Выполнил студент
1 курса ФКзу-2
Группы
1 ФКзу-2
Корягин
Николай Александрович
Проверил преподаватель:
Козлова
Ольга Львовна
|
Введение
|
стр.
|
3
|
1.
|
Денежно-кредитная политика
|
стр.
|
4
|
1.1.
|
Денежно-кредитная политика
|
стр.
|
4
|
1.2.
|
Денежно-кредитные институты
|
стр.
|
6
|
1.3.
|
Структура и функции кредитной системы
|
стр.
|
7
|
2.
|
Цели и задачи
денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
|
стр.
|
8
|
2.1.
|
Цели
денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
|
стр.
|
8
|
2.2.
|
Установление норм
обязательного резервирования
|
стр.
|
11
|
2.3.
|
Операции на
открытом рынке
|
стр.
|
13
|
3.
|
Инфляция и
денежно-кредитная политика
|
стр.
|
15
|
3.1.
|
Об инфляции в
2005-2006 гг. Причины инфляции.
|
стр.
|
15
|
3.2.
|
Антиинфляционные меры, как инструмент денежно-кредитной
политики.
|
стр.
|
18
|
5.
|
Заключение.
|
|
|
|
Список литературы
|
стр.
|
23
|
1.
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯПОЛИТИКА
1.1 Денежно-кредитная политика
Одно из направлений экономической политики в рамках государственного
регулирования экономики. Применяется наряду с финансовой, валютной,
внешнеторговой, структурной и др. видами экономической политики. Проводник
денежно-кредитной политики государства - Центральный (национальный) банк
в соответствии с присущими ему функциями, а ее объекты - спрос
и предложение
на денежном рынке, изменяющиеся в результате операций центрального банка,
коммерческих банков
и решений небанковского
сектора. Конечные цели денежно-кредитной политики - экономический
рост, полная занятость, стабильность цен, устойчивый платежный
баланс - достигаются с помощью долговременных
мероприятий, рассчитанных на годы и не являющихся быстрой реакцией на изменение
рыночной конъюнктуры. Текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более
конкретные и доступные цели, например, на фиксацию количества денег,
находящихся в обращении, определение уровня инфляции и т.п. Инструменты
денежно-кредитной политики:
-прямые - лимиты кредитования, прямое регулирование ставки
процента;
-косвенные
- изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной
ставки процента (ставки рефинансирования), операции на открытом рынке с
государственными ценными бумагами.
Эффективность использования косвенных инструментов регулирования в
рамках денежно-кредитной политики тесно связана со степенью развития денежного
рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований,
используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением
первых вторыми. Промежуточные цели денежно-кредитной политики непосредственно
относятся к деятельности центрального банка и осуществляются в рыночной экономике
в основном с помощью косвенных инструментов. В мировой экономической практике
основным инструментом являются операции на открытом рынке с государственными
ценными бумагами. Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных
ценных бумаг центральный банк может осуществлять либо вливание
денежных резервов в кредитную систему государства, либо изъятие
их. Операции на открытом рынке проводятся центральным банком
обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных
учреждений. Если на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в
обращении, центральный банк для ограничения или ликвидации этого
излишка начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на
открытом рынке банкам
или населению, которые покупают государственные ценные бумаги через специальных
дилеров.
Поскольку предложение
государственные ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена
падает, а процентные ставки по ним растут, соответственно, возрастает их
«привлекательность» для покупателей. Активная скупка государственные ценных
бумаг приведет, в конечном счете, к сокращению банковских
резервов, что, в свою очередь, уменьшит предложение денег в пропорции, равной банковскому
мультипликатору.
В случае недостатка денежных средств в обращении центральный банк
проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, - начинает
скупать государственные ценные бумаги у банков и населения, тем самым, увеличивая спрос
на них. В результате их рыночная цена возрастает, процентная
ставка по ним падает, что делает эти ценные бумаги
«непривлекательными» для владельцев. Их продажа населением и банками
приведет к увеличению банковских резервов и (с учетом
мультипликационного эффекта) к увеличению денежного предложения. Еще один
инструмент денежно-кредитной политики - политика изменения учетной
ставки (ставки рефинансирования) - процента, под который центральный банк
предоставляет кредиты
коммерческим банкам
(выступая как кредитор
в последней инстанции), имеющим прочное финансовое положение, но терпящим
временные финансовые трудности. Уменьшение учетной
ставки делает для коммерческим банков займы резервных фондов дешевыми, они
стремятся получить кредит. При этом увеличиваются их избыточные
резервы,
вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот,
увеличение учетной
ставки делает займы невыгодными, сокращение банковских
резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. Среди
инструментов денежно-кредитной политики изменение учетных
ставок занимает второе по значению место после операций центрального банка
на открытом рынке и проводится обычно в сочетании с ними. Так, при продаже
государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного
предложения центральный банк устанавливает высокую учетную
ставку, (выше доходности
ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческим банками
государственных ценных бумаг населению, т.к. им становится невыгодно восполнять
резервы
займами у центрального банка, и повышает эффективность операций на
открытом рынке. И, наоборот, при покупке центральным банком
государственных ценных бумаг на открытом рынке он понижает учетную
ставку (ниже доходности
ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам
выгоднее занимать резервы у центрального банка
и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных
государственных ценных бумаг у населения, которое становится заинтересованным в
их продаже. Расширительная политика центрального банка
становится более эффективной. Используемый в качестве инструмента
денежно-кредитной политики механизм действия изменения нормы обязательных
резервов заключается в следующем: увеличение центральным банком
этой нормы приводит к сокращению избыточных резервов банков
и к мультипликационному уменьшению денежного предложения; при ее уменьшении
происходит мультипликационное расширение предложения денег. Этот инструмент
денежно-кредитной политики является наиболее мощным, но достаточно грубым,
поскольку затрагивает основы деятельности коммерческим банков.
