Средневековая философия Азербайджана
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ , ЭКОНОМИКИ И ПРАВА.
РЕФЕРАТ
"СРЕДНЕВЕКОВАЯ
ФИЛОСОФИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА"
ПОДГОТОВИЛ:
СТУДЕНТ 1-ГО КУРСА
БАБАЕВ ТАГИР
ПРЕПОДОВАТЕЛЬ:
МАМЕДОВ АЗИЗ
БАКУ-2002г.
История
средневекового Азербайджана характеризуется развитием феодальных
общественно-экономических, политических и духовных отношений.Насильственное
включение страны в состав Халифата в VII в., соединение таким образом всех её
регионов (севера и юга),почти что всего населения, установление между и внутри
ними более или менее устойчивых экономических,политических и духовных связей
под управлением огромного теократического государства , а также объединение их
при помощи одной , притом более совершенной монотеистической религии - ислама в
общем и целом относительно благоприятно сказывалось в её развитии.Тем более,
что в этом государстве в VII-XII вв. шел
великий процесс формирования и процветания новоарбской ( частью арабоязычной)
культуры , материальной и духовной , на почвеосвоения достижений собственно
арабской , египетской , сирийской , античной , персидско-тюрской и др. культур
. Успешное развитие экономики , оживление всей хозяйственной сферы , торговли ,
создание систем социального , бытового , культурного обслуживания (домов
мудрости , книги , баней и т.д.); преодоление серьёзных разногласий , нередко
даже враждебных отношений между различными этническими общностями , племенами ,
народностями , устройсво взаимоотношений между всеми людьми на основе
принципов равенства , свободы и соблюдения правовых ,нравственных норм ,
установленных шариатом , регулярные встречи верующих по пятницам в мечетях для
совместного осуществления дневного намаза, где имели также возможность
свободного общения между собой и обсуждения своих проблем ; открытие широкой
сети мечетей и школ в целях изучения и распростанения религиозных и научных
знаний среди всего населения постепенно привело к формированию большого
множества образованных людей , среди которых выделялись всемирно известные
ученые , медики , поэты , теологи и философы. Вот эти
данные , а также многие другие достижения арабоязычной культуры говорят о том ,
что по своему уровню она стояла выше европейской культуры эпохи раннего
средневековья.
Общее
силовое поле всей арабоязычной культуры как единое неустанно создавалось
усилиями всех народов мусульманского мира и также непрерывно возвращалось ко
всему этому множеству , распредиляясь между ними. В этом взаимодействии
принимали участие представители Азербайджана , в том числе и философы.А в
Азербайджане вместе с Кораном проникают различные и многочисленные
философско-религиозные течения , возникшие в Халифате в VII-X вв.,так или
иначе связанные с содержанием , положением ,ролью и вопросами совершенствования
мусульманской религии , а также с идейно-политической позицией создателей и
сторонников этих направлений.Вот главные из них : суннизм , шиизм , хариджизм
,исмаилизм ,суфизм ,мутазилизм ,пантеизм ,общество "Братьев чистоты"
, ашаризм ,перипатетизм ,хуруфизм.(О данных направлениях и их представителях в
Азербайджане имеется подробный материал в работах : З.А.Кулизаде "Из
истории азербайджанской философии VII-XII вв." Баку
1992г.; Закир Мамедов "Азербайджанские философы и мыслители
средневековья" Баку 1993г.; Закир Мамедов "Азербайджанская история
философии" Баку 1994г..)
Одним из
выдающихся представителей философской мысли средневекового Азербайджана
является АБУЛХАСАН БАХМАНЬЯР ( 993-1066гг.).Он считается крунным представителем
восточного перипатетизма . Место рождения философа неизвестно. Средневековые
авторы называют его "азербайджанцем"(ал-Азербайджани).Онт был
учеником и последователем ИБН СИНЫ.
