Сущность федерального бюджета
Министерство образования Российской Федерации
Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова
Нижневартовский филиал
РЕФЕРАТ
Дисциплина: Государственные и муниципальные финансы
Тема: Сущность федерального бюджета
Выполнил:
Научный руководитель:
р.п. Излучинск 2004 г.
Оглавление
Введение........................................................................................................... 3
1. Утверждение федерального бюджета.......................................................... 4
2. Содержание, формирование и
исполнение Федерального бюджета.......... 6
3. Краткий анализ федерального
бюджета на 2004 год................................... 8
Заключение..................................................................................................... 12
Список использованной литературы............................................................. 13
Приложение 5 к Федеральному закону
"О федеральном бюджете на 2004 год" 14
Приложение 6 к Федеральному закону
"О федеральном бюджете на 2004 год" 20
Приложение. Отчет об исполнении
бюджета на 1 октября 2003 года.......... 26
Бюджет любого государства - это
концентрированное выражение политики государства на данном отрезке времени.
Причем Федеральный бюджет - это зеркальное отражение национальных приоритетов,
первостепенных, архиважных целей государства, т.е. зафиксирована политика
данной правящей элиты, которая выработала компромисс между различными
политическими силами на конкретный момент расстановки этих сил на политическом
Олимпе. Следовательно, бюджет - квинтэссенция политики, выработанной не только
правительством как органом исполнительной власти, а всей правящей элитой.
Бюджет - это инструмент управления
хозяйственно-экономической деятельностью страны, которая, естественно, не
ограничивается одним годом. Бюджет - это финансовый план действий правительства
на год. Бюджет - это источник информации, позволяющий видеть истинную суть
провозглашаемых политических лозунгов. Таким образом, бюджет осуществляет три
основные функции:
·
абсорбирует
интересы различных сообществ и групп, перераспределяет расходы, обеспечивая
социальную стабильность в обществе;
·
осуществляет
управление (прямыми и непрямыми способами) экономикой страны;
·
обеспечивает
оперативную жизнедеятельность государства.
В любой демократической стране
утверждение бюджета - прерогатива представительного органа страны. В России -
Федерального Собрания. Причем главная роль в этом процессе принадлежит нижней
палате, т.е. Государственной Думе как самому широкому представительному органу страны,
члены которого избраны народом, т.е. налогоплательщиками-избирателями, которые
делегировали своим избранникам право согласия или несогласия с политикой своего
государства, с намеченными приоритетами, получившими выражение в денежных
суммах.
Хотим мы этого или нет, знаем мы об
этом или нет - бюджет является важным документом для каждого человека в стране,
потому что все люди испытывают его воздействие на себе, на жизни своей семьи.
Бюджет - это деньги
налогоплательщиков. Если мы хотим, чтобы наши интересы были учтены и наши
ценности были отражены в бюджете, мы сами должны быть ответственны. А это
значит, что в демократическом обществе ответственность за правильный социально
справедливый бюджет лежит не только на правительстве, но и на нас, т.е. тех, кто
платит деньги. Следовательно, мы должны и вправе отслеживать и контролировать
бюджетный процесс.
Чтобы избиратели могли пытаться
оказывать свое влияние на бюджет, важна прозрачность процесса распределения и
использования бюджета, т.е. широкая общественность должна иметь полную
информацию на каждом этапе этого процесса.
Даже не владея достоверной
информацией, которая, кстати, недоступна российскому обывателю, можно
утверждать, что пока беднеет преобладающее большинство - совсем маленькая часть
"присваивает" себе результаты труда и несказанно богатеет.
Формирование проекта федерального
бюджета происходит по принципу «объединение-вверх», т.е. сначала муниципальные,
затем региональные и областные, после чего Минфин готовит на основании
полученных данных проект федерального бюджета. После чего он поступает в
Государственную думу, где принимается в три чтения с учетом внесенных
изменений. Между первым и вторым чтениями бюджета депутатам дается месяц на
согласование основных направлений бюджета. Принятие бюджета во втором чтении
означает согласие Государственной думы с политическими и экономическими
тенденциями, предполагаемыми правительством. Срок для обсуждения между вторым и
третьим чтением составляет 15 дней. Это время, в основном, тратится
лоббистскими группами депутатов на деление бюджета между лоббируемыми ими
интересами. Таким образом, принимаемый бюджет, как правило, является
ранжированным в порядке убывания отражением интересов различных группировок Государственной
думы. За период строительства демократии и рыночных реформ в России еще ни разу
не принимался бюджет, который был бы ориентирован на интересы большинства
населения страны. Даже нынешний состав думы в большинстве своем состоящий из
членов фракции «Единая Россия» не является действующим в интересах народа. Если
проанализировать состав верхнего эшелона «Единой России», оказывается что
большинство нынешнего законодательного органа власти – это чиновники, пришедшие
во власть задолго до образования упомянутой фракции. То есть, логически можно
заключить, что Госдума на текущий момент являет собой концентрат бюрократии
получившей образование в условиях отсутствия и неизучения рынка и имеющая
весьма смутные представления о себестоимости, рентабельности и прочих
категориях рыночного механизма[1].
