Сената на департаменты генерал-прокурор охватывает своим контролем всю их
деятельность, а к концу XVIII века, продолжая оставаться органом надзора,
фактически становится высшим органом управления общей компетенции. Укрепляя
прокуратуру как орган надзора, Екатерина II в Наставлении вновь назначенному
генерал-прокурору князю А.А. Вяземскому писала о наличии в Сенате двух партий:
«Вам не должно уважать ни ту, ни другую сторону, обходиться учтиво и беспристрастно,
выслушивать всякого, имея только единственно пользу Отечества и справедливость
в виду, и твердыми шагами идти кратчайшим путем к истине». Как видно из этого
Наставления, в нем также ставился вопрос о защите государства и справедливости,
в том числе и о защите интересов подданных российского государства.
В таком значительном для
государственного управления и судебной системы правовом акте, как «Учреждение для
управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 года,
предусматривалась специальная глава «О прокурорской и стряпческой должности», в
которой устанавливались широкие полномочия прокуроров по общему и судебному
надзору, а также надзору за местами лишения свободы, конкретизировались
должностные обязанности. В статье 404 «Учреждения...» было сказано: «Вообще
губернский прокурор и губернские стряпчие смотрят и бдение имеют о сохранении
везде всякого порядка, законами определенного, и в производстве и отправлении
самих дел. Они сохраняют целостность власти установленной и интереса
императорского величества, наблюдают, чтобы запрещенных сборов с народа никто
не собирал, и долг имеют истреблять повсюду зловредные взятки».
«Нравственно-полицейские его обязанности, - говорил Н. Дмитриев об обязанностях
прокурора во времена Екатерины, - состояли в наблюдении за порядком в обществе:
он доносил о непослушании или ропоте жителей губернии, о нарушении правил
благочиния, соблазне и нарушении общественного спокойствия, о запрещенных
торгах». По «Учреждению...» прокуроры осуществляли надзор за деятельностью всех
присутственных мест губернии. Характеризуя «прекрасную должность губернского
прокурора» как наследие петровских времен и одно из лучших екатерининских учреждений,
А.Ф. Кони писал: «Блюститель закона» и «царское око», охранитель закона и свободы
частных лиц в случаях учреждения опеки с ограничением их прав, ходатай за
арестованных и наблюдатель за содержанием их : внимательный «читатель»
определений всех присутственных мест:, губернский прокурор, по существу своих
прав и обязанностей, был представителем центральной правительственной власти,
вдвинутым в среду местного управления». Однако стремление правительственной
власти самодержавной России на всех уровнях к бесконтрольности, всепроникающая
регламентация и полицейская опека, отсутствие гласности, безнаказанность
всякого рода чиновничьих злоупотреблений - все это в сильнейшей степени
стесняло права человека, и именно с этим приходилось бороться прокурорам того
времени. Во время царствования Александра I (1801-1825 гг.) прокурорский надзор
был возрожден, причем начиная с 1802 г. генерал-прокурор стал одновременно и
министром юстиции. Первым министром юстиции России с одновременным исполнением
обязанностей генерал-прокурора и руководством всей прокурорской системы был
назначен знаменитый поэт Гавриил Романович Державин. Он ревностно взялся за
работу, больше внимания стал уделять обер-прокурорскому и местному надзору. 22
сентября 1802 года Г.Р. Державин подписал циркулярный ордер, направленный
губернским прокурорам. Основываясь на Учреждении для управления губерний и
законах от 8 сентября 1802 года, министр юстиции сводит свою инструкцию для
местного надзора к семи главным положениям. В том числе Г.Р. Державин в своем
ордере к прежним ведомостям, представляемым губернскими прокурорами в Петербург
(о числе решенных и нерешенных дел и о «колодниках»), прибавил еще подробные
ведомости по делам о должностных и общеуголовных преступлениях. В ведомостях о
"колодниках" должны были уточняться сведения о режиме их содержания и
состоянии тюрем. Прокуроры должны были докладывать, «имеют ли тюрьмы
необходимые к человеческой жизни выгоды, как-то - теплоту, сухость и свежий
воздух, не изнуряются ли какими тяжкими сверх меры работами и проч.». Ордер
впервые возлагал на прокуроров надзор за следствием как особую сферу контроля.
Они должны были наблюдать, «не происходит ли где кому пристрастных допросов,
бесчеловечных истязаний и притеснений всякого рода», но вместе с тем должны
были бороться с сокрытием преступлений и послаблениями преступникам. В надзоре
по делам гражданским главное внимание прокуроров должно было быть сосредоточено
на соблюдении подсудности и пресечении «всякого рода притеснений и волокит».
