Рынок труда Европейского союза
Содержание
Введение
Глава 1
Ситуация на рынке труда ЕС
1.1 Общий
уровень безработицы
1.2 Динамика
оплаты труда и стоимости рабочей силы
1.3
Продолжительность рабочего дня по странам ЕС
Глава 2
Политика в области решения проблемы безработицы
2.1 Меры по
стабилизации рынка труда ЕС
2.2 Европейская
Социальная Программа на период 2005-2010 гг
Заключение
Источники и
литература
Введение
ЕС является одним из трех основных и наиболее развитых центров
современного мира, наряду с Соединенными Штатами Америки и Японией.
Европейский Союз объединяет 25 европейских стран (см.: Приложение А) с
целью обеспечения мира и процветания их граждан в рамках все более тесного
объединения на основе общих экономических, политических и социальных целей. В
ЕС входят 25 государств-членов с общей численностью населения более 470
миллионов человек (включая 17 миллионов населения бывшей Восточной Германии).
Это самый крупный в мире торговый блок. Страны Союза твердо привержены
сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В
частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ,
укрепления экономической и социальной интеграции и учреждения экономического и
валютного союза. Создание единого рынка для более чем 370 миллионов европейцев
обеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала.
Внутри Европейского Союза разрабатывается единая политика в таких
областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и
охрана окружающей среды. Для отношений с внешним миром Союз разрабатывает
внешнюю торговую и коммерческую политику и начинает играть все более важную
роль на международной арене путем проведения единой внешней политики и политики
по вопросам безопасности.
Европейский Союз - крупнейшая мировая торговая держава; на него
приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер
сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть
помощи развивающимся странам.
Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом
путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт,
окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная
политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ
(научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической
политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения,
социальная политика, экономический и валютный союз).1
Утверждалось: евро - это значит больше рабочих мест. Не сбылось. Уровень
безработицы в еврозоне и 25 странах ЕС составил в 2004 году 9,0%. Безработица
растет.
Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом с 2002 года,
когда в странах ЕС особенно обострилась проблема безработицы по 2004 год.
Конечные временные рамки выбраны из расчета доступности последних фактических
материалов и статистических данных Европейского союза. При этом проблема
безработицы в странах ЕС не исчерпывается установленным периодом, эта проблема
имеет продолжительный характер и требует дальнейших исследований.
Проблемы рынка рабочей силы в странах Европейского союза становятся все
более актуальными в связи с глобализацией мировой экономики, изменением
структуры общеевропейского рынка рабочей силы. Этим объясняется актуальность и
значимость темы данной курсовой работы.
Переметом данного исследования является проблема безработицы в странах ЕС
и политика ЕС в области решения данной проблемы.
Цели данной работы следующие:
1) Проанализировать ситуацию на рынке труда стран Европейского союза;
2) определить меры, которые принимаются по стабилизации рынка труда
Европейского союза;
3) рассмотреть Европейскую Социальную Программу на период 2005-2010 гг.
При написании работы были использованы источники нескольких видов.
Первый включает в себя важнейшие документы: Римский договор «Об образовании
Единого экономического сообщества (ЕЭС)» 1957 года, Директива 94/45/ЕС «О Европейских
советах по труду» от 22 сентября 1994 года и Европейская Социальная Программа
на период 2005-2010 гг. для стран Европейского союза.
Основным источником можно назвать Римский договор «Об образовании Единого
экономического сообщества (ЕЭС)» 1957 года. Соглашения подобного рода
обеспечивают налаживание политических контактов между странами-участницами ЕС,
способствуют укреплению межправительственных отношений в различных сферах.
Директива 94/45/ЕС «О Европейских советах по труду» от 22 сентября 1994
года содержит определенные сведения о Европейских советах по труду и
государствах Европейского союза, которые включили данную директиву в
национальное законодательство.
В Европейской Социальной Программе на период 2005-2010 гг. для стран
Европейского союза разработаны программы обеспечения рабочих мест и равных
возможностей для всех на фоне главной цели Европейского союза -продвижения
преуспевающей, инновационной, богатой знанием, конкурентоспособной и
эффективной экономики. Динамическая экономика – это средства, чтобы обеспечить
высокий жизненный уровень, полную занятость по всему Европейскому Союзу, и
высокий уровень социальной защиты, включая жизнеспособные системы пенсии.1
Другой тип источников – интернет-сайты с официальной информацией о
политике ЕС и его стран-участниц в сфере безработицы и политики ЕС в области
решения этой проблемы: Европейский союз в Интернете- www.europa.eu.int; EU for
journalists (Европейский союз для журналистов)- www.eu4journalists.com;
EUpolitix - www.eupolitix.com; EUobserver- www.euobserver.com; EurActiv–
www.euractiv.com; Eurostat (Евростат) - epp.eurostat.cec.eu.int.
