Модальная логика
Введение
Логика относится
к числу древнейших наук, первые учения которой о формах и способах рассуждений
возникли еще в цивилизациях Древнего Востока. В западную культуру принципы и
методы логики вошли главным образом благодаря усилиям античных греков. Развитая
политическая жизнь в греческих государствах-полисах, борьба разных партий за
влияние на массы свободных граждан, стремление решать возникавшие имущественные
и иные конфликты через суд – все это требовало умения убеждать людей, защищать свою
позицию на различных народных форумах, в государственных учреждениях, судебных
заседаниях и т.п.
В конце прошлого - начале нынешнего
века в логике произошла научная революция, в результате которой в корне
изменились стиль рассуждений, методы, и наука как бы обрела второе дыхание.
Теперь логика - одна из наиболее динамичных наук, образец строгости и точности
даже для математических теорий.
Стихийно сложившиеся навыки
логически совершенного мышления и научная теория такого мышления совсем разные
вещи. Логическая теория своеобразна. Она высказывает об обычном - о
человеческом мышлении - то, что кажется на первый взгляд необычным и без
необходимости усложненным. Отсюда сложность первого знакомства с логикой: на
привычное и устоявшееся надо взглянуть новыми глазами и увидеть глубину за тем,
что представлялось само собой разумеющимся.
Логика – наука о мышлении. Но в
отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей
нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство
познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с
помощью которых человек познает окружающий его мир.
Логика, изучающая познающее мышление
и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская
наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую
две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику
диалектическую. Таково общее понятие о логике как науке. Но чтобы раскрыть ее
предмет, необходимо рассмотреть все вопросы, один из них модальность суждений.
О модальности суждений.
В естественном языке
суждения могут характеризоваться не только как истинные или ложные, но и с
других точек зрения. Такие характеристики содержат дополнительную информацию,
которая выражает в одних случаях отношение говорящего к высказываемой мысли, в
других – обоснованность знания, содержащегося в суждениях, в третьих –
предписание, норму или правило, которое надлежит соблюдать. Подобные
дополнительные характеристики выражают различные точки зрения на суждение в
зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой человек. В процессе
аргументации и практических рассуждениях мы интересуемся не только истинной
оценкой суждений, но дополнительно к этому стремимся узнать, насколько
убедительны, а значит, обоснованны доводы оппонента в споре, являются ли они
логически или фактически истинными и т.д. В этике и юриспруденции интересуются
также нормами поведения людей в обществе, выясняют, что запрещено и разрешено
этими нормами. Суждение как форма мышления содержит двоякого рода информацию –
основную и дополнительную. Основная информация находит явное выражение в
субъекте и предикате суждения, в логической связке и кванторах. Дополнительная
информация относится к характеристике логического или фактического статуса
суждения, к оценочным и другим его характеристикам. Такая информация называется
модальностью суждения. Она может быть выражена отдельными словами, а
может и не иметь явного выражения. В этом случае ее выявляют анализом
контекста.
Модальность – это явно или неявно
выраженная в суждении дополнительная информация о степени его обоснованности,
логическом или фактическом статусе, о регулятивных, оценочных и других его
характеристиках.
Модальные характеристики суждений обычно
выражают парными категориями:
·
необходимость
– случайность,
·
обязанность
- запрещение,
·
доказано
– опровергнуто и т.п.
Далее следует рассмотреть важные для
правового мышления эпистемическую, деонтическую и алетическую модальности
суждений.
Эпистемическая модальность
Эпистемическая
модальность- термин происходит от греческого слова «эпистема», означавшего
в античной философии высший тип несомненного, достоверного знания, это
выраженная в суждении информация об основаниях принятия и степени его
обоснованности.
Эпистемические, (теоретико-познавательные)
модальности, относятся к характеристике знания и выражаются в терминах:
«доказуемо», «опровержимо», «неразрешимо», «вероятно», «сомнительно» и т.п. В
ходе спора или дискуссии мы можем оценивать, доводы оппонента как убедительные
или сомнительные или даже определить степень их вероятности. Подобные модальные
понятия дают дополнительную информацию о характере знания, содержащегося в
суждении, кроме его истины или лжи. Понятие высказывания зависит от многих
объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. Важнейшими среди них
являются логические и внелогические факторы, предопределяющие два
эпистемических типа суждений, различающихся основаниями их понятия.
·
Первый
тип – это основанные на мнениях суждения, выражающие веру.
По эпистемическому статусу вера – это
стихийное, некритическое принятие чужих мнений, истинных или ложных,
прогрессивных или реакционных.
·
Второй
тип – логически обоснованные суждения, выражающие знание.
Знание, фактор логического
воздействия – это принятие суждения как истинного или ложного в силу его
обоснованности другими суждениями, из которых принимаемое суждение логически
вытекает как следствие, где К – модальный оператор, означающий «знание».
По степени обоснованности среди
знаний различают два непересекающихся класса суждений: достоверные и
проблематичные.
1. Достоверные суждения – это
достаточно обоснованные истинные или ложные суждения. Модальность можно
выразить с помощью двух операторов:
·
Доказанности
(верифицированности) – V.
·
Опровергнутости
(фальсифицированности) – F.
2. Проблематичные суждения – это
суждения, которые нельзя считать достоверными в силу их недостаточной
обоснованности. Точно не установить истинность или ложность таких суждений, то
они лишь могут быть таковыми. Их и называют: проблематичные, правдоподобные,
вероятные.
