Основы национальной безопасности Российской Федерации
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
курсу «Правоведение»
Тема:
«Основы
национальной безопасности Российской Федерации»
Введение
Сегодня положение в мире
характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. В
начале третьего тысячелетия многократно возросли экономический,
научно-технический, духовный потенциалы человечества, ускорившие формирование
постиндустриальной цивилизации. Мир стал более целостным и взаимозависимым в
силу объективных процессов интеграции, изменился его политический климат.
После окончания эры
биполярной конфронтации в системе международных отношений возобладали две
взаимоисключающие тенденции. Первая тенденция проявляется в укреплении
экономических и политических позиций значительного числа государств и их
интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего
управления международными процессами (так один из примеров можно привести Европейский
Союз). При этом все большую роль играют экономические, политические,
научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия в
перспективе будет способствовать формированию идеологии становления
многополярного мира на этой основе. Вторая тенденция проявляется через попытки
создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в
международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и
рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых
проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.
Формирование
международных отношений сегодня сопровождается конкуренцией, а также
стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том
числе путем создания оружия массового уничтожения. Мировой опыт показывает, что
значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает
оставаться существенным, примером тому отношения Азербайджана и Армении, Индии
и Пакистана, Израиля и Палестины; НАТО и Югославии; США и Ирака и др.
Россия является одной из крупнейших стран мира с
многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную
обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного
экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального
геополитического и стратегического положения на Евразийском континенте
объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.
В перспективе - более
широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение
сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами.
Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств
по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие
распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование
региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом,
решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе
проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Вместе с тем
активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций
России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки
игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных
отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную
безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в
международных отношениях.
Во многих странах, в том числе в Российской Федерации,
резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего
стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего
международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов
борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.
В этих условиях
военно-политическому руководству Российской Федерации приходится уделять все
большее внимание формированию высокоэффективной системы обеспечения
безопасности государства. «Безопасность собственная есть высший закон в
политике», – писал наш великий соотечественник Н. Карамзин.
1. Сущность и содержание
понятий «безопасность», «национальная безопасность»
Безопасность в буквальном
смысле слова означает отсутствие опасности. Именно этот аспект прежде всего
отмечали в своих словарях известные авторы-составители В.И. Даль и С.И. Ожегов.
В.И. Даль указывал, что безопасность есть «отсутствие опасности, сохранность,
надежность». По мнению С.И. Ожегова, «безопасность - положение, при котором не
угрожает опасность кому-чему-нибудь».
Однако такое состояние, когда отсутствуют какие-либо
угрозы, является идеальным. В реальности же всегда существует определенная опасность
или возможность ее возникновения. Поэтому в понятие безопасности включают
способность системы противостоять возможным угрозам.
Согласно официально
принятым в Российской Федерации взглядам под безопасностью понимается состояние
защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от
внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность,
общество и государство. Все эти объекты безопасности органически взаимосвязаны,
и главным связующим звеном между ними является личность. Защита ее жизни и
здоровья, прав и свобод, достоинства и имущества имеет первостепенное значение
по сравнению с другими видами безопасности.
Личная безопасность граждан Российской
Федерации состоит в реальном обеспечении конституционных прав и свобод;
повышении качества и уровня жизни; физическом, духовном и интеллектуальном
развитии.
Безопасность общества включает защиту его
материальных и духовных ценностей, законности и порядка, упрочение демократии;
достижение и поддержание на основе принципа социальной справедливости общественного
согласия; повышение созидательной роли активности населения, а применительно к
сегодняшней России - национальное и культурное ее возрождение.
Безопасность государства заключается в защите его
конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности;
установлении политической, экономической и социальной стабильности; безусловном
исполнении законов; решительном противодействии деструктивным силам, коррупции,
бюрократизму, попыткам узурпации власти в эгоистических интересах.
Безопасность следует
интерпретировать как свойство системы, включающей в себя потенциальные жертвы и
угрозы для них. Она обеспечивается стабильностью, устойчивостью, живучестью
жертвы и использованием ею следующих методов: уклонение, защита либо
уничтожение источников опасности, угроз и вызовов. Под устойчивостью
подразумевается способность нормально функционировать при возмущениях; под стабильностью
– совокупность устойчивостей к длительно действующим возмущающим факторам, а
под живучестью – способность системы сохранять функционирование в условиях
целенаправленного противодействия.
Стабильность, как и безопасность, – непременные условия
развития суверенного государства. Обеспечение стабильной благоприятной внешней
и внутренней среды для жизни государства неотделимо от повышения безопасности.
Вместе с тем государство при определенных условиях может ощущать себя в
безопасности и в период бурных перемен (нестабильности), а не только в процессе
спокойного, эволюционного развития. С другой стороны, стабильной, фиксированной
может быть и конфронтационная обстановка, военное противостояние. Относительно
стабильным может быть, например, тоталитарный или жестко авторитарный политический
режим.
Можно выделить три уровня
стабильности. Первый уровень – стабильность военно-политического руководства
государства (относительная продолжительность его существования, неизменность
основного состава). Второй уровень – стабильность политического режима
(сохранение существующей в настоящее время социально-политической системы,
эволюционный характер политических изменений, отсутствие политического насилия).
