Принципы уголовно-исполнительно права
МИНИСТЕРСТВО
ЮСТИЦИЙ РОССИИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИИСКАЯ
ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА
РОССИИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ИЖЕВСКИЙ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
Факультет:
юридический
Кафедра:
Государственно-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
На тему:
«Принципы уголовно-исполнительно права»
Дисциплина:
«Уголовно-исполнительное право»
Выполнил:
студент гр.501 ЗС
Беспятых
Е.Ю.
Проверил: Жиделев
Г.В.
Ижевск, 2010
Содержание
Введение
Принципы уголовно исполнительного
права.
1. Принцип законности.
2. Принцип гуманизма.
3. Принцип демократизма.
4. Принцип равенства перед законом.
5. Принцип дифференциации и
индивидуализации.
6. Принцип рационального применения
мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного
поведения.
7. Принцип соединения наказания с
исправительным воздействием
Заключение
Список используемых источников
Введение
В общей теории права
принципы определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой
системы. Особую значимость они приобретают в ходе проведения правовой реформы,
поскольку, обладая нормативными свойствами, становятся обязательными при
формировании отрасли права, ее институтов и норм.
Принципы права существуют
независимо от того, отражены они прямо в статьях закона или же не отражены. Они
вытекают из всего содержания закона при его толковании. Но закрепление системы
принципов той или иной отрасли права законодателем в соответствующих статьях
закона устраняет разнобой, разноголосицу в определении круга руководящих
правовых идей, которые можно было бы рассматривать в качестве принципов той или
иной отрасли права, и приводят к единому пониманию системы принципов, а значит,
и единому применению норм данного законодательного акта.
Отличительной
особенностью принципов уголовно-исполнительного права является недопустимость
каких-либо исключений из них. Если какое-либо фундаментальное положение
предполагает исключение из него, то оно перестает быть принципом и сводится на
роль простого правила, из которого можно и должно делать исключение.
Система принципов
уголовно-исполнительного права отражает принципы обращения с осужденными,
которые зафиксированы в соответствующих международных актах. Прежде всего это
относится к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, принятым
на 1 Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с
правонарушителями в 1956 году, Своду принципов защиты всех лиц от пыток и
других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой
ООН в 1984 году. Закрепленные в них принципы затрагивают приоритетные права
человека, лишенного свободы, которые должны безусловно закрепляться в
национальном законодательстве и соблюдаться в правоприменительной деятельности.
Даже исключительные обстоятельства не могут служить основанием для применения,
а тем более для оправдывания пыток или других жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов обращения и наказания[1].
Система принципов
уголовно-исполнительного права базируется на Конституции Российской Федерации,
поскольку принципы и общие положения, закрепленные в ней, в первую очередь —
определяющие права и свободы человека, согласно ст. 15, имеют прямое действие.[2]
В
отличие от Уголовного кодекса УИК РФ не раскрывает содержания указанных принципов,
поэтому сущность каждого из них и всей системы вместе следует выводить из
научного анализа используемых в законе терминов, характера и направленности
отдельных норм Кодекса, а также многолетней практики их применения.
Целью
данной контрольной работы является изучение содержания принципов уголовно-исполнительного
права. Главной задачей моего исследования это раскрытие принципов
уголовно-исполнительного права.
ПРИНЦИПЫ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
В принципах
уголовно-исполнительного законодательства выражаются общие принципы права,
принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы,
присущие данной отрасли права. В совокупности они предопределяют стратегию и
направления развития, а также содержание как уголовно-исполнительного
законодательства в целом, так и отдельных его институтов, обеспечивают
системность правового регулирования общественных отношений, возникающих при
исполнении наказаний. Наконец, они отражают общие требования обращения с
осужденными, которые закреплены в соответствующих международных актах.. В общей
теории права принципы рассматриваются в качестве основных идей права,
руководящих положений правовой системы. Особую значимость они приобретают при
проведении правовой реформы, поскольку, обладая нормативными свойствами,
становятся обязательными при формировании отрасли законодательства, ее
институтов и норм.
Принципы
уголовно-исполнительного законодательства не являются, как нередко
представляют, застывшими декларативными, лишенными нормативной силы положениями.
Принципы, закрепленные в ст.8 УИК РФ,
во-первых, определяют построение и содержание Особенной части Кодекса, где
регулируется исполнение конкретных видов уголовных наказаний.
Во-вторых, они влияют на
содержание институтов и норм УИК РФ, а также
создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных нормативных правовых
актов, регулирующих исполнение различных видов наказания.
