Античная философия классического периода
Античная философия классического
периода
План.
1.
Софисты и Сократ.
2.
Мир идеи Платона.
3.
Аристотель:Онтология и
этика.
Философия-одна из древнейших сфер духовной
жизни.Вся многогранная культура обуславливающая различные
цивилизации,существовавшие в прошлом и существующие в наши дни,в качестве
важнеишеи составляющеи включает в себя ту или иную сумму философских знаний.
Софисты появились и могли появиться только тогда,когда развитие
греческой демократии уже сильно размыло те границы,которые существовали между
сословиями.Оно таким образом смыло прежние каналы бытового уклада и ценностных
установок,ранее не подвергавшихся никакой рефлексии.Индивид почувствовал себя
уже не просто членом своего ''цеха '',а самостоятельным лицом и осознал, что
всё,прежде принимавшееся им на веру,должно быть подвергнуто критике.Субъектом
критики он считал самого себя.Вот это выделение индивида,как самостоятельной
реальности и было той почвой ,на которой только и смогла появиться софистика.
Во второй половине 5 в.до н.э. в Греции возникло интеллектуальное
течение,называемое софистикой.Слово происходит от двух слов:любовь и мудрость.
Софисты способствовали дальнейшему развитию
индивидуализма,релятивизируя всё то,что прежде выступало в качестве
традиционных истин.Софисты были в Греции особым слоем осуществляющим философию
связывания воедино всех остальных групп и индивидов ,не случайно политическая
деятельность и подготовка к ней были одним из основных занятий софистов.
Софистов справедливо называли представителями греческого
Просвещения.Они не только углубляли философские учения прошлого,сколько популяризировали
знания,распространяя в широких кругах своих многочисленных учеников то,что уже
было преобретено к тому времени философиеи и наукой.
Софистика-учение хитроумно вести прения Софисты сделали важный
шаг на пути к созданию науки о языке,в частности Протагор занимавшийся
категориями словоизменения и синтаксисом предложения ,он заложил основы учения
о синонимах,а Гиппий-граматики.
Главным тезисом Протагора был следующий:Человек есть мера всех
вещей,существующих в том,что они существуют,и несуществующих,в том,что они не
существуют.Горгий доказывал в своих трудах,что бытие и небытие-суть одно и
тоже.Отсюда делал софистический вывод о том,что вообще ничего не
существует,либо существует только небытие.Трасимах и Критий скептически
относились к социальной справедливости.
Но с другой стороны софистика-это нечестный путь ведения
споров,с помощью которого используются уловки,позволяющие обескуражить
других,любой аргумент,лишь бы добиться поставленной цели.Протагор говорил:’’То
что я думаю и есть истина’’.Софисты положили начало такой науки как
аргументация.
Софисты создали в Греции небывалый культ слова и тем самым
превознесения риторики.Язык был орудием воздействия на сознание.Сразить
противника любым аргументом-стратегия софистов.
Софисты были первыми философами,которые за своё учение брали
деньги.
Главным противником софистов был Сократ.Это один из самых
известных персонажей древнегреческой философии,чьи идеи стали предметом
философских размышлений и дискуссий не только в Древнем мире,но и сейчас.
Родился он в Афинах между 470 и 469гг. до нашей эры.Жизнь его
была яркой,однако сложилась непросто,ибо он был сыном каменотёса и повивальной
бабки.О Сократе мы можем узнать лишь из диалогов Ксенофонта и Платона.Мудрейший
из всех ничего не написал,так как проповедовал свою философию только в устнои
форме,полагая,что только живое слово и непринуждённый диалог смогут донести
мысль до слушающего.Афиняне любили Сократа,считали его мудрецом,который победил
софистов.
По натуре это был очень добрый человек.Расхаживая в заплатанном
плаще по площади,он любил затевать разговоры с прохожими.И когда его спрашивали
почему ты,Сократ,ходишь босой и в таком одеянии ,он отвечал:,,Вы живёте для
того,чтобы есть,а я ем для того,чтобы жить’’.Казалось бы,какой простой ответ,но
сколько в этих словах мудрости!
Сократ учил,что есть обязательные для всех неписанные моральные
законы,но овладеть нравственностью удаётся лишь немногим,которые смогли этому
научиться и следовать получённым знаниям .Добродетель,высшее и абсолютное
благо,составляющие цель человеческой жизни,ибо только она даёт счастье.