1.2 Денежно-кредитные институты
В России законодательно
закреплена двухуровневая банковская система. Банком верхнего уровня является
Центральный банк. В каждом государстве функционирует центральный банк - орган
государственного денежно-кредитного регулирования экономики, наделенный правом
монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, контроля за
деятельностью кредитных учреждений, осуществления функций “банка банков”,
хранения официальных золотовалютных резервов. О центральном банке говорят
следующее: в важнейших областях экономики и политики ЦБ действует в
соответствии со стратегией и интересами всего общества, а по тактическим
вопросам экономического регулирования часто возникают разногласия с правительством.
В западной литературе глубокое противоречие вокруг деятельности ЦБ получило
название “магического четырехугольника”, где в качестве углов выступают
экономический рост, проблема занятости, стоимость денег и, наконец,
сбалансированность платежного баланса страны.
На втором уровне банковской системе России находятся коммерческие банки
и некоторые другие кредитные учреждения. Коммерческие банки - многопрофильные
кредитные учреждения, выполняющие операции в различных секторах
денежно-финансового рынка. Они представляют собой основное звено всей кредитной
системы. Как правило, такие банки осуществляют полный комплекс банковских
услуг. В этом их отличие от специализированных финансовых учреждений,
выполняющих ограниченный круг финансовых операций. Основными функциями
коммерческих банков считаются:
Þ
прием депозитов
Þ
кредитование заемщиков
Þ
осуществление расчетов.
Все функции тесно переплетаются и позволяют коммерческому банку
выступать в качестве органа, эмитирующего платежные средства для обслуживания
всего кругооборота капитала в процессе производства и обращения товаров. Но
самостоятельно эмитировать наличные банкноты коммерческие банки не имеют права.
Это монополия ЦБ. Кроме перечисленных функций коммерческие банки представляют
различные услуги: инкассируют, то есть переводят денежные средства, векселя и
другие документы, осуществляют кассовое обслуживание, производят доверительные
(трастовые) и лизинговые операции, торгуют иностранной валютой и драгметаллами,
дают гарантии на третьих лиц, выпускают, покупают и продают ценные бумаги.
Кстати, надо определить понятие банк и кредитное учреждение.
Банк - это юридическое лицо, которое в целях получения прибыли
осуществляет банковскую деятельность, в том числе привлекает денежные средства
юридических и физических лиц, размещает их от своего имени на условиях
возвратности, срочности и платности, ведет расчетные операции.
Кредитные учреждение - является юридическим лицом, созданным с учетом
ряда особенностей, предусмотренных законом, и выполняющим отдельные банковские операции.
Банковская система РФ включает в себя Банк России (ЦБ), банки и
кредитные учреждения, филиалы и представительства иностранных банков. Банки
могут быть универсальными и специализированными. Все они, как и кредитные
учреждения, могут быть образованы на основе любой форме собственности и в любой
организационно-правовой форме, предусмотренной законами РФ.
1.3 Структура и функции кредитной
системы
Структура кредитной системы может
определяться двумя способами. Функционально кредитная система - это
совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования.
Организационно — это совокупность банков и других кредитно-финансовых
институтов, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их
заемщикам в виде ссуд или других форм инвестиций. Таким образом, финансовые
посредники содействуют более эффективному распределению инвестиционных ресурсов
и, в конечном счете, экономическому росту.
Современная кредитная система состоит из
следующих звеньев:
·
Центральный
банк (эмиссионный центр), государственные банки;
·
Банковская
система: коммерческие и специализированные банки (сберегательные,
инвестиционные, ипотечные и т.д.);
·
Парабанковская
система (страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании,
кредитные союзы, лизинговые компании).
Подобная 3-ярусная система характерна
для большинства развитых стран, в частности для США, Западной Европы, Японии.
Однако каждая страна имеет свои особенности. Так, в Германии наиболее развита
система коммерческих, сберегательных и ипотечных банков, во Франции банковская
система делится на коммерческие, деловые (инвестиционные) и сберегательные
банки, в США очень велика роль инвестиционных посредников (финансовые компании,
паевые фонды, взаимные фонды денежного рынка).
Банковская система - ключевое звено
кредитной системы, концентрирующее основную массу кредитных и финансовых
операций. Классические банковские операции:
·
привлечение
вкладов юридических и физических лиц;
·
предоставление
аккумулированных средств в виде ссуд на условиях платности, срочности,
возвратности;
·
осуществление
расчетов.
В настоящее время круг банковских
операций существенно расширился, и граница между коммерческими и
специализированными банками становится все менее различимой.
Центральный банк страны выполняет функцию
посредника между государством и экономикой и является главным звеном банковской
системы любого государства. Действуя на макроуровне, Центральный банк проводит
политику, учитывающую интересы государства в целом (стабилизация экономики,
товарно-денежная сбалансированность) и не ставит целью получение прибыли.
Основными правовыми формами
организации Центрального банка в современных условиях могут являться:
·
унитарный
Центральный банк со 100%-ным участием государства;
·
акционерное
общество, часть акций которого может принадлежать государству;
·
объединение
ассоциативного типа (с участием или без участия государственных структур);
·
система
независимых банков, в совокупности выполняющая функции Центрального банка.
Основные функции Центрального банка:
·
эмиссия и
контроль денежного обращения;
·
организация
национальной расчетной системы;
·
хранение
резервов коммерческих банков;
·
кассовое
исполнение государственного бюджета;
·
кредитование
правительства и управление государственным долгом (через операции на открытом рынке);
·
выполнение
роли "кредитора последней инстанции" для коммерческих банков;
·
определение
приоритетных целей и задач денежно-кредитной и валютной политики и их
реализация;
·
нормативное
регулирование деятельности банковской системы и надзор за деятельностью
кредитных организаций.