Официальные интернет-сайты ЕС представляют различного рода информацию о
Европейском союзе. На них размещены международные документы, разнообразный
статистический материал, включающий материал по безработице в странах
Европейского союза и комментарии экспертов.
Для выполнения анализа статистических показателей, отражающих проблему
безработицы странах ЕС использовались следующие сборники: Statistics in focus,
Labour Force Survey, Principal Results, EU and EFTA countries, Theme 3 -19/2002
и Statistics in focus, Labour Force Survey, Principal Results, Candidate
Countries, Theme 3 -20/2002, а также сведения сайта Eurostat (Евростат).
Для проведения исследования использовались публикации в газетах и
журналах «Вестник Европы», «Директор», «Молдавские новости», «Ведомости» и «Экономика
и жизнь».
В научной литературе исследованию проблемы безработицы в странах ЕС и
политики в области решения этой проблемы уделялось мало внимания. Большая
часть научных работ отечественных и зарубежных авторов повещена мониторингу
экономической ситуации в Европейском союзе (где также уделяется внимание
проблеме безработицы), а также исследованию расширения Европейского союза и его
правовых и экономических последствий.
В работе «Мониторинг экономической ситуации в Европейском союзе
(январь-октябрь 2004)» рассмотрена экономическая ситуация в Европейском союзе,
включая проблему безработицы.
В книге «Расширение Европейского союза: экономические и правовые
последствия», также как и в «Мониторинге экономической ситуации в Европейском
союзе (январь-октябрь 2004)» подробно раскрывает тенденции развития
Европейского союза, но делается уклон на то, что все это последствия расширения
Европейского союза. Но данные работы, как и вышеперечисленные, не содержат
анализа проблемы безработицы в странах Европейского союза, а также политики в
области решения этой проблемы, что предоставляет возможность для дальнейших
исследований.
Глава 1 Ситуация
на рынке труда ЕС
1.1Общий
уровень безработицы
Уровень безработицы в еврозоне и 25 странах ЕС составил в мае 2004 года
9,0%. Необходимо напомнить, что в мае 2003 года уровень безработицы в еврозоне
составил 8,9%, а в 25 странах ЕС – 9,1%.
Самый низкий уровень безработицы в мае 2004 года отмечен на Кипре, в
Люксембурге и Австрии (везде 4,2%), Ирландии (4,5%), Великобритании (данные за
март – 4,7%) и Нидерландах (данные за апрель - 4,9%). Самый высокий уровень
безработицы зафиксирован в Польше (18,9%), Словакии (16,4%), Литве (11,5%) и
Испании (11,1%).
Двенадцать стран Европы сообщили об увеличении уровня безработицы в
течение года, одиннадцать – об уменьшении, ситуация с безработицей в двух
странах осталась без изменений.
Самый большой рост безработицы в ежегодном исчислении отмечен в
Нидерландах (3,6% в апреле 2003 и 4,9% в апреле 2004 года), Швеции (5,4% и
6,7%), Люксембурге (3,6% и 4,2%) и Дании (5,4% в апреле 2003 года и 6,0% в
апреле 2004 года).
Самое же значительное снижение безработицы в ежегодном исчислении было
отмечено в Эстонии (10,4% и 9,1%), Литве (13,0% и 11,5%) и Кипре (4,5% и 4,2%).
При этом уровень мужской безработицы вырос за период с мая 2003 года по
май 2004 года в еврозоне с 7,9% до 8,0%, а в 25 странах ЕС, наоборот,
уменьшился с 8,4% до 8,3%. Уровень женской безработицы в мае в еврозоне и ЕС не
изменился и остался прежним – 10,2% и 10,0% соответственно.
Уровень безработицы среди молодежи до 25 лет в еврозоне составил в мае
2004 года 17,4%, а в 25 странах ЕС – 18,2%. Самый низкий уровень безработицы
среди молодежи до 25 лет отмечен в Австрии (6,9%), Ирландии (8,1%) и
Нидерландах (9,5%, согласно данным за апрель 2004 года). Самый высокий – в
Польше (39,6%), Словакии (28,3%), Италии (27,1% в январе 2004 года) и Греции
(27,1% в декабре 2003 года).
