Животный мир как объект правовой охраны
Московский Центр
Образования
Натальи Нестеровой
Новый
Гуманитарный Университет
Факультет
Правоведение
Экологическое
право.
РЕФЕРАТ
ЖИВОТНЫЙ МИР КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ.
Исполнитель: Васильева Алена Михайловна
группа Л1Ю2
Москва - 1996
П Л А Н
I. ВВЕДЕНИЕ.
II. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ
РЕЖИМ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНЫМ МИРОМ.
1.
Животный мир как объект
эколого-правового режима.
2.
Особенности
государственного управления эколого-правовым режимом животного мира: понятие,
органы, функции.
3.
Право пользования животным
миром и его виды.
4.
Правовая охрана животного
мира.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ
Все взаимосвязано со всем - гласит
первый экологический закон, а значит, и шага нельзя ступить, не задев чего-либо.
Каждый шаг человека по обычной лужайке - это десятки погубленных
микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные пути, а может
быть и снижающих свою естественную продуктивность. Поэтому необдуманное
поведение человеческого общества в природных экосистемах напоминает поведение
слона в посудной лавке лишь с той разницей, что разбитую слоном посуду можно
заменить вновь изготовленной, а погубленные природные объекты и экологические
взаимосвязи между ними нарушаются необратимо.
Животный мир, являясь
составной частью природной среды, выступает как неотъемлемое звено в цепи
экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и
энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ,
структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова,
биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом.
Вместе с тем животный мир имеет большое экономическое значение как источник
получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья
и других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для
зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные виды
животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное,
лечебное значение.
Животный мир как
объект эколого-правового режима.
Объектом использования и
охраны выступают лишь дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся,
земноводные рыбы, а также моллюски, насекомые и др.), обитающие в состоянии
естественной свобод на суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянно или временно
населяющие территорию страны. Не являются таким объектом сельскохозяйственные и
другие домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе или
полуневоле для хозяйственных, культурных, научных, эстетических или иных целей.
Они являются имуществом, принадлежащим на праве собственности государству,
кооперативным, общественным организациям, гражданам, и используются и
охраняются в соответствии с законодательством, касающимся государственной и
личной собственности.
Особенностью животного
мира является то, что данный объект возобновляем, но для этого необходимо
соблюдение определенных условий, непосредственно связанных с охраной животных.
При истреблении, нарушении условий их существования определенные виды животных
могут окончательно исчезнуть, и их возобновление будет невозможно. И наоборот,
поддержание условий существования животного мира, регулирование численности
животных, принятие мер к разведению исчезающих видов способствуют их
восстановлению и возобновлению. Животный мир поддается преобразовательной
деятельности человека: возможно одомашнивание диких животных, скрещивание и
выведение новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных видов животных
и переселение их в естественные места обитания.
Особенности
государственного управления эколого-правовым режимом животного мира.
В соответствии с
действующим законодательством в области регулирования отношений по охране и
использованию животного мира относятся: распоряжение животным миром;
определение общих мероприятий и установление основных положений, правил и норм
в этой области; разработка и утверждение общественных планов по охране и
рациональному использованию животного мира; установление систем
государственного учета животных и их использования и порядка ведения
государственного кадастра животного мира; государственный контроль за охраной и
использованием животного мира и установление порядка его осуществления; решение
других вопросов.
Государственное
управление в области эколого-правового режима пользования животным миром
осуществляется Советом Министров РФ, местной администрацией, а также специально
уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию
использования животного мира и иными государственными органами. Специально
уполномоченными органами являются: по наземным животным и птицам - Главное
управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РФ
(Главохота РФ), по рыбным запасам - министерства рыбного хозяйства республик,
их органы рыбоохраны.
Функции управления
эколого-правовым режимом пользования животным миром следующие: государственный
учет животных и их использование, государственный кадастр животного мира;
планирование мероприятий в области охраны и использования животного мира;
государственный контроль за охраной и использованием животного мира; разрешение
споров, связанных с пользованием животным миром.
Для обеспечения охраны и
организации рационального использования животного мира ( ст. 31 Закона)
проводится государственный учет животных и их использования и ведется
государственный кадастр животного мира, содержащий совокупность сведений о
географическом распространении видов (групп видов) животных, их численности,
характеристики необходимых им угодий, современного хозяйственного использования
животных и другие необходимые данные.