2. Цели и задачи денежно- кредитной
политики ЦБ РФ.
2.1. Цели денежно- кредитной политики ЦБ РФ.
Денежно-кредитная политика,
проводимая Центральным банком, как правило, имеет 7 основных целей:
·
высокий
уровень занятости;
·
экономический
рост;
·
стабильность
цен;
·
стабильность
ставки процента;
·
стабильность
на финансовых рынках;
·
стабильность
валютного рынка;
·
антиинфляционные
мероприятия
В течение периода 1992-98 гг. Банк
России считал главным целевым ориентиром в денежно-кредитной политике снижение
инфляции. Однако финансовый кризис 1998 г. показал, что чрезмерный уровень
государственного долга подрывает доверие к политике Центрального банка и к
банковской системе в целом даже при достижении минимального темпа инфляции. К
тому же жесткая антиинфляционная политика провоцирует углубление экономического
спада. Поэтому в 1999 г. цели денежно-кредитной политики были скорректированы:
"При проведении политики, направленной на снижение инфляции, Банку России
следует учитывать тенденции динамики ВВП, уровня безработицы и состояния
платежного баланса".
Так, объявляя цели денежной политики
на 2000 год, Банк России указывает в качестве своей главной задачи снижение
инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным
созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов
населения. В связи с этим Основными направлениями единой государственной
денежно-кредитной политики на 2000 год предусматривается снижение инфляции до
18-22% в целом за год при сохранении тенденции к росту производства и услуг,
который может составить 1,5-2%. Проектировки возможного экономического роста и
снижения темпов инфляции могут быть реально достигнуты в силу продолжения
действия позитивных факторов, обусловивших преодоление экономического спада в
1999 году. Основной предпосылкой экономического роста в 2000 году является
расширение спроса со стороны всех секторов экономики, а также сохранение
незагруженных производственных мощностей и свободной рабочей силы.
В краткосрочном периоде часто
возникает конфликт целей - например, высокий уровень занятости и стабильная
ставка процента могут противоречить поддержанию стабильных цен.
Борьба с инфляцией требует проведения
рестрикционной монетарной политики, направленной на повышение процентных ставок
и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков. При спаде
экономической активности, напротив, Центральный банк должен проводить
стимулирующую кредитно-денежную политику, означающую расширение масштабов
кредитования, ослабление контроля за увеличением денежного предложения и
понижение процентных ставок. Теоретически передаточный механизм
денежно-кредитной политики действует следующим образом - при увеличении
(уменьшении) денежного предложения в условиях постоянного спроса на деньги
уменьшается (увеличивается) рыночная ставка процента. В результате возрастают
(сокращаются) инвестиционные расходы, т.е. существенный компонент совокупного
спроса. В конечном итоге изменяется уровень производства и занятости в
экономике.
В реальности, однако, данный механизм
не всегда работает адекватно. Помимо необходимости сопоставления
чувствительности спроса на деньги и чувствительности инвестиционных расходов к
ставке процента для оценки эффективности денежно-кредитной политики, надо
учитывать такие ограничения, как уровень государственного долга, степень
доверия экономических агентов к банковской системе, наличие долгосрочных
инвестиционных ресурсов в экономике, возможности альтернативных инвестиций в
финансовом секторе и, наконец, кредитоспособность предприятий реального
сектора. Так, высокий уровень бюджетного дефицита в 1992-1998 гг. и отказ от
монетизации долга путем прямого кредитования правительства Центральным банком
привели к невозможности проведения адекватной политики снижения рыночных
процентных ставок и эффекту вытеснения частных инвестиций более доходными
ГКО-ОФЗ.
Центральный банк не может напрямую
воздействовать на параметры конечных целей. Поэтому он определяет промежуточные
и операционные цели. Промежуточными целями денежно-кредитной политики являются:
·
денежные
агрегаты (М1, М2 или М3);
·
ставка
процента (краткосрочная или долгосрочная).
В качестве промежуточной цели
денежно-кредитной политики Банком России на 2006 год определен прирост денежной
массы М2, который может составить 10-15% за год. При прогнозируемом снижении
скорости обращения денег это будет означать продолжение тенденции увеличения
денежной массы в реальном выражении.
Надо отметить, что цели поддержания
стабильности и денежных агрегатов и процентной ставки одновременно
несовместимы. Поэтому приходится выбирать одну из промежуточных целей в
соответствии с критериями измеримости, управляемости и предсказуемости влияния
на конечные цели. В различных странах в разные периоды времени выбирался тот
или иной целевой параметр. Так, в 80-х гг. Федеральная Резервная система США
пришла к выводу, что произошел разрыв устойчивой связи между колебаниями М1 и
уровня экономической активности. В результате ФРС стала ориентироваться не на
денежные агрегаты, а на сглаживание колебаний процентной ставки. В
Великобритании промежуточным целевым параметром является значение денежной базы
М0, в Германии - денежный агрегат М3, в Японии (М2+объем депозитных
сертификатов). Несмотря на отсутствие явных преимуществ и того, и другого
целевого параметра, в периоды высокой инфляции (1979-1982) почти все страны
стремились стабилизировать значения одного из денежных агрегатов, т.к.
поддержание стабильной ставки процента приводит к проциклическому изменению
денежного предложения, а денежно-кредитная политика должна, напротив, играть
стабилизирующую роль.
