Значение науки в эпоху научно-технической революции
Содержание
Введение
Глава 1.
Значение науки в эпоху нтр
1.1
Характерные черты науки
1.2
Определение научно-технической революции. Основные достижения
1.3 Значение
науки в эпоху НТР
Заключение
Список
используемой литературы
Мы живем в эпоху научно-технической революции. Этим понятием
подчеркивается огромное значение науки и техники в нашей жизни. Так было не всегда.
Зачатки науки и техники появились еще в древнем мире. Например, Древние греки создав
одну из замечательных культур, старались познать природу, но тяжелую работу у них
выполняли рабы, а не созданные машины.
Уже в новое время отношение человека к природе превратилось в
практическое. Теперь, познавая природу, человек задается вопросом, что с ней можно
сделать. Естествознание превратилось в технику, а точнее соединилось с ней в единое
целое.
Наука превращается в производительную силу, тесно переплетается
с техникой и производством (поэтому и называется не отдельная научная, техническая
или промышленная, а научно-техническая революция). Это меняет весь облик производства,
условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, оказывает
воздействие на все стороны жизни. Связь между наукой и техникой, постоянно усиливается.
Люди развивают науку для раскрытия тайн и загадок природы, вследствие
чего решают практические задачи.
Рассматривая такое многогранное явление, как наука, можно выделить
три его функции: отрасль культуры; способ познания мира; специальный институт (в
это понятие входит не только высшее учебное заведение, но и научные общества, академии,
лаборатории, журналы и т.п.).
Как и другим сферам человеческой деятельности, науке присущи
специфические черты.
Универсальность - сообщает знания, истинные для всего
универсума при которых они добыты человеком.
Фрагментарность - изучает не бытие в целом, а различные
фрагменты; сама же делиться на научные дисциплины.
Общезначимость - получаемые знания пригодны для всех людей;
язык науки - однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению
людей.
Систематичность - наука имеет определенную структуру,
а не является бессвязным набором частей.
Незавершенность - хотя научное знание безгранично растет,
оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет
исследовать.
Преемственность - новые знания определенным образом и
по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.
Достоверность - научные выводы требуют, допускают и проходят
проверку по определенным сформулированным правилам.
Внеморальность - научные истины нейтральны в морально
- этическом плане, а нравственные оценки могут относится либо к деятельности по
получению знания, либо к деятельности по его применению.
Рациональность - получение знаний на основе рациональных
процедур и законов логики, формирование теорий и их положений.
Чувственность - научные результаты требуют проверки с
использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.
Кроме того, науке характерны свои особые методы и структура исследований,
язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение
науки.
Современный этап научно-технического прогресса - эпоха НТР -
это коренное преобразование производительных сил общества на основе превращения
науки в ведущий фактор развития общественного производства и всей жизни общества.
НТР характеризуется срастанием науки и техники в единое целое,
а также небывалыми успехами в деле покорения природы и самого человека, как части
природы.
Сущность НТР не сводится к научным открытиям. НТР означает перестройку
всей технологии и способов производства, начиная с использования материалов и заканчивая
системой машин, формами организации и управления, а также отношение человека к процессу
производства.
Развитие НТР требует постоянного международного научно - технического
сотрудничества. Основная причина - это огромные финансовые затраты, а также то,
что последствия НТР выходят далеко за национальные рамки. Все это создает основу
для сближения народов.
Главные направления НТР:
комплексная автоматизация производства, его контроля и управления;
открытие и использование новых видов энергии;
создание и применение новых материалов.
Достижения НТР впечатляющие. О научно-технической революции заговорили
в связи с созданием атомной бомбы. Использование атомной энергии повлияло на психику
человека: люди убедились в колоссальных возможностях науки не только в созидательных,
но и в разрушительных действиях. Государство и частные инвесторы стали вкладывать
огромные средства, начался рост числа научно - исследовательских институтов. Научная
деятельность превратилась в массовую профессию.
Выход человека в космос стал следующим этапом в НТР, знаменуя
собой становление космической цивилизации.
Символом революции признана электронно-вычислительные машины,
персональные компьютеры. Это новый вид техники, которому человек постоянно передает
логические функции и в перспективе предполагается перейти к комплексной автоматизации
производства и управления.
Эти технические достижения - результат современного естествознания.
Таблица 1
НТР и современное естествознание
Техническое достижение
|
Создание атомного оружия
|
Ядерная физика
|
Освоение космоса
|
Космонавтика
|
Создание компьютеров
|
Кибернетика
|
Клонирование
|
Генетика
|
Также в эпоху НТР широко используются химические материалы, с
заранее заданными свойствами. Развивается электронное приборостроение, биотехнология.
Произошла революция в сельском хозяйстве - повышение урожайности многих видов растений
вследствие применения минеральных удобрений и пестицидов и т.п.