На основании
постановления Совета Министров СССР от 28 апреля 1984 года “О порядке
государственного учета животных и их использования и государственного кадастра
животного мира”, предусматривающего необходимость обеспечения мероприятий по
ведению государственного учета животных и их использования с 1986 года, а
ведение государственного кадастра животного мира с 1988 года, государственный
кадастр животного мира включает данные государственного учета животных и их
использования по количественным и качественным показателям, а также сведения,
необходимые для обеспечения охраны животного мира, планирования, размещения и
специализации охотничьего и рыбного хозяйства и других отраслей народного
хозяйства, осуществления иных мероприятий, связанных с использованием животного
мира, оценки ресурсов и прогноза состояния животного мира, организации
проведения мероприятий по регулированию численности отдельных видов диких животных.
К животным, подлежащим
учету и занесению в кадастр, относятся животные, являющиеся в установленном
порядке объектами охоты, промысловые водные беспозвоночные и промысловые
морские млекопитающие, насекомые (вредители леса и растений и полезные для леса
и сельскохозяйственных культур), животные, занесенные в Красную книгу,
занесенные в перечни, утвержденные Академией наук РФ и Министерством
здравоохранения РФ, а также находящиеся на территории государственных
заповедников и природных национальных парков. Наряду с дикими животными
объектом государственного кадастра животного мира признаны также необходимые им
угодья (земельные, водные, лесные), что обусловлено неразрывной органической
связью животного мира со средой его обитания и интересами обеспечения животных
необходимыми условиями существования и в первую очередь кормами.
Государственный контроль
за охраной и использованием животного мира имеет своей задачей обеспечить
выполнение всеми министерствами, государственными комитетами, кооперативными и
другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами
обязанностей по охране животного мира, соблюдение установленного порядка
пользования животным миром и иных правил, установленным законодательством, об
охране и использовании животного мира.
Государственный контроль
за охраной и использованием животного мира осуществляется соответствующими
органами исполнительной власти, а также специально уполномоченными на то
органами.
Наряду с государственным
контролем осуществляется также ведомственный контроль за охраной и
использованием животного мира теми органами, в ведении которых находятся
предприятия, учреждения, пользующиеся объектами животного мира.
Функции государственного
контроля выполняет Государственная охотничья инспекция Главохоты РФ, ее
подразделения в областях, краях, автономиях. Государственные инспекционные
задачи по охране лесных животных осуществляет также и лесная охрана.
Государственный контроль
за охраной и воспроизводством рыбных запасов выполняют Главное управление по
охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства
(Главрыбвод) Минрыбхоза РФ, бассейновые управления, инспекции рыбоохраны по
областям, краям, автономиям, районам.
В борьбе с браконьерством
активную роль играют органы внутренних дел. Совместно с государственными
органами контроль за охраной и использованием животного мира производится и
обществами охотников и рыболовов, общественными инспекциями по охране животного
мира, создаваемыми при органах охотнадзора и рыбоохраны.
Право пользования
животным миром и его виды.
Правовой основой
природоохранительной деятельности государства в данной сфере являются Закон
РСФСР “Об охране и использовании животного мира”, а также охотничье и
рыболовное законодательство.
Пользователями животного
мира (ст. 10 Закона) могут быть государственные, кооперативны и другие
общественные предприятия, учреждения, организации и граждане. Они могут
осуществлять следующие виды пользования животным миром: охоту, рыболовство
(включая добывание беспозвоночных и морских млекопитающих, не относящихся к
объектам охоты и рыболовства); в научных, культурно-просвятительных,
воспитательных и эстетических целях; использование полезных свойств
жизнедеятельности животных - почвообразователей, естественных санитаров среди
опылителей растений и др.; в целях получения продуктов жизнедеятельности
животных.
