Философия права (краткая учебная программа)
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
краткая
учебная программа
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
КРАТКАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине: «Философия права»
(название дисциплины)
для направления:
5380100-Юриспруденция
(код и название)
Ташкент – 2004
Программа обсуждена и
рекомендована Учебно-методическим Советом Ташкентского государственного
юридического института Протокол №6 от «26» февраль 2004г.
Составитель: доктор
философских наук, доцент
Сафар
Абдухаликов
Ответственный редактор: Заслуженный юрист Республики
Узбекистан, доктор юридических наук,
профессор М.Х.Рустамбоев
Рецензенты: доктора юридических наук,
профессора
Х.Б.Бобоев, З.М.Исламов, Х.Т.Одилкарыев,
Ж.У.Ташкулов, М.Файзиев, доц.
Ф.Тохиров, доктора философских наук, профессора
Н.Маматов, С.Мамашокиров, Б.Туйчиев, Б.Тураев,
М.Холматова, доктор политических
наук, профессор И.Эргашев
В связи c независимостью в Республике Узбекистан
осуществляются определенные изменения в системе высшего образования. Изучение
философии права введено в систему общеобязательных юридических дисциплин для
студентов магистратуры по направлению юриспруденции. Автор разработал не все,
но некоторые существенные вопросы, учитывая и корректируя опубликованные
учебники и учебные пособия. Составил краткую примерную учебную программу для
учебных пособий.
Некоторые философские вопросы
уголовного права введены проф. М.Х.Рустамбаевым.
Данная примерная краткая
учебная программа рекомендована для студентов магистратуры юридических
факультетов и институтов.
Ó
Ташкентский государственный юридический институт, 2004 г.
I. ПРЕДИСЛОВИЕ.
1.1. Цель и задачи преподавания
науки.
В процессе глубокого преподавания
специальных дисциплин студентам – магистрантам важные значение имеет философии
права. Через эту науку у студентов появляется возможность связать изучение
юридических наук с философским анализом права и его закономерностями.
Задачами дисциплины «Философия
права» являются следующие:
а) определение сущности,
качественных признаков и критериев права, единство и различие права и закона,
философских корней правовых взглядов;
б) анализировать
системаобразующих субстанциональных элементов правового бытия (правовой жизни);
в) раскрытие
субстанциональных, универсальных, структурных, детерминационных и
функциональных закономерностей – всеобщих взаимодействий правового бытия;
г) объяснение путей познания
правовых ценностей и обучение научных методов познания права.
1.2. Требования
к знаниям, умениям и навыкам по учебной дисциплине в соответствии с ГОС.
Каждый студент, обучающийся в
магистратуре по специальности юриспруденции должен глубоко знать философию
права, анализировать правовое бытие и его закономерности. Место и роль права в
обществе имеет важные значение. Оно расширяет научное мировоззрение студентов.
С этой целью поставлены
следующие требования к знаниям учёбе и навыкам студентам:
а) доскональное основание тем
лекции и семинарских занятий включенны в программу;
б) эффективное использование
самостоятельной формы обучения. В самостоятельном изучении наук проблемные
вопросы даются в связи с диссертационной темой студентов.
в) активное участие на
лекциях и семинарских занятиях, запись содержания лекций тетрадях и дополнять
их используя основную рекомендованную литературу.
г) полностью использовать
литературу включенную в план во время подготовки семинарских занятий, обобщение
поставленных вопросов на уровне требования.
1.3. Связь предмета с другими науками
в учебном плане.
Глубоко изучаются юридические
науки в системе образования магистратуры по специальности. Поставленные вопросы
в этих науках выполняют задачи как объектами преподавания философии права.
Следовательно, философия права изучается в связи с юридическими науками. Но
темы в философии права не является темой для отраслевых юридических наук,
которые охватывается отдельные правовые вопросы. А в философии права изучается
общие картины и взаимодействия права в связи с её своеобразными, отдельными
вопросами.
1.4. Применение компьютерных,
информационных и других современных технологий обучения.
Изучение дисциплины
осуществляется посредством использования традиционных и передовых методов
преподавания : полемики, экспресс - опросов, тестовых опросов, программного
обучения, проведения «круглых столов», деловых игр, коллоквиумов, проблемного
обучения, использования технических средств обучения и др…
II. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.
Введение
Тема: Предмет, структура и функции
философии права.
Введение в научный оборот
термина «философия права» и изменение ее предмета исследования в ходе истории.
Объект и предмет философии и
права. Отношение к бытию человека как правовое существо как основной вопрос
философии права. Философии права как наука изучающая правовое бытие в целостном
виде и наиболее общих законов правового бытия как предмета.
Логическая структура философии права.
Цель изучения правовых взглядов – поиск их философско-методологических основ.
Правовая онтология. Правовая диалектика. Правовая гносеология и аксиология .
Полемика о методологии
познания права. Философские и нефилософские методологические уровни познания
права. Место философии права в системе методологии права. Соотношение философии
права с теорией государства и права находящихся в системе нефилософского уровня
методологии права. Относительность методологического характера юридических наук
в познании права. Зависимость использования методов познания права от
определенных пониманий и методологии.
Зависимость легистического и
юридического подхода к праву в юриспруденции от их философского понимания.
Проявления понимания действительности как содержания абстрактного мышления, а
понятия- суждения - умозаключения как её формы, и стиль мышления её сущности.
Виды стиля мышления. Диалектический стиль мышления и её этапы.
Стихийно-диалектическое, идеалистическо - диалектическое, материалистическо –
диалектическое и диалектико-культурное понимание права как философской основы
легистического и юридического подхода к праву.
Связь философии права с философией
и социальной философией. Система юридических наук и место философии права.
Проявление юридико-мировоззренческих и методологических функций философии права
через юридические науки.
Правовая идеология и
философия права. Значение философии права в формировании демократического
гражданского общества.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ
ВОЗЗРЕНИЙ: ПОИСК ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ.
Тема – 1. Философские корни правовых
взглядов в
древности и средневековье.
Понимание права в Древнем
Востоке: верховенство религиозно-мифологических мировоззрений и начало
наивно-светских взглядов.
Выражение в памятниках
Древнего Египта вопросов правопорядка через мифологические божественные образы.
Разработка законов народов
Древнего Востока и евреев опираясь на религиозной мифологии. Обожествление
правовых норм в учениях «Авесты» в Иране и Центральной Азии.
Теология как сильный фактор в
определении законов в Древней Индии. Религиозно-мифологическая форма изложения
прав и обязанностей в эпических произведениях «Веде», «Упанишаде», «Рамаяне»,
«Махабхарате». Превосходство брахманизма в законах Ману. Критика божественности
закона и начало наивно-светского подхода к праву в школах Чорвака-локаята и
буддизма.
