Административно-правовой статус управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Гражданское право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    339,72 kb
  • Опубликовано:
    2010-06-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Административно-правовой статус управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Государственный университет управления"

Институт государственного управления и права

Кафедра правового обеспечения управления




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: Административно-правовой статус Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков



СТУДЕНТ

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ








МОСКВА - 2010 г.

Содержание

 

Введение

Глава I. Общая характеристика федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в России

1.1 История создания, цели и задачи ФСКН России

1.2 Структура и задачи Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков

1.3 Взаимодействие государственных органов и организаций по контролю за оборотом наркотических средств

Глава II. Административно-правовое положение управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г.

Москве

2.1 Полномочия Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве

2.2 Основные направления работы Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве

2.3 Нормативно-правовые и организационные аспекты противодействия наркобизнесу

Глава III. Особенности и проблемы регламентации административно-правового статуса управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве

3.1 Наркоситуация в России, прогноз её развития и основные направления противодействия незаконному обороту наркотиков

3.2 Направления усовершенствования административно-правового регулирования деятельности Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение


Трагедией современного социума во всем мире является наркомания, которая влечёт колоссальные негативные последствия, наносит непоправимый урон генофонду человечества. По данным экспертов, в современном обществе 200 миллионов человек имеют опыт употребления наркотиков, 100 миллионов человек употребляют их регулярно, 50 миллионов человек больны наркоманией.

Наркомания представляет собой угрозу, сопоставимую с экологической катастрофой. Это острейшая общенациональная проблема и для всего мира. Особенно тревожит распространение наркомании среди несовершеннолетних и молодежи, значительную часть которой сегодня можно отнести к потерянному поколению, не способному воспроизводить материальные и духовные ценности в усложняющихся условиях существования социума.

Наркомания - большая социальная проблема общества. Незаконное потребление наркотиков продуцирует преступность, разрушает семьи, размывает моральные устои общества, уничтожает будущее нашей нации и подрывает основы государственности. Поэтому борьба с незаконным оборотом наркотиков и распространением наркомании приобретает все большую актуальность. Успех в этом деле возможен только при условии консолидации усилий всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и общества.

Являясь острой социальной проблемой, наркомания привлекает внимание ученых-правоведов и практических работников. Обусловлено это тем, что совершенствование системы мер, направленных на предупреждение и пресечение распространения наркотических средств и психотропных веществ, требует совместных усилий специалистов различного профиля. Исследование современного состояния применения административно-правовых мер, направленных на предупреждение и пресечение несанкционированного распространения наркотических средств и психотропных веществ, показывает, что эти меры еще не в достаточной степени обеспечивают решение задач по повышению активности и эффективности борьбы с наркоманией, недопущению и устранению социально опасных последствий данного явления.

Все вышеуказанное актуализирует тему предлагаемой дипломной работы.

Противодействие незаконному обороту наркотиков - одна из наиболее острых задач, стоящих перед государством и правоохранительными органами, наделенными полномочиями по борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ.

В последние десятилетия наркоситуация в России резко обострилась, немедицинское потребление наркотиков распространилось повсеместно и уже не является проблемой крупных городов и морских портов. По данным социальных исследований, около 4 миллионов россиян пробовали наркотики. Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет. Бурными темпами растет детская и подростковая наркомания, за последние 5 лет количество наркоманов в России возросло примерно в 3,5 раза. В связи с этим борьба с наркотизмом превратилась в одно из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов.

Незаконный оборот наркотиков в России в настоящее время принимает организованный характер. Преступные группы активно налаживают пути беспрепятственной доставки наркотиков не только в крупные города и центры, но и в сельскую местность, вовлекая в процесс немедицинского потребления наркотиков молодежь. Предпринимаемые государственными силовыми структурами меры по противодействию наступлению наркотизму до сих пор не приносят желаемых результатов. Как феномен российской практики борьбы с этим злом можно отметить противодействие наркодельцам со стороны представителей "теневого бизнеса", препятствующих распространению наркотиков в целых регионах России.

Проблема распространения наркомании в Российской Федерации рассматривается как угроза, направленная на все сферы жизнедеятельности, включая национальную безопасность, жизнь и здоровье граждан, морально-нравственные устои общества.

Именно в целях совершенствования государственного управления и реализации государственной политики в области контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года № 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" с 1 июля была упразднена Федеральная служба налоговой полиции России и на ее базе создан Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль России).

Далее Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" служба переименована в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Этот федеральный орган исполнительной власти специально уполномочен на решение задач в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, противодействия их незаконному обороту, он также координирует деятельность иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в этой области.

Его создание - был выход на принципиально иной уровень в решении проблемы наркотизации нашего общества.

В настоящее время этот государственный орган, прежде всего, нацелен на борьбу с организованными преступными группировками, которые формируют наркопотоки и дилерские сети, которые создали механизмы легализации денег, заработанных на наркоторговле. А эти деньги нередко используются для финансирования международного терроризма, что подвергает опасности государственный суверенитет и основы конституционного строя Российской Федерации. На сегодняшний день Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (далее ФСКН) занимает достойное место в системе правоохранительных органов.

Таким образом, указанная проблематика является многозначной и многоаспектной. Все это актуализирует главную цель предлагаемой работы, в которую входят как теоретическое развитие проблемы, связанной с незаконным оборотом наркотиков, так и практическое решение данной проблемы с помощью хорошо отлаженной системы правоохранительных органов под руководством Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Итак, основными направлениями исследования в данной дипломной работе являются рассмотрение административно-правового статуса Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, её основных задач в решении проблем, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также анализ современной наркоситуации в России и направления усовершенствования административно-правового регулирования деятельности УФСКН по контролю за оборотом наркотиков.

Целью данной работы является комплексный анализ правовой базы противодействия незаконному обороту наркотиков и распространению наркомании, деятельности контролирующих и правоохранительных органов, в частности Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве.

Реализация указанной цели обусловила решение в процессе исследования следующих задач:

показать сложившуюся наркоситуацию и динамику наркотизации населения Российской Федерации;

рассмотреть административно-правовой статус, основные задачи, полномочия и структуру управления Федеральной службы г. Москвы по контролю за оборотом наркотиков;

определить место данной организации в системе органов, противодействующих незаконному обороту наркотиков.

показать основные направления усовершенствования административно-правового регулирования деятельности управления Федеральной службы г. Москвы по контролю за оборотом наркотиков;

обобщить проанализированный материал и сделать практические выводы.

Теоретическую основу дипломной работы составили основополагающие положения уголовного, административного права и криминологии. Также использованы положения Конвенции ООН 1988 года о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, материалы Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и другие законодательные акты Российской Федерации, а также ведомственные нормативные правовые акты Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Теоретические, методологические и практические аспекты борьбы с незаконным оборотом наркотиков рассматривались в научных работах советских и российских ученых Сергеева А.Н., Габиани А.А., Гыскэ А.В., Гельдибаева М.Х., Калачева Б.Ф., Майорова А. А, Маланина В. Б, Пятницкой И.Н., Романовой Л.И., Розанова С.А., Кузьминых К.С., Тонкова Е.Е., Гаврилова В.Г., Польщикова В.П. и других.

Результаты исследования в данной дипломной работе могут быть использованы для совершенствования законодательства, в частности, ведомственных нормативных актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов по применению административно-правовых средств борьбы с наркоманией.

Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников. В заключении подводится общий итог всей проделанной работы, выполнению поставленных и раскрытых задач.

Глава I. Общая характеристика федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в России


1.1 История создания, цели и задачи ФСКН России


Рассмотрение любого явления без достаточного изучения накопленного опыта, без знания его истории не будет иметь под собой научного обоснования. Историческая характеристика перемены социально-исторической, общественно-политической жизни любого государства во все времена никогда не начинается с "нуля".

