Основы правосознания

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Гражданское право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,66 kb
  • Опубликовано:
    2010-11-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы правосознания

Негосударственное частное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Кубанский социально-экономический институт

Специальность: юриспруденция

Предмет: теория государства и права



Курсовая работа

по теме:

"Основы правосознания"


Студент 1го курса ОЗО

юридического факультета

Салманов Рамин Осман оглы






Краснодар 2010

Оглавление

Введение

1. Понятие, виды и функции правосознания

1.1 Правосознание как явление правовой действительности

1.2 Виды и функции правосознания

2. Правовой нигилизм в современной России

2.1 Понятие правового нигилизма

2.2 Правовой нигилизм в отечественном правосознании

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Тема настоящей работы имеет значительную актуальность, особенно в современных условиях построения в России правового государства. Важнейшим признаком правового государства, показателем его становления, выступает состояние правовой культуры общества, которая во многом определяется уровнем его правового сознания, развитием демократических институтов, предполагающих социально-правовую активность граждан. Значительность данной темы с точки зрения теории права также несомненна. Вот почему в настоящее время чрезвычайно актуальным становится создание эффективной системы формирования правового сознания и правовой культуры населения.

Изменения политической, экономической, культурной и других сторон жизни страны в конце ХХ века, освобождение общества и науки от идеологических учений, новые взгляды на сущность государства и права потребовали обращения к серьезной проблеме уровня правового сознания и правовой культуры современного российского общества.

Данная тема также интересна и важна с точки зрения выбранной мною сферы деятельности, т.к. любой юрист должен сам обладать высоким уровнем правового сознания и правовой культуры.

Это необходимо ему в первую очередь для профессиональной деятельности, для профилактики правонарушений, а также для формирования правовой культуры населения и положительного отношения граждан к праву.

Основой курсовой работы послужили труды Перевалова В.Д, Хропанюка В.Н., Марченко М.Н., Матузова Н.И., Малько А.В., Лазарева В.В., Комарова С.А, а так же учебные пособия и статьи, где по разному даётся понятие правосознания и его основные функции.

Содержание работы состоит из введения, двух глав и заключения.

В первой главе "Понятие, виды и функции правосознания " подробно дано определение правовому сознанию, рассмотрены разные точки зрения многих авторов и учёных, выделены два основных элемента структуры правосознания, таких как правовая психология и правовая идеология.

Так же рассматриваются виды и функции правового сознания, деформация правосознания граждан Росси и его роль жизни общества.

Во второй главе "Правовой нигилизм в современной России" раскрыто понятие правового нигилизма, его присутствие в отечественном правосознании.

 

1. Понятие, виды и функции правосознания


1.1 Правосознание как явление правовой действительности

Правовая действительность представляет собой особую область социальной жизни общества, обусловленную правом, его воздействием на общественные отношения. Правовая действительность является разновидностью социальной действительности и состоит из идеального и материального. Область идеального определяется сознанием, а область материального – социальной практикой. Применительно к правовой действительности идеальное и материальное проявляются в правосознании, законодательстве, реализации права и правовой культуре. Перечисленные правовые явления взаимообусловлены на уровне закономерностей так, что изменения в одних явлениях неизбежно влекут соответствующие изменения в других явлениях правовой действительности. Общественное сознание как явление социальной действительности, имеет различные формы: политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное, а также правовое сознание. Посредством указанных форм общественного сознания люди отражают окружающий мир. С помощью же правосознания происходит отражение правовой действительности, которое предполагает: осмысление и ощущение необходимости права; оценку права; осознание необходимости создания развитой системы законодательства; осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов; восприятие процесса и результатов реализации права; соотношение правовых ценностей с иными (моральными, политическими, национальными и др.). Как показывает история, в тоталитарном обществе роль права всегда была невысока. Ранее, в СССР, форма существовавшего на тот момент государственного режима не предусматривала для права главенствующей роли. Господствовавшая на тот момент марксистская теория государства и права, была ориентирована на то, что постепенно и государство и права отомрут за ненадобностью. Но история не подтвердила эту концепцию. Наоборот, исторический опыт позволяет сделать вывод о том, что чем выше будет уровень развития общественных отношений, тем больше будет потребность в регулировании этих отношений при помощи права. Построение правового государства немыслимо без обновления правового сознания и правовой культуры. В юридической литературе понятия правового сознания и правовой культуры достаточно хорошо описаны.