В-третьих, принципы
уголовно-исполнительного законодательства через систему норм и путем
непосредственного действия влияют на практику исполнения уголовных наказаний,
корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей законности, гуманизма,
равенства граждан перед законом и др.
К числу общеправовых
принципов уголовно-исполнительного законодательства относятся законность,
гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом. Принцип
дифференциации и индивидуализации исполнения наказания представляет собой
отражение межотраслевых принципов отраслей законодательства, регулирующих
борьбу с преступностью. К числу отраслевых принципов относятся: рациональное
применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их
правопослушного поведения[3].
1.
Принцип законности
Принцип
законности - конституционный, он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4,
13,15,17-19 и др.), а также в ряде международных документов. В
уголовно-исполнительном праве он выражен в верховенстве закона, регулирующего
исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми
актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип
законности - конституционный, он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4,
13,15,17-19 и др.), а также в ряде международных документов. В
уголовно-исполнительном праве он выражен в верховенстве закона, регулирующего
исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми
актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип
законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного
законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказание, органами
государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими
субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с
учреждениями и органами, исполняющими наказания, лицами, осуществляющими охрану
и конвоирование осужденных, общественными объединениями, принимающими участие в
исправлении осужденных, отдельными гражданами, посещающими места отбывания
наказания, и самими осужденными. Принцип законности нашел отражение в гл.2 ст.
10-15 УИК, определяющих правовой статус осужденных, в гл.3 ст. 19-23 УИК,
устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов,
исполняющих наказание.
2.
Принцип гуманизма
В
уголовно-исполнительном законодательстве (праве) принцип гуманизма проявляется
в различных направлениях и формах. Данный принцип в УИК РФ по сравнению с ранее
действовавшим ИТК РСФСР воплощен намного полнее, что явилось следствием
приведения нормативной базы России в области исполнения уголовных наказаний к
мировым стандартам обращения с осужденными. Так, из норм. регулирующих порядок и условия исполнения и
отбывания наказания
(особенно лишения свободы), убрана излишняя тюремная атрибутика, отражавшая
прежде всего суровость, жесткость наказания, в результате чего были отменены
многие ограничения в отношении осужденных. В Кодексе закреплено требование
строгого соблюдения гарантий защиты от пыток, насилия или другого жестокого или
унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Существенно
расширены возможности поддержания и развития социально полезных связей
осужденных с родственниками и трудовыми коллективами, а также развития их
полезной инициативы. Реализация принципа гуманизма поставлена в прямую
зависимость от поведения осужденных, от их желания и настроения вести себя
определенным образом, а следовательно, получать или нет предусмотренную законом
широкую систему льгот. Особенно полно принцип гуманизма нашел свое воплощение в
Федеральном законе от 21 февраля 2001 г., который в Государственной Думе в
третьем чтении проходил под рубрикой "в части облегчения условий
содержания задержанных и осужденных". Линия на дальнейшую гуманизацию
нашла свое отражение и в Законе от 21 ноября 2003 г. № 161-ФЗ, которым осужденным предоставлены дополнительные льготы, изменен порядок
представления к условно-досрочному освобождению и др.
Принцип
гуманизма имеет и обратную сторону: он должен проявляться не только по
отношению к осужденным, но и ко всему обществу в целом, обеспечивая должный
порядок и спокойствие граждан, охрану их законных интересов. Поэтому в Кодексе
предусматриваются меры по надежной изоляции осужденных и их охране, по
пресечению различных попыток проникновения как со стороны осужденных, так и
иных граждан на охраняемые территории, нападений на охрану, проносов
запрещенных предметов и ряда аналогичных действий.[4]
Принцип гуманизма
уголовно-исполнительного права закреплен во многих институтах и нормах УИК,
международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Так, в ст.
10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован
следующим образом: “Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное
обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности”. Он отражен
и в ряде статей УИК, в частности в ст. 10 подчеркивается, что “Российская
Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных...”.
В ч. 2 ст.12 УИК указывается, что “они не должны подвергаться жестокому или
унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным
могут быть применены не иначе как на основании закона”.
Принцип гуманизма
выражается также в тех целях, которые ставит государство при исполнении
наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его
членами. Он реализуется также в средствах исправительного воздействия:
общественно полезном труде, интенсивном психолого-педагогическом воздействии,
профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду с режимными
требованиями обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания наказания
и одновременно создающими условия для реализации прав и льгот осужденным вплоть
до условно-досрочного освобождения. Цели гуманного отношения к осужденным отражены
в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы инвалидами, женщинами,
несовершеннолетними, в таких институтах этой отрасли права, как выезды
осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК), свидания (ст. 91УИК),
телефонные переговоры ( ст. 92 УИК ) и др.