Одним их основных видов
пользования животным миром является охота (ст.12 Закона) - промысловое
добывание диких зверей и птиц, любительская и спортивная охота. Согласно
постановлению Совета Министров СССР от 5 января 1982 года “Об улучшении ведения
охотничьего хозяйства” право на охоту имеют все граждане, являющиеся членами
общества охотников, сдающие испытания по охотничьему минимуму, уплатившие
государственную пошлину с соответствующими отметками в членском охотничьем
билете, получившие разрешение на право пользования охотничьем оружием, путевку
на производство охоты в определенных охотничьих угодьях и разрешение на отстрел
(отлов) указанного вида и количества зверей и птиц.
Для организации
спортивно-любительской охоты созданы добровольные общества - республиканские
общества охотников, Всеармейское военно-охотничье общество, охотничье общество
“Динамо”, которые наделены правом выдачи охотничьих билетов и приему испытаний
по охотминимуму. В этом случае удостоверением на охоту служат охотничий билет,
путевка, выданная обществом охотников, и лицензия на отстрел (отлов)
соответствующего вида и количества животных с указанием срока их отстрела
(отлова) и места охоты.
При промысловой охоте
такими документами являются план-наряд на отстрел определенного вида
промысловых животных или договор с охотопромысловым хозяйством на отстрел
животных, лицензия на добычу лицензионных видов животных.
Добывание диких животных
в порядке научно-исследовательской охоты производится по разрешениям органов
охраны животного мира и платным лицензиям на отстрел (отлов) животных.
Рыболовство (ст. 13
Закона) - промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных и морских
млекопитающих, а также любительский и спортивный лов рыбы и добывание водных
беспозвоночных - осуществляется в установленном порядке.
Все водоемы, которые
используются или могут быть использованы для промысловой добычи рыбы, других
видов водных животных либо имеют значение для воспроизводства рыбных запасов,
считаются рыбохозяйственными и находятся в ведении Минрыбхоза РФ и под его
контролем. Правилами рыболовства по отдельным рыбохозяйственным водоемам и
водным бассейнам определяются места лова, сроки лова рыбы и других водных
животных, перечень запрещенных к отлову ценных рыб, нормы вылова ценных пород
рыбы на одного гражданина, список разрешенных и запрещенных орудий лова и
другие требования.
Промысловая добыча
производится на рыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по
договорам с государственными, кооперативными и другими рыбозаготовительными
организациями. За пределами данных участков лов рыбы этими организациями
осуществляется по билетам органов рыбного хозяйства. Научно-исследовательские
организации проводят лов рыбы по специальным разрешениям органов рыбоохраны.
Спортивно-любительский
лов разрешается всем гражданам бесплатно на водоемах общего пользования: на
водоемах (или отдельных участках этих водоемов), где рыболовство организуется
обществами охотников и рыболовов, членами этих обществ, а на водоемах, которые
определены органами рыбоохраны под организацию культурных рыбных хозяйств,
обществ охотников и рыболовов, - по разрешениям, выдаваемым этими обществами
бесплатно или за плату.
Предприятиям,
учреждениям, организациям и гражданам (ст. 14 Закона) разрешается добывание
животных, не относящимся к объектам охоты и рыболовства. Законодательством
устанавливаются перечни животных, добывание которых осуществляется только по
разрешениям, выдаваемыми специально уполномоченными на то государственными
органами по охране и регулированию использования животного мира, а также
перечни тех видов, добывание которых запрещается.
В соответствии со ст. 16
Закона допускается использование полезных свойств жизнедеятельности животных
без изъятия их из природной Среды, за исключением отдельных случаев. Согласно
ст. 17 Закона использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности
допускается без изъятия животных, а также без их уничтожения и без нарушения
Среды их обитания.
Среди оснований
прекращения права пользования животным миром (ст. 29 Закона) выделяются
следующие: минование надобности в пользовании или отказ от него; истечение
установленного срока пользования; возникновение необходимости изъятия из
пользования объектов животного мира в целях охраны животных; ликвидация
предприятия, учреждения, организации, которым было предоставлено право
пользования; невыполнение пользователями установленных правил, норм и иных
требований по охране и использованию животного мира.
Правовая охрана
животного мира.