Правосознание – явление идеальное, непосредственно ненаблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций регулирующих поведения людей в юридически значимых ситуациях.

Правосознание – это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Это неизбежный спутник права. Существование права нераздельно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических предписаний до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание людей.

В то же время и воздействие права на общественные отношения также осуществляются через волю и сознание граждан. Всё это и вызывает к жизни известный комплекс правовых представлений, чувств, настроений, переживаний, взглядов и т.п.

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным).

Люди в той или иной форме выражают своё отношение ко всему, что связанно с представлениями о праве (к законам и другим правым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права). Человек как–то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества.

Если признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей на право именуемой правосознанием. Это обусловлено тем, что право – регулятор отношений людей, наделённых волей и сознанием. Достаточно очевидно, что процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно и то, что процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей.

Примером работы сознания в процессе реализации права выступает жизнь любого из нас, когда мы при совершении юридически значимых действий руководствуемся не текстом нормативных актов, а теми представлениями о них, которые сложились в нашем сознании.

Правосознание – это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т.п. Правосознание обычно не существует в "чистом" виде, ибо взаимосвязано с другими видами и формами сознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести и чести и другое.

Правосознание теснейшим образом спряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Некоторые мыслители считали, что нормы права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому право – явление психологическое.

Специфическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой–либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права.

В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования – нормах права, правоотношениях, актах реализации права. Словом, правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов органично связанно с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, и иными сторонами правового бытия общества.

Правосознание имеет длительную историю, знает свои пики и падения, свою эволюцию, развертывание во времени. Так, правосознание было отличительной чертой общественного сознания древних римлян, когда торжествовало римское право. Судебные и иные правовые формы жизнедеятельности римского общества находили и адекватное отражение в идеях и эмоциях римских граждан, формировали их поведения. Приметой быта и нравов древних римлян были непрерывные обращения к примерам, в сенат, в судебные учреждения по любому спорному вопросу: касалось ли это судеб государства или продажи раба.

Буржуазные общества XIX–XX веков, базирующихся на фундаментальных правовых документах – декларациях, конституциях, конвенциях, на включенных в них основных правах и свободах, на гражданских и иных кодексах, также пронизаны юридическими мировоззрением.

Всплеск правосознания характеризует и периоды социальных перемен, революций. Тоска о прошлой правовой системе у одних, надежда на формирование новой у других. Но пока идет ломка действующего законодательства, вакуум заполняют представления, идеи, эмоции о будущем желательном законодательстве, которое могло бы обеспечить идеалы и цели революционных перемен. Правосознание выполняет роль важнейшего критерия в правотворчестве и правоприменение.

В этих условиях регулирующая роль правосознания может закрепляться даже законодательно. Так, в условиях Октябрьской революции Декрет о суде от 22 ноября 1917 года гласил: "местные суды решают дело именем Российской республики и руководствуются в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией, не противоречат революционной совести и революционному правосознанию".

Исследования многих философов и юристов в этой области составили значительные труды. Отечественные ученые – Л. Петрашицкий, М. Рейснер, И. Фарбер и другие оставили крупный след в изучении правосознания. Не оставила эту проблему и современная теория права.

Структурная характеристика правосознания представляется двумя элементами: правовой психологией и правовой идеологией.

Правовая идеология – главный элемент в структуре правосознания. Это осознанное отношение к праву, выражаемое в обоснованной, аргументированной критике или одобрении всей правовой системы, правовых учреждений, судов, отдельных законов и т.п. Правовая идеология – это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Теоретическое отражение правовых идей и взглядов содержится в научных исследованиях по вопросам государства и права их сущности и роли в общественной жизни. Поскольку в них содержатся объективные выводы и обобщения, это позволяет государству и его органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности. Правовая идеология есть систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слоев населения. Она должна формироваться как процесс выявления теоретического осознания, координации и согласования различных общественных интересов через достижение социального компромисса. В этом случае правовая идеология будет содержать большой нравственный потенциал, подразумевающий приоритет прав и свобод личности, разделение властей, политический плюрализм, высокую роль суда, как антипода командно – бюрократическому управлению, что свойственно идеологически и экономически здоровому обществу с развитой общей и правовой культурой. Правовая идеология обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок. В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты, учитывающие конкретно–исторические условия жизни общества, расстановку сил, уровень общественного сознания, социальную психологию, волю и интересы, как большинства, так и меньшинства, другие факторы. Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.