Учитель
писал о своём ученике : "Он мне любим как сын и даже больше . Я дал ему
образование , воспитание и довёл его до такого уровня". Большинство
полемических произвидений ИБН СИНЫ написано на основе вопросов БАХМАНЬЯРА . Его
ценными философскими произведениями являются : "Книга преобретения
знаний", "Книга украшения по логике","Книга красоты и
счастья","Трактат о предмете метофизики","Трактат о
ступенях сущего".
Продолжая
философскую линию АЛЬ-ФАРАБИ и ИБН СИНЫ, БАХМАНЬЯР развивает их учение о бытии
, по которому имеются два вида бытия : необходимо- сущее и возможно-
сущее.Первое-нематериальная, а духовная сущность.Оно - единое, в нём неможет
быть никакой множественности.Далее он отмечает , что будучи неким -а- единое
неможет быть не -А-,то оно будет только -а-.Оно не есть тело. Атрибуты его -
разум ,благо ,истина ,абсолютное совершенство , чистая красота , могущество ,
вечное живое (действующее, воспринимающее), великодушие, первопричина
(Бахманьяр ал-Азербайджани.Ат-тахсил /познание/ ,Баку-1983г.).Из единого как
бытийно-необходимового само по себе , утверждает далее он ,следует возможно -
сущее , которое обязательно бывает множественным , включающим в себя всё ,что
есть в мире : умы , деятельные разумы , небесные сферы и их души , человеческие
души , материальный мир : огонь, воздух, вода , земля, минералы , растения,
животные , люди. Как видно , тут обнаруживается объективно-идеалистическое
мировозрение азербайджанского философа , своеобразно сочетающее в себе
известное идеалистическое содержание (элементы) учений Платона, Аристотеля
,Плотина , Аль-Фараби , Ибн-Сины и др. мыслителей.В расматриваемом мировозрении
автором интересно осуществляется развитие , обогащение идеалистической
философской мысли. В ней единые и вышеперечисленные атрибуты его , а также
многие другие общие понятия, категории идеалистами хотя и отрываются как-то от
реальной действительности , однако же не бросаются в небытие какое-либо , а
поднимаются на небеса , обожествляются и принимаются , определяются как образцы
творения , императивы ,твердые идеологические ,правовые и нравственные нормы
поведения - верные или неверные , с противоположными последствиями .
Следует
учесть , что в глубоком средневековье ,где всецело господствовало религиозное
мировозрение, тем более при жестком теократическом режиме видвижение каких-либо
философских идей , несогласных с догматами ислама было очень трудно ,сложно и поблематично.Тем
неменее в учении Бахманьяра наблюдаются некоторые реалистические ,
материалистические тенденции ,прорывающие всё-таки рамки господствующего
мировозрения .К этому можно отнести идеи философа о единстве ,
взаимопредпологаемости причины и следствия , а также идеи неотделимости друг от
друга времени , движения и материи.
Важное
значение с точки зрения развития философской мысли имеет диалектическое учение
Бахманьяра . Бытие ,единое ,многое, сущность, явление ,движение ,пространство ,
время ,качество ,количество, причина ,следствие ,противоречие , и др. категории
диалектики рассматриваются в тесной взаимосвязи и единстве.
При этом для
анализа на первое место им поставлена категория бытия , ибо , как пишет он
,"предметом метафизики является нечто общее для всех вещей , а именно
сущее как таковое , тоесть бытие ". Последнее делится на единое и многое
,состоящее из бесчисленных вещей всего мира , каждая из которых -элемент бытия
, обладает сущностью , а все остальные диалектические категории ,понятия
соответствующих наук также ,призваны раскрывать эту сущность , различные её
уровни . Такое расположение категорий имеет смысл (сюда не включается мысленное
содержание их , вкладываемое Бахманьяром ), заслуживает внимание исследователей
проблемы систематизации диалектики . Кстати , "Учение о
бытии","Учение о сущности","Учение о понятии" как
части "Науки логики" Гегеля расположились в ней также.