Уровень безработицы в странах, вступивших в Европейский Союз в мае 2004
году, в среднем заметно превышает уровень «старых» стран ЕС - это особенно
видно на примере Польши и Словакии, где уровень безработицы в 2004 году
превысил 18 %. В то же время, если в 15 «старых» странах ЕС имеется тенденция к
увеличению уровня безработицы, то в «новых» странах ЕС отмечается обратная
ситуация – в Латвии, Литве и Словакии уровень безработицы снизился на 2 % в
течение двух последних лет. В некоторых «новых» странах ЕС уровень безработицы
оказался ниже среднего по ЕС – на Кипре, в Чешской Республике, Венгрии и
Словении.1
По данным Евростата, общее количество безработных составило в мае 2004
года в ерозоне 12,7 млн. человек, а в 25 странах ЕС – 19,3 млн. человек (см.:
Приложение В).
К примеру, уровень безработицы в мае 2004 года составил в США 5,6%, а в
Японии – 4,6%.2 Но поскольку средний уровень
безработицы в «новых» странах ЕС выше, чем в ЕС-15, то средние показатели
уровня безработицы ЕС-25 заметно повысились и превышают уровень безработицы в
США и Японии.
Следует сказать, что проблема безработицы существует не только в цифрах,
от этого страдают люди. 5-го июня 2003 года в Афинах, в Салониках, в Патре и
еще в нескольких городах Греции прошли митинги и демонстрации против
безработицы, организованные Всерабочим боевым фронтом (ПАМЕ).
Нужно отметить, что проблема безработицы в последние годы стало более чем
актуальной для Греции, так как ряд предприятий были закрыты, а еще несколько
приватизированы, в результате чего многие трудящиеся могут оказаться
безработными. Греции уже более 550 тысяч безработных (11,5%), а еще тысячи
людей работают лишь несколько часов в неделю, и в связи с этим, официальная
статистика не считает их безработными.
Выступая на митинге ПАМЕ в Афинах Д. Теодору - Председатель отраслевой
федерации трудящихся текстильной и кожевенной промышленности, отметил, что
«причина безработицы, связанна с проводимым курсом, который служит интересам
плутократии». Он также подчеркнул, что «маастрихтское соглашение, которое в
Греции поддержали социал-демократы (ПАСОК), консерваторы (НД) и ново-левые
(СИН), было на руку только капиталистам. Для ПАМЕ, для классового профсоюзного
движения Греции борьба за право на труд, против увольнений и безработицы, за
завоевания отвечающие современных нуждам трудящихся, связана с радикальными
политическими и социальными изменениями в стране. Эта борьба за создание
совместного Фронта рабочего класса с другими народными слоями, за свержение
власти капитала, за курс народных социальных сил».
В тоже время в заявлении Политбюро ЦК Компартии Греции (ККЕ) по проблеме
безработицы отмечается, что проблема безработицы в рамках ЕС будет еще более
обостряться. ККЕ предлагает 10 конкретных мер по поддержке безработных и их
семьей и в тоже время подчеркивает, что эту проблему, как и другие основные
проблемы трудящихся невозможно разрешить в условиях капитализма. ККЕ выступает
за создание антиимпериалистического антимонополистического Фронта, который
будет бороться против мер транснациональных монополий до установления в Греции
народного хозяйства, где основные средства производства будет обобществлены и
будет государственное всенациональное планирование. ККЕ отмечает, что для
установления такой модели экономики в пользу рабочего класса, бедного
крестьянства и других народных слоев необходимо создание мощного народного
большинства, которое будет бороться за переход власти в народные руки. В
нынешних условиях укрепление Компартии Греции будет способствовать такому
направлению событий.1
Таким образом, проблема безработицы в странах Европейского союза более
чем очевидна.
1.2
Динамика оплаты труда и стоимости рабочей силы
Страны «старого» ЕС уверенно возглавляют мировой рейтинг стоимости
рабочей силы, составленный британской фирмой Mercer Human Resource Consulting.
Первой идет Бельгия, где среднестатистический рабочий обходится работодателю в
53 577 евро за год, за ней Швеция (52 800) и Германия (50 445). Следует
сказать, что позади остались США (33 195) и Япония (45 839).
Обзор засвидетельствовал также огромный разрыв в стоимости рабочей силе
между ЕС 15-ти и странами, что присоединились к нему в 2004 году. Так, показатель
Латвии становит только 4 752 евро, Литве- 5 649, Словакии- 6 541. Самой дорогой
в этом смысле с новых членов ЕС является Словения- 18 765, а самой дешевой из
старых- Португалия (18 889).1
Высокая зарплата в странах ЕС влечет большие расходы для работодателей.