И как следствие ближайшие четыре года бюджет будет ориентирован, в основном, на
нужды госвласти разных уровней и не будет отличаться стратегической
дальновидностью и грамотностью. Иными словами, государство будет вновь оторвано
от народа и его нужд.
Федеральный бюджет содержит множество
разделов, подразделов и статей, характеризующих поступление денежных средств и
расходы государства по источникам образования и целям расходования
соответственно. Так, оборона государства целиком находится на федеральном
финансировании. Обобщенное поступление доходов в федеральный бюджет 2004 года
содержится в приложении 5 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2004
год». Обобщенное распределение распределение расходов федерального бюджета на
2004 год по разделам и подразделам функциональной классификации расходов
бюджетов Российской Федерации содержится в приложении 6 к Федеральному закону
«О федеральном бюджете на 2004 год».
Так же, федеральный бюджет включает и
обслуживание государственного долга.
Однако, цели, заявляемые в
федеральном бюджете, не всегда совпадают с целями реального расходования
субсидий на местах. Так, например, на 2004 год в федеральном бюджете
предусмотрена субсидия на проведение оздоровительной компании детей и
подростков в 2004 году в размере 11 070 000 рублей[2] для Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры. Но это не означает полностью целевое использование
средств в соответствии с законом. Как правило, местные органы власти трактуют
законодательство, в частности закон о бюджете, через призму своих интересов.
Принятый бюджет на 2004 год, по
мнению счетной палаты, выделяется следующим:
«Характерной особенностью
законопроекта является достижение бюджетной сбалансированности в условиях
изменения налогового законодательства, направленного на снижение налоговой
нагрузки на экономику, ограничения роста непроцентных расходов, продолжения
реализации реформы межбюджетных отношений в рамках Программы развития
бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года,
необходимости оптимизации и существенного повышения эффективности бюджетных
расходов, внедрения современных методов бюджетного планирования,
ориентированных на достижение конечных результатов.
В соответствии с
заявленными Правительством Российской Федерации подходами доходы проекта
федерального бюджета на 2004 год сформированы в сумме 2 742,9 млрд. рублей,
исходя из мировой цены на нефть марки URALS 22,0 доллара США за баррель,
расходы проекта федерального бюджета на 2004 год рассчитаны в объеме 2 659,4
млрд. рублей на основе мировой цены на нефть марки URALS 20,0 доллара США за
баррель и профицит проекта федерального бюджета определен в объеме 83,4 млрд.
рублей»[3].
Анализ законопроекта позволяет
сделать вывод о том, что законопроект сформирован не в полном соответствии с
Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства
Российской Федерации.
Законопроект не основывается на Плане
развития государственного и муниципального секторов экономики, как это
установлено статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с
отсутствием плановых заданий по предоставлению государственных и муниципальных
услуг по главным распорядителям средств федерального бюджета, и,
соответственно, объем и качество предоставляемых государственных услуг не
предопределяют размеров бюджетных ассигнований, предусматриваемых главным
распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в
2004 году.
Кроме того, отсутствие плановых
заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг бюджетными
учреждениями, установление которых предусмотрено статьями 176 и 178 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, приведет к тому, что в составе отчета
Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2004
год не будет представлен, как и в предыдущие годы, сводный отчет о выполнении
плановых заданий, что, в свою очередь, не соответствует статье 276 Бюджетного
кодекса Российской Федерации.
Законопроектом не предусмотрено
утверждение источников финансирования федерального бюджета по основным видам
привлеченных средств, что не соответствует статьям 93 и 111 Бюджетного кодекса
Российской Федерации.
В законопроекте не установлены
предельные объемы обязательств по государственным гарантиям, что не
соответствует пункту 4 статьи 181 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Программа предоставления Российской
Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим
лицам и международным организациям на 2004 год отражает не долговые
обязательства иностранных государств перед Российской Федерацией, а расходы по
предоставляемым кредитам, в ней не указаны цели предоставления кредитов,
наименования получателей кредитов, объем кредитов, предоставленных в 2003 году.
В расчетах доходов проектов
федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации на 2004
год учтены изменения налогового законодательства в части водного налога,
единого сельскохозяйственного налога, налога на имущество организаций, налога
на наследование, которые по состоянию на 26 августа 2003 года не введены в
действие. Проекты федеральных законов "О внесении изменений в Налоговый
кодекс Российской Федерации" в части главы 29 "Водный налог",
главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)", главы
"Налог на имущество организаций", главы 31. "Сборы за право
пользования объектами животного мира и за право пользования водными биологическими
ресурсами" приняты в первом чтении.
Это противоречит статьям 53 и 180
Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым составление проекта
бюджета осуществляется на основе налогового законодательства, действующего на
момент составления проекта бюджета.
Нормами 9 статей законопроекта
предполагается увеличение поступлений и расходов федерального бюджета сверх
сумм, установленных законопроектом, при этом не определены суммы данных
поступлений и расходов, что нарушает принцип полноты отражения доходов и
расходов бюджетов. В представленном законопроекте не учтены доходы бюджетных
учреждений, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей
доход.
Шесть статей законопроекта не
соответствуют статье 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии
с которой доходы бюджета и поступления из источников его финансирования не
могут быть увязаны с определенными расходами бюджета.
