Третья мировая теория Муаммара Каддафи
МГТУ имени Н.Э.Баумана
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ПО ПОЛИТОЛОГИИ
'' Третья мировая теория''
Муаммара Каддафи
Cтудент :
Группа :
Преподаватель : Волкова И.В.
МОСКВА 1996год.
В 70-80-х годах в странах
арабо-мусульманского Востока получили широкое распространение теории “
социализма национального типа ”,которые стали называть “ исламским
социализмом ”. Отличительной особенностью этих теорий является возврат к
традиции , к культурному наследию прошлого , к исламу .
На основании такого подхода
была создана “ третья мировая теория ” Муаммара Каддафи
, изложенная в его знаменитой
“ Зелёной книге ”. Официально
называя так свою теорию , Каддафи считал её первой и последней , т.е.
претендующей на абсолютную истину .
В ней подробно
раскритикована современная демократия : Каддафи считает , что нынешняя
демократия перестала быть подлинно народной . Довольно сенсационное
заявление в наш век , когда , казалось бы , в современном обществе
достигнут пик демократичности . Но Каддафи , рассматривая сущность
демократии , приводит , иногда , такие доводы с которыми трудно не
согласиться . Рассмотрим некоторые из них .
Орудие правления . Победителем в борьбе за власть
всегда выходит орудие правления - отдельная личность , партия , класс , а
побеждённым всегда оказывается народ , то есть , по мнению Каддафи ,
подлинная демократия . Политическая борьба нередко приводит к приходу к
власти того орудия правления , которое представляет собой меньшинство ,
“ к тому же законным демократическим путём ”! То есть все ,
существующие политические режимы фальсифицируют подлинную демократию и
являются диктаторскими режимами .
Парламенты . Парламентаризм - порочное решение
проблемы демократии . Парламент не может выступать от имени народа ,
потому что демократия означает власть самого народа , а не тех ,
кто выступает от его имени .
Методы избирания парламента не могут считаться демократическими , потому
что массы получаются полностью оторванные от депутата . Депутат
монополизирует власть масс и право решать за них их дела . Парламент ,
по сути,
представляет не народ , а
победившую на выборах партию .
В целом , теория представительского
правления - устаревшая и изжившая себя практика , придуманная философами
и мыслителями в ту пору , когда народом помыкали правители , как
бессловесным скотом .
Партия . ...Это современное диктаторское орудие правления
- это власть части над целым . Партии создаются группами людей для
осуществления своих интересов или навязыванию обществу своих взглядов
и установлении господства в нём своей идеологии . Количество партии не
меняет существа дела . Более того , чем больше партий , тем острее
между ними борьба за власть , что подрывает программу , направленную на
благо всего общества . Интересы общества и общественного развития
приносятся в жертву межпартийной борьбе за власть . Кроме того , партии
могут быть продажны и могут быть подкуплены извне и изнутри .
Оппозиция - это не орган
контроля народа за деятельностью правящей партии , она лишь выжидает
подходящий момент , чтобы занять место правящей партии у кормушки
власти . Контроль находится в руках партии , стоящей у власти (
посредством парламента ), а власть - в руках партии , осуществляющей
контроль .
Отсюда ясно , как лживы ,
фальшивы и несостоятельны существующие в современном мире политические
теории .
Каддафи сравнивает партию и
клан . По его мнению , борьба партии за власть ничем не отличается от
борьбы за власть между племенами и кланами . Оба этих вида борьбы
оказывают на общество негативное и разрубающее воздействие .
Референдум . Референдум - это фальсификация
демократии . Голосующие могут сказать всего лишь одно слово либо “да”
либо “нет” . По Каддафи , каждый должен иметь возможность обосновать
своё желание , причину , одобрения либо неодобрения .
Какой же выход из такого
издевательства , по его мнению , над народом предлагает Каддафи ?
Получается , чтобы быть до
конца демократичными , надо создать такое орудие правления , которое
являло бы собой весь народ в целом , а не представительство от его
имени .
Каддафи предлагает создать
особую иерархическую структуру народных конгрессов и комитетов . В
результате ,”которой управление становится народным , народным становится
контроль , утрачивается определение : демократия - это контроль народа над
правительством , и на его место приходит новое : демократия - это
народный самоконтроль “.
Всеобщий народный конгресс
является форумом народных конгрессов и комитетов .
Закон общества . Подлинным Законом общества
является либо обычай , либо религия . Всякая попытка установить Закон
общества , минуя эти исходные отправные моменты , неправомерна и
нелогична. Все ныне существующие конституции это не естественный закон ,
а средство власти над народом . При подмене подлинного Закона на закон
, созданный человеком появляется угроза свободе человека . Свобода
находится под угрозой , если общество не имеет священного Закона , в
основе которого лежат незыблемые нормы , не подлежащие изменению или
исправлению по воле орудий правления .
Наиболее соответствующий
человеческому достоинству закон - это религия . Она включает в себя
обычай - выражение естественной жизни народов . То есть религия - это
утверждение естественного закона . Все остальные законы неправомерны ,
поскольку они не основываются на естественном источнике - обычае и
религии .
Кто наблюдает за ходом жизни общества ? Из описанной выше
системы следует , что общество само осуществляет контроль над собой .
Как общество исправляет положение в случае
отклонения от Закона ?
Поскольку народ сам становится
орудием правления , все происходящие отступления от Закона общества
носят тотальный характер и должны корректироваться с помощью
демократической перестройки , а не посредством применения силы . В такой
ситуации не существует органов , стоящих над народом , против которых
могли бы быть направлены насильственные действия и на которых могла
бы быть возложена ответственность за отступление от Закона .
Каддафи утверждает , что
никакой иной концепции подлинно демократического общества существовать
не может . С этим утверждением можно поспорить . Потому что принципы
подлинной демократии Каддафи накладывают определённые условия на
применение данного устройства общества конкретным странам . Для примера ,
в нашей стране , занимающей довольно обширную часть географической карты
, со множествами народностей и с не меньшим числом религий (
основополагающая Закона общества , по Каддафи ) будет очень трудно
сформулировать Закон общества , чтобы не оказалась ущемлённой ( иначе
не будет подлинной демократии ) ни одна , даже самая маленькая ,
народность .
По моему , даже эта небольшая
дилемма доказывает не абсолютность теории Каддафи , хотя следует признать
, что в ней есть не мало мыслей , заслуживающих внимания .