Как следствие - проблема занятости в частном секторе, высокая безработица в отдельных
регионах, «уходящие» отрасли промышленности. К числу слабоконкурентных
отраслей, таких как угледобывающая и сталелитейная промышленность, добавилось
обширное и малорентабельное сельское хозяйство новых стран Европейского союза.
Конечно, безработица остается одной из главных проблем. На очень высока в
новых странах Евросоюза, к примеру, в Польше - 18%. Это пополняет океан проблем
Европейского союза.2
1.3
Продолжительность рабочего дня по странам ЕС
В странах Европы, вступивших в Европейский Союз последними, трудовой день
у работников дольше, а отпуска, напротив, короче, чем в тех странах, которые
уже давно являются членами ЕС. В целом, разница составляет 112 часов за год,
что равняется почти трем рабочим неделям.
Эти цифры стали известны благодаря исследованию, проведенному
организацией European Industrial Relations Observatoryn (EIRO), штаб-квартира
которой находится в Ирландии, в Дублине. В исследовании было проведено
сравнение продолжительности рабочего дня в 15 «старых» странах-членах ЕС, 10
«новых», а также в Болгарии, Румынии и Норвегии.
Так, согласно полученным результатам, у шведов, к примеру, помимо
выходных, в прошлом году было в среднем еще 44 свободных от работы дня. Это
почти в два раза больше, чем установленная трудовыми договорами
продолжительность отпуска в таких странах, как Эстония, Литва, Словения и
Польша. Показатели Финляндии по протяженности праздничных дней и отпусков
оказались весьма средними.
В принципе же, на территории Европейского Союза количество оплачиваемых
нерабочих в разных странах различно. Больше всего повезло шведам: в среднем их
отпуск длится 33 дня. В Голландии, Дании и Германии положение дел лишь немногим
хуже.
В Финляндии же продолжительность оплачиваемого отпуска составляет в
среднем всего 25 дней, что даже меньше средних показателей по Европе, равных 27
дням.
Жители десяти новых государств-членов Европейского союза в год работают в
среднем на 112 часов или три рабочие недели больше, чем население 15 старых
государств ЕС. Такое заключение сделано в новейшем исследовании Европейского
фонда улучшения условий жизни и труда (EFILWC).
В Швеции в прошлом году было 44 отпускных и праздничных дня - более чем
вдвое больше, чем в Эстонии, Литве, Польше и Словении, указывают авторы
исследования.
Согласно результатам исследования, самая большая продолжительность
рабочей недели среди стран ЕС - в Латвии, Великобритании и Польше, самая
маленькая - в Италии, Франции и Нидерландах. По данным EFILWC, средняя
продолжительность рабочей недели в Латвии составляет 43,3 часа, в
Великобритании - 43,1 часа, в Польше - 41,5 часа. В то же время в Италии
средняя продолжительность рабочей недели составляла 38,7 часа, во Франции и
Нидерландах - 38,8 часа.
В среднем в ЕС продолжительность рабочей недели составляет 40,2 часа, в
15 старых государствах ЕС - в среднем 40 часов.1
В настоящее время депутатами Европарламента рассматривается проект
директивы о продолжительности рабочей недели в странах ЕС. Рассмотрение
протекает непросто: взгляды стран и, соответственно, их парламентских представителей,
на то, как следует организовать рабочую неделю европейцев, существенно
расходятся.
Стандартизировать продолжительность рабочей недели предлагается за счет
постепенного запрещения практики коллективных и индивидуальных соглашений о
переработках с профсоюзами; в Великобритании, например, работник или целая
компания могут убедить профсоюз в необходимости продлить рабочую неделю.1
Глава 2
Политика в области решения проблемы безработицы
2.1 Меры
по стабилизации рынка труда ЕС
Очередная сессия Совета Европейского Союза открылась в Брюсселе 4 марта
2005 года. В течение двух дней участники семинара обсуждали проблемы
безработицы, социальной политики, здравоохранения.