Операционными (непосредственно
достижимыми) целями денежно-кредитной политики являются уровень резервов или
ставки процента (межбанковские или по краткосрочным государственным ценным
бумагам).Так, Банк России при изложении целей денежно-кредитной политики на
2006 год отмечает, что решения в области денежно-кредитной политики в
ежедневном режиме не могут приниматься на основе динамики денежной массы,
поэтому в качестве операционной цели сохранено изменение параметров денежной
базы. Как и в предыдущие годы, операционная процедура денежно-кредитной
политики Банка России будет основываться на контроле за объемами чистых
международных резервов и чистых внутренних активов органов денежно-кредитного
регулирования. В принципе
возможны как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы
воздействия на деятельность банков, регулирующие денежное предложение. Реакция
финансовых рынков на административные методы проявляется более быстро и
ощутимо, в то время как использование косвенных методов предполагает высокую
степень развития процессов саморегулирования в банковской системе, а эффект
применения замедлен и неоднозначен. В то же время, меры, идущие вразрез с
рыночными условиями, могут дать лишь кратковременный положительный эффект, до
тех пор пока экономические субъекты не найдут способа их избежать, а в
дальнейшем только увеличат трансакционные издержки.
При использовании административных
методов широко применяются следующие инструменты:
·
квотирование
отдельных видов пассивных и активных операций;
·
введение
лимитов на выдачу определенных категорий ссуд и на привлечение кредитных
ресурсов;
·
определение
перечня банков, допущенных к отдельным видам операций;
·
лимитирование
процентных ставок и тарифов комиссионного вознаграждения (например, правило Q,
действовавшее в США до 1986 г., устанавливало для банков максимальную
процентную ставку по сберегательным счетам, что привело к массовому оттоку
капитала на рынок акций и в оффшорные зоны).
К экономическим методам управления
денежным предложением относятся:
·
установление
норм обязательного резервирования;
·
определение
ставки рефинансирования коммерческих банков;
Каждый из этих инструментов
воздействует либо на денежную базу, либо на денежный мультипликатор.
2.2 Установление норм обязательного резервирования.
В современной двухуровневой
банковской системе для коммерческих банков устанавливаются нормативы
минимальных обязательных покрытий в виде беспроцентных вкладов в Центральном
банке. Их размер определяется в процентах от вкладов в коммерческие банки и
дифференцирован по видам вкладов: вклады до востребования имеют более высокий
норматив, чем срочные вклады.
Изменение нормативов обязательного
резервирования действует через величину денежного мультипликатора. Однако
считается, что это очень грубый инструмент, не позволяющий проводить
"тонкую настройку": мультипликатор значительно увеличивает даже
небольшие изменения резервных требований. Кроме того, этот инструмент не
позволяет Центральному банку управлять избыточными резервами коммерческих
банков, а также соотношением "наличность-депозиты". Оба эти параметра
зависят от инфляционных ожиданий банков, предприятий и населения, от
стабильности банковской системы и от соотношения ожидаемой доходности и
инвестиционных рисков. Поэтому в большинстве развитых стран данный инструмент
почти не применяется. Помимо денежно-кредитного регулирования, рефинансирование
банков играет важную стабилизирующую роль поддержания ликвидности банковской
системы.
В СССР Госбанк фактически не имел
возможности проводить самостоятельную политику, находясь в жесткой зависимости
от административно-командной системы. Его главной задачей стало льготное
кредитование и финансирование государственных предприятий, денежное предложение
формировалось исходя из плановых потребностей экономики. В 1988 г. началось
восстановление банковской системы, в 1990 г. был принят закон "О
Центральном банке РСФСР (Банке России)".
Основной формой кредитования
коммерческих банков в 90-е гг. являлся ломбардный кредит под залог
государственных ценных бумаг, а также стабилизационные кредиты в период
банковского кризиса 1998 г. Положение ЦБР № 65-П от 30.12.98г. "О
проведении Банком России переучетных операций" устанавливает достаточно
жесткие нормы для принятия векселей к переучету. Принятие указанного Положения
можно рассматривать как первый реальный шаг Центрального банка к стимулированию
кредитования промышленности. Однако предельно жесткие требования к качеству
принимаемых к переучету векселей делают процедуру недоступной для массового
применения. Кроме того, 1 июля 1999 года Правительством Российской Федерации и
Центральным Банком Российской Федерации был принят Меморандум об экономической
политике, пункт 31 которого гласит: "В течение 1999 года Банк России не
будет переучитывать векселя банков или проводить целевое кредитование
конкретных отраслей экономики, в том числе проводить целевое кредитование
коммерческих банков". Приостановление данной программы вызвано
требованиями, предъявляемыми международными финансовыми организациями к
Правительству и Центральному Банку РФ, выполнение которых является условием
получения внешних заимствований. Несмотря на то, что в современной
международной практике операции переучета векселей Центральными банками почти
не используются, на данном этапе применение этого механизма в России могло бы
стимулировать расширение кредитования реального сектора, помочь решить проблему
недостатка оборотных средств у предприятий, создавая предпосылки для роста
промышленного производства.
В современной практике Центральный
банк, регулируя уровень ставок рефинансирования, влияет на величину денежной
базы. В случае повышенного спроса на кредитные ресурсы и опасности
"перегрева" экономики Центральный банк проводит политику
"дорогих денег", повышая ставку рефинансирования. Увеличение учетной
ставки понижает спрос коммерческих банков на кредитные ресурсы, предоставляемые
через "дисконтное окно" и уменьшает сумму на резервных счетах
коммерческих банков в Центральном банке (денежную базу). Изменения денежной
базы приводят к соответствующим изменениям денежного предложения, усиленным с
эффектом денежного мультипликатора. В связи с ростом стоимости кредита
сокращается спрос на инвестиции, замедляется рост производства и инфляция,
увеличивается безработица.