В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой психологией. Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Практика изучения правомерного поведения показывает, что трудно что–либо понять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмоциональной сферы. Эмоции влияют и на неправомерное поведение. Например, имеют юридическое значение состояния сильного душевного волнения при совершении преступления.

Правовая психология охватывает совокупность правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний и переживаний, характерных для всего общества в целом или конкретной социальной группы. Она является непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои населения. Через правовую психологию реализуются: а) органически присущие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности; б) ее самооценка, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права. Самооценка может завершаться чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицательным отношением к нему, пониманием, что нарушены нормы права, законность. Самооценка может проявляться и в форме таких нравственных категорий; как стыд и совесть. Правовая психология характеризует те переживания, чувства, мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований. Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпеливое или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний – это все относится к области правовой психологии. Таким образом, правовая психология – это также оценка существующего и желаемого права, но выражается она в виде эмоций, штампов, стереотипов, иных психологических характеристик.

Психологическая структура правосознания играет значительную роль в формировании и реализации права. Это либо мощный фактор правового развития, прогресса в демократических преобразованиях, либо тормоз, сопротивление преобразованиям, реформам. Причем психологическую структуру в решающей степени формирует национальная психология. Сложившиеся за многие столетия национальные привычки, обычаи, особенно на бытовом уровне, диктуют эмоциональное отношения у этносов к тем или иным правовым нововведениям, модернизациям.

От уровня идеологической подготовки личности зависит возможность контроля ее над эмоциями и чувствами, умение властвовать собой. Это свидетельство взаимосвязи и взаимообслуживание правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания.

Итак, как элемент правовой культуры, правовое сознание, включающее правовую идеологию и правовую психологию, представляет собой своеобразный фильтр, через которой пропускается все факторы, влияющие на право и правовое поведения (деятельность).

Анализ отношения людей к законам и иным нормативным правовым актом позволяет выделить в правосознании и другие элементы.

Первый элемент – информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например: после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информационный уровень правосознания – обязательная его структурная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему.

Второй элемент – оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека формируется мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание ценности права личностью способствует превращению права из "чужого", исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в "свое", способствующее реализации целей интересов человека.

На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий – волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях предусмотренных законом.

Использовать закон для реализации собственных задач или "обойти" его, строго исполнять закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, – все эти моменты входят в волевой элемент правосознания.

Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, то есть психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования.

Безусловно, в реальной жизни правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует, лишь понимаю его роли и места в жизни человека и общества.

1.2 Виды и функции правосознания

Для понимая того, что есть правосознания, имеет смысл рассмотреть его разновидности. Основаниями разделение правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его качественную характеристику. По данным критериям правосознание делится на три уровня.

Первый уровень – обыденное правосознание. Это уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди, так или иначе, сталкивается с правовыми предписаниями. Для людей с этими уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения точно переплетаются с нравственными представлениями. Обыденное правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению. Обыденное правосознание – это отношение к праву, его оценки на уровне стереотипов, штампов, слухов, курсирующих в тех или иных социальных группах, иногда толпе.

Второй уровень – профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Формированию профессионального правосознания должно быть уделено особое внимание в современных условиях. Отсутствие профессионализма в правотворчестве и правоприменение – одна из бед нашего общества. Профессиональное правосознание – это правовое сознание, прежде всего юристов-практиков, иных работников государственного аппарата (судейского корпуса, прокуроров, следователей, нотариусов, иных юридических и государственных работников.). Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций и т.д.

Третий уровень – это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Научное правосознание в отличие от обыденного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и социальных исследований социально-правовой действительности. Именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики, так как нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Научное правосознание характеризует идеологический пласт и состоит как из общетеоретических знаний, так и из знаний отраслевых юридических наук. К научному правосознанию относится весь спектр проблем правового развития человечества, в том числе гипотезы об "отмирании" права, о правовом нигилизме, представления о законе как воле государства и т.д.