Третий уровень – стабильность общности, народа (сохранение территориальной
целостности государства, обеспечение личной безопасности и благосостояния его
граждан, улучшение охраны окружающей среды и поддержание демографического баланса).
В свою очередь, жизненно
важные интересы определяются как «совокупность потребностей, удовлетворение
которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного
развития личности, общества и государства».
По определению И.А. Ильина, государство имеет дело
«исключительно с общим, всенародным интересом; ибо частный и личный интерес граждан
может постольку приниматься в расчет, поскольку он... может быть воспринят и истолкован
как общий интерес и всенародный».
Обычно под жизненно
важными интересами понимают потребности государства и общества, от
удовлетворения которых в прямой зависимости находится само их существование и
развитие. К ним, как правило, относятся: сохранение государственного
суверенитета; обеспечение территориальной целостности страны; сохранение
социально-политической стабильности и незыблемости конституционного строя
государства; поддержание стратегической стабильности и безопасности в
прилегающих к границам государства регионах и в мире в целом; обеспечение
беспрепятственного доступа к важным для страны международным экономическим и
стратегическим зонам и коммуникациям при строгом соблюдении норм международного
права; защита граждан государства в зонах военных и других конфликтов и в иных
случаях угрозы их жизни, связанных с вооруженным насилием, и т.д.
Конечно, обеспечение своей безопасности - явление для
России далеко не новое. За свою многовековую историю Россия неоднократно обращалась
к этому вопросу. В историю России навеки вписаны великие победы над
захватчиками в Ледовом побоище, Куликовской битве, Отечественной войне 1812
года, Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) и др.
Под субъектами
обеспечения безопасности понимаются участники этого процесса, способные
действовать самостоятельно и свободно. Основным субъектом обеспечения
безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы
законодательной, исполнительной и судебной властей.
Органы законодательной
власти
формируют законодательную базу в сфере обеспечения безопасности; в пределах
своего ведения принимают решения по вопросам использования сил и средств
обеспечения безопасности, в том числе применения военной силы; рассматривают и
принимают федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных
договоров Российской Федерации в области безопасности.
Органы исполнительной
власти
обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих
отношения в сфере безопасности; организуют разработку и реализацию
государственных программ обеспечения безопасности; осуществляют систему
мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в
пределах своей компетенции; в соответствии с законом формируют, реорганизуют и
ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.
Судебные органы обеспечивают защиту
конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией и
законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе
Российской Федерации; осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих
на безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защиту
граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены
в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
Государство в соответствии с действующим законодательством
обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской
Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством
гарантируется защита и покровительство.
Граждане, общественные и
иные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладают
правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с
законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе
Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления
краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах
их компетенции в данной сфере. Следует отметить, что создание органов
обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не
допускается.
Государство, кроме того,
обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным
организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности
в соответствии с законом.
Безопасность достигается
проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности,
системой мер экономического, политического, организационного и иного характера,
адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности
объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых
норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные
направления деятельности органов государственной власти и управления в данной
области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и
механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Таким образом, можно
сказать, что систему безопасности образуют органы законодательной,
исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные
организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении
безопасности в соответствии с законом, а также законодательство,
регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Основными функциями
системы безопасности являются:
выявление и
прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов
безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их
предупреждению и нейтрализации;
создание и поддержание в
готовности сил и средств обеспечения безопасности;
управление силами и
средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных
ситуациях;
осуществление системы мер
по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в
регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
участие в мероприятиях
по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с
международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными
Российской Федерацией.
В советском обществе
безопасность отождествлялась с государственной безопасностью, под которой
понималась совокупность мер по защите существующего государственного и
общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости
государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб
враждебных государств, а также от противников существующего строя внутри
страны. Однако это нередко приводило к недооценке опасностей и угроз в других
сферах жизни.
В связи с этим после
распада Советского Союза и изменением взглядов военно-политического руководства
Российского государства на систему обеспечения его безопасности в официальные
документы был введен термин «национальная безопасность».
Понятие «национальная
безопасность» появилось в политическом лексиконе сравнительно недавно. Впервые
термин «национальная безопасность» был употреблен в 1904 году в послании
президента США Теодора Рузвельта Конгрессу, где он обосновал присоединение зоны
Панамского канала интересами «национальной безопасности» США. В последующем эта
проблема стала стержневой в исследованиях американских политологов.
В 1947 году Конгресс США принял закон «О национальной
безопасности», согласно которому был создан существующий и поныне совет национальной
безопасности (СНБ). В совете разрабатывается система целей, интересов, угроз и
приоритетов национальной политики. В целях повышения качества аналитического
обеспечения с 1971 года в США действует подкомитет СНБ на уровне заместителей
министров, который устанавливает приоритеты США.
В СССР проблема национальной безопасности официально не
разрабатывалась. Она как бы включалась в привычную для советского времени категорию
«обороноспособность».
В Российской Федерации определение национальной
безопасности впервые появилось в Послании Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию в 1996 году. В этом документе было подчеркнуто: «Национальная
безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от
внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности,
общества и государства».
Национальная безопасность представляет собой сложную,
многоуровневую, открытую, динамическую систему, в основе которой лежит триединство
отношений базовых социальных субъектов - личности, общества и государства.
