Традиции и воинские ритуалы Российской армии
РЕФЕРАТ
по курсу Военное
дело
по теме: Традиции
и воинские ритуалы Российской армии
Введение
Традиции и воинские
ритуалы формировались веками и весьма многообразны. Они проводились в
повседневной жизни войск, в быту, в процессе обучения и воспитания воинов.
Большинство традиций и воинских ритуалов родилось стихийно, но некоторые из них
характерные для большей части воинских формирований со временем были узаконены
нормативными правовыми актами и вошли обязательным элементом в армейскую жизнь.
Во внутренних войсках МВД
России проводятся воинские церемонии, часть из которых аналогична мероприятиям,
проводимым в Вооруженных силах РФ, но есть и такие, которые характерны только
для войск правопорядка.
1.
Воинские
традиции Вооруженных сил РФ и внутренних войск МВД России
Традиции сопровождают
человека всю жизнь. Каждому обществу присущи свои традиции. Многие наши
нынешние традиции представляют собой совокупность устойчивых идеалов, обычаев,
норм и правил поведения, в которых запечатлен богатейший опыт борьбы и
созидания. Традиции – это духовный кодекс, передающийся из поколения в
поколение, оберегаемый и поддерживаемый неукоснительным соблюдением требований,
изложенных в нем. Другими словами, традиция – это разновидность обычая, отличающаяся
особой устойчивостью и повторяемостью из поколения в поколение. Традиции в
нашей стране – это краткая летопись всех народов России. Это сплав духовной
культуры с трудовым и боевым опытом. В качестве традиций выступают правила и
нормы поведения, взгляды, обычаи и общественные установки. Все традиции
буквально дышат историей. На протяжении веков одни из них крепли и развивались
– другие постепенно теряли свое значение и отмирали.
Воинские традиции
являются частью национально-государственных традиций. Под ними понимаются
устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение
специфические формы общественных отношений в армии и на флоте в виде порядка,
правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных
установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией
военной службы и воинского быта.
Воинские традиции подразделяются: по степени общности
– на общие (характерные для всех военнослужащих) и частные (характерные для
Вооруженных сил РФ, внутренних войск МВД России, военных округов, соединений,
воинских частей); по степени устойчивости – на устоявшиеся, отмирающие,
возрождающиеся; по степени общественной значимости – на прогрессивные и
реакционные; по сферам воинской деятельности – на боевые традиции, традиции
процесса обучения и воспитания, традиции воинского быта. Воинские традиции
зарождались во времена образования княжеских дружин. Военное обучение тогда еще
не носило систематического характера, но современные историки отмечают уже в то
время существование таких традиций, как любовь к родной земле, верность клятве
Родине, ратному долгу, массовый героизм в сражениях. Неписаным правилом для
русских воинов было стоять насмерть за отца и брата, за мать и жену, за своих
родителей, за родную землю. Свою верность воинскому долгу они скрепляли устной
присягой, клятвой на оружии и перед богом. В военных походах и сражениях среди
русских воинов воспитывались такие качества, как взаимовыручка, товарищество,
смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества. Постепенно эти
качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в
социально-политической и духовной жизни россиян.
Многое для укрепления в армии духа патриотизма и
героизма сделали наши известные военачальники П. Румянцев, А. Суворов, М. Кутузов,
П. Нахимов, М. Драгомиров, С. Макаров, М. Скобелев, А. Брусилов, Г. Жуков и другие.
Исповедуя преимущества морального фактора перед материальным, высокий моральный
дух солдат и матросов, они вырабатывали и вводили в систему обучения войск
новые подходы, в основе которых были заложены требования воспитывать в воинах
преданность Отечеству, дисциплинированность, умение переносить трудности
военной службы.
Смелость, героизм в бою как основополагающие черты
нашего патриотизма – удел большинства наших соотечественников. Это подтверждают
и многочисленные примеры. В Отечественной войне 1812 года в бою у Салтановки
русские войска дрогнули под напором французских драгун. Тогда генерал
Н.Раевский лично повел пехоту в атаку. С ним шли его сыновья, ставшие в последующем
полковниками русской армии. Старший сын нес знамя Смоленского полка, младший
шел с отцом. Пример генерала Н.Раевского вдохновил россиян: в штыковой атаке
противник был отброшен.