В случае спада экономической
активности, стагнации производства Центральный банк, напротив, проводит
политику "дешевых денег", понижая ставку рефинансирования, тем самым
расширяя объем кредитования, стимулируя инвестиции и рост производства. При
этом возрастает опасность роста цен.
Поскольку объем кредитов, получаемых
через "дисконтное окно" в настоящее время достаточно незначителен,
ставка рефинансирования выполняет скорее роль индикатора намерений Центрального
банка относительно будущей денежно-кредитной политики, косвенно воздействуя на
уровень рыночных процентных ставок ("эффект сигнала").
В современных условиях в большинстве
развитых стран считается, что изменение ставки рефинансирования - не очень
эффективный инструмент денежно-кредитной политики, т.к., во-первых, объемы
рефинансирования не полностью контролируются Центральным банком, во-вторых,
механизм применения достаточно громоздкий, последствия не всегда предсказуемы и
труднообратимы.
На протяжении периода январь 1995 -
октябрь 1996 ставка рефинансирования превышала стоимость кредита для реального
сектора, в период с ноября 1996 по май 1998 их значения были достаточно близки.
Резкое повышение ставки рефинансирования в мае 1998 (до 150% годовых) было
вызвано паникой на валютном рынке и стремлением Центрального банка удержать
обменный курс в границах валютного коридора. После августа 1998 до марта 2000
г. значения ставки рефинансирования изменялись незначительно и несколько
превышали процентные ставки по кредитам предприятиям. За период 2006 г. ставка
рефинансирования уменьшилась с 11,5% до 11% .
2.3 Операции на открытом рынке
В развитых странах это наиболее
распространенный инструмент денежно-кредитной политики. Операции на открытом
рынке - это операции Центрального банка по покупке и продаже государственных
ценных бумаг в банковской системе. Этот инструмент направлен на изменение
денежной базы и обладает следующими преимуществами:
·
Операции
осуществляются по инициативе Центрального банка, который может контролировать
их объем (в отличие от изменения ставки рефинансирования, при котором объем
кредитования не полностью контролируется Центральным банком).
·
Гибкость
и точность инструмента позволяет добиться как существенного, так и
незначительного требуемого изменения денежной базы.
·
Операции
на открытом рынке быстро и легко обратимы.
·
Операции
на открытом рынке не требуют длительных административных согласований и
оказывают быстрое корректирующее воздействие на динамику денежной массы.
Операции покупки Центральным банком
государственных ценных бумаг увеличивают денежную базу (сумму резервов
банковской системы), и тем самым денежное предложение. Операции продажи,
напротив, сокращают денежную базу и снижают объем предложения денег.
При "перегреве" денежной
конъюнктуры, расширении денежной массы и росте цен Центральный банк продает
государственные ценные бумаги. При этом уменьшаются резервы банков, сокращаются
возможности кредитования клиентов и количество денег в обращении, удорожается
кредит и снижаются цены. В то же время это провоцирует стагнацию производства и
рост безработицы. При "переохлаждении" конъюнктуры, недостатке денег
в обращении и росте безработицы Центральный банк проводит политику кредитной
экспансии - скупает государственные ценные бумаги и , переводя средства на
резервные счета коммерческих банков, увеличивает возможности кредитования и
денежную массу, стимулирует рост экономической активности, но может
провоцировать рост цен.
Операции на открытом рынке можно разделить на 2 типа:
·
динамические
- направлены на изменение объема резервов и денежной базы;
·
защитные
– направлены на ослабление влияния, оказываемого на денежную базу другими
факторами.
В последние годы вместо прямых
операций покупки и продажи ценных бумаг все чаще используются соглашения об
обратном выкупе (REPO). При покупке ценных бумаг Центральный банк оговаривает
их обязательный выкуп продавцами через некоторое время (обычно не больше
недели) по фиксированному курсу. Аналогично при продаже ценных бумаг
используется "обратное репо". Преимущество таких временных операций
состоит в их гибкости и более мягком эффекте воздействия. Доля обратных
операций Центральных банков ведущих промышленно развитых стран на открытом
рынке составляет 82-99,6%.
В России операции Банка России на открытом рынке сводились к участию во
вторичных торгах ГКО-ОФЗ. Несмотря на попытки стабилизировать конъюнктуру
процентных ставок, доходность этих бумаг все больше зависела не от целевых
ориентиров экономической политики, а от необходимости привлечения средств в
бюджет, поэтому в целом для рынка частных инвестиций государственные ценные
бумаги играли скорее дестабилизирующую роль.
3. Инфляция и
денежно-кредитная политика.
3.1. Об инфляции в
2005-2006 гг. Причины инфляции.
В этой части работы, мне бы хотелось более
подробно остановиться на вопросах инфляции и антиинфляционных мероприятиях, как
одной из целей денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
Экономическое и финансовое положение России
продолжает во многом зависеть от конъюнктуры мировых рынков сырьевых товаров. При
этом возникает ряд проблем, связанных с воздействием нефтяных доходов на
российскую экономику. Среди них одной из наиболее острых оказалась проблема
инфляции.
Президент России неоднократно высказывался по
поводу инфляции, указывая в качестве главных причин рост тарифов на
коммунальные услуги, упоминая и некоторые другие причины. Обеспокоенность
руководства страны вызвана тем, что поставленная задача обеспечить темпы
экономического роста при снижении инфляции может быть не выполнена: к концу
первого квартала 2006 г инфляция уже достигла 5%.
Динамика инфляции в январе - апреле 2006 года
изменялась
связи с наблюдаемым ростом цен, в середине февраля МЭРТ повысил
официальный прогноз по инфляции на 2006 год с 7-8,5% до 8-9%. Опасения по
поводу превышения первоначального официального ориентира могут быть оправданы,
поскольку инфляция в 2006 году пока приблизительно совпадает с ее динамикой в
начале 2005 года. По данным Министерства экономического
развития, что значительный рост потребительских цен приходится на
январь-февраль 2006 года. По мнению ЦБ РФ, «сложившаяся в январе-феврале
текущего года инфляция была обусловлена высокими темпами удорожания платных
услуг».
