Религия любви Фейербаха
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Российский государственный медицинский университет
им. Пирогова Н.И.
Кафедра философии
Реферат
на тему:
<< Религия любви Фейербаха>>
Подготовила Парамонова Н.И.
студент 140 группы
Москва 2007
По Фейербаху, понятие объекта
первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый
субъект для человека - это другой человек. Именно в любви к другому проявляется
факт самого существования и любящего, и объекта любви (другого человека). Из
всех человеческих чувств Фейербах особо выделяет чувство любви. "Любовь
есть познание личности". "Есть только одно зло, — пишет он, — это —
эгоизм; и только одно благо, это — любовь.
Любовь делает человека Богом и Бога — человеком. Любовь есть материализм; нематериальная
любовь есть нелепость. ... Но в то же время любовь есть идеализм природы;
любовь есть дух.
Искусство, религия и философия являются средством воплощения сущности человека.
Религия есть отношение человека к своей собственной сущности, но такое
отношение, в котором он отделяет свою сущность от себя и относится к ней как к
какому-то отличному от себя и даже противоположному
себе явлению. Все свои лучшие качества человек переносит на небо и
приписывает их Богу, Бог есть портрет человека.
Лишь тот что-то значит, кто
что-то любит.
Не быть ничем и ничего не
любить - одно и то же.
Приведем некоторые суждения
Фейербаха, раскрывающие смысл его концепции “Где нет любви, там нет и истины”.
Человек, полагал он, а не бог, - единственное существо, достойное любви. Религиозная
любовь - это лишь отчужденная, ложная форма подлинной человеческой, родовой
любви. В произведении “Сущность христианства” он писал: “Человек является
предметом любви, потому что он есть самоцель, разумное и способное к любви
существо. Это есть закон рода, закон разума. Любовь должна быть
непосредственной любовью, и только непосредственная любовь есть любовь». Надо сказать, что призывы к любви
и сердечному общению Я и Ты являются мотивом учения Фейербаха.
Иронизируя над этим, Энгельс писал: «Но любовь? — Да, любовь везде и всегда
является у Фейербаха чудотворцем, который должен выручать из всех трудностей
практической жизни, — и это в обществе, разделенном на классы с противоположными
интересами! Таким образом из его философии улетучиваются последние остатки ее
революционного характера и остается лишь старая песенка: любите друг друга,
бросайтесь друг другу в объятия все, без различия пола и звания, — всеобщее
примирительное опьянение» По Фейербаху высшая форма любви – половая.
Из внутренней
связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль,
которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с
богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь
отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.
Человек у
Фейербаха должен жить полнокровной жизнью, однако в такой жизни еще нет места
предметно-практической деятельности. Фейербах — материалист, но жизнь людей в
его материалистическом учении проходит в созерцании природы и сердечном общении
Я и Ты. «Идеализм Фейербаха, — писал Энгельс, — состоит в том, что он все
основанные на взаимной склонности отношения людей — половую любовь, дружбу,
сострадание, самопожертвование и т.д.— не берег просто-напросто в том значении,
какое они имеют сами по себе, вне зависимости от воспоминаний о какой-нибудь
особой религии, которая, и по его мнению, принадлежит прошлому. Он утверждает,
что полное свое значение эти отношения получат только тогда, когда их освятит
словом религия. Главное для него не в том, что такие чисто человеческие
отношения существуют, а в том, чтобы их рассматривали как новую, истинную
религию».
Для Фейербаха
характерен антиисторический подход к проблеме религии. Он стремится обнаружить
в религиозных догматах рациональную сущность, которая для него состоит в любви
человека к человеку. Он приходит к выводу о необходимости замены религиозных
воззрений такими, которые существуют действительной сущности человека – его
чувству любви. Фейербах выдвинул вопрос о религии без бога. Такая
религия, по мнению Фейербаха, должна освятить собой отношения человека, любовь
между людьми. Фейербах ставит в центр мира чувствующего человека. Среди многих
чувств человека определяющим является любовь. Религия – это не просто результат
невежества людей, она обладает многими достоинствами – к примеру, в религии
нельзя не видеть предписания к благовейному отношению к человеку, особенно к
чувству любви. Однако при всех своих относительных достоинствах христианская
религия есть форма мистификации действительной жизни человека. Религия - это
фантастический вымысел. Бог обладает теми качествами человека (любовь,
доброта), которые лучше. « А что есть Бог – это идеал человека ». Это
иллюзорное, мистическое представление о реальных связях отношений природы. «Не
Бог создал человека, а человек создал Бога». Религия – связь, отношения с тем,
что мы считаем лучше себя.