Трактовка правовых норм в
Древнем Китае во взглядах Конфуция опираясь на божественность морали. Во
взглядах Лао Цзи выдвижение естественности права и естественного равенства.
Выступления Хан Фея против религиозной мистики в своем легистическом подходе к
праву.
Обоснование права Древнем
Востоке в связи с религиозной моралью. Обычное право как основной источник.
Опора на религиозную концепцию в судебной практике.
Периодизации в Древней Греции
философских и правовых взглядов. Мифологические подходы к праву в поэмах Гомера
и Гессиода. Взгляды семьи мудрецов и начало очищения от мифологического подхода
к праву в законах Салона.
Идеи о равенстве Пифагора и
Фалси Халкидонского.
Начало
стихийно-диалектического подхода к действительности в учениях Гераклита. Об
источнике божественных законов для человеческих законов.
Превосходство натурфилософских
подходов в правовых взглядах Демокрита.
Выбор как мера человеческих
знаний в подходах софистов, идея в учениях Платона и человека в
политико-правовых учениях Аристотеля. Переход Эпикура от атомистических
воззрений к договорной интерпретации права. Выдвижение стоиков фаталистических
концепций естественного права.
Опора римлян Лукреция и
Цицерона на светское, а правоведы как Марициан на божественное содержание
воззрений греков о естественном праве.
Превращение христианства в
государственную религию. Синтезирование идей Платона и Аристотеля в
первоначальном христианстве. Синтезирование Аврелия Августина неоплатонизма с
христианством. Спор номиналистов и реалистов об универсии.
Теологическое и
философско-правовые воззрения Фомы Аквинсокого. Классификация законов. Его
взгляды о государственной и церковной власти. Формирование в средневековой
Европе церковных (католических прав) законов из обычного права.
Ослабление католического
права в Европе в период Возрождения. Превосходство легистических, субъективно -
идеалистических направлен-ности в политико-правовых взглядах Николо Макиавелли.
Религия ислама и связь
философских и правовых воззрений мыслителей Центральной Азии в средневековья.
Общие черты суфизма и шариата .
Наличие пантеизма во взглядах
Фарабия, Беруни, Ибн Сина и Навои.
Онтологическое и
социально-философские воззрения Абу Наср Фароби как предпосылка в формировании
его правовых взглядов. Логическая установка в философских взглядах Абу Райхана
Беруни, означавшее переход от первопричины к географической среде и от неё к
человеческой общности и договору. Ибн Сина о человеческих общинах и
потребностях к справедливому закону. Взгляды А. Навои о справедливом государе и
справедливом порядке.
ТЕМА- 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КОРНИ
ПОНИМАНИЯ ПРАВА В НОВОЕ ВРЕМЯ.
В XVII-веке и начале XVIII
века первоначальные философские точки зрения в понимании права в странах
Европы. Начало превращения философии эпохи Возрождения в Западной Европе
натурфилософский, механический характер на основе расширения производства,
достижений естествознания и открытий. Распростронение в юриспруденции концепции
естественного права и позивитизма.
Общественные изменения в XVII
веке в Голландии. Естественный подход к праву Г.Гроция. Пантеистическая
сущность естественно-правовых взглядов Б.Спинозы.
Англия в новое время.
Постановка опыта Ф.Бэконом как основа познания правовых явлений. Выдвижение
представителей дворян и церкви патриархальную концепцию власти по отношению к
новым взглядом в юриспруденции. Механический характер правовых взглядов
Т.Гоббса. О свободе суверенной власти. Т.Гоббс как родоначальник буржуазного
юридического позитивизма.
Борьба индепедентов в Англии
за свободу вероисповедания.
Сенсуализм Дж.Локка. Его
переход от общественного договора к огосударствлению естественных прав.
Деистический смысл понимания Дж.Локка как механическим состоянии правовых
явлений.
Борьба С.Пуфендорфа,
Х.Томазий, Х.Вольфа за очистку юриспруденции от христианства в Германии в эпохи
просвещения.
Понимание Дж.Вико в эпохи
Просвещения в Италии юридических законов в связи от фазы истории человечества.
Первоначальные философские
точки зрения в понимании права в ХVIII веке и начала XX веке в странах Европы.
Субъективно- идеалистический характер правовых взглядов Ч.Беккериа.
Полубожественный и светский
характер политических и правовых взглядов Ф.Терокоповича, Н.Татищева,
И.Т.Поселекова, М.М.Хербатова в России.
Начато превращение светским
характером политических и правовых взглядов А.Н.Радищева и других
просветителей.
Выдвижение концепции
естественного права просветителей в борьбе против абсолютизма в Франции в
первой половине XVIII-века.
Деистический характер
правовых взглядов Ф.М.Вольтера. Основание Ш.Л.Монтескьё географического
направления в социологии. Его утверждение в деистическом позиции в области
мировоззрении. Деистический и механистический характер правовых взглядов
Ш.Л.Монтескьё. Светская общность в философском и правовом воззрении Д.Дидро.
Выдвижение Г.Гельвецием поиска права в общественной среде. Взгляды А.Гольбаха о
естественной причинности в праве. Пантеистический характер правовых взглядов
Ж.Ж.Руссо.
Первоначальные понимании в
правовых взглядах в Европе в конце XVIII –XIX веков.
Общественно-политическое
обстоятельство в Германии в первой половине XIX века. Две ступеньки учения
И.Канта. Его выводы о легитимности законов из проявления воли личной свободы
соответствующего по нравственным правилам и внутренней императивности людей в
его объективно идеалистических взглядах о «вещи в себе» и «вещи для нас»,
априорном и апостериорном знании, императивных правилах.
Вопросы субъекта и его
активности в философских и правовых взглядах И.Фихте.
Составление исходной основы
идеализма и диалектики философского учения в правовом взгляде Г.Гегеля. Три
ступени познания: логика, философия природы и философия духа. Переход
абсолютного духа от субъективного (антропология, феноменология, психология)
духа к объективному (право, мораль и нравственность) духу в философии духа.
Объективный дух как объективизации своей свободы абсолютного духа выход из
субъективности. Абстрактное право, мораль и нравственность как формы идеи
права.
Возникновение исторической
школы права в Германии в конце XVIII века.
Либерализм в
политико-правовых взглядах в Западной Европе в первой половине XIX века.
Позитивистское учение
О.Конта. Г. Спенсер и «социал дарвинизм». Влияние их учений на юриспруденцию.
Разнообразность исходных
философских корней правовых взглядов М.Сперанского. Н.Карамзина, П.Пестальа и
Н.Муравьева.
Продолжение Р.Ф.Йеринга
формально-догматического направления в юридическом позитивизме. Социологический
подход Л.Гумпловича к государству и праву. Первоначальные философские корни
правовых взглядов Р. Штаммлера, Ж. Остина и Ф.Ницше.
Философские корни правовых
взглядов в России и Туркестане во второй половине XIX века и начале XX века.