3.
Принцип демократизма
Принцип демократизма
определяет содержание многих институтов и норм уголовно-исполнительного права.
Прежде всего, он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли
права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16)
подчеркивается, что “каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на
признание его правосубъектности”[5] . Социальная значимость
данного положения определяется тем, что осужденный, прежде всего к лишению
свободы, существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в
соответствующей социальной защищенности. Принцип демократизма выражается в
сущности организации процесса исправления осужденных, прежде всего в
привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, а также
открытости деятельности учреждении и органов, исполняющих наказание, и
осуществлении контроля общества за их деятельностью.
Данный принцип закреплен,
в частности, в ч. 2 ст. 9 УИК, в которой к числу основных средств исправления
осужденных отнесено общественное воздействие на них. В ст. 23 УИК закреплено
содействие общественных объединений работе учреждении и органов, исполняющих
наказание, участие в исправлении осужденных, а также право на осуществление
контроля за деятельностью указанных учреждении и органов.
Этой задаче отвечают и
нормы УИК РФ, направленные
на обеспечение личной безопасности осужденных (ст.13), свободы
совести и свободы вероисповедания (ст.14), права на
подачу обращений: предложений, заявлений, жалоб и ходатайств (ст.15) и т.д.[6]
Принцип демократизма
проявляется и в других направлениях: в порядке подачи и разрешении жалоб и
заявлений осужденных; языке обращений и переписке; контроле органов
государственной власти и органов местного самоуправления; судебном и
ведомственном контроле; прокурорском надзоре за деятельностью учреждений и
органов, исполняющих наказания; контроле общественных объединений.[7]
4.
Принцип равенства перед законом
Истоком данною принципа
является конституционный принцип равенства всех перед законом, т.е. равенство
прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности,
языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения,
принадлежности к общественным объединениям (ст. 19 Конституции), а также
Всеобщая декларация прав и свобод гражданина (ст.7). В Минимальных стандартных
правилах обращения с заключенными ООН принцип равенства перед законом
рассматривается в качестве основного принципа, согласно которому “дискриминация
по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других
убеждений, национального или социального происхождения, имущественного
положения, семейного происхождения или социального положения недопустима” (ст.
6).
В соответствии с
конституционными положениями и международными правилами нормы УИК не
устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола,
расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного,
должностного положения и т.д. Вместе с тем равенство осужденных перед законом
не означает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются в
зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Например, в соответствии с
Пекинскими правилами ООН, для несовершеннолетних устанавливаются более льготные
условия содержания. Предоставляются определенные льготы для инвалидов I и II
групп, престарелых, женщин. Кроме того, условия отбывания наказания
дифференцируются в зависимости от характера и степени общественной опасности
совершенных преступлений и поведения осужденных. В данных случаях принцип
равенства перед законом корректируется реализацией принципа дифференциации
исполнения наказания и принципа гуманизма.
5.
Принцип дифференциации и индивидуализации
Принцип
дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний включает рациональное применение мер
принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного
поведения как следствие дифференциации и индивидуализации самих осужденных.
Дифференциация осужденных осуществляется по разным основаниям на всем
протяжении отбывания наказания. Они классифицируются на определенные группы в
зависимости от: возраста; состояния здоровья; наличия семьи и родственников; отбытого
срока наказания и поведения; досрочного (в любой форме) освобождения; уровня
образования и наличия профессии и по многим другим основаниям. В науке подобных
оснований дифференциации насчитывают несколько десятков (и даже сотен).
Внутри
классификационных групп осужденных выделяется индивидуально личность каждого из
них, определяются ее основные характеристики, как положительные, так и
отрицательные качества. Задача воспитателей состоит в выявлении всех этих
качеств и составлении портрета, картины личности осужденного, которая не может
быть представлена лишь в одних темных тонах. Отдельные качества личности
осужденного могут быть поражены полностью, другие — частично, а третьи — вообще
находиться в удовлетворительном состоянии. Задача педагогов и всего персонала
УМС — составить подробный психолого-педагогический портрет личности каждого
осужденного и на этой основе разработать программу воспитательных воздействий в
отношении конкретного осужденного, опираясь на положительные личностные
качества и разрушая, блокируя отрицательные свойства. Во многих исправительных учреждениях
вырабатываются и устанавливаются единые режимно-педагогические требования,
которые весь персонал, независимо от принадлежности к конкретной службе,
предъявляет к осужденным, имея в том числе и их индивидуальные воспитательные
программы.