Причем формирование и функционирование этой системы обусловлено воздействием
множества факторов: исторических, географических, этнических, демографических,
социально-политических, экономических, культурных, религиозных и т.д.
Теоретические исследования системы национальной
безопасности позволили российским ученым разработать категориальный аппарат и
общепринятые подходы к её исследованию. Результаты этих исследований легли в
основу практической разработки «Концепции национальной безопасности Российской
Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря
1997 года № 1300, а также в её изменения и дополнения, внесенные Указом
Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации – это не что иное, как система взглядов на обеспечение в
Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и
внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы
важнейшие направления государственной политики Российской Федерации, а также
определение национальной безопасности Российской Федерации, под которой
понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета
и единственного источника власти в Российской Федерации.
Чем же была вызвана
необходимость разработки и принятия Концепции национальной безопасности России?
Во-первых, наличием
кризисных явлений в экономической сфере, в системе общественных отношений и в
военной области. Возникла настоятельная необходимость в уточнении системы
официально принятых взглядов на национальную безопасность России, характера
угроз интересам государства, целей и стратегии государства по обеспечению этих
интересов.
Во-вторых, отсутствием
духовной основы, способной объединить общество, которое нуждается в
определенном объединяющем стержне, на базе которого можно было бы сформировать
широкое согласие в рамках основных сегодняшних общероссийских интересов, целей
и возможностей.
В-третьих, необходимостью приведения всей системы
обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (силы, средства, органы,
нормативно-правовая база их функционирования) в соответствие с реалиями
международной обстановки, экономическими возможностями государства, уровнем
духовной готовности общества к переменам. Эта система должна отражать
сегодняшние и перспективные приоритеты безопасности и обеспечивать устойчивость
развития общества и государства.
В-четвертых, Концепция национальной
безопасности как политический документ должна была стать основой для разработки
конкретных программ и организационных документов, для планирования и реализации
всего процесса государственного строительства в области обеспечения безопасности.
Следует понимать, что процесс совершенствования системы
обеспечения национальной безопасности не закончился принятием данной редакции
Концепции. Со временем появляются новые угрозы безопасности страны, развивается
наука и практика ее обеспечения, все это, несомненно, вызовет к жизни новую
редакцию Концепции.
2. Содержание национальных интересов Российской
Федерации
Разработка и принятие Концепции национальной безопасности
Российской Федерации позволили конкретно определить национальные интересы, национальные
цели и национальные ценности России, юридически закрепить их в нормативных
правовых документах, определяющих политическую и социально-экономическую
организацию общества, государственное и культурное строительство, единство и
сплоченность нации.
Г. Пальмерстон премьер-министр Великобритании в 1855-1858 и
1859-1865 гг., лидер партии вигов, на основе которой сформировалась либеральная
партия, говорил: «У нас нет вечных союзников и вечных врагов. У нас есть
постоянные, вечные интересы, и мы им должны следовать».
Национальные интересы выступают производными от потребностей
граждан, их ценностных ориентаций и обеспечиваются возможностями экономической,
политической, социальной, военной и другой организации государства,
духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом общества. Кроме того,
составляющими национальных интересов выступают декларированные государством
установки, содержащиеся в конституции или конституционных законах.
Для понимания сущности
национальных интересов можно выделить ряд их характерных признаков: национальные
интересы призваны обеспечить выживание, безопасность страны, данного социума,
обеспечить устойчивое и прогрессивное развитие; национальные интересы
направлены на решение жизненно важных внутренних и внешних задач, парирование,
нейтрализацию и предупреждение различных опасностей и угроз; национальные
интересы выступают как мотивы и причины действий государственных институтов и социальных
групп по достижению поставленных ими целей; реализация национальных интересов
осуществляется через различные виды политики (внутреннюю и внешнюю;
экономическую, техническую, военную, социальную, культурную и др.);
национальные интересы представляют собой осознанные, сформулированные и
официально заявленные приоритеты в той или иной области.
Национальные интересы
можно квалифицировать по социальной значимости и выделить три группы: жизненно
важные интересы, важные интересы и просто интересы.
К первой группе относятся
интересы, связанные с реализацией и защитой таких ценностей, утрата которых
может привести к подрыву самих основ существования граждан, общества и
государства. В сфере жизненно важных интересов находятся суверенитет,
государственная и территориальная целостность, конституционный строй,
обороноспособность страны, нравственное и физическое здоровье нации. Именно
защита жизненно важных интересов является прерогативой системы национальной
безопасности.
Вторая группа связана с реализацией
конституционных прав и свобод граждан, сохранением социально значимого
достояния общества, преодолением и пресечением социальной, расовой,
национальной и религиозной розни, организованной преступности и т.п.
К третьей группе
относятся все остальные интересы. Они, как правило, связаны с обеспечением
благоприятных условий для развития общества, гражданского мира и согласия,
реализацией принципов демократического общества и социальной справедливости,
защитой окружающей среды, утверждением взаимовыгодного и добрососедского
сотрудничества с зарубежными государствами и др.
Границы между группами интересов условны, подвижны. В
зависимости от конкретных условий те или иные интересы могут приобретать статус
жизненно важных и наоборот. Например, после резких выступлений, в т.ч. и
практического характера, международных террористов в разряд первостепенных
вышли национальные интересы по обеспечению защиты России и ее граждан от
международного терроризма.