Люди же часто заблуждаются и поступают безнравственно
потому,что просто не знают,что добро,а что зло.Добродетель неотделима от знания,как
неотделима и от счастья.Однако Сократ не обещал своим ученикам,что раскроет им
истину,ведь он сам говорил о себе:,,Я знаю что ничего не знаю’’.Он лишь
предлагал вместе,в дружеской беседе,отыскивать эту истину.Метод
обучения-диалектический:путем наводящих вопросов и ответов соображения
собеседника последовательно доводятся до абсурда и таким образом выясняется
истина,отделяемая от иных,ложных суждении.Сократ исходил из того,что каждый
человек уже содержит в себе знания истины,он не осознаёт её,пока предложенные
ему вопросы не приведут его к противоречию с самим собою,а следовательно,к
признанию собственного невежества,сомнения же в истинности прежних суждений
ведёт к самопознанию.Философ любил сравнивать себя с повивальной бабкой,ибо
помогал родиться истине.
Ему ставили в вину скептическое отношение к демократическому
строю Афин.А он лишь ставил перед собою цель:как добиться того,чтобы власть в
государстве принадлежала компетентным людям.
Итак,недовльные,подозрительные,и с опаской относившееся к
Сократу,сограждане имели достаточно поводов,чтобы привлечь его к суду за
развращение молодёжи и за беззбожие и обречь великого философа на смерть.
Софисты научили греков рассуждать,но прочная духовная основа
была утрачена людьми образованными таким образом:вместе с традицией пали и
духовные ориентиры.Каждый сам начинает устраивать себе ориентиры, в зависимости
от своих нужд.
Всё относительно,мы свободны резать или не резать,убивать
или не убивать.И народ почувствовал опасность такой субъективной свободы.
Первым человеком,который осознал противоречие был Сократ.Он
размышлял:Что есть подлинная свобода?Это свобода,которой дирижирует не
рассудок,а разум.Произвол-это формальная свобода,имеющая бесконечное единое
Основание,а не множество конечных оснований,хотя бы и очень большое множество.
В диалоге,,Хармид” Сократом поставлена проблема :поиск
целомудрия в отличии от многомудрия и суемудрия софистов.Софистический рассудок
не только не видит единого содержания,но и утверждает,что целомудрия нет,что
истина не существует.
Софисты всегда имеют свой субъективный интерес.Для
разумномыслящего нет субъективного интереса.
Сократ никогда за своё учение не брал денег,т.к. в этом случае
размышление стало бы средством,а не целью.Вот за это он критикует софистов.
Резюме:принцип философии Сократа почти софистический:человек
есть мера всех вещей,но именно как размышляющий,становлящийся разумным.При этом
разум-способность не врождённая,её нужно воспитывать.Способ воспитания разумного
мышления-диалог с самим собой,цель которого достигнуть заранее не данного
единства формы и содержания или целомудрия.
Мир идей Платона.
Платон родился в Афинах в 427г. до нашей эры.Настоящее имя
Аристокл-широкоплечий.А прозвали его в молодости так за мощное
телосложение.Происходил из знатного рода и получил прекрасное образование.Стал
учеником Сократа,написал его знаменитые диалоги,что определило всю его жизнь и
творчество.
Платон как великий политический мыслитель,приложил все усилия к
тому,чтобы разработать проект государственного устройства,основанного на
справедливости,создав в результате философию объективного идеализма.
Учение о государстве,теория идей,этика и гносеология-основные
составляющие платоновской философии.
Учения Платона,в особенности его диалектический метод,оказали
огромное воздействие на развитие мировой философской мысли и науки.
Он также занимался анализом языка и мышления,проблемой бытия,а
также соотношением единичного и общего.
Был он также комическим поэтом,представителем древнегреческой
комедии.В пьесах Платона чувствуется политическая направленность и
злая,остроумная критика.
Философия для Платона-это некоторого рода созерцание истины.Оно
является чисто интеллектуальным,это не просто мудрость,но любовь к
мудрости.Каждый,кто занимается каким либо видом творческого труда,находится в
таком состоянии духа,когда истина или прекрасное представляется во внезапном
озарении.
В своём ,,Государстве” Платон подводит читателя через разные
предворительные рассуждения,чтобы заставить увидеть мир идей.