Как
известно, конъюнктура на сырьевых рынках характеризуется нестабильностью, и
этим определяются недостатки сырьевой специализации. Одним из основных факторов
экономической нестабильности в мире в настоящий момент является политическая
обстановка в таких нефтедобывающих странах как Иран, Ирак, Венесуэла.
В апреле, однако, инфляция несколько замедлилась, составив 0,4%
по сравнению с мартом текущего года.
В качестве причин инфляции в 2006 году МЭРТ, в частности,
указывает на монополизацию рынков; РСПП делает акцент на структурных проблемах
российской экономики; международные организации подчеркивают роль притока
нефтедолларов и слишком жесткую политику в отношении укрепления рубля.
Различия в оценках свидетельствуют о неоднозначных
концептуальных подходах к инфляции и мерам борьбы с ней. Так, по мнению МЭРТ,
необходима комплексная антиинфляционная политика, а, по мнению Всемирного
Банка, антиинфляционная политика должна ограничиваться исключительно сферой
базовой инфляции. Для того чтобы дать объективную оценку сложившейся ситуации,
необходимо коротко остановиться на различных концептуальных подходах к вопросам
российской инфляции и перспективам борьбы с ней.
Особенность современного этапа состоит в том, что в
зависимости от действующих причин отмечается одновременное проявление всех
основных видов инфляции.
В политике Банка России имеет место
недостаточный учет роста регулируемых цен и тарифов на платные услуги и
топливо, т.е. немонетарных факторов. Там же делался вывод о том, что и в 2006
году «на показатели инфляции могут, в частности, оказать существенное
воздействие факторы, находящиеся за пределами сферы регулирования Банка
России». Как подчеркивалось ЦСА, при составлении официального прогноза,
вероятно, не было в полной мере учтено возможное воздействие роста цен на нефть
на уровень инфляции, т.к., в частности, предполагалось одинаково успешно
реализовать указанный ориентир по инфляции при любом из планируемых вариантов
цены на нефть. В связи с этим, еще в конце 2005 года ЦСА прогнозировал, что с
учетом характера проводимой Банком России политики, уровень инфляции может
превысить официальный ориентир по итогам 2006 года и составить приблизительно 9
- 11%.
В докладе
Всемирного банка об экономике России (апрель 2006 г.) предлагается вывести
вопросы антиинфляционной политики из сферы контроля МЭРТ. С точки зрения
Всемирного Банка, инфляция в начале 2006 года, в основном, объясняется притоком
нефтедолларов в конце 2005 года, и не связана с монополизацией российской
экономики, как это полагают в МЭРТ.
Как следует из определения инфляции спроса, в России в минувшем
году с очевидностью наблюдались все ее важнейшие признаки:
- Рост доходов от экспорта сырьевых товаров
сказался в росте денежной базы и М2, что в итоге оказало инфляционное давление
на российский рынок.
- Неравномерность расходования бюджетных
средств в 2005 году способствовала возникновению к концу года «рублевого
навеса» и давлению на цены в начале 2006 г. При этом в 2006 г. запланировано
повышение расходов бюджета РФ с 16,3% до 17,5% ВВП, что может оказать
дополнительное инфляционное давление, вызвав рост денежной базы и М2.
- Отмеченный в последние годы рост реально
располагаемых денежных доходов населения вызвал рост кредитования. В 2005 г.
объем выданных розничных кредитов практически удвоился, составив к концу года
почти 1 трлн. руб.
Наблюдаемый в настоящее время в России рост потребительских
цен – это также, во многом, структурная инфляция: наибольший рост цен
отмечается в секторах с несовершенной конкуренцией, т.е. неконкурентной
структурой рынков.
• Структурная инфляция в России, в частности,
нашла отражение в следующих явлениях 6:
- По итогам 2005 года самый высокий рост цен
наблюдался в секторе ЖКХ, составив 32,7%.
- Отмечался значительный рост сельскохозяйственных
цен. Рост цен на мясо и птицу (18,6%) был вызван среди прочего принятым ранее
решением о введении импортных квот на мясо.
- В 2005 году рост цен на бензин составил
15,8%.
Определенную роль играет инфляция издержек: износ основных фондов ведет к повышению
издержек. Отмечается заметный рост заработной платы в нефтегазовом и других
секторах, что также влияет на издержки.
3.2 Антиинфляционные меры, как инструмент денежно-кредитной политики.
На данный момент Российская экономика сильно
зависит от цены на нефть, но в то же время, приток нефтедолларов, при всей
важности этого фактора, не является исчерпывающим объяснением инфляции,
поскольку при составлении официального прогноза не вполне учтена роль других
факторов, в частности, растущих в конце года начислений заработной платы.
Уменьшение
покупательной способности для этой группы населения компенсируется лишь
частично и лишь через определённый период времени. Даже средства, собранные в
Стабилизационном фонде, по некоторым расчётам, обесценились на значительную
сумму, сравнимую с бюджетными затратами на образование.В современных условиях выработка антиинфляционных мер
, как одной из целей денежно-кредитной политики должна базироваться на
трактовке инфляции как многофакторного процесса. Успешно решить проблему роста
потребительских цен удастся при условии разработки и реализации комплекса
антиинфляционных мероприятий, тесно увязанных со структурной и промышленной
политикой.