Возникновение
диалектико-материалистического понимания права.
ТЕМА-3.
ФИЛОСОФСКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ ПРАВА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ XX ВЕК.
Общественные изменения в ХХ веке.
Необходимость рассмотрения стиля мышления в научной жизни. Существование
традиционного подхода к праву и формирование новых пониманий.
Неопозитивистский –
легистический подход к праву и его субъективно-идеалистическое понимание.
Неопозитивизм как философское течение. Позитивизм и его этапы. Виды
неопозитивизма.
Юридический позитивизм как
отрасль позитивизма. Часть юридического позитивизма: этатический позитивизм,
феноменология права и антропологический позитивизм. Жон Остин и юридический
позитивизм. Этатический позитивизм как этап юридического позитивизма.
«Юриспруденция понятий» как формально-догматическая юриспруденция.
«Юриспруденция интересов».
Классический юридический
позитивизм.
Нормативизм или чистое учение
о праве Г.Кельзена.
Аналитическая юриспруденция и
учение Г.Харта как проявление логического позитивизма.
Феноменология права и её
проявление: социологическая юриспруденция, правовой реализм и
экзистенциалистическая концепция права.
Социологическая юриспруденция
и её направления. Австро-германская юридическая социология «живое право».
Взгляды Е.Эрлиха о «живом праве». Юридическая социология французского
солидаризма и институтционализма. Идея солидаризма Л.Дюги. Концепции
институтизации М.Оруи. Инструментально прагматический подход или Американская
социологическая юриспруденция. Р.Паунд об общественном контроле.
Правовой реализм:
прагматический позитивизм.
Экзистенциалистическое
понимание права.
Антропологический позитивизм:
психологическая концепция права.
Объективно-идеалистическое и
теологическое понимание права. Неокантианская концепция права. Неогегельянское
направление в праве. Онтологическая концепция Р.Марчича.
Религиозное понимание права.
Концепция «возрожденного естественного права».
Материалистическо -
легистическое понимание права в период социализма Советов и её ограниченность.
ТЕМА-4. ДИАЛЕКТИКО-КУЛЬТУРНОЕ ПОНИМАНИИ
ИСТОРИИ ВОЗНИКШЕЕ В СВЯЗИ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И.А.КАРИМОВА КАК НОВАЯ
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВА
Принципы диалектического
подхода к действительности. Общество и его своеобразная специфика
диалектического развития. Гражданское общество.
Выдвижение И.А.Каримовым
определяющей роли культуры в обществе. Культурное бытие основа существования и
развития социального бытия (общества). Четыре корреляционно-функциональных
закона вытекающих из культурного бытия: закон материальной основы, закон
социальной основы, законы управления и регулирования, закон гносеологической
основы. Место правового государства в системе закона управления и регулирования
как одна из корреляционно-функциональных законов. Выполнение закона
регулирования правовой культуры в системе культурного бытия. Закон социальной
основы и право.
Две концепции закона
определяющий роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию и
его методологическое значение в изучении права.
Определение исторических
типов культурного бытия разнообразности цивилизаций. Закономерности
зависимостей юридических норм от уровня цивилизаций.
Системаобразующие
субстанциональные элементы корреляционно-функциональной целостности культурного
бытия. Человек как главный субстанциональный элемент - субстрат культурного
бытия и культурность права. Осознанная потребность и интересы человека как
мотив возникновения культурного бытия. Потребность и интерес к праву.
Гносеологические основы
возникновения культурного бытия и право.
Общественная деятельность как
способ существования культурного бытия. Результаты общественной деятельности и
юридические законы.
Постановка И.А.Каримовым
вопроса об основном содержании и сущности выбранного пути перехода к
нормально-культурному развитию с путём эволюции и необходимость его
философско-методологического обоснования: субстанциональные законы культурного
бытия и юридические законы. Закон опережающего кругооборота культурного бытия
или основное диалектическое направлении развитии общественной, в т. ч. правовой
жизни. Возвышение общественных потребностей как общественного
культурно-субстанциональный закон и общественный, в т. ч. правовой прогресс.
Закономерность зависимости общественного, в т.ч. правового прогресса от
культурного бытия. Основная цель государства Узбекистана и деятельности
Президента И.А.Каримова – установление культурных, в т. ч. правово-культурных
ценностей.
ЧАСТЬ II. ПРАВОВАЯ ОНТОЛОГИЯ
ТЕМА – 1. СУЩНОСТЬ ПРАВА: ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
КАК ЯДРО ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ. КРИТЕРИИ ПРАВА.
Понятие правовой онтологии.
Правовая онтология как составная часть философии права. Концепции о правовой
культуре и их односторонности. Правовая культура как составная часть,
составляющая сущность правовой культуры. Правовая культура как человек и им
обработанная часть моментов правового предполагающего принуждения и соглашения
в целях их гарантирования. Правовая культура исходная начала
диалектико-культурного понимания права.
Зависимость правовых
процессов, тенденций от характера и уровня правовой культуры – ядро правовой жизни.
Право как момент общественных
отношений. Качественное свойства право как вид отношений: равенство,
справедливость и свобода, и диалектическая связь между ними.
Разнообразность и общность
определений права. Право-это равенство, справедливость, свобода между
субъектами, предполагающих основные связи – моменты общественных отношений на
уровне принуждения и соглашения и их гарантирования.
Право как диалектическое
единство дозволения и запрета. Естественные права и достигаемые права и их
объективность. Право и закон. Функционирования позитивного права как форма по
отношению к объектному содержанию права.
Классификация права и его
зависимость от структур общественных отношений.
Различие правового от
неправового. Проблема определения критериев право. Общий интерес и правового.
ТЕМА-2. СТРУКТУРА ПРАВОВОГО БЫТИЯ (ЖИЗНИ):
СИСТЕМАОБРАЗУЮЩИЕ СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО БЫТИЯ.
Соотношение понятий «правовое
бытие» и «правовая жизнь», «правовая сфера» и «правовая система». Споры в
научной литературе по разделению составных частей правовой жизни. Правовое
бытие и проблемы её формы существования. Правовая материя, пространства и
время. Проблемы существования правовой жизни (бытия).
Субстанциональные элементы
правовой культуры как системообразующие субстанциональные элементы правового
бытия. Правовые явления, которые непосредственно возникают в связи с
субстанциональными элементами правового бытия.
Человек и его общности как
правовое существо. Проявление человека и его общностей как главной,
интеграционный субстанциональный элемент – субъект-субстрат правового бытия.
Субъект права, его две стороны – правоспособности и дееспособности, и их
диалектическая связь.
Правовая потребность и
интерес как мотив (причина) и источники первого порядка возникновения правового
бытия. Соответствие и примирение интересов.
Правосознание, правопознание,
правовая оценка, правовая цель и план как гносеологические основы правового
бытия.