Национальные интересы России
– это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства
в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной,
военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный
характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней
и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются
институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во
взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и
законодательства Российской Федерации общественными организациями.
Интересы личности состоят в реализации
конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении
качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека
и гражданина.
Интересы государства состоят в незыблемости
конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в
политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении
законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и
взаимовыгодного международного сотрудничества.
Значительное влияние на
осознание и формирование национальных интересов оказывают национальные
ценности. Содержание ценностей обусловлено культурными достижениями общества.
Мир ценностей – это, прежде всего мир культуры в широком смысле слова, это
сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его
привязанностей – тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства
личности. Другими словами, национальные ценности - это фундаментальные нормы,
выражающие особую значимость определенных духовных и материальных благ для
существования и развития нации.
Формализованное изложение национальных ценностей России
содержится во вводной части Конституции Российской Федерации. В их числе:
утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; равноправие и
самоопределение народов; память предков, передавших нам любовь и уважение к
Отечеству, веру в добро и справедливость; суверенная государственность России и
незыблемость ее демократической основы; благополучие и процветание России;
ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями; осознание
себя частью мирового сообщества. Этот перечень был дополнен в одном из
ежегодных Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, где
подчеркивалось, что в основе государства, его политики должны лежать
естественные ценности, такие, как безопасность, свобода, благосостояние, солидарность.
А в Концепции национальной безопасности Российской Федерации сказано, что
обеспечение национальной безопасности включает в себя защиту культурного,
духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни.
Таким образом, содержание
национальных ценностей сводится к трем основным блокам: процветание народа;
защита и обустройство территории проживания; сохранение и развитие национальной
культуры.
Иерархия национальных
интересов страны определяет и систему ее национальных целей. Национальные цели
- это основополагающие ориентиры в деятельности государства, общества и
отдельных граждан по реализации и защите национальных интересов. Национальные
цели - наиболее подвижный элемент в системе национальной безопасности, они определяются
и формируются в обществе через призму национальных ценностей и интересов.
Национальные цели переводят в практическую плоскость вопросы защиты
национальных ценностей и интересов, определяют приоритеты внутренней и внешней
политики государства.
Реализация национальных
интересов государства возможна только на основе устойчивого развития экономики.
Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.
В то же время в реальной социальной действительности
существует весьма широкий спектр национальных интересов, охватывающих все сферы
жизнедеятельности общества - политику, экономику, культуру, военную область,
отношения с другими государствами и др. Необходимо также учитывать, что
национальные интересы могут динамично изменяться, корректироваться в зависимости
от конкретной политической ситуации.
Национальные интересы государства принято делить на
интересы во внешнеполитической сфере (международной) и во внутриполитической
сфере (экономической, социальной, духовной, военной и др.).
Национальные интересы России во внешнеполитической (международной)
сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как
великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии
равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными
объединениями, прежде всего с государствами – участниками Содружества
Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном
соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных
стандартов.
Во внутриполитической
сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности
конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении
гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности,
единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса
становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и
условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма,
этносепаратизма и их последствий – социальных, межэтнических и религиозных конфликтов,
терроризма.
Национальные интересы
России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни
народа.
Национальные интересы в духовной
сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества,
традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Национальные интересы
России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и
свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных
телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных
ресурсов от несанкционированного доступа.
Национальные интересы
России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета,
государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной
агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного,
демократического развития государства.
Национальные интересы
России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых,
организационных и других условий для обеспечения надежной охраны
государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных
законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления
экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской
Федерации.
Национальные интересы
России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей
среды.
Важнейшими составляющими
национальных интересов России являются защита личности, общества и государства
от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от
опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
3. Угрозы национальной безопасности России и целесообразные
пути их парирования
Обеспечение национальной
безопасности зависит от многих обстоятельств, выраженных в условиях и факторах,
выявление и учет которых носит определяющее значение. Состояние отечественной
экономики, несовершенство системы организации государственной власти и
гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества
и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и
увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение
международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз
национальной безопасности страны. В связи с этим основная задача системы
национальной безопасности - защита национальных интересов от различного рода
угроз. Однако бесспорно одно целенаправленное и эффективное обеспечение
национальной безопасности невозможно без комплексного использования
политических, правовых, экономических, научно-технических,
духовно-нравственных, информационных, военных и иных возможностей общества и
государства.
Угроза - это реальная,
непосредственная возможность нанесения ущерба жизненно важным интересам. Любую
угрозу характеризуют, по крайней мере, четыре важнейших существенных признака.
Во-первых, она есть наивысшая степень превращения возможного ущерба в
действительность. Во-вторых, угроза понимается как намерение одних субъектов причинить
ущерб другим. В-третьих, это демонстрация готовности совершить насилие для
причинения ущерба. В-четвертых, это динамически возросшая опасность.
Опасность - вполне
осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения ущерба национальным
интересам. Иногда понятия опасности и угрозы отождествляют, считая различие
между ними незначительным. Но все же правильнее трактовать опасность как
некоторую вероятность нанесения ущерба, при приближении этой вероятности к
единице опасность перерастает в угрозу. Это значит, что опасность может
существовать, а угрозы не будет, и в определенных условиях опасность может
достигнуть характера угрозы.