Всякие изменения в жизни происходят на ранее заложенном фундаменте с учетом сформировавшегося образа жизни, обычаев и традиций. Зная прошлое, легче ориентироваться в настоящем, в происходящих событиях, видеть перспективу на будущее.

Нити прошлого объективно тянутся в будущее, какими бы тонкими они ни были, помогают с большей уверенностью оценивать окружающую среду, условия и обстановку, в которых происходят перемены. В этой связи история наркомании и незаконного оборота наркотиков позволяет понять эту проблему в многомерной плоскости и составить о ней объективное представление.

Совершенствование мер борьбы с незаконным оборотом наркотиков невозможно без знания истории теории вопроса, организационных и правовых основ деятельности органов и учреждений, ее осуществляющих.

Документальное подтверждение борьбы с употреблением наркотических средств и психотропных веществ в России начинается с XIX века. До этого времени наблюдалось лишь давление представителей православного духовенства на славянских язычников, использовавших в своих обрядах различные психотропные вещества растительного происхождения.

Исследованию этой темы посвящено много научных трудов, один из наиболее полных - "Наркотики на Руси" Б. Калачева, в котором автор заглянул в самые истоки проблемы. Оказывается, с помощью зелья еще древние славянские жрецы вводили людей в транс, а также излечивали от недугов. Точный его состав сейчас определить трудно. Но по оценкам современных ученых, таких препаратов: галлюциногенных грибов, мхов, трав, ягод - древним волхвам было известно более ста наименований. Известно также, что викинги (варяги) перед боем употребляли в пищу отвар из мухоморов. Яд этих грибов полностью подавлял чувство страха и вызывал у воинов необузданную ярость к врагам.

С введением христианства на Руси язычество ушло в подполье, - православные священники осуществляли выявление и поимку лиц, занимавшихся зельничеством и ведовством. Так в Уставе князя Владимира Святославовича статья 9 запрещает "зельничество", а статья 16 возлагает лечение больных на церковных людей. Изобличенных волхвов могли приговорить к штрафу в пользу церкви, а могли и сжечь на костре. Надо сказать, что жестокие меры по отношению к волхвам не имели поддержки у населения. Постепенно зельничество трансформировалось в народную медицину, использовавшую психотропные вещества, например, в целях обезболивания. В целом же долгое время мак и конопля использовались нашими предками в мирных целях, красивые красные цветы даже были частью национального орнамента. Семена мака употребляли в пищу. Хотя было известно и его снотворное действие. Крестьянки, уходя на полевые работы, иногда давали детям отвар из маковых зерен, чтобы те засыпали и не отвлекали взрослых от страды. Из всем известной конопли вили канаты.

В 1581 году российский монарх и его окружение стали пользоваться услугами английского медика Джеймса Френча, открывшего первую царскую аптеку в Москве. Из Западной Европы британец впервые привез опиум, добываемый англичанами в Индии. Несколько позднее Россия стала закупать это лекарство у Англии оптом, но затем переключилась на прямое приобретение наркотика в странах Востока.

В XVII веке надзорные функции за медициной окончательно перешли от церкви к воеводам, подчиненным Разбойному и Земскому приказам. В следующем столетии Российская империя уже вступила в активные дипломатические сношения с Китаем. А в середине XIX века, когда ее границы расширились и пришли в соприкосновение со странами Востока, при образовании Амурской и Приморской областей, правительство впервые столкнулось с курением опия, и сразу же последовал Указ о его запрещении.

В периоды 1840-1842 и 1856 и 1860 гг. в Китае происходили так называемые "Опиумные войны", ставшие следствием колониальной политики Англии, развязавшей против местного населения настоящий наркогеноцид. Российское правительство заняло в этом вопросе более цивилизованную позицию, запретив несколькими постановлениями экспорт опия в Китай. Вскоре при присоединении к России Туркестана было издано распоряжение и о запрете курения гашиша. По некоторым оценкам, в Средней Азии начала ХХ в. проживало не менее 1 млн. человек, интенсивно злоупотреблявших наркотиками, а контрабандный оборот опия и гашиша переваливал за сотни тонн. Чиновник по особым поручениям П. Григорьев, который специально в течение двух лет исследовал этот вопрос, сделал следующий вывод: "да, проблема есть, но ее разрешение - дело будущего и "это будущее, по всей вероятности, еще не скоро придет... ".  Как мы видим, его слова остаются актуальными и в настоящее время.

В первые годы Советской власти спекуляция наркотиками официально признавалась "самой отвратительной из всех видов спекуляций". Специальным предписанием Совета народных комиссаров от 31 июля 1918 года "О борьбе со спекуляцией кокаином" структурам ВЧК и милиции вменялось в обязанность "беспощадно арестовывать всех этих мерзавцев, наживающих деньги на полном расстройстве жизни и здоровья огромного числа людей". Вместе с тем, в Уголовном кодексе 1922 года еще отсутствовали статьи, предусматривающие ответственность за незаконные действия с наркотиками. Такие дополнения в этот документ были внесены только через 3 года. В соответствии со статьей 140-д, изготовление, хранение и сбыт наркотиков наказывались лишением свободы на срок до 3 лет. А в Уголовном кодексе, принятом 22 ноября 1926 года, уже имелись нормы социальной защиты в виде мер принудительного лечения наркоманов. Дальнейшее упорядочение государственного контроля над оборотом наркотиков внесло Постановление ВЦИК и СНК СССР от 23 мая 1928 г. "О мерах регулирования торговли наркотическими веществами". Статьей 1 указанного Постановления запрещалось свободное обращение в пределах страны кокаина, его солей, гашиша, опия, морфия, героина, дионина и их солей и пантопона.

В советскую эпоху мощным сдерживающим фактором для распространения наркотиков служил так называемый "железный занавес", уклад жизни и идеологический настрой общества. Но уже с конца 60-х годов в СССР стали проявляться признаки ситуации, которую мы имеем сейчас.

Большую и трагическую лепту в распространение наркомании внесли война в Афганистане. Так в 1986 году министром внутренних дел А. Власовым была озвучена официальная цифра - 46 тысяч человек состоят на учете с диагнозом "наркомания". Спустя 4 года, в августе 1990 года, руководитель Главного управления уголовного розыска МВД СССР Н. Хромов назвал уже другую, значительно большую цифру - 1,5 миллиона человек, причем, по данным специалистов, более половины наркотиков, находившихся в незаконном обороте в России, производились за ее пределами. Это был один из негативных результатов политики открытости страны для международного сообщества.

Важный этап распространения наркомании с Востока на территорию нашей страны связан с развалом Советского Союза и массовой миграцией беженцев и переселенцев стран СНГ.

Начало становления органов и учреждений, противодействующих незаконному обороту наркотиков (НОН), относится к 1918 году с предписания СНК РСФСР о борьбе со спекуляцией кокаином. В это время в ВЧК организуется подотдел по борьбе со спекуляцией кокаином (наркотиками) в составе отдела по борьбе со спекуляцией. В структуре НКВД подобное подразделение не создавалось, хотя функции борьбы с незаконным оборотом наркотиков возлагались на уголовный розыск.

По предложению ВЦИК и СНК 9 апреля 1924 года Президиумом Госплана СССР создается специальная Комиссия для организации борьбы с незаконным распространением наркотиков. В протоколе заседания Президиума Госплана зафиксировано: "Признать целесообразным организовать в Госплане при секции Внешней торговли комиссию по выяснению мер борьбы с производством и распространением опиума и других наркотических веществ с участием представителей от Народного Комиссариата Земледелия, Народного Комиссариата Здравоохранения, УПЭУ ВСНХ, Народного Комиссариата Внешней Торговли и Народного Комиссариата Иностранных Дел".