В частности, рассматривались такие вопросы, как проведение реформ для
расширившегося союза, политика проводимая ЕС в отношении безработицы,
социальная защита, подготовка к трехстороннему социальному саммиту, обсуждение
рабочей программы комитетов по безработице и социальной защите на 2004 год,
пересмотр директив ЕС по организации рабочего времени.1
Участники семинара надеются, что достигнутое в ходе структурных реформ
повышение уровня занятости позволило бы предотвратить надвигающийся на Европу
кризис системы пенсионного обеспечения. В соответствии с существующим порядком,
отношение числа пенсионеров к занятому населению в ЕС, составлявшее в 2000 году
0.7, к 2030 году должно увеличиться до 1.1. Однако, результаты исследований,
проведенных инвестиционным банком CSFB, показывают, что в результате реформ
доля занятого населения в общей массе трудоспособного населения Европы могла бы
вырасти с сегодняшних 60% до 75%, т.е. до уровня США. В результате отношение
числа пенсионеров к занятому населению росло бы гораздо медленнее, составив в
2030 году лишь 0.9. Таким образом, в сочетании с незначительным увеличением
возраста выхода на пенсию этих мер оказалось бы достаточно для того, чтобы
сохранить указанный показатель практически неизменным.2
Также в настоящее время аналитиками много говорится о том, что для борьбы
с безработицей Европе надо ускорить темпы роста экономики. Эта тема обсуждалась
в ходе визита в Париж главы Международного валютного фонда Родриго Рато. Рато
призвал страны Европейского союза быстрее проводить структурные реформы, потому
что только так можно стимулировать экономический роста и решить проблему низкой
занятости.
По подсчетам Еврокомиссии, темпы развития экономики региона надо как
минимум удвоить с нынешних 1,6%. Ситуация почти критическая: высокая безработица
сковывает активность потребителей, расходы которых составляют около двух третей
валового продукта еврозоны.1
Также можно сказать о еще одной мере по предотвращению проблемы
безработицы в странах Европейского союза: 14 марта предстоящего 15-16 марта
саммита ЕС в Барселоне, британское правительство опубликовало «Белую книгу» об
экономических реформах в ЕС, потребовав от союза ускорения этого процесса и
превращения в энергичное и сильное экономическое объединение, скрепляющее
общество. Оно должно быть способно создать больше рабочих мест.
Долгое время европейская экономика страдает от высокого уровня
безработицы, недостатка инвестиций в научные исследования, монополии на рынках
топлива, телекоммуникаций и от других проблем. Кроме того, по сравнению с США,
ЕС отстал в таких областях, как способность к исследованиям, использование
патентов и Интернета, коммерция и инвестиции, что серьезно сказывается на
конкурентоспособности союза. В прошлом году при замедлении темпов роста в
экономике стран ЕС произошел значительный спад, особенно это коснулось
Германии, экономика которой во втором полугодии оказалась на грани депрессии,
что значительно ослабило позиции ЕС в мировой экономике.
Число безработных в Германии в январе 2005 года превысило 5 миллионов
человек. Как сообщает американский телеканал CNN, об этом 2 февраля заявил
журналистам представитель минтруда. По оценке политологов, именно это в какой
то мере помешало канцлеру Герхарду Шредеру на выборах.
Формально говоря, такого количества безработных в стране не было со
времен 1930-ых годов. Но дело в том, что теперь в Германии считаются
безработными все лица, претендующие на получение социальных пособий.
Однако сама эта цифра - 5 миллионов - по мнению политологов, показывает,
как мало удалось сделать канцлеру для решения проблемы безработицы. Ведь 1998
году, когда Шредер пришел к власти, он обещал сократить число безработных
вдвое. Тогда она составляло около 4 миллионов человек.
Между тем среди всех стран-членов ЕС именно Германия становится лидером
экономического роста. Как сообщила 1 февраля ежедневная американская газета
Financial Times, немецкая промышленность демонстрирует высокую
конкурентоспособность, и, как считают экономисты, результаты происходящих в ее
экономике изменений будут заметны уже на следующий год.
Что же касается проведенных при Шредере реформ трудового
законодательства, то они привели к тому, что безработные немки теперь могут
быть вынуждены заняться проституцией. По новым законам, человек, более года
живший на пособие, под угрозой его лишения обязан выйти на любую предлагаемую
работу - даже если предлагается работать в борделе.1
В 2004 году Европейский центробанк выпустил доклад о проблемах сокращений
в европейских компаниях. В нем сообщалось о новой волне увольнений, но вместе с
тем отмечалось, что работодатели стали вести более гибкую политику в отношении
персонала. Вместо увольнений они сокращают оплачиваемые часы работы.
Организация European Industrial Relation Observatory, которая отслеживает
тенденции на европейском рынке труда, объявила, что продолжительность средней
рабочей недели в Европе снизилась с 1999 года по 2003 год с 38,6 до 38 часов.
Данные были собраны в 15 странах, которые входили в ЕС до его расширения.