Угроза безопасности – совокупность условий и
факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и
государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая
от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности
по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
По источнику
происхождения угрозы безопасности могут носить природный, техногенный и
социальный характер.
Угрозы природного
характера – это возможность нанесения существенного ущерба в результате
природных катаклизмов: землетрясений, цунами, наводнений, засухи и т.д. Природа
порождает угрозы через действие космических и земных сил – механических,
физических, химических, биологических, геологических и др. Эти силы (факторы)
проявляются вне и независимо от сознания, стихийно и поэтому часто именуются
«природными стихиями». Но природа и сама подвергается опасности в результате
все возрастающего воздействия на нее общества, созданной им техники и
технологии. В результате возникают те самые экологические дисбалансы, которые
уже обратным образом опасно воздействуют на жизнедеятельность людей,
человеческого общества.
Угрозы техногенного
характера связаны с определенной опасностью в процессе функционирования
технических объектов: атомных и гидроэлектростанций, предприятий химической,
нефтяной, газовой и других отраслей промышленности. Техногенную опасность
представляют также запуски космических объектов, авиакатастрофы, аварии судов,
взрывы на военных складах оружия и боеприпасов, аварии военной техники и др.
Угрозы социального
характера связаны с деятельностью человека, общества и государства, которые
порождают наибольшее число угроз и для самих себя и для окружающей среды через
действия различных социальных сил – наций, классов, партий, группировок,
силовых структур. Наиболее характерными источниками угроз разного порядка
выступают такие человеческие качества, как незнание (некомпетентность),
неумение, беспечность, безответственность. Еще в большей мере такую роль играют
прямой злой умысел (преступные намерения), общий аморализм, деградация
личности, а порой и психические расстройства. В качестве наиболее характерных
деструктивных сил общества можно выделить преступный мир, политических
экстремистов, вышедшие из-под общественного контроля военнизированные
формирования, терроризм.
Деструктивную роль
играют, с одной стороны, паралич власти, а с другой – политический произвол,
властолюбие, националистический и религиозный фанатизм, моральная деградация
значительной части общества и т.п. Их действия могут быть сознательно планируемыми
(преступления против личности, общества, государства, государственные
перевороты, террористические акты, агрессивные войны и т.п.), но они могут быть
и относительно стихийными, дающими незапланированные, а нередко и непредсказуемые
результаты.
В настоящее время угрозы
безопасности могут носить и комплексный характер, например, разрабатывается
оружие, способное вызвать природные катастрофы, в результате которых произойдет
разрушение опасных для жизнедеятельности технических объектов.
Нетрудно заметить, что эти глобальные источники угроз
являются одновременно и объектами угроз. Каждая из трех названных областей может
быть источником угрозы для двух других и для самой себя. Соответственно, каждая
из них выступает и в качестве объекта угрозы, подвергаясь ей со стороны двух
других областей и со стороны самой себя.
Каковы же основные угрозы
национальной безопасности России и каким образом следует обеспечить ее
безопасность?
Основные угрозы в
международной сфере обусловлены следующими факторами: стремление отдельных
государств, особенно США и их союзников, и межгосударственных объединений
принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности,
прежде всего ООН и ОБСЕ; опасность ослабления политического, экономического и военного
влияния России в мире; укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде
всего расширение НАТО на восток; появление и возможность появления в
непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и
крупных воинских контингентов (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Грузия,
страны Балтии и др.); распространение оружия массового уничтожения и средств
его доставки; ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых
Государств; возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы
Российской Федерации и внешних границ государств – участников Содружества
Независимых Государств (Афганистан, Абхазия, Нагорный Карабах и др.);
притязания на территорию Российской Федерации (страны Балтии, Финляндия, Япония
и др.).
Угрозы национальной
безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются также в
попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из
центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных
интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье,
Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Что же противопоставляет
военно-политическое руководство России этим угрозам?
Во-первых, внешняя
политика Российской Федерации направляется на проведение активного
внешнеполитического курса, упрочение ключевых механизмов многостороннего
управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь
под эгидой Совета Безопасности ООН.
Во-вторых, на
внешеполитической арене всеми доступными способами создаются благоприятные
условия для экономического и социального развития страны, для сохранения
глобальной и региональной стабильности, а также защиты законных прав и
интересов российских граждан за рубежом, в том числе с применением в этих целях
мер политического, экономического и иного характера.
В-третьих, активно
развиваются отношения с государствами – участниками Содружества Независимых
Государств на основе принципов международного права, а также отвечающих
интересам России интеграционных процессов.
В-четвертых, Россия
добивается полноправного участия в глобальных и региональных экономических и
политических структурах, содействует урегулированию конфликтов, включая
миротворческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций,
добивается прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержания
стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных
обязательств в этой сфере, а также выполняет взаимные обязательства в области
сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений,
осуществления мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечения
международного контроля за экспортом товаров, технологий и за оказанием услуг
военного и двойного назначения.
В-пятых, адаптирует
существующие соглашения по контролю над вооружениями и по разоружению к новым
условиям международных отношений, а также разрабатывает при необходимости новые
соглашения, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности.
В-шестых, содействует созданию
зон, свободных от оружия массового уничтожения, и развивает международное
сотрудничество в области борьбы с транснациональной преступностью и
терроризмом.