По ходатайству Центрального Административного Управления НКВД РСФСР к заседаниям Комиссии регулярно привлекались представители милиции. Вместе с другими членами Комиссии специалисты из НКВД принимали участие в разработке антинаркотических законодательных актов, решению иных ответственных вопросов в данной сфере.

В 1935 году эта Комиссия, по-видимому, оказалась реформирована. По крайней мере, нам известно постановление СНК СССР от 29 июля 1935 г. "О возложении на Всесоюзную государственную инспекцию при СНК СССР наблюдения и контроля за оборотом в СССР опиума и других наркотических веществ". Таким образом, уже в 30-е годы в стране функционировали межведомственные государственные структуры, прямо отвечающие за наркоситуацию в стране.

Позднее, в 1937 году, с образованием службы по борьбе с хищениями социалистической собственности (БХСС) линию борьбы с наркобизнесом стали главным образом доверять этой организационной структуре милиции, так как в незаконном обороте в основном преобладали наркотикосодержащие лекарственные препараты. Но и с других оперативных аппаратов НКВД, МГБ, МВД СССР раскрытие преступлений, связанных с наркотиками, не снималось.

Очередной взрыв наркопроблемы после гражданской войны пришелся на вторую половину 50-х годов. В этот период УВД Омской области создает на базе аппарата уголовного розыска мобильную оперативно-служебную группу (ОСГ). В ее состав вошли: 7 оперуполномоченных уголовного розыска (УР), один оперуполномоченный ИТУ, 4 оперуполномоченных органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ), один следователь и члены КООД. За шесть лет ее существования эти специалисты обезвредили 300 преступных организованных групп. Итогом работы указанной ОСГ стал актуальный и для наших дней вывод: с незаконным оборотом наркотиков можно успешно бороться только на корпоративной внутриведомственной и межведомственной основе.

Специальным распоряжением Министерства охраны общественного порядка (МООП) РСФСР 18 января 1963 года лидирующей службой милиции в этой сфере определяется уголовный розыск, где создается специальное отделение в отделе по борьбе с преступлениями против жизни и здоровья граждан. Спустя 10 лет, 7 июля 1973 года на базе этого отделения создается самостоятельный отдел по борьбе с наркоманией УУР МВД СССР со штатной численностью 6 человек. В органах внутренних дел этой проблемой занимались тогда 282 сотрудника. В борьбе с незаконным оборотом наркотиков аппараты уголовного розыска с 1963 года. признаются ведущими. Они наделяются функциями выявления крупных сбытчиков наркотиков, организуют взаимодействие с оперативными аппаратами ИТУ, следствием, государственными учреждениями, общественными организациями, средствами массовой информации и т.д.

Вместе с тем проблема наркомании в стране к середине 80-х годов значительно обостряется, растет торговля наркотиками, увеличивается число лиц, злоупотребляющих ими. Последующие 10 лет не внесли серьезных изменений в активизацию борьбы с НОН.

Начиная с 1986 года намечаются кардинальные перемены в деятельности МВД СССР по противодействию незаконному обороту наркотиков. Численность сотрудников отдела по борьбе с наркоманией в структуре ГУУР увеличивается до 12 человек, а общее число этих специалистов в подразделениях министерства и его региональных органах составило 409 человек.

В результате принимаемых мер со стороны властных структур, правоохранительных органов и органов здравоохранения, других министерств и ведомств в 1987-1989 годах наступает некоторая стабилизация этого явления. Однако к началу девяностых годов "мода" на наркотики в России усиливается. Социально-экономические условия жизни граждан также толкают многих на путь потребления наркотических средств, наркобизнес становится прибыльным и начинает расширяться не только на национальном уровне, но и на международном. В 1988 году впервые в истории советских правоохранительных органов нормативно унифицируются теория и практика внутриведомственного взаимодействия органов внутренних дел по предупреждению и пресечению незаконного оборота наркотиков. В МВД СССР в 1989 году отдел ГУУР по борьбе с наркотиками реорганизуется в 3-е Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и преступлениями, связанными с иностранными гражданами. Два из трех отделов указанного управления специализируются на проблеме наркотиков. В 1990 году по инициативе данного управления утверждается научно-практическая программа комплексного межведомственного взаимодействия с распределением обязанностей каждого соисполнителя этого документа.

В 1990 году за счет штатной численности ГУУР и ГУБХСС МВД СССР создается Управление по борьбе с распространением наркомании ГУУР МВД СССР. В его структуре, помимо двух центральных, формируются еще семь межрегиональных отделов по борьбе с наркобизнесом, подчиненные непосредственно МВД СССР. Основные функции управления вошли, например, такие, как организация работы с межрегиональными подразделениями, международное взаимодействие, научное обеспечение оперативно-служебных задач.

Таким образом, в 1990 году в МВД СССР создается определенная система борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков, организационно и структурно функционально адекватная внутриведомственному, межведомственному и международному направлениям работы. В целом задача борьбы с незаконным оборотом наркотиков по-прежнему возлагалась на подразделения уголовного розыска.

В ноябре 1991 года это подразделение милиции выводится из-под юрисдикции ГУУР МВД СССР. Вместо прежнего управления образуется Бюро по контролю за незаконным оборотом наркотиков МВД СССР, которое становится самостоятельной отраслевой службой. Четвертое Бюро (таково его условное наименование) получает полномочия и соответствующие обязанности в области контроля над легальным оборотом наркотиков и борьбы с незаконным оборотом наркотиков, движением прекурсоров, используемых при изготовлении наркотических средств, а также решает определенные задачи в борьбе с контрабандой наркотиков, приобретает возможность создания единого компьютерного банка оперативных данных, наделяется иными не менее важными функциями. Приказом МВД СССР № 409 от 6 декабря 1991 г. штатная численность Бюро была установлена в количестве 50 человек. С этого момента и начинается отсчет времени рождения отраслевой службы криминальной милиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

После неудавшейся попытки объединения МВД и ФСК в Министерство внутренних дел и безопасности Российской Федерации Бюро сливается с отделом Управления по борьбе с наркоманией УУР МВД РСФСР. На базе этих двух организационных структур в 1994 году образуется существующее ныне Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД России.

Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УБНОН) МВД России не только руководит деятельностью аналогичных подразделений на местах, но и разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами единую стратегию борьбы с незаконным оборотом наркотиков, осуществляет планирование этой работы и принимает меры противодействия распространению наркомании. Управление осуществляет организационно-методическое руководство и координацию деятельности всех органов внутренних дел по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, занимается разоблачениям особо опасных преступных групп, специализирующихся на распространении наркотиков, располагающих межрегиональными и международными связями, а также обеспечивает выполнение международных обязательств по контролю за оборотом наркотиков и организует сотрудничество со специализированными подразделениями стран СНГ и других государств в этой сфере.

Начиная с 1997 года в структуре наркорынка начинают происходить качественные изменения. Резко стала увеличиваться доля высококонцентрированных синтетических и полусинтетических наркотиков. Доля изъятия героина, в целом по России, увеличилось с 2% до 56%.

В мае 1998 года межведомственным приказом МВД, ГТК, ФСБ и ФПС России образуется Центр межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России (на правах Управления). Это новое организационное образование непосредственно подчиняется УБНОН МВД России. Наконец, приказом МВД России в апреле 2000 года создается Оперативно-розыскная часть МВД России также курируемая УБНОН МВД России.