АИНАЛКУЗАТ МИЙАНЕДЖИ (1099-1131гг.), видный суфийский мыслитель и
философ-пантеист. Он родился в городе Мийане , расположенном между Марагой и
Тебризом ( в настоящее время эти города находятся в Иране ).Будучи кадием в
Хамадане ,он получил почетное имя "Айнакулзат"-"Око
кадиев".Его знали как оригинального и свободомыслящего философа .За свои
прогрессивные идеи ,противоречашие догматам ислама его арестовали и в
1128г.отправили в Багдад .Будучи в тюрьме ,философ написал трактат "Жалоба
чужестранца ,учение стран мира".Его вернули в Хамадан и в ночь на 6 мая
1131г. казнили в медресе , где он читал лекции .
В произведениях
"Сливки истины","Введения" и "Жалоба
чужестранца..."философ разработал идеалистическую концепцию пантеизма .В
ней бытие делится на общие виды ,под которым понимается всё существующее.Здесь
мир вещей представляется как внешнее проявление абсолютно бесконечного бытия -
Бога , которое в целом одновременно и едино и множественно.Данное положение ,
вызвавшее возмушение мусульманских теологов , на деле же означает признание
очень важной истины метафизики о том , что всякое бытие - единство единого и
многого.
ШАХАБАДДИН ЯХЪЯ (ИАХИА) СУХРАВАРДИ (1154-1191гг.) - философ и поэт , больше
известен как основоположник философии ишракизма . Основные вопросы его изложены
в "Статуи света","Имадиевские скрижалы","Книга о
свете" и особенно в "Философия озарения".Перипатетическая и
суфийская проблематика рассматривается им с позиции ишракизма ,согласно
которому вершину всего сущего составляют светы и тени , венчает абсолютный свет
- Свет светов .Из этого единого возникают по ступеням другие света и их тени
.Основу всего сушего , утверждает он ,образует материя , принимающая "то
форму огня ,то форму воздуха , то форму воды , то форму земли".Им
расмотренны также категории субтанции и акциденции , и т.д.
НИЗАМИ
ГЯНДЖЕВИ (ок.1141-ок.1209гг.) - поэт и мыслитель . Основное сочинение
"Пятерица"("Хамсе") состоит из 5 поэм : "Сокровишница
тайн","Хостов и Ширин","Лейли и Меджнун","Семь
красавиц" и "Искандер-наме".Высокие поэтические мысли в честь
Аллаха ,творца всего сущего , не имеющего ни начала , ни конца ,вечно живого,
вынесенные Низами на первые страницы своих поэм ,свидетельствуют о
религиозно-идеалистической исходной позиции его мировозрения .При этом
великолепно он воспользовался всем богатством ценных философских (включая и
материалистических), социально-политических, правовых, нравственных идей
,имеющихся в античной и арабоязычной духовной культуре ,органически сочетая их
общечеловеческими проблемами ,передовыми идеями ,научными достижениями своего
времени , а главное соответствующими представлениями собственного творчества
.Основу последнего состовляют идеи гуманизма ,социальной свободы
,справедливости , создание идеального общества для плодотворной деятельности и
счастливой жизни людей.
МАХМУД
ШАБУСТАРИ (1287-1320гг.), ИМАДЯДДИН НАСИМИ (1369-1417гг.) - являются видными
представителями поезии и суфийско-пантеистической философии.
СЫРАДЖАДДИН УРМАВИ (1193-1283гг.) - является одним из крупных представителей
восточного перипатетизма .Он родился в Урмии (ныне Иран) ,находящейся в Южном
Азербайджане. Им написано более десяти произведений по логике и философии.
Среди них особое внимание привлекают "Восхождение
светов","Тонкости мудрости","Трактаты о науке -
диалектика","Приобретение знаний". А самой большей популярностью
пользовалось первое из них, в котором вместе, последовательно и подробно
рассматриваются категории бытия, движения, пространства и времени.Интересно и
очень важно, что философ, указывая в частности на различные виды движения,
приобретение знаний, т.е. процесс познания также относит к данным видам. По мнению
его, процесс познания имеет две ступени: чувственное восприятие и логическое,
разумное мышление. Логика же изучает пути и условия приобретения нового знания.