Обеспечение национальной безопасности и защита интересов
России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики
государства. В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены
прежде всего существенным сокращением в России внутреннего валового продукта,
снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического
потенциала, стагнацией аграрного сектора, тенденцией к преобладанию в
экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в
импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы
первой необходимости.
Процесс обеспечения
национальной безопасности России в экономической сфере следует рассматривать
как через ее внешнеэкономическую, так и через внутриэкономическую деятельность.
Во внешнеэкономической деятельности приоритетными направлениями являются: создание
благоприятных условий для международной интеграции российской экономики; расширение
рынков сбыта российской продукции; формирование единого экономического
пространства с государствами – участниками Содружества Независимых Государств.
В условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на
мировом рынке товаров и услуг усиливается защита интересов отечественных
товаропроизводителей, а также осуществляется регулирование деятельности
иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний, вводятся
определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным
компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций,
транспортных и товаропроводящих сетей.
Во внутриэкономической
деятельности России среди наиболее эффективных мер можно назвать: правовое
обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением
законодательства Российской Федерации; усиление государственного регулирования
в экономике; принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического
кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и
производственного потенциала, переход к экономическому росту (минимальная
задача – удвоение внутреннего валового продукта) при снижении вероятности техногенных
катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной
продукции, подъему благосостояния народа.
Основными путями решения
указанных задач являются: концентрация финансовых и материальных ресурсов на
приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим
научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и
национальной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числе
путем создания фондов и использования грантов, реализация программ развития
территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание при
поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию
результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой
интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие
общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.
Другим не менее важным
направлением является обеспечение безопасности Российского государства в социальной
сфере с учетом следующих угроз: глубокое расслоение общества на узкий круг
богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного
веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы; кризис систем
здравоохранения и социальной защиты населения; рост потребления алкоголя и
наркотических веществ; резкое сокращение рождаемости и средней
продолжительности жизни в стране; деформация демографического и социального
состава общества; подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства;
ослабление фундаментальной ячейки общества – семьи; снижение духовного,
нравственного и творческого потенциала населения.
С целью парирования
вышеперечисленных угроз военно-политическое руководство России проводит работы
по обеспечению защиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических
традиций и норм общественной жизни, всячески старается сохранить культурное
достояние всех народов России, планирует комплекс мер в сфере государственной
политики в области духовного и нравственного воспитания населения (одним из
примеров является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2001-2005 годы» и ее дальнейшая пролонгация на
2006-2010 годы). Особое внимание уделяется контролю, к сожалению, пока с низкой
эффективностью, за использованием эфирного времени в электронных средствах
массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие,
эксплуатирующих низменные проявления, а также осуществлению противодействия
негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров. В отдельное
направление выделена программа сохранения роли русского языка как фактора
духовного единения народов многонациональной России и языка межгосударственного
общения народов государств – участников Содружества Независимых Государств.
В области охраны и
укрепления здоровья граждан усиливается внимание общества, органов
государственной власти Российской Федерации к развитию государственной
(федеральной и муниципальной) страховой и частной медицинской помощи,
осуществлению государственного протекционизма в отечественной медицинской и
фармацевтической промышленности, реализации федеральных программ в области
санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной
медицинской помощи, медицины катастроф.
В последнее время на
повестку дня вышли новые угрозы безопасности России, связанные с информационной
сферой. Здесь серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к
доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с
внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции
информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на
информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования
информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности
информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
Исходя из этого,
важнейшими задачами обеспечения безопасности Российской Федерации в
информационной сфере являются: реализация конституционных прав и свобод граждан
Российской Федерации в сфере информационной деятельности; совершенствование и
защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое
информационное пространство; противодействие угрозе развязывания противоборства
в информационной сфере.
Серьезную угрозу
национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм (в т.ч. и
международный) и угроза криминализации общественных отношений. Международным
терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в
России. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений,
недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по
предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм,
отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают
степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.
Кроме того, серьезные
просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической,
военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности,
ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство
правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере,
снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными
факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм,
а также коррупции. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении
правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов
исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами,
проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными
производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с
этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только
правовой, но и политический характер.
В этих условиях
важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются: выявление,
устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;
усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества,
создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;
укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур,
противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий
для их эффективной деятельности; привлечение государственных органов в пределах
их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;
расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной
сфере, в первую очередь с государствами – участниками Содружества Независимых
Государств.
Решения и меры,
принимаемые органами государственной власти в области борьбы с преступностью,
сегодня носят открытый, конкретный и понятный каждому гражданину характер. Во
главу угла этой работы поставлено равенство всех перед законом и неотвратимость
ответственности, независимо от должностной иерархии и финансовой поддержки.
В целях предупреждения
коррупции и устранения условий для легализации капиталов, нажитых незаконным
путем в стране создается действенная система финансового контроля,
совершенствуются меры административного, гражданского и уголовно-правового
воздействия, отрабатывается механизм проверки имущественного положения и
источников доходов должностных лиц и служащих организаций и учреждений независимо
от формы собственности, а также соответствия их расходов этим доходам.