К сожалению, только в 1998 году был принят Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", содержащий нормы, предусматривающие формирование самостоятельного, специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Этим была заложена законодательная основа для создания Госнаркоконтроля России.

Таким образом, современными вехами организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Российской Федерации являются:

6 декабря 1991 года - в структуре криминальной милиции МВД создано бюро по контролю за незаконным оборотом наркотиков.

10 февраля 1992 - бюро по контролю за незаконным оборотом наркотиков криминальной милиции МВД преобразовано в Управление по незаконному обороту наркотиков МВД России.

1998 год - принят Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", которым вводились нормы, предусматривающие формирование самостоятельного, специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

11 марта 2003 года - Президентом России подписан Указ № 306. Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при МВД России преобразован в самостоятельную правоохранительную структуру с использованием материально-технического обеспечения расформируемой Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.

1 июля 2003 года - Госнаркоконтроль России начинает свою деятельность.

Решение о создании новой федеральной структуры по борьбе с наркотиками было принято 24 сентября 2002 года на заседании Госсовета Российской Федерации, специально посвященном борьбе с наркотиками.11 марта 2003 года Владимир Путин подписал пакет указов, в результате которых упразднил Федеральную службу налоговой полиции, Федеральное агентство правительственной связи и информации, и передал функции ФПС в ведение ФСБ. Наследником ФСНП и стала новая структура.

Потом Госнаркоконтроль ненадолго был переименован в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, пока эта силовая структура не получила своего нынешнего наименования - Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков.

По этому же указу предельная численность ФСКН и ее территориальных органов была определена в 40 тыс. сотрудников, а штат центрального аппарата - 1400 человек. Сотрудники ФСКН носят специальные звания - офицеров полиции.

28 июля 2004 года Президентом России подписан Указ № 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" в соответствии с которым Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ реорганизована (в составе федеральной службы созданы 10 департаментов по направлениям работы, Управления по федеральным округам введены в состав Департамента организационно-региональной деятельности) и переименована в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) .

Слияние кадровых потенциалов налоговой полиции, сотрудников органов внутренних дел и других специализированных ведомств позволило создать реально действующую государственную структуру, вставшую на пути наркобизнеса. В течение предельно короткого времени руководству Федеральной службы удалось создать сплоченный и эффективный коллектив наркополицейских. Наркотеррору, который реально угрожал национальной безопасности нашей страны, был дан решительный отпор.

Создание ФСКН России - это ответ государства на те вызовы, которые в 90-х годах прошлого века были брошены международной наркомафией нашей стране. Масштабы незаконного оборота наркотиков и их немедицинского потребления стали серьезной угрозой здоровью нации, социально-политической и экономической стабильности и в целом безопасности государства.

Перед органами наркоконтроля были поставлены задачи - остановить наркоагрессию, коренным образом изменить стратегию борьбы с наркобизнесом и выстроить новую государственную антинаркотическую политику.

18 октября 2007 года Указом Президента России образован Государственный антинаркотический комитет. Его деятельность позволит эффективнее реализовывать необходимые меры по организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков, активнее совершенствовать нормативные правовые акты в этой сфере, а также обеспечит возможность согласованного и оперативного решения наиболее важных вопросов по разработке и реализации антинаркотических программ, научно-методическому обеспечению антинаркотической работы, профилактике наркомании.

В рамках государственной стратегии борьбы с незаконным оборотом наркотиков деятельность ФСКН России по-прежнему будет направлена на выявление организованных форм наркопреступности, пресечение тяжких и особо тяжких преступлений, связанных со сбытом и контрабандой наркотиков, отмыванием преступных доходов.

1.2 Структура и задачи Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков


Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков является федеральным органом исполнительной власти. Ее назначение в том, чтобы решать вопросы и проблемы, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, противодействовать их незаконному обороту, а также координировать деятельность других органов исполнительной власти в этой области. Федеральная служба РФ по наркоконтролю призвана осуществлять правоохранительную деятельность по обеспечению законности применения и использования наркотических средств и психотропных веществ на территории России гражданами, юридическими лицами и специальными учреждениями.

Основные задачи Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков можно разделить на две группы.

К первой группе относятся задачи, направленные на выявление, предупреждение, пресечение и расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Ко второй группе относятся задачи, направленные на координацию деятельности, разработку государственной политики в области оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Основные задачи первой группы:

1. Обеспечивать контроль в пределах своей компетенции за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществлять меры по противодействию их незаконному обороту.

2. Выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать преступления, отнесенные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности органов ФСКН России.

Основные задачи второй группы:

1. Координировать деятельность органов исполнительной власти по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

2. Участвовать в разработке и реализации государственной политики в области оборота наркотических средств и психотропных веществ и противодействию их незаконному обороту.

3. Создать и вести единый банк данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств и психотропных веществ и противодействия их незаконному обороту.

4. Осуществлять в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействие и информированный обмен с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, а также представлять интересы Российской Федерации в международных организациях по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

Поставленные перед Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков задачи решаются через выполняемые ею функции, которые она обязана осуществлять.

ФСКН России и его территориальные органы составляют единую систему органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией России и федеральными законами руководит деятельностью ФСКН России. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России координирует деятельность ФСКН России.

ФСКН России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и Положением о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков России.

ФСКН России возглавляет директор в ранге федерального министра. Директор ФСКН России, его первые заместители и заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Директор ФСКН России имеет первых заместителей и заместителей, в том числе статс-секретаря - заместителя директора. Директор образует коллегии в органах ФСКН России и утверждает их состав (18 человек). В состав коллегии входят директор ФСКН России (председатель коллегии), заместители директора, а также руководящие работники органов ФСКН России. Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов ФСКН России и принимает по ним решения. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов и оформляются приказами ФСКН России.

Структуру центрального аппарата ФСКН России составляют департаменты по основным направлениям деятельности. В основе структуры ФСКН России лежит устройство Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которое включало в себя:

Главное оперативное управление.

Главное управление по контролю за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Главное организационно-аналитическое управление.

Главное следственное управление.

Управление собственной безопасности.

Управление международного сотрудничества.

Управление специального назначения.

Управление кадров.

Управление межведомственного взаимодействия в сфере профилактики.

Управление режима и информационной безопасности.

Информационно-техническое управление.

Управление общественных связей.

Управление делами.

Правовое управление.

Финансово-экономическое управление.

Организационно-мобилизационное управление.

Отдел дознания и административной практики.

Правоохранительная служба в органах по контролю за оборотом наркотиков является видом государственной службы граждан Российской Федерации. Сотрудниками органов ФСКН России являются граждане, проходящие службу в органах ФСКН России, которым в порядке, установленном Положением, присваиваются специальные звания. Гражданам, принятым на службу в органы ФСКН России, присваиваются специальные звания, начиная от прапорщика до генерала полиции.

На службу в органы ФСКН России имеют право поступать граждане, достигшие возраста 20 лет, но не старше 40 лет, владеющие русским языком, способные по своим личным и деловым качества, имеющемуся профессиональному образованию и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на органы ФСКН России. Сотрудникам, являющимся близкими родственниками или состоящим между собой в родственных отношениях (супруги, братья, сестры, родители или дети супругов), запрещается проходить службу в одном и том же органе ФСКН России, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Сотрудник не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Для гражданина, впервые поступающего на службу в органы ФСКН России, может устанавливаться испытание продолжительностью от трех до шести месяцев, в зависимости от уровня его профессиональной подготовки и должности, на которую он назначается. В этом случае гражданин назначается на соответствующую должность стажером без присвоения ему специального звания и заключения контракта о прохождении службы в органах ФСКН России. С гражданами, прошедшими испытательный срок, заключается контракт в письменной форме сроком на один год, три года или пять лет. В контракте предусматривается ответственность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств. Невыполнение сторонами взятых на себя обязательств является основанием для расторжения контракта по инициативе одной из сторон до истечения срока его действия. Гражданин, принятый на службу в органы ФСКН России, не позднее чем через два месяца со дня присвоения ему первого специального звания принимает присягу.