Истинным бытием по Платону,обладает только идея.Идея –это то,что
обычно мы называем всеобщим,которое,однако в данном случае берётся не как лишь
некоторое свойство конкретной вещи,а как само по себе существующее,как
сущность.Сущность представляет наднебесную область вместе с небесными
душами.Он говорит,что душа устремляется туда,где сияют истины и бытие,она
воспринимает их и познаёт,а это показывает её разумность.А когда она уклоняется
в область смешения со мраком-она тупеет.Это приводит к образу платоновской
пещеры.
Тех,кто лишены философии,можно сравнить с узниками
пещеры,которые способны видеть лишь в одном направлении,где в глубине мерцание
зажжённых факелов,которые отбрасывают тени.Распознать,где тени,а где реальные
предметы-задача Платона.
Значение блага в философии Платона своеобразно.Знание и
истина,говорит он,подобны благу,но благо следует ставить выше.Реальность,в
противоположность видимости является полным и совершенным благом.Воспринимать
благо,означает воспринимать реальность.
Платон стремится найти первоначала мира:такими идеями являются
для него идеи,материя( как источник зла),демург(Бог),эрос(как любовь к
идеальному),мировая душа( по воле которой идеи соединяются с материей).
Что касается сооотношения чувственных
идей и вещей,Платон указывает 3 вида:
1.
Во-первых,вещи лишь
причастны идеям,т.е. они возникают через причастность особой идеальной
сущности.
2.
Во-вторых,вещи стремятся к
идеям или подражают идеям.
3.
В-третьих,идеи присуствуют
в вещах,благодаря чему вещи становятся похожими на идеи.
Теория идей представляет важный шаг вперёд в
философии,поскольку является первой теорией,которая подчёркивает проблему
универсалий.Платон полагал,что идеи существовали во времени всегда,они не
созданы человеческим разумом, и истина всегда существовала в былые времена.
Аристотель:онтология и этика.
Аристотель-величайший из древнегреческих
философов,основоположник дуализма, ,,отец” логики,ученик и решительный
противник Платона.Он родился в 384 году до нашей эры в Стагире в семье врача.
Литературная-научная и философская продуктивность
Аристотеля была чрезвычайно велика.По существу в его сочинениях охвачены все
отрасли современного философского и научного знания.
Этика
Аристотель
выделил этику в особую и притом значительную проблему философии.С именем
Аристотеля связывают три сочинения по этике:,,Никомахова этика”, ,,Евдемова
этика” и ,,Большая этика”.
Основой этики Аристотеля служит
психология.Этика изучает индивидуальное поведение человека,его
политику.Является по преимуществу социально-политической этикой т.е. областью
знаний,исследующей нравственные задачи гражданина и государства,вопросы
воспитания хороших граждан и заботы об общем благе.
В древности ,,этика”-учение о
нравственности,означала жизненную мудрость, ,,практические” знания относительно
того,что такое счастье и каковы средства для его достижения.Этика-это учение о
нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых,душевных
качеств,необходимых ему в первую очередь в общественной жизни,а затем и
личной.Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного
человека.Но Аристотель не мыслит отдельного гражданина вне общества.Для него
человек –существо общественно-политическое.Этика Аристотеля тесно связана с его
политикой,с учением о сущности и задачах государства.
Согласно Аристотелю,поступки нераздельно связаны
с человеком,с его деятельностью,со свободным выбором,с общими нравственными и
правовыми нормами граждан общества.
Нравственная деятельность направлена на самого
человека,на развитие заложенных в нём способностей,особенно его
духовно-нравсвенных сил,на совершенствование его жизни,на реализацию смысла
своей жизни и назначение.В сфере ,,деятельности”,связанной со свободой
воли,человек ,,выбирает”личности,сообразующей своё поведение и образ жизни с
нравственным идеалом,с представлениями и понятием о добре и зле,должном и
сущем.
Человек должен родиться со стремлением к истинной
цели,чтобы хорошо выбрать истинное благо,т.е. быть благородным.И такой человек
будет владеть прекраснейшим и совершенным.
Согласно Аристотелю, в нашей власти и
добродетельность,и порочность, и воздержание.Добродетели-приобретённые
свойства,возникающие при действии,направленном на отыскание середины.Она
середина между двумя пороками:избытком и недостатком.