Он вслед за Аристотелем утверждал, что главное назначение
логики-постижение истины.При этом познание должно идти от известного к
неизвестному. Важное значение имеет и то, что, указывая на необходимость
строгого соблюдения формально-логических правил установления истины, С.Урмави
советует учесть также критерий истинности по содержанию.
В учении
Сыраджаддина Урмави очень важное место занимают передовые
социально-политические и этические идеи. В этой связи исходным для мыслителя
является понятие "человек", характеризуемый им как социальное
существо.Чтобы обеспечить собственное бытие человек, по его мнению,
должен жить в согласии с другими представителями общества: семьи, города,
области, страны. Люди совместно могут приобрести средства производства и
потребления.Развивая мысль, он рассматривает далее взаимодействия между людьми
по поводу собственности. В этом отношении, писал он, люди нуждаются в двух
группах вещей.Первая-находящиеся в государственном владении земля, вода,
растения, охотничьи угодья и т.д., а другая-имущества индивидов. И требуется
правовал, юридическая охрана всей этой собственности, а также справедливое
регулирование отношений между людьми вообще. Говоря о разделении общества на
различные группы, мыслитель высоко оценивал роль трудящихся масс в общественной
жизни и считал необходимой заботу о них, что является обязанностью
государства, властителей и управляющих. Он писал в данной связи: "Знай,
что внимание к поданным, бережное отношение к ним и их охрана необходимы для
престолодержателя по двум причинам. Первая причина в том, что подданные
составляют ствол государства и державы, ибо не будь подданных, не будет и
державы. Чем больше подданных , тем больше продлится жизнь государства и
державы... Вторая причина в том , что основа державы - богатство... Нет
богатства без строительства , нет строительства без справедливости и политики
... А богатство собирается у поданных . Значит , поданные - есть основа
богатства" (Закир Мамедов "Азербайджанские философы и мыслители
средневековья." стр.56-57).
В
установлении социальной справедливости , равенства между людьми усматривал
С.Урмави наивысшую обязанность правителей .
А
справедливостью , по его мнению ," является то , что правители делают
подданых равными между собой , а себя - равными в правах с подданными"(
там же , стр.58 ). Кстати , идея эта вполне современна и актуальна , особенно
для Азербайджана . Так , она минус авторитарный режим ( долой шах ! ) , плюс
демократия и в итоге получаем гражданское общество , о котором мечтаем .
Философ далее отмечает , что справедливость - залог богатства и благополучия ,
а господство несправедливости - причина всеобщего разрушения и падения общества
.
Богатое ,
содержательное философское , социально-политическое и этическо-идейное наследие
С.Урмави оказало благотворное воздействие на сознание людей , особенно
мыслителей во все последующие времена и сохраняет таково значение для
настоящего и будущего .
НАСИРАДДИНН
ТУСИ (1201-1274гг.) известен как ученый-энциклопедист , владелец обсерваторий в
городе Мараге , видный философ , математик , физик , астроном , логик . Главные
произведения по философии и этике : "Деление всего существующего и их
разряды" , "Основы приобретения" , "Комментарий к книге
/Указания и примечания/" , "Ахлак-е насири" . Для правильного
понимания сути философского учения Н.Туси , следует с самого начала обратить
внимание на тот факт , что он во многих своих трудах , беседах вместо понятия
"философия" употребляет понятие "мудрость" ( Закир Мамедов
"История Азербайджанской философии" Баку-1994г. , стр.243 ) .Этот
факт показывает , что марагинский мыслитель видимо исходит из буквального
значения философии , означающей стремление к мудрости , постижение её , слияние
с ней . И зная , что мудрость заключается в первую очередь и главным образом в
успешном познании сущности бытия как определённой целостности и значимых для
человечества многочисленных вещей , явлений , процессов , Н.Туси советует взять
и познать их так , как они есть в действительности и в должной мере выполнять
вытекающие отсюда требования .