Для определения уровня профессиональной подготовки сотрудников и их соответствия занимаемой должности проводится аттестация.

Аттестация сотрудников проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. За добросовестное исполнение должностных обязанностей к сотрудникам могут применяться поощрения. За нарушение служебной дисциплины на сотрудников могут налагаться дисциплинарные взыскания. Служба в органах госнаркоконтроля прекращается в случае увольнения сотрудника.

На сегодняшний день основными задачами ФСКН являются:

Обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту,

Выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством РФ соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля),

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту,

Участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту,

Создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимися оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту,

Осуществление в соответствии с международными договорами РФ взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов РФ по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях.

1.3 Взаимодействие государственных органов и организаций по контролю за оборотом наркотических средств


Как уже было отмечено выше, начиная с 2003 года, в Российской Федерации реализуется комплекс антинаркотических мер социального, экономического, медицинского, правового, психологического и административного характера, направленных на оздоровление наркоситуации. Одной из таких мер стало создание ФСКН России. Новое правоохранительное ведомство нанесло существенный урон наркодельцам.

Усилиями органов наркоконтроля с июля 2003 года по октябрь 2009 года выявлено более 323 тысяч преступлений; пресечена деятельность свыше 36 тысяч преступных групп и сообществ; ликвидировано около 10 тысяч наркопритонов; проведено более 360 международных полицейских операций. За этот период российской наркополией изъято из незаконного оборота более 166 тонн наркотических средств и психотропных веществ, в том числе около 7 тонн героина, около 145 тонн марихуаны и гашиша, почти 3 миллиарда условных средних разовых доз синтетических наркотиков.

К уголовной ответственности привлечены свыше 123 тысяч участников наркоторговли. В результате принятых мер удалось стабилизировать наркоситуацию в стране, однако она по-прежнему остается весьма напряженной. Об этом свидетельствует изменение динамики роста количества больных с диагнозом "наркомания" по стране. Если в период с 1991 года по 1996 год ежегодный прирост количества наркобольных в России составлял в среднем 21%, с 1997 года по 2002 год - 26%, то за последние три года рост отмечался только в десятых долях процента, т.е. негативная динамика наркоситуации не отмечается. В то же время использование только правоохранительнрого ресурса не способно коренным образом переломить ситуацию с распространением наркотиков и их потреблением.

В связи с этим в целях дальнейшего оздоровления наркоситуации, повышения эффективности борьбы с наркопреступностью и активизации профилактической работы Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" от 20 октября 2007 г. образован Государственный антинаркотический комитет.

При сохранении за ФСКН России правоохранительных и координирующих полномочий в сфере борьбы с наркопреступностью новый орган, консолидируя имеющиеся государственные ресурсы, призван обеспечить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на качественно ином, более высоком уровне.

Директор ФСКН России, в соответствии с Указом, является председателем Государственного антинаркотического комитета. Его заместителями определены министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации и заместитель директора ФСКН России - руководитель аппарата Государственного антинаркотического комитета.

В состав Комитета включены помощник Президента РФ - начальник Контрольного управления Президента РФ, заместители Председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания РФ, руководители более 20 министерств и ведомств страны, в том числе МВД, Минкультуры, Мининформсвязи, Минобрнауки, Минтранса, Минэкономразвития, ФСБ, ФТС, ФМС, ФСИН, Росздравнадзора, Роскультуры, Росспорта, Росфинмониторинга, заместитель Секретаря Совета Безопасности. В результате выстраивается стройная система координации федеральных органов исполнительной власти с механизмами принятия обязательных для исполнения решений и контроля за их исполнением. При создании Государственного антинаркотического комитета и новом построении противодействия наркоугрозе учтен опыт функционирования Национального антитеррористического комитета, показавшего свою эффективность в подавлении терроризма, с которым по многим характеристикам сопоставима современная наркопреступность, а также международный опыт создания и работы аналогичных государственных структур, решающих вопросы противодействия наркопреступности и профилактики наркомании.

Основными задачами Государственного антинаркотического комитета являются:

подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, по совершенствованию законодательства в этой области;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями;

разработка мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков, в том числе на профилактику этого оборота, а также на повышение эффективности реализации федеральных целевых программ в указанной сфере;

участие в международном сотрудничестве по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков.

представление ежегодных докладов Президенту Российской Федерации о деятельности Комитета.

Государственный антинаркотический комитет, решая поставленные задачи, наделен правом принятия решений по вопросам деятельности федеральных органов исполнительной власти и осуществления контроля за их исполнением, уполномочен заслушивать на своих заседаниях должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов федерации и давать оценки эффективности их работы.

Одновременно, в соответствии с Указом, образуются региональные антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотиков.

Председателями региональных антинаркотических комиссий по должности являются руководители субъектов федерации, заместителями - начальники соответствующих территориальных органов ФСКН России. В состав антинаркотических комиссий включены главные федеральные инспекторы по субъектам федерации, начальники территориальных органов МВД, ФСБ, ФТС, руководители органов здравоохранения, образования. По решению председателя в состав антинаркотической комиссии могут включаться и иные должностные лица федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Контроль за деятельностью этих комиссий возлагается на Государственный антинаркотический комитет, который уполномочен принимать решения, являющиеся обязательными для региональных антинаркотических комиссий. Таким образом, обеспечивается реализация единой антинаркотической стратегии на федеральном и региональном уровнях.

Основными задачами антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации являются:

участие в реализации на территории субъекта федерации государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков;

подготовка предложений по совершенствованию законодательства в этой области;

координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъекта федерации по противодействию незаконному обороту наркотиков, организация их взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями;

разработка мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков, в том числе на профилактику наркомании и наркопреступности, повышение эффективности реализации региональных целевых программ в этой области, социальную реабилитацию граждан, больных наркоманией;

сотрудничество с органами власти других субъектов федерации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;

анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотиков;

подготовка и представление ежегодных докладов Государственному антинаркотическому комитету о результатах деятельности комиссии.

Установленные Указом единообразные структура и функции комиссий по противодействию незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими в субъектах Российской Федерации, а также их подотчетность Комитету, создают четкую вертикаль руководства, координации и контроля за деятельностью в антинаркотической сфере на всей территории страны.

Работа Комитета и комиссий в субъектах Российской Федерации позволит вывести вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков на более высокий уровень организации, обеспечить реализацию государственной антинаркотической политики по комплексному регулированию контроля за оборотом наркотиков, а также эффективнее решать вопросы профилактики правонарушений в этой области, лечения и социальной реабилитации больных наркоманией лиц, координировать деятельность в указанной сфере компетентных государственных органов как федерального, так и регионального уровней, обеспечить их взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Новый порядок построения работы призван существенно повысить эффективность реализации антинаркотической политики, обеспечить значительное сокращение уровня наркотизации населения, выстроить сбалансированную систему противодействия наркоугрозе, сочетающую правоохранительные, контрольные, профилактические, медицинские и реабилитационные меры.

В заключении можно изложить предложения по совершенствованию государственного управления в области организации работы по обеспечению наркологической безопасности на уровне федерального округа.