Правовая деятельность как
способ существования правового бытия. Творчество права и реализации её результатов
как этапы правовой деятельности. Результаты правотворчество - юридические
нормы, группа, институты как официальный источник правовой жизни. Место и роль
государство в творчестве и реализации право. Взаимодиалектическое отношение
законодательной, исполнительной и судебной власти. Своеобразная видимость
системообразующих субстанциональных элементов правового бытия в отраслях права.
Субстанциональные элементы существования и совершенствования уголовного права.
ЧАСТЬ III. ПРАВОВАЯ ДИАЛЕКТИКА.
ТЕМА-1. ЗАКОНЫ СУБСТАНЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПРАВОВОГО БЫТИЯ.
Понятия правовой диалектики.
Учение правовой диалектики как составная часть философии права. Классификация
объективных юридических закономерностей. Единство и различие между
закономерностей развития и функционирования правового бытия.
Генетическое одно целое
системообразующих субстанциональных элементов правового бытия как закон
субстанциональной целостности.
Объективные юридические
законы и зависимость правовых тенденций от характера и уровня этих законов.
Стихийность и планомерность в праве.
Проявление закона взаимного
перехода количественных и качественных изменений диалектики через закона
субстанциональной целостности правового бытия. Количественное и качественное
единство в правовом бытие как мерило его существования. Закон субстанциональной
целостности правового бытия как составляющий механизм изменения в правовой жизни.
Проявление данного закона в уголовном праве.
Относительно качественно
разделение субстанциональных элементов правового бытия на три этапа. Закон
субстанционального опережающего кругооборота правового бытия. Закономерные
процессы в данном кругообороте порождающего первый этап второго, второе
третьего и обеспечивающего третьего существования первого. Составляющего корень
данного закона эволюционного, нормального, культурного развития правового
бытия.
Проявление закона единства и
борьбы противоположностей в законе субстанциональном опережающем кругообороте
правового бытия. Противоречие между правовыми потребностями и правореализаций
как основной источник субстанционально опережающего кругооборота правового
бытия.
Дозволения и запрет в праве,
объективности их упорядочения. Диалектика соответствия дозволения и запретов в
праве.
Прорастание на уровень
конфликта несоответствия между нормами дозволения и запретов в праве.
Конфликт между правовыми
потребностями и правореализацией как основной вид юридических конфликтов.
Происхождение юридических конфликтов в материальной, социальной,
политико-правовой и духовной жизни общества. Общие пути разрешения юридических
конфликтов.
Правонарушения как вид
разрушения единство дозволения и запрета. Причины правонарушений и пути их
предотвращения. Место совершенствования законов и правового воспитания в
предотвращении правонарушений.
Закон возвышения правовых
потребностей и направленность правового прогресса на основе диалектического
отрицания.
Проявление субстанциональных
законов опережающего кругооборота правового бытия и возвышения правовых
потребностей в уголовном праве.
ТЕМА-2. УНИВЕРСАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ПРАВОВОГО БЫТИЯ.
Проблемы сущности и явлении в
системе универсальной взаимодействии правового бытия. Критика марксистских
воззрений о сущности права.
Сущность права и закон.
Правовые явления как проявления сущности права. Классификация правовых явлений.
Диалектика взаимозависимости сущности и явления в праве.
Диалектика перехода от
правовых явлений к их сущности первого порядка, и от него к сущности второго
порядка и затем к сущности третьего порядка. Первичные и вторичные, властные и
подвластные юридические явления. Правовые явления институты и случаи, связанные
и несвязанные с процессом. Значения использования от диалектики сущности и
явления права.
Моменты отдельного, общего и
всеобщего в системе универсального взаимодействия правового бытия. Диалектика
отдельное, общее и всеобщее в праве. Верховенство общих сторон и связей права в
отдельных правовых явлениях. Не повторяемость отдельных сторон и свойств в
правовых явлениях. Отражение тех или иных сторон отдельных явлениях общих
правовых сторон и связей.
Общие и своеобразные черты
созидание системы правового бытия в Независимой Республики Узбекистан.
Проявление диалектики
правового отдельного, общего и всеобщего во взаимодействии международных
правовых актов, конституционных норм и отраслевых правовых норм.
Методологическое значение
познания универсальных связей правового бытия.
ТЕМА-3. СТРУКТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПРАВОВОГО БЫТИЯ.
Значения познания структурных
взаимодействий правового бытия. Взаимодействие бытия и правового бытия как
взаимодействия целого и элемента. Взаимодействие социального бытия и правового
бытия как взаимодействия части и элемента. Взаимозакономерное соотношение
«вертикальных» и «горизонтальных» связей в дифференциации правовой системы.
Содержание и формы права.
Диалектическое единство содержании и форма права. Диалектика естественного и
позитивного права. Диалектика объективного и субъективного в праве. Внутренние
связи общих и отраслевых прав. Определяющая роль содержание права и
относительная самостоятельность форм права. Методологическое значение познания
содержания и форма в праве. Диалектика содержания и форма в уголовном праве.
Система и структура в праве.
Уровни системности в праве. Место упорядочности в структуре праве. Значение в
законодательной технике системно-структурного похода к праву.
ТЕМА-4. ДЕТЕРМИНАЦИОННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ПРАВОВОГО БЫТИЯ.
Детерминационные
взаимодействия права. Концепция правового детерминизма. Правовой детерминизм
как принцип правопознания. Правовой детерминизм как составной части правовой
диалектики.
Причина и следствие в праве.
Диалектика взаимозависимости причина следствие в праве. Правовая причинность
как момент закономерных общих связей в правовой действительности. Момент
передачи информации. Разнообразность причинных связей в праве. Причинность и
целесообразность в праве. Критика марксистских, идеалистических и
метафизических воззрений о причинности. Методологические значение принципа
правовой причинности для правовой теории и практике.
Необходимость и случайность в
праве, и их своеобразие. Момент обязательности в правовой необходимости.
Случайные правовые явления как формы проявления и дополнения правовой
необходимости. Причинная обусловленность правовых случайных явлений. Критика
идеалистических и антидиалектических воззрений о правовой необходимости и
случайности. Методологическое значение изучения необходимых и случайных связей
права для теории и практики.
Диалектика возможности и
действительности в праве. Правовая возможность как момент развития правовой
действительности. Правовая действительность как проявление правовых
возможностей. Диалектика возможности и действительности в праве.
Разнообразности правовых возможностей. Момент вероятности в правовой
действительности. Переход возрастания от субъективного права к объективному
праву. Роль субъективных факторов в превращении правовых возможностей к
правовой действительности. Значение познания диалектики возможности и
действительности в праве для теории и практики.
Детерминационные
взаимодействие в уголовном праве.
ТЕМА-5. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ПРАВОГО БЫТИЯ.