Выступая с
позицией своих восточных предшественников Фараби , Ибн-Сины и Бахманьяра ,
азербайджанский ученый-философ также всё бытие делит на необходимо сущее ,
божественное бытие и возможно сущее природное , человеческое бытие . Подробно
рассматривая вопросы возможного бытия , он указывает на неуничтожимость и
вечность материального мира , в котором из разнообразного сочетания простых
элементов : огня , воздуха , воды и земли возникают сложные вещества , минералы
, растения , животные и т.д. Он мечтает также , что никакие вещи в этом мире
полностью не исчезают , а лишь превращаются из одного состояния в другое , из
одной формы в другую .
В учении
Н.Туси важное место занимают вопросы теории познания . Здесь он высоко
оценивает значение как чувственного , так и логического познания . Первое , по
его мнению , даёт информацию о внешних сторонах , свойствах вещей , второе же
даёт возможность для понимания , проникновения в их сущность .
В творчестве
Н.Туси огромное и значительное место занимают этические и
общественно-политические его идеи . В этой связи следует указать на глубоко
содержательную и прекрасную книгу мыслителя
"Ахлаке-Насири"("Этика") . В ней говорится , что это -
наука о способности приобрести такие свойства человеческим духом , чтобы под
его управлением поведения и поступки становились прекрасными и похвальными .
Исходя из противоречивой сущности человеческого духа , Н.Туси утверждает что ,
этот дух может повести человека как по пути восходящего развития , так и -
нисходящего . А выбор пути тут определяется самим человеком , находится в
распоряжении его сознания и воли .
Исходя из
социально-политических идей Фараби , азербайджанский мыслитель , разрабатывал
своё учение о справедливом общественном устройстве и благотворной работе его .
Выдвигая идею о том , что человек - социальное существо не сможет существовать
вне общества , Н.Туси далее писал , что для обеспечения своей безопасности и
создания необходимых условий для жизни и труда люди нуждаются в тесном
взаимодействии и взаимоподдержке . Поэтому они естественным образом связываются
между собой , создавая различные социальные общности : семью
, поселение , город , страну , а также различные учреждения экономики ,
политики и культуры .
Подчеркивая
огромное значение политики , он называл её " общественной мудростью
". Государство , являющееся главным политическим органом , с его точки
зрения , должно быть светским . При этом он не полностью отделяет религию от
участия в деле управления обществом . Здесь , считает он , законы государства
установки норм религии должны дополнять друг друга . Далее , противопоставляя
верную справедливую и неверную несправедливую политику главы государства ,
Н.Туси высоко оценивает значение правильной политики , поскольку при ней
повсюду в стране утверждаются законность и порядок , содействующие умножению
общественно-полезных дел , процветают экономика и культура , жизнь народа
становится богатой и счатливой . А вторая политика сопровождается нарастанием
беззакония и беспорядка , общественно вредных дел , усилением угнетения
трудящегося населения , незаконным обогащением главарей государства ,
чиновников , обнищанием огромного большинства народа , ростом его недовольствия
и сопротивления .
МАХМУД
ШАБУСТАРИ (1287-1320ГГ.) - философ-пантеист , родился в Шабустане ,
расположенном недалеко от Тебриза . Он получил блестящее образование . Его
философская поэма "Гюльшан-и раз"("Цветник тайн") , начиная
с XIV в. по
настоящее время привлекает внимание читателей , философов , иследователей как
на Востоке , так и на Западе . Она неоднократно переиздавалась на многих языках
мира . Другой его труд "Саадат-наме"("Книга счастья") также
написан в стихах . А его произведения "Непреложная истина в познании
господа миров" и "Зеркало искателей истин" написаны в обычной
форме - прозой .