1. В рамках организации работы по обеспечению наркологической безопасности необходимо формирование как на окружном уровне, так и в субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах округа, специализированных подразделений по координации антинаркотической работы, обратив особое внимание на уровень подготовки соответствующих должностных лиц. Без решения данных организационных вопросов все попытки проведения объективной и, тем более - оперативной, информационно-аналитической и координационной работы в области обеспечения наркологической безопасности вряд ли будут успешными.

2. Необходимо образовать центры мониторинга наркоситуации. Это является минимально необходимым условием для того, чтобы переломить на протяжении десятилетий доминирующий в организации антинаркотической работы отраслевой принцип планирования (см. Приложение 2).

Для обеспечения формирования государственной системы мониторинга предусматривается разработка комплекса мероприятий, направленных на:

создание методического аппарата проведения исследований наркоситуации;

подготовку и повышение квалификации кадров для проведения исследований;

определение системы критериев, показателей и целевых индикаторов медико-социологического и криминологического характера, обеспечивающих единый подход к оценке результатов исследования наркоситуации;

совершенствование системы учета лиц, потребляющих наркотики, в том числе больных наркоманией, смертности населения от интоксикации наркотиками и последствий их потребления;

внедрение межведомственных и международных информационных ресурсов;

выделение из федерального, региональных и местных бюджетов ассигнований для обеспечения проведения исследований.

Механизм функционирования системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации базируется на создании организационных структур, представляющих собой центры мониторинга с единой системой сбора, обработки и обобщения информации.

Дальнейшее развитие системы мониторинга заключается в расширении источников получения информации за счет расширения круга организаций, участвующих в мероприятиях, связанных с мониторингом наркоситуации в стране и ее отдельных регионах, включая компетентные органы зарубежных государств, международные неправительственные организации, общественные и религиозные организации, а также в совершенствовании методического аппарата проведения исследований, в том числе по определению латентной составляющей наркопотребления.

Система мониторинга наркоситуации сама по себе не решает главного вопроса организации управления антинаркотической работой. Даже проведенный на высоком профессиональном уровне анализ наркоситуации останется лишь хорошим аналитическим документом. Чтобы на основе данных мониторинга принимать и реализовывать правильные управленческие решения, необходимо создать на окружном уровне специализированные подразделения и назначить на соответствующие должности профессионалов. Этим подразделениям необходимо дать соответствующие полномочия.

Глава II. Административно-правовое положение управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г.

Москве


2.1 Полномочия Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве


Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков - не только субъект оперативно-розыскной деятельности, но и координатор всех государственных программ в сфере борьбы с распространением наркотиков. Она призвана объединить усилия власти и общества, медицины и образования в интересах выработки эффективного механизма профилактики наркомании и противодействия ее распространению в нашей стране.

ФСКН России - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их обороту.

ФСКН <#"1.files/image001.gif">

Служба по контролю за легальным оборотом наркотиков

 

Основной целью работы Службы по контролю за легальным оборотом наркотиков является предупреждение незаконного изъятия из легального оборота лекарственных средств, содержащих наркотики. В связи с чем данное структурное подразделение:

организует и проводит оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере легального оборота наркотических средств и психотропных веществ;

участвует в разработке и реализации предложений по совершенствованию государственной политики в области легального оборота наркотических средств и психотропных веществ;

организует и осуществляет контроль за деятельностью по выдаче разрешений (лицензий) на использование объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства наркотических средств, психотропных, ядовитых, сильнодействующих веществ и прекурсоров.

Служба состоит из отделов, которые работают по линиям:

Раскрытие преступлений, связанных с контрабандой наркосодержащих препаратов и прекурсоров;

Раскрытие преступлений насильственного характера, связанных с подделкой документов в сфере легального оборота наркотиков и должностных преступлений, связанных с наркотиками и их прекурсорами;

Контроль за ввозом и вывозом наркотиков;

Контроль за производством, распределением и реализацией наркотиков;

Обеспечение лицензирования деятельности, связанной с наркотиками, осуществление контроля за состоянием объектов федерального, регионального и городского значения, используемых при разработке, производстве, изготовлении, переработке, хранении, перевозке, пересылке, отпуске, реализации, распределении, приобретении, и уничтожении наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых ограничен и контролируется в соответствии с законодательством;

Обработка и анализ оперативной информации.

Отдел межведомственного взаимодействия в сфере профилактики

Отдел межведомственного взаимодействия в сфере профилактической деятельности по предупреждению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров является головным подразделением в структуре Управления в сфере профилактической деятельности по предупреждению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Данное структурное подразделение:

вырабатывает меры по укреплению межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти г. Москвы в сфере профилактической деятельности по предупреждению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также незаконного оборота таких средств, веществ и их прекурсоров на основе анализа, оценки состояния, прогноза развития ситуации в сфере профилактической деятельности по предупреждению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также незаконного оборота таких средств, веществ и прекурсоров в г. Москве;

организует межведомственное взаимодействие соответствующих подразделений органов исполнительной власти г. Москвы в сфере профилактической деятельности по предупреждению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также незаконного оборота таких средств, веществ и их прекурсоров;

разрабатывает и вносит предложения по совершенствованию методики оценки эффективности профилактической деятельности по предупреждению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также незаконного оборота таких средств, веществ и их прекурсоров;

участвует в разработке и внедрении в практику деятельности подразделений Управления методов (способов) осуществления профилактической деятельности по предупреждению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также незаконного оборота таких средств, веществ и их прекурсоров.

Оперативная служба.

Оперативная служба является структурным подразделением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Управления по г. Москве и состоит из девяти отделов.

В своей деятельности Служба руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" <#"1.files/image002.jpg">

Описание флага Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков


Темно-синее прямоугольное полотнище с Государственным флагом Российской Федерации в крыже. В правой половине полотнища, ближе к его нижнему краю, - эмблема Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Отношение ширины флага к его длине - один к полутора. Отношение площади крыжа к площади флага - один к четырем. Отношение высоты эмблемы к ширине флага - один к двум.

Приложение 2

 

Схема управления наркотической ситуацией в субъекте Федерации


Приложение 3

О крупном и особо крупном размере наркотических средств и психотропных веществ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 ФЕВРАЛЯ 2006 Г. N 76 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРУПНОГО И ОСОБО КРУПНОГО РАЗМЕРОВ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СТАТЕЙ 228, 2281 И 229 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. № 76

КРУПНЫЙ И ОСОБО КРУПНЫЙ РАЗМЕРЫ наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации

 Наименование

Крупный размер (граммов свыше)

Особо крупный размер (граммов свыше)

СПИСОК наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I)

Наркотические средства

Аллилпродин

0,5

2,5

Альфамепродин

0,5

2,5

Альфаметадол

0,5

2,5

Альфа-метилфентанил

0,0002

0,001

Альфа-метилтиофентанил

0,0002

0,001

Альфапродин

0,5

2,5

Альфацетилметадол

0,5

2,5

Анилэридин

0,01

0,05

Ацетил-альфаметилфентанил

0,0002

0,001

Ацетилгидрокодеин

0,5

2,5

Ацетилированный опий

0,5*

5*

Ацетилкодеин

0,5

2,5

Ацетилметадол

0,5

2,5

Ацеторфин

0,0001

0,0005

БДБ [L - (3,4-метилендиоксифенил) - 2-бутанамин]

0,5

2,5

Безитрамид

0,1

0,5

Бензетидин

0,05

0,25

Бензилморфин

0,5

2,5

Бета-гидрокси-3-метилфентанил

0,002

0,01

Бета-гидроксифентанил

0,002

0,01

Бетамепродин

0,5

2,5

Бетаметадол

0,5

2,5

Бетапродин

0,5

2,5

Бетацетилметадол

0,5

2,5

Гашиш (анаша, смола каннабиса)