В зависимости от субъектов правосознание можно разделить на индивидуальное и коллективное. Индивидуальное правовое сознание формируется у каждого члена общества, так или иначе включенного в общественные отношения, в различные движения, партии, структуры. Индивидуальное правосознание – это чувства и представления о праве конкретной личности. Общественное правосознание развивается через правосознание отдельных индивидов. Индивидуальное правосознание не может охватить всего многообразия правовых явлений различных периодов жизни общества – оно отражает лишь отдельные существенные черты. Правосознание конкретного человека складывается под влиянием тех условий, в которых он живет и работает. А так как условия жизни индивидов различны, то это сказывается и на их правосознании. Вот почему правосознание одного человека может быть глубоким, содержать научную оценку правовых явлений, а другого – ограниченным, отстающим от общего уровня общественного правосознания. Очень важно учитывать различия в уровне правосознания отдельных людей при организации работы по правовому воспитанию.

Каналы формирования индивидуального правосознания самые различные. Это и средства массовой информации, и сведения о праве, которыми делится сосед, это и сборники, и рассказы отсидевших в местах лишения свободы бывалых людей, и представления, идущие из глубины веков.

Одним из видов коллективного правосознания является групповое правосознание, т.е. правовые представления и чувства тех или иных конкретных законопроектов, законов.

В ряде случаев правосознание одной социальной группы может существенно отличаться от правосознания другой. Например, зримые различия существуют в правосознании классов в обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями. Можно увидеть различия в правосознании возрастных слоев населения в обществе, в профессиональном правосознании юристов разной специализации – работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД.

Для характеристики макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи) используется понятие "общественное правосознания" (правосознания всего общества). Сюда же можно отнести правовые воззрения наций и народностей. Правосознание общества проявляет себя в ходе общенациональных акций типа референдума, голосования за тех или иных кандидатов в депутаты, на должность президента и т.п. Это весьма сложный феномен, который изучают и измеряют разными способами.

Сознание возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты из результатов деятельности его субъектов.

Согласно теоретической концепции, разделяемой многими авторами, основные функции правосознания – познавательная, оценочная и регулятивная. Все другие функции практически охватываются ими, в частности информативная, прогностическая и др.

Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности и выражающихся в понятии "правовая подготовка". Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости научных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы, общества. Ценным признается то, что служит объектом желания и целей деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.

Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций синтезирующих в себе иные источники правовой активности. Результат этой регуляции – поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения.

Для юристов правовая подготовленность, естественно, имеет определяющее значение. Она должна быть более высокой, чем у законопослушных граждан, отличаться объемом, глубиной и формализованным характером знаний, принципов и норм права, а главное, как уже отмечалось, – умением их применять. Если обратиться к структуре процесса реализации права в форме правоприменения, то можно назвать этапы, которые квалифицированно, как правило, могут выполнить только юристы. К ним относятся: установление фактических обстоятельств дела, выбор соответствующей правовой нормы; уяснение смысла (содержания) правовой нормы – толкование; принятие решения о применении нормы закона или подзаконного акта, в данном случае, издание правоприменительного акта.

Описанный здесь подход к пониманию содержания и функций правосознания носит название ценностно-нормативного. Он представляет собой результат трансформации культуры – общей, специальной или профессиональной и индивидуальной (личностной).

Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества.

Во-первых, правосознание является необходимым фактором при сознании норм права. Ведь правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах, определённые интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создаёт правовые нормы.

Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. На втором съезде РСДРП один из основателей марксистского движения в России Плеханов Г.В. заявил, что революция – высший закон и что для ее успеха можно разогнать парламент. Оценивая эту речь, юрист Кистяковский Б.А. пишет, что это "несомненно, является показателем не только крайне низкого уровня правосознания нашей интеллигенции, но и наклонности к его извращению". Анализ дореволюционного правосознания дан Новгородцевым П.И. в книге "Кризис современного правосознания".

Требования норм права обращены непосредственно к людям. Эти требования тоже выполняются посредством их сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.

Формирование правосознания способствует повышению эффективности механизма правового воздействия на общественные отношения. Право воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей не только с помощью юридических средств, но и разнообразными неюридическими путями. Правовая культура неразрывно связана с правосознанием и подобно ему окружает право со всех сторон, способствует укреплению правопорядка в обществе. Невозможно жить в обществе и быть свободным от него, от его традиций, обычаев и норм поведения. Осознание каждым гражданином своих обязательств перед обществом, в виде соблюдения общепринятых правил и норм поведения, является залогом формирования в обществе высокого уровня правосознания и правовой культуры. Еще К. Маркс утверждал, что право неотделимо от культуры общества.