Возможность ввести гибкий рабочий график появилась у работодателей после
того, как стали сдавать свои позиции европейские профсоюзы. Только в прошлом
году профсоюз немецких работников металлургической промышленности не смог
отвоевать у работодателей сохранение 35-часовой рабочей недели в Восточной
Германии. Во Франции же правительство выпустило еще в 2000 году специальный
декрет, ограничивающий рабочую неделю 35 часами. Целью декрета было заставить
работодателей нанимать новый персонал. В результате компании, где работало
более 20 человек, не смогли увеличить продолжительность рабочего дня, когда их
бизнес пошел вверх.
Сегодня многие компании с трудом выживают на рынке. Их прибыли падают, и
они просят сотрудников поработать во внеурочное время без дополнительной
оплаты. К примеру, Siemens AG предложила работникам своего немецкого завода
сократить оплачиваемое время работы на один час. Теперь в дополнение к
35-часовой рабочей неделе они будут отрабатывать еще один час и не получать за
него ни копейки. Менеджеры компании оправдывают такую политику высокими целями.
Они надеются, что таким образом им удастся сохранить рабочие места в немецком
подразделении промышленного гиганта. «Других решений этого вопроса у нас нет»,
- заявил неделе председатель Siemens Генрих фон Пирер.
Введение более гибкой политики в области продолжительности рабочего дня
лишь первый шаг на пути стабилизации рынка труда. Надо принять еще много мер,
чтобы Европа смогла более успешно конкурировать в этом вопросе с другими
регионами мира.1
В марте 2000 года на лиссабонском саммите Комиссия ЕС приняла 10-летнюю
программу развития, предусматривающую главным образом решение проблем
безработицы и углубления экономических и социальных реформ, основанных на
«знаниях и новаторствах». В марте 2001 года в столице Швеции состоялся
внеочередной саммит ЕС. На нем обсуждалась реализация указанной программы, была
подчеркнута необходимость ускорения пересмотра экономической структуры,
совершенствование валютно-финансовых услуг и рынка ценных бумаг, улучшение
ситуации с трудоустройством, всемерное развитие «информационной Европы» и
достижение стратегической цели -превращение ЕС в наиболее конкурентоспособное и
динамичное экономическое общество к 2010 году.
Однако Великобритания считает замороженными две цели реформ, определенные
в принятой два года назад программе экономических преобразований. Это
либерализация рынка и модернизация сферы благосостояния. По ее мнению, реформы
ЕС оказались в состоянии застоя. Поэтому в «Белой книге» перечислены стоящие
перед Европой вызовы на рынке продукции, труда и капитала. Она предложила
адекватные меры, в том числе пересмотр политики на трудовом рынке Европы,
создание условий для полного трудоустройства, разрешение проблемы
маргинализация, пересмотр политики правительственных субсидий и т. д.
Кроме того, Великобритания выступает против скептицизма при либерализации
европейского рынка, за активное преодоление вызовов острой экономической
конкуренции в глобальном масштабе и тем самым проявление экономического
потенциала континента. Она подчеркнула, что при спаде международной экономики
особенно важно повысить уверенность в ее возрождении путем реформ. Министр
финансов Великобритании Гордон Браун заявил, что все страны ЕС должны приложить
максимум усилий по содействию подъему мировой экономики, внести должный вклад
путем преобразования рынка капитала, труда и товаров. Это чрезвычайно важно для
Европы в рамках международной конкуренции, для расширения состава ЕС и снижения
уровня безработицы, который на отметке 9 процентов.1
2.2
Европейская Социальная Программа на период 2005-2010 гг
Больше и лучшие рабочие места и равные возможности - лозунги Европейской
занятости и социальной политики. Главная структура - Социальная Программа,
разработанная с целью гарантировать, что выгоды от роста ЕС отразятся на каждом
в обществе.
Европейская Социальная Программа на период 2005-2010 гг. сводится к
обеспечению рабочих мест и равных возможностей для всех на главной цели ЕС -
продвижения преуспевающей, инновационной, богатой знанием, конкурентоспособной
и эффективной экономики. Динамическая экономика - средства, чтобы обеспечить
высокий жизненный уровень, полную занятость по всему Европейскому Союзу, и
высокий уровнями социальной защиты, включая жизнеспособные системы пенсии.
Ключевая цель состоит в том, что каждый должен быть включен в процесс.
Попытка стереть фундаментальные неравенства между людьми - в ядре Европейской
социальной модели. Эта модель не ущемляет тех, кто процветают посредством их
собственных усилий, но обеспечивает поддержку людям, которые находятся в
трудном положении. К таким трудностям можно отнести выводящую из строя болезнь
или несчастный случай, результат естественного бедствия или реструктурирования
целого сектора экономики, или условий жизни, которые являются барьером к
надлежащему образованию и затрудняют доступ на трудовой рынок.