Корреляционно-функциональное
место правовой жизни в системе обществе. Потребность правового регулирования
сферы общественной жизни - материальной, социальной, политико-правовой и
духовной. Общность и различие философского анализа права от легистического,
т.е. анализа её в системе функционирования общественных норм.
Определяющей роли социальной
основы закона в системе корреляционно – функциональных законов и его
возникновение и функционирование как фактор и предполагающая связь
существования прав человека. Проявления закона социальной основы как созидателя
и носителя-субъекта права.
Человек, его общности и
права.
Проблемы познания моментов
правового в политической жизни. Зависимость правового регулирования
политической жизни от закона субстанционального опережающего кругооборота
политический культуры как ядро политической жизни. Взаимодействие государства и
права. Основные части правового государство.
Основная часть материальной
жизни: зависимость от юридического регулирования хозяйственной жизни от закон
субстанционального опережающего кругооборота хозяйственной культуры.
Важная часть материальной
жизни: зависимость правового регулирования экожизни от закона
субстанционального опережающего кругооборота экокультуры.
Духовная жизнь: зависимость
правового регулирования религиозной жизни от субстанциональных законов
существования религиозной культуры. Функциональное взаимодействия морали и
право. Функционирование юридических основ эстетической и научной жизни, системы
обучения – воспитания и средств информации.
ЧАСТЬ 4. ПРАВОВАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ И
АКСИОЛОГИЯ
ТЕМА-1. ПРАВОВАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ И ПУТИ
ПОЗНАНИЯ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
Правовая гносеология и её
аспекты. Правовая гносеология и аксиология как составные части философии права.
Диалектический путь познания права. Истинность и достоверность в праве. Идея,
проблема, гипотеза, теория, научное предвидение как формы научного познания
права.
Взаимоотношение диалектики,
философских и частных методов в юридических науках. Самостоятельные и
несамостоятельные методы научного познания права. Юридико-технические методы,
методы созидания права и методы применения права.
Правовая концепция об общем
интересе основа аксиологического подхода к праву. Естественно-правовая и
юридико-либертарная аксиология. Диалектический путь познания правовых ценностей
как определения свойств правовых явлений. Проявление ценностей правовых явлений
через эффективность правовых явлений. Критерии эффективности права и общие
условия его функционирования.
ТЕМА-2. ПРАВОВАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ:
КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ.
Конкретно-социологические
исследования права как составная часть юриспруденции. Разделение на две части
программ конкретно-социологических исследований.
Методологическая часть
программ исследавания. Разработка концепции исследования. Интерпретация
основных понятий. Гипотеза исследования.
Процедурная часть программ
исследования. Разведывательный, описательный и экспериментальный план.
Классификация методов. Требования проверяющий истинности процедуры.
Методы собрания эмпирических
данных. Метод наблюдения и её виды. Качественный и количественный анализ.
Использование от статических данных.
Изучение документов.
Социологический анализ юридических документов, судебной практики, неюридических
документов, художественной литературы и документов прессы. Количественный
анализ документов.
Метод опроса. Выбор - это
проведение опроса по выбранному исследуемому объекту. Составление анкет и
техника её распространения. Интервью и её виды.
Методы анализа эмпирических
фактов. Классификация эмпирических данных. Анализ количественных данных. Анализ
естественных данных. Разделение данных на простые и сложные группы. Важность
определения упорядочности в классификации.
Методы анализа эмпирических
зависимостей. Функциональный тип зависимостей. Статический тип зависимостей.
Принципы совместного появления событий и ковариации. Коэффициенты корреляции.
Составление диаграммы. Дисперсионный анализ. Эксперимент. Эксперимент
разработки законов. Лабораторный эксперимент. Проверка гипотез. Моделирование.
Причинное, структурное и гипотетическое объяснение.
Научное и практическое
значение социологических исследований в юриспруденции.
III. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ
ИЛИ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ, РАСЧЕТНО - ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ
(РЕФЕРАТ), КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ)
3.1. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ
СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.
1. Предмет, структура и
функции философии права.
2. Философские корни
правовых взглядов в древности и средневековье.
3. Первоначальные
философские корни понимания права в новое время.
4. Философско -
методологические основы понимания права в новейшее время (ХХ век).
5. Диалектико-культурное
понимание истории как новая социально-философская методология исследования
права.
6. Сущность права:
правовая культура как ядро правовой жизни.
7. Структура правовой
жизни (бытия): системаобразующие субстанциональные элементы правового бытия.
8. Субстанциональные
законы развития правового бытия.
9. Универсальное
взаимодействие правового бытия.
10. Структурные
взаимодействия правового бытия.
11. Детерминационные
взаимодействия правового бытия.
12. Закономерности и
функционирования правового бытия.
13. Правовая гносеология
и диалектический путь познания правовых ценностей.
14. Правовая гносеология:
конкретно-социологические исследования в юриспруденции.
3.2. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ (КОНТРОЛЬНЫХ)
КУРСОВЫХ ЗАДАНИЙ.
1. Общность и различие
между юридической социологией нормативизма и «живое право».
2. Правовая культура как
ядро правовой жизни.
3. Различие
диалектико-культурного понимания права от его материалистического понимания.
4. Качественные свойства
права и диалектическая связь между ними.
5. Проблема критериев
права.
6. Уровни методологии
познания права.
7. Сущность
диалектического понимания права.
8. Структура правового
бытия.
9. Правовая практика и
её место в познании права.
10. Диалектика
объективного и субъективного в праве.
11. Правовая
действительность как способ существования правового бытия.
12. Правовая потребность
как мотив возникновения правового бытия.
13. Человек и его общности
как главный субстанциональный элемент правового бытия.
14. Верховенство
корреляционно-функциональных законов общества в правовой жизни.
15. Своеобразие проявления
субстанциональных законов развития общества в правовой жизни.
16. Функционирования
результатов правотворчество как источник и средства в правовой жизни.
17. Проявление закона
взаимного перехода количественных и качественных изменений в законе
субстанциональной целостности правового бытия.
18. Проявления закона
единства и борьба противоположностей в законе субстанциональном опережающем
кругообороте правового бытия.
19. Закон возвышения
правовых потребностей и направленность правового прогресса на основе отрицания-
отрицания.
20. Диалектика сущности и
явления в праве.
21. Диалектика всеобщего,
общего и отдельного в праве.
22. Диалектика целое и
части в праве.
23. Диалектика содержания
и форма в праве.
24. Система и структура в
праве.
25. Диалектика
необходимости и случайности в праве.
26. Диалектика причины и
следствия в праве.
27. Диалектика возможности
и действительности в праве.
28. Кругооборот в
хозяйственной жизни и функционирование хозяйственного права.
29. Субстанциональный
кругооборот экожизни и функционирование экоправ.
30. Закон социальной
основы и классификация прав человека.
31. Кругооборот в
политической культуре и регулирование политической жизни.
32. Мораль и право, их
диалектическое взаимодействие.