Навсегда в народной памяти останется легендарная
эпопея Цусимского сражения, обороны Порт-Артура, боя и гибель крейсера «Варяг»
и канонерской лодки «Кореец». Благодарная Россия высоко оценила доблесть и
мужество героев русско-японской войны: 28 частей были награждены Георгиевскими
знаменами и Георгиевскими трубами «За отличие 1904-1905 гг.», 75 воинских
формирований были отмечены особыми отличительными знаками; 610 отличившимся в
боях воинам было вручено золотое Георгиевское оружие. Примеры героизма и отваги
проявляли русские офицеры и солдаты на фронтах Первой мировой войны. Имена
героев этой войны – одно из белых пятен нашей истории. Тем не менее, многие
имена героев войны дошли до нас и хорошо нам известны. Это штабс-капитан П. Нестеров
– автор знаменитой «мертвой петли»». Он погиб в неравном бою, применив воздушный
таран. Величайшей проверкой на патриотизм, на мужество и героизм нашего народа
явилась Великая Отечественная война. Как образец патриотизма и героизма наших
бойцов и командиров в первые дни войны вошла в историю стойкость защитников
Брестской крепости, Перемышля, Могилева, военно-морской базы Лиепая, Таллина,
Моонзундских островов. А дальше были не менее героические сражения за Одессу,
Киев, Севастополь, Москву, Сталинград и Ленинград. Вспоминая тяжелые дни
Московской битвы, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили
гитлеровские войска после их прорыва к Вязме и выхода на подступы к столице. Не
погода, а люди, советские люди! Это были особые незабываемые дни, когда единое
для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм
поднимали людей на подвиг».
Трудно
выделить героев, когда вся страна в едином патриотическом порыве встала на
защиту своей независимости. Героизм в годы войны стал массовым. Этому
способствовали великая дружба наших народов, действенная политическая работа,
единство тыла и фронта, пропаганда примеров героизма и патриотизма, обращение к
истории побед русского оружия в прошлом, учреждение боевых орденов
Отечественной войны: Суворова, Кутузова, Александра Невского (1942 г.), Богдана Хмельницкого, «Победа», Славы (1943 г.), Ушакова, Нахимова (1944 г.) За самоотверженность, мужество и стойкость, проявленные в боях с немецко-нацистскими
захватчиками и японскими милитаристами в 1941-1945 гг. было награждено около 13
милионов военнослужащих, а 11 635 воинов армии и флота, партизан и подпольщиков
были удостоены звания Героя Советского Союза. 115 из них были удостоены этого
звания дважды. Прославленные летчики-истребители А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб
– трижды. Среди Героев Советского Союза свыше 8 400 воинов Сухопутных войск,
почти 2 300 авиаторов, более 500 военных моряков. В послевоенные годы боевые
традиции советского народа и его воинов не утратили своей силы. Они проявлялись
в делах и поступках, в ситуациях, требовавших особого мужества и героизма. С
освоением оружия массового поражения связано появление целой плеяды новых
героев. Первым Героем Советского Союза атомного подводного флота стал командир
лодки капитан 1 ранга Л.Г. Осипенко. В 1962 году подводная лодка «Ленинский
комсомол» совершила поход подо льдами в различные районы Арктики и к Северному
полюсу. Руководил походом контр-адмирал А.И. Петелин, командовал кораблем капитан 2 ранга
Л.М. Тимофеев. Оба они стали Героями Советского Союза.
Следует отметить
героическую и, к сожалению, малоизвестную в народе деятельность советских
воинов, проявивших высокие образцы мужества и героизма далеко за рубежами
Родины – в локальных конфликтах в Египте и Сирии, Ливии и Алжире, Корее и
Вьетнаме, Анголе и Кубе, Никарагуа, на территории Афганистана. Нынешнее
поколение российских воинов чтит и приумножает славные боевые традиции. В
беззаветном служении Отечеству старшего поколения видит и черпает молодежь силы
для новых мужественных поступков и героических подвигов. Так было на острове
Даманский в 1969 году, в ходе контртеррористической операции на Северном
Кавказе. Служебно-боевые традиции, как элементы боевого наследия внутренних
войск МВД России, передаются из поколения в поколение.
К основным
служебно-боевым традициям Вооруженных сил и внутренних войск МВД Российской
Федерации относят:
- массовый героизм и
мужество в сложные для страны периоды;
- верность военной
присяге, Боевому знамени и Военно-морскому флагу;
- самоотверженность и
самопожертвование в бою ради достижения общей победы;
- взаимная выручка,
боевое братство и войсковое товарищество;
- презрение к трусам и
предателям, предпочтение достойной смерти пленению;
- воинская доблесть;
- отдание воинских
почестей погибшим в бою;
- неразрывное единство
фронта и тыла, армии и народа;
- высокая бдительность и
неподкупность;
- верность союзническому
долгу в рамках заключенных договоренностей в борьбе против общего врага;
- представление
отличившихся при выполнении служебно-боевых задач к государственным наградам,
пропаганда их боевого и служебного опыта;
- забота о сохранении
жизней и здоровья подчиненных;
- гуманное отношение к
поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным, противодействие
преступным элементам в строгом соответствии с законом и др.
Важной боевой
традицией является верность военной присяге, воинскому долгу. Еще в законе 1795
года указывалось, что «защита отечества... долг и обязанность всех и каждого».
Воинский долг, несмотря ни на что, остается святой сыновней обязанностью любого
гражданина.
Одной из основных боевых
традиций является любовь к армии и флоту, к своей воинской части и кораблю.
