Правовой статус Европейского парламента

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Гражданское право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,37 kb
  • Опубликовано:
    2010-03-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовой статус Европейского парламента

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования








Контрольная работа

по Европейскому праву

тема: Правовой статус Европейского парламента

План

Введение

1. Статус Европейского парламента

2. Внутренняя структура и порядок работы парламента

3. Полномочия Европейского парламента

Заключение

Литература

Введение

Европейский Союз обладает в настоящее время собственной территорией, своим гражданством, собственными властными институтами, один из которых – Европейский парламент – формируется населением государств-членов путем всеобщих и прямых выборов, собственными финансовыми ресурсами. С 1 января 1999 года одиннадцать государств Союза, образовавшие экономический и валютный союз, создали свою денежную единицу – евро. Практика Европейского парламента подтверждает, что в его повестку вносится все больше вопросов, рассмотрение которых имеет место по инициативе самого Парламента. О возрастающей активности Европейского парламента свидетельствует то обстоятельство, что депутаты нередко выступают с резкой критикой мер или действий, предлагаемой Комиссией и Советом, довольно решительно отстаивают свои замечания, а тем более формализованные поправки.

1. Статус Европейского парламента

Европейский парламент характеризуется как представительный орган Европейского сообществ и Европейского Союза. Согласно ст.189 Договора о Европейском Союзе, Европейский парламент состоит из представителей народов государств-членов, объединенных в Сообществе, число которых не должно превышать 700.

Установленный и применяемый порядок формирования Европейского парламента подчеркивает существенное отличие Сообществ или Союза от любой другой международной организации. Процедура, принятая в Европейском Союзе, свойственна не международной организации, а суверенному государству или государственному образованию. Однако принцип формирования представительного учреждения в рамках Союза не вполне адекватен тому, который принят в федеративном государстве. Нижняя палата федерального Парламента представляет нацию в целом, верхняя палата представляет население субъектов федерации. Делается вывод, что Европейский парламент выполняет функцию представительства народов государств-членов. Основывать вывод о статусе Европейского парламента, опираясь только на ст. 189 Договора о ЕС, было бы не точно. Необходимо выяснить, какими полномочиями обладает и насколько эти полномочия соответствуют роли Парламента как представительного учреждения.

Европейский парламент, основываясь на действующие положения и практику, пока остается консультативным органом. В системе институтов Европейских сообществ и Союза Парламент уступает по своей значимости Совету и Комиссии. Европейский парламент не оказывает реального, решающего воздействия на процесс принятия решений.

Однако, начиная с принятия Единого европейского акта и подписания Договоров о создании ЕС, наблюдается расширение полномочий Парламента и активизация его участия в жизнедеятельности интеграционных объединений, в решении стоящих перед ними задач. Особенно изменилась роль Парламента в законодательном процессе, хотя сам Парламент не стал законодательным органом Сообществ и Союза, а также в осуществлении контрольных функций, в частности, контроле за деятельностью Комиссии. Но то, что Европейский парламент обладает всеми полномочиями и выполняет функции, типичные для представительного учреждении, было бы преувеличением. Такие полномочия осуществляется Парламентом лишь частично и в весьма ограниченных пределах. Таким образом, Европейский парламент, скорее всего, квазипарламентский представительный орган. Однако его существование и функционирование дополняют механизм руководства и управления Сообществами и Союзом таким важным элементом, как усиливающееся участие представителей, избранных народами, в осуществлении властных и управленческих полномочий.[1]

Выборы, согласно Договору о ЕС «представители народов государств, объединившихся в Сообщество, избираются в Европейский парламент прямым всеобщим голосованием».[2]


2. Внутренняя структура и порядок работы Парламента

Европейский парламент обладает однопалатной структурой и работает на постоянной основе. Депутатами ежегодно утверждаются программа работы. Основную массу времени депутаты проводят на заседаниях комитетов, для которых отводится не менее двух недель в месяц.

Структура и порядок функционирования Парламента регулируется Внутренним регламентом. Работой руководит Председатель, избираемый на срок в два с половиной года. Он руководит заседаниями палаты, осуществляет административные и дисциплинарные функции, участвует в представительстве Сообществ и Союза. Ему помогают 14 вице-председателей и 5 квесторов, которые избираются одновременно и образуют Бюро Парламента.

Важную роль в работе Парламента играют комиссии, которые создаются на постоянной, либо на временной основе. Численный состав этих комиссий весьма разнообразен. Члены комиссий избираются на основе предложений и обычно пропорционально численности политических групп. Комиссии могут быть общего и специализированного характера.