Обоснованность
суждения, выражаемая в соответствующей мотивировке, должна быть ведущим
фактором, определяющим формирование субъективной уверенности, без которой также
не бывает раскрытия истины.
Деонтическая
модальность
Деонтическая
модальность – термин заимствован из греческого языка и означает
«обязанность», это выраженная в суждении просьба, совет, приказ или
предписание, побуждающее кого-либо к конкретным действиям.
Деонтические
(нормативные) модальности указывают на тип предписываемых в суждении действий и
выражаются в терминах: «разрешено», «не разрешено», «обязательно»,
«безразлично» и др.
Среди предписаний
следует выделить нормативные предписания, включающие и нормы права.
Норма права – это
официально принятые уполномоченным органом общеобязательные правила поведения,
регулирующие правовые отношения в социальной среде, неисполнение которых влечет
применение юридических санкций.
Явно или неявно
выраженные в правовой норме компоненты:
·
авторитет
– орган, установивший норму;
·
адресат –
лица, которым надлежит исполнять предписание;
·
диспозиция
– подлежащее исполнению действие;
·
деонтическая
характеристика нормы – определенный тип предписания;
·
санкция –
юридические последствия неисполнения предписания.
Наибольший интерес
для модального анализа деонтическая характеристика нормы как регулятора
правоотношений. В правовом отношении праву всегда соответствует обязанность,
и наоборот, всякой обязанности соответствует определенное право. Право и
обязанности как фундаментальные характеристики правоотношения выражают с
помощью деонтических операторов:
·
O – обязывание;
·
F – запрещение;
·
P – разрешение.
В соответствии с
деонтическими операторами среди норм права различают:
1. правообязывающие – нормы
формируются с помощью слов: «обязан», «должен», «признается» и другие.
2. правозапрещающее – нормы
формируются с помощью слов: запрещается, не вправе, не может, не допускается и
других.
3. правопредоставляющие – нормы
формируют с помощью слов: имеет право, может быть, может применять и других.
Рационально построенная нормативно –
правовая система должна удовлетворять минимальным модальным деонтическим
требованиям:
1. непротиворечивость –
проявляется в том, что система права исключает деонтически несовместимые нормы.
2. сбалансированность –
проявляется в том, что в правовой системе для всякой правопредоставляющей нормы
предусмотрена соответствующая ей правообязывающая норма.
3. полнота – означает, что в
системе регулируются все предусмотренные в данной предметной области действия и
в ней нет нерегулируемых действий.
Алетическая модальность
Алетическая
модальность – термин греческого происхождения, означает «истинный», это
выраженная в суждении в терминах необходимости-случайности либо
возможности-невозможности информация о логической или фактической детерминированности
(обусловленности) суждения.
Существует два способа
обусловленности, или детерминированности суждений предопределяющих
соответствующие типы модальностей:
1. Логическая модальность – это
логическая детерминироанность суждения, истинность или ложность которого
определяется структурой, или формой суждения.
К логически истинным (L-и) относятся суждения, выражающие
законы логики.
К логически ложным (L-л) – внутренне противоречивые
суждения.
Логически истинные суждения вместе с
логически ложными (L-и L-л) образуют класс логически
детерминированных суждений. Все остальные суждения, истинность или ложность
которых не может быть определена исходя из их структуры, составляют класс
фактически детерминированных суждений: F-и F-л.
2. Фактическая модальность
связана с объективной , или физической детерминированностью суждений, когда их
истинность и ложность определяются положением дел в реальной действительности.
К фактически истинным (F-и) относятся суждения, в которых
связь между терминами соответствует реальным отношениям между предметами.
К фактически ложным (F-л) относятся суждения, в которых
связь между терминами не соответствует действительности.
Объективная устойчивость и
интенсивность реальных связей между предметами находит свое выражение в
фактической модальности суждений с помощью алетических модальных понятий необходимости
и случайности.
Необходимость-случайность. Фактически
необходимыми являются суждения, в которых содержится информация о законах
науки.
Суждения необходимости могут быть
истинными, но они могут быть и ложными. Они составляют класс фактически
необходимых суждений. Все остальные фактические суждения относятся к случайным.
Фактически случайные – это суждения,
которые не содержат информации о законах науки, а их истинность и ложность
определяются конкретными эмпирическими условиями.
Модальные понятия «необходимость» и
«случайность» могут быть эквивалентно выражены другой парой модальных понятий –
возможность и невозможность.
Возможность-невозможность. Фактически
возможными являются суждения, содержащие информацию о принципиальной
совместимости выраженных в субъекте и предикате явлений.
Фактически невозможными являются
суждения, содержащие информацию о принципиальной несовместимости выраженных в
субъекте и предикате явлений.
Вывод
Все перечисленные
модальные понятия дают возможность точнее и полнее выразить различные
контекстуальные характеристики суждений, зависящие от разного подхода к ним, их
роли в познании и практическом действии. Посредством использования символов и
формальных методов современной неклассической логики расплывчатые и
неопределенные модальные термины естественного языка приобретают необходимую
ясность, однозначность и точность.
Использованные
источники
1. Логика В.И.Кириллов,
А.А.Старченко, 1998
2. Логика и Аргументация,
Г.И.Рузавин, 1997
3. Логика, А.А.Ивин, 2000
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………..1
1. О модальности
суждений…………………………....2
2. Эпистемическая модальность
……………………....3
3. Деонтическая модальность
……………..…………...5
4. Алетическая модальность
…………………………...6
5. Заключение……………………………………………8
Использованные
источники …...……………………….9