Борьба с терроризмом,
особенно международным, наркобизнесом и контрабандой осуществляется на основе
общегосударственного комплекса контрмер по пресечению этих видов преступной
деятельности. Основываясь на международных соглашениях, Россия эффективно
сотрудничает с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными
службами, а также международными организациями, в задачу которых входит борьба
с терроризмом. В этих целях широко используется международный опыт борьбы с
этим явлением, вырабатывается скоординированный механизм противодействия
международному терроризму, перекрываются все возможные каналы незаконного
оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступления из-за
рубежа. В то же время работа в этой сфере не всегда приносит стопроцентный
успех, и теракты на территории России еще не стали достоянием истории.
Несмотря на принимаемые
меры, возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере. Во многом этому
способствуют следующие негативные тенденции, имеющие место в Российской
Федерации: затянувшийся процесс реформирования оборонного промышленного
комплекса, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство
нормативной правовой базы; достижение недопустимого уровня снижения укомплектованности
войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой; острота
социальных проблем военнослужащих. Кроме того, возведенный в ранг
стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне
зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН,
увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их
возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения, а также
активизация деятельности на территории Российской Федерации иностранных специальных
служб и используемых ими организаций создают предпосылки качественно нового
этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных
действий.
Нам, как людям военным,
эти угрозы особенно близки. В Концепции национальной безопасности Российской
Федерации сказано, что главной целью в данной области является обеспечение
возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI
веке, при рациональных затратах на национальную оборону. Каким же образом
военно-политическое руководство России обеспечивает выполнение данной цели?
Во-первых, в
предотвращении войн и вооруженных конфликтов отдается предпочтение
политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам при
наличии достаточной для обороны России военной мощи. Рассмотрение возможности
применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности
проводится исходя из следующих принципов: применение всех имеющихся в ее
распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости
отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной
ситуации исчерпаны или оказались неэффективными; применение военной силы внутри
страны допускается в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и
федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан,
территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения
конституционного строя.
Во-вторых, важнейшей задачей
стало осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого
масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее
союзников. Для этого Российская Федерация проводит мероприятия, направленные на
поддержание в высокой степени боеготовности ядерных сил, способных
гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому
государству-агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки.
В-третьих, в основу
организационно-штатных мероприятий по модернизации Вооруженных сил положен
следующий принцип: боевым составом мирного времени Вооруженные силы должны быть
способны обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решение
совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по
отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также
стратегическое развертывание для решения задач в крупномасштабной войне.
В-четвертых, продолжается
эффективное взаимодействие и сотрудничество с государствами – участниками
Содружества Независимых Государств.
В-пятых, несмотря на
нежелание некоторых государств, особенно Грузии, продолжается военное
присутствие России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение в
них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах
партнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз, сил Военно-морского
флота) обеспечивает готовность России выполнять свои обязательства, содействует
формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и дает
возможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в ее
начальной стадии, способствует реализации внешнеполитических целей государства.
В-шестых, проводится
глубокая и научно продуманная реструктуризация и конверсия оборонного
промышленного комплекса без ущерба для развития новых технологий и
научно-технических возможностей, а также модернизации вооружений, военной и
специальной техники и укрепление позиций российских производителей на мировом
рынке вооружений. Особое внимание уделено формированию необходимых условий для
организации приоритетных фундаментальных, прогнозных и поисковых научных
исследований, обеспечивающих создание в интересах обороны и безопасности государства
перспективного и опережающего научно-технического задела.
Существенную роль в вопросах обеспечения национальной
безопасности России играет и глубоко продуманная стратегия во внутриполитической
сфере. Причем эта стратегия должна строиться исходя из существующих внутренних
угроз нашему Отечеству. Особе место среди этих угроз занимают, во-первых, экономическая
дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных
ценностей, которые способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях
регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и
социально-экономическому укладу Российской Федерации. Во-вторых, этноэгоизм,
этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных
объединений, а также неконтролируемая миграция, способствующая усилению
национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и
создающая условия для возникновения этнонациональных конфликтов. Кроме того,
негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда
субъектов Российской Федерации. Это, в свою очередь, ведет к усилению политической
нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его
важнейших составляющих – производственно-технологических и транспортных связей,
финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.
В этих условиях
руководство нашего государства проводит всестороннюю работу, направленную на
сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего
сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной
национальной и региональной политики позволяющей обеспечить в России внутриполитическую
стабильность. Комплексный подход к решению этих задач составляет основу
внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской
Федерации как многонационального демократического федеративного государства.
Для этого проводятся, во-первых, укрепление российской государственности,
совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления, а также
применяется комплексный подход к решению правовых, экономических, социальных и
этнополитических проблем при сбалансированном соблюдении интересов Российской
Федерации и ее субъектов.
Во-вторых, осуществляется
конституционный принцип народовластия на основе согласованного функционирования
и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной
власти и единства судебной системы России путем соблюдения конституционного
принципа разделения властей; установления более четкого функционального
распределения полномочий между государственными институтами; укрепления
федеративного устройства России через совершенствование ее отношений с
субъектами Российской Федерации в рамках их конституционного статуса.