Аристотель высоко ценит добродетели
человека:мудрость,мужество,справедливость и дружбу.
Философ исходит из того,что люди не одинаковы по
своим способностям,формам деятельности и степени активности,поэтому и уровень
счастья или блаженства разный.
Онтология.
Учение
о бытие стали называть онтологией-от греч.онтос-учение о существе или о
сущности,бытии,сути.
Всякое единичное имеет свою суть,которая
постигается умом,а не чувствами.Такая суть вечна и в себе
неизменна,неподвижна,совокупность этих сутей образует
высший,сверхчувствительный уровень бытия.
Сущность-ключ к сущему.Аристотель говорит,что
сущностью признают субстрат,суть бытия и то,что из них состоит,а
также-всеобщее.(vii,13.с.133)
Сущность-это единичное,обладающее
самостоятельностью бытие.Она отвечает на вопрос:,,Что есть вещь?''.
По Аристотелю,для нашего понятия и познания
единичное бытие есть сочетание ,,формы'' и ,,материи''.
Модель бытия Аристотеля воплощается в четырёх
причинах.Его задача:научиться различать объекты и идеи.Суть учения:чтобы
определить вещь,необходимо и достаточно знать четыре основания:
1.
Материальные,то из чего
состоят вещи,их субстрат.
2.
Формальные,в которых форма
проявляет себя,образуя сущность,субстанцию бытия.Каждая вещь есть то что она
есть.
3.
Действующие или
производящие-рассматривающие источник движения и превращения возможности в
действительность,энергетическая база формирования вещей.
4.
Целевая или конечная
причина,отвечающая на вопрос:,,Почему?'' и ,,Для чего?''.
В плане бятия форма-сущность предмета,в плане
познания-понятие о предмете.Форма,согласно Аристотелю-это активное
начало,начало жизни и деятельности.Высшие сущности он называет чистыми
формами.Форма не существует сама по себе:она как бы оформляет вещи и тогда
становится сутью бытия.
Материя амфорна и бесформенна:она как бы является
неопределённым бытием,хотя она и источник вещей,но без формы она не творит
вещи.Материя даёт лишь как бы возможность вещи,а её действительность возникает
из оформленности материи.
Возможность-одна из форм существования
небытия.Материя может обладать формой,но может быть и лишена её.Лишённость-это
и есть небытие.
Поэтому у Аристотеля ,,форма'' и ,,материя''-два
первоначала всего сущего.
Аристотель всегда связывает движение с
соответствующей энергией,без которой не может произойти превращение из
потенциального в актуальное.Высшее,безусловно единство действительности и
возможности,всеобщее тождество энергии мышления и дела,осуществляемое
им,Аристотель называет энтелехией.Форма уже наперёд содержит то,что должно
возникнуть.Это-ум,его содержание есть цель,идея,которая осуществляется
посредством деятельности творца,замыслившего что-то и реализующего свой
замысел.Понятие энтелехии вносит в движение теологический характер.Теологизм
Аристотеля находит своё высшее развитие в его учении о Перводвигателе.Движение
вечно и поэтому должно существовать нечто,что приводит в движение все тела.Это
и есть первый Двигатель.Без первого Двигателя не может быть никаких других
двигателей,не может быть никакого движения.Перводвигатель есть энергия,чистая
деятельность.Будучи энергией,Перводвигатель не обладает ,,материей'',в нём нет
костного,он есть чистая форма-цель.Как вечная и невозникшая причина мирового
процесса,как причина всех происходящих в мире движений,Перводвигатель мира есть,согласно
мысли Аристотеля,Бог.
В этом акте соединяются понимание и
понимаемое.Мысль понимаемое в субстанцию.Следовательно,сама жизнь предстаёт в
форме созерцательной активности разума.Высшее её воплощение-Бог как неподвижный
Двигатель,сверхчувственная субстанция,чистый акт,мышление о мышлении.Бог- не
действующая причина.Мир не сотворён Богом,ибо в таком случае до акта творения
должна была быть потенция-хаос.Универсум Аристотеля вечен,Бог,оставаясь
неделимым,неизменным и бесстрастным,лишь двигает его к совершенству.
Литература:
1.
Кессиди Ф. ,,Сократ’’
3.
Асмус В. ,,История
античной философии’’
4.
Аристотель ,,Метафизика’’
Ии