Европейская стратегия занятости:
Каждый год Европейский Совет договаривается об общих приоритетах и
индивидуальных целях для полисов занятости государств-членов. Это стратегии для
создания рабочих мест, качества работы, производительности и для обозначения
платы за работу, то есть стратегия, которая привлекает людей работать и
обеспечивает социальную безопасность.
Европейский Социальный Фонд:
Создание заслуживающих внимания рабочих мест в обществе, основанное на
знаниях и при гарантии равные возможности требует, большой вклад в человеческие
ресурсы, чтобы увеличивать число людей с навыками, которые необходимы
экономике. Существенное финансовые вливания с этой целью осуществляет
Европейский Социальный Фонд. Фонд должен потратить 60 миллиардов с 2000 по 2006
гг. на развитие не только рабочих навыков, но также и социальных навыков,
которые помогают людям в поисках работы или основания их собственного бизнеса.
Паневропейская подвижность для всех:
Право работать на территории Европейского союза - фундаментальное право
всех граждан ЕС, подчиненных некоторым транзитным мерам для стран, которые
присоединились к ЕС в 2004 году. Общественные Службы занятости Европейской
Экономической Области (ЕС, Исландия, Лихтенштейн и Норвегия) и Швейцария
связаны через единственную службу. Люди, ищущие работу, могут отправить по
почте свою краткую биографию и искать работу на соответствующей территории.
Социальное включение и социальная защита:
Системы Социального обеспечения в странах ЕС отражают определенные
традиции, социальные устои и культурное наследие. Эти различия уважаются. О чем
государства-члены договорились так это то, что их граждане имеют
фундаментальное право на основные социальные пособия. Они также договорились,
что социальные системы защиты нуждаются в модернизации, чтобы гарантировать:
безопасность социального обеспечения для каждого, чтобы работать на
территории ЕС везде, где возможно;
пенсии и качественное здравоохранение по жизнеспособной стоимости;
социальные выплаты и борьбу с бедностью.1
Заключение
В ЕС входят 25 государств-членов с общей численностью населения более 470
миллионов человек (включая 17 миллионов населения бывшей Восточной Германии).
Это самый крупный в мире торговый блок.
В настоящее время для Европейского союза большой проблемой становится
безработица.
Уровень безработицы в еврозоне и 25 странах ЕС составил в мае 2004 года
9,0%. Необходимо напомнить, что в мае 2003 года уровень безработицы в еврозоне
составил 8,9%, а в 25 странах ЕС – 9,1%.
Самый низкий уровень безработицы в мае 2004 года отмечен на Кипре, в
Люксембурге и Австрии (везде 4,2%), Ирландии (4,5%), Великобритании (данные за
март – 4,7%) и Нидерландах (данные за апрель - 4,9%). Самый высокий уровень
безработицы зафиксирован в Польше (18,9%), Словакии (16,4%), Литве (11,5%) и
Испании (11,1%).
Самый большой рост безработицы в ежегодном исчислении отмечен в
Нидерландах (3,6% в апреле 2003 и 4,9% в апреле 2004 года), Швеции (5,4% и
6,7%), Люксембурге (3,6% и 4,2%) и Дании (5,4% в апреле 2003 года и 6,0% в
апреле 2004 года).
Уровень безработицы в ЕС в целом превышает уровни США и Японии.
Следует сказать, что проблема безработицы существует не только в цифрах,
от этого страдают люди. 5-го июня 2003 года в Афинах, в Салониках, в Патре и
еще в нескольких городах Греции прошли митинги и демонстрации против
безработицы, организованные Всерабочим боевым фронтом (ПАМЕ).
Нужно отметить, что проблема безработицы в последние годы стало более чем
актуальной для Греции, так как ряд предприятий были закрыты, а еще несколько
приватизированы, в результате чего многие трудящиеся могут оказаться
безработными. Греции уже более 550 тысяч безработных (11,5%), а еще тысячи
людей работают лишь несколько часов в неделю, и в связи с этим, официальная
статистика не считает их безработными.
В 2004 году Европейский центробанк выпустил доклад о проблемах сокращений
в европейских компаниях. В нем сообщалось о новой волне увольнений, но вместе с
тем отмечалось, что работодатели стали вести более гибкую политику в отношении
персонала. Вместо увольнений они сокращают оплачиваемые часы работы.