33. Религиозная жизнь и
право.
IV. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПО СЕМЕСТРАМ.
Семестр
|
Трудоёмкость
|
Распределение
объёма учебной нагрузки по видам аудиторных занятий (в час)
|
Самообразование
|
Всего
|
Лекции
|
Практические занятия
|
Лабораторные занятия
|
Семинары
|
Курсовая работа
|
1-семестр
|
64
|
64
|
30
|
-
|
-
|
24
|
-
|
-
|
Всего:
|
64
|
64
|
30
|
-
|
-
|
24
|
-
|
-
|
V. КОНТРОЛЬ
УСПЕВАЕМОСТИ.
5.1. ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО СЕМЕСТРАМ
Семестр
|
Вид контроля
|
%
|
Максимальный
балл (100 %)
|
Проходной балл
(55%)
|
1-семестр
|
Текущий
|
40
|
24,00
|
13,2
|
Промежуточный
|
30
|
18,00
|
9,9
|
Итоговый
|
30
|
18,00
|
9,9
|
Всего (текущий и промежуточный)
|
70
|
42,00
|
21,1
|
Всего (итоговый)
|
30
|
18,00
|
9,9
|
Всего
|
60,00
|
31,0
|
5.2. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Неудовлетворительно
(меньше 55%)
|
Удовлетворительный
(55-70%)
|
Хорошо
(71-85%)
|
Отлично
(86-100%)
|
балл
|
балл
|
балл
|
балл
|
min
|
max
|
min
|
max
|
min
|
max
|
min
|
max
|
0,00
|
32,99
|
33,00
|
42,59
|
42,6
|
51,59
|
51,6
|
60,00
|
VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ.
%
|
Название занятий
|
Лекция (час)
|
Семинар (час)
|
1.
|
КИРИШ.
Предмет, структура и функция
философии права.
|
2
|
2
|
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ: ПОИСК ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ КОРНЕЙ.
|
2.
|
Философские корни правовых
взглядов в древности и средневековье.
|
1
|
2
|
3.
|
Первоначальные философские корни
понимания права в новое время.
|
1
|
2
|
4.
|
Философско-методологические
основы понимания права в новейшее время (ХХ век).
|
2
|
2
|
5.
|
Диалектико-культурное понимание
истории возникшее в связи с деятельности И.А.Каримова как новая
социально-философская методология исследования права.
|
4
|
4
|
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
ПРАВОВАЯ ОНТОЛОГИЯ
|
6.
|
Сущность права: правовая культура
как ядро правовой жизни. Критерий правового
|
1
|
2
|
7.
|
Структура правовой жизни (бытия):
системаобразующие субстанциональные элементы правового бытия.
|
2
|
4
|
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.
ПРАВОВАЯ ДИАЛЕКТИКА.
|
8.
|
Законы субстанционального
развития правового бытия.
|
2
|
2
|
9.
|
Универсальные взаимодействие правового
бытия.
|
2
|
2
|
10.
|
Структурные взаимодействие
правового бытия.
|
2
|
2
|
11.
|
Детерминационные взаимодействие
правового бытия.
|
2
|
4
|
12.
|
Закономерности функционирования
правового бытия
|
2
|
4
|
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.
ПРАВОВАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ.
|
13.
|
Правовая гносеология и путь
познания правовых ценностей.
|
1
|
2
|
14.
|
Правовая гносеология:
конкретно-социологические исследования в юриспруденции
|
2
|
4
|
|
Жами
|
26
|
38
|
|
|
|
|
|
|
|
7. ЛИТЕРАТУРА.
7.1.1. Конституция Республики
Узбекистан. – Т. : «Ўзбекистон», 2003г.
7.1.2. Каримов И.А.
Узбекистан: свой путь обновления и прогресса. – Т.: «Ўзбекистон».1992г.
7.1.3. Каримов И.А. Наш путь
– путь независимый государственности и прогресса. – Т.: «Ўзбекистон», 1994 г.
7.1.4. Каримов И.А. Основные
принципы общественно-политического и экономического развития Узбекистана. – Т.:
«Ўзбекистон», 1995г.
7.1.5. Каримов И.А.
Узбекистан по пути углубления экономических реформ. – Т. «Ўзбекистон», 1995г.
7.1.6. Каримов И.А.
Узбекистан на пороге ХХ1 века: угроза безопасности, условия и гарантия прогресса.
– Т: «Ўзбекистон», 1997г.
7.1.7. Каримов И.А. Идеология
– это объединяющий флаг науки, общества, государства. Т: «Ўзбекистон», 1998 г.
7.1.8. Каримов И.А.
Миллий истиєлол мафкураси –халє эътиєоди ва буюк келажакка ишончдир («Фидокор»
газетаси мухбири саволларига жавоблар).- Т:«Ўзбекистон», 2000 (на узбекском
языке).
7.1.9. Каримов И.А.
«Справедливость в приоритете закона». Доклад на VI-сессии второго созыва Олий
Мажлиса Республики Узбекистан. «Народное слова» 30 августа 2001 года.
7.1.10. Каримов И.А.
Узбекистан, устремленный в ХХ1 век. –Т: «Узбекистан», 1999г.
7.2. Дополнительная литература
7.2.1. Абу Наср ал Фароби. «О
взглядах жителей добродетельного города». – Т: «Шарє», 1997 (на узб. языке).
7.2.2. Азизхыжаев А.А.
«Государственность и духовность» - Т: «Шарє», 1997 (на узб. языке).
7.2.3. Абдуллаев Е.В. Очерки
культуры доисламской Центральной Азии: Религия, философия, право. – Т.: «Мир
экономика и права». 1998г.
7.2.4. Алексеев С.С. Право:
азбука-теория-философия: опыт комплексного исследования. – М.: «Сатут», 1999г.
7.2.5. Аристотель. Политика.
– М.: 1911г.
7.2.6. Абдухоликов С. Свобода
совести: проблемы методологии. – Т.: «Фан», 1997г. (на узб. языке).
7.2.7. Абдухоликов С. Свобода
совести и философия права // Жур. «Ѕаёт ва єонун» 1977 №11 (на узб.языке).
7.2.8. Абдухоликов С. Стиль
мышления и свобода советы // Жур «Ѕаёт ва єонун». 1977г. №12 (на узб. языке).
7.2.9. Абдухолиєов С. Философия права и
юридическая социология // Жур. «Ѕаёт ва єонун». 1999г. №5 (на узб. языке).
7.2.10. Абдухаликов С. Главный
критерий развитии общества // Жур. «Тафаккур». 1998, №4 (на узб. языке).
7.2.11. Абдухоликов С.
Философско-правовая методология совершенствования закона о свободе совести //
Жур. «Єонун химоясида ». 1999 №23 (на узб. языке).
7.2.12. АбдухоликовС. Особенности
методологических основ юридической политики и религии в Республики Узбекистан.