2. Правовой нигилизм в современной России

2.1 Понятие правового нигилизма

Одним из факторов, оказывающих негативное воздействие на формирование передового правового сознания, является наличие в обществе проявлений правового нигилизма. Как явление правовой действительности правовой нигилизм укоренился еще в период тоталитарного правления, серьезному же изучению подвергся сравнительно недавно. Правовой нигилизм представляет собой скептическое и негативное отношение к праву, неверия в его потенциальные возможности решать социальные проблемы в соответствии с социальной справедливостью. Он распространился от сферы повседневных отношений людей до деятельности высших законодательных органов государства. Правовой нигилизм стоит препятствием на пути построения правового государства, потому что речь идет о неверии в право и неуважении к нему.

Что такое нигилизм? Нигилизм - это полное отрицание всего, полный скептицизм. Заметим, что наиболее полное выражение определение нигилизма получило в трудах Ф. Ницше, родоначальника философской теории нигилизма: "Что означает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность... нет цели, нет ответа на вопрос "зачем?"

В настоящее время сосуществуют различные определения нигилизма. Так, в толковом словаре живого великорусского языка В. Даля нигилизмом является "безобразное и безнравственное ученье, отвергающее все, чего нельзя ощупать". В малом энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона "нигилизм, во-первых, в Средние века ересь, отрицавшая человеческое естество в Иисусе Христе. Во-вторых, в русской литературе со времени Тургенева обозначение крайнего идейного направления 1860-х гг., отрицавшего главные основы современного политического и социального строя".

Большой энциклопедический словарь трактует нигилизм как "отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития".

М. Хайдеггер отмечал три формы европейского нигилизма: во-первых, это господство бессмысленности, обесцененности всего сущего. Отсутствие иерархии ценностей приводит к равнозначности всех ценностей, к представлению о том, что все они относительны, а, следовательно, в целом общезначимого смысла в них нет; во-вторых, нигилизм обнаруживается в убеждении, что человеческий мир, социум соткан лишь из "психологических потребностей" и представляет собой сеть пересекающихся интересов. Отсюда представление о том, что в мире, в обществе, в человеке отсутствует какая-либо организация, единый порядок и целостность.

Что касается правового нигилизма, то это разновидность нигилизма, объектом отрицания которого является право. В Большой советской энциклопедии правовой нигилизм определяется как "направление общественно-политической мысли, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений".

В.А. Туманов определяет правовой нигилизм как "скептическое, негативное отношение к праву, вплоть до полного неверия в его потенциальные возможности решить социальные проблемы так, как того требует социальная справедливость". В.И. Гойман считает, что правовой нигилизм - это "сформировавшееся в общественном или индивидуальном сознании устойчиво пренебрежительное или иное негативное отношение к праву, наличие у должностных лиц и граждан установки на достижение социально значимых результатов неправовыми средствами, или предельно минимальное их использование в практической деятельности и характеризующееся отсутствием солидарности с правовыми предписаниями, или исполнение (соблюдение) их исключительно под угрозой принуждения либо вследствие корыстных побуждений". В свою очередь, Н.И. Матузов определяет сущность правового нигилизма как "в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку". А, по мнению В.А. Бачинина, "нигилизм правовой - превратная форма автономии, самодостаточности индивидуальной и общественной воли, направленная против регулятивного действия норм права".

Особого внимания заслуживает взгляд Н. Варламовой, которая отмечает: "Речь может идти по меньшей мере о трех "нигилизмах": легистском, когда господствует негативное отношение к действующему законодательству и распространены навыки незаконного (как вне, так и противозаконного) поведения; социологическом, когда люди полагают реально действующий правопорядок (который далеко не всегда совпадает с предписаниями законов) неправильным и несправедливым; и, наконец, собственно правовом нигилизме, когда свобода и формальное равенство участников социального взаимодействия не воспринимаются массовым сознанием как базовые ценности и основополагающие принципы законодательного регулирования, отсутствуют навыки и желание строить отношения на их основе". Таким образом, предлагается разделять нигилизм по отношению к действующему законодательству, так называемый легистский и собственно правовой нигилизм.