2

25

Героин (диацетилморфин)

0,5

2,5

Гидрокодон

0,5

2,5

Гидрокодона фосфат

0,5

2,5

N-гидрокси-МДА

0,5

2,5

Гидроморфинол

0,5

2,5

Гидроморфон

0,5

2,5

Дезоморфин

0,5

2,5

Диампромид

0,5

2,5

Диацетилморфин (героин)

0,5

2,5

Дигидроморфин

0,5

2,5

Дименоксадол

0,5

2,5

N-Диметиламфетамин

0,5

2,5

Димепгептанол

0,5

2,5

Диметилтиамбутен

2,5

Диоксафетил бутират

0,1

0,5

Дипипанон

0,01

0,05

Дифеноксин

0,1

0,5

Диэтилтиамбутен

0,5

2,5

ДМА (d,L - 2,5-диметокси-альфа-метил-фенил-этиламин)

0,5

2,5

ДМГП (диметилгептилпиран)

0,02

0,1

ДМТ (диметилтриптамин)

0,5

2,5

ДОБ (d,L - 2,5-диметокси-4-бром-амфетамин)

0,01

0,05

ДОХ (d,L - 2,5-диметокси-4-хлор-амфетамин)

0,01

0,05

ДОЭТ (d,L - 2,5-диметокси-4-этил-амфетамин)

0,01

0,05

Дротебанол

0,5

2,5

ДЭТ (N,N-диэтилтриптамин)

0,5

2,5

Изометадон

0,5

2,5

Каннабис (марихуана)

6*

100*

Кат

100*

1000*

Кетобемидон

0,01

0,5

Клонитазен

0,0002

0,001

Кодоксим

0,5

2,5

Кокаиновый куст (растение любого вида рода Erythroxylon)

1000

5000

Кустарно изготовленные препараты из эфедрина или из препаратов, содержащих эфедрин

0,5*

10*

Кустарно изготовленные препараты из псевдоэфедрина или из препаратов, содержащих псевдоэфедрин

0,5*

10*

Левометорфан

0,5

2,5

Левоморамид

0,5

2,5

Леворфанол (леморан)

0,5

2,5

Левофенацилморфан

0,5

2,5

Лизергиновая кислота и ее производные

0,001

0,005

d-Лизергид (ЛСД, ЛСД-25)

0,0001

0,005

Лист кока

20*

250*

Маковая солома

20*

500*

Масло каннабиса (гашишное масло)

0,4*

5*

МБДБ [N-метил-1- (3,4-метилендиоксифенил) - 2-бутанамин]

0,5

2,5

МДА (тенамфетамин)

0,6

3

МДМА (d,L-3,4-метилендиокси-N-альфа-диметил-фенил-этиламин)

0,6

3

3-Моноацетилморфин

0,5

2,5

6-Моноацетилморфин

0,5

2,5

Мескалин

0,5

2,5

Метадон

0,5

2,5

d-Метадон

0,5

2,5

L-Метадон

0,5

2,5

Метадона промежуточный продукт (4-циано-2-диметиламино - 4,4-дифенилбутан)

0,5

2,5

Метазоцин

2

10

Метамфетамин

0,3

2,5

Метилдезорфин

0,5

2,5

Метилдигидроморфин

0,5

2,5

3-метилтиофентанил

0,0002

0,001

3-метилфентанил

0,0002

0,001

N-метилэфедрон

0,2

1

Метопон

0,5

2,5

Мирофин

0,5

2,5

Млечный сок разных видов мака, не являющихся опийным или масличным маком, но содержащих алкалоиды мака, включенные в списки наркотических средств и психотропных веществ

0,5*

5*

ММДА (2-метокси-альфа-4-метил - 4,5- (метилендиокси) - фенетиламин)

0,5

2,5

Морамида, промежуточный продукт (2-метил-3-морфолин-1,1-дифенил-пропан-карбоновая кислота)

0,5

2,5

Морферидин

0,5

2,5

Морфин метилбромид

0,5

2,5

Морфин-N-окись

0,5

2,5

МППП (1-метил-4-фенил-4-пиперидинол пропионат (эфир))

0,5

2,5

Никодикодин

0,5

2,5

Никокодин

0,5

2,5

Никоморфин

0,5

2,5

Норациметадол

0,5

2,5

Норкодеин

0,5

2,5

Норлеворфанол

0,5

2,5

Норметадон

0,5

2,5

Норморфин

0,5

2,5

Норпипанон

0,5

2,5

Оксикодон (текодин)

0,5

2,5

Оксиморфон

0,5

2,5

Опий (в том числе медицинский) - свернувшийся сок опийного или масличного мака

1*

25*

Опийный мак (растение вида Papaver somniferum L)

20*

400*

Орипавин

0,2

1

Пара-флуорофентанил (пара-фторфентанил)

0,0002

0,001

Парагексил

0,05


ПЕПАП (L-фенэтил-4-фенил-4-пиперидинол ацетат (эфир))

0,5

2,5

Петидин

0,5

2,5

Петидина промежуточный продукт А (4-циано-1-метил-4-фенилпиперидин)

0,5

2,5

Пиминодин

0,5

2,5

Плодовое тело (любая часть) любого вида грибов, содержащих псилоцибин и (или) псилоцин

10*

100*

ПМА (4-метокси-альфа-метилфенил-этиламин)

0,01

0,1

Прогептазин

0,5

2,5

Проперидин

0,5

2,5

Пропирам

0,5

2,5

Псилоцибин

0,05

0,25

Псилоцин

0,05

0,25

Рацеметорфан

0,5

2,5

Рацеморамид

0,5

2,5

Рацеморфан

0,5

2,5

Ролициклидин

0,02

0,1

2С-В (4-бром-2,5-диметоксифенетиламин)

0,01

0,5

] 2-амино-1- (2,5-диметокси-4-метил) фенилпропан [СТП (ДОМ)

0,01

0,05

Тебакон

0,5

2,5

Теноциклидин

0,02

0,1

Тетрагидроканнабинол (все изомеры)

0,05

0,25

Тиофентанил

0,0002

0,001

ТМА (d,L-3,4,5-триметокси-альфа-метилфенил-амин)

0,01

0,05

Фенадоксон

0,5

2,5

Фенадон

0,5

2,5

Феназоцин

2

10

Фенампромид

0,5

2,5

Фенатин

0,5

2,5

Фенциклидин

0,02

0,1

Феноморфан

0,5

2,5

Феноперидин

0,5

2,5

Фолькодин

0,5

2,5

Фуретидин

0,5

2,5

Экгонин, его сложные эфиры и производные, которые могут быть превращены в экгонин и кокаин

0,2

1

Экстракт маковой соломы (концентрат маковой соломы)

1*

5*

N-ЭТИЛ-МДА (d,L-N-этил-альфа-метил-3,4- (метилендиокси) - фенетиламин)

0,5

2,5

Этилметилтиамбутен

0,5

2,5

Этициклидин

0,02

0,1

Этоксеридин

0,5

2,5

Этонитазен

0,0001

0,001

Эторфин

0,0001

0,001

Этриптамин

0,5

2,5

Эфедрон (меткатинон)

0,2

2,5

Феноперидин

0,5

2,5

Фолькодин

0,5

2,5

Фуретидин

0,5

Экгонин, его сложные эфиры и производные, которые могут быть превращены в экгонин и кокаин

0,2

1

Экстракт маковой соломы (концентрат маковой соломы)

1*

5*

N-ЭТИЛ-МДА (d,L-N-этил-альфа-метил-3,4- (метилендиокси) - фенетиламин)