Комплекс антиинфляционных мер правительства
при их правильной балансировке может привести к положительному результату:
- ограничение роста тарифов в секторе ЖКХ и
тарифов естественных монополий;
- отказ от противодействия укреплению
эффективного курса рубля;
- контроль над бюджетными расходами;
- повышение Банком России процентных ставок по
краткосрочным депозитам и, как следствие, возможно, по некоторым видам
кредитов;
- формирование стабильных правил регулирования
импорта сельхозпродукции;
- сдерживание увеличения цен на нефтепродукты
на внутреннем рынке;
- стимулирование инвестиционной активности и
конкуренции;
- прочие меры.
В борьбе с инфляцией существует опасность
перенесения акцента исключительно на ограничительную денежно-кредитную
политику.
В итоге борьба с инфляцией может обернуться новыми рисками для
экономики и банковской сферы:
- сдерживание роста денежных агрегатов снижает
ресурсную базу банковской системы и экономики, в целом;
- удорожание кредита препятствует
экономическому росту, и может способствовать возникновению локальных,
региональных и, возможно, системных кризисных явлений в экономике;
- излишние ограничения в денежно-кредитной
сфере могут отразиться на реализации социальных программ, что в конечном счете
будет сдерживать потребительский спрос. Кроме того, недостаточный контроль за
немонетарными факторами может привести к росту этого компонента инфляции и
отразиться на общем росте цен.
В пакете мер антиинфляционной политики
следовало бы уделять большее внимание другим инструментам: активизировать
экономику предложения через создание соответствующих стимулов в налоговой
политике; сделать более равномерными выплаты заработной платы бюджетникам;
стимулировать инвестиции и развитие конкуренции.
Кроме того, необходимо уделить повышенное
внимание развитию национальной банковской системы и совершенствованию сферы
услуг, в целом. Прогнозируя инфляцию, большинство экспертов, тем не менее,
исходит из того, что в 2007 году в экономике России будут преобладать
положительные тенденции, несмотря на то, что некоторые специалисты не могут
полностью исключить вероятность кризисных явлений в мировой экономике или на
внутреннем российском рынке.
Официальный прогнозный ориентир по инфляции, возможно, будет
превышен, даже несмотря на то, что Правительство РФ и Банк России предпринимают
активные шаги по ее снижению. По последним прогнозам международных организаций,
сделанным в марте-апреле текущего года, уровень инфляции в России в 2007 году
может достигнуть 9-10,5% (ЕБРР:10,5%; Всемирный банк: 10%; МВФ: 10,4%29).
По оценкам РСПП, этот показатель составит 9,5-10%. Согласно оценкам таких
центров как JP Мorgan Chase и Economist Intelligence Unit, инфляция окажется
приблизительно на уровне 10%.
Мне представляется, что в связи с
государственными программами ни абсолютное, ни относительное снижение бюджетных
расходов невозможны. Отсюда повышенное значение приобретают другие моменты – в
частности, эффективная налоговая политика. Эта политика должна способствовать
повышению инвестиций в производство товаров и услуг. Налоговая политика должна,
в большей степени. Рост небазовой
инфляции отражает повышение роли немонетарных факторов.
Социальные и экономические последствия
инфляции
Все виды инфляции имеют значительные экономические и социальные
последствия, причем, как правило, негативные. Перечислим некоторые из них.
• Обесценивание сбережений ставит в невыгодное
положение получателей фиксированных доходов (пенсий, заработной платы,
процентов на вклады в банках).
Поскольку инфляция снижает покупательную
способность сбережений, то в такой ситуации:
а) повышается краткосрочный характер спроса,
б) снижается мотивация к накоплению,
в) ослабевают стимулы к росту
производительности труда, следствием чего является уменьшение предложения
товаров.
• Во время инфляции уменьшается реальная
стоимость срочных банковских вкладов, стоимость страховых полисов, ежегодной
ренты с фиксированной ставкой.
Среди прочих последствий следует также
указать, что инфляция перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами,
принося выгоду заёмщикам.
• Происходит
деформация экономических отношений в целом. Повышаются риски при долгосрочном
кредитовании, инвестициях. Ликвидные средства перетекают в краткосрочные сделки
спекулятивного характера, в том числе в операции, направленные на сохранение
покупательной способности денежных ресурсов.
• Вызывая повышения спроса, инфляционные
ожидания ведут к постоянному росту цен, что, при отсутствии должных механизмов
и инструментов контроля, может привести к росту инфляции и социальной
напряженности.
Несмотря на отмеченные недостатки, проводимая
политика, безусловно, способствовала повышению контроля над ростом денежной
массы в целях борьбы с инфляцией спроса. Однако её эффективность была
ограниченной, в т.ч. в связи с недостаточным учётом факторов структурной
инфляции и отсутствием своевременно принятых мер по борьбе с ней.
В этих условиях снижению инфляции спроса
могли бы способствовать эффективные меры по стимулированию экономики
предложения. Увеличение совокупного предложения требует
принятия дополнительных мер по созданию конкурентной среды для бизнеса и
значительному повышению инвестиций в основной капитал. Также проводимая
денежно-кредитная политика должна быть дополнена мерами по замещению внешних
заимствований внутренними (что предполагает существенное расширение внутреннего
финансового рынка), повышению устойчивости национальной банковской системы и ее
роли в процессе трансформации сбережений в инвестиции.
Ограниченность проявляется также и в том, что
Банку России, вероятно, не удается нейтрализовать эффекты от роста всех
экспортных доходов, поскольку их некоторая часть, возможно, находится в сфере
«теневой экономики».
Такой подход к экономической политике получил
распространение как «концепция предложения».
• Cдерживание роста реального эффективного курса рубля затруднено в
силу значительного притока иностранного капитала. По аналогии с нефтедолларами,
иностранные инвестиции ведут к росту предложения валюты и увеличению денежной
массы, способствуя инфляции и росту реального эффективного валютного курса.