Правовой нигилизм порождает целый диапазон негативных взглядов: искажение смысла правовых норм, неверное понимание иерархии нормативных актов, произвольность в выборе правовых норм и т.д. Это ведет к формированию негативных правовых мотивов и сужению зоны правомерного поведения.

2.2 Правовой нигилизм в отечественном правосознании

Существующие в российском социуме проблемы и сложности не должны отодвигать решение проблемы правового нигилизма на второй план. Напротив, ее успешное решение должно рассматриваться в качестве стратегической цели проводимой правовой реформы.

Значимой компонентой индивидуального правосознания является уважение к праву, в основе которого лежит осознание социальной ценности и значимости последнего как регулятора общественных отношений, средства их совершенствования и преобразования. Между тем характерной чертой российского правосознания практически всегда являлось не уважительное отношение к праву, а явление ему прямо противоположное - правовой нигилизм. Последний определяется в науке как "психологически отрицательное (негативное) отношение к праву со стороны граждан, должностных лиц, государственных и общественных институтов, а также фактически правонарушающие действия указанных субъектов; данный феномен выступает как элементом сознания (индивидуального, группового, общественного), так и способом, линией поведения индивида либо коллектива". Истоки отчуждения российского общества и личности от права следует искать в далеком прошлом. На протяжении многих веков развития политико-правовой мысли в нашей стране правовое регулирование традиционно считалось наименее совершенным способом регламентации социальных отношений. Парадокс заключается в том, что главным проводником идеи правового нигилизма в российском социуме была "самая разумная, образованная, умственно развитая часть жителей" - интеллигенция. В начале XX века Б.А. Кистяковский писал: "Русская интеллигенция состоит из людей, которые ни индивидуально, ни социально не дисциплинированы. И это находится в связи с тем, что русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда не видела в нем ценности; из всех культурных ценностей право находилось у нее в наибольшем загоне. При таких условиях у нашей интеллигенции не могло сформироваться прочного правосознания, напротив, последнее стоит на крайне низком уровне".

В России исторически сложилось, что за первые десятилетия существования советского общества не только не был преодолен правовой нигилизм, доставшийся от прошлого, но к нему добавился еще и благопристойный "социалистический" правовой нигилизм. Слово "нигилизм" - это довольно мягкое отражение всех происходящих событий в современной России. Страна превратилась в одно из самых криминогенных, коррумпированных государств мира. Повсеместно получили большое распространение такие преступления, как захват заложников, похищение человека в целях получения выкупа. На сегодняшний день коррупция во всех ветвях российской власти приобрела угрожающие размеры, происходит слияние государственного аппарата с организованной преступностью.

Преодоление правового нигилизма - процесс длительный и сложный, предполагающий изменение объективных факторов жизни общества и направленный на создание обновленной социально-правовой среды. В системе мер преодоления правового нигилизма приоритетное значение приобретает юридическая политика государства. Эта политика должна быть подчинена задаче утверждения в общественной жизни качественного правового закона, который бы отражал ценности личности, интересы различных социальных групп, отвечал международно-правовым стандартам, национальным традициям, действовал эффективно. Преодоление правового нигилизма также связано с созданием качественной системы правового обслуживания, в том числе правового информирования населения, которое повышает правовую компетентность граждан. Перспективным путем устранения правового нигилизма может стать всеобщее юридическое образование. Преимущества всеобщего юридического образования заключаются в равномерном распределении периодов обучения в течение жизненного цикла человека и предоставлении ему возможности приобретать необходимые юридические знания, умения, навыки в тот момент, когда у него возникает в них необходимость. Следующим важнейшим путем преодоления правового нигилизма может стать улучшение механизма правового регулирования и правовой защиты. Прежде всего это создание при помощи благоприятной государственной политики, юридических и информационных средств таких условий, когда для гражданина соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Повсеместное внедрение в систему общественной жизни качественного правового закона могло бы укрепить веру общества в то, что не гражданин существует для закона, а закон для него. Гражданин должен быть по отношению к государству лояльным, пока оно выполняет свои правовые обязательства, т.е. придерживается незыблемых демократических завоеваний, таких как права и свободы человека, справедливость и т.п. Как только государство забывает о своем назначении, гражданин освобождается от своей политической обязанности. В данном аспекте над государством имеет место своего рода моральный суд, а гражданин является инстанцией, правомочной определять пределы своей политической обязанности. Правовой нигилизм является неотъемлемым элементом общественного сознания, которое проявляется в пренебрежительном и недоверчивом отношении к праву, а зачастую в полном отрицании права, законности и всех общепризнанных социальных ценностей. Очевидно, что изменение отношения общества и индивидов к праву - это трудоемкая задача, растянутая во времени. Вполне возможно, что для этого потребуется не одно десятилетие, напряженные усилия нескольких поколений. Передовой зарубежный правовой опыт (Германии, Франции и др. стран) свидетельствует, что отношение к праву поддается позитивной корректировке. Существующие в российском социуме проблемы и сложности не должны отодвигать решение указанной выше задачи на второй план. Напротив, ее успешное решение должно рассматриваться в качестве стратегической цели проводимой в нашей стране правовой реформы. Сегодня как никогда актуальны слова известного русского правоведа П.И. Новгородцева: "Если Россия... не поверит в силу права, ... она никогда не будет иметь успеха ни в каких делах своих, ни внешних, ни внутренних".