Большое значение в развитии научно - технической революции имеют:
открытие явлений радиоактивности, создание теории относительности, квантовой механики,
генетики, кибернетики, широкое применение электричества, расщепление атомного ядра,
развитие средств массовой информации и коммуникации, создание реактивной техники,
механизация и автоматизация производств.
Многое из того, что из нас стало обычным: автомобиль, самолет,
радио, телевидение - все это продукты научно-технического прогресса, которые в первой
половине XX века привели к современной научно-технической революции.
Наука XX века завершилась расшифровкой генома человека, что открыло
новые необычайные перспективы изменения наследственности.
Развитие НТР требует постоянного международного научно-технического
сотрудничества. Основная причина - это огромные финансовые затраты, а также то,
что последствия НТР выходят далеко за национальные рамки. Все это создает основу
для сближения народов.
Современная наука дорогое удовольствие. Например, строительство
синхрофазотрона, необходимого для проведения исследований в области элементарных
частиц, требует миллиардов долларов. В развитых странах на науку сегодня затрачивается
2-3 % валового национального продукта. Ведь без развития науки невозможна достаточная
обороноспособность страны, ее производственное могущество.
Объем научной деятельности удваивается примерно вдвое каждые
10 - 15 лет. Растет число ученых и научных направлений. Так, в 1900 г. в мире насчитывалось 100 тыс. ученых, сейчас - 5 млн. (каждый тысячный, живущий на земле).90 %
всех ученных, когда - либо живущих на планете, - наши современники. Процесс познания
привел к тому, что сейчас насчитывается более 15 тыс. научных дисциплин. [1]
Наука изучает не только мир и его эволюцию, но и сама является
продуктом эволюции, составляя вслед за природой и человеком особый, "третий"
мир - мир знаний и навыков. Наука, по К. Попперу, приносит непосредственную пользу
общественному производству и благосостоянию людей, но также учит думать, развивает
ум, экономит умственную энергию.
В современной философии существуют два взгляда на науку в ее
связи с жизнью человека: наука - продукт, созданный человеком (К. Ясперс) и наука
как продукт бытия, открываемый через человека (М. Хайдеггер). "С того момента
как наука стала действительностью, истинность высказываний человека обусловлена
их научностью. Поэтому наука - элемент человеческого достоинства, отсюда и ее чары,
посредством которых она проникает в тайны мироздания". [2]
Эти чары приводили к преувеличению представлений о возможностях
науки, к попыткам поставить ее выше других отраслей культуры и перед ними. Создалось
своеобразное научное "лобби", которое получило название сциентизма (от
лат. "сциенция" - наука). Именно в наше время, когда роль науки огромна,
появились иные представления о науки, как о высшей, или даже абсолютной ценности.
В этой научной идеологии говориться о том, что только наука способна решить все
проблемы человечества, в том числе и бессмертие.
Сциентизма "точные" науки признает как абсолютные,
принимает их как вершину знаний, часто отрицая социально - познавательные науки,
как не имеющих познавательного значения.
В рамках сциентизма наука рассматривается как единственная в
будущем сфера духовной культуры. Однако во второй половине XX века появилось противоположное
антисциентическое высказывание, которое обрекало ее либо на вымирание, либо на вечное
противопоставление человеческой природе.
Наука - элемент человеческого достоинства. Она не только повышает
благосостояние населения, но и увеличивает опасность гибели человечества и Земли
от атомного оружия и загрязнения природной среды.
Ведущими науками XX века можно считать физику, астрономию, биологию,
кибернетику (неразрывно связанную с вычислительной техникой и компьютеризацией).
Это время научно - технической революции, где наука играет лидирующую роль по отношению
к технике и материальному производству.
Современное производство немыслимо без развития фундаментальных
наук и прикладных научных разработок. Если государство не заботится о развитии науки,
оно не заботится о своем будущем. Но усиленное воздействие науки на общество и природу
приводит к возникновению трудно решаемых глобальных проблем. Это говорит о противоречивом
характере взаимодействия науки, общества и природы.
Нельзя точно сказать, какие новые открытия будут сделаны в XXI
веке, но можно с уверенностью утверждать, что они во многом изменят представления
о науки и жизни. Может быть, они приведут к росту технического могущества человека
или увеличению продолжительности жизни. А возможно, и наоборот, грядущие научные
достижения усугубят глобальные проблемы; экологические, демографические, продовольственные,
технологические. Этот вопрос неразрешим и выходит за рамки науки. Решение его зависит
не только от ученых, сколько от государственной политики, а по большому счету, от
каждого человека, от его мыслей, чувств и деятельности.
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - Москва, 2005.
2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Москва, 1999.
3. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания. Москва, 1999.
4. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания. Москва, 2003.
5. Ясперс К. Смысл и значение истории. - Москва, 2003.
[1]
[ 1, стр. 24]
[2]
[ 4, стр. 105]