Необходимо четко уяснить, что нельзя любить Родину и не любить армию, которая ее защищает. Невозможно
отстаивать честь, достоинство армии и флота, всех военнослужащих, но быть при
этом на деле и по существу безразличным к судьбе и будущему отчизны. Сердцевиной
служебно-боевых традиций является преданность Родине и своему народу. Эта
традиция имеет глубочайшие исторические корни. Преданность Родине всегда была
делом чести каждого. Измена и трусость считались страшным позором на Руси. Они
карались лишением жизни. Еще Дмитрий Донской говорил, что честная смерть лучше
позорной жизни. Более яркими гранями эта традиция засверкала в годы Великой
Отечественной войны. В настоящее время преданность Родине, российскому народу
также необходима. Эта традиция мобилизует военнослужащих на выполнение служебно-боевых
задач. Верность традициям в дни мирной учебы должна проявляться в конкретных
делах военнослужащих:
- в точном соблюдении
требований присяги и уставов;
- в готовности на
учениях, маневрах, полетах, в морских походах действовать по-боевому, с полным
напряжением сил, не допуская условностей и послаблений;
- всегда и во всем
помогать товарищам словом и делом, выручать их из опасности, помогать командиру
в укреплении дисциплины, организованности и порядка;
- строго хранить военную
и государственную тайну, хорошо разбираться в военно-политической обстановке,
быть бдительным;
- не только
самому знать, хранить и умножать традиции внутренних войск, но и
пропагандировать их среди товарищей.
Следование служебно-боевым
традициям не является легким делом. Но зато их выполнение и приумножение позволяет
быстрее овладеть воинским мастерством.
2.
Воинские
ритуалы
В
летописи боевой славы нашей армии немало страниц посвящено воинским ритуалам.
Наравне с традициями они играют огромную воспитательную роль. Под воинским
ритуалом понимаются формы обрядовых церемоний демонстративного характера.
Воинский
ритуал – это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при
совершении обрядов, торжественных и траурных церемоний. Можно перечислить такие
воинские ритуалы, как празднование государственных праздников, дней части,
вручение наград, присвоение воинских званий, вручение личного оружия и другие.
На полях сражений они были испытанным средством формирования и закалки боевого
духа, укрепления братского единства и нерушимой сплоченности бойцов и командиров.
В воинских ритуалах ярко воплощались героизм, мужество и отвага, проявленные
защитниками Родины в боях против врагов России.
Строевые смотры,
прохождения в строю и другие воинские ритуалы сопровождаются песнями. «Солдат
без песни, что без ружья», – говорил А.В. Суворов. Это меткое замечание не
потеряло своего значения и в наши дни. А.М. Горький видел в солдатской песне
источник бодрости и боевого духа. Музыка звучит при принятии присяги, выносе
Боевого знамени, вручении наград и боевых реликвий, при проведении строевых
смотров, парадов, при разводах караулов, при проведении других ритуалов. Наряду
с использованием государственных и воинских символов, искусным выполнением
строевых приемов, четко и образно звучащей командирской речью музыка, песня
помогает сделать ритуал настоящим явлением искусства. Один из главных воинских
ритуалов – это ношение военной формы одежды. Российский воин с достоинством
носит военную форму одежды. Военный мундир – символ армейской и флотской чести
и благородства, знак дисциплинированности, сплоченности воинов, их мужества и
доблести в бою. Красота военной формы одежды есть одна из составляющих общей
красоты воинских ритуалов. Хорошо подогнанное воинское обмундирование,
начищенная до блеска обувь всегда вызывают положительные эмоции, доставляют
удовольствие окружающим. Опрятность и красота военной формы одежды делает воина
молодцеватым, элегантным, подчеркивает его мужественность, хорошее физическое
развитие, вызывает чувство гордости за внутренние войска. Форма одежды, знаки
различия, награды – все это является внешним выражением чести и достоинства солдат
и офицеров.
Многие из воинских
традиций, ритуалов русского военного этикета закреплены в уставах, приказах,
наставлениях и инструкциях. Воспитательное воздействие воинских ритуалов
заключается в том, что они всегда олицетворяют красоту воинской деятельности,
самоотверженности при выполнении воинского долга. Оказывая влияние на духовный
мир воина, обращаясь к его идеалам и вкусам, интересам и переживаниям, воинские
ритуалы формируют личность во всей ее полноте, способствуют в процессе
воспитания достижению таких целей, которых трудно достичь, используя другие
формы воспитания.
Заключение
Жизнь показывает, что
воспитательные возможности воинского коллектива находятся в прямой зависимости
от числа положительных традиций и ритуалов в нем. Традиции и ритуалы!
Нержавеющее и нестареющее оружие воинской доблести и славы. В них уроки
прошлого, опыт настоящего и слава будущего. Они всегда зовут к подвигу, и
потому они не подвластны времени. Они вечно живы в наших делах, в наших
подвигах.
Литература
1. Военный энциклопедический словарь.
– М., 2006 г.
2. В.Л. Минер «Церемонии и ритуалы
российской армии». – М., 2004 г.