В
зависимости от принадлежности осужденных к той или иной классификационной
группе к ним индивидуально применяется комплекс мер принуждения, стимулирования
их правопослушного поведения. Эффективность его применения зависит от многих
обстоятельств, в частности, от слаженности работы персонала и его педагогического
мастерства. В законодательстве указанные аспекты дифференциации и
индивидуализации прописаны достаточно подробно; система стимулирования
правопослушного поведения осужденных сейчас намного богаче и обширнее, чем
раньше.[8]
6. Принцип рационального применения мер
принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного
поведения
В Уголовно-исполнительном
кодексе этот принцип впервые был сформулирован и получил свою реализацию в
конкретных нормах закона, хотя в ранее действовавшем исправительно-трудовом
законодательстве он находил свою реализацию, особенно после внесения изменений
и дополнений в ИТК в 1992 году, в котором было существенно ограничено
применение к осужденным мер принуждения при отбывании лишения свободы, а также
расширены стимулы правопослушного поведения этих лиц. Рациональное применение
мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осужденных
(ст. 29, 32, 46 и др.), основания, порядок - и условия применения к ним мер
взыскания (ст. 59, 117, 119, 138, 169). При применении этих мер закон требует
учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его
предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру
нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК).
Принцип стимулирования
правопослушного поведения отражен во многих нормах УИК. Это, прежде всего,
поощрительные нормы (ст. 45, 57, 71, 113, 134, 153, 167). Применительно к
лишению свободы важную роль играют стимулирующие нормы, регулирующие изменение
условий содержания осужденных в лучшую сторону, в частности перевод на облегченные
условия содержания. К поощрительным нормам можно также отнести положения
кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных
проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97,
121 УИК).[9]
Рациональное применение
средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на
осужденных, организацию их труда, профессионального и общеобразовательного
обучения с учетом их типологических и индивидуальных особенностей. В данном
случае реализуется метод дифференцированного и индивидуализированного
психолого-педагогического воздействия на осужденных.
7.
Принцип соединения наказания с исправительным воздействием
Этот
принцип был
закреплен и в ранее действовавшем законодательстве, но тогда он определял
собственно предмет правового регулирования, а именно лишь те наказания, которые
соединялись с мерами исправительно-трудового воздействия (лишение свободы,
исправительные работы и отмененные позднее ссылка и высылка). Теперь же этот
принцип относится ко всем видам наказаний (за исключением смертной казни) и
иным мерам уголовно-правового характера, хотя в действительности к отдельным
видам наказаний данный принцип не применяется. Но учитывая, что большинство наказаний
на стадии их исполнения соединяется с мерами исправительного воздействия, этот
принцип является определяющим для всего уголовно-исполнительного права. Под
исправительным воздействием понимается широкий комплекс воспитательных мероприятий
и воздействий: труд, обучение, профессиональная подготовка, развитие самодеятельности
и многое другое, что призвано формировать позитивные свойства личности, которые
в конечном итоге и говорят о степени исправления осужденных.[10]
Статья
9 УИК РФ определяет исправление осужденных и его основные средства. Исправление осужденных — это
формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам,
правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного
поведения. Таким образом,
речь идет о нравственном исправлении осужденных, а не о просто юридическом
исправлении (впредь не совершать преступлений). Основными средствами исправления осужденных закон называет:
установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную
работу, общественно полезный труд, получение общего образования,
профессиональную подготовку и общественное
воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида
наказания, характера и степени общественной опасности совершенного
преступления, личности осужденных и их поведения, т. е. с учетом рассмотренного
выше принципа дифференциации и индивидуализации. Применительно к отдельным
видам наказаний УИК РФ детально регламентирует использование тех или иных
средств исправления осужденных, акцентируя особое внимание на тех из них,
которые соединены с исправительным воздействием.[11]
Заключение
Уголовно-исполнительная
система России сейчас функционирует в более благоприятных условиях, имея
поддержку, по существу, всех государственных структур, гражданского общества,
включая общественные формирования, а также мирового сообщества. Это обеспечивает
стабильное и устойчивое функционирование уголовно-исполнительной системы,
несмотря на колоссальные материальные затруднения1.