// «Поиск». Научный журнал Министерства образования и науки Республики
Казахстан. 2001. №2.
7.2.13. Абдухоликов С.
Критика методологических основ исследования в области общественных наук. //
Жур. Халє таълими. 2002. № 1 (на узб. языке).
7.2.14. Абдухоликов С.
Правовое бытие: ее универсальные взаимодействие и религиознная жизнь. //Жур. «Ѕаёт ва
єонун», 2002.
№1.
7.2.15. Абдухоликов С.
Социально - философская идеология независимости Узбекистана и история
культуры.-Т.: «Научно-просветительская ассоциация интеллигенции Узбекистана»,
1993 (на узб. языке).
7.2.16. Абдухолиєов С.
Диалектико – культурное понимание истории. // Мустаєил Ўзбекистон: фалсафа
фанларининг долзарб муаммолари. VII –Т.: «Фан», 2000
7.2.17. Абдухолиєов С. Проблемы методологии прав
свободы совести граждан Республики Узбекистан. Автореферат на соис. уч. ст.
доктора философских наук.- Т: 2002.
7.2.18. Баскин Ю.Я. Очерки
философии права.-М.: “Юрист”, 1998.
7.2.19. Беккериа Ч.О. О
преступлениях и наказаниях.-М.: 1995.
7.2.20. Бобоев Щ. Амир Темур и его
взгляды.-Т.: “Ўзбекистон”, 1992.
7.2.21. Власть и право.-М.:
1990.
7.2.22. Гаджиев К. Концепция
гражданского общества. //Вопросы философии. 1991 г., №7.
7.2.23. Гегель Г.В.Ф.
Философия право.-М.: 1990.
7.2.24. Гельвеций К.А. О
человеке.-М.: 1998.
7.2.25. Даев В.Г. Взаимосвязь
уголовного права и процесса.-Л.: 1982.
7.2.26. Гревцев Ю.И. Очерки
теории социологии права.-СПб., 1996.
7.2.27. Желтова В.П.
Экзистенциалисическая философия права. Автореф. дисс. канд. филос. наук.-М.:
1969.
7.2.28. Жалолов А.
Мустаєиллик масъулияти.-Т.: “Ўзбекистон”, 1996.
7.2.29. Жумаев Р.З.
Политическая система Республики Узбекистан: становление и развитие.-Т.: “Фан”,
1996.
7.2.30. Зарипов С.З. Правовой
механизм профилактики преступлений.-Т.: “Ўзбекистон”, 1990.
7.2.31. Исламов З.М.
Общество. Государство. Право.-Т.: “Адолат”, 2001.
7.2.32. История политических
и правовых учений.-М.: “Юридическая литература”, 1998.
7.2.33. История политических
и правовых учений. ИНФРА-М.: 1996.
7.2.34. Казимурчук В.П. Право
и методы его изучения.-М.: “Юридическая литература”, 1965.
7.2.35. Кальман Кульчар.
Основы социологии права.-М.: “Прогресс”, 1981.
7.2.36. Кант И. Критика
чистого разума.-М.: “Мысль”, 1994.
7.2.37. Карбонье Ж.
Юридическая социология.-М.: “Прогресс”, 1986.
7.2.38. Кельзен Г. Общее
учение о праве.-М.: 1987.
7.2.39. Керимов Д.А.
Философские проблемы права.-М.: 1972.
7.2.40. Керимов Д.А.
Философские основания политико-правовых исследований.-М.: “Мысль”, 1986.
7.2.41. Керимов Д.А. Основы
философии права.-М.: 1992.
7.2.42. Каракетов Ю.,
Усмоналиев М. Криминология.-Т.: 2001.
7.2.43. Козлов В.А. Проблемы
метода и методологии в общей теории права.-Л.: 1989.
7.2.44. Козлов В.А., Суслов
Ю.А. Конкретно-социологические исследования в области права.-Л.: 1981.
7.2.45. Кокарев Л.Д.,
Кузнецов Н.П. Уголовный процесс: доказательство и доказывание.-М.: 1985.
7.2.46. Конфуций. Беседы и
высказывания.-М.: “Наука”, 1985.
7.2.47. Кудрявцев В.Н.,
Казимирчук В.П. Современная социология права.-М.: “Юристь”, 1996.
7.2.48. Кудрявцев В.Н.
Причинность в криминологии.-М.: 1968.
7.2.49. Лапаева В.В.
Конкретно-социологические исследования в праве.-М.: 1987.
7.2.50. Ли Д.А. Преступность
как социальное явление.-М.: 1997.
7.2.51. Лукич Р. Методология
права.-М.: “Прогресс”, 1981.
7.2.52. Малахов В.П.
Философия права.-М.: “Академический проект”, 2002.
7.2.53. Малинова И.П.
Философия правотворчества.-М.:1994.
7.2.54. Малинова И.П.
Философия права (от метафизики конвенция герменевтике).-М.: 1996.
7.2.55. Марцев А.И.
Диалектика и вопросы теории уголовного права.-Красноярск, 1990.
.2.56. Маткаримова Г. Права
женщин: миф и реальность.-Т.: 1998.
7.2.57. Миренский Б.А.
Методологические основы и методы совершенствования законодательства. - Нукус:
“Каракалпакистан”, 1990.
7.2.58. Методологические и
теоретические проблемы юридической науки.-М.: 1986.
7.2.59. Методологические
проблемы советской юридической науки.-М.: “Наука”, 1980.
7.2.60. Методологические
проблемы юридической науки.-Киев: “Наукова думка”, 1990.
7.2.61. Методологические
проблемы правоведения.-М.: 1994 г.
7.2.62. Монтеське Ш.О. О духе
законов.-М.: “Юридическая литература”, 1979.
7.2.63. Муєимов З.
Мовароуннаѕр фикѕ мактаби.-Самарєанд: “Зарафшон”, 1997.
7.2.64. Неновски Н. Право и ценность.-М.:
1987.
7.2.65. Нерсесянц В.С.
Гегелевская философия права: история и современность.-М.:1974.
7.2.66. Нерсесянц В.С.
Гегелевская диалектика права: этатизм против тоталитаризма.// Вопросы
философии.-1975, №11.
7.2.67. Нерсесянц В.С.
Гегель.-М.: 1979.
7.2.68. Нерсесянц В.С.
Философия права.-М.: “Норма”, 1998.
7.2.69. Нур Фарахат М.
Юридический позитивизм (Критический анализ). Автореф. дисс. ...канд. юрид.
наук.-М. 1975.
7.2.70. Овчинникова З.Л.
Философские проблемы государства и права.-М.: 1989.
7.2.71. Одилєориев Ѕ.Т.
Ўзбекистоннинг янги Конституцияси ва ѕокимиятлар бўлиниши принципи.-Т.: 1993.
7.2.72.