Заключение


Анализ вышеизложенного материала по выбранной теме позволяет сделать следующие выводы. Формирование правосознания и правовой культуры – сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов.

Современное российское общество переживает глубокий нравственный, эстетический и духовный кризис, вызванный социально-экономическими переменами в стране. Кризис наблюдается и в правовом сознании граждан: правовой нигилизм, юридический беспредел, правовое бескультурье стали процветающими в современном обществе явлениями. К сожалению, в наши дни нельзя говорить не только о высоком, но даже и о среднем уровне правовой культуры российского общества. Кризис современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем правовой культуры. Повысить ее способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность. Для распространения знаний о праве и правопорядке государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства: литературу, искусство, школу, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Основным элементом целенаправленного воздействия на развитие личности является правовое воспитание. Его необходимо выстраивать как многоуровневое и непрерывное. Оно должно начинаться в школе и продолжаться всю жизнь. Особенно необходимо уделить внимание правовому воспитанию молодежи, ведь от того, насколько будет образован и воспитан молодой человек, зависит будущее России.

 

Список использованной литературы

1.   Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. Свердловск, 2003.

2. Бачинин В.А. Энциклопедия философии и социологии права. СПб., 2006. 3. Варламова Н.В. Правовой нигилизм: прошлое, настоящее и будущее России? // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. 2000. N 1.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права, – М.: Новый юрист, 2007.

5. Гойман В.И. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. 1990. N 9.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1983. Т. 2.

7. Кистяковский Б.А. В защиту права (интеллигенция и правосознание) // Вехи. Из глубины. М., 1991.

8. Коваленко А.И. Общая теория государства и права: ТЕИС. 2006.

9. Комаров С.А. Основы государства и права, 4‑е изд. СПб.: Питер, 2008.

10. Королев А.И. Теория государства и права, СПб.: Юрист, 2007.

11. Левентюк А. В. Правовой нигилизм и правовой цинизм: понятия, сходство и различия // Общество и право. 2008. №3.

12. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2007.

13. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2006.

14. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм // Правоведение. 1994. N 2

15. Матузов Н.И. Правовой нигилизм в свете российского менталитета // Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С. 182.

16. Месилов М. А. Развитие правовой мысли о сущности правового нигилизма // История государства и права. 2007. №3.

17. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. М.: Норма – Инфра – М, 2006.

18. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

19.Общая теория государства и права: учебник для юридических вузов / под радакцией А.С. Пиголкина. М 2006.

20. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., исправ. и доп. М., 1995.

21. Сауляк О. П. Правовой нигилизм как инвариант отечественного правосознания // Российская юстиция. 2009. №9.

22. Тапчанян Н.М. Правосознание и правовая культура личности в условиях обновления России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 1998.

23. Туманов В.А. О правовом нигилизме // Советское государство и право. М., 1989. N 10.

24. Туманов В.А. О юридическом нигилизме // Пульс реформ (юристы и политологи размышляют). М., 1989.

25. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

26. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. / Под ред. Стрекозова В.Г., М.: Омега – Л, Интерстиль, 2008.

27. Юридический энциклопедический словарь (Румянцева О.Г., Додонов В.Н.). – М.: Инфра. – М., 2003.

Похожие работы на - Основы правосознания

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!