Говоря о том
, что единое бытие и бог одно и тоже , Шабустари доходит до утверждения :
" все частицы мира подобны Мансуру " , т.е. каждая из них - бог . При
этом высказывает он очень интересную и важную диалектическую идею : "
Бытие внешне во множественности , но оно едино внутренне " (М.Шабустари
"Гюльшан-и раз" Баку-1977 , стр.77) ; " Мир - это дело
относительное . Подобно единице , распространённой в цифрах " ( Там же
стр.34 ) . Вот ещё другое важное диалектическое положение : " Все вещи
появляются через противоречия " ( Там же стр.40 ) . Эту мысль философ
развивает дальше и глубже : " Смотри , всё в мире смешано друг с другом :
Ангел с демоном , сатана с Архангелом " ( Там же стр.44 ) . Представляет
так большой интерес идеи философа о всеобщей закономерной связи и эволюции
движения развития предметов и явлений действительности , с нахождением всего во
всём :
" Всё кружится , но ни одна частица из них ,
Не выходит за пределы возможного .
Определённость
сковывала каждого из них ,
Частностью своей от всеобщего зависимы ...
Всё в движении и вечно в покое -
Ни начала возникновения , ни конца " (Там же стр.44-45) .
Указывая же
на отражение всего во всём , философ утвеждает :
" На крылышке комара - место всему .
В точке глаза - весь небосвод .
В такое маленькое зернышко - сердце
Помещается создатель двух миров .
В нём оба мира совмещались ,
То оно превращается в иблис , то - в адам " (Там же) .
А касательно
теории познания на вопрос : " от собственной мысли я в изумлении , что
представляет собой мышление ? " М.Шабустари отвечает в частности так :
" Представление , которое существует для обдумывания ,
У людей разума порождает мышление .
От обдумывания известных представлений
Непознанное становится познанным ...
Условием хорошей мысли является абстракция ,
А затем - проблеск сияния подтверждения " (Там же с.39).
И продолжает
далее :
" Иди , подобно Халилу , ищи истину ,
Ночь
преврати в день , день в ночь ...
Истина даст тебе всё , что тебе захочется ,
Покажет тебе все вещи какими они есть " (Т.ж.с.46-47) .
Отсюда
явствует , что автор данных стихов прекрасно разбирается также в сложных
вопросах гносеологии , в взаимосвязи чувственной и логической ступеней
познания , учения об истине .
Очень
интересны , созвучны с современностью и актуальны , особенно для нашей страны ,
обращения М.Шабустари , вытекающие как-то из пантеистического его учения и
призывающие к смелым активным действиям :
"
Делай если теперь ты можешь сделать ,
Если
не можешь , тогда какая польза от того что ты знаешь ...
Мир
принадлежит тебе , а ты беспомощный ,
Нет
больше тебя , терпящего лишений .
Подобно узникам сидиш в одном помещении ,
Своею беспомощностью связал свои ноги ...
Храбрецы мира потоплены в крови ,
А ты
, укрывший голову , не ступаешь ногой наружу " (Т.ж.с.46) .
Высоко
оценивая пантеистическое учение Махмуда Шабустари ( и некоторых других
мыслителей ) , Мирза Фатали Ахундов соглашается с его идеями о том , что "
вся вселенная есть одно существо , могущественное , совершенное , всеобъемлющее
, проявляющееся во множестве , в бесчисленном разнообразии , без воли под
своими законами , то есть под своими условиями " ( М.Ф.Ахундов
"Избранные философские произведения" Баку-1982 , стр.83 ) .
В заключение
следует подчеркнуть , что пантеистическое учение Махмуда Шабустари включает в
себя весомое материалистическое содержание , проявляющееся также в том , что
философ-поэт выдвигает идею об эволюции неорганического мира в органический , о
естественном происхождении человека из животных путём длительного развития ,
где имеется много промежуточных звеньев . Среди них самым близким к человеку
является обезьяна , у которой все органы тела похожы на человеческие .