0,5

2,5

Этилметилтиамбутен

0,5

2,5

Этициклидин

0,02

0,1

Этоксеридин

0,5

2,5

Этонитазен

0,0001

0,001

Эторфин

0,0001

0,001

Этриптамин

0,5

2,5

Эфедрон (меткатинон)

0,2

2,5

Психотропные вещества

Дексамфетамин

0,2

1

Катин (d-норпсевдоэфедрин)

0,2

1

Катинон (L-альфа-аминопропиофенон)

0,2

1

Левамфетамин

0,2

1

Меклоквалон

0,5

2,5

Метаквалон

1

5

4-метиламинорекс

0,5

2,5

Метилфенидат (риталин)

0,2

1

Изомеры (если таковые определенно не исключены) наркотических средств и психотропных веществ, перечисленных в списке I, в тех случаях, когда существование таких изомеров возможно в рамках данного химического обозначения

крупный и особо крупный размеры, применяемые для соответствующих наркотических средств и психотропных веществ списка I

Стереоизомеры (если таковые определенно не исключены) наркотических средств и психотропных веществ, перечисленных в списке I, в тех случаях, когда существование таких стереоизомеров возможно в рамках данного химического обозначения

крупный и особо крупный размеры, применяемые для соответствующих наркотических средств и психотропных веществ списка I

Эфиры сложные и простые наркотических средств и психотропных веществ, перечисленных в списке I

крупный и особо крупный размеры, применяемые для соответствующих наркотических средств и психотропных веществ списка I

Соли всех наркотических средств и психотропных веществ, перечисленных в списке I, если существование таких солей возможно

крупный и особо крупный размеры, применяемые для соответствующих наркотических средств и психотропных веществ списка I

Все смеси, в состав которых входит хотя бы одно наркотическое средство или психотропное вещество, перечисленное в списке I, независимо от их содержания в смеси

крупный и особо крупный размеры, применяемые для наркотического средства или психотропного вещества списка I, для которого установлены более строгие меры контроля

СПИСОК наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список II)

Наркотические средства

р-Аминопропиофенон (РАРР) и его оптические изомеры (антидот против цианидов)

0,5

2,5

Альфентанил

0,002

0,15

Амфетамин (фенамин) и комбинированные лекарственные препараты, содержащие фенамин (амфетамин)

0,2

1

Бупренорфин

0,005

0,025

Глютетимид (ноксирон)

1

12,5

Декстроморамид

0,01

0,05

Декстропропоксифен (ибупроксирон, проксивон, спазмопроксивон)

0,6

3

Дигидрокодеин

0,5

2,5

Дифеноксилат

0,1

0,5

Кодеин

1

5

Кодеина фосфат

1

5

Кокаин

0,5**

5**

Кокаина гидрохлорид

0,5**

5**

Кодеин N-окись

1

5

Морфин

0,1

0,5

Морфина гидрохлорид

0,1

0,5

Морфина сульфат

0,1

0,5

Морфилонг

0,05 5 ампул по 2 мл 0,5-процентного раствора

0,25 25 ампул по 2 мл 0,5-процентного раствора

Омнопон

0,1 10 ампул по 1 мл 1-процентного раствора 5 ампул по 1 мл 2-процентного раствора

1,5 150 ампул по 1 мл 1-процентного раствора 75 ампул по 1 мл 2-процентного раствора

Пентазоцин

2

10

Проперидин

0,5

2,5

Пропирам

0,5

2,5

Просидол

0,5

2,5

Пиритрамид (дипидолор)

0,1

0,5

Реазек

0,025 10 таблеток по 0,0025 10 ампул по 1 мл

0,125 50 таблеток по 0,0025 50 ампул по 1 мл

Свечи тилидина в разных дозировках

0,5 10 свечей по 0,05 г

2,5 50 свечей по 0,05 г

Сомбревин

1

12,5

Суфентанил

0,0002

0,001

Таблетки "Алнагон" (кодеина фосфата 20 мг, кофеина 80 мг, фенобарбитала 20 мг, кислоты ацетилсалициловой 20 мг)

50 таблеток

250 таблеток

Таблетки (кодеина камфосульфоната 0,025 г, сульфагваякола калия 0,1 г, густого экстракта гринделии 0,017 г)

50 таблеток

250 таблеток

Таблетки кодеина 0,03 г + парацетамола 0,5 г

50 таблеток

250 таблеток

Таблетки кодеина фосфата 0,015 г + сахара 0,25 г

50 таблеток

250 таблеток

Таблетки кодеина 0,01 г, 0,015 г + сахара 0,25 г

50 таблеток

250 таблеток

Таблетки кодеина 0,015 г + натрия гидрокарбоната 0,25 г

50 таблеток

250 таблеток

Таблетки "Кодтерпин" (кодеина 0,015 г + натрия гидрокарбоната 0,25 г + терпингидрата 0,25 г)

50 таблеток

250 таблеток

Таблетки от кашля. Состав: травы термопсиса в порошке - 0,01 г (0,02 г), кодеина - 0,02 г (0,01 г), натрия гидрокарбоната - 0,2 г, корня солодки в порошке - 0,2 г

50 (100) таблеток

250 (500) таблеток

Тебаин

0,2

1

Тилидин

0,5

2,5

Тримеперидин (промедол)

0,03

0,15

Фентанил

0,002

0,01

Этилморфин

0,5

2,5

Эскодол

0,5 10 ампул по 1 мл

2,5 50 ампул по 1 мл

Эстоцин

0,5

2,5

Эстоцина гидрохлорид

0,5

2,5

Этилморфина гидрохлорид

0,5

2,5

Психотропные вещества

Амобарбитал (барбамил)

1

5

Амфепрамон (фепранон, диэтилпропион)

0,5

2,5

Кетамин

0,2

5

Кетамина гидрохлорид (калипсол, кеталар)

0,2

5

Таблетки (барбамила 0,15 г + бромизовала 0,15 г)

10 таблеток

50 таблеток

Фенметразин

0,5

2,5

Фентермин

0,5

2,5

Этаминал натрия

0,6

10

Хальцион (триазолам)

0

0,01

Соли всех наркотических средств и психотропных веществ, перечисленных в списке II, если существование таких солей возможно

крупный и особо крупный размеры, применяемые для соответствующих наркотических средств и психотропных веществ списка II

СПИСОК психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список III)

Аминорекс

0,5

5

Апрофен

0,5

2,5

Бензфетамин

0,5

2,5

Галотан (фторотан)

100

500

Декстрометорфан

0,5

3

Левамфетамин

0,2

1

Лефетамин

0,01

0,05

Мазиндол

0,2

1

Мефенорекс

0,5

2,5

Натрий оксибутират и другие соли оксимасляной кислоты

10

50

Пентобарбитал

1

5

Пипрадрол

0,2

1

Тарен

0,5

10

Фендиметразин

0,5

2,5

Фенпропорекс

0,5

2,5

 

0,5

2,5

Этиламфетамин

0,5

2,5

Соли психотропных веществ, перечисленных в списке III, если существование таких солей возможно

крупный и особо крупный размеры, применяемые для соответствующих психотропных веществ списка III


* Количество определяется после высушивания до постоянной массы при t +110 - 115 градусов по Цельсию.

** Размеры распространяются на смеси (препараты) указанного наркотического средства или психотропного вещества.

Примечание.

Крупный и особо крупный размеры аналогов наркотических средств и психотропных веществ соответствуют крупному и особо крупному размерам наркотических средств и психотропных веществ, аналогами которых они являются.

Похожие работы на - Административно-правовой статус управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!