Отсутствие законодательно
установленных объемов дополнительных поступлений и расходов федерального
бюджета в федеральном законе о бюджете на 2004 год в соответствии с текстовыми
статьями не только свидетельствует о недостаточной прозрачности бюджета и
бюджетных процедур, но и не позволит осуществить комплексный анализ исполнения
данных поступлений и расходов федерального бюджета.
Счетная палата полагает необходимым
установить в законопроекте объемы неучтенных поступлений, а также обеспечить
законодательное распределение дополнительных расходов федерального бюджета по
ведомственной и функциональной структуре расходов бюджетов Российской
Федерации.
Ряд статей законопроекта расширяет
полномочия Правительства Российской Федерации в ходе исполнения бюджета по
сравнению с правами, предоставленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Особенно это касается статьи 35
законопроекта, нормы которой позволяют отходить от требований Бюджетного
кодекса Российской Федерации в части соблюдения ограничений на перемещение
бюджетных ассигнований между главными распорядителями, разделами, подразделами
и статьями функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов
Российской Федерации.
При формировании проекта федерального
закона "О федеральном бюджете на 2004 год" нарушены нормы 44 статьей
Бюджетного кодекса Российской Федерации. Всего из 146 статей законопроекта 28
статей (19 % от общего количества статей) частично или полностью не
соответствуют Бюджетному кодексу Российской Федерации.
В законопроекте не зафиксированы
макроэкономические показатели, которые в соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации являются исходными для составления проекта федерального
бюджета на 2004 год: объем ВВП, темп его роста и уровень инфляции.
На протяжении ряда лет в федеральные
законы о федеральном бюджете на очередной финансовый год включаются нормы,
противоречащие действующему законодательству. При этом вместо внесения
изменений и дополнений в соответствующие законодательные акты действие этих
актов приостанавливается федеральными законами о федеральном бюджете.
Законопроектом, как и в предыдущие
годы, предлагается приостановить полностью или частично нормы действующих
законодательных актов в связи с отсутствием средств на их реализацию, что, по
мнению Счетной палаты, требует более тщательного и взвешенного подхода, так как
эффективное исполнение законодательных актов возможно лишь при условии
комплексного применения всей совокупности их норм и положений.
Законопроект содержит 34 статьи,
нормы которых полностью или частично применялись в соответствии с федеральными
законами о федеральном бюджете на 2001, 2002, 2003 годы. При этом отдельные нормы
изменяют или дополняют бюджетное и налоговое законодательство Российской
Федерации.
Отдельные статьи содержат нормы,
затрагивающие сферу действия иного законодательства, не относящиеся к предмету
регулирования федеральным законом о федеральном бюджете.
По мнению Счетной палаты,
целесообразно привести статьи представленного законопроекта в соответствие с
Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства
Российской Федерации.
Как следует из вышесказанного, кратко
сущность федерального бюджета заключается в:
·
перераспределении
средств;
·
регулировании
экономики;
·
обеспечения
финансовой дееспособности государства.
Основными принципами бюджета
являются:
·
плановость;
·
единство
бюджетной системы;
·
разграничение
доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
·
самостоятельность
бюджетов;
·
полнота
отражения доходов и расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
·
сбалансированность;
·
эффективность,
экономность использования бюджетных средств;
·
совокупное
покрытие расходов;
·
гласность;
·
адресность
и целевой характер.
1. Федеральный закон «О
федеральном бюджете на 2004 год» от 28 ноября 2003 года с приложениями.
2. Извлечение из бюджетного
кодекса Российской Федерации о рассмотрении и утверждении федерального закона о
федеральном бюджете (глава 22) .
3. Заключение Счетной палаты
Российской Федерации на проект федерального закона "О федеральном бюджете
на 2004 год" (основные положения).
4. Шведова Н. А. Федеральный
бюджет как зеркало национальных приоритетов. Приложение 5 к Федеральному закону
"О федеральном бюджете на 2004 год"
Объем поступлений доходов в федеральный
бюджет в 2004 году
(тыс. рублей)
Код
бюджетной
классифи-кации
Российской
Федерации
|
Наименование
налога (сбора)
|
Сумма
|
1000000
|
Налоговые доходы
|
2 071
384 500,0
|
|
1010100
|
Налог на прибыль организаций
|
164 587
400,0
|
|
1010101
|
Налог на прибыль
организаций, зачисляемый в федеральный бюджет
|
158 457
000,0
|
|
1010108
|
Налог на прибыль организаций с доходов,
полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам
|
6 130
400,0
|
|
1010401
|
Налог
на игорный бизнес, зачисляемый в федеральный бюджет (в части сумм по расчетам
за 2003 год и погашения задолженности прошлых лет)
|
178
200,0
|
|
1020000
|
Налоги на товары и услуги. Лицензионные и
регистрационные сборы
|
1 088
389 600,0
|
|
1020100
|
Налог на добавленную стоимость
|
988 368
200,0
|
|
1020101
|
Налог на добавленную стоимость на товары,
производимые на территории Российской Федерации
|
709 472
900,0
|
|
1020111
|
В том числе возмещение налога на добавленную
стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), используемых при
осуществлении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов
|
258
000 000,0
|
|
1020102
|
Налог на добавленную стоимость на товары,
ввозимые на территорию Российской Федерации
|
278 895
300,0
|
|
1020200
|
Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и
отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской
Федерации
|
94 357
700,0
|
|
1020201 -
1020203
|
Этиловый спирт из всех видов сырья и
спиртосодержащая продукция
|
4 510
800,0
|
|
1020204
|
Табачные изделия
|
23 944
700,0
|
|
1020206
|
Бензин автомобильный
|
30 959
200,0
|
|
1020208
|
Легковые автомобили и мотоциклы
|
356
300,0
|
|
1020209
|
Природный газ (в части сумм по расчетам за
2003 год и погашения задолженности прошлых лет)
|
20 000
000,0
|
|
1020211
|
Дизельное топливо
|
10 093
400,0
|
|
1020213
|
Масло для дизельных и (или) карбюраторных
(инжекторных) двигателей
|
993
300,0
|
|
1020250
|
Алкогольная продукция с объемной долей
этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением вин) в части сумм по расчетам
за 2003 год
|
3 500
000,0
|
|
1020300
|
Акцизы по подакцизным товарам и продукции,
ввозимым на территорию Российской Федерации
|
4 159
100,0
|
|
1020400
|
Лицензионные и регистрационные сборы
|
1 504
600,0
|
|
1020411
|
Лицензионный сбор за право на производство и
оборот этилового спирта, спиртосодержащей и
алкогольной продукции, зачисляемый в
федеральный бюджет
|
593
700,0
|
|
1020431
|
Прочие лицензионные и регистрационные сборы,
зачисляемые в федеральный бюджет
|
910
900,0
|
|
1030300
|
Единый сельскохозяйственный налог
|
150
800,0
|
|
1040400
|
Налог на операции с ценными бумагами
|
824
000,0
|
|
1050000
|
Платежи за пользование природными ресурсами
|
279 381
100,0
|
|
1050300
|
Налог на добычу полезных ископаемых
|
267 910
400,0
|
|
1050360
|
Регулярные платежи за добычу полезных
ископаемых (роялти) при исполнении соглашений о разделе продукции
|
825
500,0
|
|
1050400
|
Платежи за пользование лесным фондом в части
минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, зачисляемые в
федеральный бюджет
|
4 005
200,0
|
|
1050802,
1050803
|
Сбор за пользование объектами водных
биологических ресурсов
|
6 640
000,0
|
|
1060000
|
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические
операции
|
532 538
200,0
|
|
1060110
|
Ввозные таможенные пошлины
|
180 613
500,0
|
|
1060120
|
Вывозные таможенные пошлины
|
351 924
700,0
|
|
1400000
|
Прочие налоги, пошлины и сборы
|
5 335
200,0
|
|
1400100
|
Государственная пошлина
|
3 159
400,0
|
|
1400302
|
Сбор за использование наименований "Россия",
"Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний
|
2 175
800,0
|
|
2000000
|
Неналоговые доходы
|
219 194
400,0
|
|
2010000
|
Доходы от использования имущества,
находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от
деятельности государственных и муниципальных организаций
|
165 612
100,0
|
|
2010110
|
Дивиденды по акциям, находящимся в собственности
Российской Федерации
|
12 500
000,0
|
|
2010200
|
Доходы от сдачи в аренду имущества,
находящегося в государственной и муниципальной собственности
|
8 700
000,0
|
|
2010300
|
Проценты, полученные от размещения в банках
и кредитных организациях временно свободных средств бюджета
|
434
600,0
|
|
2010400
|
Проценты, полученные от предоставления
бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) внутри страны
|
119 200,0
|
|
2010600
|
Доходы от оказания услуг или компенсации затрат
государства
|
62 032
200,0
|
|
2010602
|
Плата за выдаваемые паспорта, в том числе
заграничные, документы о приглашении в Российскую Федерацию лиц из других государств,
визы и вид на жительство в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам
без гражданства
|
450
000,0
|
|
2010603
|
Средства, полученные от аукционной продажи
квот на отдельные виды товаров, ввозимых на территорию Особой экономической
зоны в Калининградской области
|
70
000,0
|
|
2010604
|
Плата за предоставление информации по единому
государственному реестру налогоплательщиков
|
10
000,0
|
|
2010605
|
Пробирная плата (пробирный сбор)
|
91
000,0
|
|
2010606
|
Плата за заимствование материальных ценностей
из государственного материального резерва
|
470
000,0
|
|
2010607
|
Прочие доходы от операций с государственным
материальным резервом
|
18 460
000,0
|
|
2010608
|
Доходы от оказания платных услуг (работ),
предоставления статистической информации и прочие доходы системы
территориальных органов государственной статистики
|
427
400,0
|
|
2010609
|
Плата за рассмотрение ходатайств,
предусмотренных антимонопольным законодательством
|
150
000,0
|
|
2010612
|
Доходы за счет отчислений, предусматриваемых
в структуре цен (тарифов), регулируемых на федеральном уровне, на продукцию
(услуги) субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе
и на транспорте
|
6 200,0
|
|
2010615
|
Плата за предоставление сведений,
содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и в едином
государственном реестре индивидуальных предпринимателей
|
125
200,0
|
|
2010616
|
Доходы от оформления решений о выдаче
визовых документов иностранным гражданам, оказания
информационно-консультационных и иных видов
услуг
|
245
000,0
|
Плата за услуги, предоставляемые на
договорной основе подразделениями органов внутренних дел Министерства
внутренних дел Российской Федерации по охране имущества юридических и
физических лиц, и иные услуги, связанные с обеспечением охраны и безопасности
граждан
|
38 583
200,0
|
|
2010618
|
Доходы от оказания платных услуг органами
Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации
|
280
000,0
|
|
2010619
|
Средства, возмещаемые
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Министерству экономического
развития и торговли Российской Федерации за проведение контрольных
мероприятий, контрольных покупок и проведение экспертиз, испытаний
(исследований) образцов товаров (продукции)
|
112
000,0
|
|
2010620
|
Доходы от использования лесного фонда
|
610
000,0
|
|
2010630
|
Плата за услуги (работы), оказываемые
Гохраном России
|
633
800, 0
|
|
2010641
|
Прочие доходы, зачисляемые в федеральный
бюджет
|
1 308
400,0
|
|
2010700
|
Перечисление прибыли Центрального банка Российской
Федерации
|
32 000
000,0
|
|
2010800
|
Платежи от государственных и муниципальных
организаций
|
18 612
200,0
|
|
2010810
|
Патентные пошлины и регистрационные сборы за
официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных
микросхем
|
981
700,0
|
|
2010820
|
Доходы от деятельности совместного
предприятия "Вьетсовпетро"
|
14 300
000,0
|
|
2010831
|
Перечисление части прибыли, остающейся после
уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных унитарных
предприятий, созданных Российской Федерацией
|
3 200
000,0
|
|
2010841
|
Прочие доходы, зачисляемые в федеральный
бюджет
|
130
500,0
|
|
2012000
|
Доходы от продажи оборудования, транспортных
средств и других материальных ценностей
|
1 900
000,0
|
|
2013000
|
Средства от распоряжения и реализации
конфискованного и иного имущества, обращенного в доход государства
|
218
000,0
|
|
2015000
|
Платежи при пользовании недрами, в том числе
при выполнении соглашений о разделе продукции
|
25 031
400,0
|
|
2015600
|
Плата за негативное воздействие на
окружающую среду
|
2 142
100,0
|
|
2017000
|
Плата за пользование водными биологическими
ресурсами по межправительственным соглашениям, зачисляемая в федеральный
бюджет
|
1 500
000,0
|
|
2018000
|
Доходы от эксплуатации и использования
имущества федеральных автомобильных дорог
|
168
400,0
|
|
2019000
|
Прочие поступления от использования
имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а
также поступления от разрешенных видов деятельности организаций
|
254
000,0
|
|
2040000
|
Доходы от продажи нематериальных активов
|
10
900,0
|
|
2060000
|
Административные платежи и сборы
|
1 381
200,0
|
|
2060200
|
Исполнительский сбор
|
1 185
000,0
|
|
2064010
|
Прочие платежи, взимаемые государственными организациями
за выполнение определенных функций, зачисляемые в федеральный бюджет
|
196
200,0
|
|
2070000
|
Штрафные санкции, возмещение ущерба
|
1 157
800,0
|
|
2080000
|
Доходы от внешнеэкономической деятельности
|
45 205
200,0
|
|
2080100
|
Проценты по государственным кредитам
|
8 073
700,0
|
|
2080101
|
Поступление средств от правительств
иностранных государств, их юридических лиц в уплату процентов по кредитам,
предоставленным Российской Федерацией
|
6 289
600,0
|
|
2080102
|
Поступление средств от предприятий и
организаций в уплату процентов и гарантий по кредитам, полученным Российской
Федерацией от правительств иностранных государств, банков и фирм
|
845
100,0
|
|
2080103
|
Поступление средств от предприятий и
организаций в уплату процентов и гарантий по кредитам, полученным Российской
Федерацией от международных финансовых организаций
|
939
000,0
|
|
2080400
|
Таможенные сборы
|
37 131
500,0
|
|
2090000
|
Прочие неналоговые доходы
|
5 827
200,0
|
|
2090100
|
Доходы от реализации на экспорт высокообогащенного
урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана
|
4 954
000,0
|
|
2090210
|
Прочие доходы, зачисляемые в федеральный
бюджет
|
873
200,0
|
|
|
Всего доходов (без доходов целевых бюджетных
фондов)
|
2 290
578 900,0
|
|
4000000
|
Доходы целевых бюджетных фондов
|
14 061
500,0
|
|
4080000
|
Фонд Министерства Российской Федерации по
атомной энергии
|
14 061
500,0
|
|
|
Итого доходов
|
2 304
640 400,0
|
|
1010510
|
Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный
бюджет
|
438 210 000,0
|
|
|
|
|
|
|
Всего доходов
|
2 742
850 400,0
|
|
Распределение расходов федерального бюджета
|
на 2004 год по разделам и подразделам
|
функциональной классификации расходов
|
бюджетов Российской Федерации
|
(тыс. рублей)
Наименование
|
Рз
|
ПР
|
Сумма
|
|
В С Е Г О
|
|
2
659 447 000,0
|
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
|
01
|
|
76
967 150,3
|
|
Функционирование
главы государства - Президента Российской Федерации
|
01
|
01
|
4 928
163,0
|
|
Функционирование
законодательных (представительных) органов государственной власти
|
01
|
02
|
3 901
512,7
|
|
Функционирование
исполнительных органов государственной власти
|
01
|
03
|
66 340
514,4
|
|
Прочие расходы на
общегосударственное управление
|
01
|
05
|
1 796
960,2
|
|
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
|
02
|
|
33
250 793,1
|
|
Федеральная
судебная система
|
02
|
01
|
33 250
793,1
|
|
МЕЖДУНАРОДНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
03
|
|
45
085 221,9
|
|
Международное
сотрудничество
|
03
|
01
|
35 614
470,8
|
|
Реализация
межгосударственных договоров в рамках Содружества Hезависимых Государств
|
03
|
03
|
1 291
046,2
|
|
Международные
культурные, научные и информационные связи
|
03
|
04
|
1 727
669,7
|
|
Экономическая и гуманитарная
помощь другим государствам
|
03
|
05
|
186
587,9
|
|
Реализация
международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества
|
03
|
06
|
6 265
447,3
|
|
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА
|
04
|
|
411
472 653,4
|
|
Строительство и
содержание Вооруженных Сил Российской Федерации
|
04
|
01
|
389 401
614,2
|
|
Военная программа
Министерства Российской Федерации по атомной энергии
|
04
|
02
|
16 826
410,0
|
|
Обеспечение
мобилизационной и вневойсковой подготовки
|
04
|
03
|
4 687
185,9
|
|
Подготовка и
участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности
|
04
|
04
|
214
843,3
|
|
Обеспечение
деятельности отраслей для национальной обороны
|
04
|
07
|
342
600,0
|
|
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
|
05
|
|
310
577 078,1
|
|
Органы внутренних дел
|
05
|
01
|
116 128
089,0
|
|
Внутренние войска
|
05
|
02
|
21 530
505,4
|
|
Уголовно-исполнительная
система
|
05
|
03
|
48 275
219,7
|
|
Органы
государственной безопасности
|
05
|
05
|
49 736
602,0
|
|
Органы пограничной
службы
|
05
|
06
|
29 993
023,0
|
|
Таможенные органы
|
05
|
07
|
13 983
526,9
|
|
Органы прокуратуры
|
05
|
08
|
14 545
797,1
|
|
Органы юстиции
|
05
|
10
|
8 328
938,3
|
|
Государственная
фельдъегерская служба
|
05
|
11
|
|
Органы по контролю
за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
|
05
|
12
|
6 981
115,6
|
|
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУ
|
06
|
|
46
200 000,0
|
|
Фундаментальные
исследования
|
06
|
01
|
23 457
181,4
|
|
Разработка
перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического
прогресса
|
06
|
02
|
22 742
818,6
|
|
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО
|
07
|
|
67
598 674,3
|
|
Топливно-энергетический
комплекс
|
07
|
01
|
6 553
500,0
|
|
Конверсия оборонной
промышленности
|
07
|
04
|
190
000,0
|
|
Другие отрасли
промышленности
|
07
|
05
|
588
257,0
|
|
Строительство,
архитектура
|
07
|
07
|
52 152
134,8
|
|
Технические регламенты,
стандартизация и обеспечение единства измерений
|
07
|
08
|
345
966,6
|
|
Воспроизводство
минерально-сырьевой базы
|
07
|
09
|
6 679
940,0
|
|
Содержание органов
специального строительства
|
07
|
10
|
1 088
875,9
|
|
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО
|
08
|
|
29
578 678,8
|
|
Сельскохозяйственное
производство
|
08
|
01
|
22 269
596,6
|
|
Земельные ресурсы
|
08
|
02
|
1 984
624,8
|
|
Рыболовное
хозяйство
|
08
|
04
|
3 171
860,7
|
|
Прочие мероприятия
в области сельского хозяйства
|
08
|
05
|
2 152
596,7
|
|
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ,
КАРТОГРАФИЯ И ГЕОДЕЗИЯ
|
09
|
|
12
392 570,0
|
|
Водные ресурсы
|
09
|
01
|
1 209
042,3
|
|
Лесные ресурсы
|
09
|
02
|
7 292
542,1
|
|
Охрана окружающей
среды, животного и растительного мира
|
09
|
03
|
823
454,2
|
|
Гидрометеорология
|
09
|
04
|
2 340
911,4
|
|
Картография и
геодезия
|
09
|
05
|
726
620,0
|
|
ТРАНСПОРТ, СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА
|
10
|
|
5
621 847,8
|
|
Автомобильный
транспорт
|
10
|
01
|
133
441,0
|
|
Железнодорожный
транспорт
|
10
|
02
|
207
000,0
|
|
Воздушный транспорт
|
10
|
03
|
1 034
308,0
|
|
Водный транспорт
|
10
|
04
|
2 963
638,8
|
|
Связь
|
10
|
06
|
1 280
400,0
|
|
Информатика
(информационное обеспечение)
|
10
|
07
|
3 060,0
|
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ
БЕДСТВИЙ
|
13
|
|
26
258 203,0
|
|
Предупреждение и
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
|
13
|
02
|
15 704
683,0
|
|
Гражданская оборона
|
13
|
03
|
66
650,0
|
|
Государственная
противопожарная служба
|
13
|
04
|
10 486
870,0
|
|
ОБРАЗОВАНИЕ
|
14
|
|
117
791 867,0
|
|
Дошкольное
образование
|
14
|
01
|
802
607,3
|
|
Общее образование
|
14
|
02
|
2 013
440,4
|
|
Начальное
профессиональное образование
|
14
|
03
|
24 810
237,6
|
|
Среднее
профессиональное образование
|
14
|
04
|
15 285
091,9
|
|
Переподготовка и
повышение квалификации
|
14
|
05
|
1 502
256,7
|
|
Высшее
профессиональное образование
|
14
|
06
|
68 299
015,7
|
|
Прочие расходы в
области образования
|
14
|
07
|
5 079
217,4
|
|
КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФИЯ
|
15
|
|
16
101 176,0
|
|
Культура и
искусство
|
15
|
01
|
13 730
911,0
|
|
Кинематография
|
15
|
02
|
2 355
551,0
|
|
Прочие мероприятия
в области культуры и искусства
|
15
|
03
|
14
714,0
|
|
СРЕДСТВА
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
|
16
|
|
10
864 073,3
|
|
Телевидение и
радиовещание
|
16
|
01
|
9 952
024,3
|
|
Периодическая
печать и издательства
|
16
|
02
|
515
259,0
|
|
Прочие средства
массовой информации
|
16
|
03
|
396
790,0
|
|
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
|
17
|
|
47
097 829,5
|
|
Здравоохранение
|
17
|
01
|
36 987
777,1
|
|
Санитарно-эпидемиологический
надзор
|
17
|
02
|
6 795
343,3
|
|
Физическая культура
и спорт
|
17
|
03
|
3 314
709,1*
|
|
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
|
18
|
|
161
193 511,2
|
|
Учреждения
социального обеспечения и службы занятости
|
18
|
01
|
4 942
492,1
|
|
Социальная помощь
|
18
|
02
|
13 111
091,0
|
|
Пенсии
военнослужащим
|
18
|
04
|
66 605
849,6
|
|
Пенсии и пособия в
правоохранительных органах
|
18
|
05
|
44 173
647,0
|
|
Прочие мероприятия
в области социальной политики
|
18
|
06
|
30 174
409,4
|
|
Миграционная
политика
|
18
|
08
|
2 186
022,1
|
|
ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА
|
19
|
|
287
570 589,3
|
|
Обслуживание
государственного и муниципального внутреннего долга
|
19
|
01
|
64 379
184,5
|
|
Обслуживание
государственного внешнего долга
|
19
|
02
|
223 191
404,8
|
|
ПОПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И РЕЗЕРВОВ
|
20
|
|
20
269 658,0
|
|
Государственный
материальный резерв
|
20
|
02
|
18 941
797,5
|
|
Прочие
государственные запасы и резервы
|
20
|
03
|
1 327
860,5
|
|
ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ ДРУГИМ БЮДЖЕТАМ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
|
21
|
813
969 815,6
|
|
Финансовая помощь
бюджетам других уровней
|
21
|
01
|
273 776
128,6**
|
Фонд регионального
развития
|
21
|
02
|
25 112
010,0
|
|
Мероприятия в
области регионального развития
|
21
|
03
|
15 511
465,0
|
|
Средства,
передаваемые государственным внебюджетным фондам
|
21
|
04
|
499 570
212,0
|
|
УТИЛИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ВООРУЖЕНИЙ, ВКЛЮЧАЯ ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ
|
22
|
|
10
364 750,0
|
|
Утилизация и
ликвидация вооружений по международным договорам
|
22
|
01
|
9 863
468,0
|
|
Утилизация и
ликвидация вооружений, исключая международные договоры
|
22
|
02
|
501
282,0
|
|
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИКИ
|
23
|
|
1
100 000,0
|
|
Мобилизационная
подготовка экономики
|
23
|
01
|
1 100
000,0
|
|
ИССЛЕДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
|
24
|
|
12
001 300,0
|
|
Государственная
поддержка космической деятельности
|
24
|
01
|
3 563
400,0
|
|
Hаучно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы в области космической деятельности
|
24
|
02
|
8 437
900,0
|
|
ВОЕННАЯ РЕФОРМА
|
25
|
|
7
245 610,8
|
|
Проведение военной
реформы
|
25
|
01
|
7 245
610,8
|
|
ДОРОЖНОЕ
ХОЗЯЙСТВО
|
26
|
|
79
133 273,2
|
|
Дорожное хозяйство
|
26
|
01
|
79 133
273,2
|
|
ПРОЧИЕ РАСХОДЫ
|
30
|
|
-4
320 824,6
|
|
Резервные фонды
|
30
|
01
|
4 500
000,0
|
|
Проведение выборов
и референдумов
|
30
|
02
|
2 515
641,0
|
|
Бюджетные кредиты
(бюджетные ссуды)
|
30
|
03
|
-19 700
000,0
|
|
Прочие расходы, не
отнесенные к другим подразделам
|
30
|
04
|
8 363
534,4
|
|
ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
|
31
|
|
14
061 500,0
|
|
Фонд Министерства
Российской Федерации по атомной энергии
|
31
|
09
|
14 061
500,0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
___________________________________
* Из них
финансирование мероприятий по подготовке и участию сборных команд Российской
Федерации в летних Сурдоолимпийских играх 2005 года - 23 000,0 тыс. рублей,
финансирование организации и проведения мероприятий по подготовке и участию в
летних Параолимпийских играх 2004 года - 59 500,0 тыс. рублей.
** Из них бюджету
Калининградской области на расходы по оформлению заграничных паспортов
отдельным категориям населения Калининградской области на условиях выделения
равного объема средств на указанные цели из бюджета Калининградской области в
сумме до 35 000,0 тыс. рублей.
|
тыс.руб.
|
|
Доходы, всего
|
1 896 283 362
|
|
в т.ч:
|
|
1.
|
Налоговые доходы
|
1 743 583 349
|
|
в т.ч:
|
|
|
Налоги на прибыль (
доход), прирост капитала
|
385 470 961
|
|
Налоги на товары и
услуги.
Лицензионные и регистрационные
сборы
|
841 508 846
|
|
Налог на совокупный
доход
|
6 653 608
|
|
Налог на имущество
|
1 698 527
|
|
Платежи за
пользование природными ресурсами
|
180 830 569
|
|
Налоги на внешнюю
торговлю и внешнеэкономические операции
|
322 109 231
|
|
Прочие налоги, сборы
и пошлины
|
5 311 607
|
|
|
|
2.
|
Неналоговые
доходы
|
140 660 184
|
|
в т.ч:
|
|
|
Доходы от
имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или
от деятельности государственных и муниципальных организаций
|
91 940 707
|
|
Доходы от продажи
нематериальных активов
|
10 779
|
|
Административные
платежи и сборы
|
1 008 576
|
|
Штрафные санкции,
возмещение ущерба
|
1 495 909
|
|
Доходы от
внешнеэкономической деятельности
|
41 265 930
|
|
Прочие неналоговые
доходы
|
4 938 283
|
3
|
Безвозмездные
перечисления
|
416 369
|
4
|
Доходы целевых
бюджетных фондов
|
11 595 025
|
5
|
Неклассифицированные
доходы
|
28 435
|
|
Расходы, всего
|
1 657 384 908
|
|
в т.ч:
|
|
|
Государственное
управление
|
42 131 072
|
|
Судебная власть
|
15 434 256
|
|
Международная
деятельность
|
14 930 767
|
|
Национальная
оборона
|
242 920 815
|
|
Правоохранительная
деятельность и обеспечение безопасности государства
|
162 030 626
|
|
Фундаментальные
исследования и содействие научно-техническому прогрессу
|
27 170 006
|
|
Промышленность,
энергетика и строительство
|
39 152 802
|
|
Сельское хозяйство
и рыболовство
|
17 923 433
|
|
Охрана окруж. среды
и природн. ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия
|
7 278 200
|
|
Транспорт, дорожное
хозяйство, связь и информатика
|
2 969 159
|
|
Развитие рыночной
инфраструктуры
|
0
|
|
Предупреждение и
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
|
16 242 802
|
|
Образование
|
62 137 551
|
|
Культура, искусство
и кинематография
|
9 527 352
|
|
Средства массовой
информации
|
8 941 700
|
|
Здравоохранение и
физическая культура
|
25 490 524
|
|
Социальная политика
|
101 152 622
|
|
Обслуживание
государственного и муниципального долга
|
194 055 250
|
|
Пополнение гос.
запасов и резервов
|
8 589 862
|
|
Финансовая помощь
другим бюджетам бюджетной системы
|
578 576 087
|
|
Утилизация и
ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров
|
7 452 350
|
|
Мобилизационная
подготовка экономики
|
354 519
|
|
Исследование и
использование космического пространства
|
6 205 548
|
|
Военная реформа
|
11 008 859
|
|
Дорожное хозяйство
|
33 853 707
|
|
Прочие расходы
|
11 092 062
|
|
Целевые бюджетные
фонды
|
10 762 977
|
|
|
|
|
|
|
|
Дефицит бюджета (-), профицит бюджета (+)
|
238 898 454
|
|
|
|
|
Источники финансирования, всего
|
-238 898 454
|
|
в т.ч:
|
|
|
Источники внутреннего финансирования
|
20 780 847
|
|
Источники внешнего финансирования
|
-259 679 301
|
[1] Вывод основан на личном опыте общения с госчиновниками, к примеру,
полагающих что «Деньги дают сверху», «Деньги выбивают», «Деньги выпрашивают»,
«Остатки на конец года нужно срочно тратить» и т.п. Но ни разу не сказавших
«Деньги зарабатывают», «Эффективное использование средств» и т.п.
[2] Приложение 31 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2004
год» «Распределение субсидий на 2004 год на проведение оздоровительной кампании
детей и подростков».
[3] Заключение счетной палаты
Российской Федерации на проект федерального закона
"О федеральном
бюджете на 2004 год" (основные положения).