Введение более гибкой политики в области продолжительности рабочего дня
лишь первый шаг на пути стабилизации рынка труда. Надо принять еще много мер,
чтобы Европа смогла более успешно конкурировать в этом вопросе с другими
регионами мира.
На сессии Совета Европейского Союза, открывшейся в Брюсселе 4 марта 2005
года, обсуждались обсуждали проблемы безработицы, социальной политики,
здравоохранения.
Участники семинара надеются, что достигнутое в ходе структурных реформ
повышение уровня занятости позволило бы предотвратить надвигающийся на Европу
кризис системы пенсионного обеспечения. В соответствии с существующим порядком,
отношение числа пенсионеров к занятому населению в ЕС, составлявшее в 2000 году
0.7, к 2030 году должно увеличиться до 1.1. В результате реформ доля занятого
населения в общей массе трудоспособного населения Европы могла бы вырасти с
сегодняшних 60% до 75%, т.е. до уровня США. В результате отношение числа
пенсионеров к занятому населению росло бы гораздо медленнее, составив в 2030
году лишь 0.9. Таким образом, в сочетании с незначительным увеличением возраста
выхода на пенсию этих мер оказалось бы достаточно для того, чтобы сохранить
указанный показатель практически неизменным.
Также в настоящее время аналитиками много говорится о том, что для борьбы
с безработицей Европе надо ускорить темпы роста экономики. Эта тема обсуждалась
в ходе визита в Париж главы Международного валютного фонда Родриго Рато. Рато
призвал страны Европейского союза быстрее проводить структурные реформы, потому
что только так можно стимулировать экономический роста и решить проблему низкой
занятости.
Следует сказать, что существует Европейская Социальная Программа на
период 2005-2010 гг., которая сводится к обеспечению рабочих мест и равных
возможностей для всех на главной цели ЕС - продвижения преуспевающей,
инновационной, богатой знанием, конкурентоспособной и эффективной экономики.
Борьба с безработицей не должна быть самоцелью, она должна быть вписана в
общий контекст социально экономических преобразований, происходящих в странах
ЕС. Политика занятости должна включать в себя не только меры, направленные на
сокращение уровня безработных, но и на создание более благоприятных условий для
работающих граждан, обеспечивающих стабильность, безопасность работы,
возможности более гармоничного совмещения профессиональной деятельности и
семейной жизни, повышения уровня образования и профессиональной компетенции
трудящихся, реформы в области трудового законодательства (Employment Protection
Legislation, EPL). Именно эти цели провозглашены в качестве основных
направлений реформы Стратегии в области труда и политики занятости ЕС, необходимость
проведения которой подчеркивается Директоратом по труду, занятости и социальным
вопросам ЕС.
Источники
и литература
1. Документы
Директива
94/45/ЕС «О Европейских советах по труду» от 22 сентября 1994 года
Европейская
Социальная Программа на период 2005-2010 гг. для стран Европейского союза
Римский
договор «Об образовании Единого экономического сообщества (ЕЭС)» 1957 года
2. Статистика
Статистика
Европейского союза (Евростат) - #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">1
Европейский союз – член мирового сообщества.// Центр Европейской документации и
информации Белгосуниверситета. - #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">1
Европейская Социальная Программа на период 2005-2010 гг. для стран Европейского
союза
1
Уровень безработицы в странах ЕС в мае 2004 года.// Евростат (Европейский
союз). - #"#_ftnref4" name="_ftn4"
title="">2 Уровень
безработицы в еврозоне и ЕС составил в мае 2004 года 9,0%.// ИА «Экопресс». - #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">1
Митинги против безработицы. - #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">1
Страны
ЕС лидируют в рейтингу по стоимости рабочей силы.//Вестник Евросоюза. – #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">2
Евросоюз: сочетание интеграции и противоречий.// Директор. – 2005, июль
1 Данные сайта Eurostat
(Евростат) - #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">1
Международные новости: Сколько будут
работать европейцы.// Молдавские новости. – № 34 (732), 2005, 11 мая
1Очередная
сессия Совета Европейского Союза открылась сегодня в Брюсселе.// ИА «Экопресс».
- #"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">2
1Безработица становится проблемой для ЕС. - 1В
Германии зарегистрировано рекордное за 70 лет число безработных.
-#"#_ftnref14"
name="_ftn14" title="">1 Томас Симс. Гибкое увольнение.// Ведомости. - №
191, 2004
1
Великобритания об ускорении реформ в ЕС. - #"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">1 The European
Employment Strategy (June 2005). -
http://europa.eu.int/pol/socio/overview_en.htm