Европейский парламент работает в сессионном порядке. Ежегодно проводится одна сессия Парламента, которая проводится во второй вторник марта. Все очередные сессии проводятся в Страсбурге. Продолжительность сессии – от одной до двух недель. Внеочередные сессии проводятся в Брюсселе, их продолжительность не превышает двух дней. Заседания являются открытыми и публикуются в официальном издании.

Заседания постоянных комитетов занимают от одной до двух недель ежемесячно. Данные комитеты образуются в зависимости от предметов ведения. Они избирают свои руководящие органы, в том числе председателя и генерального докладчика. Заседания комитетов, проходящие в Брюсселе, образуют интегральную составную часть парламентской сессии.

3. Полномочия Европейского парламента

Европейский парламент обладает полномочиями, которые присущи парламентским учреждениям в современных государствах. Во-первых, это законодательные полномочия. Согласно ст.189 [3]Европейский парламент «осуществляет свои функции консультации и контроля». Однако ситуация, сложившаяся в настоящее время, не вполне отвечает этой формуле, носящей заведомо ограничительный и антипарламентский характер. Консультативная процедура претерпела определенные изменения: в учредительных актах содержится прямое указание Комиссии и Совету принимать во внимание мнение Парламента, высказанное в ходе консультативной процедуры. Наконец в соответствии с Маастрихтским договором и после уточнений, сделанных Амстердамским договором, введена и начинает все шире использоваться процедура совместного принятия решений. В результате постепенно вводится в действие законодательная процедура, свойственная парламентским учреждениям. Во-вторых, вотирование бюджета и отчета о его исполнении. Европейский парламент практически лишен возможности существенно пересматривать доходную и расходную части бюджета и не обладает правом внесения своего собственного законопроекта по финансам. Право вотирования поправок распространяется на небольшую часть проекта бюджета, связанную с осуществлением так называемых необязательных расходов. Большая часть бюджетных расходов, относимых к обязательным расходам, может стать предметом обсуждения, но поправки, предлагаемые Парламентом, носят характер пожеланий. Таким образом, Европейский парламент «хозяином кошелька» не является. В-третьих, в полномочия входит контроль за деятельностью органов управления. Это право на информацию. Совет и Комиссия обязаны представлять Европейскому парламенту доклады по итогам деятельности этих институтов, а также итоговый годовой доклад о деятельности Европейского Союза. Еще одна форма контроля – устные и письменные вопросы. Расширение контрольных полномочий способствовало введение временных комиссий по расследованию. Они имеют своим назначением конкретное расследования в связи с обвинениями, выдвинутыми в адрес тех или иных институтов или органов, в совершении правонарушений или недобросовестном управлении в том, что касается применения права Сообществ. Еще два существенных нововведения характеризующих контрольные полномочия Европейского парламента – это право на подачу индивидуальных или коллективных петиций и введение института омбудсмена. Омбудсмен, наделен правом принимать жалобы, исходящие от граждан ЕС или любого иного физического или юридического лица, находящегося под юрисдикцией государств-членов, за исключением жалоб, приносимых на деятельность Суда ЕС, и СПИ. И, в-четвертых, это внешнеполитические полномочия. К числу полномочий в области внешних сношений обычно относят принадлежащее парламенту право ратификации международных договоров. Европейский парламент участвует в осуществлении внешнеполитических функций не столько за счет наделения его правом вынесения самостоятельных решений, сколько путем довольно активного обсуждения различных проблем международного развития или ситуаций, складывающихся в отдельных районах мира, непосредственно на своих пленарных заседаниях.[4] Европейский парламент поддерживает активные и многосторонние связи с национальными парламентами, как государств-членов, так и третьих государств.

Заключение

За прошедшие десятилетия, и особенно начиная с принятия Единого европейского акта и подписания Договоров о создании Европейского Союза, наблюдается нарастающая тенденция к расширению полномочий Парламента и активизации его участия в жизнедеятельности интеграционных объединений. Уже само по себе это имеет позитивный характер и должно способствовать усилию демократических начал в механизме функционирования Сообществ, в механизме, который вплоть до настоящего времени все еще остается в значительной мере бюрократическим по своей природе, недостаточно открытым и весьма мало подконтрольным населению государств-членов.

Литература

1. Договор о Европейском Союзе. Маастрихт, 7 февраля 1992.

2. Европейское право. Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2001.

3. Г. Горниг, О. Витвицкая. Право Европейского Союза. – СПб.: Питер, 2005.


[1] Л.М. Энтин. Европейское право. М., 2001. с.269.

[2] Договор о ЕС., ст. 190.

[3] Договор о ЕС., ст. 189.

[4] Уч. Европейское право. М., 2001, с. 284.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!