В-третьих, основными
направлениями защиты конституционного строя в России выбраны: обеспечение
приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе
законодательства субъектов Российской Федерации; разработка организационных и
правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового
пространства и национальных интересов России; выработка и реализация
региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и
региональных интересов; совершенствование механизма, препятствующего созданию
политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и
антиконституционные цели, и пресечение их деятельности.
В-четвертых,
осуществляется консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью и
коррупцией. Россия крайне заинтересована в искоренении экономической и
социально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработке
комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства
от преступных посягательств.
В-пятых, формируется
система мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных
граждан. Эти меры направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья
и собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения
к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от
других обстоятельств.
В последнее время на
процесс обеспечения национальной безопасности России оказывают существенное
влияние угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее
природных ресурсов. Данная угроза находится в прямой зависимости от состояния
экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем.
Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических
отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной
деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих
технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию
территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для
окружающей среды материалов и веществ.
В создавшихся условиях к
числу приоритетных направлений деятельности Российского государства в
экологической сфере его руководством отнесены: рациональное использование
природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения; предотвращение
загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий,
связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых
отходов; предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация
последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф; экологически
безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения,
прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными
энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива,
топлива атомных электростанций; безопасное для окружающей природной среды и
здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия; создание
и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования
экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер
в экологически опасных регионах Российской Федерации.
Политическая безопасность представляет собой такое
состояние политической системы, которое гарантирует права и свободы граждан,
социальных групп, обеспечивает баланс их интересов, стабильность и целостность
государства, его благоприятное международное положение. Политическая
безопасность - это составная часть, главное звено и основа национальной
безопасности.
Экономическая
безопасность
- это такое состояние жизнедеятельности личности, социальной группы, общества в
целом, при котором гарантируется защита их материальных интересов от
деструктивных подрывных действий, гармоничное, социально ориентированное
развитие экономики, обеспечивается способность государства определять без
вмешательства извне пути и формы своего экономического развития.
Безопасность в социальной
сфере можно
определить как такое состояние развития личности, различных групп населения,
общества и государства, при котором они сохраняют удовлетворенность своим
социальным статусом, а отношения внутри них и между ними носят не конфронтационный
характер. Безопасным является общество, в котором царят социальное партнерство,
межнациональный мир и гражданское согласие. Другими словами, социальная
безопасность включает предотвращение и нейтрализацию опасностей, угрожающих
социальному благополучию граждан, социальной целостности общества, его
социальной стабильности. Порой масштабы и острота этих опасностей и угроз
достигают критической отметки. Именно такая ситуация сложилась в России в наши
дни.
Военная безопасность - устойчивое состояние
защищенности общества и государства от внешних и внутренних военных угроз. Она
характеризует способность государства противодействовать возникновению войны,
вовлечению в войну, а в случае ее возникновения, сведения до минимума ущерба и
разрушительных последствий для национальной безопасности страны.
Информационная безопасность - способность
государства защищать все сферы общественной жизни, сознание и психику граждан
от негативного информационного воздействия, обеспечивать управленческие структуры
достоверными данными для их успешного функционирования, не допускать утечки
закрытой общественно ценной информации и сохранять постоянную готовность к
информационному противоборству внутри страны и на мировой арене.
4. Силы и средства обеспечения
национальной безопасности России
Система обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в
этой области.
Основу системы
обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы,
силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры
политического, правового, организационного, экономического, военного и иного
характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и
государства.
Полномочия органов и сил
обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы
и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами
Российской Федерации.
В формировании и
реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
принимают участие:
Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных
полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской
Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; в
соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и
упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности;
выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной
безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет
отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации,
определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны.
Федеральное Собрание
Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации по представлению
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации формирует
законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности Российской
Федерации.
Правительство Российской
Федерации в
пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в области
обеспечения национальной безопасности Российской Федерации координирует
деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует в установленном
порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ
в этой области.
Совет безопасности
Российской Федерации создан весной 1992 года. В состав Совета безопасности Российской
Федерации входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета безопасности.
Председателем Совета безопасности является по должности Президент Российской
Федерации. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет безопасности
Российской Федерации может привлекать к участию в заседаниях на правах консультантов
и других лиц.
Совет безопасности
проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной
безопасности Российской Федерации, оперативно готовит для Президента Российской
Федерации проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в
области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также
предложения по уточнению отдельных положений Концепции национальной безопасности
Российской Федерации, координирует деятельность сил и органов обеспечения
национальной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений
в этой области.
Федеральные органы
исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации,
решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в
области национальной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции
разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами
исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской
Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации, а также
федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным главнокомандующим
Вооруженными силами Российской Федерации, в области военной безопасности
Российской Федерации; совместно с органами местного самоуправления проводят
мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к
оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно
законодательству Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной
власти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации.
Заключение
Выполняя конституционный
воинский долг по защите и обороне Отечества, каждый военнослужащий должен
осознавать, что безопасность государства, правопорядок и законность в стране в
большой степени зависят от добросовестного выполнения каждым человеком в
погонах своих служебных обязанностей. Сила и могущество государства зависит от
знаний, умений и навыков каждого его гражданина.
Литература
1. Указ Президента РФ от
17 декабря 1997 года № 1300 «Об утверждении концепции национальной
безопасности».
3. Ежегодное
послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 годов.