Одилєориев Ѕ.Т. Ўзбекистон Республикасининг Єонун чиєариш жараёни.-Т.:
“Адолат”, 1995.
7.2.73.
Осипов И.Д. Философия преступления.-СП.: 2000.
7.2.74.
Отахўжаев Ф.М. Никоѕ ва унинг ѕуєуєий тартибга солиниши.-Т.: “Ўзбекистон”,
1995.
7.2.75. Платон.
Государство.-М.: “Наука”, 1983.
7.2.76. Платон. Законы.-М.:
“Юридическая литература”, 1986.
7.2.77. Поздняков Э.А.
Философия государства и права.-М.: 1995.
7.2.78. Поликарпова Е.В.
Учение Канта о праве и государстве. Автореф. Дисс. ...канд. филос. наук.-М.:
1973.
7.2.79. Поппер К. Открытое
общество и его враги.-Т.1-2.-М.: 1992.
7.2.80. Право и идеология:
проблемы исторических взаимосвязей. СП.-М. 1991.
7.2.81. Пўлатов Ѕ. Сизни
яхши кўрар эдим, одамлар.-Т.: “Фан”, 1994.
7.2.82. Рахимов Ф.Щ. Теоретические и
практические проблемы создания демократического правового государства в
Республике Узбекистан. Автореф. дисс. ...юрид. наук.-Т.: 2001.
7.2.83. Раѕмонєулов Ѕ.Р.
Фуєаролик: ѕуєуєлар, эркинликлар, бурчлар.-Т.: “Ўзбекистон”, 1991.
7.2.84.
Раѕмонєулов Ѕ.Р., Раѕманов А.Р. Права человека: история и современность.-Т.:
1998.
7.2.85.
Рустамбоев М.Ѕ. Преступления против личности.-Т.: 1998.
7.2.86.
Рустамбоев М.Ѕ., Абдухолиєов С. Ѕуєує методологияси: ѕуєуєни тушуниш бўйича
изланишлар. (Жиноят ѕуєуєи фани ва виждон эркинлиги ѕуєуєлари асосида).
1-китоб.-Т.: 2003.
7.2.87.
Рустамбоев М.Ѕ., Абдухолиєов С. Ѕуєує методологияси: тарих ва ѕуєуєни диалектик
маданий тушуниш асослари. (Жиноят ѕуєуєи фани ва виждон эркинлиги ѕуєуєлари
асосида). 2-китоб.-Т.: 2003.
7.2.88.
Саидов А., Таджихонов У., Тошєулов Ж. Мустаєиллик ва ѕуєуєий мафкура.Т: 1995.
7.2.89. Семитко А.П. Правовая
культура общества: сущность, противоречия, прогресс.-Свердловск: “Урал”, 1990.
7.2.90. Старченко А.
Философия права и принципы правосудия в США.-М.: “Высшая школа”, 1969.
7.2.91. Спридинов Л.И.
Социология уголовного права.-М.: “Юридическая литература”, 1986.
7.2.92. Социальные
отклонения. Введение в общую теорию.-М.: “Юридическая литература”, 1984.
7.2.93. Таллер Р.И. Философия
как логика и методология познания права.-Саратов, 1989.
7.2.94. Тилле А.А. Время,
пространство, закон.-М.: 1989.
7.2.95. Тыраев Б.
Пространство, время, развития.-Т.: “Фан”, 1994.
7.2.96. Тихонравов Ю.В.
Основы философии права.-М.: “Вестник”, 1997.
7.2.97. Тожихонов У.,
Саидов А. Ѕуєуєий маданият назарияси. 2 томлик. Т.1-2.-Т.: 1998.
7.2.98.
Тошєулов Ж. Правовое государство-независимость, нация, экономика, идеология,
политика. Том 4.-Т.: “Адолат”, 1994.
7.2.99. Тылаганов А.Т.
Давлат ѕокимияти ва ўз-ўзини бошєариш органларининг фаолиятини ташкил этиш.-Т.:
“Университет”, 1996.
7.2.100.
Тўйчиев Б. Сиёсий маданият-маънавий єадриятларнинг алоѕида тизими. //Халє ва
демократия. 1992 й., № 7,8.
7.2.101.
Файзиев М. Ўзбекистон Конституциясининг моѕияти. -Т.: “Адолат”, 1998.
7.2.102. Файзуллаев О.Ф.
Мировой фонд методов научных исследований, его развития и внедрение в
Республике Узбекистан. //Общественные науки в Узбекистане. 1995 г., № 10, 12.
7.2.103. Философия. Часть
вторая: Основные проблемы философии.-М.: “Юристь”, 2003.
7.2.104. Философия права
Гегеля и современность.-М.: 1977.
7.2.105. Философские проблемы
государства и права.-Саратов, 1988.
7.2.106. Философские проблемы
субъективного права.-Ярославь, 1990.
7.2.107.
Ѕусанов О.Т. Ўзбекистон Республикасида давлат органлари.-Т.: “Шарє”, 1996.
7.2.108.
Ѕусанов О.Т., Каримова О. Инсон ѕуєуєлари.-Т.: “Ўзбекистон”, 1997.
7.2.109. Четвериков В.А.
Современные концепции естественного права.-М.: 1988.
7.2.110. Чичерин Б.Н.
Философия права.-М.: 1900.
7.2.111. Цицерон. О
государстве.-М.: “Планета”, 1990.
7.2.112.
Шораѕметов Ш.Ш. Ўзбекистон Конституцияси ва суд ѕокимияти.-Т.: “Адолат”, 1996.
7.2.113.
Шермуѕаммедов С. Фалсафа фани янгиланишининг баъзи муаммолари.-Т.: “Фан”, 1996.
7.2.114. Щегорцов В.А. Социология
правосознания.-М.: “Мысль”, 1981.
7.2.115. Юридическая
конфликтология.-М.: 1995.
7.2.116. Явич Л.С. Сущность
права.-Л.: 1985.
О Г Л А В Л Е Н И Е
1. Предисловие……………………………………………………………3
2. Программа дисциплины………………………………………………5
3. Примерный перечень тем практических или
семинарских занятий, лабораторных работ, расчётно-графических работ (рефератов,
курсовых работ, проектов)……………………………………..…….…………………20
4. Объём учебной нагрузки по семестрам………………………………22
5. Контроль успеваемости………………………………………………..22
6. Тематический план знятий…………………………………………….22
7. Литература……………….……………………………………………..24
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
краткая
учебная программа
Редактор: Неклесса Г.
Коррректор: Мирзажонова Н.
Техник редактор: Мирзалиев М.
Компьютерная верстка: Нурлибаев Ф.
Подписано в печать: . Усл. печ.
л: Тираж: . Заказ:№
Отпечатано в
типографии ТГЮИ
Ó
Ташкентский государственный юридический институт, 2004 г.
г.
Ташкент, Сайилгох 35.