Поэтому значительный приток иностранных инвестиций в 2005 году затруднил ЦБ РФ
проведение антиинфляционной политики. Напомним, что прямые иностранные
инвестиции, по данным ЦБ РФ, составили 7,9 млрд. долл. в 2003 г., 15,3 млрд.
долл. в 2004 г., 14,6 млрд. долл. в 2005 г.
• Политика сдерживания роста эффективного
курса рубля будет способствовать защите национальной промышленности от
иностранной конкуренции и защите доходов малообеспеченных слоев населения от
обесценения. Однако, Банку России не удается полностью нейтрализовать
инфляционные последствия сдерживания роста курса рубля, а протекционистский эффект
его мер небесспорен. Представляется, что ЦБ РФ, по-видимому, намерен отойти от
приоритетов политики сдерживания укрепления рубля по отношению к бивалютной
корзине и дополнительно использовать инструмент регулирования
процентной ставки по краткосрочным депозитам, и, как следствие, возможно, по
некоторым видам кредитов.
• Это, в конечном счете, может снизить рост
денежной массы и, следовательно, как предполагается, противодействовать росту
цен. Повышение Банком России процентных ставок выступает, таким образом, лишь
как новая форма проводившейся ранее ограничительной денежно-кредитной политики,
о недостатках которой говорилось выше.
Эти недостатки могут проявиться со всей
остротой, в особенности, в том случае, если предпринимаемые шаги по повышению
процентных ставок негативно отразятся на издержках предприятий, работающих с
заемными средствами, т.е. окажут отрицательное воздействие на совокупное
предложение.
Среди
возможных мотивов отказа от прежних приоритетов можно также упомянуть возможные
положительные эффекты укрепления рубля:
- снижение стоимости импортного оборудования
для российских предприятий;
- рост
инвестиционной привлекательности России в результате повышения выраженной в
иностранной валюте прибыльности от вложений капитала и т.д.
Заключение.
В данной работе, мне хотелось
показать основные направления денежно-кредитной политики Центрального Банка
Российской Федерации и , что денежно-кредитная политика - один из мощнейших
инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.
Обладая
такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и
операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может оказывать
определяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство - на
реальный национальный продукт, занятость и индекс цен.
Результаты
монетарного регулирования по-разному расцениваются в кейнсианской и
монетаристской теориях, а также в теории рациональных ожиданий. Кейнсианцы
полагают, что дискретная денежно-кредитная политика, уступая фискальной по
силе воздействия, тем не менее эффективна для сглаживания колебаний экономической
активности, цен и занятости. Монетаристы ратуют за введение монетарного
правила и отказ от дискретной денежно-кредитной политики. Приверженцы теории
рациональных ожиданий утверждают, что монетарная политика вообще не оказывает
воздействия на реальный ВНП.
Денежно-кредитная
политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность
внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только
для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для
управления внешнеторговым балансом.
Без верной
денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, экономика не может
эффективно функционировать. На мой взгляд, основной целью развития
банковского сектора на среднесрочную перспективу является повышение
устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского
сектора. Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации
программы социально-экономического развития Российской Федерации на
среднесрочную перспективу (2005—2008 годы), прежде всего преодолению
сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной
диверсификации и реализации конкурентных преимуществ.
Основными задачами развития
банковского сектора являются:
·
усиление
защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
·
повышение
эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по
аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в
кредиты и инвестиции;
·
повышение
конкурентоспособности российских кредитных организаций;
·
предотвращение
использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной
коммерческой деятельности и в противоправных целях;
·
развитие
конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных
организаций;
·
укрепление
доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и
вкладчиков;
·
дедолларизация
экономики;
·
изменение
зависимости экономики от сырьевой базы.
Список литературы
1.
Постановление
Государственной Думы РФ от 22 ноября 2006 года № 3779-4 ГД «Об основных
направлениях единой государственной денежно – кредитной политике на 2007 год».
2.
Вигман С.Л.Финансы, деньги,
кредит в вопросах и ответах.Издательство: Проспект, 2005.
3.
Экономические проблемы
трансформирующейся экономики. Под ред. И.П. Николаевой. М. "Дашков и
Ко", 2006г.
4.
Ершов М. Банковская
система и развитие российской экономики. "Мировая экономика и международные
отношения", 2005г.
5. Ершов М. В. Экономический суверенитет России в глобальной экономике. М., 2005.
6.
Д. Кочергин. Мировой опыт
регулирования в сфере электронных денег. "Мировая экономика и международные
отношения", 2005г.
7.
В.Э. Кроливецкая. Денежно
- кредитная политика в России: анализ угроз. - "Бизнес и банки",
2006г.
8.
А.В. Улюкаев.
Денежно-кредитная политика Банка России: актуальные аспекты. "Деньги и
кредит", 2006г.
9.
О. Рогова. Валютный фактор
экономической динамики. "Экономист", 2005г.
10.
Г. Фетисов. Ставка
рефинансирования и система рыночных процентных ставок. "Мировая экономика
и международные отношения", 2005г.
11.
Левченко Д.В. Система
рефинансирования как приоритетное направление развития денежной политики.
"Деньги и кредит", 2005г.
12.
Г. Фетисов. Условия
достижения полной конвертируемости рубля. "Вопросы экономики" 2006г.
13.
А.А. Суэтин. Тенденции
современного денежного рынка. " Бизнес и банки", 2006г.
14.
А.В. Степыкина. Актуальные
задачи государственной денежно-кредитной политики России. "Финансы и
кредит", 2006г.
15.
Н. Шмелева. Условия
дедолларизации народного хозяйства. " Экономист", 2005г.
18. Веб-сайт Центрального Банка РФ www.cbr.ru-официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации.