Развитие ветеринарии Древней Руси
ФГОУ ВПО Московская государственная академия ветеринарной медицины и
биотехнологии имени К.И. Скрябина
кафедра организации и экономики ветеринарного дела
Развитие ветеринарии древней руси
Выполнила
студентка
Преподаватель:
Москва 2009
Содержание
1.
Народная
ветеринария дославянских племен
·
Скифы
·
Сорматы
·
Словене
2.
Народная
ветеринария Руси в VII – XIV веках
·
VII –
IX вв.
·
VIII – IX вв., развитие феодализма
·
IX – XI вв. Киевская Русь
·
IX – XII вв.
·
IX – XIV вв., татаро-монгольское нашествие
1. НАРОДНАЯ ВЕТЕРИНАРИЯ
ДОСЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН
Исторический генезис
национальной русской культуры лежит в глубоком многовековом историческом
процессе развития восточнославянских народностей, начиная с дославянских
племен. Историки отмечают, что наибольшего прогресса ветеринария достигла там,
где большой удельный вес имело скотоводство, торговые отношения, военные
конфликты, что способствовало развитию коневодства и коннозаводства.
Все это присутствует в
скифской и сарматской культуре. Эти кочевые, воинствующие, скотоводческие
племена разводили скот, лошадей, осуществляли куплю-продажу животных,
занимались переработкой сырья и шерсти.
Скифы в течение веков
накапливали наблюдения над животными. Это позволило им выработать
профилактические и лечебные приемы при некоторых болезнях. На основе конопли
они готовили обезболивающие средства, используя их при хирургических операциях,
на послеоперационные раны и швы накладывали сухие и влажные повязки с
лекарственными наркотическими травами, а также затвердевающие, на основе глины.
Геродот (V в. до н. э.)
отмечал; что способы лечения больных животных, особенно лошадей, широко
использовали в своей практике древнегреческие врачи и коневоды.
Союзники скифов в
некоторых междоусобных войнах — сарматы (IV-III вв. до н. э.) расселились между
Тоболом и Дунаем. Основой хозяйства сарматов являлось кочевое скотоводство.
Земледелием занимались сарматы, которые осели в районах с прежним
земледельческим населением. Сарматская культура оказала большое влияние на
уклад жизни населения Нижнего Поволжья, Северного Кавказа и Северного
Причерноморья. Умелые скотоводы, сарматы умели оказывать помощь животным при
родах, травмах, знали лечебные свойства растений.
Древнейшие исторические
сведения о славянах, известных под именем вендов или венедов, относятся к I—III вв. н. э. Славяне расселись в Центральной и Восточной
Европе. Это крупнейшая группа народов, объединяемая близостью языков и
общностью происхождения. Их северными соседями были германцы и балты,
восточными — скифы и сарматы, южными — фракийцы и иллирийцы, западными —
кельты. Расселяясь по Западной и Центральной Европе, древнеславянские племена
разделились на три ветви: восточную, западную и южную.
Восточные славяне в IV-VI
вв. известны под именем антов. Анты знали развитое земледелие, оседлое
скотоводство, добычу и обработку железа, высокоразвитое гончарное производство,
основанное на технике гончарного круга, ювелирное ремесло, обработку камня,
кости, ткачество и др.
Анты имели сильную
военную организацию, вели войны и совершали набеги. Следует отметить, что у
антов нашли применение отдельные зачатки знаний скифов и рациональное
использование их в области ведения животноводства и ветеринарии.
Самая северная группа
восточных славян словене (новгородские и ильменские) знали пашенное земледелие
и достигли большого мастерства в области ремесленного производства.
Союзы восточно-славянских
племен (кривичи, словене, половчане), возникшие на торговом пути «из варяг в
греки», втягивали в орбиту своего влияния племенные группы восточной Европы, в
частности русов, одно из северных племен, скорее всего скандинавского
происхождения. Воинствующие дружины русов, «русские дружины», возглавлявшие эти
племенные группы, доходили до Каспия, Баку и Константинополя. Русы, как
предполагают историки, имели в своих рядах как скандинавов, так и славян и
назывались в летописях варягами или варяго-русы.
2. НАРОДНАЯ ВЕТЕРИНАРИЯ
РУСИ В VII-XIV ВЕКАХ
Современные славянские
народы начали складываться в VI-IX вв. н. э. К VIII-IX вв. относится возникновение у восточных славян многих
городов, связанных с развитием ремесла и торговли, некоторые из них имели
значение племенных центров. Такими были Киев у полян, Искоростень у древлян,
Смоленск, Псков, Изборск, Полоцк у кривичей, Чернигов у северян и др.
В VII-IX вв. большинство племенных объединений восточных славян
представляло собой полупатриархально- феодальное политическое объединение или
племенные княжения. Первые государственные образования возникли в VI в. в среде
быстроразвивающихся восточнославянских племен.
В дофеодальный период на
Руси широко занимались сельским хозяйством, в котором большую роль играло
скотоводство. Охота и рыбные промыслы являлись подсобными занятиями. Историки
отмечают, что у славянских племен имелось большое количества скота, кроме того
они занимались выращиванием проса и пшеницы. В VIII—IX вв. у славян уже были
крупные хозяйственные постройки. Скотные дворы — «забои» — окружались плетнем.
Хлев делился на секции — «стайки» — для содержания животных разного вида. При
раскопках городищ и селений найдено значительное количество костей домашних
животных: КРС, лошадей, свиней. Характерно, что в этот период кости лошадей
всегда обнаруживались среди пищевых отбросов, что свидетельствует о широком
применении конины в пищу. С появлением пашенных орудий коня стали широко
использовать в качестве тягловой силы и потребление конины в пищу прекратилось.
До принятия христианства
на Руси было язычество. Людьми, имевшими, по мнению древних славян,
непосредственное общение с богами и обладавшими способностью исцелять болезни,
являлись кудесники, или волхвы, занимавшиеся лечением как людей, так и
животных. О лечении больных животных путем борьбы с духами, демонами и бесами
свидетельствуют дошедшие до нас названия болезней: «лихоманка», «огненный
пострел». Волхвы собирали, сушили травы, готовили снадобья и лечили больных
людей и животных. Для лечения применялись различные заклинания и медикаменты в
виде всевозможных трав. Постепенно происходило накопление знаний народного
врачевания, которое сначала носило стихийный характер. Путь прогресса
прокладывался бессознательно, на ощупь. Многолетние наблюдения, опыт своего
народа и опыт ассимилированных народов содействовали постепенному отбору
наиболее эффективных способов и средств лечения. От волхвов пошли знахари и
коновалы.
Знахари лечили больных
животных народными средствами (травами), заговорами и заклинаниями. Заговоры —
чудом уцелевшие формы древних магических заклинаний — сохраняются в народном
целительстве до настоящего времени.
О развитии ветеринарии
(скотолечения) у славян свидетельствуют археологические находки ветеринарных
металлических и деревянных инструментов и приспособлений для фиксации животных.
В 1895 г. археолог Н.Е. Брандербург при раскопках одного из курганов южного
Приладожья обнаружил набор металлических коновальных инструментов VII—IX вв., а
в 1954 г. при исследовании земельного городища у Старой Ладоги нашел закрутку,
деревянные лещетки и молоток, относящиеся к той же эпохе. Анализ
археологических находок свидетельствует о том, что на Руси в VII—IX вв. уже были
коновалы. Слово «коновал» значит: тот, кто валит коня. Обычно валили жеребцов
для кастрации, но функции коновала это не только кастрация жеребцов, хряков,
быков, но и пускание «дурной крови» и оказание первой помощи больным животным.
История Древней Руси
VIII—IX вв. характеризуется тем, что в это время происходит распад первобытного
родоплеменного строя и развитие феодального общества, а в IX-XIV столетиях на территории России происходит объединение
восточных славянских племен в феодальные государства и княжества. В IX в.
образуется Киевская Русь, затем — Великий Новгород (XII в.),
Ростово-Суздальское княжество (XII в.), Северо-Восточная Русь (XII в.),
Московское княжество (XIII в.) и др. Возникают города, развиваются ремесла и
торговля. Согласно древним русским летописям, на Руси в IX в. было 89 городов,
а в XII в. число их возросло уже до 350. В сельской местности было несколько
тысяч населенных пунктов. При выборе территории для строительства городов, мест
общественного поселения и постройки животноводческих объектов древние строители
начинают руководствоваться не только хозяйственно-бытовыми и стратегическими
соображениями, но и требованиями санитарного, гигиенического и
зоогигиенического характера. Животноводческие строения ставили на сухой, хорошо
проветриваемой, возвышенной местности, вблизи источника чистой воды.
В IX в. восточные славяне
объединились в могучее феодальное государство — Киевскую Русь, имевшее
выдающееся значение в политической и культурной жизни Европы того времени.
Феодальный общинный строй в Киевской Руси развился непосредственно из общинного
родового строя, минуя развитые рабовладельческие отношения. Ремесло отделялось
от сельского хозяйства, возникали и развивались города — ремесленные и торговые
центры, выделялась организованная в дружины верхушка — князья и прочие
«нарочитые люди».
В IX-XI вв. в Киевской Руси при формировании феодального общества
происходит превращение свободных крестьян-общинников, ранее плативших дань
князьям, в подневольных крестьян, подчиненных власти князей- феодалов.
Богатая и могущественная
Киевская Русь была государством высокой и самобытной культуры, свободной,
благодаря разносторонним международным связям, от национальной замкнутости и
ограниченности. В отличие от стран Западной Европы культура Киевской Руси не
знала мертвящего влияния схоластики. Русская культура и государственность
Киевской Руси являлись результатом внутреннего развития славянских племен
Восточной Европы.
Скот, как и земля,
являлся одним из источников богатства и знатности их владельца. Даже кованые
железом деревянные сундуки, в которых хранились золотые и серебряные украшения,
богатая одежда, меха, деньги и другие вещи, назывались скотницами. Скотница, в
широком смысле, означала княжескую казну, скот — деньги.
Лошадей («кони») и
крупный рогатый скот («говядо»), принадлежавших князьям, боярам и другим
скотовладельцам, метили тавром («пятнили»).
В стране уделялось
большое внимание развитию отечественного коневодства. Лошадь, как тягловая
сила, широко применялась в сельском хозяйстве, строительстве, при перевозке
грузов и в военном деле. При исследовании памятников XII и XIII вв. кости
лошадей в пищевых отбросах обнаруживали очень редко, потребление конины в пищу
прекратилось. Показатели костных остатков свидетельствуют, что первое место
занимали кости свиней (42%), далее кости крупного (26%) и мелкого (12%) рогатого
скота. Соотношение этих костных остатков примерно соответствует соотношению
видов животных в стаде.
В эту эпоху заготавливали
сено для кормления скота в стойловый период. В раскопках поселений IX-XII вв. были обнаружены железные косы, которые представляли собой
промежуточное орудие между современной косой и серпом. Кража животного из хлева
расценивалась как более тяжкое преступление, чем кража скота в поле. Это
говорит о тех трудностях, которые в то время были связаны с содержанием
животных в зимний период и с необходимостью заготавливать корма.
В Древней Руси крупный
рогатый скот использовался для получения молока и молочных продуктов, которые
употреблялись в пищу довольно широко. Употребляли в пищу мясо говядины,
баранину, свинину, жиры («волога»), мясо домашней птицы, различные мясные
продукты (вяленое мясо, ветчина) и рыбу. Было известно, что свежее мясо
молодняка (телята, поросята и цыплята) по питательной ценности лучше, чем мясо
взрослых животных, поэтому его рекомендовали в пищу детям и больным людям.
Скот на мясо убивали
прямо во дворе или на городском рынке, что нередко приводило к массовому
распространению заразных болезней («моровых поветрий») среди людей.
В древних русских
летописях (IX—XII вв.), «Русской правде» (IX в.) содержатся сведения о
сельскохозяйственных животных различных видов, их стоимости, о продуктах и
сырье животного происхождения и торговле ими, а также о специализации в
животноводстве: стоимость коня определялась в две гривны «коне княжа» — в три
гривны, рабочего вола — в одну гривну. Лучшими лошадьми в эту эпоху считались
венгерские скакуны и кони, привозимые с востока. В период Киевского государства
начало складываться коннозаводство.
В Древней Руси
существовали поборы скотом, лошадьми, которых забирали для комплектования дружин.
Как известно, русские дружины прошли от Камы до Малой Азии, воевали с
печенегами, предпринимали неоднократные походы на Византию, во всех походах
участвовали конные воины. В летописях говорится о походе князя Игоря в 944 г.
В 988 г. при Владимире Святославовиче (980-1015) было принято христианство, объявленное официальной
религией государства и всего народа. Отказ от язычества и принятие в качестве
государственной религии христианства укрепило экономические и культурные связи
Киевской Руси с Византией.
Принятие христианства
способствовало распространению грамотности, особенно широко это проявилось во
времена правления Ярослава Мудрого (1019-1054). Монастыри в Киевской Руси были
в значительной мере преемниками византийской образованности. Русь приобщилась к
византийской культуре, это был факт крупнейшего прогрессивного значения.
Культурное наследие античного мира стало известно на Руси раньше, чем во многих
странах Западной Европы. Экономические и культурные отношения с Византией,
Ираном, Средней Азией и другими странами способствовали распространению на Руси
медицинских знаний. Развивалась переписка книг. Наряду с распространением
переводных, преимущественно греческих, книг, появились различные рукописные
оригинальные сочинения на пергаменте, изготовленном из телячьей кожи.
В Киевской Руси
развиваются различные ремесла, в X в. их было 42, а в XVI в. — уже 210. В связи
с развитием ремесел в Киевской Руси X-XIII вв. среди ремесленников были
«врачеватели», лечившие людей, кузнецы, «коневые лекари», «кровопуски».
Врачебная профессия носила ремесленный характер, понималась как особый вид
ремесла.
В IX-XIV вв. лечением больных животных, кроме «коневых лекарей»
(коновлов), занимались волхвы и знахари. В древних рукописных сочинениях волхвы
описываются как «кудесники», или «зелейники» (зелье — лекарственные травы).
Народ считал их премудрыми людьми с большим жизненным опытом, они умели читать
и писать, знали приемы медицины и ветеринарии.
Заимствованная из Византии
православная религия принесла в Киевскую Русь и установившуюся там связь
церквей и монастырей с лечением. «Устав великого князя Владимира
Святославовича» (конец X или начало XI вв.) говорил об особом, выделенном и
узаконенном положении врача в обществе, относя лечцов в «люди церковные,
богадельный». Устав определил и правовое положение лечцов и медицинских
учреждений, отнеся их к категории, подлежащей церковному суду. «Устав о
церковных судах» князя Владимира (X в.) в числе преступлений против церкви и
христианства называл и волхование, и зелейничество.
Лечением животных, в этот
исторический период, занимались коновалы (кровопуски) и знахари, которые в
своей практике использовали многовековой опыт народа и природные лекарственные
средства. Большую роль в накоплении ветеринарных знаний и навыков играли
пастухи, которые знали лечебное действие многих растений: корня алтея,
березовых почек, бессмертника, коры дуба, поддорожника, тысячелистника, марьина
корня, иван-чая и др.
Профессор И.П. Попов (1908 г.), анализируя суеверия, колдовство, знахарство и коновальство в народной ветеринарии, отмечал,
что коновал являлся «носителем реальных лечебных средств и простых эмпирических
приемов».
Свой практический опыт
врачи-ремесленники и коновалы передавали из поколения в поколенье, от учителя к
ученикам, использовали результаты непосредственной наблюдательности и опыта
русского народа, а также различные способы и приемы врачевания многочисленных
племен, входивших в состав обширного русского государства.
В народной ветеринарии
широко использовались различные лекарственные формы растительного, животного и
минерального происхождения. Археологические находки показывают, что русская
земля была обильна лекарственными растениями и давала богатый выбор для их
лечебного применения.
Начиная с IX в. в русских
летописях появляются ветеринарные термины. Под словами «недуг», «скорбь»,
«хворь» понимали болезнь, а под словом «знамя» — клинический признак болезни,
симптом. Термин «пытание» означал распознавание, диагностику болезни, а «напор»
— гребень эпидемической или эпизоотической волны.
В IX-XIV вв. русские лекари знали воспаление лимфатических узлов
(«мышки»), мыт («молосняк»), заболевание холки («гриб»), болезни с явлением
колик («ноготь») лошадей и др. Умели определить и лечить раны, ушибы и хромоту,
спускать отеки и «насосы», делать кровопускания, кастрировать.
В лексиконе появляются
слова и характерные выражения для различия связанных с заразными болезнями
понятий: «мор», «моровое поветрие», «лиговое поветрие». Наряду со словом мор «я
старорусским универсальным названием всяких эпидемий и эпизоотий — применялись
такие выражения, как моровое поветрие, моровая напасть, ветренная нечисть,
лихое поветрие, заповетрие. «Пораженные такими заболеваниями местности
именовались заморными, поветренными, заповетренными. Синонимами заразы являлись
слова: смрад, покость, дурн».
Анализ материалов Полного
собрания русских летописей и других летописных сочинений XI-XIV вв. показывает, что в этот период русскому народу были
известны некоторые способы передачи отдельных инфекционных болезней от домашних
животных человеку (например бешенства, сибирской язвы).
Академик С.Н. Вышелеский
в 1945 г. писал, в что в древние времена эпизоотии и эпидемии охватывали
обширные территории, поражая огромные массы животных и людей. В короткие сроки
вымирали целые поселения, а оставшиеся в живых в страхе покидали свои
насиженные места.
Первое на Руси упоминание
о болезнях животных известно из Никоновской летописи (979 г.), в которой имеется запись: «...много пакости бываху человеку и скотом и зверем лесным и
польным». Древние русские летописцы отмечают, что чаще острые инфекционные
болезни среди людей и домашних животных наблюдали в годы неурожаев, голода,
бескормицы и войн. По данным Лаврентьевской летописи, эпизоотия в коннице князя
Владимира Святославовича свирепствовала в 1042 г.:. В том же веке отмечены эпидемии и эпизоотии в Новгороде, Пскове и др. городах. В Тверской
летописи (1158 г.) говорится: «...мор быть много в Новгороде и людях и конях,
яко нельзя даже дойти сквозь город, ни на поле выйти, смрада ради мертвых; и
скот рогатый помре». Известно об эпизоотии в Новгороде в 1204 г.: «...изомреша кони в Новгороде и по селам». В 1284 г. эпизоотии привели к гибели скота не
только в пределах России, но и в соседних: Польше, Литве и в других
сопредельных территориях. Имеются сведения об эпизоотиях в 1291 и 1298 гг.
(«быть мор на скота»). Острые инфекционные болезни, общие для животных и
человека, — зооантропонозы — наблюдались не только в отдельных городах и
регионах, но и по всей стране. В летописи 1373 г. указывается, что во время эпизоотий сибирской язвы эта инфекционная болезнь от животных
передавалась людям. Безусловно, дошедшие до нас сведения об эпизоотиях в
Древней Руси далеко не отражают полной картины этого стихийного бедствия.
Эпидемии и эпизоотии
возникали на территории не только спонтанно (самопроизвольно), но и заносились
из зарубежных стран. Описаны моры, занесенные от немцев в Псков, из «Индейской
стороны» от Солнца Града. Показаны пути распространения через Псков, Новгород и
Смоленск. Как и в других странах, широкому распространению эпизоотий
способствовали перемещения кочевых племен, непрекращающиеся войны, связанные с
передвижением на большие расстояния значительного количества скота, неумение
противодействовать распространению заразных болезней и неурожаи, приводящие к
голоду скота.
Известно, что в пределах
весьма разобщенных населенных пунктах Руси эпизоотии не распространялись с
таким размахом, как в Западной Европе. Толчком к распространению чумы крупного
рогатого скота, ящура и сапа стало татаро-монгольское нашествие начала XIII в.
Эпизоотии границ не знают, поэтому в этот период вслед за передвижением орд
происходили вспышки инфекционных болезней не только в России, но и в Литве,
Польше, Венгрии и в землях самих западных славян. В XIII-XIV вв.
свирепствовали страшные эпидемии и эпизоотии «повальных болезней» (моровая язва
и др.).
В IX-XIV вв. на Руси была создана отечественная, преимущественно
греческая и латинская, рукописная литература естественноисторического
и медицинского направления.
Наиболее ранними
памятниками, дошедшими до нас, древнерусской письменности, содержащими
медико-гигиенические сведения, являются «Изборники Святослава» (1073 и 1076
гг.). Эти собрания различных по характеру статей составлялись для великого
русского князя Святослава Ярославовича, они содержали медико-гигиенические
сведения.
К числу первых переводных
рукописей относится и трактат «Физиолог» (XI в.) — сборник о зверях и птицах.
Характерно, что в греческом источнике описывался животный и растительный мир
жаркого климата, а в русском варианте этот перевод был дополнен сведениями о
животных, в том числе о птицах и растениях холодного и умеренного климата
России. В рукописи «Шостоднев» Иоана, экзарха Болгарского, которая появилась на
Руси в конце XI или в начале XII в., наряду с богословскими сочинениями кратко
излагалась анатомия человека, заимствованная из греческих оригиналов. В
Шестодневе содержится описание строения тела и функций его органов: описаны
легкие (плюще), бронхи (пролуки), сердце, печень (естра), селезенка (слезна).
Медицинские и
ветеринарные познания приобретались и широко распространялись при помощи
рукописных лечебников, которые содержали сведения о свойствах лечебных трав и о
способах их приготовления, наряду с вопросами, касавшимися лечения людей, в
лечебниках содержались и сведения о лечении животных.
Памятники
изобразительного искусства и письменности, исследования археологов показывают,
что основные санитарно-гигиенические навыки русского народа стояли на
значительной для того времени высоте. Наши предки еще на заре истории имели
правильные представления в области санитарии, гигиены. В IX-XIII вв. в княжествах Руси из отраслей медицинских и ветеринарных
знаний раньше всех были распространены элементарные основы гигиены человека и
животных (зоогигиена). Забота об уходе, кормлении, содержании и воспроизводстве
различных видов сельскохозяйственных животных, а также об охране их здоровья,
была одной из первоочередных задач.
Еще у древних скифов,
сарматов и славян были освоены простейшие приемы консервирования мяса и рыбы путем
вяления и копчения. Использовали также холод для замораживания продуктов и соль
для засолки. На основе многовекового житейского опыта предков органолептически
(по запаху, цвету, сочности, вкусу) умели отличать доброкачественные продукты.
Характеризуя этот период
нашей истории, следует отметить, что до XI в. в Древней Руси представления о
болезнях животных прежде всего были связаны с действием «злых сил», проявляющих
себя в любой воображаемой форме, а начиная с XI—XIII вв. появляются зародыши
настоящей науки.
В середине XIII в. Русь
подверглась монголо-татарскому нашествию. Политическая раздробленность,
постоянные княжеские усобицы, монгольское нашествие совпало с экспансией
сформировавшегося в XIII в. Великого княжества Литовского, в состав которого
вошли южные и западные русские земли. Период золотоордынского ига нанес
огромный ущерб социально-экономическому, политическому и культурному развитию
Руси. Экономическая разруха, связанная с монгольским игом (1240- 1480) пагубно
отразилась на санитарном состоянии Руси, способствуя развитию эпидемий и
эпизоотий. Утрачены были древнейшие литературные произведения специального
характера, не имевшие такого широкого распространения, как богословские
сочинения или юридические кодексы. Рукописи по медицине и ветеринарии за период
XIII-XIV вв. в большинстве не сохранились.
Освободительная борьба
русского народа против татаро-монгольских поработителей была завершена в XV в.
объединением русских земель в единое национальное государство.
Список
литературы:
1.
Т.И. Минеева//
История ветеринарии: учебное пособие/ СПб.: Издательство «Лань», 2005. – 384с.