Основные требования, которые
должны соблюдаться при планировании и осуществлении мероприятий, могущих
воздействовать на среду обитания животных и состояние животного мира,
зафиксированы в ст. 8 Закона. К этим требованиям относятся: необходимость
сохранения видового многообразия животных в состоянии естественной свободы;
охрана Среды обитания, условий размножения и путей миграции животных;
сохранение целостности естественных сообществ животных; научно обоснованное рациональное
использование и воспроизводство животного мира; регулирование численности
животных в целях охраны здоровья населения и предотвращение ущерба народному
хозяйству. Последнее требование предусмотрено ст. 18 Закона, в которой
говорится, что мероприятия по регулированию численности отдельных видов
животных должны осуществляться гуманными способами, исключающими причинение
вреда другим видам животных и обеспечивающими сохранность Среды обитания
животных.
Меры охраны животного
мира зафиксированы в ст. 21 Закона. Некоторые требования получают конкретизацию
в других статьях Закона. Так, требование охраны Среды обитания, условий
размножения и путей миграции конкретизируется применительно к хозяйственной
деятельности, а именно: при размещении, проектировании, строительстве
населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, в
совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов,
введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных территорий,
прибрежных и занятых кустарником территорий, мелиорации земель, осуществлении
лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных
ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных,
разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха
населения, а также при размещении, проектировании и строительстве
железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей,
линий электропередачи и связи, каналов, платин и иных гидротехнических
сооружений должно быть обеспечено осуществление мероприятий по выполнению
данного требования (ст. 23 Закона).
В соответствии со ст. 24
Закона предприятия и граждане обязаны принимать меры по предотвращению гибели
животных при проведении сельскохозяйственных, лесозаготовительных и других
работ, а также при эксплуатации транспортных средств. Без осуществления таких
мер запрещается выжигание сухой растительности, хранение материалов, сырья и
отходов производства.
В целях охраны животного
мира устанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках,
заказниках и других особо охраняемых территориях. Здесь запрещены виды
пользования животным миром и другая ответственность, несовместимая с целями
заповедывания.
Большое значение имеет
охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных.
Такие животные (ст. 26 Закона) заносятся в Красную книгу. Действия, могущие
привести к гибели этих животных, сокращению их численности или нарушению среды
обитания, не допускаются. В случае, когда воспроизводство редких и находящихся
под угрозой исчезновения видов животных невозможно в естественных условиях,
специально уполномоченные на то государственные органы по охране и
регулированию использования животного мира должны принимать меры к созданию
необходимых условий для разведения этих видов животных. Их добывание и изъятие
для разведения в специально созданных условиях и последующего выпуска на
свободу в научно-исследовательских целях, для создания и пополнения
зоологических коллекций допускается по особому разрешению, выдаваемому
специально уполномоченными на то государственными органами по охране и
регулированию использования животного мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Крупнейший русский ученый,
академик В.И, Вернадский более полувека тому назад отмечал, что мощь
человеческой деятельности можно сравнить с геологической силой Земли,
поднимающей горные массивы, опускающей материки, передвигающей континенты и
т.п. С того времени человечество далеко ушло вперед, и поэтому мощь человека
возросла в тысячи раз. Сейчас одно предприятие - Чернобыльская АЭС нанесло
непоправимый вред огромному региону, который связан неразрывными экосвязями не
только с отдельным континентом, но и имеет большое значение для жизни на Земле,
изменения планетарных процессов.
Поскольку отношение людей
к природе существует только через производственные отношения, то
экологопользование связано в каждой стране с существенными в ней
социально-экономическими отношениями. Различие социально-экономических систем,
обусловливающие и различие эколого-правового регулирования различных стран,
требует внимательного анализа правоприменительной практики.
Возрастание угрозы
экологической катастрофы в глобальном масштабе вызывает осознание настоятельной
необходимости рационализации экологопользования и координации усилий в охране
окружающей Среды в рамках всего международного сообщества.
В последнее время в нашей
стране произошли необратимые перемены - распался Союз ССР и исчезли союзные
структуры. Образование суверенных государств с тяжелейшим экологическим наследием
должно заставить задуматься о создании единого экологического пространства для
выхода из экологического кризиса. Именно в объединении - путь к решению всех
стоящих перед республиками экологических проблем.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Б.В. Ерофеев. Экологическое право.
м., “Высшая школа”, 1992.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Закон РСФСР “ Об охране и
использовании животного мира”.
4. Основы законодательства РФ “О
здравоохранении”.