ИМАМЕДДИН
НАСИМИ (настоящее имя Сейид Али) - выдающийся поэт , основоположник
азербайджанской классической поэзии , крупный философ-пантеист . Родился он в
Шемахе в 1369 году . Здесь же получил образование , глубоко овладел философией
, религией , их историей , светскими науками , а также основами литературного
творчества . И , разумеется , данное блестящее образование органически
сочеталось у него с совершенным овладением языками , наряду с родным ,
фарсидским и арабским , настолько , что на этих трёх языках он смог сочинять
прекрасные стихи .
Всречающиеся
в произведениях Насими имена таких мыслителей , как Пифагор , Платон ,
Аристотель ,Халладж Мансур Гусейни , Ибн Сина , Айналкузат Миянеджи ,
Шихабаддин Сухраварди , Махмуд Шабустари , Фазлуллах Наими и т.д., дают
основание полагать , что их учения были известны Насими и оказали то или иное
воздействие на формирование его мировозрения . Однако из них больше всех и
существенно повлияли суфий Халладж , Шабустари и Наими - основатель хуруфизма (
араб. "хуруф" - буквы ) . Первый из них , как мы уже знаем , в Х веке
за то , что провозгласил себя богом был повешен в Багдаде . Насими как продолжатель
суфийских идей Халладжа свои первые стихи писал под псевдонимом
"Гусейни" в честь имени казнённого мыслителя . Насими очень близко к
сердцу принял призывы Шабустари , обращенные к человеку : " мир
пренадлежит тебе , потому ты должен не укрываться , а приступить к решительным
действиям , не взирая даже на то , что ' храбрецы мира потоплены в крови '" . И
стал Насими одним из таких , притом великих героев . А воздействие на него
учения и личности Наими было так существенно и значительно , что он принял
новый псевдоним "Насими" , созвучный с именем этого своего учителя ,
ставший постоянным , историческим .
Фазлуллах
Наими , родом из Тебриза , крупный азербайджанский поэт и философ . Своё
философское и социально-политическое учение изложил он в произведениях "Джавидан-намэ"("Книга
о вечности") , "Аршнамэ"("Книга о троне") ,
"Махаббат-намэ"("Книга о любви") . По учению Наими , 28
букв арабского и 32 - фарсидского алфавита являются символами тайн вселенной .
Из них образуются слова , речи , книги , а также им соответствующие вещи , лик
и тело человека . Имеют место в данном учении и проявления
элементо-пифагореизма , неоплатонизма , исмаилизма в виде мистики слов ,
геометрических линий , форм . За распространение идей хуруфизма и острую
критику властителей , всех угнетателей Наими и его последователи подвергались
жестоким преследованиям со стороны Эмира Тимура . Именно по указанию последнего
сыном его Мираншахом , Наими был арестован и казнён в Нахичеване в крепости
Элиндже (1393 , 94 г.) .
Итак ,
творчески осознавая также философские и социально-политические учения многих
других знаменитых мыслителей прошлого и своего времени , Насими в
многочисленных глубокосодержательных и высокохудожественных стихотворениях
создавал своеобразное и интересное пантеистическое учение , разумеется в
несистематизированном виде . При этом его больше всего занимали вопросы
гносеологии и человеческого существования. Вот , как это выглядит в одном
стихотворении :
"
Знаешь , где своё начало весь наш мир берёт ?
Человеческий откуда происходит род ?...
И
откуда происходит вер различных ряд ,
Убеждений , мнений разных - кто лишь их сочтёт ?
Почему
один всё время знает лишь печаль .
А
другой , не зная горя , в радости живёт ?
Насими
, скажи всем , что ты ведаешь о том ,
Почему
тому достаток , а тому - лишь гнёт , "
( Имамеддин Насими "Избранная
лирика" . В двух томах .
Баку-1973 , Т-2 , стр.57 ) .
Центральное
место в мировозрении Насими занимает идея тождества Бога со всей вселенной , во
всех вещественных и людских представителях которой Бог непременно присутствует
и действует . И каждый такой представитель если обладал бы способностью
познания и речью , мог бы от имени всей вселенной заявить : Я - все Я -
истина Я - Бог . Или сама необъятная вселенная говорит всё это устами
выдающегося .