Редакция многих норм УИК РФ
изменена в направлении гуманизации порядка и условий отбывания наказания,
причем это относится не только к лишению свободы, но и ко многим другим видам
наказаний, что следует признать несомненным достоинством.[12]
Таким образом, принципы
уголовно-исполнительного права – это находящие в нем свое выражение руководящие
основополагающие идеи, отражающие основные положения уголовно-исполнительной
политики и характер всего права.
Подводя
итог данной контрольной работе, я хочу высказать твердую уверенность, что
Россия, совершенствуя свое законодательство, обеспечивает все более достойное
местно в международном сообществе ХХI века.
В
работе раскрыто понятие принципа уголовно-исполнительного права, рассмотрены
принципы законности, гуманизма, демократизма, равенства перед законом,
дифференциации и индивидуализации, рационального применения мер принуждения, средств исправления
осужденных и стимулирования их правопослушного поведения и принцип соединения наказания с исправительным
воздействием. Цель
исследования выяснена.
Список
использованных источников
Нормативно-правовые
акты:
1. «Всеобщая декларация прав и свобод
гражданина», принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной
Ассамблеи от 10 декабря 1948 года
2. «Декларации о защите
всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и
наказания», принятая 9 декабря 1975 года Генеральной Ассамблеи ООН
3. Международная конвенция
прав и свобод человека. Сборник документов. М., С.40.
4. «Минимальные стандартные правила
обращения с заключенными», приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных
Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями,
состоявшемся в Женеве 30 августа 1955 году, и одобрены Экономическим и
Социальным Советом в его резолюции 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 года, 2076
(XII) от 13 мая 1977 года и 1984/47 от 25 мая 1984 года.
5. "Минимальные стандартные
правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в
отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила")" Утверждено
Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года.
6. Конституции Российской
Федерации, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.
7. Уголовно-исполнительный
кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (УИК РФ) (с изм. и доп. Январь 2010г)
Юридическая
литература:
8. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу
Российской Федерации / под ред.В.И.Селиверстова - М. : ТК Велби,
Изд-во Проспект, 2008.[Текст].
9. Комментарий к
Уголовно-Исполнительному Кодексу Российской Федерации, 4-е издание, переработанное, Под
редакцией д.ю.н., проф. А.И. Зубкова 2008-496с. [Текст].
10. Уголовно
исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты,
отечественная практика конца XIX — начала XXI века Учебник для вузов Под
редакцией д.ю.н., проф. А. И. Зубкова 4-е издание, переработанное и дополненное
Издательство НОРМА Москва, 2008. [Текст].
Иные
источники:
11.
#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] ст.3 «Декларации о защите
всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и
наказания», принятая 9 декабря 1975 года Генеральной Ассамблеи ООН
[2] Конституции Российской
Федерации, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.
[3] Коментарий к Уголовно-исполнительному кодексу
Российской Федерации / под ред.В.И.Селиверстова - М. : ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2008
[4] Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство,
международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XXI века
Учебник для вузов Под редакцией д.ю.н., проф. А. И. Зубкова 4-е издание,
переработанное и дополненное Издательство НОРМА Москва, 2008
[5] Международная конвенция прав и свобод человека.
Сборник документов. М., С.40.
[6] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу
Российской Федерации / под ред.В.И.Селиверстова - М. : ТК Велби,
Изд-во Проспект, 2008
[7] Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство,
международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XXI века
Учебник для вузов Под редакцией д.ю.н., проф. А. И. Зубкова 4-е издание,
переработанное и дополненное Издательство НОРМА Москва, 2008
[8] Комментарий к
Уголовно-Исполнительному Кодексу Российской Федерации, 4-е издание, переработанное, Под редакцией д.ю.н.,проф. А.И. Зубкова
2008-496с.
[9] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу
Российской Федерации / под ред.В.И.Селиверстова - М. : ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2008
[10] Уголовно исполнительное
право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная
практика конца XIX — начала XXI века Учебник для вузов Под редакцией д.ю.н.,
проф. А. И. Зубкова 4-е издание, переработанное и дополненное Издательство
НОРМА Москва, 2008
[11]
Комментарий к Уголовно-Исполнительному Кодексу
Российской Федерации, 4-е издание,
переработанное, Под редакцией д.ю.н.,проф. А.И. Зубкова 2008-496с.
[12] Уголовно исполнительное
право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная
практика конца XIX — начала XXI века Учебник для вузов Под редакцией д.ю.н.,
проф. А. И. Зубкова 4-е издание, переработанное и дополненное Издательство
НОРМА Москва, 2008.