Как известно, Державин принимал активное участие в действиях правительственных
войск по усмирению восстания Е. Пугачева, хорошо знал, что такое «русский бунт,
бессмысленный и беспощадный», а потому понимал, что в интересах дворянства не
доводить дело до вооруженных выступлений, и требовал от своих подчиненных
«блюсти закон» на местах во имя общего блага. Характерен в этом отношении Указ
Правительствующего сената от 28 сентября 1828 года. В нем говорилось:
«Губернские прокуроры, на основании узаконений, везде смотрят и бдение имеют,
дабы в губерниях ничего противного закону и общей пользе не происходило».
Следует отметить, что
согласно воспоминаниям современников, «история Министерства юстиции с тридцатых
до шестидесятых годов XIX века, представляла немало примеров энергической
борьбы губернских прокуроров с местными злоупотреблениями. Борьба эта не всегда
была успешна, но само уже возникновение ее, основанное на предписании закона,
определявшего обязанности губернского прокурора, действовало благотворно, не
говоря уже о тех случаях, когда последствиями ее являлись сенаторские ревизии,
несшиеся, как грозовые тучи, на местность, пораженную правовою засухою.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом,
объективно оценивая роль дореформенной (имеется в виду судебная реформа 1864 г.) прокуратуры, следует отметить, что она, как и большинство государственных органов царской
России, накануне реформы 60-х гг. XIX в., находилась в сложном положении.
Система надзора в России в первой половине ХIХ в. сохраняла лишь относительное
единство. Наряду с генерал-прокурором высший надзор осуществлял Сенат, а на
местах - губернаторы. Обер-прокуратура, осуществлявшая надзор за решением дел в
Сенате, была связана с губернской прокуратурой лишь подчинением генерал-прокурору.
Не было и единого законодательного акта о прокурорском надзоре. По мнению С.М.
Казанцева (мы разделяем эту точку зрения), беспомощность прокуратуры и низкий
уровень законности в тот период были обусловлены не только пороками всей
системы общества и бюрократического аппарата самодержавия в целом, но и
недостатками самого этого института. Во-первых, прокурорский надзор был
подчинен исполнительной власти в лице одного из министров. Во-вторых, сфера
надзора и функции прокуроров стали к тому времени столь обширны и
неопределенны, что их добросовестное исполнение было нереально. Все это привело
к тому, что прокуратура, как и общество в целом, требовала серьезных
преобразований. Вот почему, как только во второй половине 50-х годов ХIХ в.
встал вопрос о необходимости судебной реформы в России, выяснилось, что
применение даже некоторых принципов буржуазного судоустройства и
судопроизводства неизбежно влечет за собой и реорганизацию прокуратуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веретенников В.И. Очерки
истории генерал-прокуратуры в России доекатерининского времени. - Харьков,
1915. С.27.
2. Полянский Н.Н. Судьба
процессуальных гарантий и личной свободы во Франции. - М.-Л., 1946. С.49. -
3. Басков В.И. История
прокуратуры Российской империи // Вестник МГУ. Сер.11, «Право». 1997.- №2.
4. Ключевский В.О.
Сочинения. - Т. 4. М., 1958. С.177-179.
5. Российское
законодательство Х-ХХ веков. Т.4. М., 1986. - С. 182-186.
6. Муравьев Н.В.
Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. - М., 1889. - С.284.
7. Казанцев С.М. История
царской прокуратуры. СПб. - 1993. - С.134.
8. Петровский С.А. О Сенате
в царствование Петра Великого. - М., 1875.
9. Зягинцев А.Г., Орлов Ю.Г.
Око государево. Российская прокуратура. XVIII век. М., 1994. - С.8-27.
10. Проблема развития
правового статуса российской прокуратуры в условиях переходного периода. М.,
1998. - С.7.
1
Веретенников В.И. Очерки истории генерал-прокуратуры в России доекатерининского
времени. Харьков, 1915. С.27.
2
Полянский Н.Н. Судьба процессуальных гарантий и личной свободы во Франции. -
М.-Л., 1946. С.49.
3
Полянский Н.Н. Судьба процессуальных гарантий и личной свободы во Франции. -
М.-Л., 1946. С.49.
4 Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его
устройстве и деятельности. - М., 1889.
5 Проблема
развития правового статуса российской прокуратуры в условиях переходного
периода. - М., 1998.